Научная статья на тему 'Проблема исторической преемственности в процессе формирования гелиобиологических идей А. Л. Чижевского'

Проблема исторической преемственности в процессе формирования гелиобиологических идей А. Л. Чижевского Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
604
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКИЙ КОСМИЗМ / ЭЛЕКТРОННЫЙ МОНИЗМ / СОЛНЕЧНАЯ АКТИВНОСТЬ / ГЕЛИОБИОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ ГЕЛИОТАРАКСИИ / RUSSIAN KOSMISM / ELECTRONIC MONISM / SOLAR ACTIVITY / THE HELIOBIOLOGICAL / THE THEORY GELIOTARACKSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терехов С. В.

В статье проведён детальный анализ наиболее важных философских идей русского философа-космиста А.Л. Чижевского. Выявлены исторические и методологические предпосылки, побудившие автора к изучению влияния деятельности Солнца на земные процессы. Указаны основные разработанные им положения и принципы гелиобиологии и теории гелиотараксии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF HISTORICAL CONTINUITY IN THE COURSE OF FORMATION OF HELIOBIOLOGICAL IDEAS OF A.L.CHIZHEVSKY

In article the important philosophical ideas of Russian philosopher A.L.Chizhevsky are analysed. The reasons which have induced the author to studying of influence of activity of the Sun on terrestrial processes are found out. Substantive provisions and theory principles geliotaracksis are specified.

Текст научной работы на тему «Проблема исторической преемственности в процессе формирования гелиобиологических идей А. Л. Чижевского»

ФИЛОСОФИЯ

© C.B. Терехов

C.B. ТЕРЕХОВ, кандидат философских наук, доцент кафедры логики, философии и методологии науки философского факультета Орловского государственного университета

Тел. 89192048280; svterehov@mail.ru

ПРОБЛЕМА ИСТОРИЧЕСКОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГЕЛИОБИОЛОГИЧЕСКИХ ИДЕЙ А.Л. ЧИЖЕВСКОГО

В статье проведён детальный анализ наиболее важных философских идей русского философа-космиста А.Л. Чижевского. Выявлены исторические и методологические предпосылки, побудившие автора к изучению влияния деятельности Солнца на земные процессы. Указаны основные разработанные им положения и принципы гелиобиологии и теории гелиотараксии.

Ключевые слова: русский космизм, электронный монизм, солнечная активность, гелиобиология, теория гелиотараксии.

Двадцатый век, ознаменовавшийся выдающимися достижениями научно-технической и гуманитарной культур, характеризуется прежде всего формированием целостной, систематизированной научной картины мира. Но, возможно, самым важным его достижением явилось переосмысление на качественно новом уровне взаимосвязи процессов, происходящих на Земле, с событиями и явлениями, происходящими в окружающем её космосе. Современная наука убедительно показала, что формирование нашей планеты, появление и эволюция жизни на ней, а также историческое развитие человеческой цивилизации есть тесно взаимосвязанные звенья единой космологической цепи, подчиняющиеся единым закономерностям космической эволюции. Изучению этих закономерностей и процессов, ими порождаемых, в немалой степени способствует творческое наследие русских мыслителей-космистов, среди которых особого внимания заслуживает личность и идеи Александра Леонидовича Чижевского (1897-1964).

А.Л. Чижевский относится к той немногочисленной плеяде учёных, талант которых огромен, и потому сфера их творчества не может быть ограничена отдельной проблемой, дисциплиной или даже наукой. Чижевский внёс значительный вклад в развитие физики, биологии, биофизики, медицины. Он, по сути, основал гелио- и космобиологию, разработал теоретическую основу аэроионификации и впервые внедрил её в хозяйственную и медицинскую практику. При этом он был ещё и талантливым поэтом и художником. Не случайно I Международный конгресс биофизиков в сентябре 1939 г., выдвигая кандидатуру А.Л. Чижевского на соискание Нобелевской премии, отмечал, что многогранная научная, литературная, художественная деятельность учёного даёт основания характеризовать его «как Леонардо да Винчи двадцатого века».

«Александр Леонидович (как и многие мыслители-космисты, и Вернадский, и Циолковский) принадлежал к особому типу естествоиспытателя, можно сказать, архаичному для нашего времени предельной специализации. ... Любой занимавший его объект мира - не просто материал для холодного исследования, расчленения и логи-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ческого вывода, а фрагмент единого многообразного Целого, восчувствуемого и познаваемого максимумом отпущенных природой способностей: и рационально-аналитических, и интуитивнохудожественных» [5, с. 317]. Такой метод исследования, сближающий учёного с древними натурфилософами, обусловлен прежде всего развиваемой им идеей единства природы, которая стала стержнем всей его философской концепции. Единство мироздания должно основываться на едином природном субстрате, единой «стихии» - таково воззрение древнегреческих философов ионийской школы. «Задавшись вопросом о том, откуда всё возникает и во что всё превращается, они искали начало происхождения и изменения всех вещей. При этом они понимали первовещество не как мёртвую и косную материю, а как вещество живое в целом и в частях, наделённое душой и движением ... Собранные и самостоятельно добытые ими знания являются для них не отдельными истинами наук (которых ещё не было) и не только основой для практического действия, но прежде всего элементами цельного мировоззрения, объединяющего отдельные чувственные явления в мысли об общем для них естественном первоначале» [1, с. 199].

Однако, несмотря на выдающуюся роль древнегреческих мыслителей в развитии идеи единства мироздания, собственная её интерпретация сложилась у А.Л. Чижевского лишь благодаря знакомству с творчеством К.Э. Циолковского. «К. Циолковский оказал огромное влияние на формирование научного мировоззрения и методов научной работы А.Л. Чижевского. Идея единства живого и неживого, человека и Космоса, психического и физического становится программной для Чижевского, определяет направления всех его научных исследований» [6, с. 165]. А.Л. Чижевский сам всегда подчёркивал большое влияние, оказанное Циолковским на формирование его научного мировоззрения: «Дружба с К.Э. Циолковским была настолько искренней и большой, что я никогда не мыслил какого-либо большого научного дела без него, ибо мои научные дела мы всегда подвергали совместному обсуждению и критике» [7, с. 31].

Именно эта особенность становления мировоззрения молодого учёного в тесном контакте с философской концепцией учителя и обусловливает перенесение монизма - как основного принципа космизма К.Э. Циолковского - на формирующуюся систему взглядов А.Л. Чижевского. Монизм К.Э. Циолковского состоял в движении всего научного процесса к единственному элементарному началу всего сущего. Таким началом, по мнению К.Э. Циолковского, является одушевлённый, веч-

но живущий атом или его более первобытная неизвестная часть. «Можно условно назвать его атом эфира» [11, с. 369].

А.Л. Чижевский, первоначально разделяя эту идею К.Э. Циолковского, но опираясь при этом на современные ему достижения естествознания, видит субстрат-первооснову в открытой лишь в конце XIX в. структурной субатомной частице вещества - электроне. «Материальный мир есть арена последовательных, а потому и закономерных, комбинаций, единого субстрата - электрона! -пишет А.Л. Чижевский. - Если мы всмотримся в окружающий нас мир животных и растений, какое безграничное многообразие увидим мы! Но во всём этом внешнем разнообразии мы находим единую для всех организмов основу - живую клетку и всеобщность коллоидного состояния. ... Нисходя в глубину всего живого и далее - в глубину материи, мы познаём единое начало, единую основу всего сущего - единство материи - электрон» [6, с. 165]

Однако отличие идеи единства мироздания в концепции А.Л. Чижевского от аналогичной идеи у К.Э. Циолковского состоит не только в понимании первоосновы. Главное различие здесь в тех целях, которые ставит перед первоэлементом каждый философ, в тех задачах, которые он решает при конструировании философского учения. Атом эфира у К.Э. Циолковского позволяет логически непротиворечиво обосновать принцип панпсихизма и учение о потенциальной одушевлённости Вселенной. Развивая свою идею единства природы, К.Э. Циолковский как бы ставит знак равенства между понятиями «живое» и «неживое». В качестве этого знака у него и выступает понятие атома. У А.Л. Чижевского же электрон рассматривается главным образом как основной носитель фундаментального электромагнитного взаимодействия, которое пронизывает всю Вселенную. Именно оно связывает живое и неживое вещество, обеспечивая их взаимозависимость. И электрон А.Л. Чижевского лишь ставит их в соответствие друг другу, а отнюдь не уравнивает, как у К.Э. Циолковского.

Будущие пути научного познания не были ведомы и не могли быть ведомы в начале 20-х гг. XX в. Несмотря на усилия таких учёных, как А. Эйнштейн, Г. Вейль и др., синтез электромагнетизма и гравитации не был достигнут, более того, были открыты новые элементарные частицы и новые взаимодействия. Лишь с 70-х годов XX в. тенденция синтеза в физическом описании природы вновь возобладала. Электрон тем не менее удержался как одна из первооснов материи - наряду с двумя другими лептонами, соответствующими им нейт-

ИСТОРИЯ

рино и кварками. Воззрения А.Л. Чижевского на единый природный субстрат, во многом провидческие, но и во многом ограниченные рамками физического знания того времени, помогли ему достичь успехов в исследовании биофизических, биохимических и других процессов, в которых существенную роль играют электромагнитные явления.

Все научные работы А.Л. Чижевского, благодаря которым он получил международное признание, являются практическим обоснованием важной философской идеи, непосредственно вытекающей из предыдущей. Это идея об определяющей роли Солнца и космических излучений вообще в развитии и распространении жизни на планете. Великой заслугой А.Л. Чижевского явилось обоснование положения, согласно которому представление о внешней среде и связи с ней живой природы должно быть расширено за земные рамки - в понятие «среда» следует включить и околоземное пространство как непосредственное окружение биосферы, и весь Космос с его звёздными образованиями, с его потоками летящих со всех сторон элементарных частиц, с его физическими полями. А.Л. Чижевский впервые убедительно показал, что жизнь на нашей планете чутко отзывается на периодические возмущения, приходящие извне, в частности со стороны Солнца, что 11-летний цикл процессов преобразований на его поверхности находит своё отражение в 11-летних периодах вспышек массовых заболеваний людей, животных и растений, а динамика гелиофизичес-кой активности обусловливает характер развития большинства стихийных процессов на Земле на всех уровнях движения материи.

На формирование этого важнейшего положения мировоззренческой концепции А.Л. Чижевского также оказала большое влияние его дружба с К.Э. Циолковским. Уже во время первых посещений дома К.Э. Циолковского молодой учёный рассказывает о возникшей у него идее исследования космического влияния на жизненные процессы на Земле. К.Э. Циолковский отнёсся заинтересованно к данной проблеме и фактически наметил научный путь исследования - статистическая обработка всех данных, касающихся живого, и сравнение одновременности солнечных циклов и циклов в живом. Это исследование А.Л. Чижевский впоследствии воплотит в фундаментальный труд, положивший начало историкометрии - междисциплинарной науки, изучающей влияние космических факторов на ход всемирно-исторического процесса.

Однако, несмотря на несомненную роль К.Э. Циолковского в развитии этой идеи, она самостоя-

тельно была сформулирована А.Л. Чижевским ещё до знакомства с калужским мыслителем. Вспоминая юношеские годы, он пишет: «Меня непреодолимо влекло к изучению внешних влияний на организм, и потому - так по крайней мере мне кажется - я отдал изучению этого всю последующую жизнь. Я стал исследователем вопросов о “влияниях”» [7, с. 43]. Таким образом, возникает необходимость отыскать иные источники формирования идеи о космическом влиянии в концепции А.Л. Чижевского.

Ещё до открытия этого влияния русским учёным чрезвычайную роль Солнца во всех проявлениях жизни на Земле, несомненно, интуитивно постигли наши далёкие предшественники - народы древности. Среди огромного количества созданных человеческим воображением богов первое место долгое время у всех народов принадлежало богу дневного света - Солнцу. Историческая и сравнительная мифология свидетельствует о том, что все без исключения народы в своём мировоззрении отдавали непременную «дань Солнцу». В сагах, легендах, мифах, преданиях, поверьях, возникших на совершенно различной почве, исследователей поражает глубокое сходство содержания. Если проследить за эволюцией солнечного культа, можно убедиться в том, что он лёг в основу не только религиозного, но и научного мышления. «Вся мифология древних проникнута слепящей символикой солнечного луча! Интуиция наших предков привела их к тому же заключению, что и завоевания науки!» [8, с. 28] Такими словами сам А.Л. Чижевский подчёркивает важную роль мифологического наследия древности в создании своей теории.

Идея связи человека с силами внешней природы возникла на заре человеческого существования. На фундаменте этой идеи родилась и пышно расцвела древнейшая из наук - астрология, которая (если отбросить все её мистические заблуждения) учила о связи всех вещей и всех явлений. Одна из ветвей астрологического знания - астрологическая медицина - утверждала, что все болезненные процессы, протекающие в живом организме, находятся под непосредственным воздействием космических сил. «Уже древние врачи, выводя из своих наблюдений существование зависимости между человеком, животным и окружающей средой, стремились объяснить некоторые болезненные явления в человеческом организме влиянием этой среды» [8, с. 39]. В произведениях врачей (Авиценны и Гиппократа), историков (Фукидида, Геродота и Диодора Сицилийского), поэтов (Овидия, Лукреция и Софокла) А.Л. Чижевский находил и тщательно собирал сведения, каса-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

ющиеся многочисленных мощных явлений в природе, предшествовавших и сопровождавших различные эпидемии. Среди более поздних работ, по мнению учёного, особого внимания заслуживают описания, данные в XIV в. Ковино, Мюсси, императором Кантакузеном, Боккаччо, Петраркой, Ме-генбергом, Машо, Колле, Шольяком и другими испанскими врачами. Все они отмечают, что среди явлений природы главную роль играют как космические, так и геофизические факторы: положение Солнца, звёзд, Луны, землетрясения, туманы и вредные испарения в атмосфере.

И в XVI в. ученые стараются объяснить различные эпидемии воздействием созвездий. Благодаря воскресшему платонизму, а в Германии -неоплатоническому учению отца фармацевтической химии Теофраста Бомбаста из Гогенгейма, более известного под именем Парацельса, представления о «неприязненных созвездиях» приобретают особенную силу. Те же идеи проповедовал и Нострадамус, который, будучи знаменитым астрологом, соединил свои знания с алхимией, математикой и медициной.

Многими врачами XVIII в. тоже была замечена связь, существовавшая между явлениями природы и развитием различных болезней. А.Л. Чижевский так оценил деятельность своих предшественников: «Мы находим в мемуарах врачей - современников тех или иных эпидемий - богатый материал для интереснейших выводов» [8, с. 49]. «Поэтому я должен теперь же сказать, что мысль об особом солнечном влиянии на организм принадлежит не одному мне, а сотням и тысячам тех летописцев и хроникёров, которые записывали необычные явления на Солнце, глад, моровые поветрия и другие массовые явления на Земле. Но я облёк древнюю мысль в форму чисел, таблиц и графиков и показал возможность прогнозирования, указав методы возможной борьбы с ними в пределах биосферы и опасность, грозящую космонавтам в космическом пространстве» [10, с. 492]. Таким образом, и летописцы, отмечавшие в своих хрониках соотношения между явлениями общественными и космическими или геофизическими, и врачи, сопоставлявшие течение тех или иных эпидемий с различными явлениями природы, в равной мере являются предшественниками, послужившими формированию у А.Л. Чижевского рассматриваемой нами идеи влияния космических факторов на возникновение и развитие жизни на Земле.

Всестороннее исследование выдвинутой гипотезы привело учёного к открытию определяющей роли периодической деятельности Солнца в гео-

физических процессах и социальной жизни на планете. Этому способствовало рациональное переосмысление научных достижений учёных, ранее работавших в данной области. К предшественникам А.Л. Чижевского, несомненно, повлиявшим на формирование его идей, следует отнести многих астрономов и астрофизиков, изучавших Солнце начиная с XVII в. Действительно, несмотря на то, что ещё в глубокой древности человек интуитивно постиг главенствующую роль Солнца в жизни нашего мира, несмотря на то, что ещё в доисторические времена в умах учёных и философов, начиная с ионийских мыслителей, возникло верное по своему существу учение о Солнце как причине всего сущего, наука о Солнце началась лишь с того времени, как европейскими учёными Фабрицием, Шейнером, Галилеем и Гарритом в 1610-1611 гг. независимо друг от друга были начаты исследования пятен на поверхности Солнца. Признавая их заслуги, А.Л. Чижевский писал в стихотворении, посвящённом Галилею:

...О ты, узревший солнечные пятна С великолепной дерзостью своей,

Не ведал ты, как будут мне понятны И близки твои скорби, Галилей! [6, с. 168] Почему именно пятна, природу которых не смогли объяснить Г. Галилей, Ж. Лаланд, В. Гер-шель, А. Секки (и только Э. Фай предложил пока ещё остающуюся в силе гипотезу), так привлекли А.Л. Чижевского? Потому что периодичность пятен обусловлена периодической деятельностью Солнца. Не зная природы пятен, можно использовать их как датчик, с помощью которого определяются циклы солнечной активности, а следовательно, согласно идее А.Л. Чижевского, и циклы жизнедеятельности на Земле. Космическая сторона поставленной русским учёным проблемы была к тому времени уже решена европейскими учёными Р. Вольфом, Ч. Юнгом, А. Вольфером, С. Ньюкомбом, А. Майкельсоном, Г. Торнером и другими. Они выделили в деятельности Солнца циклы (11-летний и ряд других), строгая периодичность которых и поставила перед А.Л. Чижевским главную проблему его научной деятельности: «Как же этот солнечный пульс, эти периодические колебания в напряжённости активности светила влияют на Землю, а также при помощи каких посредников осуществляются все эти влияния - вот вопросы, которые мы вправе теперь задать» [8, с. 81]. Ответы на эти вопросы потребовали от А.Л. Чижевского разработки принципиально новой науки -гелиобиологии и теории гелиотараксии.

Формирование гелиобиологии является показательным примером превращения исходной фи-

ИСТОРИЯ

лософско-мировоззренческой идеи (монистического единства мироздания) в новую научную отрасль. Предмет этой науки - реакция биологических и физико-химических (коллоидных) систем разного уровня сложности на внешние, космические факторы. По мнению Б.М. Владимирского: «Если в самом кратком виде суммировать значение гелиобиологии, то получится весьма впечатляющая картина:

- Гелиобиология существенным образом содействует постановке общей проблемы влияния на биосистемы сверхслабых воздействий различной физической природы («сверхмалые дозы»).

- В рамках гелиобиологических исследований был открыт совершенно новый для экологии и, видимо, очень важный фактор среды обитания - естественные электромагнитные поля и их вариации.

- Гелиобиология стимулировала развитие новой концепции биосферы как открытой целостной системы.

- Гелиобиологические исследования во многом содействовали формированию представлений о Солнечной системе как некоторой высокоорганизованной целостной системе.

- Гелиобиология позволила отметить в динамике социальных систем совершенно новые и притом неожиданные стороны, ещё раз поставить проблему периодичности естественноисторического процесса» [2, с. 18-19].

Высшим и наиболее оригинальным результатом научно-философских поисков явилась разработанная А.Л. Чижевским теория гелиотараксии. В основе данной теории лежит введённое А.Л. Чижевским понятие «гелиотараксии»(или «гелиота-раксиса»), которое, по его словам, «представляет собою тот решительный перелом в структурном изменении системы человеческих масс, когда процесс интеграции нервно-психической энергии в массах влечёт возникновение процесса социального выражения этой интеграции» [9, с.706]. Иными словами, это точка кипения человеческой массы, когда количественные её изменения вызывают изменения качественные, в основе которых лежит переход одного вида мировой энергии в другой.

Проводя теоретическое исследование процесса превращения электромагнитной энергии Солнца в нервно-психическую энергию человеческих масс, А.Л. Чижевский сформулировал два базовых закона теории гелиотараксии:

«Первый закон теории: состояние предрасположения к (социальному. - С.Т.) поведению чело-

веческих масс есть функция деятельности Солнца» [9, с. 658].

«Второй закон теории: резкие подъёмы солн-цедеятельности превращают потенциальную энергию (энергию нервно-психического накопления масс) в энергию кинетическую (энергию нервнопсихического разряда и движения)» [9, с. 659].

Наиболее важным выводом из рассматриваемой теории явилось признание наличия в электромагнитном излучении Солнца особых физикохимических посредников, способных вызывать не только резкие изменения в состоянии нервно-психической сферы человека, но и отражаться на состоянии организма в целом, вызывая соответственные пароксизмы в сосудистой, секреторной и других его системах. Однако достижения современной А.Л. Чижевскому науки не позволили однозначно указать часть спектра солнечного излучения, ответственную за эти процессы. Поэтому учёный говорит о наличии особого Z-излучения (или X-агента), природу которого ещё предстоит выяснить: «Основное внимание должно быть обращено именно на действия этих резких толчкообразных Z-излучений, импульсных пертурбаций электромагнитного поля то в одиночку, то быстро следующими один за другим ударами. Эти удары могут расстроить физиологические механизмы, не дают им времени для восстановления нарушенного равновесия и в результате своей упорной односторонней направленности приводят больной организм к катастрофе» [9, с. 733]. Это же излучение, распространяя по законам психической инфекции повышенную возбудимость людских масс, способствует любым, актуальным в данный исторический период, социальным преобразованиям, являясь, таким образом, важным фактором эволюции человеческого общества.

Но, к сожалению, несмотря на прогрессивный характер данной гипотезы, мы вынуждены, соглашаясь с Б.М. Владимирским, констатировать, что «грубое нарушение общенаучных правил конструирования моделей - не постулировать без крайней необходимости новых сущностей - привело, конечно, к тому, что гипотезы о Z-излучении никто не воспринимал всерьёз. И - в полном соответствии с неумолимым законом функционирования современной науки - теоретически непонятные наблюдаемые факты не были восприняты научным сообществом» [2, с. 17]. Именно это и послужило основной причиной того, что, по мнению В.В. Ка-зютинского, «гениальный вывод Чижевского о влиянии планет и солнечной активности на развёртывающийся в земных масштабах социально-исторический процесс пока не нашёл адекватной

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

оценки» [4, с. 224]. А ведь только внимательное изучение всего комплекса философских и естественнонаучных идей, разработанных А.Л. Чижевским, способно сформировать тот целостный подход к пониманию явлений окружающей действительности, которого не хватает большинству современных узкоспециальных наук.

В заключение отметим, что тернистый путь дальнейшего научного познания нельзя было предвидеть в начале 20-х гг. XX в. Намечавшийся синтез электромагнетизма и гравитации не состоялся, более того, были открыты новые элементарные частицы и новые взаимодействия. Лишь в 70-х годах XX в. учёные вновь заговорили о необходимости синтеза физических теорий, описывающих разные стороны природных процессов. Представления же А.Л. Чижевского о едином природном субстрате, лежащем в основе мироздания, одновременно прозорливые и в то же время ограниченные рамками современных ему физических

представлений, способствовали успешному исследованию биофизических, биохимических и других процессов, в которых важную роль играют электромагнитные явления.

Целостная философско-мировоззренческая система А.Л. Чижевского, обоснованная автором как с философской, так и с естественнонаучной точек зрения, до сих пор не нашла однозначного понимания в научном сообществе. Теория гелиотараксии профессора А.Л. Чижевского, по всей видимости, так же опередила своё время, как и идея А. Эйнштейна о взаимосвязи гравитации и электромагнетизма, которую он развивал в середине XX века, при том что на сегодняшний день появились лишь первые робкие попытки её применения при создании единой теории поля. Таких мыслителей, способных опередить своё время на десятилетия, история науки знает не так много. И А.Л. Чижевский занимает вполне заслуженное место в этой плеяде выдающихся мудрецов.

Библиографический список

1. Асмус В.Ф. Античная философия [Текст] / В.Ф. Асмус - 3-є изд., - М.: Высш. шк., 1999.

2. Владимирский Б.М. Гелиобиология - драма идей [Текст] / Б.М. Владимирский // Чижевский и образование: сборник научных трудов и материалов, посвящённых исследованию научно-культурного наследия А.Л. Чижевского. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000.

3. Голованов Л.В. Космический детерминизм Чижевского [Текст] / Л.В. Голованов // Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия. - М.: Мысль, 1995.

4. Казютинский В.В. Русский космизм и мировая культура [Текст] / В.В. Казютинский // Чижевский и образование: сборник научных трудов и материалов, посвящённых исследованию научно-культурного наследия А.Л. Чижевского. - Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2000.

5. Семёнова С.Г., Гачева А.Г. Александр Леонидович Чижевский [Текст] / С.Г. Семёнова, А.Г. Гачева // Русский космизм: Антология философской мысли. - М.: Педагогика-пресс, 1993.

6. Томилин К.А. Вокруг нас трепещет пульс Вселенной: А.Л. Чижевский [Текст] / К.А. Томилин // Философия русского космизма. - М.: Фонд «Новое тысячелетие», 1996.

7. Чижевский А.Л. Вся жизнь . - М.: Сов. Россия, 1974.

8. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь [Текст] /А.Л. Чижевский - Изд. 2-е., - М.: Мысль, 1976.

9. Чижевский А.Л. Космический пульс жизни: Земля в объятьях Солнца. Гелиотараксия [Текст] /А.Л. Чижевский - М.: Мысль, 1995.

10. Чижевский А.Л. На берегу Вселенной: Годы дружбы с Циолковским: Воспоминания [Текст] /А.Л. Чижевский

- М.: Мысль, 1995.

11. Циолковский К.Э. Научная этика [Текст] / К.Э. Циолковский // Грёзы о земле и небе: научно-фантастические произведения. - Тула: Приоск. кн. изд-во, 1986.

S.V. TEREKHOV

PROBLEM OF HISTORICAL CONTINUITY IN THE COURSE OF FORMATION OF HELIOBIOLOGICAL

IDEAS OF A.L.CHIZHEVSKY

In article the Important philosophical Ideas of Russian philosopher A.L.Chizhevsky are analysed. The reasons which have induced the author to studying of influence of activity of the Sun on terrestrial processes are found out. Substantive provisions and theory principles geliotaracksis are specified.

Key words: russian kosmism, electronic monism, solar activity, the heliobiological, the theory geliotaracksis.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.