Научная статья на тему 'Проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы'

Проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
749
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / AXIOLOGY / VALUES / PROFESSIONAL VALUES / SYSTEM OF VALUES / SYSTEM OF PROFESSIONAL VALUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Чижакова Галина Ивановна, Коваль Светлана Александровна

В статье даны определения профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы, представлены авторские решения по их формированию в процессе профессиональной подготовки в вузе. Рекомендуется преподавателям вузов, студентам и аспирантам, всем, кто интересуется ценностной проблематикой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Чижакова Галина Ивановна, Коваль Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF FORMATION OF SYSTEM OF PROFESSIONAL-VALUES OF A FUTURE EXPERT OF SOCIAL WORK

This article gives the definitions of the system of professional values of a future expert of social work. The authors give their own solutions to the problem of their development in the process of vocational training in an institution of higher education. The paper is recommended to teachers of institutions of higher education, undergraduate and postgraduate students and to all those who are interested in axiological problems.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы»

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ БУДУЩЕГО СПЕиИАЛИСТА СОиИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Аксиология, ценности, профессиональные ценности, ценностные ориентации, профес-

сионалъно-ценностные ориентации.

Понятие «профессионально-ценностные ориентации» является производным от категории «ценностные ориентации», которые трактуются как устойчивые установки личности, система её отношений к окружающему миру. Профессионально-ценностные ориентации конкретизируют характеристики направленности личности на ценности профессии, профессиональной деятельности.

Специалисты социальной работы в процессе осуществления профессиональной деятельности призваны ориентироваться на ценности гуманизма, нравственности, добра и справедливости, толерантности, сострадания, эмпатии - базовых ценностей человека. Названные ценности зафиксированы в «Кодексе этики социального работника и социального педагога» [Кодекс этики..., 2003, с. 4-7]. Специалист социальной работы профессионально помогает людям, поэтому он должен иметь педагогические знания и владеть педагогическими умениями и навыками, составляющими фундамент педагогической культуры специалиста социальной сферы.

Поскольку профессионально-ценностные ориентации являются системообразующим элементом структуры личности, ядром её целостности, отражающим субъективное отношение к общественно значимым ценностям профессии, к компонентам профессиональной деятельности, и регулируют поведение личности в процессе осуществления профессиональной деятельности, то при формировании профессио-нально-ценностных ориентаций у будущего специалиста социальной работы необходимо учитывать не только особенности самого феномена профессионально-ценностных ориентаций, но и специфику профессиональной деятельности, реальную ситуацию развития социальной сферы.

Мы считаем, что необходимо усиление роли внутренних предпосылок активности личности с целью повышения её субъектности, рефлексивности, креативности, обусловливающих профессионально-личностное развитие специалиста социальной сферы. В процессе изучения курса «Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы (социальная педагогика)» осуществлялись информирование и самоинформирование будущих специалистов социальной работы о ценностях профессиональной деятельности, обучение и самообучение с целью формирования направленности будущего специалиста социальной работы на ценности профессиональной деятельности, рефлексия и саморефлексия принятия будущими специалистами ценностей профессиональной деятельности.

Такой подход способствует повышению уровня самостоятельности будущего специалиста социальной работы, становлению его субъектности и обусловливает формирование его профессионально-ценностных ориентаций. В соответствии с этим нами была разработана «Рабочая программа изучения будущими специалистами социальной работы аксиологической составляющей в процессе организации информирования и самоинформирования, обучения и самообучения, рефлексии и са-морефлексии». Покажем на примере изучения 11 тем, как осуществлялась взаимосвязь лекционных занятий, на которых акцентировалась аксиологическая сос-

тавляющая содержания; самообразовательной деятельности студентов и семинарских занятий.

Тема первой лекции «Содержание и сущность педагогической деятельности» сопровождалась следующим заданием для самостоятельного изучения: определить ценностную составляющую педагогической деятельности. Для этого было необходимо изучить статью В.А. Сластёнина «Аксиологические основания образования», составить опорный конспект, оформить портфолио. В дополнение к лекции проводилось семинарское занятие по теме «Аксиологическая составляющая педагогической деятельности», структура которого включала в себя проверку выполнения домашнего задания (опорный конспект, портфолио); работу с текстом (выделение основных аксиологических понятий); самостоятельную работу со справочной литературой, оформление её результатов в аксиологический словарик; обучающую игру «Конспект». Контролирующая составляющая семинарского занятия реализовывалась посредством предъявления студентами опорных конспектов с последующим их обсуждением, а также презентацией «Портфолио». В конце занятия проводилась рефлексия относительно аксиологической направленности педагогической деятельности в системе социальной работы «Здесь и теперь», оформлялся плакат «Слово дня».

При изучении второй темы «Гуманитарные основы профессионально-педагогической деятельности, аксиологические смыслы педагогического образования» задание для самостоятельной работы было сформулировано следующим образом: изучить статьи А.А. Поляковой «Образование и культура (аксиологический аспект)» и К. Роджерса «Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем»; подготовить сочинение-миниатюру «Гуманитаризация — ключевой элемент нового педагогического мышления». Темой семинара: «Сущность идей гуманизации в образовании». В процессе его проведения осуществлялись: 1) беседа по статьям А.А. Поляковой и К. Роджерса; 2) создание личных образовательных продуктов (работа в парах «генератор - организатор»); 3) обсуждение примеров из практики целесообразности использования гуманитарных педагогических технологий в сфере социальной работы. Студенты предъявляли сочинения и оформляли их в портфолио, делали выводы по данной теме. На листках обозначали «Мысль дня» и помещали их на плакат «Гуманитаризация образования — ключевой элемент нового педагогического мышления».

В процессе изучения следующей темы «Формирование профессионально-ценнос-тных ориентаций как педагогическое требование к личности и деятельности специалиста социальной работы» студенты по справочной литературе в процессе самостоятельной работы выделяли философский, психологический и педагогический аспекты основных аксиологических понятий (работа с аксиологическими словарями). На семинарском занятии «Профессионально-ценностные ориентации специалиста социальной работы» осуществлялась работа над понятийным аппаратом, определялась направленность профессионально-ценностных ориентаций будущего специалиста социальной работы по методике А.М. Булынина «Квадрат ценностей», осуществлялись интерпретация полученных данных, уточнение содержания философского, психологического, педагогического аспектов основных аксиологических понятий, выполнение методики «Изучение мотивации овладения профессией» Р.В. Ов-чаровой. По окончании занятия проводилась самокоррекционная работа на основе данных, полученных по методикам Р.В. Овчаровой и А.М. Булынина.

Четвертое занятие было посвящено изучению темы «Ценностные ориентации как основа профессиональной компетентности специалиста». Оно сопровождалось заданиями для самостоятельной работы: 1) изучить статью Е.А. Петровой и

Н.В. Молчановой «Влияние личностных качеств будущих социальных работников

на идентификацию с клиентами»; 2) выявить в статье ценностный аспект. На семинаре по теме «Ценности профессиональной деятельности специалиста социальной работы» проводилась беседа по статье Е.А. Петровой и Н.В. Молчановой «Влияние личностных качеств будущих социальных работников на идентификацию с клиентами»; осуществлялась работа с инструкциями-помощницами «Собственная система ценностей специалиста социальной работы», выполнялись упражнения «Если бы я был клиентом?» (индивидуальное самообучение) и «Предварительная оценка ценностей» (парное взаимообучение). Затем проверялось выполнение методики И.В. Дубровиной «Изучение профессионально-ценностных ориентаций», осуществлялась самокоррекционная работа, проигрывались проблемные ситуации. На 1-м листе студентам предлагалось записать внешние проявления ситуации (ситуаций): события, участники, последовательность действий, результат (содержание листа зачитывается); на 2-м листе — ответить на вопросы: «Какие эмоции и чувства я испытывал в данной ситуации?», «Что в ней для меня является сложным и проблемным, вызывает внутреннее противоречие?», «Что может случиться самого плохого, страшного, если её не разрешить?».

При изучении темы «Психолого-педагогические аспекты социальной работы» для самостоятельного изучения студентам было предложено изучить главу 25 «Специалист и трудовой коллектив» в учебном пособии В.А. Сластёнина «Психология и педагогика» и раздел «Психологическое консультирование в социальной работе» в учебнике «Психология социальной работы». На основе анализа названных работ выявить аксиологический аспект проблем, обозначенных авторами. На семинарском занятии по теме «Аксиологический подход в психолого-педагогической деятельности специалиста социальной работы» осуществлялись: 1) проверка домашнего задания (анализ схем, имеющих аксиологическую направленность в главе «Специалист и трудовой коллектив»); 2) составление письменных сообщений (индивидуальное самообучение); 3) работа по методу «ажурная пила». Далее была организована работа в малых группах по обсуждению результатов самостоятельного изучения теоретического материала, после чего студенты выбирали для портфолио важные для деятельности специалиста социальной работы тренировочные упражнения на взаимодействие личности и социума. Обратная связь осуществлялась посредством выполнения рисунка «Я и социум».

На следующем занятии прорабатывалась тема «Социальная ситуация развития зрелого возраста; ведущая деятельность в зрелом возрасте как ценность». Изучение данной темы предусматривало выполнение поисковой деятельности по нахождению дополнительного материала об оказании социальной помощи клиентам в период поздней взрослости, а также подготовку мини-сочинений на тему «Социальная поддержка личности в период поздней зрелости». Содержание данной темы углублялось на семинарском занятии «Личность в зрелом возрасте, её ценностные ориентиры». На семинаре проводилась презентация мини-сочинений, организовывалось их обсуждение, оформлялся стенд, на который выставлялись лучшие сочинения. Кроме этого, студенты составляли сравнительные схемы, таблицы, характеризующие зрелость (по материалам отечественных и зарубежных источников); работали со словарями, проводя анализ ключевых понятий по теме; выполняли упражнения, имитирующие проблемы людей пожилого возраста. На последнем этапе семинара проводились обсуждение результатов самостоятельной поисковой деятельности, презентация мини-сочинений; организовывалась дискуссия на тему «Доминантные ценности ведущей деятельности людей зрелого возраста». Студенты отвечали на вопросы: «Какие качества личности, черты характера, присущие вам, будут помогать в социальной работе?», «Какие качества личности, черты ха-

рактера отсутствуют у вас, но они профессионально необходимы для специалиста социальной работы?».

В процессе изучения темы «Воспитание как педагогическая и социальная проблема. Воспитание как базовая ценность личности» самообразовательная деятельность студентов включала в себя работу со статьями: 1) Н.Д. Никандрова «Ценности как основа социализации и воспитания» (выделить основополагающие суждения о процессах социализации и воспитания как ценностей личности); 2) К. Руб-чевского «О соотношении понятий «социализация» и «развитие личности» (выделить аксиологическую составляющую).

Дополняющий лекцию семинар по теме «Ценности как основа социализации и воспитания» включал в себя беседу по статьям; работу со справочной литературой по уточнению основных понятий: «воспитание», «социализация», «общечеловеческие ценности» и др.; составление цитатных планов по изученным статьям; взаимо-обучение в парах; обучающую игру «Самое главное». После проверки домашнего задания проводилась рефлексия «Какие новые умения я приобрёл на занятии?», студенты отвечали на вопросы (устно): «Как вы соотносите понятия “воспитание” и “самовоспитание”?», «В чем, на ваш взгляд, их значимость для профессиональной социальной работы?», «Ставите ли вы на ближайшую перспективу такую цель, как воспитание в себе профессионально важных и личностно значимых качеств?».

Изучение темы «Сущность коррекционно-реабилитационной деятельности специалиста социальной работы, её ценностные аспекты» предварялось выполнением задания по подбору по журналам «Вестник психосоциальной и коррекционно-ре-абилитационной работы» и «Отечественный журнал социальной работы» 2—3 статей по проблемам коррекции и реабилитации.

На семинарском занятии по теме «Ценностная направленность коррекционнореабилитационной деятельности специалиста социальной работы» были организованы обсуждение и анализ позитивного практического опыта учреждений, осуществляющих социальную деятельность; выполнялись упражнения по оказанию помощи, направленной на разрешение социальных проблем инвалидов. На завершающем этапе занятия студенты писали сочинение «Мои рекомендации по улучшению работы учреждения социальной защиты»; оформляли стендовые доклады; проводили ранжирование качеств, необходимых для эффективного общения с инвалидами (письменно в течение 5 минут).

Следующее занятие было посвящено изучению темы «Методы педагогической деятельности». Студенты самостоятельно подбирали статьи, содержание которых отражает процесс воспитания как проблему педагогическую и социальную. На семинаре по теме «Аксиологическая составляющая процесса воспитания» обсуждались результаты самостоятельной работы (по методу «займи позицию»); оформлялся выставочный стенд. После проверки домашнего задания студенты писали эссе «Моё педагогическое Я». Оформлялся плакат «Метафора дня».

Тема «Педагогическое общение как профессииональная ценность» изучалась следующим образом. Студенты самостоятельно анализировали главу 24 «Психология профессионального межличностного общения» в учебном пособии В .А. Сластёнина и статью Е.С. Сахарчука «Искусство общения как составляющая часть технологии культурного обслуживания в социальной сфере»; осуществляли поисковую деятельность и подготовку дополнительного материала по вопросам: содержание и стили педагогического общения; механизмы и принципы педагогического общения, приемлемые для использования в деятельности специалиста социальной работы. Семинар проводился по теме «Ценностная направленность педагогического общения». На нем обсуждались результаты самостоятельной поисковой деятельности. Студенты обосновывали значимость аксиологической функции педагогичес-

кого общения, реализуемой в социальной работе. Оформлялся выставочный стенд; выполнялись упражнения «Как “разговорить” клиента» (в группах по 3 человека); выполнялись микротехники «Общение с посетителем» (в стабильных парах); предъявлялись результаты самостоятельной поисковой деятельности; проводилась дискуссия «Эффективность педагогического общения» (1 этап — обсуждение проблемы в подгруппах по 5—7 чел., 2 этап — защита своей точки зрения в групповой дискуссии). По окончании занятия студентам было предложено оценить по 10-балльной шкале своё состояние, понимание происходящих в группе процессов, понимание происходящих изменений в себе.

При изучении темы «Педагогические ценности в системе социальной работы» студентам были даны задания для самостоятельной работы: 1) изучить главу 18 «Педагогическая культура социального работника» в уч. Л.В. Мардахаева «Социальная педагогика»; 2) подготовить к контрольной работе анализ схемы 1 «Структура педагогической культуры специалиста социальной сферы», схемы 2 «Структура личностного социально-педагогического опыта социального работника», схемы 3 «Структура проявления педагогической культуры специалиста социальной сферы». Тема семинарского занятия была определена следующим образом: «Значение педагогических ценностей для специалиста социальной работы». На семинаре проводилась контрольная работа по изучаемой теме; осуществлялась дискуссия «Помощь как ценность»; обсуждались педагогические ситуации (в группах по 5—7 человек). В конце занятия выполнялось сочинение-эссе «Роль личности специалиста в овладении и проявлении социально-педагогической культуры», студенты письменно отвечали на вопрос: «В чем значимость следования педагогическим ценностям в социальной работе?».

Завершающее занятие проводилось по теме «Социально-педагогическая компетентность как профессиональная ценность специалиста социальной сферы». Самостоятельно студентам было предложено: изучить статью А. Петрова «Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы»; осуществить по статье сравнительный анализ ключевых понятий (работа со словарем). На семинаре по теме «Профессиональная компетентность специалиста социальной работы» проводились: 1) беседа по статье; 2) проверка словарной работы; 3) работа с текстами «Кодекса этики...» (раздел № 3 «Ценности»), где внимание обращалось на основные обязательства социальных работников в кодексе этики социального работника, разработанного Национальной Ассоциацией Социальных работников США; 4) разработка и защита личных профессиональных кодексов (самообучение). В конце занятия студенты предъявляли результаты сравнительного анализа, составляли план по развитию уровня компетентности и помещали его в портфолио. Оформлялся плакат «Открытие дня».

Мы видим, что программой предусматриваются осуществление в ходе лекционных занятий информирование студентов о ценностях профессиональной деятельности и формулирование заданий, организующих процесс их самоинформирова-ния. Темы для самостоятельного изучения были сформулированы, систематизированы заранее. Контроль за выполнением заданий, рефлексия и саморефлексия осуществлялись на семинарских занятиях. Такой подход позволил обеспечить взаимосвязь лекционных, семинарских занятий и процесс самоподготовки студентов.

При изучении каждой лекционной темы выделялась аксиологическая составляющая, раскрывающая значимость базовых ценностей профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Темы-задания для самостоятельного изучения формулировались с целью расширения и углубления знаний студентов о названных ценностях. На семинарских занятиях студенты предъявляли продукт осуществлённой самообразовательной деятельности (мини-сочинение, портфолио, ак-

сиологический словарик, опорный конспект, цитатный конспект, стендовый доклад и др.) для обсуждения в группе. Это позволяло создать диалоговое пространство, обеспечивающее становление субъектной позиции, принятие (отвержение) определённых ценностей. Каждое семинарское занятие, кроме контролирующей составляющей, включало в себя работу с первоисточниками (в рамках ценностной проблематики), а также рефлексию (внешнюю и внутреннюю). Работа студентов с оригинальными текстами ведущих учёных в области педагогики, психологии, философии позволяла студентам составить представление о системе базовых ценностей личности, общества, государства, осознать миссию специалиста социальной работы как ценностную. Рефлексия и саморефлексия обеспечивали осознание аксиологической направленности деятельности специалиста социальной работы и понимание характера отношения к ней. Саморефлексия оформлялась в виде плакатов, рисунков, проективных диалогов и др.

При организации обучения и самообучения выбирались такие формы организации познавательной деятельности студентов, которые позволяли им быть активными субъектами познавательной деятельности, формировать у них оргдеятель-ностные личностные качества (эвристический семинар, группы взаимообучения, мини-группа и др.). Студенты выполняли упражнения-проигрывания ситуаций, включались в дискуссии, решали проблемные задачи, направленные на создание доверительных отношений с клиентом, принятие инициативы в общении и т. п. Использовались самообучение в парах, составление глоссария по темам, выполнение микротехник, к примеру, таких как «Внимательное выслушивание», «Доброжелательное отношение».

В общем, реализация вышеназванных условий позволила подтвердить их целесообразность в плане решения задачи формирования профессионально-ценнос-тных ориентаций будущего специалиста социальной работы. Это подтверждается наличием позитивной динамики, отражающейся в направленности ценностных ориентаций студентов на базовые ценности профессиональной деятельности специалиста социальной сферы, отражающие её гуманистическую направленность.

Библиографический список

1. Кодекс этики социального работника и социального педагога — членов общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников». М., 2003. 20 с.

2. Педагогическая аксиология: монография / В.А. Сластёнин и др. Красноярск: СибГТУ, 2008. 294 с.

3. Сластёнин В.А., Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М.: Академия, 2003. 192 с.

4. Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы. Аксиологический аспект: учеб. пособие для студ. всех форм обучения по специальности 350500 «Социальная работа» / авт. и сост.: Г.И. Чижакова, С.А. Коваль. Красноярск: СибГТУ, 2006. 209 с.

5. Содержание и методика педагогической деятельности в системе социальной работы: курс лекций для студентов специальности 040101 «Социальная работа всех форм обучения» / авт. и сост. Г.И. Чижакова, С.А. Коваль. Красноярск: СибГТУ, 2009. 197 с.

6. Хрестоматия по педагогической аксиологии: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. / сост. В.А. Сластёнин, Г.И. Чижакова. М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та, 2005. 480 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.