Научная статья на тему 'Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования'

Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1053
101
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ / PROFESSIONAL EDUCATION / COMPETENCES / ECONOMIC COMPETENCIES / ECONOMIC LITERACY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Старостина Кристина Игоревна, Драгункина Марина Игоревна

В данной статье рассматривается проблема формирования основных экономических компетенций у студентов высшего и среднего профессионального образования независимо от специальности, направления и профиля подготовки. Предлагается классификация экономических компетенций, обосновывается перечень необходимых экономических компетенций с учетом социально-экономических интересов студента как гражданина и личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Старостина Кристина Игоревна, Драгункина Марина Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ECONOMIC COMPETENCE FORMATION OF HIGHER AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS

This article considers the problem of formation the basic economic competence of higher and secondary professional education students regardless of their speciality, direction and training. There is a classification of economic competences in relation with socio-economic interests of student as a citizen and a person.

Текст научной работы на тему «Проблема формирования экономических компетенций студентов высшего и среднего профессионального образования»

ЭЛЕКТРОННЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ДРтот. СЕРИЯ: ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ» WWW.APRIORI-JOURNAL.RU № 2 2014

УДК 377:378

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Старостина Кристина Игоревна

канд. экон. наук

Пензенский государственный университет архитектуры и строительства

Пенза

Драгункина Марина Игоревна

преподаватель Московский колледж автомобильного транспорта № 9

Москва

аи^ог@аргюг1-]оигпа!. ги

Аннотация. В данной статье рассматривается проблема формирования основных экономических компетенций у студентов высшего и среднего профессионального образования независимо от специальности, направления и профиля подготовки. Предлагается классификация экономических компетенций, обосновывается перечень необходимых экономических компетенций с учетом социально-экономических интересов студента как гражданина и личности.

Ключевые слова: профессиональное образование; компетенции; экономические компетенции; экономическая грамотность.

THE PROBLEM OF ECONOMIC COMPETENCE FORMATION OF HIGHER AND SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION STUDENTS

Starostina Kristina Igorevna

candidate of economics Penza state university of architecture and construction, Penza

Dragunkina Marina Igorevna

lecturer

Moscow college of automobile transport № 9, Moscow

Abstract. This article considers the problem of formation the basic economic competence of higher and secondary professional education students regardless of their speciality, direction and training. There is a classification of economic competences in relation with socio-economic interests of student as a citizen and a person.

Key words: professional education; competences; economic competencies; economic literacy.

Модернизация образования в Российской Федерации на всех уровнях образовательной системы ставит новые цели и задачи, адаптированные к сегодняшним потребностям общества и рынка, предлагает освоение современных образовательных продуктов и требует от преподавательской среды инициативных действий, разработки новых эффективных подходов, методов обучения. Вступление с силу ФГОС третьего поколения, основанных на компетентностном подходе, заставляет пересмотреть сложившиеся стереотипы обучения, содержание курсов и мотивацию обучающегося к освоению предусмотренных общеобразовательной программой дисциплин.

Мир вокруг нас динамично развивается: усиливается международная интеграция, расширяется информационно-коммуникационная сеть, все жестче проявления рыночных отношений. Сегодня выпускник учреждения высшего и среднего профессионального образования должен быть готовым не только к профессиональной деятельности, но и к разнообразным проявлениям социально-экономических отношений в современном обществе, для чего необходимо быть наделенным, как минимум, правовыми и экономическими знаниями и способностью их применять в реальной жизни.

Очевидно, что освоенные экономические компетенции студентов ВУЗов и ССУЗов финансово-экономического профиля наполняют содержание их профессиональной деятельности в качестве бухгалтеров, экономистов, финансистов, аудиторов и пр. В этом случае одним из результатов образовательного процесса является формирование у выпускника экономической компетентности. Этому вопросу уделяют внимание такие авторы как И.Г. Агапов, A.B. Баранников, Д.А. Иванов,

Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, В.А. Кальней, И.Д. Фрумин, С.Е. Шишов. Проблемы экономической подготовки в сфере среднего профессионального образования рассмотрены в работах B.C. Автономова, Л.Л. Любимова, И.В. Липсица, Н.М. Матвеевой, A.A. Мицкевич, И.А. Сасовой и др.

Формирование экономических компетенций студентов педагогических, технических, медицинских, юридических, гуманитарных, строительных и других направлений требует иного подхода и сопряжено с массой объективных и субъективных проблем и вопросов. Эта область еще недостаточно исследована, интересны разработки в данном направлении К.А. Баранникова, Г.А. Кручининой, О.А. Пучковой, А.Ю. Ма-саилова и др.

Цель данной статьи - привлечь внимание педагогической среды высшего и среднего профессионального образования к проблеме формирования основных экономических компетенций у студентов независи-

мо от профиля и направления подготовки, обосновать необходимость пересмотра содержательной части программ экономических дисциплин и методов преподавания. Для этого необходимо решить ряд задач: определить сущность понятий «компетенция» и «компетентность»; уточнить понятие «экономические компетенции» и предложить их классификацию; обозначить направления решения проблемы экономической грамотности студентов; предложить перечень экономических компетенций, необходимых каждому студенту образовательных учреждений ВПО и СПО, с учетом взаимосвязи с личными социально-экономическими интересами студента как личности и гражданина.

Само понятие «компетенция» имеет различные формулировки в интерпретациях различных авторов, работающих в этом направлении. Так, И.А. Зимняя определяет компетенцию как внутренние, потенциальные, психологические новообразования, которые включают в себя знания, представления, программы действий, а также системы отношений. По мнению С.Е. Шишова и И.В. Агапова «компетенция - это возможность установления связей между знаниями и ситуацией или, в более широком смысле, способность найти процедуру (знания и действия), подходящую для решения проблемы». В ФГОС ВПО под компетенциями понимается способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [1].

Овладевая необходимыми компетенциями в конкретной сфере, студент приобретает компетентность. При этом, как замечают И.И. Борисова и Е.Ю. Ливанова, компетентность предполагает более глубокие внут-риличностные преобразования на уровне качеств, свойств человека, его ценностей и отношения к окружающему миру. Компетенция - это заданное требование к образовательной подготовке учащегося, а компетентность - уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере [2]. Соглашаясь с мнением этих авторов, мы понимаем под ком-

петенцией набор знаний, умений и навыков, который дает возможность студенту, овладевшему данной компетенцией, успешно решить практическую задачу в профессиональной и иных сферах деятельности. Насколько успешно он справится с этой задачей, характеризует уровень его компетентности в данном вопросе.

Профессиональные компетенции в различных областях позволяют выделять специальные компетенции - экономические, правовые, технические, социальные и пр. Под экономическими компетенциями надо понимать совокупность полученных экономических знаний и умений с возможностью их успешного применения в профессиональной деятельности в области экономики.

Ввиду объективной необходимости формирования экономической грамотности студентов всех направлений и профилей обучения актуализируются вопросы уточнения понятия экономических компетенций и их классификации. Об этом свидетельствует и анализ образовательной модели по ФГОС третьего поколения, в рамках которой компетентност-ный подход подразумевает обязательное приобретение тех качеств, которые помогают выпускнику адаптироваться к изменяющимся условиям современного постиндустриального общества.

Анализируя содержательную часть общекультурных и профессиональных компетенций в составе общеобразовательных программ (ООП) для многих профилей подготовки, нетрудно заметить и выделить существенную экономическую компоненту как составляющую большинства общекультурных и известной части профессиональных компетенций.

Исходя из вышесказанного, под экономическими компетенциями мы понимаем совокупность полученных экономические знаний и умений и возможность их успешного применения в профессиональной деятельности в области экономики, а также при решении соответствующих вопросов, возникающих в процессе социально-экономических отношений с

людьми, организациями, государством и другими экономическими институтами.

Предлагаемая классификация (рис. 1) основана на делении экономических компетенций на обязательные для всех студентов независимо от направления и профиля подготовки (основные) и профессиональные экономические компетенции.

Основные

Формируют экономическую грамотность и способность реализовывать собственные экономические интересы

Экономические компетенции

Профессиональные

Специальные

Реализуются в профессиональной деятельности вы-пускников-студентов неэкономических профилей и применимы к конкретной сфере деятельности

Чистые

Формируют в совокупности с личными качествами профессиональную компетентность выпускников-студентов экономических профилей

Рис. 1. Виды экономических компетенций

Основные экономические компетенции призваны формировать экономическую культуру поведения, экономическую грамотность и способность реализовывать знания и умения, следуя собственным экономическим интересам. Профессиональные экономические компетенции целесообразно делить на два вида: специальные экономические компетенции, которые подлежат освоению студентами неэкономических профилей и реализуются в узких задачах их профессиональной деятельности, и собственно профессиональные или чистые - приобретаются в процессе обучения студентами экономических направлений и образуют в совокупности с личными качествами профессиональную компетентность.

Анализ примерных ООП СПО и ВПО, федеральных базисных учебных планов показывает, что вопросу экономического воспитания не уде-

ляется достаточного внимания. Так, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180, экономика в учреждениях СПО изучается с учетом профиля получаемого профессионального образования [3]. И если при освоении специальностей социальноэкономического профиля экономика в качестве профильного предмета изучается в объеме 117 часов, то студенты специальностей СПО технического, естественнонаучного и гуманитарного профилей изучают экономику в качестве одного модуля по программе учебной дисциплины «Обществознание». Для студентов многих специальностей СПО изучение экономических дисциплин обязательной программой вообще не предусмотрено. Таким образом, студенты ограничены или лишены возможности приобретения экономической грамотности, так необходимой в сегодняшнем обществе.

Обращаясь к опыту ФГОС неэкономических направлений ВУЗов, можно отметить, что здесь экономическая составляющая намного шире. Базовая часть гуманитарного, социального и экономического цикла бакалавриата ФГОС ВПО по многим направлениям подготовки предусматривает изучение экономики (экономическая теория), менеджмента, маркетинга, управления социально-техническими системами, управления персоналом. Эти курсы участвуют в формировании важнейших 10 общекультурных компетенций и 5-8 профессиональных.

К сожалению, на сегодняшний день предлагаемое учебными стандартами содержание курсов по экономике разрозненно и онаучено, в результате, полученные знания малоприменимы в реальной жизни. Интерес студентов неэкономических профилей к таким курсам очень слабый, поскольку действительно важные и полезные материалы остаются вне образовательного процесса. При этом предусмотренные учебные часы по дисциплинам и высокая доля в них самостоятельной работы требуют пересмотра методов преподавания экономических курсов и мотивации студентов к их изучению.

Исходя из вышесказанного, опираясь на разработки ученых и практиков педагогики, а также учитывая собственный опыт преподавания экономических дисциплин студентам технических профилей, можно обозначить следующие направления решения сложившейся проблемы экономического воспитания студентов среднего и высшего профессионального образования:

- объективная необходимость включения в базовую часть общего цикла дисциплин ССУЗов и ВУЗов неэкономических профилей курса «Основы экономики»;

- формулирование основных экономических компетенций, формирующих экономическую грамотность студента и выпускника;

- разработка адекватной рабочей программы дисциплины «Основы экономики», исключающей превалирование наукообразной части экономической теории;

- усиление мотивации студентов к изучению экономических дисциплин за счет ориентации в преподавании на личные социальноэкономические интересы студента как гражданина и личности;

- совершенствование методов преподавания экономических курсов, в рамках которых должно происходить экономическое воспитание. Нами сделана попытка сформулировать основные экономические

компетенции (согласно предложенной классификации) студента СПО и ВПО и отразить взаимосвязь этих компетенций со сферой личных социально-экономических интересов студента как гражданина и личности (см. рис. 2). Общие экономические компетенции мы разбили на два перечня: первый содержит известные общекультурные компетенции с высокой долей экономической компоненты, второй перечень - самостоятельные экономические компетенции, которые было бы целесообразно включить в состав общекультурных.

в составе общекультурных:

- владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

- способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории;

- способен анализировать социальнозначимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;

- умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

- способен находить организационноуправленческие решения и готов нести за них ответственность

їх со

самостоятельными:

- способен понимать и оценивать экономическую ситуацию в стране, регионе с учетом инфляции, динамики курса валют, котировок важнейших акций;

- знает основные экономические институты и принципы их деятельности;

- умеет находить и использовать необходимые документы, касающиеся труда и заработной платы, налоговых обязательств, страхования;

- способен оценить эффективность кредита, инвестиций, экономических решений при различных условиях реализации, инвестирования и финансирования;

- знает основы организации личного бизнеса.

Сфера личных социально-экономических интересов студента как гражданина и

личности

Бизнес

Налогообложение

Рынок труда

V

V

Индиви- Работ-

дуаль- ник,

ный рабо-

пред- тода-

прини- тель

матель,

акционер

Страхование

Финансовая

сфера

Налого-плательщик подоходного, имущественно-го, транс-транспортного

Заемщик, в т.ч. по ипотечным кредитам, вкладчик, распорядитель личного (семейного) бюджета

Профессиональная

деятельность

Инвестиции

Страхователь имущества, жизни, ответственности (в частности владельцев автотранспорт-ных средств) и др.

V

V

Лицо, принимающее решение по вопросам определения эффективности, оптимизации, рационализации и пр.

Инвестор

Рис. 2. Взаимосвязь общих экономических компетенций и сферы личных социально-экономических интересов студентов

Способствуя формированию основных экономических компетенций студента с учетом его личных социально-экономических интересов, курс «Основы экономики», на наш взгляд, должен включать обязательные вопросы: 1. Семейное бюджетирование; 2. Накопления и сбережения населения; 3. Финансовые инструменты инвестирования; 4. Поведение потребителя в рыночной экономике; 5. Труд и заработная плата; 6. Страхование и налогообложение; 7. Основы предпринимательской деятельности; 8. Трансфертная политика государства.

Формирование основных экономических компетенций у студента служит залогом его конкурентоспособности на рынке труда и основой принятия грамотных экономических решений в повседневной жизни каждого человека. Вовлечение студентов в активную форму обучения возможно только при достаточном уровне мотивации, которую обеспечит грамотно составленная программа курса, учитывающая все нюансы, начиная от слабой экономической подготовленности студентов, заканчивая личностными качествами, препятствующими эффективному обучению и овладению основными экономическими компетенциями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки [Электронный ресурс]. URL:http://www.edu.ru/db/portal/spe/3v/220207m.htm

2. Борисова И.И., Ливанова Е.Ю. Формирование социальноповеденческих компетенций студентов. Н. Новгород, 2011.

3. Письмо Минобрнауки РФ от 29.05.2007 № 03-1180 «О рекомендациях по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным Базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» [Электронный ресурс]. URL:http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/so-normy/m1o.htm

4. Баранников К.А. Формирование экономической и бизнес компетенций учащихся учреждений среднего профессионального образования и их влияние на экономическую безопасность личности: авто-реф. дис. ...канд. пед. наук. М., 2009. 23 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.