Научная статья на тему 'Проблема качества жизни в современной медицине'

Проблема качества жизни в современной медицине Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
3176
1104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДЕТИ / ЗДОРОВЬЕ / КАЧЕСТВО ЖИЗНИ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ / ОПРОСНИКИ / CHILDREN / HEALTH / QUALITY OF LIFE / ASSESSMENT OF QUALITY OF LIFE / QUESTIONNAIRES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Косенкова О. И., Макарова В. И.

Обсуждается проблема изучения в медицине качества жизни, история ее возникновения, методологические аспекты. Указаны наиболее часто применяемые опросники для оценки качества жизни у взрослых и детей. Особое внимание уделено оценке качества жизни в педиатрии, актуальности этого направления и перспективе его развития в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF QUALITY OF LIFE IN PRESENT-DAY MEDICINE

The problem of study of quality of life in medicine, the history of its beginnings, the methodological aspects have been discussed. The most frequently used questionnaires for assessment of quality of life of grown-ups and children have been shown. Special attention has been paid to assessment of quality of life in pediatrics, the urgency of this direction and perspectives of its development in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблема качества жизни в современной медицине»

УДК 612.013.1:614.1:616-053.2-07

ПРОБЛЕМА КАЧЕСТВА ЖИЗНИ В СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЕ

© 2007 г. О. И. Косенкова, В. И. Макарова

Северный государственный медицинский университет, г. Архангельск

Начало XXI столетия во всем мире ознаменовалось новым отношением государства к человеку. Во многих европейских странах государственные деятели провозгласили основным политическим направлением улучшение качества жизни (КЖ) населения. Россия не явилась исключением. В 2006 году Президент Российской Федерации В. В. Путин определил приоритетные направления в развитии страны, которые направлены на повышение КЖ населения. Сегодня повышение КЖ человека рассматривается как важнейшая государственная задача, как общечеловеческая идея, способная объединить людей и существенно изменить весь ход развития России в новом веке [7].

Впервые словосочетание «качество жизни» было использовано в 1920 году Pigon в работе об экономике и благосостоянии населения. В середине ХХ века возрос интерес к качеству жизни населения у социологов и философов в связи с неуклонным ростом благосостояния граждан в странах Западной Европы, появилось множество публикаций.

Качество жизни — социологическая категория, которая, по определению ООН, охватывает 12 аспектов «условий жизни» а именно: состояние здоровья, средства к существованию, воспитание, условия труда, занятость населения, потребление и запасы, транспорт и коммуникации, жилище и его строительство, одежда, отдых и развлечения, социальная уверенность и личная свобода. Аналогичное определение понятия «качество жизни» дает Европейская экономическая комиссия ООН, которая систематизировала «социальные индикаторы» в 8 групп: здоровье, качество рабочего места, приобретение товаров и бытовые услуги, возможности проведения свободного времени, чувство социальной уверенности, шансы развития личности, качество окружающей среды, возможность участия в общественной жизни.

Первые исследования по влиянию заболеваний на человека, а именно на его профессиональную деятельность, были проведены при обследовании населения в Австралии и Ирландии в 1851 — 1891 годах, когда изучалось распространение болезней.

В 1947 году профессор Колумбийского университета США D. А. Kar-nofsky впервые предложил нефизиологические методы оценки параметров рака; он дал оценку влияния химиотерапии на физические аспекты КЖ неоперабельных онкологических больных. С этого началось всестороннее изучение личности, страдающей соматической патологией [5].

В медицинском контексте термин «качество жизни» впервые был употреблен в 1966 году, а именно в редакторской статье J. R. Elkinton «Медицина и качество жизни» журнала «Annals of Internal Medicine», посвященной проблемам трансплантологии [6].

Почему так возрос интерес медицинских работников к проблеме КЖ, несмотря на достижения современной медицины, что заставило

Обсуждается проблема изучения в медицине качества жизни, история ее возникновения, методологические аспекты. Указаны наиболее часто применяемые опросники для оценки качества жизни у взрослых и детей. Особое внимание уделено оценке качества жизни в педиатрии, актуальности этого направления и перспективе его развития в России.

Ключевые слова: дети, здоровье, качество жизни, оценка качества жизни, опросники.

врачей обратиться к понятию, которое изначально было прерогативой философов, социологов и политологов? По мнению M. Edlund и L. Tancredi, прогресс медицинской науки, совершенствование медицинских технологий в последние десятилетия ХХ века привели к тому, что нередко в клинической практике стали встречаться ситуации, когда пациент является живым биологически и мертвым в социальном плане. Основополагающим этическим принципом здравоохранения становится уважение моральной автономии и прав пациента. Гарантии, защита прав больного на получение достоверной информации, на сознательный выбор между лечением и нелечением, на духовное, моральное утешение определенным образом связаны с «новой сверхзадачей» врачевания

— «оптимизировать качество жизни больного». Структура заболеваемости кардинально меняется

— все больше становится хронических больных, которые не могут быть излечены, несмотря на прогресс современной медицины. Таким больным требуется только улучшение КЖ [13]. Кроме того, в конце ХХ века врач и пациент столкнулись с понятием страховой медицины, в практику здравоохранения стали внедряться страховые компании. Политика правительства заключается в усилении контроля над расходами на здравоохранение и увеличении прибыли от медицины, ужесточаются правила, нормы, требуется эффективность работы отрасли. Таким образом, оценка КЖ в медицине является конечным критерием эффективности оказания медицинской помощи. Его изучение играет важную роль в популяционных исследованиях и мониторинге здоровья населения, в оценке комплексного влияния болезни на жизнь пациентов в сравнении с эффективностью различных медицинских, реабилитационных и профилактических программ.

В 1982 году R. M. Kaplan и Bush предложили термин «health-related quality of life» (качество жизни, обусловленное здоровьем), что позволило выделить параметры, описывающие состояние здоровья, заботу о нем и качество медицинской помощи из общей концепции КЖ. Для человека конца ХХ века ВОЗ разработаны следующие критерии оценки КЖ, обусловленного здоровьем: физические (сила, энергия, усталость, боль, дискомфорт, сон, отдых); психологические (положительные эмоции, мышление, изучение, запоминание, концентрация, самооценка, внешний вид, негативные переживания); уровень независимости (повседневная активность, работоспособность, зависимость от лекарств и лечения); общественная жизнь (личные взаимоотношения, общественная ценность субъекта, сексуальная активность); окружающая среда (благополучие, безопасность, быт, обеспеченность, доступность и качество медицинского и социального обеспечения, доступность информации, возможность обучения и повышения квалификации, досуг, экология); духовность (религия, личные убеждения) [15].

Исследования по оценке КЖ, связанного со здоровьем, основаны на двух важных принципах. Первый

— болезнь оказывает отрицательное влияние не только на физиологические параметры, но и на важнейшие функции пациента, его физическое, психологическое, эмоциональное и социальное функционирование. Второе — изменения вышеперечисленных показателей могут быть выявлены и измерены с помощью оценки КЖ больного [6]. Заболеваемость, смертность, количество осложнений — объективные показатели здоровья и результатов лечения. Они не дают возможности оценить субъективное состояние здоровья человека, которое часто бывает неполным и менее приближенным к жизни, чем объективная оценка. А именно субъективные показатели отражают восприятие пациентом степени собственного благополучия, то есть его КЖ. Важным итогом любого лечебного процесса является не столько его радикализм по отношению к заболеванию, сколько улучшение состояния больного применительно ко всем сферам его деятельности по окончании лечения. Так, введение понятия «качество жизни» в полной мере обосновало целесообразность паллиативных вмешательств в онкологии. Лечебный процесс, результаты которого оцениваются улучшением показателей КЖ, — это претворение в жизнь принципа «лечить больного, а не болезнь» [8].

При изучении КЖ оценивают три основных компонента, которые могут быть определены в личной беседе или с помощью специальных анкет:

функциональные способности — возможность осуществлять повседневную деятельность, социальную, интеллектуальную, эмоциональную функции, достигать экономической обеспеченности;

восприятие — взгляды и суждения человека о ценностях указанных выше компонентов, восприятие общего состояния здоровья, уровня благополучия, удовлетворенности жизнью;

симптомы и их последствия — они являются следствием основного или сопутствующих заболеваний, снижаются или исчезают в результате вмешательства.

В настоящее время существует в мире более 50 научных групп и институтов, занимающихся разработкой методов исследования КЖ. Созданы несколько сотен методик, которые различаются как по объему, так и по спектру охвата различных аспектов данного понятия. С целью систематизации деятельности по изучению КЖ в 1995 году во Франции был создан MARI Research Institute, который координирует исследования в данной области, утверждает разработанные опросники и рекомендует их к применению.

В России большую роль в разработке методологии изучения КЖ сыграл Межнациональный центр исследования КЖ под руководством доктора медицинских наук, профессора А. А. Новика.

В доступной литературе мы встретили множество определений КЖ. По мнению В. Н. Абросимова и соавт. [ 1 ], универсального определения КЖ быть

не может, так как общество постоянно развивается и каждое последующее поколение выдвигает свои критерии к качеству жизни. Качество жизни — это многоаспектное, многогранное понятие, более широкое, чем понятие «уровень жизни», с которым его нередко отождествляют. С медицинской точки зрения понятие «качество жизни» включает показатели, связанные с состоянием здоровья. По определению ВОЗ, здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия человека, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. А что же такое качество жизни? Сегодня ВОЗ определила понятие КЖ как индивидуальное соотношение своего положения в жизни общества, в контексте его культуры и системы ценностей с целями данного индивида, его планами, возможностями и степенью достоинства [4]. Некоторые авторы определяют КЖ как индивидуальную способность к функционированию в обществе, другие обозначают логическую связь с общеизвестным определением здоровья ВОЗ. Вместе с этим до настоящего времени общепринятого определения КЖ не существует.

Эксперты Межнационального центра исследования КЖ в Санкт-Петербурге определяют это понятие как интегральную характеристику физического, психологического, эмоционального и социального функционирования больного, основанную на его субъективном восприятии [9].

Как же можно изучать качество жизни, какие инструменты используют для его оценки?

В настоящее время выделяют три типа основных опросников: общие, частные, специализированные. Опросники общего типа позволяют изучать состояние здоровья больных в целом, без учета специфики заболевания и лечения. Они охватывают многие компоненты КЖ, и их можно применять для оценки КЖ как у здоровых людей, так и у больных. Некоторые позволяют описать общее состояние здоровья в виде профиля (короткая форма SF-36, NHP

— Ноттингемский профиль здоровья, SIP-профиль), которые в настоящее время наиболее часто используются в клинических исследованиях во всем мире. Примером наиболее распространенных опросников общего типа являются опросники, предложенные специальным отделом ВОЗ, который занимается проблемами КЖ — Wold Health Organization Quality of Assessment (WHOQOL). Им разработаны опросники WHOQOL-IOO, WHOQOL-BREF для оценки физической, психологической, социальной сфер жизнедеятельности человека.

Одним из наиболее широко применяемых опросников общего типа является 36-Item Short-Form Health Survey (SF-36), предложенный Бостонским институтом здоровья. Методика позволяет оценить КЖ с помощью 8 шкал, характеризующих физическое, психологическое и социальное функционирование, при этом более высокие значения шкал соответствуют более высокому уровню КЖ.

Специальные опросники, отражающие специфику

заболевания и его лечения, появились позднее, в середине 70-х годов: опросники по определению КЖ у больных мигренью, бронхиальной астмой, психическими заболеваниями, стенокардией. Специальные опросники наиболее чувствительны для конкретных заболеваний, так как содержат специфические для них компоненты, с их помощью оценивается какая-либо одна категория КЖ (физическое или психическое состояние), КЖ при конкретном заболевании или при определенном виде лечения.

Частные опросники (они появились одновременно со специальными) оценивают не состояние здоровья в целом, а отдельные составляющие КЖ (выраженность одышки, болевого синдрома, настроение).

В последние годы наметился принципиально новый подход в создании опросников для оценки КЖ, при создании которых необходимо учитывать мнение больных и включать вопросы, которые кажутся наиболее важными для опрашиваемого, что позволяет более объективно оценить КЖ. Этот метод получил название «impact method».

Существует несколько подходов для оценки КЖ:

• применение общих опросников;

• применение специальных опросников, предназначенных для определенной нозологии;

• применение группы, или «батареи», опросников. В состав этой батареи могут входить не только клинические опросники по оценке КЖ, но и психологические.

Опросники должны отвечать определенным требованиям. Наиболее достоверную и полную информацию о КЖ, связанном со здоровьем, можно получить, применяя методики с высокой валидностью, чувствительностью и надежностью. Определенные требования предъявляются и к самим показателям КЖ. Они должны оцениваться количественно, быть простыми для понимания, использования, регистрации, иметь минимум ограничений по возрасту, полу, роду занятий, быть чувствительными к изменению состояния здоровья больного. Опросники по оценке КЖ составлены в виде тестов, которые предпочтительнее заполнять самим больным, так как при этом исключается возможное влияние интервьюера на ответ [2, 14, 18].

Для чего изучается КЖ, где можно применять результаты, полученные при оценке КЖ пациентов, как использовать полученные данные? Ответы на эти вопросы могут дать как сам пациент, так и лечащий доктор. В то же время у родственников пациента, лечебного учреждения, представителя фармацевтической компании, органов здравоохранения будет свой взгляд на эти вопросы. Индивидуальный мониторинг КЖ необходимо проводить до начала лечения, на протяжении лечения, а также на этапах ранней и поздней реабилитации. Здесь имеет место прогностическое значение результатов оценки КЖ. Результаты, полученные до лечения, дают ценную информацию о возможном исходе заболевания при использовании того или иного метода лечения и таким образом помогают в выборе правильной тактики ведения паци-

ента. Оценка КЖ позволяет врачу вести постоянный контроль в ходе заболевания и при необходимости проводить коррекцию терапии. В клинических исследованиях она позволяет выявить преимущества одного лекарственного препарата перед другим, одного метода лечения перед другим. В ряде случаев КЖ является основным критерием, с помощью которого оценивается возможность внедрения нового лекарственного препарата или эффективность того или иного метода лечения. Также можно сравнивать результаты применения различных подходов в лечении. Органы здравоохранения могут использовать результаты, полученные при оценке КЖ, для разработки мер по оптимизации системы здравоохранения. Для экономики здравоохранения оценка КЖ является одним из важных критериев, которые используются при проведении фармакоэкономических расчетов, позволяющих обосновать экономическую целесообразность применения новых лекарственных препаратов. Оценка КЖ имеет большое значение на этапе реабилитационных мероприятий. Реабилитационные программы разрабатываются на основании данных о КЖ.

Итак, основными направлениями современной медицины, где применяется оценка КЖ, являются: качественный индивидуальный мониторинг состояния пациента; разработка прогностических моделей течения и исхода заболевания; разработка фундаментальных принципов паллиативной медицины; разработка реабилитационных программ; экспертиза новых методов лечения; стандартизация методов лечения; проведение социально-медицинских популяционных исследований с выделением групп риска; обеспечение динамического наблюдения за группами риска и оценка эффективности профилактических программ; повышение качества экспертизы новых лекарственных препаратов; экономическое обоснование методов лечения с учетом показателей «цена — качество», «стоимость — эффективность» [12].

Какая отрасль медицины наиболее подвержена изучению КЖ пациентов? В последнее десятилетие в мире возрос интерес к изучению КЖ, о чем свидетельствуют многочисленные исследования. Двадцать лет назад в Medline ежегодно появлялось около 300 публикаций по проблеме КЖ, в настоящее время их число увеличилось до 50 000 [3].

Наиболее часто встречаются работы по оценке КЖ пациентов с онкологическими заболеваниями, ревматологической патологией, сердечно-сосудистой, патологией органов дыхания (бронхиальная астма, хроническая обструктивная болезнь легких, туберкулез), пациентов с депрессивными расстройствами, заболеваниями лор-органов, язвенной болезнью, сахарным диабетом. Как отмечалось выше, первые работы по оценке КЖ были проведены в онкологии. Примерно половина всех исследований качества жизни после 1980 года связана с лечением онкологических больных. С 1990 года проведено более 150 многоцентровых рандомизированных исследований, в которых

наряду с другими параметрами оценивалось КЖ [11]. Другая область, где успешно используется оценка КЖ, — кардиология и ревматология. Этот метод широко применяется при оценке эффективности терапии (как консервативной, так и с применением оперативных методов) у больных артериальной гипертензией, ишемической болезнью сердца, при сердечной недостаточности, при лечении больных ревматоидным артритом. Большой международный опыт оценки КЖ показывает, что это исключительно перспективный метод для всех разделов современной медицины.

С профессиональной точки зрения нас интересует вопрос: «Какова ситуация по оценке КЖ в педиатрической практике?». В мире интерес к изучению КЖ детей возник в конце 1980-х годов, когда данный показатель у взрослых уже оценивался во многих клинических исследованиях. Количество исследований по оценке КЖ у детей намного меньше, чем у взрослых. Работ, проведенных на эту тему в нашей стране, — единицы. Единичные исследования посвящены анализу показателей при определенной патологии, чаще при бронхиальной астме, на основе специальных международных опросников либо оценке психологического статуса с применением узкоспециализированных анкет, что не позволяет дать интегральную оценку КЖ ребенка. Вместе с тем актуальность данной проблемы в отечественной педиатрии не вызывает сомнения, так как здоровье ребенка относится к основополагающим факторам, определяющим КЖ населения. Последнее десятилетие характеризуется прогрессирующим ухудшением состояния здоровья детей. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, сегодня можно считать здоровыми лишь 10—12 % учащихся младших классов, 8 % — средних, 5 % — старших [3].

Оценка КЖ в педиатрии позволяет исследовать следующие аспекты жизни детей: восприятие ребенком окружающего мира и самого себя; отношение ребенка к заболеванию и лечению; закономерности возникновения в семье психологических и социальных проблем при развитии у ребенка заболевания; состояние «оптимального здоровья» с позиций ребенка и его родителей. В мире существует несколько центров по изучению КЖ в педиатрии, которые можно отнести к ведущим: Центр результатов детского здоровья (США); Отдел детского здоровья Института профилактики и здоровья (Нидерланды); Отдел медицинской психологии Гамбургского университета (Германия); Исследовательский институт МАР1 (Франция); Институт экономики здоровья (Канада); Отдел клинической эпидемиологии и биостатистики университета Мак Мастера (Канада); Межнациональный центр исследования качества жизни (Россия) [10].

Изучение КЖ у детей строится на тех же принципах, что и у взрослых. Но при этом имеются некоторые особенности. При исследовании КЖ в педиатрии необходимо учитывать следующую важнейшую деталь: если у взрослых показателями физической

и социальной активности являются профессиональная деятельность, поведение в обществе, то у детей младшего возраста это уровень игровой активности, общение с другими детьми, а у школьников — адаптация в школе, взаимоотношения со сверстниками, успеваемость. Окружение у детей играет значительно большую роль, чем у взрослых. На КЖ детей влияют семья, одноклассники, учителя, причем значимость этих составляющих меняется в зависимости от возраста ребенка. Так, чем младше ребенок, тем больше его зависимость от родителей, особенно матери. Определение КЖ в подростковом периоде также имеет свои особенности. В этот критический период жизни на фоне эндогенной физиологической перестройки организма подростку приходится решать массу проблем, что влияет на КЖ. Появление на фоне психологических проблем новых ощущений, таких как усталость, боли, синкопэ, сердцебиения, воспринимается как серьезная патология одними и не воспринимается всерьез другими. Свойственные подросткам максимализм и стремление к самоутверждению могут привести к гиперболизации их ощущений и вербализации негативных эмоций в свободные понятия боли и страха. Указанные феномены снижают КЖ. Это приводит к закономерной необходимости учета КЖ при оказании помощи подростку в разрешении психологических проблем, связанных с пубертатом [1, 17]. Одно из основных требований к структуре детского опросника — разделение на блоки по возрастам. В зарубежной литературе возрастные отличия основных составляющих качества жизни ребенка называются а§'е-8рес1Г1сИу [16].

Возраст детей влияет на вид и формат опросника. Ребенок должен понимать смысл задаваемых вопросов. Дети до 8 лет в основном используют крайние варианты ответов, они не понимают промежуточных ответов типа «почти никогда». Альтернатива для маленьких детей — использование картинок, например, с выражением лица от крайне негативного до максимально позитивного. Или использование визуальных аналоговых шкал, например, в виде увеличивающихся кругов. Опросник должен быть максимально коротким, но при этом не терять своей универсальности и надежности. По данным большинства авторов, минимальный возраст, в котором дети адекватно могут участвовать в оценке своего КЖ, — 5 лет. До этого возраста КЖ детей оценивают только родители или другие доверенные лица. В исследованиях подтверждено противоречие в оценке КЖ детьми и родителями, так как родители не всегда осведомлены о некоторых сторонах жизнедеятельности своего ребенка, особенно подростка. Поскольку до сих пор не решено, на чье мнение следует опираться при оценке КЖ, большинство авторов рекомендуют использовать опрос и детей и родителей, в связи с чем во многих опросниках присутствуют параллельные формы для родителей. Обязательным является подписание родителями и детьми старше 7 лет информированного согласия.

К наиболее часто используемым детским опросникам относятся:

• Pediatric quality of questionnaire — PedsQL (J. W Varni и соавторы, США), один из наиболее популярных опросников за рубежом, что обусловлено его хорошими психометрическими свойствами, простотой и удобством в заполнении, статистической обработке и интерпретации результатов, широким возрастным диапазоном (2 года — 18 лет), наличием параллельных форм для родителей и модулей для разных заболеваний (ревматологические, кардиологические, аллергические, онкологические, сахарный диабет, болевой синдром).

• Child health questionnaire — CHQ (J. E. Landgraf и соавт., США). Существует в трех модификациях: CHQ-PF 50 (родительская версия, 50 вопросов), CHQ-PF 28 (короткая родительская версия, 28 вопросов), CHQ-CF 87 (детская версия, 87 вопросов). Родительская форма разработана для оценки КЖ детей от 5 лет, детская — от 10 лет. Существует русская версия формы CHQ-PF 50.

• TNO-AZL Child quality of life questionnaire

— TACQOL (E. G. Verrips, T. Vogels и соавт., Нидерланды). Существует в двух формах: детской (8— 15 лет), и родительской (для родителей детей 6—15 лет). Имеется русская версия.

• QUALIN (S. Manificat, A. Dazord, Франция)

— опросник для оценки КЖ детей от 3 мес до 3 лет. Переведен на 4 язык.

• Child health and illness profile-adolescent edition

— CHIP-AE (B. Starfield и соавт., США). Опросник, используется для подростков 11 — 17 лет, заполняется самостоятельно. Переведен на 2 языка. Существует версия для детей 6— 11 лет (CHIP-CE, A. Riley и соавт. США), которая переведена на 9 языков.

• Специальные опросники оценки КЖ детей созданы для заболеваний: аллергических, онкологических, ревматологических (Juvenile arthritis quality of life questionnaire — JAQQ), Childhood health assessment questionnaire (CHAQ), Childhood arthritis health profile (CAHP), эпилепсии, сахарного диабета, болезни Крона [3].

Не менее важно изучение КЖ здорового ребенка. Очень мало известно об отношении детей к своему здоровью. Одним из важнейших направлений изучения КЖ у детей является определение состояния оптимального здоровья с позиций самого ребенка и его родителей. В настоящее время группы зарубежных авторов в разных странах разрабатывают показатели КЖ у здоровых детей в популяционных исследованиях. В России этой проблеме уделяют крайне мало внимания. Отсутствует системный подход к изучению КЖ детей, популяционные исследования КЖ детей с выработкой нормативных оптимальных критериев. Все это явилось предпосылкой для организации при Научном центре здоровья детей РАМН лаборатории проблем медицинского обеспечения и КЖ детского населения, задачами которой являются разработка

комплексной программы и методологии по изучению КЖ здоровых и больных детей в России и внедрение ее в регионах; формирование в России научно-методического центра по изучению КЖ детей; разработка нормативных показателей КЖ здоровых детей; оценка эффективности существующих лечебных, профилактических, реабилитационных программ у хронически больных детей с позиции динамики КЖ.

Эти задачи легли в основу Проекта программы изучения КЖ здоровых и больных детей в России [3]. Реализация программы предусматривает несколько этапов: первый (2005—2007 годы) — проведение после выбора оптимального опросника и его адаптации популяционных исследований в ряде регионов по изучению КЖ здоровых детей с выделением групп риска, оценкой эффективности программ и разработкой нормативных критериев; второй (2007—2009)

— изучение КЖ детей с различной патологией на разных стадиях заболевания; третий (2009—2010)

— повторное проведение популяционных исследований оценки КЖ здоровых и больных детей с выявлением закономерностей изменения его параметров при различных заболеваниях, оценка эффективности лечебных, профилактических, реабилитационных программ. Итогом станет наличие национального инструмента изучения КЖ детей в России, сравнение показателей КЖ детей, проживающих в разных регионах, и издание учебно-методического пособия «Исследование качества жизни в педиатрии». Это свидетельствует о больших перспективах исследований КЖ детей в России.

Список литературы

1. Абросимов В. Н. Клиническое значение оценки качества жизни у подростков с сердечно-сосудистыми заболеваниями / В. Н. Абросимов, Н. В. Дмитриева, И. Г. Филимонова, Д. В. Шутов // Вестник новых медицинских технологий. — 2003. — Т. 10, № 1—2. — С. 59—61.

2. Андреева Г. Ф. Изучение качества жизни у больных гипертонической болезнью / Г. Ф. Андреева, Р. Г. Оганов // Терапевтический архив. — 2002. — № 1. — С. 8—16.

3. Баранов А. А. Изучение качества жизни детей — важнейшая задача современной педиатрии / А. А. Баранов, В. Ю. Альбицкий, С. А. Валиулина, И. В. Винярская // Российский педиатрический журнал. — 2005. — № 5. — С. 30—34.

4. Воробьев П. А. Методологические подходы к оценке качества жизни, связанного со здоровьем / П. А. Воробьев, Л. В. Сидорова, Ю. А. Кулигина, М. В. Авксентьева // Проблемы стандартизации в здравоохранении. — 2003.

- № 8. - С. 20-25.

5. Гурылева М. Э. Оценка качества жизни больных с заболеваниями органов дыхания / М. Э. Гурылева, Л. В. Хузиева, А. В. Визель // Проблемы туберкулеза.

- 2005. - № 5. - С. 55-61.

6. Кучеренко В. З. Методологические основы изучения качества жизни, связанного со здоровьем населения / В. З. Кучеренко // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2004. - № 4. - С. 3-9.

7. Лукьянова Е. М. Оценка качества жизни в педиатрии / Е. М. Лукьянова // Качественная клиническая практика.

- 2002. - № 4. - С. 34-42.

8. Моисеев В. С. Лекарство и качество жизни, точка зрения / В. С. Моисеев // Клиническая фармакология и терапия. - 1993. - № 1. - С. 5-9.

9. Новик А. А. Исследование качества жизни в медицине : учебное пособие / А. А. Новик, Т. И. Ионова ; под ред. Ю. Л. Шевченко, - М. : ГЭОТАР-МЕД, 2004.

- С. 304.

10. Новик А. А. Исследование качества жизни в педиатрии / А. А. Новик, Т. И. Ионова, Т. П. Никитина // Вестник Межнационального центра исследования качества жизни. - 2004. - № 3-4. - С. 92.

11. Новик А. А. Оценка качества жизни больного в медицине / А. А. Новик, С. А. Матвеев, Т. И. Ионова и др. // Клиническая медицина. - 2000. - № 2. - С. 10-14.

12. Новик А. А. Руководство по исследованию качества жизни в медицине / А. А. Новик, Т. И. Ионова. - СПб. : Нева ; М. : ОЛМА-ПРЕСС, 2002. - С.. 321.

13. Хетогурова А. К. Паллиативная помощь, медикосоциальные, организационные и этические принципы / А. К. Хетогурова. - М. : ВУНМЦ, 2003. - С. 160.

14. Cella D. F. Quality of Life: concepts and definition / D. F. Cella // J. Pain and Symptom Manag. - 1994.

- Vol. 9(3). - P. 186-192.

15. Kaplan R. M., Atkins C. J., Timms R. // J. Chron. Dis. - 1984. - Vol. 37. - N 2. - P. 85-95.

16. Kurgic S. Quality of life and its measurement in children // S. Kurgic, O. Niciforovic-Surcovic // Med Pregl. - 2002.

- Vol. 55(1-2). - P. 57-59.

17. Oechslin E., Hoffman A. // Ther. Umsch. - 2001.

- Vol. 58. - P. 128-132.

18. The World Health Organization Quality of Assessment (WHOQOL): development and general psychometric properties // Sos. Sci. Med. - 1998. - Vol. 46(12). P. 1569-1585.

PROBLEM OF QUALITY OF LIFE IN PRESENT-DAY MEDICINE O. I. Kosenkova, V. I. Makarova

Northern State Medical University, Arkhangelsk

The problem of study of quality of life in medicine, the history of its beginnings, the methodological aspects have been discussed. The most frequently used questionnaires for assessment of quality of life of grown-ups and children have been shown. Special attention has been paid to assessment of quality of life in pediatrics, the urgency of this direction and perspectives of its development in Russia.

Key words: children, health, quality of life, assessment of quality of life, questionnaires.

Контактная информация:

Косенкова Оксана Ивановна - аспирант кафедры педиатрии и пропедевтики детских болезней Северного государственного медицинского университета, г. Архангельск Тел. (8182) 26-23-24; e-mail: Yra2@atnet.ru

Статья поступила 27.10.2006 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.