Научная статья на тему 'Проблема источника общественного развития в контексте исторических взглядов Джона Уильяма Дрэпера'

Проблема источника общественного развития в контексте исторических взглядов Джона Уильяма Дрэпера Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
318
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЖОН УИЛЬЯМ ДРЭПЕР / ПЕРВЫЙ ПОЗИТИВИЗМ / АМЕРИКАНСКИЙ СОЦИУМ / СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА / ЭМИГРАЦИЯ / ТЕМПЫ ИСТОРИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ / JOHN WILLIAM DRAPER / THE FIRST POSITIVISM / AMERICAN SOCIETY / SOCIAL DYNAMICS / EMIGRATION / THE PACE OF HISTORICAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Рац Б. М.

В статье анализируются теоретические принципы, на основе которых строится концепция работы «Гражданское развитие Америки» (1865) известного американского учёного Джона Уильяма Дрэпера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of social development source in the context of John William Draper’s historical views

The article considers the theoretical principles, on which the concept of the "Civic Development of America" (1865) by the famous American scientist John William Draper is constructed.

Текст научной работы на тему «Проблема источника общественного развития в контексте исторических взглядов Джона Уильяма Дрэпера»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ № 27 2012

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO HUMANITIES

№ 27 2012

УДК 980(075)

ПРОБЛЕМА ИСТОЧНИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ ДЖОНА УИЛЬЯМА ДРЭПЕРА

© Б. М. РАЦ

Пензенский государственный педагогический университет им. В.Г. Белинского, кафедра всеобщей истории, историографии и археологии e-mail: rikochet13@rambler.ru

Рац Б. М. - Проблема источника общественного развития в контексте исторических взглядов Джона Уильяма Дрэпера // Известия ПГПУ им. В.Г. Белинского. 2012. № 27. С. 946-949. - В статье анализируются теоретические принципы, на основе которых строится концепция работы «Гражданское развитие Америки» (1865) известного американского учёного Джона Уильяма Дрэпера.

Ключевые слова: Джон Уильям Дрэпер, первый позитивизм, американский социум, социальная динамика, эмиграция, темпы исторического развития.

Rats B. M. - The problem of social development source in the context of John William Draper’s historical views // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im. V.G. Belinskogo. 2012. № 27. P. 946-949. - The article considers the theoretical principles, on which the concept of the "Civic Development of America" (1865) by the famous American scientist John William Draper is constructed.

Keywords: John William Draper, the first positivism, American society, social dynamics, emigration, the pace of historical development.

Первый позитивизм - многоплановая и неоднозначная научная парадигма, её теоретические принципы и конкретные методологические приёмы нуждаются в дальнейшем систематическом изучении. С полным правом, по нашему мнению, эту установку можно отнести и к научному наследию известного американского учёного Джона Уильяма Дрэпера (1811-1882), разделявшего основные принципы этой доктрины. Общий анализ его работ целесообразно начинать с рассмотрения основных принципов, на основе которых он и строил свои рассуждения. одним из таких моментов являлась идея динамики социального развития, проблема источника общественных перемен. Этот аспект и является центральным для нас в рамках данной статьи.

Теория общественного развития занимала важное место в трудах позитивистов [2]. Одним из первых ученых, затронувших данную тему, был сам Огюст Конт [3]. Он считал, что выявление законов общественного развития является основной задачей социальной физики, при этом значительную роль отводил идее умственного прогресса человечества [4]. По нашему мнению, Д. Дрэпер не только шёл вслед за «отцом-основателем» первого позитивизма, но и внёс свой вклад в осмысление этой проблемы. Аргументируем свою позицию на примере анализа известной работы Дрэпера «Гражданское развитие Америки»

(1865), в которой он затрагивает множество вопросов, связанных с особенностями развития американского социума.

Подчёркивание важности динамики социального развития для Д. Дрэпера характерно. В этой связи обратим внимание на его интерпретацию феномена Крестовых походов: «Толпы людей, побуждаемые фанатизмом, устремились к Святой земле. Состоя без разбора из всех классов общества, едва вышедшего из варварства, крестоносцы вдруг пришли в столкновение с народом, жившим в странах, где прежде были центры цивилизации. Их идеи не только расширились, но и сам образ мышления изменился. Всякий, избежавший опасности этого религиозного предприятия, по возвращении на родину становился влиятельным и властительным проповедником» [1. С. 93].

На примере национальной истории Соединенных Штатов Америки учёный развивает эту идею дальше, обращая внимание на ряд моментов: природу континента, эмиграционные процессы, роль идей и развитие научных знаний. излагая свои мысли, ученый активно использует индуктивные установки и различные исторические примеры, став одним из немногих для своего времени учёных США, пытавшихся решать поставленную перед собой проблему аргументированно.

Дрэпер считал, что именно передвижение, социальная мобильность (а для США, в первую очередь, эмиграция), влияли на изменение образа мыслей, трансформировали идеи, которые изначально существовали в американском социуме.

Обращается внимание на то, что политические следствия эмиграции зависят от того, к какому классу будет относиться масса переселенцев. Если это рабочий класс, то значительных изменений не последует, так как уменьшение этого класса способно к быстрой замене. но если эмиграция затронет высший класс, то результат будет существенный. «Потеря прямого влияния таких людей вещь немаловажная; ибо, какова бы ни была форма управления общества, они всегда руководят общественной мыслью. Сверх того, общество не может дополнить опустелые ряды этого класса. Подобные индивидуумы появляются здесь и там в определённые промежутки времени» [1. С. 101].

В доказательство своего утверждения Дрэпер берет в пример средневековую Европу. После падения Римской империи низший класс долгое время находился в спокойном состоянии, до тех пор, пока не начались Священные войны. В результате огромное количество европейцев как раз из высшего класса, знати, двинулось в Азию и погибло там. итогом были огромные интеллектуальные перемены как в Европе, так и в Азии. Религиозное чувство постепенно затмилось жаждой наживы, что в дальнейшем, хоть и косвенно, привело к Великим географическим открытиям.

Процесс эмиграции в среде высшего класса негативно сказался в дальнейшем и, например, на испанской истории. По мнению Дрэпера, именно конкистадоры являлись той прослойкой населения, от потери которой Испания так и не смогла оправиться.

Далее Дрэпер обращает свое внимание на Англию. Британская эмиграция отличалась от эмиграции испанской тем, что доля высшего класса в ней была незначительной: «Что касается до колонизации Северной Америки и Австралии ..., то ничто не побуждало селиться туда тех, которые предпочитают спокойную жизнь ученых или ищут быстрых способов социального отличия» [1. С. 104]. Небольшое участие эмигрантов из высшего класса было полезно для Британии, так как удержало внутренние силы в спокойном состоянии. Положение Британии Дрэпер сравнивает с положением древней Греции на Средиземноморье, которая в большом количестве основывала колонии. «Чем Тир и Греция были на Средиземном море, тем Англия стала на земном шаре. Она переселением основала колонии в Северной Америке, Западной Индии, Южной Африке, Австралии, Новой Зеландии, Индии. В сорок три года, считая с 1815 года, окончившего её войну с Францией, из неё выселилось около четырех с половиной миллионов человек» [5. Р. 101].

Далее в работе «Гражданское развитие Америки» Дрэпер рассматривает политическую силу идей и их влияние на общество, что, по его мнению, также является одним из важнейших источников общественного развития.

Говоря об исламе как идее, Дрэпер отмечает следующее: «.догмат, частью состоящий из вечных, давно известных истин, а частью из никогда прежде неслыханного вымысла - постепенно проложил себе путь, разрушая империи и изменяя общества. Не надо думать, что он проложил дорогу только мечом. Меч на время может переменить признанную национальную веру, но не имеет влияния на совесть людей» [1. С. 212]. Таким образом, идея, возникшая в уме одного человека, распространилась до такой степени, что физически и интеллектуально охватила целые континенты. «Бесполезно говорить, таким образом, будто у идей нет силы. В сущности, они управляют миром. Может быть некоторые из результатов, в рассматриваемом нами случае, достойны порицания; но мы занимались только их силой, а не хорошими или дурными качествами» [1. С. 212].

Джон Дрэпер поясняет, что приведенные им примеры «политической силы» идей у арабов и евреев являют собой введение к рассмотрению великой идеи, под влиянием которой и развилась современная цивилизация. «Эта идея состоит в том, что человек может понимать природу и обращать в свою пользу влияние физических деятелей» [5. Р. 211]. Дрэпер не говорит о том, что человек должен полностью победить природу, скорее наоборот, тот должен понять её свойства и на основе этого гармонично сосуществовать. «Люди ещё не довольно ясно понимают, что ход природы никогда не может быть изменён, по их желанию; они ещё не понимают, что их обязанность состоит в том, чтобы, упражняя данный им разум, достигнуть предвидения приближающихся событий, и, сообразно с ними, устраивать свои дела» [1. С. 230].

Идея «понимания» природы, которую рассматривает Дрэпер, постепенно завладела умами людей. Естественно, такой идее пришлось терпеть враждебные влияния, но «она уже ниспровергнула многие из них и смело наступает на остальные. Новейшая Европа уже почти подчинилась её господству» [5. Р. 211]. Примером влияния таких идей на историю ученый называет политическое положение Константина Великого и его приемников, которые не покровительствовали развитию наук и познанию природы. Папский Рим, даже прошедший через Реформацию, отмечает Дрэпер, «до сих пор вредит успеху исследования природы и противится свободному распространению мысли» [1. С. 224-225]. Это сильно повредило его влиянию.

Руководствуясь в своей работе обозначенной установкой, Дрэпер посвящает несколько страниц описанию того, что было сделано человеком для получения верных знаний о природе. Этот процесс начался с последовательного упадка всего таинственного и сверхъестественного и привёл в итоге к кардинальным изменениям в социальной жизни.

Познание, к примеру, испарения, помогло человеку в создании паровой машины. «Полное понимание высказываемых начал привело уатта к изобретению паровой машины низкого давления» [5. Р. 225]. Применительно к Америке Дрэпер считает это изобретение одним из тех факторов, которые оказали решаю-

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Гуманитарные науки ♦ № 27 2012 г.

щее влияние на её быстрое развитие: «В настоящий момент оно [изобретение - Б. Р.] более чем удваивает силу нашего рабочего населения, помогает извлечь пользу из нашей обширной речной системы и посредством железных дорог соединяет между собой самые отдаленные части населения» [5. Р. 222].

Изучение электричества, в частности действия гальванизма, привело к заметным изменениям в физиологии и медицине. Дрэпер обращает внимание и на другие «чудеса науки», которые, по его мнению, являются знаковыми: доказательство тезиса о шарообразности земли на практике, идея расширения и сжатия металлов под воздействием температуры, изобретение телеграфа, линз, микроскопа, стереоскопа и т.д. Подводя этому итог, ученый задается вопросом, почему многие проповедники научных знаний подвергались гонению или даже смерти? «На все эти вопросы отвечает рутина: «так думали наши предки, так должны думать и мы» [5. Р. 235].

Дрэпер очень серьёзно относился к исследованию многих процессов, которые происходили в арабском мире, а также того влияния, которое тот оказал на Европу и Америку. Он пишет, что в то время как к середине X века Европа откатилась к состоянию варварства, в Испании Абдеррахманом III были созданы первые хлопчатобумажные мануфактуры. С течением времени хлопчатобумажное производство распространяется и за пределами Испании, но, чтобы оно достигло пределов Британии, потребовалось несколько веков. «Оно проникло в Англию при обстоятельствах, интересных во многих отношениях. После взятия Антверпена герцогом Пармским в 1585 году, в Англию бежало множество работников, спасаясь от кровавого гонения. Между ними находились фабриканты хлопчатой бумаги, утвердившиеся в Манчестере; там они были приняты милостиво и им покровительствовали начальники города» [1. С. 130].

Технические усовершенствования в области промышленности оказал глубокое воздействие на жизнь Европы. Именно в Британии хлопчатобумажная мануфактура модернизируется и механизируется, поскольку запрос на товары этого производства становится весьма значительным. В 30-е гг. XVII века появляется прядильная машина уайта, затем чесалка шерсти Пола. Различные усовершенствования в этой области совершили Аркрайт, Харгривз и Кромптон. Таким образом, хлопчатобумажная мануфактура достигла такого развития, которое вызвало изменение всего экономического устройства. Возникает фабричная система. «Она была вызвана, во-первых, частью употреблением силы воды для движения машин, так что заводы возникали там, где существовала соответствующая сила воды; отчасти также очевидным сбережением времени, труда и денег, при производстве работ под одной кровлей и одним надзором, вместо прежнего управления, раздельно в коттеджах, стоящих на некотором расстоянии один от другого» [1. С. 131].

Значительных объемов промышленное производство достигает после изобретения паровой машины Уатта в 1769 году. Это справоцировало, отмечает

Дрэпер, изобретения химиков, позволило сократить время отбеливания тканей, а также необходимых под это больших земельных участков. Вследствие таких изменений хлопчатобумажная мануфактура за столетие достигает невероятных размеров. В доказательство Дрэпер приводит статистические данные: «Бенс в 1833 году считает годовую ценность её в 150 миллионов долларов; число людей, достающих ею пропитание в 1,5 миллиона; длина выпряденной нитки около 5000 миллионов миль. Доходы работников и купцов с одного этого производства национальной промышленности равняются двум третям всего общественного дохода королевства» [1. С. 133-134].

По мысли Дрэпера, экономическое развитие было следствием и целого ряда других усовершенствований, которые, главным образом, касались передвижения и передачи данных. Определяющим фактором было строительство каналов, шлюзов и, заменивших их впоследствии, железных дорог. Всё это «.было необходимым следствием материальной философии предшествующих годов, применением к практике идей, введённых школами Галилея и Ньютона (а их можно назвать прямыми потомками испанских магометан), так как открытия этих философов не только были популяризированы и доведены до общего сведения, но вообще увеличилась постоянно возрастающая склонность к подобным занятиям» [1. С. 136]. В связи с этим даже у людей низшего сословия появляется реальный шанс продвигаться по карьерной лестнице за счет собственных интеллектуальных усилий. Общество становится подвижным, темп исторического процесса убыстряется.

Похожая ситуация произошла и в Америке, где в 1793 году Илаем Уитни был изобретен коттон-джин [первая эффективная хлопкоочистительная машина -Б. Р.] эффект от которого был двойственный: с одной стороны изобретение послужило толчком к промышленной революции в южных штатах, с другой - резко повысило экономическую эффективность рабовладельческого хозяйства [5. Р. 130]. Вследствие этого возрастает ввоз рабов, которых доставляли из Африки. «Вычислено, что в течение 156 лет, из Африки вывезено триста тысяч невольников» [1. С. 140]. Это привело к ускорению темпов экономического развития в США, дальнейшей резкой экономической дифференциации на Север и Юг и, в конечном счёте, к гражданской войне, самому кровопролитному военному конфликту всей американской истории, изменившему не только историю собственно США, но и, по большому счёту, всего мира.

Таким образом, Дрэпер пытался решить столь сложную проблему, как источник исторического развития в духе позитивистского плюрализма, комплексно. Это, на наш взгляд, лишний раз доказывает незаурядность его идей и необходимость их дальнейшего научного анализа.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Дрэпер Д. В. Гражданское развитие Америки. СПб.: Издание А. Аргамакова, 1866. 334 с.

2. Кон И. С. Позитивизм в социологии. Л.: Изд-во Ленинградского ун-та, 1964. 207 с.

3. Конт О. Дух позитивной философии (Слово о положи тельном мышлении). СПб.: Вестник знания, 1910. 80 с.

4. Трошкина В. П. Социологическая концепция Огюста Конта. М.: Изд-во Московского ун-та, 1984. 72 с.

5. Draper, John William. Thoughts on the future civil policy of America. - New York: Harper & Brothers, 1866. 325 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.