Научная статья на тему 'Проблема формирования и использования суверенных инвестиционных фондов (на примере России и Китая)'

Проблема формирования и использования суверенных инвестиционных фондов (на примере России и Китая) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
574
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУВЕРЕННЫЙ ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ФОНД / РЕЗЕРВНЫЙ ФОНД / ФОНД НАЦИОНАЛЬНОГО БЛАГОСОСТО­ЯНИЯ / ИНВЕСТИЦИИ / ИНТЕГРАЦИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / SOVEREIGN INVESTMENT FUND / RESERVE FUND / NATIONAL WELFARE FUND / INVESTMENTS / INTEGRATION / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Курзин Н. С., Сафина Р. С.

Статья посвящена рассмотрению различных способов формирования и использования суверенных инвести­ционных фондов. В работе анализируются предпосылки и цели образования суверенных фондов, а также описы­вается практика использования средств фонда в КНР и возможности заимствования данного опыта в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTABLISHMENT AND MANAGEMENT OF SOVEREIGN INVESTMENT FUNDS (eased on Russian and Chinese examples)

The paper considers different approaches to establishment and management of sovereign investment funds. The authors analyse preconditions and purposes for establishment of sovereign funds and describe its management practices in China that can be adopted for implementing in Russia.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования и использования суверенных инвестиционных фондов (на примере России и Китая)»

удк 338(100) н.С. Курзин,

Р.С. Сафина

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СУВЕРЕННЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ФОНДОВ (на примере России и Китая)

Статья посвящена рассмотрению различных способов формирования и использования суверенных инвестиционных фондов. В работе анализируются предпосылки и цели образования суверенных фондов, а также описывается практика использования средств фонда в КНР и возможности заимствования данного опыта в России.

Ключевые слова: суверенный инвестиционный фонд, резервный фонд, фонд национального благосостояния, инвестиции, интеграция, модернизация.

N.S. Kurzin, R.S. Safina

ESTABLISHMENT AND MANAGEMENT OF SOVEREIGN INVESTMENT FUNDS (Based on Russian and Chinese examples)

The paper considers different approaches to establishment and management of sovereign investment funds. The authors analyse preconditions and purposes for establishment of sovereign funds and describe its management practices in China that can be adopted for implementing in Russia.

The Key words: sovereign investment fund, reserve fund, national welfare fund, investments, integration, modernization.

Обеспечение стабильности экономического развития стран, чей бюджет сильно зависит от конъюнктуры мирового рынка, - важная задача, которую призваны решать специальные государственные фонды. Они яв -ляются одним из основных инструментов связывания излишней ликвидности, позволяющим уменьшать инфляционное давление, снижать зависимость национальной экономики от неблагоприятных колебаний поступлений от экспорта сырьевых товаров, предотвращать развитие «голландской болезни». Для России эта задача, безусловно, является важной и актуальной.

Под суверенным инвестиционным фондом (далее -СИФ) понимается денежный фонд, находящийся в собственности государства. Фонд состоит из валютных накоплений, а также активов, в том числе собственности, акций, облигаций и прочих финансовых инструментов. Официальные названия подобных фондов бывают разными, наиболее употребительные: суверенный фонд благосостояния, стабилизационный фонд, фонд будущих поколений, резервный фонд. Источником формирования таких фондов могут служить экспортные доходы государства.

Условно источники делят на две группы: доходы от экспорта углеводородного сырья (Инвестиционное агентство Абу-Даби, Резервный фонд Российской Федерации, Фонд национального благосостояния Российской Федерации, Правительственный пенсионный фонд Норвегии) и доходы от несырьевого экспорта (Инвестиционная компания Китая, Правительственная инвестиционная корпорация Сингапура).

По состоянию на сентябрь 2010 г. общий размер активов СИФов составлял 3 971,7 млрд дол. США. Крупнейшим СИФом является Инвестиционное агентство Абу-Даби, существующее в ОАЭ с 1976 г. Его величина на сентябрь 2010 г. составила порядка 627 млрд дол. США (или 15,8% от общей суммы активов суверенных фондов).

Китай в рейтинге СИФов представлен двумя специализированными корпорациями: Инвестиционной компанией государственного валютного управления (SAFE Investment Company), образованной в 1997 г., и Китайской инвестиционной корпорацией (China Investment Corporation), существующей с 2007 г. На сентябрь 2010 г. суммарная величина этих двух фондов составила 679,5 млрд дол. США (или 17,1% общей суммы активов суверенных фондов) [5].

Что касается суверенных фондов Российской Федерации, то, по данным Министерства финансов РФ, совокупная величина Резервного фонда и Фонда национального благосостояния Российской Федерации на 1 октября 2010 г. составила 130,93 млрд дол. США (или 3,3% общей суммы активов суверенных фондов) [4].

Страны, формирующие суверенные фонды благосостояния, могут преследовать разные цели. Среди общих можно выделить такие, как использование средств фонда для покрытия дефицита государственного бюджета в момент неблагоприятной внешней конъюнктуры, накоп -ление сбережений для будущих поколений, реализация определенной государственной политики посредством инвестиций из средств фонда. Подобное управление накопленными фондами во благо национальных интересов страны может рассматриваться как новый финансовый инструмент, расширяющий возможности макроэкономического регулирования экономики.

Образование и использование средств суверенных инвестиционных фондов в различных странах осуществляется по-разному Весьма интересно, на наш взгляд, сравнить подходы к формированию таких фондов в России и Китае.

Предпосылок создания в России Стабилизационного фонда (предшественника Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) несколько. В силу высокой зависимости доходной части бюджета Российской Федерации от нефтегазовых доходов в условиях

ухудшения мировой конъюнктуры на нефть происходит снижение доверия инвесторов к российским государственным ценным бумагам, что, в свою очередь, приводит к удорожанию заимствований на финансовом рынке. Таким образом, в отличие от стран с диверсифицированной экономикой, для России возможности привлечения заемных средств оказываются ограниченными именно в те периоды, когда заемные средства могли бы частично компенсировать сокращение бюджетных доходов. Кроме того, создание фонда оберегает экономику страны от повышения курса национальной валюты и развития так называемой «голландской болезни».

Стабилизационный фонд в России был образован в 2004 г. Фонд формировался за счет части доходов от экспорта нефти, которая превышала базовую цену (20 дол. за баррель, затем повышена до 27 дол.). Начиная с 2008 г., на смену Стабилизационному фонду пришли Резервный фонд и Фонд национального благосостояния. Изменился и способ формирования фондов. Источниками формирования фонда, помимо дохода государства от экспорта нефти, стали также вывозные таможенные пошлины на газ, нефтепродукты и поступления от налога на добычу полезных ископаемых (углеводородного сырья).

Все вышеперечисленные доходы федерального бюджета аккумулировались на едином счете, затем с этого счета на финансирование расходов федерального бюджета перечислялся ежемесячный трансферт, размер которого устанавливался в процентах к ВВП. Нефтегазовые доходы государства, которые не входят в нефтегазовый трансферт, накапливались в Резервном фонде и в Фонде национального благосостояния. Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне 10% прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации. После того как Резервный фонд достигал 10% от текущего ВВП, перечисления от нефтегазовых расходов шли в Фонд национального бла -госостояния.

В связи с кризисными явлениями в российской экономике Федеральным законом от 30.09.2010 г. № 245-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и иные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что с 1 января 2010 г. до 1 января 2014 г. нормативная величина Резервного фонда не определяется. Нефтегазовые доходы федерального бюджета не используются для финансового обеспечения нефтегазового трансферта и для формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, а направляются на финансовое обеспечение расходов федерального бюджета напрямую [4].

В Китае используется несколько иной механизм формирования фондов. Вследствие профицита внешнеторгового оборота в стране сформировались значительные валютные резервы. В 1997 г. в Китае была образована Инвестиционная компания государственно -го валютного управления (SAFE Investment Company). Фактически функция компании заключается в управлении частью золотовалютных резервов Китая. На сентябрь 2010 г. суммарная величина активов составила 347,1 млрд дол. США.

В 2007 г. была создана Китайская Инвестиционная Компания (China Investment Company). Ее основная задача - повышение доходности валютных резервов посредством инвестиций в финансовые инструменты, в том числе внутри страны, а также диверсификация вложений валютных резервов, находящихся преимущественно в казначейских расписках США. Источником фонда яв -ляются прибыли китайских предприятий-экспортеров.

Технически это выглядит следующим образом: китайские коммерческие банки, обслуживающие экспортеров, имеют валютные излишки; правительство Китая выпускает облигации и другие ценные бумаги, скупает эти излишки у коммерческих банков, а привлеченные валютные средства направляются в Китайскую Инвестиционную Компанию. На сентябрь 2010 г. общая величина средств Китайской Инвестиционной Компании составила 332,4 млрд дол. США.

Отличаются также и направления использования накопленных средств фондов. Если Министерство финансов Российской Федерации при управлении активами фонда придерживается крайне консервативной политики, инвестируя 95% средств в долговые обязательства иностранных государств, то средства китайских фондов активно используются для приобретения собственности за рубежом, в частности покупки акций крупнейших зарубежных компаниий. Так, Инвестиционной компанией государственного валютного управления сделаны существенные вложения в британский фондовый рынок. Среди наиболее известных компаний можно назвать Royal Dutch Shell, Rio Tinto, BG Group, Tesco, BHP Billiton и Barclays. Общая сумма инвестиций в FTSE 100 составляет порядка 6 млрд дол. [5].

Инвестиции Китайской инвестиционной корпорации имеют очень широкую географию. В качестве примеров можно привести сделки, совершенные корпорацией в течение последних двух лет: в 2009 г. 500 млн дол. были вложены в канадскую компанию «SouthGobi Energy Resources Limited», в феврале 2010 г. - 1,58 млрд дол. (15% акций) в американскую электроэнергетическую компанию AES Corporation.

В целом, оценивая опыт Китая, можно сказать, что приобретение компаний за границей интегрирует страну в мировую экономику, способствуя повышению технологического уровня производства, а также приобретению накопленного за границей опыта корпоративного управления. Кроме того, страна получает возможность быстро двигаться по технологической лестнице. Привлечение зарубежных инвестиций в ключевые отрасли способствует доступу к исследованиям и патентам, позволяющим осуществлять технологический прорыв.

Почему Россия не использует свои инвестиционные фонды для осуществления прямых инвестиций?

На наш взгляд, на это есть несколько причин как объективного, так и субъективного характера. Во-первых, не стоит сбрасывать со счетов тот факт, что в России в связи с кризисными явлениями в экономике средства фонда идут на покрытие расходных обязательств федерального бюджета (всего на покрытие дефицита бюджета в 2009 г. израсходовано 2,236 трлн руб.) [5], в то время как в Китае объем средств фонда за кризисные годы лишь увеличивался, что объясняется адекватным сокращением импорта при уменьшении экспорта китайских товаров. Такое положение вещей свиде-

тельствует о сравнительно рискованном использовании средств фондов в Китае и более консервативном портфеле Российской Федерации.

Еще одна причина такой ситуации заключается в том, что в России вложение средств фонда в безрис -ковые активы продиктовано особым отношением к СИФам внутри страны. В политической элите нет единодушного мнения о целесообразности формирования и использования средств СИФов, что делает данный вопрос политически острым и не допускает инвестиционных просчетов со стороны распорядителей финансов России.

Подытоживая сказанное, хотелось бы отметить, что модернизацию российской экономики, курс на которую твердо взят руководством страны, сложно представить без использования накопленного за границей опыта и современных технологий. Грамотное инвестирование собственных средств, аккумулированных в суверенных

инвестиционных фондах, в наиболее привлекательные зарубежные активы может стать важнейшим фактором развития высокотехнологичных отраслей экономики России.

1. Боннет А.А., Тумашев А.Р. Теоретические основы экономической политики. Казань: Казанский государственный университет им. Ульянова-Ленина, 2003.

2. Информационное сообщение об использовании нефтегазовых доходов федерального бюджета. URL: http:// www1 .minfin.ru/ru/reservefund/news/

3. Копейкин М. Стабилизационный фонд: сохранить или потратить? // Экономика России: ХХ! век: интернет-версия. URL: http://www.ruseconomy.ru/nomer18_200501/ec06.html.

4. Сайт Министерства финансов Российской Федерации. URL: http://www.minfin.ru.

5. The Sovereign Wealth Fund Institute. URL: http:// www.swfinstitute.org/funds.php.

УДК 338.45:662.7 В.К. Марков

ИННОВАЦИИ КАК ВЕКТОР СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА РОССИИ

В статье с конструктивно-критических позиций рассмотрены точки зрения отечественных и зарубежных ученых на термин «инновационная стратегия», а также представлено собственное видение исследуемого феномена. Ключевые слова: нефтегазовый комплекс России, инновации, инновационная стратегия.

V.K. Markov

INNOVATIONS IN STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSIAN OIL AND GAS COMPLEX

The author summarizes and comments on different interpretations of the concept “innovation strategy” by Russian and foreign researches. The paper gives an original understanding of the phenomenon under study The Key words: oil and gas complex in Russia, innovation, innovation strategy.

Инновации определены Президентом Российской Федерации как одна из доминант - согласно так называемой концепции четырех «И»: институты, инвестиции, инфраструктура, инновации. Позже был добавлен и пятый элемент - интеллект. В Послании Президента Федеральному Собранию РФ Д. Медведев отметил: «Наш приоритет - это производство (а в перспективе -и экспорт) знаний, новых технологий и передовой культуры. А значит, достижение лидирующих позиций в науке, образовании, искусстве. Мы обязаны быть на переднем крае инноваций в основных сферах экономики и общественной жизни. И на такие цели ни государству, ни бизнесу скупиться не стоит - даже в непростые финансовые периоды» [1].

В связи с установкой на переход российской экономики к инновационному типу развития актуализируются вопросы активизации инновационной деятельности в нефтегазовом комплексе страны, формирования специальной инновационной стратегии развития.

Исследование специфики формирования инновационной стратегии нефтегазового комплекса России в современных условиях представляется необходимым начать с установления сущности феномена «инновации».

Долгое время в отечественной науке, связанной с вопросами развития общественного производства, использовались термины «научно-технический прогресс», «новая техника», «цикл “исследование - производство”». Еще полтора десятилетия назад инновационная действительность представляла собой «terra incognita», а первые попытки отечественных ученых привлечь внимание управленческих структур заказчика и исполнителей к проблемам инноваций в нашей стране появились всего 20 лет назад. Мировая практика уже не одно десятилетие использует для обозначения качественных изменений в производстве термин «innovation» (от лат. innovatio - «обновление»), переводимый на русский язык как «инновация» или «нововведение».

Обычно указывается, что первое наиболее полное описание инновационных процессов ввел в экономи-ческую науку Й. Шумпетер в работе «Теория экономического развития» (1911 г.). В то время еще не говорилось об инновациях, а шла речь о «новых комбинациях» изменений в развитии. «Новые комбинации», по Шумпетеру, выходят за рамки процесса обновления производства «в замкнутом кругу» - это обновление выше уровня простого производства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.