Научная статья на тему 'Проблема «Электронной совести» в современном политическом пространстве'

Проблема «Электронной совести» в современном политическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
278
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«ЭЛЕКТРОННАЯ СОВЕСТЬ» / ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ «ГОСУСЛУГИ» / РЕПУТАЦИЯ / «ИДЕАЛЬНАЯ ДЕМОКРАТИЯ»

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Дубровская С.В.

В статье дается характеристика понятия «электронная совесть». Рассматриваются примеры электронного взаимодействия населения и государственных структур. Приводится пример использования репутации как ключевого инструмента оценки общечеловеческих и профессиональных качеств индивида и организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Дубровская С.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема «Электронной совести» в современном политическом пространстве»

1. Накопленный в Москве опыт развития семейных форм жизнеустройства детей-сирот может быть успешно использован в других российских регионах. Рассматриваемая модель характеризуется высокой эффективностью ее реализации.

2. Московская практика модели ориентирована на особое внимание роли биологической семьи в воспитании детей-сирот. Главным приоритетом московских властей и социальных служб является сохранение связей детей с кровной семьей. Это позволяет одновременно решить две проблемы - оказывать детям помощь, которую они получают в семье, и помогать быстро решать ее трудные жизненные ситуации.

3. Реализация модели обеспечивается на основе таких ключевых мероприятий, как проведение индивидуальной профилактической работы с семьями, находящимися в социально опасном положении; преобразование детских домов, школ-интернатов, реабилитационных центров, домов ребенка в центры содействия семейному воспитанию; появление новых форм работы с детьми-сиротами и их родителями, в частности, изменение подхода к подбору замещающих семей - вместо существующего преимущественно заявительного на активно-поисковый.

4. Без развития системы стимулирования, и не только материального, повышения социального статуса усыновителей, опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей невозможно решать проблемы рассматриваемой категории москвичей. Не будут решаться и задачи преодоления социального сиротства и развития семейных форм устройства детей-сирот, если не вовлечены в работу с ними организации, благотворительные фонды, НКО и бизнес-структуры и др.

Примечания

1 См.: Собянин С. С. В Москве число детей-сирот увеличилось вполовину. URL: http://www.mos.ru (дата обращения: 17.11.2015).

2 См.: Модель профилактики социального сиротства и развития семейного устройства детей. URL: http://www. dszn.mos.ru (дата обращения: 17.11.2015).

3 О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы : указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

4 О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : указ Президента РФ от 28 декабря 2012 г. № 1688. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

5 О социальном обслуживании населения города Москвы : закон г. Москвы от 9 июля 2008 г. № 34. URL: http://www.spravka@.duma.mos.ru (дата обращения: 17.11.2015).

6 Об организации опеки, попечительства и патроната в городе Москве : закон г. Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12. URL: http://www.spravka@.duma.mos.ru (дата обращения: 09.04.2015).

7 О наделении органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Москве отдельными полномочиям в сфере опеки и попечительства : закон г. Москвы от 26 декабря 2007 г. № 51. URL: http://www.spravka@.duma.mos.ru (дата обращения: 01.05.2015).

8 О социальной поддержке семей с детьми в городе Москве : закон г. Москвы от 23 ноября 2005 г. № 60. URL: http://www.spravka@.duma.mos.ru (дата обращения: 16.03.2015).

9 См.: Дзугаева А. З. Счастливое детство должно быть у каждого // Моск. правда. 2015. 16 нояб.

10 Собянин С. С. Указ соч.

УДК 32.019.52

ПРОБЛЕМА «ЭЛЕКТРОННОЙ СОВЕСТИ» В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

с. В. дубровская

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: dubrik80@mail.ru

В статье дается характеристика понятия «электронная совесть». Рассматриваются примеры электронного взаимодействия населения и государственных структур. Приводится пример использования репутации как ключевого инструмента оценки общечеловеческих и профессиональных качеств индивида и организации.

Ключевые слова: «электронная совесть», интернет-портал «Госуслуги», репутация, «идеальная демократия».

A Problem of «Electronic Conscience» is in Modern Political space

s. V. Dubrovskaya

Description of concept «electronic conscience» is given in the article. The examples of electronic cooperation of population and state structures are examined. An example of the use of reputation is made,

© Дубровская С. В., 2016

as a key instrument of estimation of common to all mankind and professional qualities of individual and organization. Key words: «electronic conscience», Internet portal of State service, reputation, «ideal democracy».

DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-1 -88-92

В настоящее время в научной литературе сложилась определенная совокупность точек зрения о внутреннем порядке, структуре и сущности цивилизации. Поиск оптимальных и действенных ответов на вызовы XXI в. пытаются найти как российские, так и зарубежные исследователи. В качестве главных направлений выделяют материальную деятельность людей, социальную организацию и духовные начала. Как известно, степень развития каждого из этих элементов определяет общий уровень развития цивилизации.

Наиболее значимым является возникший и с каждым днем все более увеличивающийся перевес темпов развития материальной деятельности людей над уровнем их духовного развития.

Общеизвестно, еще со времен первобытнообщинного строя в обществе людей сформировалась субъективная система оценок, отношений, мнений, а также ожиданий, свойственная каждому индивиду. Это так называемая репутация или реноме. Уже изначально эта система была одной из первых и основополагающих нематериальных ценностей зарождающегося общества. Развиваясь и совершенствуясь вместе с цивилизацией, она не только дает предварительное представление о человеке, но и оказывает стимулирующее воздействие на его морально-нравственный уровень. Также репутация служит своеобразным социальным контролем, мотивируя индивида соответствовать актуальной системе культурных ценностей общества. Само понятие «репутация», или «деловая репутация», все чаще встречается в современном обществе среди крупных и мелких предприятий и организаций. Она становится частью не только культурного развития организации, но и его качественного уровня развития в других сферах деятельности человека.

Стоит отметить, что сам термин «репутация» (от лат. reputatio - счет, счисление) в словаре иностранных слов толкуется как создавшееся общее мнение о достоинствах или недостатках кого-либо, общественная оценка. В толковом словаре В. И. Даля данное понятие трактуется как «слава человека, добрая и дурная, как и чем кто слывет, общее мнение о ком то», в словаре же С. И. Ожегова «репутация» - это приобретаемая кем-нибудь общественная оценка, общее мнение о качествах, достоинствах и недостатках кого-нибудь; «деловой» - «относящийся к общественной, служебной деятельности, к работе»1.

По нашему мнению, интересно проанализировать процесс реализации деловой репутации с точки зрения демократизации общества.

Общепризнано, что идеальным примером демократического типа государственного устройства является «афинская демократия». На практике афинский тип демократии не может быть реализован даже на уровне муниципальной власти. Причина кроется не столько в возросшей численности населения, сколько в специфике решаемых вопросов, требующих специальных, профессиональных знаний и умений, дефицит которых сегодня испытывает не только Россия, но и многие страны мира.

В XXI в. существующая форма так называемой представительной демократии не способна решать возникающие вопросы управления именно по причине своего непрофессионализма. Ошибки и упущения институтов представительной демократии вызывают раздражение и протест в обществе. Гражданин перестает чувствовать себя творцом и субъектом политики и права. Растут непонимание и напряженность во взаимоотношениях народа и ветвей власти. А, как известно, дефекты уважения и доверия образуют недуги правосознания и разлагают правопорядок, власть и государство. Кроме того, современные политические системы повсеместно порождают коррупцию, которая является одной из самых острых проблем планетарного масштаба. Подобное положение не может не вызывать озабоченности у политически активной части граждан.

Многие теоретики и политические практики многократно рассуждают на тему построения «идеальной демократии»2. Существующие теории и модели демократии едины в том, что стремятся найти компромисс между управленческими и властными функциями государства и политическим участием граждан в управлении. Сегодня существуют все необходимые технические возможности для построения идеальной демократии на новом витке развития цивилизации, обусловленном глобализацией мира и достижениями научно-технического прогресса. Бурное развитие информационных и коммуникационных технологий глубоко проникает во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе и в сферу общественно-государственного управления. В современной России принято множество законодательных актов, направленных на развитие «электронной демократии». Создана целая сеть Многофункциональных центров (МФЦ), выделяются огромные бюджетные средства на организацию системы Универсальных Электронных Карт (УЭК). Существует немалое число интернет-порталов, например проект «Открытое Правительство», направленных на развитие интерактивного взаимодействия гражданина и государства. Некоторые порталы активно и конструктивно используют взаимодействие с пользователями и динамично развиваются (например «Единый портал государственных и муниципальных услуг»), другие имеют чисто формаль-

ную цель, существуют только в интернет-пространстве и мало взаимодействуют с реальными гражданами («Ваш контроль»; «Российская общественная инициатива», «Открытые данные Российской Федерации», «Оценка регулирующего воздействия», «Портал открытых данных», «Правительство России», «Портал государственных программ РФ», «Федеральный портал проектов нормативных правовых актов» и др.). Но несмотря на такое активное продвижение по пути развития «электронной демократии», результат взаимодействия власти и граждан крайне низок. Такая ситуация обусловлена не только человеческим фактором, но и отсутствием научной и методической базы «электронной демократии» в РФ. Сама идея развития открытости системы государственного управления, неоднократно обсуждаемая и поставленная на особый контроль президента, все же не так просто реализуема в масштабах нашей страны. Однако нельзя сказать, что продвижения совсем нет. Весьма обнадеживающие результаты получены в плане доступности и качества государственных услуг. Сегодня все более усовершенствуется и упрощается процедура оформления ряда юридических документов, выдачи паспортов, справок, оформления собственности и налогов. Но, к большому сожалению, о вовлечении граждан в обсуждение, принятие и контроль исполнения государственных решений пока не приходится говорить. Для этого необходимы эффективные инструменты, одним из которых могла бы стать так называемая «электронная совесть».

Само понятие «совесть» достаточно дискуссионным в науке было вчера, является сегодня и, скорее всего, будет обсуждаемо завтра. Многие мыслители, такие как И. Кант, Л. И. Петражиц-кий, Г. Дж. Берман, И. А. Ильин, В. В. Сорокин, рассуждали о сути понятия «совесть» с позиций нравственности, морали, этики, воспитания, веры и религии. Наиболее емкое понятие приводит И. А. Ильин - русское слово «совесть», не имеющее прямых аналогов в иностранных языках, в словарях разных лет определяется как разумение, понимание, знание, внутреннее чувство, глас Бога в душе человека. Российский исследователь В. В. Сорокин также делает акцент на том, что «совесть» - это внутренний свидетель и «судья первой инстанции» для наших поступков, который проверяет все наши действия и бездействия нравственным Абсолютом Божественного происхождения3. По нашему же мнению, сегодня, когда большая часть всех процессов лежит в области интернет-пространства, назрела необходимость использования новых технических возможностей во благо общества и государства. Одним из таких инструментов и может стать «электронная совесть». Именно она интегрирует сложившиеся морально-нравственные принципы в информационное поле повседневной жизни общества. Это послужит

качественным преобразованием существующего тысячелетия механизма культурно-исторического развития цивилизации. «Электронная совесть» предполагает, что в ее основе лежит «репутация» человека или организации. Стоит также отметить, что представление репутации в электронном виде делает взаимодействие индивидов в обществе более предсказуемым, безопасным и стабильным.

Некоторые элементы этой системы уже давно и успешно функционируют в сфере электронной интернет-коммерции. Но и здесь присутствуют бессистемность, разрозненность, условность идентификации, которые ограничивают безопасность и эффективность этих локальных элементов. По нашему мнению, «электронная совесть» может стать одним из инструментов современной демократии, базируясь на следующих элементах.

Базовым элементом «электронной совести» должна стать репутация, в основе которой лежит система отзывов и оценок, благодаря которым достигается высочайшая степень ее достоверности. Стоит также отметить тот факт, что репутация предполагается двух видов: общечеловеческая и профессиональная. Первая формируется на протяжении всей жизни в результате общения с другими индивидами. Общечеловеческая репутация может быть только одна и оцениваться по многим критериям, принятым в обществе для оценки морально-этического уровня индивида. Оценки и отзывы, формирующие общечеловеческую репутацию индивида, могут быть сформированы любым желающим. Профессиональная репутация заявлена индивидом в любой момент жизни и формируется в результате деловой активности по своей профессиональной деятельности. Критерии для ее оценки устанавливаются в зависимости от специфики заявленной профессии. Оценки и отзывы, формирующие профессиональную репутацию индивида, могут быть сформированы только по факту делового взаимодействия в данной сфере. Также выставленные оценки не могут быть изменены. Отзыв может быть дополнен в текстовом режиме. Регистрация в системе происходит исключительно через идентификацию личности. Таким образом, репутация у индивида закреплена на всю жизнь. Сама регистрация в электронной системе сугубо добровольная, на основе свободного выбора индивида. Повторная регистрация в системе исключена.

Нюансом, касающимся организации, является наличие корреляции между «электронной совестью» организации и профессиональной репутацией владельца. Также внутри организации применяются профессиональные репутации наемных работников в зависимости от исполняемых ими обязанностей.

Сама система может быть основана на распределенной базе данных Блокчейн (англ. Blockchain, block - блок, chain - цепочка), кото-

90

Научный отдел

рая не подвержена коррупции и фальсификации. Однажды попавшая туда информация не может быть удалена или изменена. Вариант использования Блокчейн неоднократно обсуждался. Этот вариант перспективен, но с точки зрения применения для демократизации государства не очень интересен. По нашему мнению, использование уже существующего интернет-ресурса портала «Электронное правительство (Госуслуги)» и «Единой системы идентификации и аутентификации» (ЕСИА) является более целесообразным. Это обусловлено двумя причинами:

- во-первых, важно, что для организации отдельного ресурса системы «Электронная совесть» необходимо немалое количество бюджетных средств, техническая база, обслуживающий персонал, команда разработчиков, а в данных порталах этот ресурс уже есть;

- во-вторых, не будет дублирования на отдельном ресурсе ряда функций, уже имеющихся на портале «Госуслуги».

Не менее важным является и тот факт, что сегодня развитие портала «Госуслуги» идет быстрыми темпами, что подтверждается появлением в бета-версии портала вариантов обслуживания для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иностранных граждан. Таким образом, охвачены все категории граждан государства. Это также является одним из эффективных условий внедрения системы «Электронная совесть».

По нашему мнению, не сложно предположить дальнейшее развитие портала «Госуслуги». Логично, если следующим шагом будет введение электронного документооборота при предоставлении государственных услуг. Например, если граждане желают провести сделку, требующую государственной регистрации, им нет необходимости собирать все справки и другую документацию, отстаивать в очередях в нескольких ведомствах, тратить время на бюрократические проволочки. В этом и подобных случаях достаточно будет зарегистрировать сделку через мобильное приложение на портале «Госуслуги», подписав документ электронно-цифровой подписью на съемном носителе или карте УЭК. У такой сделки много преимуществ:

- исключается коррупционная составляющая;

- соблюдается юридическая чистота сделки;

- сделка происходит одномоментно с ее государственной регистрацией;

- у граждан нет необходимости отвлекаться от своей повседневной жизни на бюрократические процедуры;

- высвобождается часть персонала госучреждений, занятая обслуживанием и приемом граждан.

Так, граждане смогут с помощью мобильного приложения портала «Госуслуги» проводить любую сделку, даже не требующую государственной регистрации. При этом подобное дове-

рие и, соответственно, желание может быть вызвано несколькими причинами: во-первых, это возможность использовать систему «Электронная совесть», которая обеспечивает высокую степень доверия между контрагентами; во-вторых, фиксация самого факта сделки государством, что делает его доказанным при наступлении любых правовых последствий; в-третьих, по факту совершения сделки контрагенты могут в любое время оценить друг друга и написать текстовый комментарий.

Таким образом, формируется рейтинг деловой активности и благонадежности граждан. Сами оценки и отзывы формируют начальную репутацию индивида и обеспечивают интеграцию системы «Электронная совесть» в повседневную жизнь общества и государства. Это дает основу для более глубокого проникновения системы во все сферы жизни человека. Мотивация, основанная на выгоде, удобстве и безопасности, дает возможность повсеместного внедрения глобальной информационной системы «Электронная совесть». В том числе это может быть применимо к управлению государством, также становится возможным непосредственное влияние волеизъявления гражданина на политику государства. А это, в свою очередь, обеспечивает реальную легитимность решений властных структур, снижает уровень социальной напряженности в обществе и благоприятно сказывается на духовном комфорте граждан.

В качестве примера можно привести ныне существующие системы рейтинга в государственной сфере. Так, в проекте «Открытое правительство» существует портал «Ваш контроль», созданный в 2012 г. с целью сделать получение государственных услуг удобным и эффективным, приблизить их к нуждам и запросам граждан. Но он исключает возможность эффективной работы этой системы, поскольку никак не связан с реально работающим порталом «Госуслуги», а информация имеет чисто формальный характер. Структура подразделений госаппарата представлена только главными федеральными и региональными ведомствами. Никакие структурные подразделения и их сотрудники недоступны для оценки или отзыва о работе, хотя эта возможность конкретно указана в описании ресурса. Кроме того, отсутствует элементарная система идентификации как госслужащих, так и пользователей портала «Ваш контроль». Система оценок и отзывов только тогда станет работать эффективно и приносить пользу человеку и обществу, когда она будет интегрирована во все сферы жизнедеятельности. Также вполне могут оцениваться и услуги ЖКХ, все представители структурных подразделений любого уровня и ветви власти, СМИ и т. д. Это обеспечит возможность реальной политической, экономической и финансовой прозрачности государства и граждан.

Немаловажно и то, что система «Электронная совесть» предоставит возможность нанимать представителей для осуществления властных полномочий, основываясь не на манипуляциях сознанием, а на сформированном временем профессиональном рейтинге претендентов. Такое положение вещей обеспечит возможность управления государством талантливыми профессионалами, а не случайными людьми. Стоит отметить, что именно интерактивное взаимодействие гражданина и ветвей власти не только делает функционирование государства более эффективным, но и позволяет гражданину чувствовать себя творцом и субъектом права, что, в свою очередь, позволяет преодолевать дефекты правосознания и укрепляет государство.

Таким образом, дисбаланс темпов развития научно технического прогресса и морально-нравственного уровня человечества неминуемо приводит к отрицательным последствиям. Система «Электронная совесть» - это наиболее простой, естественный и эффективный инструмент, способный закрепить и повысить морально-нравственный, культурный уровень человека

и общества, причем именно средствами научно-

технического прогресса.

Примечания

1 См.: Даль В. И. Толковый словарь русского языка. Современное написание. М., 2014. С. 168 ; Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. Около 100000 слов, терминов и фразеологических выражений. М., 2015. С. 265.

2 См.: Семенова В. Г. Некоторые аспекты взаимодействия законодательной и исполнительной властей в регионе (на примере Саратовской области) // Взаимодействие институтов власти и общества в сфере защиты прав человека : материалы VIII междунар. науч.-практ. конф. аспирантов, преподавателей, практических работников. Саратов, 2015. С. 174-178.

3 См.: Ильин И. А. Теория права и государства / под ред. В. А. Томсинова. М., 2008. С. 78 ; Сорокин В. В. Понятие совести в правовом измерении // Электронная юридическая библиотека «ЮристЛиб» : [сайт]. URL: http://www.juristlib.ru/book_6707.html (дата обращения: 24.01.2016).

СЛОВО МОЛОДЫМ ПОЛИТОЛОГАМ

УДК 329.17(470)

ОСОБЕННОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ДИСКУРСА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «ЕДИНАЯ РОССИЯ»

В. а. Калинин

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского E-mail: slaffka.kalinin@yandex.ru

В данной статье изучается использование элементов русского национализма в дискурсе Всероссийской политической партии «Единая Россия». Анализируются причины «поворота» партии в сторону национальной тематики, основные особенности ее реализации в партийной деятельности, идеологическое содержание партийного дискурса, а также возможные последствия актуализации национального вопроса.

Ключевые слова: национализм, консерватизм, дискурс, партия, идеология.

Features of National Discourse in the Activity of the Political Party «united Russia»

V. A. Kalinin

This article explores the use of elements of Russian nationalism in the discourse of the Russian political party «United Russia». Analyzes the reasons for «rotation» of the party in the direction of the national subjects, the main features of its implementation in the activities of the party, the ideological content of the party's discourse, as well

as the possible consequences of the mainstreaming of the national problem in the country».

Key words: nationalism, conservatism, discourse, party, ideology. DOI: 10.18500/1818-9601-2016-16-1 -92-97

В современной России национальная проблематика стала частью официального политического дискурса, а также большинства политических партий. Истоки актуализации современного русского национализма можно найти и в кризисе идентичности, и в вакууме идеологии после развала СССР1, равно как и в результате обострения проблемы нелегальной миграции.

Поскольку в Российской Конституции закреплена внеидеологичность власти, на передний план выходит дискурсивное содержание политики. В условиях, когда значительная часть населения недостаточно осведомлена о содержании программ политических структур, риторика партий приобретает особое значение. Потому необходим сравнительный анализ программ, дискурса и деятельности партий. Помимо этого, важно выявить

© Калинин В. А., 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.