Научная статья на тему 'Проблема добра и зла в философии Фридриха Ницше'

Проблема добра и зла в философии Фридриха Ницше Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
16062
1349
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРАЛЬ / MORALITY / ДОБРО / GOOD / ЗЛО / EVIL / RESSENTIMENT / "МОРАЛЬ РАБОВ" / MASTER AND SLAVE MORALITY / "МОРАЛЬ ГОСПОД"

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кудачкин Д.А.

В статье затрагивается проблема сущности представлений Фридриха Ницше о морали. На основе анализа работ Ф. Ницше дается подробная характеристика ressentiment, «морали господ» и «морали рабов» как основным категориям его философского учения. Рассматривается влияние идей Ф. Ницше на развитие философской и социально-политической мысли XX века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF GOOD AND EVIL IN THE PHILOSOPHY OF FRIEDRICH NIETZSCHE

The article deals with the essence of Nietzsche's ideas about morality. The author gives a detailed description of ressentiment, Master and Slave morality as the main categories of Nietzsche's philosophy. The author also examines the influence of Nietzsche's ideas on the development of philosophical, social and political thought in the 20th century.

Текст научной работы на тему «Проблема добра и зла в философии Фридриха Ницше»

УДК 141

Д.А. Кудачкин

студент, психолого-педагогический факультет, ФГАОУ ВО «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», Арзамасский филиал

ПРОБЛЕМА ДОБРА И ЗЛА В ФИЛОСОФИИ ФРИДРИХА НИЦШЕ

Аннотация. В статье затрагивается проблема сущности представлений Фридриха Ницше о морали. На основе анализа работ Ф. Ницше дается подробная характеристика ressentiment, «морали господ» и «морали рабов» как основным категориям его философского учения. Рассматривается влияние идей Ф. Ницше на развитие философской и социально-политической мысли XX века.

Ключевые слова: мораль, добро, зло, ressentiment, «мораль рабов», «мораль господ».

D.A. Kudachkin, Lobachevsky State University of Nizhny Novgorod, Arzamas Branch

THE PROBLEM OF GOOD AND EVIL IN THE PHILOSOPHY OF FRIEDRICH NIETZSCHE

Abstract. The article deals with the essence of Nietzsche's ideas about morality. The author gives a detailed description of ressentiment, Master and Slave morality as the main categories of Nietzsche's philosophy. The author also examines the influence of Nietzsche's ideas on the development of philosophical, social and political thought in the 20th century.

Keywords: morality, good, evil, ressentiment, Master and Slave morality.

Фридрих Ницше - немецкий философ, один из «столпов» «философии жизни». В наше время творчество Ницше несравнимо более популярно, чем работы других представителей иррационализма середины XIX - начала XX в. (А. Шопенгауэра, А. Бергсона). В чем же заключается актуальность идей Ницше, их привлекательность и значимость для современного человека?

Работы Ницше посвящены идеям Вечного возвращения, воли к власти и в особенности - идее сверхчеловека. Наиболее полно последняя раскрывается в романе Ницше «Так говорил Заратустра. Книга для всех и ни для кого». В ней он вносит само понятие, образ сверхчеловека, раскрывающееся как идеал; как индивидуальность, в которой жажда жизни и творчества достигают наивысшего развития.

Как известно, исторический Заратустра (Зороастр) полагал, что в мире непрерывно происходит борьба между космическими силами - добром и злом. В выборе между ними он призывал принять сторону добра. Но роман посвящен не личности основателя зороастризма. «Так говорил Заратустра» - это, как отмечают некоторые авторы [1, c. 176], «история души» Ницше. А потому «ницшевский» Заратустра отвергает Абсолют добра и зла. Он «провозглашает относительность всех ценностей и моральных оценок, на разный манер повторяя, что каждый народ прежде был привержен различным системам ценностей, выработанным им в соответствии с местными условиями его существования. Он говорит, что имеется тысяча целей. И, следовательно, человечество, как таковое, не имеет единственной цели или всеобщей морали» [2].

Таким образом, идея сверхчеловека в философии Ницше тесно взаимосвязана с его представлениями о морали. Собственные представления о добре и зле, об их происхождении и сущности он излагает в более поздних работах - «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии будущего» и «К генеалогии морали».

А.В. Прокофьев [3] пишет: «главная роль идей Ницше для моральной философии -провоцирующая, так как они - это вызов этике и нравственному сознанию». Для того, чтобы в полной мере понять сущность этого вызова, нужно знать о специфике времени, в которое жил немецкий философ. Ницше определял свое время как переломное в мировой истории. Конец 19-го века по Ницше - это «трухлявая, сомневающаяся в себе современность» [4, c. 40],

которая не только таит в себе большую опасность, но и открывает для человека невиданные прежде перспективы. Поэтому Ницше чувствует себя открывателем неочевидного, призывает усомниться в привычном и раскрыть истинную сущность человека.

В философских исследованиях Ницше придерживается собственной нравственной установки. Так, согласно Ницше, философ должен обладать двумя необходимыми нравственными качествами: честностью перед самим собой и «злой» совестью. Философ все вокруг себя должен ставить под сомнение, «срывать маски с освещенных временем идеалов и оценок» [5, с. 164]. Им ничто не должно приниматься на веру. Философ, согласно Ницше, не должен страшиться новой картины мира, которая откроется ему; он должен быть готов мужественно отвергнуть любые авторитеты, сам будучи непонятым или отвергнутым оскорбленными обывателями.

Своеобразие времени, в которое жил Ницше, и следование нравственной установке легли в самую основу философии Ницше, в полной мере отразившись в его представлениях о морали.

В сочинении «По ту сторону добра и зла» Ницше осуждает мораль европейского общества («Мораль в Европе есть нынче мораль стадных животных» [6, с. 54]). В ней, как считает он, нет ни истинных благородства, ни любви к ближнему. Под всем этим немецкий философ замечает лишь страх и трусость. Прежде всего, это страх перед наказанием. Мораль вынуждает человека действовать «из-под палки», останавливая деятельность человеческого рассудка, тем самым тормозя и общечеловеческое развитие. («Не направлено ли все наше воспитание к тому, чтобы заставлять нас патетически чувствовать и скрываться во мрак именно тогда, когда рассудок должен был бы смотреть насколько возможно ясно и холодно, именно -во всех высших и важнейших обстоятельствах жизни?» [7]). Ницше отмечает, что применимость моральных ценностей к человеку - безрассудство или пустая игра, т.к. для того, чтобы мораль, общечеловеческое правило, была полезна, человечество должно иметь и общечеловеческую цель. Но цели такой нет, считает немецкий философ.

Вместо морали Ницше выдвигает иное универсальное мерило - волю к власти, т.к. властолюбие, которое осуждается моралью, в наибольшей степени способствует сохранению человеческой жизни и человеческого рода; т.к. в ней и заключена жизнь. «Волю к власти» Ницше можно сопоставить с «либидо» - термином, введенным австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом, работы которого также имели влияние на философию иррационализма. Либидо, как известно, - это сексуальное желание или половой инстинкт. Ницше и Фрейд пытались найти общий детерминант человеческого поведения, пусть и представляли они его себе по-разному.

В «К генеалогии морали», которая выступает своего рода комментарием к «По ту сторону добра и зла», Ницше пишет о существовании в человеческой жизни и истории двух типов морали: «морали рабов» и «морали господ». Притом разделение на «мораль господ» и «мораль рабов» нельзя назвать в полной мере историческим, хоть в работе он и указывает на историческую смену двух этих типов морали в результате «восстания рабов». Сам Ницше пишет, что «во всех высших и смешанных культурах мы видим ... попытки согласовать обе морали, ещё чаще видим, что они переплетаются одна с другою, взаимно не понимая друг друга, иногда же упорно существуют бок о бок - даже в одном и том же человеке, в одной душе» [4, с. 81]. Поэтому разделение двух типов морали, по Ницше, носит, главным образом, типологический смысл.

«Мораль господ», которую Ницше называет «преимущественной моралью», изначальна и самодостаточна. Она «естественна», исходит из рыцарски-аристократических ценностей. Это мощное тело, «бьющее через край» здоровье, и все, что способствует их становлению и сохранности - война, охота, танец; все то, в чем заключены деятельность и жизнь. «Мораль

рабов», напротив, вторична. Она не происходит сама из себя, она - это ответ слабых и беспомощных на «мораль господ».

Для того, чтобы охарактеризовать «мораль рабов» Ницше вводит ключевую категорию своей нравственной философии - ressentiment (фр. «мстительность»). Основа ressentiment -стремление к силе и власти у слабых, ущемленных, униженных. Возникновение ressentiment обусловлено социальными факторами; социальным неравенством (стремление соответствовать успехам других, желание жить в обществе, основанном на идеях братства, единства и всеобщей справедливости, когда все это не соотносится с реальной ситуацией, действительным положением человека в обществе). При ressentiment происходит «поворот оценивающего взгляда», так это называет Ницше, не вовнутрь, а вовне. За этим следует оценка окружающего мира. Она всегда сопровождается отрицательными эмоциональными реакциями. Мир вокруг принимается как враждебный. Человек ressentiment чувствует зависть, собственную слабость, неполноценность, ревность по отношению к отдельным составляющим этого мира.

Таким образом, подтверждается вторичность «морали рабов» по отношению к «морали господ», т.к. первой для возникновения необходим сигнал извне, внешний раздражитель из окружающего мира, а вторая имеет свойство самоутверждения, она «ищет своей противоположности лишь для того, чтобы с большей благодарностью, большим ликованием утверждать самое себя» [4, с. 11].

C понятием ressentiment Ницше связывает «восстание рабов в морали», основной феномен его нравственной философии, который уже назывался выше. «Восстание рабов в морали начинается с того, что ressentiment сам становится творческим и порождает ценности» [4, с. 12], - пишет он. Ницше говорит, что если «господа» сильны и великодушны, то «рабы» несравнимо более хитры и изворотливы. «Рабы», используя философию и религию, устанавливают свои представления о морали в качестве всеобщих.

Ницше замечает, что в основе «морали господ» и «морали рабов» существует еще одно неразрешимое противоречие, заключающееся в разности исходных понятий. Так, согласно Ницше, основным в моральной системе «господ» является понятие «хорошее». В качестве аргумента он выдвигает прежде всего этимологию слов, обозначающих знать. Ницше не исследовал этот феномен в русском языке, но и в нашем языке он легко прослеживается. Очевидно, что слово «благородный», т.е. происходящий из знатной семьи, происходит от слова «благо», которое синонимично хорошему, полезному. В то время как все плохое в морали господ - вторично. «Плохое» благородных - это «отголосок, дополнительный цвет» [4, с. 13].

В «морали рабов» немецкий философ видит иное начало. В ее основе, полагает Ницше, лежат прежде всего представления о зле, проистекающие как раз-таки из ressentiment. В качестве зла у «рабов» выступают представления «господ» о хорошем. А добром становится все, что помогает «рабам» выжить в мире. Это смирение, сострадание и помощь ближнему.

Добро «рабов» наиболее полно отражено в христианской религии, в связи с чем Ницше критикует ее («Жизнь кончается там, где начинается «Царство Божие» [8, с. 29]). Ницше отвергает идеи христианства, т.к. считает, что оно узаконивает слабость и поддерживает в человеке недееспособность.

Поэтому один из наиболее известных тезисов Ницше - «Бог умер» - был во многом обращен к христианской религии. Суть высказывания немецкого философа лежит не в смерти бога-личности, в существование которого Ницше не верил. В тезисе заключена мысль о нравственном кризисе, охватившем все человечество. Бог выступал как некий гарант человеческого существования, как опора моральных ценностей, прежде всего, как опора ценностей христианства. Но из-за фиктивной природы этой морали человечество оказалось в тьме, хаосе и пустоте. Единственный выход, как считает Ницше, - отказаться от прежних моральных ценностей и узреть в устройстве человеческого общества механизмы более

глубокие (а именно - волю к власти), чем те, в которых заключается мораль. Именно это высказывание Ницше можно считать идейным стержнем всего его позднего творчества, к которому относятся «Так говорил Заратустра», «По ту сторону добра и зла», «К генеалогии морали», «Сумерки идолов, или как философствуют молотом», которые были перечислены выше, а также «Антихрист» и «Воля к власти». В XX веке ницшеанское «Бог умер» проникло в самую сущность постмодернистской философии [9, с. 987-988].

Говоря о нравственном учении Ницше, нельзя не вспомнить и о ложном толковании его трудов некоторыми советскими исследователями [10], а также фашистскими общественными деятелями. Общеизвестно, что, например, Гитлер декламировал некоторые строки из работ немецкого философа во время своих выступлений. Но хоть в философии Ницше и есть дифференциация людей и их ценностей, назвать его предтечей фашистской идеологии никак нельзя. Без сомнения, Ницше - противник христианской морали, провозглашающей не только ложные, как он считал, идеалы, но и всеобщее равенство. Ницше полагал, что нельзя ставить в один ряд, требовать соблюдения одинаковых правил от сильной, цельной, свободной личности и смиренного, послушного «христианского евнуха». Но в то же самое время необходимо помнить о том, что идеал Ницше, сверхчеловек - это результат культурно-духовного совершенствования личности. Его идеал - это «торжество человеческого духа», а не буйствующий произвол. В произведениях Ницше воспевается прежде всего «мыслитель, художник, благороднейший интеллектуал», раз за разом в них звучит мысль о культивировании страстей и эмоций сильного человека, которую нельзя отнести ни к христианской ограниченности, ни к фашистской вседозволенности [11, с. 582-590].

Таким образом, представления Ницше о добре и зле - действительно сложное и противоречивое образование. Они не исчерпываются одним лишь отрицанием христианской морали; они - это борьба с человеческой слабостью и покорностью. Представления Ницше о морали пронизаны жизнеутверждающей силой; в них, как и во всей философии Ницше, бурлит и вскипает сама жизнь.

Список литературы:

1. Холлингдейл Р. Дж. Фридрих Ницше. Трагедия неприкаянной души. М.: Центрполиграф, 2011. 400 с.

2. Данто А. Ницше как философ. М.: Идея-Пресс, 2001.

3. Прокофьев А.В. Иное совершенство, иная дисциплина (индивидуальный и социальный смысл морали сквозь призму философии Ф. Ницше) // Историко-философский ежегодник. Ин-т философии РАН. М.: Наука, 2005, С.153-175.

4. Ницше Ф. К генеалогии морали. СПб.: Азбука, 2011. 224 с.

5. Тофтул М.Г. Этика. М.: Академия, 2006. 414 с.

6. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. Спб.: Азбука-классика. 240 с.

7. Преображенский В.П. Фридрих Ницше, критика морали альтруизма. СПб.: ИРХГИ,

2001.

8. Ницше Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом. М.: Культурная революция, 2009. 408 с.

9. Можейко М.А. Постмодернизм. Энциклопедия. Мн.: Интерпрессервис; Книжный Дом, 2001. 1040 с.

10. Лукач Г. Ницше как предшественник фашистской эстетики // Литературный критик. №12. 1934. С. 27-53.

11. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М.: ВЛАДОС, 2003. 800 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.