Научная статья на тему 'Проблема деградации личности под влиянием городского пространства (социально-философский аспект)'

Проблема деградации личности под влиянием городского пространства (социально-философский аспект) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2001
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ГОРОД / ГОРОДСКОЕ ПРОСТРАНСТВО / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ДЕГРАДАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / МАССИФИКАЦИЯ / PERSON / PERSONALITY / TOWN / URBAN SPACE / SOCIALIZATION / DEGRADATION OF PERSONALITY / MASSIFICATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Балюшина Юлия Львовна

В работе рассматриваются факторы городской среды в аспекте их негативного влияния на развитие личности человека. С применением диалектического и системного методов автор показывает, что городское пространство, несмотря на массу предоставляемых им возможностей, оказывает губительное воздействие на личность человека. К числу основных факторов негативного влияния отнесены: специфика образовательного пространства, идеология потребительства, массификация, высокий уровень «информационного шума», темп городской жизни, специфика трудовой деятельности, избыток социальных ролей личности, внешний облик города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF THE PERSONALITY’S DEGRADATION UNDER URBAN SPACE INFLUENCE (SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT)

The paper considers factors of urban environment in the aspect of their negative influence on the personality’s development. With the use of the dialectical and system methods the author shows that urban space, despite all the opportunities it provides, has a disastrous impact on the personality. Among the main factors of the negative influence are: specificity of educational space, ideology of consumerism, massification, the high level of “information noise”, the pace of urban life, specificity of work activity, excess of social roles of the individual, appearance of the town.

Текст научной работы на тему «Проблема деградации личности под влиянием городского пространства (социально-философский аспект)»

Балюшина Юлия Львовна

ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИИ АСПЕКТ)

В работе рассматриваются факторы городской среды в аспекте их негативного влияния на развитие личности человека. С применением диалектического и системного методов автор показывает, что городское пространство, несмотря на массу предоставляемых им возможностей, оказывает губительное воздействие на личность человека. К числу основных факторов негативного влияния отнесены: специфика образовательного пространства, идеология потребительства, массификация, высокий уровень "информационного шума", темп городской жизни, специфика трудовой деятельности, избыток социальных ролей личности, внешний облик города. Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/3/2017/8/£Шт1

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 8(82) C. 40-43. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2017/8/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: hist@gramota.net

Список источников

1. Адо П. Что такое античная философия? М.: Гуманитарная литература, 1999. 318 с.

2. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения: в 4-х т. М.: Мысль, 1983. Т. 4. С. 54-293.

3. Арриан Флавий. Руководство Эпиктета / перевод с древнегреческого А. Я. Тыжова // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 2007. Вып. 6. С. 515-532.

4. Беликов А. П. Рим и эллинизм. Основные проблемы политических, экономических и культурных контактов [Электронный ресурс]: дисс. ... д.и.н. URL: https://eknigi.org/istorija/158704-rim-i-yellinizm-osnovnye-problemy-politicheskix.html (дата обращения: 31.05.2017).

5. Гегель Г. В. Ф. Лекции по истории философии: в 3-х книгах. СПб.: Наука, 1994. Книга вторая. 423 с.

6. Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: в 3-х т. М.: Мысль, 1974. Т. 1. Наука логики. 452 с.

7. Гераклит Эфесский. Фрагмент 91 (102 DK) // Фрагменты ранних греческих философов / издание подготовил А. В. Лебедев; отв. ред. И. Д. Рожанский. М.: Наука, 1989. С. 176-257.

8. Дарвин А. Л. Сфер Борисфенит и реформаторское движение в Спарте (историография вопроса) // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 2003. Вып. 2. С. 171-190.

9. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. М.: Мысль, 1986. 571 с.

10. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. М.: ACT, 2000. 960 с.

11. Печатнова Л. Г. Реформы спартанского царя Клеомена III // Мнемон: исследования и публикации по истории античного мира. СПб., 2012. Вып. 11. С. 65-100.

12. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. Полное издание в одном томе. М.: Альфа-книга, 2008. 1264 с.

13. Рассел Б. История западной философии и её связи с политическими и социальными условиями от античности до наших дней: в 3-х кн. Новосибирск, 2001. Книга первая. 992 с.

14. Чернышов Ю. Г. Блоссий из Кум, политический консультант // Полития. Политическое консультирование. М., 1999. № 2 (12). С. 214-223.

15. Шеллинг Ф. В. Й. Система трансцендентального идеализма // Шеллинг Ф. В. Й. Сочинения: в 2-х т. М.: Мысль, 1987. Т. 1. С. 227-489.

16. Шеллинг Ф. В. Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966. 487 с.

17. Эпикур. Главные мысли // Тит Лукреций Кар. О природе вещей. М.: Художественная литература, 1983. С. 319-324.

ARISTOTLE'S "NICOMACHEAN ETHICS" AS REPRESENTATION OF EPOCHS HISTORICAL CRISIS

Bazuleva Tat'yana Leont'evna, Ph. D. in Philosophy, Associate Professor Saint Petersburg University bazuleva@mail. ru

The paper argues that between the basic version of "Nicomachean Ethics" and its last tenth book there is a contradiction involving two inconsistent conceptions of "highest good". One of them describes the "state lifestyle" of citizens and another -the "meditative lifestyle" of wise men and philosophers. The identified contradiction is interpreted as a philosophical manifestation of real historical crisis originated in the period of transition from the classical epoch of isolated cities-states to the epoch of Alexander the Great's united empire.

Key words and phrases: Aristotle; Epicurus; ethics; "highest good"; Hellenism; stoicism; Ancient Greece history.

УДК 911.375:101.8 Философские науки

В работе рассматриваются факторы городской среды в аспекте их негативного влияния на развитие личности человека. С применением диалектического и системного методов автор показывает, что городское пространство, несмотря на массу предоставляемых им возможностей, оказывает губительное воздействие на личность человека. К числу основных факторов негативного влияния отнесены: специфика образовательного пространства, идеология потребительства, массификация, высокий уровень «информационного шума», темп городской жизни, специфика трудовой деятельности, избыток социальных ролей личности, внешний облик города.

Ключевые слова и фразы: человек; личность; город; городское пространство; социализация; деградация личности; массификация.

Балюшина Юлия Львовна, к. филос. н.

Череповецкий государственный университет julya13mouse@rambler.ru

ПРОБЛЕМА ДЕГРАДАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОД ВЛИЯНИЕМ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА (СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АСПЕКТ)

Публикация подготовлена при финансовой поддержке Отделения по гуманитарным

и общественным наукам РФФИ, проект № 15-33-01341.

В современном мире, характеризующемся высоким уровнем урбанизации, большинство людей живут в городах. Такова и российская действительность: более 75% населения нашей страны - горожане. Город

представляет собой особую реальность - многослойную, динамическую, открытую, пространственно выраженную систему, состоящую из множества элементов, определяющих способ организации бытия большого числа людей. При этом город также является одновременно и продуктом деятельности человека, и средой его обитания. Как среда обитания городское пространство есть комплекс материальных, экономических, социальных и духовных условий и факторов, управляющих человеческими желаниями и потребностями, детерминирующих поведение человека, векторы его развития и генезис его личности [3, с. 98]. Под личностью в социально-философской литературе традиционно понимается совокупность социальных качеств человека, характеристика его как субъекта социокультурной жизни; как носителя уникального индивидуального начала, раскрывающего свою сущность в социуме; как субъекта сознательной деятельности, обладающего свободой выбора и способностью нести ответственность за него.

Городское пространство предоставляет человеку массу возможностей для развития и самореализации (образование, трудовая сфера, досуг, вещные объекты, информационная среда и пр.), но при этом и таит в себе массу опасностей, чреватых деградацией или деструкцией различных личностных свойств или компонентов.

Целью данной работы является социально-философское исследование факторов городского пространства, способных спровоцировать деградацию личности горожанина. Под деградацией личности здесь понимается утрата человеком некоторых личностных свойств и способностей. Факторы, определяющие направление развития личности в городских условиях, представляется возможным подразделить на категории, вытекающие из определения городского пространства: материально-экономические, социальные и духовные. Необходимо отметить, что та или иная группа факторов характеризуется разной степенью выраженности в городах различных категорий. Но все факторы тесно взаимосвязаны друг с другом, они взаимодетерминируют друг друга, порождая синергетический эффект.

Человек становится личностью в результате наличия высших потребностей и их полноценного удовлетворения в социуме. Большинство ученых-социологов сходятся во мнении, что актуализация для человека потребностей высшего (социального, духовного) порядка происходит лишь в случае полного удовлетворения первичных (витальных) потребностей. В малых городах, где уровень жизни весьма низкий, большинство людей озабочены обеспечением своей жизнедеятельности на витальном уровне. Следовательно, у них отсутствует мотивация на ценностные ориентации социального значения, что оказывает негативное влияние на процесс личностного развития, замыкая человеческое сознание на улучшении материально-бытовых условий жизни, объективно лишая его иных интересов и стремлений.

Деформация личностных потребностей как проявление деградации происходит также и под влиянием средств массовой информации, пропагандирующих ценности потребительства. Консьюмеризм в настоящее время может быть расценен как бич всего общества в целом, но особенно от него страдают городские жители, которые объективно имеют более широкие возможности потребления, нежели представители сельской местности. «Социально-гуманитарные науки, обращаясь к рассмотрению современного города и перспектив его развития, неизбежно констатируют, что именно он в полной мере олицетворяет собой потребительское общество, является его центром и основным симптомом» [4, с. 124]. В любом (независимо от категории) городе России главные улицы превратились в бесконечную череду витрин, рекламных вывесок и билбордов, призывающих приобрети тот или иной товар. Однако потребительское поведение может являться для человека своего рода компенсаторным механизмом, вытесняющим из его сознания ощущение неудовлетворенности собственной жизнью, ее условиями и самим собой, подменяя стремление к совершенствованию и личностному росту.

Многие исследователи обращают внимание на такой феномен современной действительности как масси-фикация, который играет важную роль в становлении личности человека. «Человек в современном российском городе - неважно, мегаполисе или провинциальном/губернском центре, старинном или относительно молодом -испытывает одинаковое воздействие со стороны массовой культуры, становясь в полном смысле "человеком массы"» [2, с. 232], - пишут Т. С. Золотникова и А. В. Фролова. Приобщаясь к массе, человек теряет индивидуальность, он становится «одним из многих», «таким, как все». Изменения происходят и на личностном уровне: уподобляясь массе, личность движется по проторенному пути, делает выбор (касающийся стиля жизни, внешнего вида, модного образования, профессиональной деятельности и пр.), навязанный извне, который по своей сути не является «выбором», он лишь повторение и подражание. В подобной ситуации - «выбора без выбора» - у личности нет необходимости планировать, осмыслять, экзистировать или рефлексировать, она действует подобно безликому автомату, стремясь «быть в тренде». Полноценная же личность отличается именно способностью к осознанному выбору, рефлексии и принятию на себя ответственности за свой выбор.

Еще одним (специфичным для малых провинциальных городов) фактором, способствующим деградации личности, является ограниченность образовательного пространства - отсутствие высших учебных заведений и организаций дополнительного образования. Несмотря на все большее внедрение в российскую действительность дистанционного образования, оно остается труднодоступным для многих людей в силу различных общеизвестных причин. Соответственно, один из базовых институтов социализации в условиях малых провинциальных городов не в состоянии обеспечить человеку личностный рост посредством повышения уровня своего образования.

Ритм и темп городской жизни также способны наложить неизгладимый отпечаток на личность горожанина. В больших городах жизнь большинства людей протекает по стандартной схеме: ранний подъем - длительный путь на работу (учебу) - трудовой день - долгий путь домой - домашние заботы - непродолжительный сон. В этой схеме часто нет места культурному отдыху, самосозерцанию, тихой паузе на рефлексию. В повседневной жизни схема отрабатывается до автоматизма, человек, подобно роботу, выполняет все ее этапы, не имея возможности и желания вырваться, а со временем утрачивая и потребность в ее осмыслении, что является первым шагом по пути личностной деградации.

Современный городской человек постоянно пребывает в атмосфере информационного шума, порождаемого информационным потоком, вплескивающимся в его сознание почти непрерывно. Заглушить его нет возможности, поскольку в общественных местах, как правило, звучат музыка, новостные сводки, установлены телеэкраны (особенно в крупных городах), вследствие чего человек вынужденно подвергается информационному воздействию. Информация из различных источников непрерывно поступает в наше сознание. Мы поглощаем ее, не успевая осмыслить и понять, при этом почти не запоминаем ее. Информационные потоки сменяют друг друга с большой скоростью, создавая информационный хаос, из которого не всегда удается вычленить информацию актуальную, достоверную, значимую в данный момент. Испытывая информационный прессинг, сознание перестает реагировать на информацию, ослабевают аналитические способности. Уровень эрудиции в ситуации избытка информации не повышается, поскольку в ее запоминании нет необходимости: информация доступна в режиме on-line в любой точке пространства и в любое время.

Большой город «доставляет индивиду такую личную свободу и в таких больших размерах, что этому нельзя привести никакой аналогии из другой области», - пишет Е. Н. Заборова [1, с. 124]. Но эта свобода, обеспечивая реализацию потенциала личности, одновременно и ограничивает его самим отсутствием установленных рамок и барьеров. Безграничная свобода для людей с определенными ценностными ориентация-ми есть путь к вседозволенности, безответственности и, как следствие, к деградации.

Немаловажным фактором, способным направить человека городского по пути деградации, характерным, главным образом, для крупных городов и мегаполисов, является психоэмоциональный стресс. Он возникает под влиянием таких явлений как «эмоциональная отчужденность», малая глубина межличностных взаимоотношений; «эмоциональное уединение» (нежелание вступать в контакт с незнакомым); городские состояния (аномия, апатия, вовлеченность, «звуковое опьянение» и т.п.); городской стресс, который формируется благодаря негативным факторам (шум, вибрации, загрязненность, многолюдие, повышенная этажность и прочее); «обезличенность»; психическая напряженность и переутомление от массового общения и «транспортной усталости» [6, с. 38]. Постоянно бытийствуя в окружении большого числа людей, личность остается одинокой, возникает чувство заброшенности и отчуждения, лишая жизнь смысла и нагнетая депрессивные состояния. Такой человек приобретает склонность к девиации, психическим расстройствам, алкоголизму и наркомании.

Отдельное внимание следует уделить алкоголизму как фактору личностной деградации. Проблема алкоголизма в Российском обществе в настоящее время стоит весьма остро. Согласно статистическим данным, в 2013 году в России на 100 000 человек населения приходилось 2 270 алкоголиков с официально установленным диагнозом, тогда как неофициально эти цифры могут быть в разы больше [7, с. 165]. Здесь следует отметить, что высокая алкоголизация наблюдается не только среди городского населения, не менее она выражена и в сельской местности. Основной причиной алкоголизации населения урбанизованной территории в наши дни является упомянутый выше «городской стресс» - психоэмоциональное напряжение, порождаемое темпом и ритмом городской жизни. Сама же алкоголизация есть не что иное, как движение по пути личностной деградации.

Особенности трудовой деятельности городского человека также таят в себе угрозу личностному росту. В городских условиях человек вынужден трудиться в замкнутых тесных помещениях - офисных кабинках, производственных цехах - с искусственным освещением, переполненных техническими средствами и другими людьми. Трудовая деятельность зачастую монотонна, лишена творчества и созидания, а результат труда не явный. Трудовой день и вся жизнь подчинены жесткому регламенту, в котором нет времени на чувственные восприятия, эмоциональные переживания, эстетические наслаждения и пр. Но поскольку человек - это не производственный механизм, а одухотворенный организм, он вынужден подавлять в себе или откладывать «на потом» эмоции и переживания. Не находя выхода и приложения, чувства и эмоции постепенно притупляются, превращая его в мертвую трудовую функцию и одновременно, согласно концепции З. Фрейда, провоцируя психические расстройства.

Человек в городе, особенно крупном, становится участком сложнейшей схемы социальной коммуникации, приобретает большое число социальных статусов и ролей. Согласно Ю. Ц. Тыхеевой, в подобной ситуации «разделяются функции горожанина и создаются разнообразные социально-функциональные маски» [5, с. 8]. Здесь видятся две потенциальные проблемы, чреватые деградацией личности. Во-первых, не все многообразие социальных ролей и функций является желанным для человека, что может спровоцировать ролевые конфликты, неспособность разрешить которые (в силу любых причин) угрожает прогрессивному развитию личности. Во-вторых, постоянное ношение масок и частая их смена ведут к утрате самости либо в результате полного и абсолютного вживания в доминирующую роль, либо по причине отречения от собственного я в результате регулярной смены «репертуара».

Крупный город, как правило, представляет собой «каменные джунгли»: смешение бетона, стекла и металла - монотонные, лишенные жизни конструкции. Даже будучи памятниками архитектуры прошлых веков, сейчас городские здания зачастую обезличены, лишены уникального духа, души, определяющей их сущность и предназначение. Личности же для гармоничного развития необходима живая одухотворенная среда, уникально-естественно-прекрасная, такая, какой создает ее творец-природа или творец-человек.

В заключение следует отметить, что каждый город является уникальным социализирующим пространством, сочетая в себе как факторы совершенствования, так и факторы деградации личностных свойств и качеств. К числу последних относятся характерные главным образом для малых провинциальных городов низкий уровень жизни и ограниченность образовательного пространства. В крупных городах и мегаполисах наиболее выражены такие факторы негативного влияния как массификация, широкое распространение идеологии потребительства и возможностей ее практического воплощения. Универсальными негативными факторами можно назвать

высокий уровень «информационного шума», все более ускоряющиеся темпы городской жизни, обезличенность и рутинность трудовой деятельности, подчинение ее строгому графику, большое число социальных статусов и ролей, которые человек вынужден исполнять одновременно, и специфический бездушный внешний облик города.

Список источников

1. Заборова Е. Н. Адаптация человека к городской среде // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: материалы XVII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 121-124.

2. Золотникова Т. С., Фролова А. В. «Человек массы» в современном городе // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 3. С. 232-240.

3. Касаткина С. С. Повседневное бытие личности в пространстве провинциального города // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2015. № 11 (61): в 3-х ч. Ч. 2. С. 98-100.

4. Онтикова А. С. Жизнь людей в городе общества потребления: сценарии развития // Современный город: социальность, культуры, жизнь людей: материалы XVII Международной научно-практической конференции. Екатеринбург, 2014. С. 121-124.

5. Тыхеева Ю. Ц. Человек в городском пространстве (философско-антропологические основания урбанологии): автореф. дисс. ... д. филос. н. СПб., 2003. 41 с.

6. Фризен М. А., Козлова А. Б. Особенности представлений о времени людей, проживающих в городе и селе // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2008. № 2. С. 37-62.

7. Черемисина Н. В., Ивлиев М. И., Талалаев Д. Д. Алкоголизм: глобальная проблема современной России // Социально-экономические явления и процессы. 2014. № 11. С. 163-167.

PROBLEM OF THE PERSONALITY'S DEGRADATION UNDER URBAN SPACE INFLUENCE (SOCIAL AND PHILOSOPHICAL ASPECT)

Balyushina Yuliya L'vovna, Ph. D. in Philosophy Cherepovets State University julya13mouse@rambler. ru

The paper considers factors of urban environment in the aspect of their negative influence on the personality's development. With the use of the dialectical and system methods the author shows that urban space, despite all the opportunities it provides, has a disastrous impact on the personality. Among the main factors of the negative influence are: specificity of educational space, ideology of consumerism, massification, the high level of "information noise", the pace of urban life, specificity of work activity, excess of social roles of the individual, appearance of the town.

Key words and phrases: person; personality; town; urban space; socialization; degradation of personality; massification.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

В статье исследованы этапы создания и развития российских городов-крепостей Святой Крест и Кизляр, которые являлись опорными пунктами кавказской политики России XVIII века, способствовали развитию ее политических и экономических контактов с местными народами. Города-крепости имели многонациональный состав и создали модель взаимоприемлемых добрососедских отношений. Они сыграли важную роль в утверждении российской государственности на Кавказе и способствовали интеграции народов Дагестана в социально-экономическую и политическую структуру Российской империи.

Ключевые слова и фразы: Персидский поход Петра I; Святой Крест; Кизляр; казачество; комендантское управление; Осетинская духовная комиссия.

Болохина Надежда Ивановна, к.и.н., доцент

Дагестанский государственный университет 5. Гп. a2010@mail.ru

Суздальцева Ирина Анатольевна, к.и.н., доцент

Дагестанский государственный педагогический университет 5. iren. a2010@mail.ru

РОЛЬ ГОРОДОВ-КРЕПОСТЕЙ В УПРОЧЕНИИ РОССИЙСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ В ДАГЕСТАНЕ В ХУШ ВЕКЕ

История интегрирования народов Кавказа в российскую политическую систему остается одной из наиболее противоречивых проблем в отечественной историографии. Актуальность ее усиливается произошедшими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.