Научная статья на тему 'Проблема Интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка'

Проблема Интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5446
620
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАКТОВКА / INTERNET-ADDICTION / PEDAGOGICAL ASPECT / PSYCHOLOGICAL TREATMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Оськина Наталья Геннадьевна

Данная статья ориентирована на рассмотрение актуального сегодня вопроса об Интернет-зависимости. Этой проблеме посвящено немалое количество работ в разных научных сферах: от социологии до информатизации общества. Цель статьи — обратить наиболее пристальное внимание на восприятие педагогов и психологов в отношении указанной темы. Благодаря изученной теоретической литературе, автору в статье удается создать обобщенное определение Интернет-зависимости — с точки зрения психолого-педагогической науки и предложить несколько вариантов выхода из кризисных ситуаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of Internet-addiction: psychological-pedagogical treatment

The given article is focused on consideration of problems of Internet addition. The considerable number of works in different scientific spheres is devoted to this problem: from sociology till society information. The article pays attention to perception of teachers and psychologists concerning the specified theme. Following the studied theoretical literature, the author in the article makes it possible to create the generalized definition of Internet addiction — from the point of view of a psychological-pedagogical science and to offer some variants of an avoid crisis situations.

Текст научной работы на тему «Проблема Интернет-зависимости: психолого-педагогическая трактовка»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

УДК 37.03

Н. Г. ОСЬКИНА

Омский государственный педагогический университет

ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

ТРАКТОВКА

Данная статья ориентирована на рассмотрение актуального сегодня вопроса об Интернет-зависимости. Этой проблеме посвящено немалое количество работ в разных научных сферах: от социологии до информатизации общества. Цель статьи — обратить наиболее пристальное внимание на восприятие педагогов и психологов в отношении указанной темы. Благодаря изученной теоретической литературе, автору в статье удается создать обобщенное определение Интернет-зависимости — с точки зрения психолого-педагогической науки и предложить несколько вариантов выхода из кризисных ситуаций.

Ключевые слова: Интернет-зависимость, педагогический аспект, психологическая трактовка.

Интернет-зависимость, как одно из проявлений зависимости в общем смысле, приобретает сегодня черты социальной болезни. Этот вид зависимости охватывает несколько возрастных групп: младший возраст, подростки, старший подростковый возраст, юность и даже возраст ранней зрелости (до 35 лет). Большой поток новой информации, применение компьютерных технологий, широкое распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на современное общество. Неоднократно мы сталкиваемся с такой проблемой в конкретной семье, где родители зачастую пребывают в состоянии отчаяния, не зная, как изменить сложившуюся ситуацию абсолютной зависимости их ребенка от компьютера и Интернета. Интернет представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое зачастую невозможно контролировать, и поэтому, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не только конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. Именно эта особость Интернет-мира и привлекает ребенка: здесь необязательно быть самим собой, можно взять не только интересное имя, но и рассказать о себе то, чего на самом деле нет. Иными словами, Интернет дает возможность ребенку представить себя другим — таким, каким ему хотелось бы быть, а реальность становится изменчивой, податливой, послушной.

Актуальность данной проблемы очевидна. Пути решения (или, точнее, попытки решения) этого вопроса различны: от создания сложных теорий развития личности, прохождения ее через кризисные состояния, духовные метания до обозначения неких гипотетических аспектов, которые сегодня еще не получили должной реализации и находятся на стадии проверки.

Психологическая наука полидетерминирова-на, имеет широчайший исследовательский абрис. Иными словами, психология — наука жизни, позволяющая отдельному человеку решать вопросы сложной структуры, относящиеся не к бытовому, а к духовному статусу. Все то, что так или иначе связано с проблемой зависимости, имеет прямое отношение к нарушению в эмоциональной сфере, сфере

гармоничного и позитивного восприятия своей жизни. Психология всегда делала существенный акцент на таких аспектах.

Педагогическая дисциплина как второе научное направление в рамках данной статьи создает необходимый методологический инструментарий, позволяющий окончательно понять сущность Интернет-зависимости и выявить несколько вариантов избавления от нее.

Таким образом, задачами нашей статьи являются обобщение имеющихся теоретических сведений об Интернет-зависимости в восприятии психологопедагогической науки, создание наиболее полного и четкого определения этого вида зависимостей и выявление нескольких вариантов решения данной проблемы.

Заметим, что в самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [1].

Ученые-психологи определяют зависимость в общем смысле этого слова как следствие нарушений в эмоциональной сфере, в сфере межличностных отношений и в общежизненной сфере. Приобретение зависимости (наркотической, игровой и т.д.) говорит об уходе человека от мешающих ему явлений в общей линии жизни. Чаще всего эти явления носят негативный характер: не складываются отношения с противоположным полом, нет друзей, есть заметные проблемы в семье, человек по причине темпераментных особенностей нуждается в одиночестве, нет возможности самореализации, нет развития творческого потенциала, работа не приносит желаемый доход, жизнь превращается в череду бытовых моментов.

Интернет-зависимость в отличие от других зависимостей обладает качеством, содержанием которого выступает виртуальный мир, где можно реализовывать свои скрытые желания, владеть ситуацией, чувствовать себя героем, лидером, принимать необычные и быстрые решения, т.е. быть противоположностью самому себе.

Как утверждает Дж. Грохол, «любое человеческое увлечение (играми, работой, художественным, научным или техническим творчеством, путеше-

ствиями, спортом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием, заботой о собственном здоровье и т.д.) в своих крайних формах дает определенные основания говорить о зависимости» [2]. Иными словами, выбирая себе хобби, человеку необходимо чувствовать себя уверенным в том, что его увлечение дает только спокойные позитивные эмоции и не требует ежедневных занятий. Чем чаще человек обращается к предмету своего увлечения, полагают психологи, тем сложнее становится ситуация и через какое-то время начнет формироваться зависимость.

«Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей...» [3]. Эти слова психолога Ц. П. Короленко подтверждают нашу мысль о навязчивости увлечений, быстроте превращения их в зависимость. Что касается «ухода от реальности», это одна из главных черт Интернет-зависимости с точки зрения психологов, поскольку этот уход оказывается не образным, не метафорическим, а настоящим.

Зависимость может возникать от самых различных форм использования Интернета. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. Зависимость замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня, нежелании выполнять привычные обязанности, вести дела, к которым этот человек раньше испытывал интерес.

Понятие Интернет-зависимости было впервые введено в 1995 г. нью-йоркским психиатром Иваном Голдбергом, употребившим его в значении «болезненная зависимость от Интернета» и квалифицировавшим эту зависимость как психическую. По его мнению, Интернет-зависимость оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности.

Следовательно, родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг [4]. Обсуждение же феномена интернетомании началось в 1994 году, когда доктор Кимберли Янг [5] разработала и поместила на свой сайт специальную анкету, и вскоре получила почти 500 ответов. Авторы 400 из них были признаны согласно выбранному критерию зависимыми от Интернета.

Затем в 1997—1999 годах были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы помощи зависимым от Интернета. В 1998—1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К этому времени психологами был установлен тезис: если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-зависимости отсутствует возможность долговременного наблюдения. Кроме того, необходимо помнить о быстроте формирования Интернет-зависимости — также в отличие от других ее видов.

Делая некий промежуточный вывод, отметим, что для ученых-психологов Интернет-зависимость определяется как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line (не в Интернете), и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line (в Интернете)» [6].

Как мы уже говорили в начале, Интернет — необычное пространство, дающее свободу и легкость в общении, поведении, высказывании мнений. Самое главное качество Интернет-зависимости — отсутствие давления со стороны общества. Общество, находящееся в виртуальном мире, не воспринимается нами как реальное, поэтому любые слова, сказанные здесь кем-то, повлияют слабо на человека. Обида, даже если она появится, растворится гораздо быстрее, чем в реальности. Однако это первая точка зрения, связанная с конкретными личностными особенностями отдельных людей. Вторая противоположна первой, поскольку набор личностных особенностей другой группы людей существенно отличается от предыдущей. Человек, попавший под влияние Интернет-зависимости, имеет такие черты личности, как ведомость, неустойчивая (или исте-роидная, или сензитивная) акцентуация характера. Поэтому в такой ситуации приобретение любого вида зависимости будет скорее ожидаемым и прогнозируемым, чем в первой. Находясь в пространстве Интернета, ведомый будет испытывать различные эмоции — так же как и в реальности. Выйти из состояния Интернет-зависимости первому человеку легче, чем второму — его личность не отягощена таким качеством, как ведомость или наличие акценту-ированности в направленности неустойчивости.

Педагогическая наука представляет собой в классическом варианте систему образования, включающую в себя наличие определенных умений, навыков, знаний. Иными словами, педагогика есть один из главных инструментов, с помощью которых появляется возможность овеществления, материализации гипотетических аспектов. Если ученый совершил какое-то открытие, благодаря которому цивилизация сможет подняться на ступень выше, это открытие, безусловно, должно быть узнано и понято обществом. Это осуществляется при помощи педагогической науки: разрабатывается программа курса, составляется тематический план, собирается аудитория, находятся преподаватели, могущие донести до аудитории смысл открытия. Сегодня такой алгоритм действий кажется понятным и простым, но именно это и говорит о важности педагогики как основы в совершении, по сути, любых мероприятий, направленных на научные достижения.

Обращаясь к педагогической трактовке понятия Интернет-зависимости, отметим главное ее отличие от психологической точки зрения. Психология анализирует Интернет-зависимость, предлагает различные определения, характеризует причины появления зависимости, ищет пути выхода из нее. Педагогика в данной ситуации играет практическую роль, т.е. осуществляет задуманное психологией. Необходимо отметить тот факт, что психология, имея широкую методологическую базу, предлагает более полное определение Интернет-зависимости, что мы попытались продемонстрировать выше. Ученые-педагоги могут сформулировать понятие Интернет-зависимости, но роль психологии в этом отношении признается как главенствующая.

С точки зрения ученых-педагогов, Интернет-зависимость — это патологическое пристрастие человека к работе за компьютером и в киберпространстве. Стремление уйти от реальности педагоги, как и психологи, ставят на первое место среди отличительных черт Интернет-зависимости.

Любой человек понимает необходимость совершения каких-либо дел: учеба, работа, бытовые обязанности. Многим из нас приходится иногда при-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012

кладывать волевые усилия для таких действий — не всегда хочется идти на работу или в школу, по сути, в этом нет ничего пугающего. Однако Интернет-зависимость дает исключительную свободу поступков и действий, чем оказывается очень привлекательной для уставшего от рутины человека. «Здесь рутины нет!» — сегодня можно видеть такой призыв на многих стартовых страницах Интернета. И на этот призыв откликаются моментально тысячи пользователей, заходят, начинают общаться, копировать музыку, фильмы, говорить на разные темы и почти никогда не предлагать друг другу встретиться воочию.

Причины Интернет-зависимости в педагогическом восприятии кроются в недостатке общения, неправильном воспитании в семье (к примеру, родители мало разговаривали с ребенком, отделив его от себя). Это приводит к прогнозируемым последствиям: человек надолго становится зависимым от виртуального мира, где общение в избытке, а ситуация непонимания с семьей кажется далекой и неважной.

На основе сказанного выше предложим обобщенные пути поиска профилактики или избавления от уже существующей Интернет-зависимости. Во-первых, это коррекция (если позволяет возраст зависимого) семейных отношений, налаживание дружеских связей, воспитание в самом себе определенного уровня доверия к людям. Во-вторых, это распространение программ по проблеме чрезмерного использования компьютера. Здесь можно предложить необычный вариант программы: через установленный промежуток времени на экране появляется надпись, предлагающая покинуть виртуальное пространство и отдохнуть. После этого компьютер блокируется и не отвечает на нажатие клавиш. Несомненно, такая программа подходит только для пользователей низкого и среднего уровней, не умеющих расшифровывать коды. Однако это может на время заставить человека задуматься о ситуации своей зависимости и отвлечься. В-третьих, возможно проведение бесед, круглых столов с показом фильмов, приглашением Интернет-зависимых людей, которые могут рассказать о своем состоянии и преодолении зависимости, проведением интересных тестов на узнавание собственных черт личности. Также, на наш взгляд, можно установить телефон доверия для Интернет-зависимых — такой способ позволяет человеку «выговориться», что может в дальнейшем способствовать выходу из кризиса и избавлению от зависимости.

Мы рассмотрели понятие Интернет-зависимости с психолого-педагогической позиции и можем сформулировать свое определение этого явления. Итак, Интернет-зависимость — это следствие эмоционально-психологических неврозов, угнетенного состояния конкретной личности, выраженное в уходе в виртуальный мир и нежелании адекватно воспринимать реальность и предпринимать попытки улучшения отношения к жизни в действительности.

Психолого-педагогическая трактовка вопроса об Интернет-зависимости включает в себя элементы, имеющие прямое отношение к анализу общеличностного состояния человека, к рассмотрению его уровня социализации, к правильному восприятию его общежизненной ситуации. Также психо-лого-педагогическое видение указанной проблемы приводит нас к пониманию важности семейных отношений и налаживанию эмоционально-позитивной атмосферы в семье, среди друзей и коллег. Повторим, что в ситуации такого научного взаимодействия психология указывает направление, сущность и глубину проблемы, а педагогика делает все возможное для ее решения.

В заключение добавим, что данная статья ставила целью указать на основные моменты в проблеме понятия Интернет-зависимости. Психолого-педаго-гическое трактование этого вопроса позволило нам не только обобщить характерные признаки Интернет-зависимости, но и самим сформулировать определение данного явления, в чем состоит определенная новизна этой работы. Предложенные варианты профилактирования Интернет-зависимости могут быть использованы в качестве основы для создания прикладного курса к информатике, преподаваемой в школе, для написания методических рекомендаций, для создания первичной программы избавления от этого вида зависимости.

Библиографический список

1. Griffiths M. Internet addiction: Faet or fiction? //

Psychologist, — 1999. — № 12(5). — P. 246.

2. Grohol J.M. What is Internet Addiction Disorder (IAD) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychcentral. com/Inetaddiction (дата обращения: 31.01.2012).

3. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. — Екатеринбург, 2000. — С. 291-292.

4. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 1. — C. 90.

5. Young K. S. Internet addiction: symptoms, evaluation, and treatment [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.netaddiction.com. (дата обращения: 31.01.2012).

6. Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 31.01.2012).

ОСЬКИНА Наталья Геннадьевна, аспирантка кафедры педагогики и психологии детства.

Адрес для переписки: e-mail: ms.oskina74@mail.ru

Статья поступила в редакцию 09.02.2012 г.

© Н. Г. Оськина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.