Научная статья на тему 'Проблема формирования готовности студентов- психологов к будущей профессиональной деятельности'

Проблема формирования готовности студентов- психологов к будущей профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
753
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая готовность / профессиональная деятельность / студент-психолог. / psychological readiness / professional activity / psychology student.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полухина О. П.

В статье рассматриваются проблемы формированияготовности студентов-психологов к будущей профессиональнойдеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article deals with the problems of formation of readiness of psychology students to future careers.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования готовности студентов- психологов к будущей профессиональной деятельности»

Территория науки, 2013.№4

ПСИХОЛОИЯ Полухина О.П.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная деятельность, студент-психолог.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности.

Keywords: psychological readiness, professional activity, psychology student.

Abstract: This article deals with the problems of formation of readiness of psychology students to future careers.

В условиях реформирования высшего образования, обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.

Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит, и к работе высших учебных заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки специалистов в масштабах страны определена в целом спецификой конкретной профессиональной области. Однако связь между вузами и сферой деятельности их выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, одну из главных ролей играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности.

Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию,

переработать ее, продемонстрировать степень ее освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и

168

Территория науки, 2013.№4

формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.

В науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения выделенной проблемы. Ученые, занимающиеся ее разработкой (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.), указывают на то, что подготовка специалистов учебных заведений, являющаяся этапом профессионального становления, имеет немаловажное значение для того, как быстро и успешно человек достигнет своего «акме» (вершины) в профессиональной деятельности, и насколько высокой будет эта вершина.

На сегодняшний день специалисты-психологи востребованы во многих областях деятельности человека (образование, производство и т.д.). Появляется много новых специальностей, близких к психологии или напрямую с нею связанных (менеджмент работы с персоналом, коучинг, HR и т.д.). При этом психологи играют в этом отношении достаточно важную роль.

Таким образом, на сегодняшний день ресурсы психологической готовности не достаточно задействованы в профессиональной подготовке специалистов. Следовательно, есть основание утверждать, что существующая практика и состояние науки показывают неразработанность технологических основ психологической готовности специалистов-психологов к профессиональной деятельности, что понимается нами как проблема исследования личностной позиции студента-психолога. Согласно общепринятой периодизации, по Б.Г. Ананьеву, студенческий возраст выделяется в качестве отдельного периода, включающего позднюю юность (1718 лет) и раннюю зрелость (22-23 года). Однако отмечается, что чаще всего студенческий возраст рассматривается как одна из самостоятельных и первых стадий возрастной периодизации ранней взрослости (20-40 лет) [1].

Современная действительность актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности кадров и специалисты в области психологии должны обладать личностно-гуманной, ориентацией, а преподаватели и студенты должны являться активными «субъектами» образовательного процесса, что представляется нам возможным лишь при условии развития в процессе обучения в вузе личностной позиции студента-психолога как позиции будущего профессионала в области психологии. В процессе вузовского

169

Территория науки, 2013.№4

образования у будущего специалиста-психолога должны быть развиты определенные качества личности, проявляющиеся в степени активности и относительной независимости личности от среды.

В нашем исследовании развития личностной позиции студента-психолога учитывалось, что личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни, поэтому качество личности относительно и не может быть абсолютным определением человека. Если организм существует в координатах физического времени, то личность - в координатах психологического возраста. Личность складывается задолго до рождения. Личность принадлежит человечеству и не исчезает после смерти человека. Человек выступает как человек, если он является личностью. Мы согласны с О.П. Елисеевым, что «... личность - это качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности. При этом «качество» - это не синоним понятия «свойство», качество представляет множество свойств, из которых оно и образовано. Если качество, по Г егелю, есть то, без чего предмета нет, без чего предмета быть не может, то, естественно человек, осуществляющий сознательную деятельность, по определению, безусловно является личностью» [2]. Качество личности развивается не только в онтогенезе, но и в филогенезе. В мерах свободного (спонтанного) и регулируемого (ответственного) поведения проявляется степень активности и относительной независимости личности от среды.

Разработанный нами спецкурс «Развитие личностной позиции студента-психолога», способствует развитию у будущих

профессионалов таких качеств личности, которые будут проявляться в степени активности и относительной независимости личности от среды и в мере свободного (спонтанного) и регулируемого (ответственного) поведения. Если в процессе обучения в вузе целенаправленно развивать личностную позицию, у студента на фоне активности будет проявляться избирательность, а затем самостоятельность и на фоне самостоятельного поведения способность к социальному творчеству, в котором будет выражаться мера свободы и ответственности будущего психолога.

Профессия психолог - творческая профессия и наше исследование направлено на раскрытие личности студента, развитие его личностной позиции, отражающей его уникальность и неповторимость, так как «. современный человек должен владеть технологией восхождения от абстрактного к конкретному видению изучаемого предмета. Это умение особенно существенно в становлении современного

170

Территория науки, 2013.№4

специалиста, который должен быть способен творчески применять на практике усвоенные им теоретические истины» [2].

Исследуя развитие личностной позиции студента-психолога в вузе, мы опирались на положения Сластенина считающего, что, субъектная позиция студента - позиция личностного и профессионального саморазвития, системное отношение внутренних психических элементов, позволяющих человеку определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействия одновременно с внешней и внутриличностной средой -согласованность внешних педагогических воздействий с внутриличностным потенциалом или «внутренними условиями» [3]. Личностная позиция студента означает соответствие его целей, мотивов, способов действия педагогическим требованиям и в то же время - это выход за пределы педагогических предписаний. Личностная позиция - подчинение системы основных отношений задачам личностного, профессионального самосовершенствования. Система требований стимулирует способности обучающегося в поиске жизненно-профессионального роста [3].

Субъектная позиция отражает и развивает индивидуальность, авторство, субъективность личностной позиции, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придает деятельности неповторимое, личностное своеобразие; характеризует способ личностного и профессионального существования человека [3].

Разработкой понятия «позиция» в различных аспектах в отечественной психологии занимались такие психологи, как C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Л.И. Божович, Г.В. Суходольский, В.Н. Маркин и др.

В нашем исследовании личностная позиция студента будущего психолога - представляет собой целостную устойчивую систему взглядов и отношений личности студента к себе и к окружающему миру в целом, проявляющуюся в сознательно-избирательном отношении и взаимодействии с действительностью и

обеспечивающую высшее качество жизнедеятельности: наиболее полную самореализацию личности, удовлетворенность собой, успешность в профессиональной деятельности. В нашем исследовании понятие «позиция» представлена как устойчивая, развивающуюся систему отношений личности к окружающему миру, к себе, как готовность реализовать эти отношения в конкретной деятельности, поступках, понятие «позиция»» приобретает особый статус, позволяя более полно реализовать накопленные психологией представления о

171

Территория науки, 2013.№4

человеке как о личности. Этот статус можно определить как «категориальный мост» между теориями, в центре которых стоят предельно общие категории, такие как, «отношение», «личность», и такими практическими приложениями, которые оперируют понятиями «готовность к свободному выбору» и «ответственность» [4].

Студент-психолог с развитой личностной позицией, приступая в дальнейшем к профессиональной деятельности, будет готов к ответственности за события личной и общественной жизни, он сможет влиять на ход событий и адаптироваться к любым условиям при их изменении, сможет контролировать себя и реальную ситуацию.

Таким образом, оказывается актуальной организация системы психологического образования, которая обеспечит пространство для дальнейшего становления профессионала, способного к построению, изменению и развитию через личностный рост и которая обеспечит творческий подход в организации обучения будущего психолога, свяжет учебный процесс с практической работой по освоению и разработке новых технологий, направленных на развитие личностной позиции будущих профессионалов-психологов. На этот аспект указывают А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Р. Битянова, и др. Система высшего профессионального образования, отвечающая современным требованиям к росту компетентности психолога-профессионала, может быть спроектирована как источник развития личностной позиции будущего психолога путем развития и расширения

представлений и понятий студента-психолога о социуме, углубления и развития ценностей и идеалов личности студента. В этой связи, первостепенное значение приобретает задача общепсихологического исследования личностной обусловленности развития личностной позиции студентов-психологов в условиях вуза.

Разработанный нами спецкурс позволит наиболее эффективно обеспечить образовательное пространство, организуя его в соответствии с различными этапами развития личностной позиции. Представленный в работе теоретический и экспериментальный материал, а также сформулированные выводы являются основой для последующих исследований в контексте данной проблематики, а также позволит более эффективно организовать процесс развития личностной позиции с учетом личностной обусловленности этого процесса, что обеспечит повышение эффективности в обеспечении процесса подготовки психологов. В нашем исследовании личностная позиция психолога рассматривается в личностном аспекте - как система отношений человека к себе и к окружающему миру в целом (включая отношение к людям). Разработанный нами спецкурс

172

Территория науки, 2013.№4

«Развитие личностной позиции студента-психолога» выступает механизмом личностного роста будущего психолога.

Список литературы

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, В 2-х т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева и др. - М., 2000. - 232 с.

2. О. П. Елисеев Практикум по психологии личности Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2008 г. 512 стр.

3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.

4. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-ое изд. - СПб.: Питер 2009. - 464 с.

Кадацких И.Ю.

НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ

Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол

Ключевые слова: этническое самосознание, национальная

идентичность, межэтнические взаимоотношения.

Аннотация: в статье рассматриваются научно-теоретические

проблемы изучения этнического самосознания.

Keywords: ethnic identity, national identity, inter-ethnic relations.

Abstract: The article deals with the scientific and theoretical problems in the study of ethnic identity.

Этнокультурный подход к изучению сущности человека и его развития может служить средством преодоления противостояния и разрыва между природой человека и социумом, природным индивидом и социальным, процессами индивидуализации и социализации, онтогенезом и социогенезом.

Изучение этих категорий происходило в рамках различных наук -философии, психологии, этнологии, социологии, биологии и др. Благодаря теоретическим разработками и интерпретации обширного эмпирического материала, получены данные, раскрывающие суть этнического самосознания и этнической идентичности (А.Г. Асмолов, Ю.В. Бромлей, Л. М. Дробижева С. Лурье, И.С. Кон, П.И.Кушнер, В.И. Козлов, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, и др.).Данные вопросы также продуктивно изучаются западными психологами и

173

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.