Научная статья на тему 'Проблема клубной деятельности в зарубежной теории и практике'

Проблема клубной деятельности в зарубежной теории и практике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
837
183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СРЕДА / КЛУБ ПО ИНТЕРЕСАМ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ / СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ / SYSTEM OF SOCIAL UPBRINGING / SOCIAL ENVIRONMENT / INTEREST CLUB / CREATIVE ABILITIES / SOCIAL ACTIVITY / SOCIALIZATION / INDIVIDUALIZATION OF PERSONALITY DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полукаров Владимир Васильевич

Актуальность и цели. Представлен анализ ряда концептуальных подходов к проблеме социального воспитания учащейся молодежи в зарубежных странах совместными усилиями школы, общины, других институтов воспитания в историческом и социокультурном аспектах, а также опыт наиболее типичных, престижных и распространенных моделей детских объединений по интересам. Результаты. Результатами работы стали выявление роли в организации клубной деятельности в контексте зарубежных концепций системы общественного воспитания, социальной среды, занятий по интересам, с учетом творческих способностей воспитанников, активности и особенности индивидуализации развития личности. Выводы. Представленный историко-теоретический анализ послужит методологической основой создания современной концепции клубной деятельности и ее организации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полукаров Владимир Васильевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CLUB ACTVITY IN FOREIGN THEORY AND PRACTICE

Background. The article presents an analysis of a number of conceptual approaches to the problem of social upbringing of students abroad by the joint efforts of schools, communities, other educational institutions in historical and socio-cultural aspects. The work describes the experience of most common, prestigious and widespread children's unions according to interests. Results. The work resulted in defining the role of the public upbringing system, social environment, interest activities, creative abilities, activity of trainees in organization of club activity in the context of foreign concepts. Conclusions. The historical and theoretical analysis, presented in the article, will provide a methodological basis for creating a modern concept of club activity and its organization in conditions of the contemporary Russian socio-cultural situation.

Текст научной работы на тему «Проблема клубной деятельности в зарубежной теории и практике»

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

УДК 379.8

В. В. Полукаров

ПРОБЛЕМА КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЗАРУБЕЖНОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ

Аннотация.

Актуальность и цели. Представлен анализ ряда концептуальных подходов к проблеме социального воспитания учащейся молодежи в зарубежных странах совместными усилиями школы, общины, других институтов воспитания в историческом и социокультурном аспектах, а также опыт наиболее типичных, престижных и распространенных моделей детских объединений по интересам.

Результаты. Результатами работы стали выявление роли в организации клубной деятельности в контексте зарубежных концепций системы общественного воспитания, социальной среды, занятий по интересам, с учетом творческих способностей воспитанников, активности и особенности индивидуализации развития личности.

Выводы. Представленный историко-теоретический анализ послужит методологической основой создания современной концепции клубной деятельности и ее организации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Ключевые слова: система общественного воспитания, социальная среда, клуб по интересам, социализация, творческие способности, социальная активность, индивидуализация развития личности.

V. V. Polukarov

THE PROBLEM OF CLUB ACTVITY IN FOREIGN THEORY AND PRACTICE

Abstract.

Background. The article presents an analysis of a number of conceptual approaches to the problem of social upbringing of students abroad by the joint efforts of schools, communities, other educational institutions in historical and sociocultural aspects. The work describes the experience of most common, prestigious and widespread children's unions according to interests.

Results. The work resulted in defining the role of the public upbringing system, social environment, interest activities, creative abilities, activity of trainees in organization of club activity in the context of foreign concepts.

Conclusions. The historical and theoretical analysis, presented in the article, will provide a methodological basis for creating a modern concept of club activity and its organization in conditions of the contemporary Russian socio-cultural situation.

Key words: system of social upbringing, social environment, interest club, creative abilities, social activity, socialization, individualization of personality development.

Развитие педагогической теории и организация практического опыта клубной деятельности в России не были изолированными и осуществлялись с учетом опыта зарубежных стран.

Уже в начале XX в. опыт организации клубной деятельности в зарубежных странах не только был известен отечественным специалистам, но

Humanities. Pedagogy

137

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

и анализировался на страницах печати, в кругу педагогической общественности. Значительное место теоретические разработки и практический опыт зарубежных стран занимали в работах А. У. Зеленко, Н. К. Крупской, А. П. Пинкевича, И. Ф. Свадковского, Е. Н. Янжула и других.

Проблемы социализации школьной молодежи в зарубежных странах все чаще становятся предметом серьезного научного анализа представителей современной отечественной педагогики (Л. П. Боярская, В. Л. Вульфсон, О. С. Леонтьева, З. А. Малькова, М. А. Соколова, И. А. Новикова, В. И. Петрищев, В. Я. Пилиповский, К. Салимова, Т. Р. Яркина и другие).

Во многих зарубежных педагогических концепциях (и современных, и более ранних), направленных на обновление и совершенствование системы общественного воспитания молодежи, в той или иной мере ставится и решается проблема расширения воспитательных возможностей и функций школы, ее ориентации не только на формирование интеллектуального потенциала, но и на разностороннее развитие человека во внеучебной деятельности по интересам.

В начале XX в. Дж. Дьюи сформулировал основные положения о социализирующем влиянии среды, о взаимосвязи социальных институтов в процессе социализации подрастающего поколения, о месте, роли и задачах школы, которой, по его мнению, должно принадлежать решающее значение в социализации молодежи, ибо школу он представлял прообразом лучшего общества в миниатюре. Он же обосновал необходимость разностороннего развития личности школьника и подготовки его к выполнению различных социальных ролей в будущей взрослой жизни. Он утверждал, что «никто не может быть только артистом, только художником и ничем более... Каждый в разное время жизни становится членом семьи, членом общества, членом партии и т.д.» [1, с. 50-51].

В этот период активно развивается идея формирования социальной ответственности и общественного долга у школьной молодежи в США. Наиболее ярко эту идею выразил последователь Дж. Дьюи В. X. Килпатрик: «Задача школы, - писал он, - пробудить в учащихся чувство общественного долга и общественности, учить ставить выше своего общественного благо и подчинять ему все частные и личные привычки, в особенности же уважать закон и порядок» [2, р. 141].

Создание клубных коллективов и организация их жизнедеятельности в зарубежной педагогической практике тесно связаны с теорией «нового воспитания», получившей достаточно широкое распространение в начале XX в. К этому же периоду относится и активизация практической работы по созданию различных детских клубов по месту жительства.

Только в Нью-Йорке в начале XX в. более 300 тыс. мальчиков являлись членами клубов. «Не быть членом какой-нибудь клубной организации и не иметь ответственной работы для американского подростка просто неприлично», - отмечал И. Ф. Свадковский в своей книге о социальном воспитании молодежи в Америке [3, с. 30]. Каждый клуб устанавливал членские взносы, имел свой устав, отличительный значок, форму. Руководителями клубов, как правило, являлись школьные учителя. Нередко такие объединения имели довольно камерный (закрытый) характер.

Расширение сферы клубной деятельности в этот период осуществляется за счет создания школ с продленным днем. Это потребовало значительного

138

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

обновления и совершенствования материальной базы школы, развития ее воспитательных функций, привлечения к организации жизнедеятельности учащихся во внеурочное время специалистов различных областей, родителей.

В целом для сферы внеурочной деятельности на западе наиболее характерными признаками были комплексность и социальная направленность жизнедеятельности. Эта сфера включала в себя познание, общественную деятельность, занятия искусством, спорт, труд и т.д. Например, труд в американских школах традиционно организовывался как одно из средств обеспечения учебного процесса (изготовление приборов, наглядных пособий, опытническая работа, обслуживающий труд и т.д.), или как средство привития школьникам определенных ремесленных либо инструментальных навыков, или как форма и условие организации досуга.

Эти обстоятельства потребовали не только расширения социальных функций школы, увеличения времени ее работы с учащимися в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в сфере внеучебной деятельности, но и поиска новых подходов к организации жизнедеятельности школьной молодежи во внеучебное время. Активность воспитательных коллективов и различных агентов социализации стала концентрироваться на создании достаточных возможностей и благоприятных условий для самореализации каждым членом группы, объединения своего собственного Я как в рамках школьного коллектива, так и в условиях социальной среды.

Возникает и набирает силу достаточно мощное движение за гуманитаризацию и гуманизацию образования и воспитания, создаются различные программы работы с молодежью, возникают многочисленные общинные воспитательные центры, объединения и ассоциации родителей.

В Австрии в 1980-е гг. взят курс на гуманизацию школы не только в процессе обучения, но и во внеурочное время. Были разработаны специальные комплексы мероприятий, направленные на установление сотрудничества между учащимися, учителями и родителями. И даже учебный материал стал все более ориентированным на развитие и совершенствование познавательных и творческих способностей учащихся, на их подготовку к самореализации в изменяющихся условиях социальной среды.

В Японии, несмотря на значительные успехи интеллектуального развития учащихся, к началу 1980-х гг. возникла необходимость реформирования школьного образования и воспитания, так как все очевиднее становился факт снижения воспитательного влияния школы на нравственное становление учащейся молодежи. Резко возросла детская и юношеская преступность. Кроме того, стал наблюдаться рост детских и юношеских самоубийств.

Одной из наиболее острых и распространенных проблем западной молодежи стала проблема одиночества. «Одиночество, - пишут в изданном в США сборнике «Антология одиночества» У. Садлер и Т. Джонсон, - становится всепроникающим явлением в нашем обществе... Ярко выраженное одиночество - это главная проблема как в аспекте личного, так и общественного благополучия... Многие люди на западе испытывают наиболее мучительное состояние одиночества не в физической изолированности, а как раз в центре группы, в кругу семьи и даже в обществе близких друзей» [4, р. 34].

В основе «Третьей школьной реформы», проведенной в Японии в начале 1980-х гг., также была заложена идея гуманизации образования и воспита-

Humanities. Pedagogy

139

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

ния через развитие индивидуальности и нравственных качеств учащихся, воспитание самостоятельности их мышления, раскрытие творческих способностей, обучение самовыражению. Важная роль в решении этих задач отводится учителю, который не должен чуждаться детей, он отдает им свое время и способности не только на уроке: «Учит их играть на инструментах, красиво писать иероглифы, заниматься спортом. Педагоги считают, что творчество приходит к ребенку вместе с мастерством, а обязанность учителей школы -учить этому мастерству» [5, с. 80].

Раскрытие творческого потенциала школьников происходит не только во внеурочное время. Например, на уроках «Изящные искусства» ребята рисуют и лепят, вырезают и выпиливают, причем их работы вывешиваются в школьных коридорах и классах, что создает благоприятную предметноэстетическую среду жизнедеятельности. В программы трудового обучения и домоводства входят работы в столярной и слесарной мастерских, учащиеся собирают радиоприемники, девочки занимаются кулинарией, шитьем, домашним хозяйством. Большое место занимают физкультура, различные игры. На уроках музыки ребята не только поют, играют на различных инструментах, но и сочиняют. Не случайно в каждой школе активно создаются и бережно хранятся традиции: своя песня, подарки выпускников, проспект, из которого можно узнать историю школы, сведения о тех, кто здесь учился, что интересного здесь можно встретить.

Все это объясняет тот высокий уровень требований, который предъявляется к отбору и подготовке будущих педагогов. Прежде всего учитель должен быть высоконравственным человеком. Кроме того, он должен иметь спортивный разряд по какому-либо виду спорта, владеть одним или несколькими музыкальными инструментами, красиво писать, владеть искусством художественного слова. Особенно строгие требования предъявляются к творческому потенциалу учителей начальной школы.

Исследования известных педагогов и социологов П. Б. Маркса, И. Фу-растье (Франция), Т. Хюсена (Швеция), Ф. Зейц (ФРГ), Д. Леей (Англия), Ю. Бронфенбренера (США) и многих других показали необходимость расширения функций школы в организации процесса подготовки школьников к будущей жизни и деятельности, к труду и досугу. Было признано, что аппе-лируя к сознанию и эмоциональной сфере школьников только в учебном процессе, практически невозможно воспитать нравственную личность.

В концепции воспитательной среды французских ученых Б. Бло, П. Феррана, Л. Порше и других также заложена мысль об интеграции обучения с окружающим миром. Эта концепция предполагает объединить усилия всего общества в решении проблемы подрастающего поколения в общегосударственном масштабе, когда вся нация становится «воспитательной нацией» во всем ее идеологическом, культурном, экономическом и общественном многообразии. Именно воспитательные силы всего общества, по мнению авторов концепции, способны преодолеть тот разрыв, который реально существует и затрудняет процесс социального воспитания, а именно, разрыв между школой и производством, наукой, семьей, работой по месту жительства.

Педагогика окружающей среды, согласно данной концепции, нацеливает педагогов-практиков на развитие «сущностных сил» личности, ориентацию на гуманистическое взаимодействие с миром, а также созидательную деятельность.

140

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Для решения поставленных задач во многих западных странах создавалась целостная система социально-педагогической поддержки, имеющая целью «обеспечить состояние уверенности и успеха в главном школьном деле -учении. Одновременно школьный день заполняется многочисленными видами деятельности по интересам - спортом, изданием газеты, занятиями музыкой, лепкой, рисованием, дизайном, моделированием, работой с компьютером, которые позволяют испытать свои силы и познать чувство успеха» [6, с. 118].

Интересным и полезным представляется опыт развития воспитательных функций государственных и частных зарубежных школ, широко использующих возможности клубной деятельности по интересам. Немало конкретных примеров можно встретить в странах Восточной Европы, в Индии, Японии, США. Так, в индийском городе Бангалоре в середине 1980-х гг. наш выдающийся соотечественник С. Н. Рерих создал необычную школу, основной целью которой была реализация идеи «воспитания более совершенного поколения». Главное внимание здесь уделялось формированию трудовых и художественных навыков. Дети выращивали цветы, продовольственные культуры, трудились в различных мастерских. Кроме того, учащиеся расшивали ткани, занимались мозаикой и дизайном, учились танцам, музыке, декламации. У них были свои самодеятельный театр, хор, журнал и радиогазета. В школе часто устраивались спортивные и музыкально-танцевальные, а также литературно-драматические праздники. Жизнедеятельность школы строилась на полном самообслуживании, самостоятельности и самоуправлении. Важным аспектом был патронаж старших школьников над младшими. Очевидно, что идея «воспитания более совершенного поколения» теснейшим образом связана с проблемой разностороннего развития личности при активном использовании клубных форм работы с детьми.

Традиционно государственная, общинная, частная система образования и воспитания молодежи на западе исходит из устойчивой социальной установки на индивидуализацию развития личности, на формирование у ребенка потребности постоянного поиска и потребности выражать себя так, как это удобно и целесообразно с точки зрения самой личности.

Значительное место занимают элементы клубной деятельности по интересам в концепциях и реальных моделях развития одаренных детей в западной педагогике. В качестве примера можно привести такие концептуальные модели, как «Свободный класс», «Структура интеллекта» Д. Гилфорда, Д. Галлахера и других, которые направлены на стимулирование естественного любопытства, любознательности, изобретательности, самостоятельности, интеллектуальных и творческих способностей одаренного ребенка на основе индивидуальной заботы и внимания педагогов к своим ученикам, предоставления им права свободно распоряжаться временем и пространством, выбирать предметы и сферы деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями, способностями [7].

Более широкое распространение, особенно в США, получил «открытый тип обучения», который дает школьникам широкие возможности для самостоятельной работы. Такой подход устраняет соперничество, снижает значимость оценок, повышает внимание учащихся; преподаватель в этих условиях становится скорее советчиком, чем руководителем учебного процесса.

При открытом обучении занятия проводятся в большом классном помещении, где могут разместиться до 100 учащихся, располагающихся за пе-

Humanities. Pedagogy

141

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

редвижными столиками или же прямо на полу. В таком классе созданы специальные уголки по предметам, в которых собраны материалы для самостоятельной работы. Их называют «центрами интересов». Основной принцип «открытого» обучения - следовать интересам и потребностям ребенка. Дети занимаются преимущественно индивидуально или небольшими группами, свободно переходя от одного «центра интересов» к другому. Учитель переходит от одной группы к другой, старается вызвать и поддержать интерес ребят к работе с учебным материалом, дает советы по ходу самостоятельных занятий, помогает в случае затруднений.

Сравнительный анализ традиционного и «открытого» типов обучения показал, что уровень успеваемости у учащихся примерно одинаковый, тем не менее «...обучающиеся по «открытой» методике более творчески подходят к процессу обучения, чем в обычных школах: у них больше развиты любознательность и желание совместно трудиться» [8, с. 218].

Чтобы школа могла стать более благоприятной, привлекательной средой взаимодействия педагогов, учащихся, родителей, взрослых из ближайшего социального окружения, необходимо превратить ее в своеобразный социокультурный творческий и спортивный центр, где необходимы библиотека, комната родителей, зал заседаний, служба медицинской и социальной помощи. Кроме того, необходима насыщенность школы различной аппаратурой, оборудованием для труда, спорта. Важным компонентом такой школы являются клубы учащихся по интересам, спортивные команды.

В связи с этим вполне закономерной представляется установка на открытость школы социальной среде, на привлечение различного рода специалистов и родителей к воспитательной работе, на межвозрастное взаимодействие в процессе совместной деятельности по интересам. Не случайно принцип открытости становится все более распространенным и доминирующим в современных педагогических теории и практике за рубежом.

Реальным воплощением принципа открытости является опыт английских и американских общинных школ, которые в общем виде представляют собой образовательный, культурный и досуговый центр той или иной общины. Концептуальное обоснование опыт таких школ получил в работах

С. Гюстера, С. Криса, К. Флетчера и других. Основная идея таких школ заключается в педагогизации городской среды (весь город - большая школа) и в превращении школы в центр общинной, а затем и городской, жизни, т.е. в расширении ее узкообразовательных функций и превращении в фактор социализации молодежи и взрослых.

Интересным с точки зрения раскрытия возможностей клубной деятельности как фактора успешной социализации школьников представляется опыт организации общинного воспитания в зарубежных странах. Основной задачей общинного воспитания является обеспечение успешной социализации не только школьников, но и взрослых представителей общины. Опыт общинного воспитания в значительной мере опирается на совместные интересы взрослых и детей, активно использует творческий потенциал и социальный опыт представителей общины, другими словами, представляет собой одну из форм, близких по направленности задачам, содержанию, способам и организации клубной деятельности по интересам в рамках разновозрастной общности.

Основную роль в процессе общинного воспитания играют общинные школы, которые представляют собой своеобразный общинный центр.

142

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

Деятельность общинных школ включает в себя три основных направления: работу с детьми; работу среди взрослого населения по их вовлечению в жизнедеятельность школы и общины в целом; активизацию взрослого населения для воспитания молодежи.

Идея превращения школы в общинный центр заложена и обоснована в концепции общинного обучения и воспитания и внедрена в практику воспитания США в 1960-1970 гг. Основные положения этой концепции, которая базируется на идеях прагматизма, предлагают развитие индивидуальных способностей человека, участие школьников в жизни общины. Общинные школы, по мнению американцев, представляют собой эффективный инструмент для реализации всего потенциала каждого индивида.

У. Бронфенбренер обосновал применительно к современным условиям идею интеграции педагогического взаимодействия взрослых и детей вокруг школы. Он считает целесообразным, «чтобы составной частью любой всесторонней воспитательной программы стала деятельность местного центра социализации. Такой центр должен функционировать после занятий в школе, по субботам и воскресеньям, во время каникул... В сознании общественности должно утвердиться представление, что этот центр не только место, посещаемое детьми, но и учреждение, в котором должны работать все взрослые во имя общих интересов своих детей. Местный центр может разместиться в школьном здании, но в этом случае помещение (оборудование, оформление) должно существенно отличаться от традиционного школьного класса с партами» [7, с. 138-139].

Сфера внеурочной деятельности общинных школ строится на основе различных программ, которые позволяют подросткам ощущать себя на равных со взрослыми, участвовать в общественной жизни общины и в предметно-практической деятельности, направленной на пользу всех членов общины.

Большое внимание в общинных школах уделяется проблемам досуга, отдыха и развлечений школьников, совместной работе педагогов и родителей. При школах часто создаются различные клубы, куда приглашается все население. Здесь организуются встречи, где обсуждаются проблемы молодежи и местной общины, бытовые и хозяйственные дела.

Одной их важных программ общинного обучения и воспитания является вооружение школьников навыками борьбы за соблюдение порядка и законности. В классах, обычно после уроков, разыгрываются сцены судебных процессов, роли в которых исполняют школьники. В игровой творческой форме происходит привитие молодежи норм, ценностей и идеалов, формируется лояльность к общественному строю.

Одной из отличительных особенностей организации жизнедеятельности общинных школ является их ориентация на внешнюю социальную среду, включение школьников во взаимодействие со взрослыми членами общины и в совместную общественно полезную деятельность.

В 1986 г. в ФРГ вышла в свет книга Ю. Циммера и Э. Нигермайера «Откройте школу, впустите в нее жизнь», которая посвящена проблемам общинного воспитания немецкой молодежи.

Немецкая модель общинной школы представляет собой единство общеобразовательной школы для детей и народной для взрослых. Эта школа открыта полный день: до обеда - для детей, а после обеда - для взрослых,

Humanities. Pedagogy

143

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

т.е. для всех желающих из ближайшего микрорайона. Во второй половине дня здесь могут собираться различные инициативные и творческие группы, устраиваются различные мероприятия, семейные праздники и т.д.

Специфика и сущность общинного воспитания школьников в западных странах обуславливают высокий уровень требований к подготовке педагогических кадров. Каждый учитель должен быть не только специалистом в своей области, но и обладать разнообразными творческими способностями и умениями, например владеть музыкальными инструментами, быть хорошим оратором, эрудированным собеседником, спортсменом, владеть навыками изобретательного и оформительского искусства и т.д., т.е., с одной стороны, широко привлекаются специалисты из ближайшего социального окружения, с другой - предъявляется достаточно высокий уровень требований к разносторонней подготовке самого учителя.

Таким образом, общинное воспитание представляет собой целый мир в рамках общины, ориентированный на человека и его процветание. Значительное место в общинной педагогике занимает проблема интеграции усилий школы, семьи в целях активизации воспитательных влияний на подрастающее поколение. Общинная школа является центром, связующей системой общения и взаимодействия многих жителей.

Значительное внимание в западной педагогике уделяется проблеме организации свободного времени учащейся молодежи, созданию благоприятных условий успешной социализации в различных молодежных объединениях, организациях, в которых большое место занимает совместная деятельность по интересам, межличностное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Американские педагоги считают, что группа сверстников эффективнее других агентов социализации учит ребенка жить в обществе и ладить с окружающими людьми, близкими. При этом важным представляется, чтобы группа «приняла» конкретного ребенка, т.е. чтобы каждый имел определенный, удовлетворяющий его статус в группе. Основными функциями группы считаются: обучение социальной мобильности и социальным ролям, помощь вне зависимости от взрослых, передача ценностей субкультуры и др.

В молодежных организациях можно научиться свободно выражать и отстаивать собственную точку зрения, отшлифовывать определенную линию поведения, развивать индивидуальные потенциальные возможности и способности. Неслучайно в 1980-е гг. значительно увеличивается число членов в таких организациях, как «Бойскауты Америки», клубы «4-Н», «Девушки и юноши лагерных костров», «Ассоциация молодых христиан» и многих других.

Так, например, в США широкое распространение получила детская организация «4-Эйч» - клубы юных фермеров, как они поначалу назывались. Первая организация была основана в 1905 г., а в 1952 г. эта организация превратилась в широкое молодежное движение. «4-Н» - символ, известный во всем мире, а четыре буквы «Н» означают начало английских слов: голова, сердце, руки, здоровье, т.е. все то, что считается определяющим в развитии подрастающего поколения. Основными целями клубов являются воспитание у своих членов ясного ума, благородного сердца, умелых рук, чувства гражданственности, умения применить на практике наиболее передовые методы хозяйствования, привитие трудовых навыков, а также всемерное укрепление

144

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

здоровья. Всем членам в процессе жизнедеятельности прививаются такие этические понятия, как «трудолюбие», «равенство», «справедливость», «честность». Основная направленность жизнедеятельности «4-Н» - это подготовка своих членов к «американскому образу жизни». Эти цели заложены в эмблеме «4-Н». Девизом клуба является: «Сделай лучше - еще лучше».

В настоящее время более чем в 80 странах функционируют детские объединения данной организации, которые объединяют более 5 млн тинэйджеров от 10 до 20 лет. Мальчики здесь приобретают навыки ухода за домашними животными, занимаются разведением овец, знакомятся с производством зерна. Девочки специализируются в области садоводства, птицеводства, приготовления пищи, консервирования продуктов. Каждый клуб имеет свою особенную, конкретную ориентацию в зависимости от местных условий, специфики сельского хозяйства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В клубах поощряется и развивается инстинкт частной собственности. Юношам и девушкам наглядно демонстрируется взаимосвязь между лучшей породой животного, лучшим сортом того или иного растения и более высокой их стоимостью. Все это формирует стремление к достижению более высоких результатов. Важное значение в этом отношении придается соревновательности как внутри каждого клуба, так и между клубными объединениями. Так, с целью развития профессиональных интересов проводятся ежегодные смотры достижений клубов «4-Н». Значительное место в жизнедеятельности этих клубов занимает работа по охране окружающей среды.

Чтобы привлечь в клубы тинэйджеров, которые не ориентированы на сельскохозяйственную деятельность, а также чтобы расширить интерес к этим клубам родителей, большое внимание уделяется литературе, искусству, музыке. Так, во многих штатах Америки возникли отделения «4-Н» -«Клубы культурной активности», «Клубы читателей», «Литературные клубы», устраиваются читательские конференции, диспуты, выставки книг. В 1980-е гг. в сферу жизнедеятельности клубов все активнее входят такие направления работы, как электроника, радиотехника, автодело. Все это повышает интерес городских школьников к движению «4-Н».

Значительное внимание развитию этого молодежного движения уделяют федеральные власти США, оказывая различным клубам не только знаки внимания, но и значительную материальную поддержку. Кроме того, всячески подчеркиваются престижность и целесообразность этой деятельности. Так, например, к участникам национальной конференции клубов «4-Н», состоявшейся в Чикаго в 1971 г., обратился президент США, подчеркнув: «Благодарная нация гордится молодыми людьми, которые участвуют в программах «4-Н». Члены организации доказывают, как успешно молодежь может реагировать на проблемы 70-х гг., являть этим пример всей нации и миру» [8, с. 393].

Исследования показывают, что организованный досуг занимает все большую часть детского бюджета времени. Практически более 50 % детей принимают участие в различных видах внешкольной деятельности. При этом организованная досуговая деятельность не только означает деятельность как таковую, но и создает ребенку более безопасное и контролируемое окружение, что имеет немаловажное значение для работающих родителей. Досуг, рассматривавшийся до недавнего времени как пространство для игр и развле-

Humanities. Pedagogy

145

Известия высших учебных заведений. Поволжский регион

чений, в настоящее время все в большей степени входит в сферу образования, воспитания и даже медицины. На Западе разрабатывается немало молодежных программ, основанных на досуговой деятельности в целях обучения, а также для профилактики правонарушений и реабилитации малолетних преступников.

Таким образом, историко-теоретический анализ представляется полезным для создания современной концепции клубной деятельности и ее организации в условиях современной российской социокультурной ситуации.

Список литературы

1. Дьюи, Д. Введение в философию воспитания / Д. Дьюи. - М. : Работник просвещения, 1921. - 63 с.

2. Kilpatrik, W. H. Education and the social crisis / W. H. Kilpatrik. - N. V. : Macmillan, 1932. - 156 p.

3. Свадковский, И. Ф. Социальное воспитание в Америке / И. Ф. Свадковский. -М. ; Л., 1930. - 182 с.

4. Sadler, W. From Loneliness to Anomia / W. Sadler, T. Jonhson // The Anatomy of Loneliness. - N. V., 1980.

5. Салимова, К. Восхождение к успеху (Воспитание в Японии: история и современность) / К. Салимова. - М. : Международная академия самоусовершенствования, 1993. - 253 с.

6. Малькова, З. А. Педагогическая система будущего: Школьные реформы в высокоразвитых странах / З. А. Малькова // Советская педагогика. - 1990. -№ 12. - С. 116-126.

7. Бронфенбренер, У. Два мира детства. Дети в США и в СССР / У. Бронфен-бренер. - М. : Прогресс, 1976. - 176 с.

8. The New Book of Knowledge, Annuel. - N. V., 1978.

References

1. D'yui D. Vvedenie v filosofiyu vospitaniya [Introduction into fostering philosophy]. Moscow: Rabotnik prosveshcheniya, 1921, 63 p.

2. Kilpatrik W. H. Education and the social crisis. New York: Macmillan, 1932, 156 p.

3. Svadkovskiy I. F. Sotsial'noe vospitanie v Amerike [Social fostering in USA]. Moscow; Leningrad, 1930, 182 p.

4. Sadler W., Jonhson T. The Anatomy of Loneliness. New York, 1980.

5. Salimova K. Voskhozhdenie k uspekhu (Vospitanie v Yaponii: istoriya i sovremennost') [Ascension to success (Fostering in Japan: history and modern times)]. Moscow: Mezh-dunarodnaya akademiya samousovershenstvovaniya, 1993, 253 p.

6. Mal'kova Z. A. Sovetskayapedagogika [Soviet pedagogy]. 1990, no. 12, pp. 116-126.

7. Bronfenbrener U. Dva mira detstva. Deti v SShA i v SSSR [Two worlds of childhood. Children in USA and USSR]. Moscow: Progress, 1976, 176 p.

8. The New Book of Knowledge, Annuel. New York, 1978.

Полукаров Владимир Васильевич доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики, Педагогический институт имени В. Г. Белинского, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: penzped@rambler.ru

Polukarov Vladimir Vasilyevich Doctor of pedagogical sciences, professor, head of sub-department of pedagogy, Pedagogical Institute named after V. G. Belinsky, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

146

University proceedings. Volga region

№ 2 (34), 2015

Гуманитарные науки. Педагогика

УДК 379.8 Полукаров, В. В.

Проблема клубной деятельности в зарубежной теории и практике /

В. В. Полукаров // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2015. - № 2 (34). - С. 137-147.

Humanities. Pedagogy

147

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.