Научная статья на тему 'Проблема интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательное учреждение в аспекте социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей'

Проблема интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательное учреждение в аспекте социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
271
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ИНТЕГРАЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ОСОБЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерохина Татьяна Михайловна

Данная работа посвящена вопросам образования детей с особыми потребностями в воспитании и заботе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены вопросы интеграции детей, воспитывающихся в детских домах, в процесс образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема интеграции детей с особыми образовательными потребностями в образовательное учреждение в аспекте социально-педагогической поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

w

ПРОБЛЕМА ИНТЕГРАЦИИ ДЕТЕЙ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ В АСПЕКТЕ

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

Ерохина Татьяна Михайловна, ГКОУ РО детский дом № 5, г. Таганрог

E-mail: burshit_elena65@bk.ru

Аннотация. Данная работа посвящена вопросам образования детей с особыми потребностями в воспитании и заботе - детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Рассмотрены вопросы интеграции детей, воспитывающихся в детских домах, в процесс образования.

Ключевые слова: социально-педагогическая поддержка, интеграция, образование, особые образовательные потребности.

Воспитание и образование ребенка является одной из приоритетных задач современного общества, которому нужны потенциально активные, деятельные, конкурентно способные представители самых разнообразных сфер профессиональной и социально-активной сфер деятельности, направленных на преумножение имеющихся базовых духовных и материальных ценностей народа и государства.

Право на воспитание детей в семье, заботу о них родителей и возложение на отца и мать моральную и правовую ответственность за благополучие, безопасность и первичную социализацию их ребенка, его развитие и образование, отражено в государственных законах и нормативно-правовых актах (Семейный кодекс РФ, Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, Закон об образовании).

Однако, несмотря на все имеющиеся законы и проекты, в обществе есть дети, нуждающиеся в государственной защите и социальной поддержке. По статистике большая часть из них (90-95%) нуждаются в такой защите по

36

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

причине социального сиротства, что означает недобросовестное отношение родителей к своей социальной роли и долгу.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, определяются в учреждения социальной защиты и поддержки детства (социальнореабилитационные приюты, детские дома, школы-интернаты).

Приоритетным направлением каждого из перечисленных учреждений является воспитание, образование и социализация воспитанников для их успешной социализации.

По медицинским показаниям, основанным на диспансерном обследовании детей и подростков, ранее воспитывавшихся в неблагоприятной микросреде, каждый из них имеет те или иные отклонения в здоровье соматического или психофизического характера.

Обследования, проводимые специалистами психолого-медикопедагогической комиссии, констатируют у большей части воспитанников задержку психического развития, как правило, на фоне глубокой социально-педагогической запущенности.

Дети, находившиеся в условиях неблагополучной среды, являвшиеся о свидетелями асоциального образа жизни родственного окружения, алкоголизма родителей, семейных конфликтов, испытавшие жестокость и подвергавшиеся опасности, нуждаются в комплексной социально-медико-педагогической помощи.

В первую очередь необходимо понимать, что ребенок не виноват в своем бедственном положении, его опыт и поведение, кругозор и развитие основывается на том, где и среди кого он жил. Изменения в его жизни, пусть даже и в лучшую сторону - тепло, сытно, безопасно, имеют и ряд трудностей, с которыми сталкивается ребенок или подросток. Так, например, существует целый ряд правил, которые ранее для ребенка не были известны и к которым он не был приучен, например, режим, труд по самообслуживанию, учебный труд и пр. Принимает и привыкает к новым правилам каждый ребенок по-разному. Это может зависеть и от психологических качеств - темперамент, характер; и от качеств, сформированных под влиянием социума - негативизм, конфликтность агрессивность.

Наиболее сложным для детей, воспитывающихся в детском доме, является учебная деятельность, требующая физической и психологической готовности, кругозора, внимания, памяти, сформированной учебно-познавательной

мотивации.

Можно начать с самых первых критериев успешного обучения.

Дети, ранее воспитывавшиеся в неблагоприятных условиях, физически ослаблены, имеют ряд нарушений психо-эмоционального развития

37

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

(эмоциональная неуравновешенность, гиперактивность), внимание и память тоже имеют сниженные показатели, а учебно-познавательная деятельность является несформированной, что не соответствует социально-психологическим канонам развития школьников.

Из всего перечисленного учителя школы в обучении детей-воспитанников детского дома, отмечают как проблему их дефицит внимания и гиперактивность.

Синдром дефицита внимания и гиперактивность (СДВГ) проявляется расстройствами внимания, двигательной расторможенностью и

импульсивностью поведения. На этом фоне ребенок испытывает трудности усвоения школьных навыков, школьную неуспеваемость и может относиться к категории детей с особыми образовательными потребностями.

Для причин гиперактивного синдрома могут быть микроорганические поражения головного мозга, возникающие в результате осложнений беременности и родов, истощающие соматические заболевания раннего возраста, физические и психические травмы.

Рассматривая гиперактивность, следует иметь в виду не выраженную ^ патологию или криминальное поведение. Такие исследователи, как Н.Н. о Заваденко, Р. Кэмпбелл и др. выделяют три основных блока проявления гиперактивности: дефицит внимания, импульсивность, повышенная

возбудимость.

Р. Кэмпбелл к проявлениям гиперактивности относит расстройство внимания. Он считает, что повышенная активность способствует проявлению трудностей в учебе и трудностей принятия любви окружающих, а проблемы восприятия проявляются в неадекватном восприятии окружающей среды (букв, слогов и т.д.)[3].

H. Н. Заваденко считает, что многие дети в СДВГ имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счета[1,2].

Такие американские исследователи, как П. Бейкер и М. Алворд предлагают нижеследующие критерии выявления гиперактивности у ребенка.

I. Дефицит активного внимания. Ребенок непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание, он не слушает, когда к нему обращаются. Как правило, с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его. Испытывает трудности в организации деятельности, в том числе и учебной. Часто теряет вещи, избегает «скучных» и требующих умственных усилий заданий, часто проявляет забывчивость.

2. Двигательная расторможенность. Он не может усидеть на месте, постоянно ерзает, проявляет признаки беспокойства, мало спит.

3. Импульсивность. Начинает отвечать, не дослушивая вопрос, не может дожидаться своей очереди, часто прерывает и пр.

38

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

Дети с СДВГ испытывают трудности, связанные с необходимостью сосредоточить внимание, проявить терпение на уроках и при выполнении домашнего задания. Таким детям трудно общаться с одноклассниками и другими детьми, они не принимаются другим коллективом из-за своих особенностей (неумения действовать по правилам, соблюдать очередность, выслушивать других и т.п.). В попытке привлечь к себе внимание дети с СДВГ могут проявлять неадекватное поведение. Даже, несмотря на наличие сохранного или высокого интеллекта, дети с дефицитом внимания и гиперактивностью имеют проблемы в школе и академическими успехами.

Работа по нормализации гиперактивного поведения учащегося младшего класса должна быть направлена на решение следующих задач:

- развитие активного целенаправленного внимания ребенка;

- помощь ребенку в контролировании своего поведения и эмоций;

- защита ребенка от утомления, т.к. оно ведет к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности;

- соблюдение ребенком определенных правил и норм поведения.

В качестве основной помощи ребенку со стороны родителей/лиц их о замещающих и педагогов школы является: во-первых, создание эмоционально нейтрального фона развития и обучения ребенка, имеющего особые образовательные потребности, связанные с СДВГ; во-вторых наблюдение специалистов медицинского профиля и выполнение назначенного комплексного лечения.

Поведение взрослого с ребенком, имеющим СДВГ должно основываться на следующих позициях:

- позитивная установка, заслуженное поощрение и стимулирующая оценка;

- спокойный тон, общение на доверии, совместное разрешение спорных вопросов;

- аргументированный отказ или запрет без категоричного и краткого «нет»;

- порциональное и последовательное предъявление заданий и требований;

- объем задания должен быть рассчитан на непродолжительный период времени, чтобы ребенок мог его завершить;

- поручение ежедневного задания по дому, которое он обязан выполнить

сам;

- подкрепление устной инструкции с использованием зрительной стимуляции (памятки, записки на холодильнике и пр.);

- определение в поведении и действиях границ дозволенного;

- установление и поддержание взаимосвязи родителей/лиц замещающих ихс учителями школы;

39

о

о

УНИКАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ XXI ВЕКА

- обеспечение возможности ребенку расходовать свою избыточную энергию (прогулки на воздухе, занятия спортом, в спортивной секции).

Таким образом, следует помнить, что ребенок с СДВГ - это ребенок с особыми образовательными потребностями, нуждающийся в грамотном поведении родителей и профессионально компетентном подходе педагога к его обучению и развитию.

Литература:

1. Заваденко Н.Н. «Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания». - «Школа-Пресс 1», 2001.

2. Заваденко Н.Н. «Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте». Учебное пособие. «Образовательно-издательский центр «Академия» 2005.

3. Р. Кэмпбелл «Как по-настоящему любить своего ребенка» Перевод с английского R. Campbell «HOW TO REALLY LOVE YOUR CHILD» 5-е изд., Пер. с англ. - СПб.: “Мирт”, 1998. - 160с.

40

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.