Территория науки, 2013.№4
ПСИХОЛОИЯ Полухина О.П.
ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Воронежский экономико-правовой институт
Ключевые слова: психологическая готовность, профессиональная деятельность, студент-психолог.
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы формирования готовности студентов-психологов к будущей профессиональной деятельности.
Keywords: psychological readiness, professional activity, psychology student.
Abstract: This article deals with the problems of formation of readiness of psychology students to future careers.
В условиях реформирования высшего образования, обеспечения конкурентоспособности специалистов на рынке труда особую актуальность приобретает проблема формирования готовности студентов к будущей профессиональной деятельности.
Современный этап развития общества предъявляет к работе профессионалов, а значит, и к работе высших учебных заведений, занятых их подготовкой, принципиально новые требования. Система подготовки специалистов в масштабах страны определена в целом спецификой конкретной профессиональной области. Однако связь между вузами и сферой деятельности их выпускников не всегда надежна. Молодому специалисту после окончания высшего учебного заведения требуется, как правило, еще немало времени, чтобы адаптироваться к условиям профессиональной деятельности. Несмотря на то, что адаптация к условиям работы на конкретных местах происходит на базе основного багажа знаний и умений, приобретаемых в вузе, одну из главных ролей играет наличие у молодого специалиста готовности к профессиональной деятельности.
Большинство вузов страны в настоящее время использует информационную модель обучения, которая ориентирует деятельность студентов на следующие направления: принять информацию,
переработать ее, продемонстрировать степень ее освоения. Подобная модель способствует развитию пассивной роли студента и
168
Территория науки, 2013.№4
формированию мотивов «избегания неудачи», направлена главным образом на приобретение необходимых знаний и слабо нацелена на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности.
В науке сложились серьезные теоретические предпосылки решения выделенной проблемы. Ученые, занимающиеся ее разработкой (О.С. Анисимов, А.А. Бодалев, В.Г. Зазыкин, А.А. Деркач, Е.А. Климов, Н.В. Кузьмина, А.К. Маркова, Л.М. Митина, В.А. Сластенин и др.), указывают на то, что подготовка специалистов учебных заведений, являющаяся этапом профессионального становления, имеет немаловажное значение для того, как быстро и успешно человек достигнет своего «акме» (вершины) в профессиональной деятельности, и насколько высокой будет эта вершина.
На сегодняшний день специалисты-психологи востребованы во многих областях деятельности человека (образование, производство и т.д.). Появляется много новых специальностей, близких к психологии или напрямую с нею связанных (менеджмент работы с персоналом, коучинг, HR и т.д.). При этом психологи играют в этом отношении достаточно важную роль.
Таким образом, на сегодняшний день ресурсы психологической готовности не достаточно задействованы в профессиональной подготовке специалистов. Следовательно, есть основание утверждать, что существующая практика и состояние науки показывают неразработанность технологических основ психологической готовности специалистов-психологов к профессиональной деятельности, что понимается нами как проблема исследования личностной позиции студента-психолога. Согласно общепринятой периодизации, по Б.Г. Ананьеву, студенческий возраст выделяется в качестве отдельного периода, включающего позднюю юность (1718 лет) и раннюю зрелость (22-23 года). Однако отмечается, что чаще всего студенческий возраст рассматривается как одна из самостоятельных и первых стадий возрастной периодизации ранней взрослости (20-40 лет) [1].
Современная действительность актуализирует задачу становления новой профессиональной компетентности кадров и специалисты в области психологии должны обладать личностно-гуманной, ориентацией, а преподаватели и студенты должны являться активными «субъектами» образовательного процесса, что представляется нам возможным лишь при условии развития в процессе обучения в вузе личностной позиции студента-психолога как позиции будущего профессионала в области психологии. В процессе вузовского
169
Территория науки, 2013.№4
образования у будущего специалиста-психолога должны быть развиты определенные качества личности, проявляющиеся в степени активности и относительной независимости личности от среды.
В нашем исследовании развития личностной позиции студента-психолога учитывалось, что личностное развитие человека осуществляется в течение всей его жизни, поэтому качество личности относительно и не может быть абсолютным определением человека. Если организм существует в координатах физического времени, то личность - в координатах психологического возраста. Личность складывается задолго до рождения. Личность принадлежит человечеству и не исчезает после смерти человека. Человек выступает как человек, если он является личностью. Мы согласны с О.П. Елисеевым, что «... личность - это качество человека, определяющее его бытие и проявляющееся в его сознательной деятельности. При этом «качество» - это не синоним понятия «свойство», качество представляет множество свойств, из которых оно и образовано. Если качество, по Г егелю, есть то, без чего предмета нет, без чего предмета быть не может, то, естественно человек, осуществляющий сознательную деятельность, по определению, безусловно является личностью» [2]. Качество личности развивается не только в онтогенезе, но и в филогенезе. В мерах свободного (спонтанного) и регулируемого (ответственного) поведения проявляется степень активности и относительной независимости личности от среды.
Разработанный нами спецкурс «Развитие личностной позиции студента-психолога», способствует развитию у будущих
профессионалов таких качеств личности, которые будут проявляться в степени активности и относительной независимости личности от среды и в мере свободного (спонтанного) и регулируемого (ответственного) поведения. Если в процессе обучения в вузе целенаправленно развивать личностную позицию, у студента на фоне активности будет проявляться избирательность, а затем самостоятельность и на фоне самостоятельного поведения способность к социальному творчеству, в котором будет выражаться мера свободы и ответственности будущего психолога.
Профессия психолог - творческая профессия и наше исследование направлено на раскрытие личности студента, развитие его личностной позиции, отражающей его уникальность и неповторимость, так как «. современный человек должен владеть технологией восхождения от абстрактного к конкретному видению изучаемого предмета. Это умение особенно существенно в становлении современного
170
Территория науки, 2013.№4
специалиста, который должен быть способен творчески применять на практике усвоенные им теоретические истины» [2].
Исследуя развитие личностной позиции студента-психолога в вузе, мы опирались на положения Сластенина считающего, что, субъектная позиция студента - позиция личностного и профессионального саморазвития, системное отношение внутренних психических элементов, позволяющих человеку определенным образом (непротиворечиво и гармонично) осуществлять взаимодействия одновременно с внешней и внутриличностной средой -согласованность внешних педагогических воздействий с внутриличностным потенциалом или «внутренними условиями» [3]. Личностная позиция студента означает соответствие его целей, мотивов, способов действия педагогическим требованиям и в то же время - это выход за пределы педагогических предписаний. Личностная позиция - подчинение системы основных отношений задачам личностного, профессионального самосовершенствования. Система требований стимулирует способности обучающегося в поиске жизненно-профессионального роста [3].
Субъектная позиция отражает и развивает индивидуальность, авторство, субъективность личностной позиции, выход за пределы заданной деятельности, выработку перспектив дальнейшего саморазвития; придает деятельности неповторимое, личностное своеобразие; характеризует способ личностного и профессионального существования человека [3].
Разработкой понятия «позиция» в различных аспектах в отечественной психологии занимались такие психологи, как C.JI. Рубинштейн, К.А. Абульханова, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Л.И. Божович, Г.В. Суходольский, В.Н. Маркин и др.
В нашем исследовании личностная позиция студента будущего психолога - представляет собой целостную устойчивую систему взглядов и отношений личности студента к себе и к окружающему миру в целом, проявляющуюся в сознательно-избирательном отношении и взаимодействии с действительностью и
обеспечивающую высшее качество жизнедеятельности: наиболее полную самореализацию личности, удовлетворенность собой, успешность в профессиональной деятельности. В нашем исследовании понятие «позиция» представлена как устойчивая, развивающуюся систему отношений личности к окружающему миру, к себе, как готовность реализовать эти отношения в конкретной деятельности, поступках, понятие «позиция»» приобретает особый статус, позволяя более полно реализовать накопленные психологией представления о
171
Территория науки, 2013.№4
человеке как о личности. Этот статус можно определить как «категориальный мост» между теориями, в центре которых стоят предельно общие категории, такие как, «отношение», «личность», и такими практическими приложениями, которые оперируют понятиями «готовность к свободному выбору» и «ответственность» [4].
Студент-психолог с развитой личностной позицией, приступая в дальнейшем к профессиональной деятельности, будет готов к ответственности за события личной и общественной жизни, он сможет влиять на ход событий и адаптироваться к любым условиям при их изменении, сможет контролировать себя и реальную ситуацию.
Таким образом, оказывается актуальной организация системы психологического образования, которая обеспечит пространство для дальнейшего становления профессионала, способного к построению, изменению и развитию через личностный рост и которая обеспечит творческий подход в организации обучения будущего психолога, свяжет учебный процесс с практической работой по освоению и разработке новых технологий, направленных на развитие личностной позиции будущих профессионалов-психологов. На этот аспект указывают А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Р. Битянова, и др. Система высшего профессионального образования, отвечающая современным требованиям к росту компетентности психолога-профессионала, может быть спроектирована как источник развития личностной позиции будущего психолога путем развития и расширения
представлений и понятий студента-психолога о социуме, углубления и развития ценностей и идеалов личности студента. В этой связи, первостепенное значение приобретает задача общепсихологического исследования личностной обусловленности развития личностной позиции студентов-психологов в условиях вуза.
Разработанный нами спецкурс позволит наиболее эффективно обеспечить образовательное пространство, организуя его в соответствии с различными этапами развития личностной позиции. Представленный в работе теоретический и экспериментальный материал, а также сформулированные выводы являются основой для последующих исследований в контексте данной проблематики, а также позволит более эффективно организовать процесс развития личностной позиции с учетом личностной обусловленности этого процесса, что обеспечит повышение эффективности в обеспечении процесса подготовки психологов. В нашем исследовании личностная позиция психолога рассматривается в личностном аспекте - как система отношений человека к себе и к окружающему миру в целом (включая отношение к людям). Разработанный нами спецкурс
172
Территория науки, 2013.№4
«Развитие личностной позиции студента-психолога» выступает механизмом личностного роста будущего психолога.
Список литературы
1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды, В 2-х т. Т. 1 / Б.Г. Ананьев; под ред. А.А. Бодалева и др. - М., 2000. - 232 с.
2. О. П. Елисеев Практикум по психологии личности Серия: Практикум по психологии Издательство: Питер, 2008 г. 512 стр.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
4. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов: Хрестоматия. 2-ое изд. - СПб.: Питер 2009. - 464 с.
Кадацких И.Ю.
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ
Воронежский экономико-правовой институт, г. Старый Оскол
Ключевые слова: этническое самосознание, национальная
идентичность, межэтнические взаимоотношения.
Аннотация: в статье рассматриваются научно-теоретические
проблемы изучения этнического самосознания.
Keywords: ethnic identity, national identity, inter-ethnic relations.
Abstract: The article deals with the scientific and theoretical problems in the study of ethnic identity.
Этнокультурный подход к изучению сущности человека и его развития может служить средством преодоления противостояния и разрыва между природой человека и социумом, природным индивидом и социальным, процессами индивидуализации и социализации, онтогенезом и социогенезом.
Изучение этих категорий происходило в рамках различных наук -философии, психологии, этнологии, социологии, биологии и др. Благодаря теоретическим разработками и интерпретации обширного эмпирического материала, получены данные, раскрывающие суть этнического самосознания и этнической идентичности (А.Г. Асмолов, Ю.В. Бромлей, Л. М. Дробижева С. Лурье, И.С. Кон, П.И.Кушнер, В.И. Козлов, Г.У.Солдатова, Т.Г. Стефаненко, и др.).Данные вопросы также продуктивно изучаются западными психологами и
173