Научная статья на тему 'Проблема компетентности и конкурентоспособности в непрерывном образовании'

Проблема компетентности и конкурентоспособности в непрерывном образовании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
151
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
базовые компетенции / обучение на протяжении всей жизни / возрастные когорты / неравенство / Basic competences / life courses / age cohorts / inequality

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шёманн Клаус

Базовые компетенции, такие как грамотность, являются основополагающей со-ставляющей базового образования. Даже в современных промышленно развитых странах все еще существует большое число людей, не достигших достаточно высоких уровней компетентности, в особенности в старшем возрасте. Этот вопрос требует вложения достаточных ресурсов, несмотря на ограниченность национальных бюдже-тов. Это общая ответственность государства и индивидуумов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic competences like literacy are a fundamental part of a basic education. Even in modern industrialized societies there are still large numbers of persons who do not reach sufficiently high competence levels particularly at older ages. Sufficient resources need to be put to the issue despite restrictions on national budgets. It is a shared responsibility of the state and individuals.

Текст научной работы на тему «Проблема компетентности и конкурентоспособности в непрерывном образовании»

ПРОБЛЕМА КОМПЕТЕНТНОСТИ И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ1

K. Шёманн

Базовые компетенции, такие как грамотность, являются основополагающей составляющей базового образования. Даже в современных промышленно развитых странах все еще существует большое число людей, не достигших достаточно высоких уровней компетентности, в особенности в старшем возрасте. Этот вопрос требует вложения достаточных ресурсов, несмотря на ограниченность национальных бюджетов. Это общая ответственность государства и индивидуумов.

Basic competences like literacy are a fundamental part of a basic education. Even in modern industrialized societies there are still large numbers of persons who do not reach sufficiently high competence levels particularly at older ages. Sufficient resources need to be put to the issue despite restrictions on national budgets. It is a shared responsibility of the state and individuals.

Ключевые слова: базовые компетенции, обучение на протяжении всей жизни, возрастные когорты, неравенство.

Key words: Basic competences, life courses, age cohorts, inequality.

Введение. Еще в 1997 г. на Всемирной конференции ЮНЕСКО «CONFINTEA» в Гамбурге было дано определение термину «базовое образование». В соответствии с материалами конференции базовое образование для всех означает, что все люди, независимо от возраста, должны иметь возможность индивидуально или совместно с другими развивать свой потенциал. Базовое образование - это не только право на образование, но и обязанность, и ответственность перед другими и обществом в целом. В настоящей статье мы рассматриваем еще более узкую концепцию базового образования, которая представляет собой взгляд на базовые компетенции в том виде, как они понимаются и оцениваются в последние годы на уровне индивидуума и общества.

Первая серия исследований и результатов на основе исследовательской Программы международной оценки компетенций взрослых (ПМОКВ) ОЭСР продемонстрировала, что присутствуют существенные различия в понимании компетентности между странами на среднем уровне, а также распространение компетенций чтения и арифметической грамотности в пределах одной страны. Это относится к странам Европы, а также Америки и Азии. В противоположность широко распространенному мнению о том, что страны, главным образом государства-члены ОЭСР и страны с довольно высоким уровнем экономического развития, смогли искоренить неграмотность, эти исследования и тестирование таких базовых компетенций, как чтение, письмо и арифметика, показывают относительно большую долю неграмотных людей с этих странах (ОЭСР, 2013).

1 Мы хотели бы выразить признательность Министерству образования и исследований Германии за поддержку в рамках проекта ЕС-Альфа и проектов, направленных на изучение компетенций людей старшего возраста.

71

В нашей работе мы уделяем основное внимание людям с низким уровнем развития навыков чтения, так как они находятся в центре многих подходов к включающим обществам, начиная с десятилетия грамотности ООН (ЮНЕСКО, 1999) до многих аналогичных мероприятий в форме общенациональных кампаний. Сопоставление средних баллов грамотности (ОЭСР, 2013, с. 70) в странах-участницах при среднем показателе по ОЭСР 273 балла выявляет различия в 46 баллов между минимальным и максимальным показателями от Италии (250 баллов) до Японии (296 баллов). Наилучшие показатели в Европе у Финляндии (288) и Нидерландов (284), в то время как в Англии/Северной Ирландии (272), Дании (271), Германии (270) и Австрии (269) эти показатели ниже среднего уровня. Предстоит еще долгий путь и необходимо далее уделять основное внимание базовым навыкам чтения, письма и арифметики даже в высокоразвитых странах для достижения цели включающих обществ, задачи обеспечения доступа к базовому образованию и опоры на такие базовые компетенции, как достаточная компетенция чтения, для участия в жизни общества.

Оценка грамотности в странах в соответствии с данными ПМОКВ.

В отношении этических и гуманитарных фундаментальных принципов мы считаем, что крайне необходимо снова сосредоточиться на узком наборе компетенций, таких как чтение и математическая грамотность, в качестве основы для развития или обеспечения стабильности здоровья, благополучия человека, потенциала рынка труда, а также активного участия в жизни общества. Эти базовые компетенции также являются основой для развития личности работника в настоящем и будущем, не говоря уже о необходимости этих базовых компетенций для сохранения собственного здоровья и способности обслуживать себя в преклонном возрасте. Только в странах ОЭСР (2013) разрыв между средним оценочным показателем при сопоставлении самого высокого и самого низкого уровня развития навыков чтения у 10 % взрослых показывает разницу в 116 баллов по стране между самым высоким и самым низким уровнем развития навыков чтения. Разница у 25 % между высшим и низшим уровнями наиболее выражена в Германии (65), Англии / Северной Ирландии (66), а также во Франции (65). Аналогичным образом разрыв между самым высоким и самым низким уровнем развития навыков чтения в этих трех странах составляет соответственно 122 и 124. Разница в 50 баллов соответствует одному уровню овладения грамотностью во всех странах-участницах. Эта эмпирическая модель требует пояснения некоторых различий между странами, а также того, какие факторы способствуют возникновению различий между странами в средних показателях или распределения этих баллов среди населения в возрасте от 16 до 65 лет.

72

Рисунок. Влияние изменения расходов на среднее образование в 2001-2011 гг. на средний уровень грамотности по данным PIAAC

(Программа международной оценки компетенции взрослых) (двумерная регрессия)

Воздействие макроэкономических факторов можно видеть на рисунке (рис). При этом, однако, мы не нашли взаимосвязи между большей частью расходов на начальное, среднее или вузовское образование и средними по стране показателями грамотности, представленными в виде процента валового национального продукта. Мы смогли показать соотношение изменений абсолютных уровней расходов на среднее образование за последние десять лет и средними показателями грамотности. Это демонстрирует, что даже в этих современных обществах с высоким уровнем развития существует непосредственная связь, главным образом между сокращением расходов на образование на среднем уровне и уровнем достижений обществом уровня грамотности.

Оценка грамотности в пределах страны. На индивидуальном уровне акцент на грамотность большей частью связан с политикой социальной интеграции, а в промышленно развитых странах, - главным образом с направленностью, например, на овладение языком мигрантами. Масштабные оценочные исследования репрезентативного вида не дают достаточных данных. В отношении оценок программ или кампаний, направленных на овладение базовыми компетенциями или грамотностью, почти нет исследований, связывающих действия по осуществлению программ с результатами, достигнутыми в сфере грамотности, в форме репрезентативных обзоров.

Анализ в рамках одной страны предлагает другие аргументы, подчеркивающие значимость рыночной организации области овладения навыками или базовыми компетенциями, аналогичной области образования взрослых в более широком смысле. Некоторые авторы заявляют о том, что обнаружили в различных секторах системы образования «маркетизацию и повторную мер-кантилизацию образования» (Leutze и др., 2007, с. 6), а также тенденцию «осуществления политики либерализации и дерегулирования, ведущей к созданию рынка в сфере образования» (с. 10). Таким образом, эти авторы ука-

73

зывают на изменение роли государства в сторону регулирующего органа, определяющего и устанавливающего рыночные условия, вместо того чтобы быть основным органом, предоставляющим образование. Хотя мы смогли продемонстрировать влияние расходов на макроуровне на результаты в сфере грамотности, но мы хотели бы подчеркнуть значение факторов распределения внутри страны. В качестве примера мы выбрали Германию, чтобы проиллюстрировать вероятность того, что конкретные группы в обществе будут находиться на низком уровне грамотности (ср. Schoemann и др., 2015). В соответствии с определением ПМОКВ ОЭСР, сюда относятся люди, не достигшие 1-го уровня или находящиеся на 1-м уровне грамотности из пяти уровней овладения грамотностью (Rammstedt и др., 2013). На основании логистических регрессий мы обнаружили, что применительно к группам лиц, родившихся в пределах одного десятилетия, или соответствующим группам людей, родившихся в один год, группы старшего возраста имеют более низкие уровни грамотности в сравнении с группами младшего возраста. Если мы интерпретируем этот результат возрастных групп с точки зрения возрастных когорт, получивших очное образование различной продолжительности или обязательное школьное образование, этот результат выборки возрастной группы или группы с датой рождения в один год не позволяет нам сделать вывод о фактическом снижении уровня индивидуальной грамотности. Для полноценной дифференциации таких возрастных или когортных результатов нам потребовалось бы проследить одного и того же человека во времени.

Интересно, что рынок труда является достаточно доступным для лиц с низким уровнем грамотности. Статус занятости в действительности в значительной степени влияет на базовый уровень грамотности человека. С другой стороны, это также означает, что наличие работы не оказывает дополнительного позитивного влияния на грамотность. Таким образом, эти данные предполагают, что наличие работы не всегда обязательно означает, что в высоко промышленно развитых и экономически передовых странах люди получают достаточную подготовку, чтобы преодолеть порог минимальной грамотности. Также вероятно, что профсоюзы или объединения рабочих не уделяют внимания этим целевым группам в последние несколько лет.

Важный вывод для непрерывного обучения или информального обучения можно сделать из следующей обнаруженной закономерности: чтение дома даже при умеренной регулярности (чаще чем раз в месяц/неделю) дает значительные результаты и снижает риск принадлежности к группе с низким уровнем грамотности. Чтение на работе является дополнительным фактором снижения рисков низкой компетентности в области чтения, но оказывает меньшее влияние и в некоторых случаях имеет меньшую значимость. Участие в процессе образования для взрослых или обучения на рабочем месте в последние 12 месяцев оказало дополнительное воздействие на уровень грамотности в Германии. В качестве средства контроля лежащих в основе структурных факторов использовалась самооценка здоровья.

Факт рождения в другой стране, не Германии, не являлся причиной более низкого уровня грамотности. Это в некоторой степени удивляет, но может

74

просто означать наличие значительных различий среди родившихся в другой стране: от людей с высокими уровнями грамотности до людей с очень низким уровнем компетентности в сфере чтения. Кроме того, отсутствие тестирования на родном языке показывает более высокую вероятность более низкого уровня показателей грамотности на «освоенном или втором языке».

В продолжение оценки базовой компетентности по ПМОКВ на данный момент только в быстро стареющем обществе Германии такие же тесты по оценке чтения, письма и арифметики были проведены в выборке среди населения в возрасте 66-68 лет (Friebe и др., 2014). Важно сопоставить показатели грамотности старших когорт, в особенности, родившихся до и во время Второй мировой войны, чтобы понять, как показатели их деятельности соотносятся с базовой грамотностью. В аналогичном анализе для выявления людей с самым высоким риском наличия плохой грамотности мы можем показать, что когорты старшего возраста в среднем имеют значительно более низкий уровень грамотности в сфере чтения, письма и арифметики. Даже если мы не можем говорить о снижении уровня грамотности вследствие отсутствия данных продольного анализа, мы можем продемонстрировать, что когорты старшего возраста страдают особыми недостатками, которые могут представлять опасность для их полноценного участия в экономической и общественной деятельности в современном обществе.

Заключение. Вследствие полученных данных о том, что значительное число людей в наиболее промышленно развитых странах имеют уровень владения навыком чтения намного ниже среднего по стране или ниже среднего уровня по ОЭСР, мы считаем необходимым сосредоточить внимание на этих людях как особой целевой группе в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО. Такой акцент полностью соответствует теориям политики в сфере образования и социальной политики государства. Последствия недостаточного внимания к базовым компетенциям и базовому образованию в сочетании с социальной политикой государства в отношении людей с низкими показателями в области чтения среди взрослых и пожилых могут создавать опасность для социальной структуры современного общества. Самостоятельность и достижение или сохранение способности обеспечивать себя в преклонном возрасте являются основными ценностями общества. Базовая грамотность представляется часто забытым показателем при обсуждении права на увеличение базового образования. Слишком рано оценивать, играет ли положительную роль все большая маркетизация образования в различных формах. Требования наличия компетенций не только в базовой грамотности и знании математики повышаются, но только в других сферах компетенций, таких решение проблем или межкультурные компетенции, не говоря о многих других.

Благодаря усилиям ОЭСР и многих стран, проводящих исследования базовых компетенций, возможно использовать макро- и микроданные для изучения грамотности. Наши результаты показывают, что расходы на образование в странах и участие в образовании взрослых, а также стимулирование практики чтения дома и на работе оказывают положительное влияние на уровни грамотности. В отношении мнения о том, что социальная политика

75

может требовать существенного пересмотра для решения проблем различных целевых групп (Armingeon and Bonoli, 2006; Rovny, 2014), мы находим свидетельства тому, что низкий уровень грамотности является «сквозной» проблемой различных целевых групп другой социальной политики. Например, совокупность низких показателей школьного образования, недостаток чтения дома или на работе и малое участие в образовании для взрослых полностью соотносятся с низкой грамотностью. Они могут быть по-разному связаны, но приводят к одному результату: все больше людей старшего возраста фактически имеют низкий уровень грамотности.

Простой макроанализ расходов на среднее образование и его изменений в последние десять лет предполагает влияние расходов на среднее образование, на средние показатели грамотности по стране. Даже если большие бюджетные средства, затрачиваемые на образование, определенно не являются достаточным ответом на вопрос о том, почему в современном обществе по-прежнему так много людей с низкой грамотностью, тем не менее это оказывает воздействие в средней и долгосрочной перспективе. В периоды экономических кризисов, таким образом, особенно важно продолжать поддерживать программы в сфере грамотности и базовых компетенций в качестве непременных условий и важнейшего элемента обеспечения базового образования для всех.

Список литературы

Armingeon, K., Bonoli, G. (2006). The politics of post-industrial welfare states: Adapting postwar social policies to new social risks. Routledge/EUI studies in the political economy of welfare. London, New York: Routledge.

European Commission. (2012). Rethinking Education: Investing in skills for better socioeconomic outcomes. Retrieved from http://eur-lex.europa.eu/legalcontent/EN/TXT/PDF/ ?uri=CELEX:52012DC0669&from=EN

Friebe, J./Schmidt-Hertha, B./Tippelt, R. (Hrsg.) (2014): Kompetenzen im hoheren Lebensalter -Ergebnisse der Studie "Competencies in Later Life" (CiLL), WBV Bielefeld Gallie, D., Paugam, S. (2000). Welfare regimes and the experience of unemployment in Europe. Oxford, New York: Oxford University Press.

Giesecke, J., Heisig, J. P., Solga, H. (2015). Getting more unequal: Rising labor market inequalities among low-skilled men in West Germany. Research in Social Stratification and Mobility, 39, 1-17. doi:10.1016/j.rssm.2014.10.001

Hall, P. A., Soskice, D. W. (2001). An Introduction to Varieties of Capitalism. In Hall, P.A., Soskice, D. W. (Eds.): Varieties of Capitalism. The Institutional Foundations of Comparative Advantage (pp. 1-68), Oxford: University Press.

Headey, B.,Muffels, R. (2008). Do Generous Welfare States Generate Efficiency Gains which Counterbalance Short Run Losses? Testing Downside Risk Theory with Economic Panel Data for the U.S., Germany and The Netherlands. Social Indicators Research, 86(2), 337-354. doi: 10.1007/s11205-007-9145-z

Kaufmann, K., Reichart, E., Schomann, K. (2014). Der Beitrag von Wohlfahrtsregimen und Var-ianten kapitalistischer Wirtschaftssysteme zur Erklarung von Weiterbildungsteilnahmestrukturen bei Landervergleichen. In report, (37), 39-54.

Martens, K., Rusconi, A., Leuze, K. (2007). New arenas of education governance: The impact of international organizations and markets on educational policy making. Transformations of the state. Basingstoke, New York: Palgrave Macmillan.

OECD. (2013). OECD Skills Outlook 2013: First results from the survey of adult skills: OECD Publishing. Retrieved from http://dx.doi.org/10.1787/9789264204256-en.

76

Rammstedt, B., Ackermann, D., Helmschrott, S., Klaukie, A., Maehler, D. B., Martin, S., Zabel Annouk. PIAAC 2012: Overview of the Main Results. Retrieved from

http://www.gesis.org/fileadmin/piaac/Downloadbereich/PIAAC_Zusammenfassung_engl.pdf Rovny, A. (2014). The Capacity of Social Policies to Combat Poverty Among New Social Risk Groups: LIS Working Paper Series, No. 605. Retrieved from http://www.lisdatacenter. org/wps/l iswps/605. pdf

Saar, E., Ure, O. B. (2013): Lifelong Learning Systems: overview and extension of different typologies. In Saar, E., Ure, O.B, Holford, J. (Ed.): Lifelong learning in Europe. National patterns and challenges. Cheltenham: Elgar, pp. 46-81.

Schoemann, K., Weiss,C., Martin, A., Knauber, C., Reichart E. (2015). The impact of adult education systems and welfare state policies on persons with low reading levels. A two-level analysis using PIAAC-data. Paper presented at the Nordic Conference of Adult Education, Tampere. UNESCO (1997) CONFINTEA Hamburg 1997.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.