Законодательством многих западных стран установлены высокие требования к управляющим компаниям. Опыт и профессионализм, управляющие компании подтверждают наличием сертификатов, что позволяет собственникам жилья надеяться на то, что услуги будут предоставляться в соответствии со стандартами ЖКХ. Например, в Германии управляющий должен иметь высшее образование и квалификацию экономиста, инженера, юриста или социального работника.
На основе проведенного анализа зарубежного опыта организации и регулирования ЖКХ следует принять во внимание следующие направления для преобразований в коммунальной сфере нашей страны:
- изменение системы управления сферой ЖКХ так, чтобы могли работать как частные, так и государственные фирмы при активном участии государственных органов;
- развитие конкуренции среди организаций ЖКХ;
- тарифное регулирование для достижения целей получения прибыли при обязательном сохранении государственного регулирования в монопольных секторах экономики;
- повышение роли правления и председателя ТСЖ.
Реализация предложенных преобразований позволит повысить эффективность взаимодействия коммунального хозяйства с пользователями его услуг, с государством, регионами, отраслями и на этой основе - повысить эффективность функционирования экономики страны. Список использованной литературы:
1. Баранов, В.А. Правовое обеспечение системы государственного жилищного надзора в Российской Федерации [Текст]: Монография / В.А.Баранов, О.Н. Петюкова. - М.: Проспект, 2015. - 152 с.
2. Макова, М.М. Оценка инновационного потенциала региона [Текст] / М.М. Макова // Региональная экономика: взгляд молодых : сборник научных трудов молодых ученых и специалистов / редкол.: Д. А. Гайнанов и др. - Уфа: ИСЭИ УНЦ РАН, 2009. - С. 99-108.
3. Макова, М.М. Совершенствование управления предпринимательской деятельностью в муниципальном образовании [Текст] / М.М. Макова, Р.С. Саитбаталова // Актуальные вопросы экономических наук. - 2010. - № 13. - С. 345-348.
©Ю.А. Нурисламова , М.М. Гайфуллина,2015
УДК 338
Л.А. Остапченко
Старший преподаватель экономики и маркетинга ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»
В.В. Хлестов Студент 2 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова»
Н.В. Трубкин Студент 2 курса экономического факультета ФГБОУ ВПО «МГТУ им. Г.И. Носова» Г. Магнитогорск, Российская Федерация
ПРОБЛЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА В РАЗВИТЫХ СТРАНАХ
Аннотация
Данная статья посвящена изучению проблемы государственного долга в развитых странах.
международный научный журнал «инновационная наука»
№6/2015
issn 2410-6070
Ключевые слова
Макроэкономика, ВВП, экономика, государственный долг, дефицит, бюджет.
Государственный долг является важной проблемой мировой экономики. Из-за преобладания долговой экономической системы в большинстве стран, он становится доминантной причиной снижения социально-экономической ситуации в странах с большим государственным долгом. Стоит отметить, что страны, исполняющие свои долговые обязательства, вынуждены жертвовать скоростью экономического роста. 68% от мирового ВВП - это государственный долг всех стран мира [1]. Исходя, из всего вышеперечисленного можно заявить, что данная проблема является актуальной и практически значимой.
В настоящее время все развитые страны имеют дефицитный государственный бюджет. Скачок дефицита произошел в посткризисный период. Это связано с тем, что появляется необходимость выделения средств для стабилизации экономики.
2 0 -2 -4 -6 -8 -10 -12 -14 -16 -13 -20
1._.___
Wг л 1 и 1 1 i i 1 1 L f
н 9 1 1 К Д 1
1 1 ' 1 LI
Г __ п 1 ' Г —ч
Г 1
//// О
•г*
/V'
■ 2007
■ 2008
■ 2009
■ 2010 ■ 2011 ■ 2012
2013
Рисунок 1 - Динамика баланса бюджета в процентах ВВП 2007-2013 гг.
На диаграмме можно увидеть, что в Канаде, с 2007 года увеличивается дефицит, что обусловливается борьбой с кризисными явлениями. Из-за этого развитие экономики приостановилось, ВВП начал уменьшаться.
В следующих странах был отмечен наиболее быстрый рост бюджетного дефицита : США - 2,8% , Япония - 2,9%, Испания - 4%, Португалия - 4%, Греция - 4,6% [2].
Главными причинами увеличения дефицита государственного бюджета являются:
• Увеличение расходов США на военные и социальные программы, запуск стимулирующих мер (продление налоговых льгот). Малая скорость увеличения объемов производства также повлияла на рост долга.
• Падение ВВП Японии, Испании, Португалии.
• Ирландия выделила много средств на спасение "Англо-Айриш Бэнк"
Благодаря принятым в 2012 году мерам по бюджетной консолидации часть развитых стран смогла уменьшить дефицит государственного бюджета. Стоит отметить, что у некоторых стран показатели дефицита бюджета остались необычайно высокими, например, в США - 8,1 %, в Ирландии - 11,7%, Великобритании - 8%, Японии - 10%. В 2013 году профицит будет только у Италии, но оставшиеся страны сократят дефицит бюджета до минимума [2].
Наиболее крупными должниками выступают страны "PIGS" "G-7". На увеличение государственного долга оказали влияние последствия мирового финансового кризиса, ухудшив и без того тяжелое положение бюджетного дефицита. Отношение государственного долга стран к ВВП можно пронаблюдать на рис. 2
■ 2007
■ 2003
■ 2009
■ 2010 ■ 2011 ■ 2012
2013
Рисунок 2 - Отношение государственного долга к ВВП
Благодаря диаграмме можно увидеть, что государственный долг в 2013 гг. есть во всех странах. В США он составляет 108% ВВП, в Италии - 126%, в Португалии - 120% , в Греции - 173% , в Японии - 241% ВВП. Стоит отметить, что Испания за небольшой промежуток времени, составляющий 2 года, а именно, с 2010 - 2012 гг. нарастила долг от допустимых 60% ВВП до 90 % ВВП. Не стоит забывать об Ирландии, которая, в свою очередь, продемонстрировала быстрый рост долга по отношению к ВВП за 2011-2012 гг. на 11,1% ВВП. В период 2007-2012 гг. максимальный прирост государственного долга показали следующие страны : Греция - на 63,2% ВВП, Испания - 54,4% ВВП, Япония - 53,6% ВВП, Ирландия - на 92,7% ВВП [1]. Главной же причиной такого роста выступает увеличение дефицита бюджета стран.
Невзирая на предпринятые меры по уменьшению государственных расходов, темп роста государственных доходов не замедлился в большинстве развитых стран. В 2012 году аналитики прогнозировали рост государственного долга на 2013 год в Португалии, Японии, США, Нидерландах, Ирландии, Греции.
Политика эффективного управления государственным долгом может включать в себя следующие направления [3,16]:
• сохранение государственного долга на уровне, поддерживающем экономическую стабильность страны;
• создание такой системы государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним сопровождалось наименьшими издержками и минимальным риском для экономической безопасности страны;
• минимизация стоимости долга за счет увеличения срока заимствований;
• своевременное и полное исполнение обязательств по долгу, чтобы не допускать начисление штрафных санкций за просрочку и обеспечить стране-заемщику положительной кредитной истории;
• направление заемных средств на целевые нужды;
• создание централизованной системы управления долгом для обеспечения мер по сокращению задолженности и осуществление более эффективного и строгого контроля над привлечением и использованием средств;
• координация политики по обеспечению обязательств и обслуживанию государственного долга с финансовой и экономической политикой;
• обмен информацией о принятии стратегических и оперативных решений по управлению долгом на национальном и глобальном уровнях;
• применение разнообразных методов управления государственным долгом.
130
Германия Франция Италия Испания 12012 «2013
Рисунок 3 - Оценка изменения роста ВВП за счет бюджетной организации
Мировая практика свидетельствует о том, что излишнее увеличение долговой нагрузки влечет за собой негативное влияние на состояние финансовой стабильности и экономики государства. Принятие жестких мер по уменьшению расходов бюджета не дает гарантии быстрого урегулирования госдолга в стране. Для решения данной проблемы жизненно важно создание условий для эффективного роста экономики, способствующего формированию финансовой основы для выплат по обязательствам. Для этого необходимо проводить регулярный мониторинг ожидаемых налоговых и экспортных поступлений, новых источников финансирования госдолга и обязательств по нему. Список использованной литературы:
1. Официальный сайт Международного валютного фонда. [Электронный ресурс]. URL: http://www.imf.org
2. Официальный сайт Евростата. [Электронный ресурс]. URL: http://www.epp.eurostat.ec.europa.eu
3. Мониторинг мировой экономики. Октябрь, 2012. № 3. Стр.1
© Л.А. Остапченко, В.В. Хлестов, Н.В. Трубкин, 2015
УДК 658.8.013
Т.В.Панкина,
К.э.н., доцент
Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова
г. Москва, Российская Федерация
ПРОБЛЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ ОПТОВОЙ ТОРГОВЛИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕХАНИЗМОВ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ
Аннотация.
В настоящее время актуальной является проблема упрощения доступа небольших региональных производителей на товарные рынки. Решению этой проблемы могут помочь механизмы электронной коммерции. Рассмотрению необходимых мер государственной поддержки оптовой торговли с использованием механизмов электронной коммерции посвящена настоящая статья.
Ключевые слова Электронная коммерция, оптовая торговля
В современных условиях, характеризующихся снижением импорта товаров в Россию, а также проводимой политикой импортозамещения[1], существенно возрастает роль собственного производства потребительских и в частности продовольственных товаров, определенную долю которых производят
131