Научная статья на тему 'Проблема художественного образа в искусствознании'

Проблема художественного образа в искусствознании Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5987
771
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ЭСТЕТИКА / ВИЗУАЛЬНЫЕ ИСКУССТВА / СОВРЕМЕННОЕ ИСКУССТВО / AN ARTISTIC IMAGE / THE THEORY OF CULTURE / AN AESTHETICS / VISUAL ARTS / THE MODERN ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Серикова Татьяна Юрьевна

В статье предпринята попытка разграничить понятие «художественный образ» как искусствоведческий термин и многозначность его трактовки в философии. Осмысливается теоретическая возможность исследования понятия, его современное прочтение. Проводится сравнительный анализ двух смежных определений: «визуальный образ» и «художественный образ». Доказывается, что в произведениях современного изобразительного искусства между данными дефинициями идет процесс диффузии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARTISTIC IMAGE PROBLEM IN ART-HISTORY

In clause attempt to differentiate concept «artistic image» as art criticism term and a polysemy of its treatment in philosophy is undertaken. The theoretical opportunity of research of concept «artistic image», its modern perusal is comprehended. The comparative analysis of two adjacent concepts «visual image» and «artistic image» is spent. It is proved, that between these concepts of products of the modern fine arts there is a process of diffusion.

Текст научной работы на тему «Проблема художественного образа в искусствознании»

Т. Ю. Серикова

ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА В ИСКУССТВОЗНАНИИ

В статье предпринята попытка разграничить понятие «художественный образ» как искусствоведческий термин и многозначность его трактовки в философии. Осмысливается теоретическая возможность исследования понятия, его современное прочтение. Проводится сравнительный анализ двух смежных определений: «визуальный образ» и «художественный образ». Доказывается, что в произведениях современного изобразительного искусства между данными дефинициями идет процесс диффузии.

Ключевые слова: художественный образ, теория культуры, эстетика, визуальные искусства, современное искусство.

In clause attempt to differentiate concept «artistic image» as art criticism term and a polysemy of its treatment in philosophy is undertaken. The theoretical opportunity of research of concept «artistic image», its modern perusal is comprehended. The comparative analysis of two adjacent concepts «visual image» and «artistic image» is spent. It is proved, that between these concepts of products of the modern fine arts there is a process of diffusion.

Key words: an artistic image, the theory of culture, an aesthetics, visual arts, the modern art.

Не подлежит сомнению тот факт, что смыслом и конечной целью творческого процесса является не столько создание вещественного (грубо материального арт-объекта), сколько формирование художественного образа (некой тонкой духовной субстанции), способного выразить идейное содержание произведения искусства и имеющего определенные эстетические характеристики. При этом вопрос определения понятия художественный образ и раскрытия его основных дефиниций — одна из актуальных и дискуссионных проблем, которая далека от своего окончательного разрешения.

Григорий Дьяченко в книге «Из области таинственного» писал: «Внешний мир находит себе отголосок в маленьком мире внутреннего бытия в человеке, и воспроизводится затем в разнообразных формах художественного изображения в образе, тоне и слове, и, как духовное отображение этого мира, является просветляющим, одухотворяющим, украшающим и согревающим по отношению к внешней его действительности» [Цит. по: 1, с. 105].

Теория культуры указывает на нераздельное единство двух основных начал: материального (видимого объекта) и духовного (художественного образа) в любом произведении искусства. Душа наполняет тело и существует только в нем, образ сам по себе никогда не возникает — всегда нужны средства, чтобы его выразить. Я. Н. Лукашевская в статье «Понятие “художественный образ” и проблемы его изучения в первобытном искусстве» пишет: «Звуки, слова, краски или формулы служат своеобразным строительным материалом при возведении образов» [6, с. 3].

Образ — одно из ключевых понятий в культуре, эстетике и в тех направлениях искусствоведения,

которые исходят из эстетической природы изобразительного искусства. Это делает актуальным обращение к такому явлению как художественный образ, определяющему духовную суть искусства. Л. В. Чернец, доктор филологических наук, профессор кафедры теории литературы МГУ, во «Введении в литературоведение» отмечает: «Важно размежевать понятие художественного образа как искусствоведческого термина и многозначность образа в философском плане. Практическая работа искусствоведа обнаруживает определенные сложности в разработке этого понятия — во многом из-за широкого понимания образа в системе филологии, лингвистики и других гуманитарных науках» [2, с. 123].

В современной эстетике образ трактуется «как неразложимое единство общего, особенного, индивидуального» [13, с. 205]. При этом содержание и объем художественного образа уточняется благодаря другим, смежным областям знания, где также используется данное определение. Значения одного и того же слова в разных терминологических системах существенно отличаются, отсюда вытекает необходимость их разграничения. Образ в теории познания, по определению Л. В. Чернец, это — «любое отражение действительности, и понятийное и чувственное; в психологии представление, не воплощенное в той или иной системе материальных знаков» [12, с. 1].

В. Е. Хализев, доктор философских наук, профессор кафедры теории литературы МГУ, в пособии «Теория литературы» дает такое определение: «Различимы образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственная (зрительная и слуховая) воплощенность представлений» [11, с. 23]. А. А. Потебня в работе «Мысль и

95

язык» рассматривал образ как воспроизведенное представление — в качестве некой чувственно воспринимаемой данности [9, с. 32—35]. Именно это значение образа является определяющим для теории искусства. Г. Н. Поспелов в труде «Эстетическое и художественное» различает образы научноиллюстративные, фактографические (информирующие о действительно имевших место фактах) и художественные [8, с. 259—267]. Специфичность художественных образов заключается в том, что они создаются при активном участии воображения. Они не просто воспроизводят единичные факты, но «сгущают, концентрируют существенные для автора стороны жизни» [2, с. 124]. Четкую границу между этими видами образа провести трудно, и выделяют пограничные, переходные явления (художественно-документальные жанры). В изобразительном искусстве примером иллюстративности служат произведения исторического и бытового жанра, а также этюды и рисунки, выполненные непосредственно с натуры. Творчество В. В. Верещагина целиком построено на таких художественно-документальных образах.

Художественный образ неразрывно связан с другим глобальным понятием — культурой. Одним из отраслевых измерений культуры является художественная культура, у которой, в свою очередь, в качестве центральной структурной единицы выступает художественный образ. Художественная культура отражается и воспроизводится в эстетической культуре, а в сознании людей формирует эстетическое сознание и его культурные формы.

Эстетика как теория искусства и эстетическое сознание используют категории — художественное, художественный образ. Одной из основных является категория художественное. Художественное творчество существует на трех уровнях: фиксации признаков природы, самого человека, человеческой культуры; формирования признаков художественного мышления в сознании субъекта; интеграции признаков материального мира и художественного мышления в процессе творчества. Поэтому художественное отличается от другого, близкого к нему художественного образа многообразием форм, широкой степенью обобщения признаков художественной культуры и ее видов.

Категория художественный образ означает эмоционально окрашенное отображение средствами, способами и формами искусства, массовой культуры и народного художественного творчества объективного и субъективного мира в конкретном виде творчества [13, с. 365]. Так, художественный образ

в живописи отличается от художественного образа в музыке или цирковом искусстве тем, что отражает действительность средствами и способами живописи, содержит в себе признаки изобразительного искусства как самостоятельного вида творчества.

В истории философской мысли впервые проблема образа была выделена в отдельную тему в начале XIX в. Г. В. Гегель (1770—1831) увидел в искусстве чувственное (т. е. воспринимаемое чувствами) воплощение идеи. «От теоретического, научного изучения художественное осмысление отличается тем, что оно интересуется предметом в его единичном существовании и не стремится превратить его во всеобщую мысль и понятие» [3, с. 44]. Согласно Гегелю, образ позволяет человеку увидеть предмет во всей его реальной конкретно-чувственной полноте, а художественный образ — результат творчества, «очищения» предмета от всего случайного, нехарактерного [3, с. 57].

Основу творческого процесса в создании произведения изобразительного искусства определяет способность автора переводить в художественный образ свое внутренне видение, свою идею, мысль, мечту, впечатление от определенного события. Отсюда способность художника воплощать идею, замысел в образ, который способен вызывать у зрителя симпатию. Эта способность воплощать задуманное носит активный характер и сопряжена с умением художника проникать в иной (духовный) мир.

Художественный образ — это инструмент познания мира. Изучаемое явление получает свое осмысление в образе. Одна из особенностей художественного образа — диалог между исследователем и предметом, мысль, облеченная в форму. Любые окружающие нас явления жизни, детали, предметы — иллюзии, пока человек не познает их. Образ рождается в воображении художника, затем воплощается в произведениях искусства, переносится в воображение зрителя.

Современное искусство выступает как художественная программа изменяющегося мира. В пространстве массовой культуры вербальные способы передачи информации играют лишь вспомогательную, поясняющую или уточняющую роль. Главная задача решается через визуальный образ. Художники, наиболее чутко улавливающие эту ситуацию, используют в своих произведениях образы рекламы, поднимая их до уровня художественного образа. Создатели рекламы, наоборот, желая обогатить визуальные образы, черпают вдохновение в произведениях, созданных художниками. Хотя художе-

96

ственный и визуальный образы во многом схожи и имеют точки соприкосновения, все же они выполняют разные социальные функции. Первый призван помочь человеку в решении более глобальных задач философского плана, а второй программирует потребителя на покупку товара или услуги. Кроме того, и художественные, и визуальные образы довольно часто создаются и используются как средства политического воздействия [4, с. 53].

Понятие художественный образ в настоящее время работает как в искусстве, так и в рекламе. Художественный образ с помощью знаков и символов может выполнять в рекламе функции коммуникатора. К сожалению, все ускоряющийся темп жизни требует таких образов, над которыми не надо долго раздумывать и пропускать их через себя, чтобы понять. Такое сложное, многоуровневое явление, как художественный образ, требующее определенной работы души, стало казаться чем-то архаичным, неудобным для применения в «современных визуальных искусствах» [4, с. 74].

Краткий экскурс в историю формирования художественного образа в теории культуры показывает, что исследуемый объект имеет широкую сферу приложения и разнонаправленную область толкования. При этом в современном гуманитарном знании проблемы понимания столь привычного и распространенного термина, а также выделение его специфики в искусствоведении из многозначности дефиниций образа в общефилософском плане обостряются. Все исследователи фиксируют, что художественный образ — главнейшее понятие искусства, вне которого оно не может существовать. При этом выделяется несколько подходов к его осмыслению. Часть ученых трактует это понятие как субъективный процесс восприятия произведения реципиентом; другие же утверждают, что художественный образ не может принадлежать какой-либо одной из сторон (художник — произведение — зритель), поскольку их свойства раскрываются только в отношении. Высказывается также мнение, что образ произведения всегда художественен как художественно и само искусство [10, с. 74].

На наш взгляд, наиболее объективное понимание художественного образа включает в себя следующие позиции. Художественный образ — это феномен бытия и сознания человека, возникающий в отношении человека к миру через произведение искусства, своего рода модель бытия, отражение «правды жизни» в узком понимании и как представление закона Бытия, основных его принципов. Художественный образ также способен быть инстру-

ментом познания объективной истины, к чему и стремится индивид. Через создание художественного образа в произведении искусства человек стремится установить утраченную гармонию.

Существование двух сторон толкования художественности также говорит о неоднозначности данного вопроса, о постоянном поиске наиболее точного определения. В этом случае более важным представляется объективный подход, стремящийся выйти за рамки идеологии, современного видения цели и задач искусства, исключающий привнесение чего-либо субъективистского. Объективное отношение позволяет понимать художественность как краеугольный камень искусства, выделять сущностные критерии и говорить о научности исследуемой проблемы. Рассмотрение существующих на сегодняшний день концепций дает возможность перехода к исследованию художественности с позиции современной теории искусства, обладающей возможностями объективного подхода.

Наиболее сущностным определением художественного образа является разработанная в современной теории искусства формулировка, согласно которой художественный образ не может принадлежать какой-либо одной из сторон (автор — произведение — зритель). Именно в отношении раскрываются свойства участников, возникает их определенность, целостность. В данном определении фиксируется равноправие образа и — его специфической характеристики художественного. Толкования образа изучены достаточно подробно — это и способ, и результат, и изображение, и выражение, и репрезентант идеального отношения; природа художественного по-прежнему остается достаточно размытой.

Как итог исследования процессов сложения понятия необходимо отметить, что художественный образ в ходе своего формирования в теории культуры прошел путь от простого отображения внешнего мира до понимания его как самостоятельной культурной единицы. Художественный образ и произведение искусства по сути одно и то же, поскольку для появления и существования их необходимы две равноправные стороны, порождающие это новое качество. Художественный образ существует автономно, материализуясь иногда в картине, музыкальном произведении, скульптуре, стихах или прозе. Художественный образ в современных произведениях искусства выступает как некая матрица, не имеющая зависимости от формы произведения.

Перенасыщенное информационное поле, где практически невозможно создать что-то новое, яв-

97

ляется причиной того, что художественный образ начинает приобретать черты, до этого свойственные только архетипу. Нормой современного искусства становится цитирование. Само по себе цитирование явление не новое, еще Рафаэль Санти практически дословно процитировал своего учителя Пьетро Пе-руджино во фреске «Обручение Девы Марии».

Сложность воплощения художественного образа в современном искусстве состоит еще и в том, что из-за своей многоуровневой, усложненной структуры художественный образ не может отвечать требованиям времени. Из художественного образа вычленяются архетипы, а затем на их основе создается новое художественное произведение.

Обобщая выше сказанное можно утверждать, что художественные образы построены на вербальной, изобразительной, звуковой или пластической имитации наблюдаемых объектов, процессов, коллизий, ощущений. «Фактически искусство проектирует мир воображаемых реалий (или наблюдаемых, но подвергнутых субъективной авторской интерпретации), выстроенных таким образом, чтобы акцентировать внимание людей на тех нравственных, этических, эстетических и иных проблемах, которые актуализируются в данном произведении. При этом поднимаемые проблемы подаются в яркой, эмоционально окрашенной форме, инициируя ответное эмоциональное переживание зрителя, читателя, слушателя, его осознанное или латентное соотнесение самого себя с предметом переживания, и при этом “обучают” его на этом примере, вызывают в нем стремле-

ние к подражанию полюбившимся ему образам и образцам (рекомендуемым эталонам)» [5, с. 339].

«Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь. Художественный образ — это суть искусства, это чувственное воссоздание жизни, сделанное с субъективных, авторских позиций. Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании. Иными словами, художественный образ может быть воплощен в глине, краске, камне, звуках, фотографии, слове и в то же время реализовать себя как музыкальное произведение, картина, роман, а также фильм и спектакль в целом» [7, с. 71].

Итак, художественный образ и произведение искусства суть одно и то же, поскольку для появления и существования их необходимы две равноправные стороны — зритель и произведение-вещь.

В современной культуре происходит процесс взаимопроникновения и взаимообогащения таких понятий, как визуальный и художественный образы. Этот процесс приводит к возникновению новой формы художественного творчества — визуального искусства. Произошедшая два-три века назад смена определения художественного творчества в области изящных искусств на изобразительные искусства логично продолжается вытеснением последнего определения понятием визуальные искусства.

1. Валгина, Н. С. Теория текста: учеб. пособие / Н. С. Валгина. — М.: Логос, 2003. — 279 с.

2. Введение в литературоведение. Литературное произведение: основные понятия и термины / под общ. ред. Л. В. Чернец и др. — М.: Наука, 1999. — 556 с.

3. Гегель, Г В. Эстетика: в 4 т. / Г В. Гегель. — Т 1. — М.: Наука, 2008. — 553 с.

4. Гостев, А. А. Образная сфера человека в познании и переживании духовных смыслов / А. А. Гостев. — М.:

Наука, 2001. - 297 с.

5. Культурология. XX век: энцикл. / гл. ред. и сост. С. Я. Левит. — Т. 1, 2. — СПб.: Унив. кн.; Алетейя, 1998. — 640 с.

6. Лукашевская, Я. Н. Понятие «художественный образ» и проблемы его изучения в первобытном искусстве

[Электронный ресурс] / Я. Н. Лукашевская // Блог Археология.РУ. — Режим доступа: http://www.archaeology.ru/ stone/st_lib_00.html (02.07.2010), свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

7. Пархоменко, И. Т. Культурология в вопросах и ответах для зачетов и экзаменов: учеб. пособие / И. Т. Пархоменко, А. А. Радугин. — М.: Центр, 2001. — 336 с.

8. Поспелов, Г. Н. Эстетическое и художественное / Г. Н. Поспелов. — М.: Высш. шк., 1998. — 405 с.

9. Потебня, А. А. Мысль и язык / А. А. Потебня. — М.: Высш. шк., 1990. — 300 с.

10. Руднев, В. П. Словарь культуры ХХ века / В. П. Руднев. — М.: Аграф, 1997. — 384 с.

11. Хализев, В. Е. Теория литературы / В. Е. Хализев. — М.: Высш. шк., 1999. — 398 с.

12. Чернец, Л. В. Художественный образ в литературе и литературоведении. Материалы круглого стола, состоявшегося 30 мая 2001 г. в Ин-те мировой лит. им. А. М. Горького [Электронный ресурс] / Л. В. Чернец, В. Е. Хализев // Интернет-портал ИМЛИ РАН. — Режим доступа: http://www.imli.ru/structure/theory/projects.php (02.07.2010), свободный. — Загл. с экрана. — Яз. рус.

13. Эстетика: словарь / под общ. ред. А. А. Беляева и др. — М.: Политиздат, 1989. — 447 с.

98

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.