ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
УДК 37.03
Н. Г. ОСЬКИНА
Омский государственный педагогический университет
ПРОБЛЕМА ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ:
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТРАКТОВКА
Данная статья ориентирована на рассмотрение актуального сегодня вопроса об Интернет-зависимости. Этой проблеме посвящено немалое количество работ в разных научных сферах: от социологии до информатизации общества. Цель статьи — обратить наиболее пристальное внимание на восприятие педагогов и психологов в отношении указанной темы. Благодаря изученной теоретической литературе, автору в статье удается создать обобщенное определение Интернет-зависимости — с точки зрения психолого-педагогической науки и предложить несколько вариантов выхода из кризисных ситуаций.
Ключевые слова: Интернет-зависимость, педагогический аспект, психологическая трактовка.
Интернет-зависимость, как одно из проявлений зависимости в общем смысле, приобретает сегодня черты социальной болезни. Этот вид зависимости охватывает несколько возрастных групп: младший возраст, подростки, старший подростковый возраст, юность и даже возраст ранней зрелости (до 35 лет). Большой поток новой информации, применение компьютерных технологий, широкое распространение компьютерных игр оказывает большое влияние на современное общество. Неоднократно мы сталкиваемся с такой проблемой в конкретной семье, где родители зачастую пребывают в состоянии отчаяния, не зная, как изменить сложившуюся ситуацию абсолютной зависимости их ребенка от компьютера и Интернета. Интернет представляет собой новое культурное пространство со своим особым языком, особым содержанием, которое зачастую невозможно контролировать, и поэтому, внедряясь в детское сознание посредством оптических эффектов и образов, не только конструирует новые ценности и потребности, но и трансформирует их. Именно эта особость Интернет-мира и привлекает ребенка: здесь необязательно быть самим собой, можно взять не только интересное имя, но и рассказать о себе то, чего на самом деле нет. Иными словами, Интернет дает возможность ребенку представить себя другим — таким, каким ему хотелось бы быть, а реальность становится изменчивой, податливой, послушной.
Актуальность данной проблемы очевидна. Пути решения (или, точнее, попытки решения) этого вопроса различны: от создания сложных теорий развития личности, прохождения ее через кризисные состояния, духовные метания до обозначения неких гипотетических аспектов, которые сегодня еще не получили должной реализации и находятся на стадии проверки.
Психологическая наука полидетерминирова-на, имеет широчайший исследовательский абрис. Иными словами, психология — наука жизни, позволяющая отдельному человеку решать вопросы сложной структуры, относящиеся не к бытовому, а к духовному статусу. Все то, что так или иначе связано с проблемой зависимости, имеет прямое отношение к нарушению в эмоциональной сфере, сфере
гармоничного и позитивного восприятия своей жизни. Психология всегда делала существенный акцент на таких аспектах.
Педагогическая дисциплина как второе научное направление в рамках данной статьи создает необходимый методологический инструментарий, позволяющий окончательно понять сущность Интернет-зависимости и выявить несколько вариантов избавления от нее.
Таким образом, задачами нашей статьи являются обобщение имеющихся теоретических сведений об Интернет-зависимости в восприятии психологопедагогической науки, создание наиболее полного и четкого определения этого вида зависимостей и выявление нескольких вариантов решения данной проблемы.
Заметим, что в самом общем виде Интернет-зависимость (Internet addiction) определяется как «нехимическая зависимость от пользования Интернетом» [1].
Ученые-психологи определяют зависимость в общем смысле этого слова как следствие нарушений в эмоциональной сфере, в сфере межличностных отношений и в общежизненной сфере. Приобретение зависимости (наркотической, игровой и т.д.) говорит об уходе человека от мешающих ему явлений в общей линии жизни. Чаще всего эти явления носят негативный характер: не складываются отношения с противоположным полом, нет друзей, есть заметные проблемы в семье, человек по причине темпераментных особенностей нуждается в одиночестве, нет возможности самореализации, нет развития творческого потенциала, работа не приносит желаемый доход, жизнь превращается в череду бытовых моментов.
Интернет-зависимость в отличие от других зависимостей обладает качеством, содержанием которого выступает виртуальный мир, где можно реализовывать свои скрытые желания, владеть ситуацией, чувствовать себя героем, лидером, принимать необычные и быстрые решения, т.е. быть противоположностью самому себе.
Как утверждает Дж. Грохол, «любое человеческое увлечение (играми, работой, художественным, научным или техническим творчеством, путеше-
ствиями, спортом, дегустацией пищи или напитков, программированием, коллекционированием, заботой о собственном здоровье и т.д.) в своих крайних формах дает определенные основания говорить о зависимости» [2]. Иными словами, выбирая себе хобби, человеку необходимо чувствовать себя уверенным в том, что его увлечение дает только спокойные позитивные эмоции и не требует ежедневных занятий. Чем чаще человек обращается к предмету своего увлечения, полагают психологи, тем сложнее становится ситуация и через какое-то время начнет формироваться зависимость.
«Проблема зависимости начинается тогда, когда стремление ухода от реальности, связанное с изменением психического состояния, начинает доминировать в сознании, становясь центральной идеей...» [3]. Эти слова психолога Ц. П. Короленко подтверждают нашу мысль о навязчивости увлечений, быстроте превращения их в зависимость. Что касается «ухода от реальности», это одна из главных черт Интернет-зависимости с точки зрения психологов, поскольку этот уход оказывается не образным, не метафорическим, а настоящим.
Зависимость может возникать от самых различных форм использования Интернета. Отмечается, что если для формирования традиционных видов зависимости требуются годы, то для Интернет-зависимости этот срок резко сокращается. Зависимость замечают родные и близкие аддикта по изменениям в его поведении, распорядке дня, нежелании выполнять привычные обязанности, вести дела, к которым этот человек раньше испытывал интерес.
Понятие Интернет-зависимости было впервые введено в 1995 г. нью-йоркским психиатром Иваном Голдбергом, употребившим его в значении «болезненная зависимость от Интернета» и квалифицировавшим эту зависимость как психическую. По его мнению, Интернет-зависимость оказывает пагубное воздействие на бытовую, учебную, социальную, рабочую, семейную, финансовую или психологическую сферы деятельности.
Следовательно, родоначальниками психологического изучения феноменов зависимости от Интернета могут считаться два американца: клинический психолог К. Янг и психиатр И. Голдберг [4]. Обсуждение же феномена интернетомании началось в 1994 году, когда доктор Кимберли Янг [5] разработала и поместила на свой сайт специальную анкету, и вскоре получила почти 500 ответов. Авторы 400 из них были признаны согласно выбранному критерию зависимыми от Интернета.
Затем в 1997—1999 годах были созданы исследовательские и консультативно-психотерапевтические веб-службы помощи зависимым от Интернета. В 1998—1999 гг. К. Янг, Д. Гринфилд и К. Сурратт опубликовали первые монографии. К этому времени психологами был установлен тезис: если долговременные последствия зависимости от алкоголя либо наркотиков хорошо изучены, то применительно к Интернет-зависимости отсутствует возможность долговременного наблюдения. Кроме того, необходимо помнить о быстроте формирования Интернет-зависимости — также в отличие от других ее видов.
Делая некий промежуточный вывод, отметим, что для ученых-психологов Интернет-зависимость определяется как «навязчивое желание выйти в Интернет, находясь off-line (не в Интернете), и неспособность выйти из Интернета, будучи on-line (в Интернете)» [6].
Как мы уже говорили в начале, Интернет — необычное пространство, дающее свободу и легкость в общении, поведении, высказывании мнений. Самое главное качество Интернет-зависимости — отсутствие давления со стороны общества. Общество, находящееся в виртуальном мире, не воспринимается нами как реальное, поэтому любые слова, сказанные здесь кем-то, повлияют слабо на человека. Обида, даже если она появится, растворится гораздо быстрее, чем в реальности. Однако это первая точка зрения, связанная с конкретными личностными особенностями отдельных людей. Вторая противоположна первой, поскольку набор личностных особенностей другой группы людей существенно отличается от предыдущей. Человек, попавший под влияние Интернет-зависимости, имеет такие черты личности, как ведомость, неустойчивая (или исте-роидная, или сензитивная) акцентуация характера. Поэтому в такой ситуации приобретение любого вида зависимости будет скорее ожидаемым и прогнозируемым, чем в первой. Находясь в пространстве Интернета, ведомый будет испытывать различные эмоции — так же как и в реальности. Выйти из состояния Интернет-зависимости первому человеку легче, чем второму — его личность не отягощена таким качеством, как ведомость или наличие акценту-ированности в направленности неустойчивости.
Педагогическая наука представляет собой в классическом варианте систему образования, включающую в себя наличие определенных умений, навыков, знаний. Иными словами, педагогика есть один из главных инструментов, с помощью которых появляется возможность овеществления, материализации гипотетических аспектов. Если ученый совершил какое-то открытие, благодаря которому цивилизация сможет подняться на ступень выше, это открытие, безусловно, должно быть узнано и понято обществом. Это осуществляется при помощи педагогической науки: разрабатывается программа курса, составляется тематический план, собирается аудитория, находятся преподаватели, могущие донести до аудитории смысл открытия. Сегодня такой алгоритм действий кажется понятным и простым, но именно это и говорит о важности педагогики как основы в совершении, по сути, любых мероприятий, направленных на научные достижения.
Обращаясь к педагогической трактовке понятия Интернет-зависимости, отметим главное ее отличие от психологической точки зрения. Психология анализирует Интернет-зависимость, предлагает различные определения, характеризует причины появления зависимости, ищет пути выхода из нее. Педагогика в данной ситуации играет практическую роль, т.е. осуществляет задуманное психологией. Необходимо отметить тот факт, что психология, имея широкую методологическую базу, предлагает более полное определение Интернет-зависимости, что мы попытались продемонстрировать выше. Ученые-педагоги могут сформулировать понятие Интернет-зависимости, но роль психологии в этом отношении признается как главенствующая.
С точки зрения ученых-педагогов, Интернет-зависимость — это патологическое пристрастие человека к работе за компьютером и в киберпространстве. Стремление уйти от реальности педагоги, как и психологи, ставят на первое место среди отличительных черт Интернет-зависимости.
Любой человек понимает необходимость совершения каких-либо дел: учеба, работа, бытовые обязанности. Многим из нас приходится иногда при-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №3 (109) 2012
кладывать волевые усилия для таких действий — не всегда хочется идти на работу или в школу, по сути, в этом нет ничего пугающего. Однако Интернет-зависимость дает исключительную свободу поступков и действий, чем оказывается очень привлекательной для уставшего от рутины человека. «Здесь рутины нет!» — сегодня можно видеть такой призыв на многих стартовых страницах Интернета. И на этот призыв откликаются моментально тысячи пользователей, заходят, начинают общаться, копировать музыку, фильмы, говорить на разные темы и почти никогда не предлагать друг другу встретиться воочию.
Причины Интернет-зависимости в педагогическом восприятии кроются в недостатке общения, неправильном воспитании в семье (к примеру, родители мало разговаривали с ребенком, отделив его от себя). Это приводит к прогнозируемым последствиям: человек надолго становится зависимым от виртуального мира, где общение в избытке, а ситуация непонимания с семьей кажется далекой и неважной.
На основе сказанного выше предложим обобщенные пути поиска профилактики или избавления от уже существующей Интернет-зависимости. Во-первых, это коррекция (если позволяет возраст зависимого) семейных отношений, налаживание дружеских связей, воспитание в самом себе определенного уровня доверия к людям. Во-вторых, это распространение программ по проблеме чрезмерного использования компьютера. Здесь можно предложить необычный вариант программы: через установленный промежуток времени на экране появляется надпись, предлагающая покинуть виртуальное пространство и отдохнуть. После этого компьютер блокируется и не отвечает на нажатие клавиш. Несомненно, такая программа подходит только для пользователей низкого и среднего уровней, не умеющих расшифровывать коды. Однако это может на время заставить человека задуматься о ситуации своей зависимости и отвлечься. В-третьих, возможно проведение бесед, круглых столов с показом фильмов, приглашением Интернет-зависимых людей, которые могут рассказать о своем состоянии и преодолении зависимости, проведением интересных тестов на узнавание собственных черт личности. Также, на наш взгляд, можно установить телефон доверия для Интернет-зависимых — такой способ позволяет человеку «выговориться», что может в дальнейшем способствовать выходу из кризиса и избавлению от зависимости.
Мы рассмотрели понятие Интернет-зависимости с психолого-педагогической позиции и можем сформулировать свое определение этого явления. Итак, Интернет-зависимость — это следствие эмоционально-психологических неврозов, угнетенного состояния конкретной личности, выраженное в уходе в виртуальный мир и нежелании адекватно воспринимать реальность и предпринимать попытки улучшения отношения к жизни в действительности.
Психолого-педагогическая трактовка вопроса об Интернет-зависимости включает в себя элементы, имеющие прямое отношение к анализу общеличностного состояния человека, к рассмотрению его уровня социализации, к правильному восприятию его общежизненной ситуации. Также психо-лого-педагогическое видение указанной проблемы приводит нас к пониманию важности семейных отношений и налаживанию эмоционально-позитивной атмосферы в семье, среди друзей и коллег. Повторим, что в ситуации такого научного взаимодействия психология указывает направление, сущность и глубину проблемы, а педагогика делает все возможное для ее решения.
В заключение добавим, что данная статья ставила целью указать на основные моменты в проблеме понятия Интернет-зависимости. Психолого-педаго-гическое трактование этого вопроса позволило нам не только обобщить характерные признаки Интернет-зависимости, но и самим сформулировать определение данного явления, в чем состоит определенная новизна этой работы. Предложенные варианты профилактирования Интернет-зависимости могут быть использованы в качестве основы для создания прикладного курса к информатике, преподаваемой в школе, для написания методических рекомендаций, для создания первичной программы избавления от этого вида зависимости.
Библиографический список
1. Griffiths M. Internet addiction: Faet or fiction? //
Psychologist, — 1999. — № 12(5). — P. 246.
2. Grohol J.M. What is Internet Addiction Disorder (IAD) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://psychcentral. com/Inetaddiction (дата обращения: 31.01.2012).
3. Короленко, Ц. П. Социодинамическая психиатрия / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. — Екатеринбург, 2000. — С. 291-292.
4. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. — 2004. — Т. 25. — № 1. — C. 90.
5. Young K. S. Internet addiction: symptoms, evaluation, and treatment [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http:// www.netaddiction.com. (дата обращения: 31.01.2012).
6. Жичкина, А. Е. Социально-психологические аспекты общения в Интернете [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://flogiston.ru/articles/netpsy/refinf (дата обращения: 31.01.2012).
ОСЬКИНА Наталья Геннадьевна, аспирантка кафедры педагогики и психологии детства.
Адрес для переписки: e-mail: ms.oskina74@mail.ru
Статья поступила в редакцию 09.02.2012 г.
© Н. Г. Оськина