Научная статья на тему 'Проблема формирования позитивного отношения к науке у студентов экономического университета'

Проблема формирования позитивного отношения к науке у студентов экономического университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНТЕРЕС К НАУКЕ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INNOVATIVE THINKING / INTEREST IN SCIENCE / MODERNIZATION OF RUSSIAN ECONOMY / RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гордеева Ирина Викторовна

В статье рассматривается проблема стимулирования интереса к науке и научной деятельности у студентов экономических специальностей. Обращается внимание на актуальность данной темы в связи с необходимостью создания в России альянса науки и бизнеса. Для решения задачи формирования инновационного мышления у будущих отечественных предпринимателей могут быть использованы разнообразные интерактивные технологии, позволяющие создать позитивный образ науки у современных российских студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE FORMATION OF POSITIVE ATTITUDE TO SCIENCE AMONG THE UNIVERSITY OF ECONOMICS' STUDENTS

The problem of stimulating of interest in science and research activity among students of economic specialties is studied in this article. A special attention is paid on the relevance of this subject because of necessity to create a Russian alliance of science and business. To solve the problem of innovative thinking formation for the future native businessmen, a variety of interactive technologies can be used, that help to create a positive image of science for modern Russian students.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования позитивного отношения к науке у студентов экономического университета»

Am 7universum.com

UNIVERSUM:

ПСИХОЛОГИЯ И ОБРАЗОВАНИЕ

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗИТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К НАУКЕ У СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Гордеева Ирина Викторовна

канд. биол. наук, доцент, Уральский государственный экономический университет,

РФ, г. Екатеринбург E-mail: ivgord@,mail. ru

PROBLEM OF THE FORMATION OF POSITIVE ATTITUDE TO SCIENCE AMONG THE UNIVERSITY OF ECONOMICS’ STUDENTS

Gordeeva Irina

candidate of Biology, Associated Professor, Ural State University of Economics Russia, Ekaterinburg

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается проблема стимулирования интереса к науке и научной деятельности у студентов экономических специальностей. Обращается внимание на актуальность данной темы в связи с необходимостью создания в России альянса науки и бизнеса. Для решения задачи формирования инновационного мышления у будущих отечественных предпринимателей могут быть использованы разнообразные интерактивные технологии, позволяющие создать позитивный образ науки у современных российских студентов.

ABSTRACT

The problem of stimulating of interest in science and research activity among students of economic specialties is studied in this article. A special attention is paid on the relevance of this subject because of necessity to create a Russian alliance of science and business. To solve the problem of innovative thinking formation

Гордеева И.В. Проблема формирования позитивного отношения к науке у студентов экономического университета // Universum: Психология и образование : электрон. научн. журн. 2014. № 8-9(8) . URL: http://7universum.com/ru/psy/archive/item/1580

for the future native businessmen, a variety of interactive technologies can be used, that help to create a positive image of science for modern Russian students.

Ключевые слова: инновационное мышление; интерес к науке;

модернизация российской экономики; научно-исследовательская деятельность.

Keywords: innovative thinking; interest in science; modernization of Russian economy; research activity.

В последнее десятилетие в российской стратегии социальноэкономического развития начинает уделяться повышенное внимание формированию альянса науки и бизнеса, внедрению в производство инновационной инфраструктуры с опорой на отечественный потенциал науки и образования [2, с. 41]. В.В. Иванов, говоря о формировании нового экономического уклада, выделил на современном этапе развития цивилизации четыре основных типа государств: 1) государства «золотого миллиарда» — глобальные технологические лидеры, обладающие сильной фундаментальной наукой и системой образования, ориентированной на подготовку исследователей и инноваторов; 2) индустриальные доноры — государства с преимущественным развитием прикладной науки, обеспечивающие остальную часть человечества товарами и технологиями и обладающие системой образования, нацеленной на подготовку технологов массового производства; 3) продуктово-ресурсные доноры, поставляющие на мировой рынок преимущественно сырьевые ресурсы, с наукой, играющей вспомогательную роль, и образованием, нацеленным на подготовку грамотного потребителя импортируемой продукции; 4) страны, находящиеся на низшей стадии цивилизационного развития и являющиеся постоянным источником политической напряженности в мире [5, с. 7].

Рассматривая состояние российской экономики и образования, мы вынуждены констатировать, что в настоящее время по большинству критериев наше государство подпадает под описание стран третьей категории,

экономически зависящих от колебаний мировых цен на природные ресурсы (в первую очередь энергоносители) и импорта технологий, что представляет серьезную угрозу национальной безопасности. По словам С.Г. Кара-Мурзы, Россия оказалась перед дилеммой выбора между дальнейшим сырьевым и инновационным развитием, дающим возможность выхода из кризиса и сохранения территориальной целостности государства через инвестиционноинновационный вариант [7, с. 34].

Модернизация отечественной экономики немыслима без взаимодействия науки (и высшего образования), с одной стороны, и бизнес-структур — с другой. К сожалению, не является тайной, что вплоть до настоящего времени в мировоззрении соотечественников наука и бизнес рассматриваются в качестве антагонистов: стремление добиться экономического успеха «любой ценой» противопоставляется бескорыстному поиску истины [4, с. 124]. Стереотип восприятия науки как «стремления удовлетворить свое любопытство за казенный счет» берет свое начало в XIX в., когда наука рассматривалась в качестве величайшей ценности, способной не только привести человечество к экономическому процветанию, ликвидировав болезни и нищету, но и «усовершенствовать человеческую природу» через образование и надлежащее воспитание. В настоящее время подобные утопические идеи являются анахронизмом даже применительно к фундаментальной науке, требующей значительных финансовых вложений из государственного бюджета для выполнения конкретных социальных заказов. Тем более данные взгляды неприемлемы для прикладной науки, превратившейся в перспективный бизнес, обеспечивающий высокий уровень национального богатства, военной мощи и политического авторитета государства, а также благосостояния его граждан [6, с. 86].

В качестве одной из мер, нацеленных на преодоление барьера между сообществами предпринимателей и ученых, предлагается внедрять факультативные курсы предпринимательской деятельности в образовательные программы естественно-научных и технических специальностей вузов. Однако

при отсутствии встречных мер, подобные усилия могут не увенчаться успехом. Под встречными мерами подразумевается формирование у представителей бизнес-сообщества интереса к инновационной деятельности, что представляется невозможным без стимулирования интереса к науке как таковой (в первую очередь, естественно-научным дисциплинам) и конкретным ее достижениям в области современных технологий, влияющих на всю нашу повседневную жизнь. В.А. Попков и А.В. Коржуев говорят о том, что содержание образования должно быть «адекватно современному уровню человеческой цивилизации», отражая взаимосвязи науки и культуры и способствуя формированию у студентов целостных представлений об окружающем мире, его объектах, процессах и явлениях [8, с. 246]. Особая актуальность задачи определяется тем, что, согласно данным опросов населения России, проводимым ВЦИОМ, только 1—2 % соотечественников считают престижной профессию ученого -исследователя и при этом слабо представляют себе критерии демаркации научного и вненаучного знания, не разграничивая астрономию

и астрологию [7, с. 11]. В связи с этим приоритетной должна являться профессиональная подготовка специалистов в высших учебных заведениях экономического профиля, так как именно университет является тем центром сосредоточения и воспроизводства интеллектуального потенциала нации, подлинная социальная роль которого вплоть до настоящего времени явно недооценивалась.

К сожалению, в связи с внедрением ФГОС нового поколения для целого ряда направлений бакалавриата естественно-научная подготовка в экономических вузах либо подвергалась резкому сокращению, либо была переведена в число «дисциплин по выбору», т. е. не являющихся обязательными для изучения [1, с. 113]. При этом не принимается во внимание ни низкий уровень знаний абитуриентов по базовым естественно-научным дисциплинам (в силу того, что ЕГЭ по данным предметам не требуется для поступления на большинство специальностей экономического направления), ни сложность самих дисциплин, что представляет серьезную проблему

при самостоятельном освоении программы. Задачи же преподавателей, напомним, заключаются не только в конспективном изложении курса дисциплины и контроле ее освоения, но и в формировании общекультурных компетенций, подразумевающих развитие личностей с инновационным мышлением, готовых к восприятию новых технологических идей и обладающих рациональным критическим мышлением.

Кафедрой физики и химии Уральского государственного экономического университета на протяжении ряда лет осуществляется проектирование и реализация инновационного учебного процесса, использующего компетентностный, системный, деятельностный, практико-ориентированный, аксиологический и культурно-экологический методологические подходы [1, с. 115]. Что касается стимулирования интереса к современной науке и ее достижениям, то в ходе изучения студентами экономических специальностей обязательных или элективных дисциплин (таких как «Концепции современного естествознания», «Современные проблемы естествознания» и пр.) осуществляется не только включение учащихся с применением интерактивных технологий в процесс освоения соответствующих знаний, но и предлагается студентам самим спрогнозировать развитие науки на ближайшие десятилетия, попробовав себя в роли футурологов с опорой на весь имеющийся у них багаж естественно-научных знаний. Кроме того, происходит ознакомление обучающихся с рядом широко распространенных в настоящее время псевдонаучных (анти-, квази-и лженаучных) идей и обучение умению рационально и адекватно, с использованием навыков критического мышления оценивать получаемую информацию.

В процессе использования перечисленных выше инструментов происходит развитие продуктивного поискового творческого мышления студентов, а также формируются и закрепляются навыки самостоятельной работы, умение профессионально и критически мыслить, решать задачи, а также принимать решения в условиях неопределенности и организовывать их выполнение.

В результате практических занятий у обучающихся вырабатываются следующие умения и навыки:

1. умение осуществлять сбор и анализ информации, необходимой для принятия решений;

2. умение принимать решения в ситуации неполной информации, а также оценивать эффективность принимаемых решений;

3. навыки анализа конкретных задач;

4. навыки абстрактного и образного мышления — основы творческого использования системного подхода к исследованию разнообразных процессов и явлений.

Результаты просветительской работы могут быть представлены наглядно. Среди студентов 1-2 курсов ряда специальностей УрГЭУ было осуществлено анонимное анкетирование, включавшее вопросы, отражавшие различные аспекты взаимодействия науки и общества. Всего было обработано 500 анкет, результаты изучения которых по одному из вопросов представлены ниже (рис. 1).

Рисунок 1. Результаты ответов студентов УрГЭУ на вопрос: «С каким понятием у вас ассоциируется слово “наука”?»

Анализ анкет согласуется с литературными данными, представляющими результаты контент-анализа ответов учащихся ряда вузов г. Москвы [3, с. 92]. Показательно, что, как и в случае ответов студентов гуманитарных специальностей московских университетов, для учащихся УрГЭУ социальный имидж науки остается позитивным. Интересно, что ни у кого из опрошенных не возникло сомнения в необходимости науки как таковой, что явно контрастирует с упоминавшимися выше данными ВЦИОМ. Чаще всего понятие «наука» ассоциируется с «достоверностью знаний», а также «прогрессом», что не может не вызвать осторожного оптимизма в плане формирования в молодежной среде инновационного мышления. Большинство студентов УрГЭУ в будущем ориентируются не на занятие наукой, а на деятельность в сфере управления и бизнеса. Проявленный интерес к научным исследованиям в перспективе предлагает отечественной экономике не только пассивных потребителей и наблюдателей, но и потенциальных союзников российской науки, способных не только финансировать исследовательскую деятельность, но и развивать бизнес на основе привлечения интеллектуального капитала и инновационных технологий.

Список литературы:

1. Бортник Б.И., Стожко Н.Ю. Проектирование инновационного процесса естественно-научной подготовки в экономическом вузе // Известия УрГЭУ. — 2013. — № 5 (49). — С. 113—118.

2. Валиева О.В. Наука и бизнес: стратегический альянс // ЭКО. — 2007. — № 8. — С. 41—60.

3. Володарская Е. Студенчество и наука: анализ социальных представлений // Высшее образование в России. — 2006. — № 2. — С. 90—95.

4. Володарская Е. Ученые в современном российском обществе // Высшее образование в России. — 2004. — № 4. — С. 12—130.

5. Иванов В.В. Перспективный технологический уклад: возможности, риски, угрозы // Экономические стратегии. — 2013. — № 4. — С. 6—9.

6. Лаптев В., Писарева С. Подготовка кадров науки: стратегические

ориентиры // Высшее образование в России. — 2006. — № 4. — С. 86—90.

7. Наука в России. От настоящего к будущему / под ред. В.С. Арутюнова и др. М.: ЛИБРОКОМ, 2009. — 512 с.

8. Попков В.А., Коржуев А.В. Теория и практика высшего профессионального образования: Учеб. пособие для системы доп. пед. образования. М.: Академический проект, 2010. — 342 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.