Научная статья на тему 'Проблема дефиниций «Утопия» и «Научная фантастика» в историческом дискурсе'

Проблема дефиниций «Утопия» и «Научная фантастика» в историческом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1379
288
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАНТАСТИКА / УТОПИЯ / АНТИУТОПИЯ / FICTION / UTOPIA / DYSTOPIA

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Долгина Е. С.

В статье описывается взаимодействие литературных жанров «утопия» и «научная фантастика». Прослежена эволюция становления и развития данных жанров в культурно-историческом аспекте. Раскрыты сходства, различия и взаимодополняемость утопии и научной фантастики в современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM DEFINITION OF «UTOPIA» AND «SF» IN THE HISTORICAL DISCOURSE

The article describes the interaction of literary genres «utopia» and «science fiction». The evolution of the formation and development of these genres in the cultural and historical aspect. Revealed similarities, differences and complementarities of utopia and science fiction in modern society.

Текст научной работы на тему «Проблема дефиниций «Утопия» и «Научная фантастика» в историческом дискурсе»

8. Yakovleva, E.S. Fragmentih russkoyj yazihkovoyj kartinih mira (modeli prostranstva, vremeni i vospriyatiya). - M., 1994.

9. Apresyan, Yu.D. Integraljnoe opisanie yazihka i sistemnaya leksikografiya // Izbrannihe trudih: v 2 t. - M., 1995. - T. II.

10. Petrenko, V.F. Psikhosemantika soznaniya. - M., 1988.

11. Tukhareli, N.L. Imena «vetheyj» v detskoyj yazihkovoyj kartine mira // Russkiyj yazihk: istoricheskie sudjbih i sovremennostj: materialih Mezhd. kongressa issledovateleyj russkogo yazihka. - M., 2001.

12. Nikitina, E.Yu. Vopros o detskoyj yazihkovoyj kartine mira / E.Yu. Nikitina, E.V. Tarasenko // Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. - 2009. - № 5.

13. Blokh, M.Ya. Yazihk i mir // Vestnik Rossiyjskogo filosofskogo obthestva. - 2011, № 4(60).

14. Ceyjtlin, S.N. Ocherki po slovoobrazovaniyu i formoobrazovaniyu v detskoyj rechi. — M., 2009.

15. Kharchenko, V.K. Slovarj sovremennogo detskogo yazihka: v 2 t. - Belgorod, 2002.

16. Petrova, M.V. Detskaya yazihkovaya kartina mira (na materiale detskogo nemeckogo foljklora): avtoref. dis. ... kand. filol. nauk. - M., 2009.

17. Ceyjtlin, S.N. Lingvistika detskoyj rechi. Nekotorihe razmihshleniya. Chastj 2. [Eh/r]. - R/d: http://window.edu.ru/resource/502/38502/files/ spr0000046.pdf

Статья поступила в редакцию 14.10.12

УДК 821.161.1

Dolgina E.S. PROBLEM DEFINITION OF «UTOPIA» AND «SF» IN THE HISTORICAL DISCOURSE. The article describes the interaction of literary genres «utopia» and «science fiction». The evolution of the formation and development of these genres in the cultural and historical aspect. Revealed similarities, differences and complementarities of utopia and science fiction in modern society. Key words: fiction, utopia, dystopia.

Е.С. Долгина, канд. культурологии, доц. каф. филологии и массовых коммуникаций ГОУ ВПО «Нижневартовский гос. гуманитарный университет», г. Нижневартовск, E-mail: ekaterina290482@ya.ru

ПРОБЛЕМА ДЕФИНИЦИЙ «УТОПИЯ» И «НАУЧНАЯ ФАНТАСТИКА» В ИСТОРИЧЕСКОМ ДИСКУРСЕ

В статье описывается взаимодействие литературных жанров «утопия» и «научная фантастика». Прослежена эволюция становления и развития данных жанров в культурно-историческом аспекте. Раскрыты сходства, различия и взаимодополняемость утопии и научной фантастики в современном обществе. Ключевые слова: фантастика, утопия, антиутопия.

Жанры «утопия» и «научная фантастика» нуждаются в уточнении, так как оба ориентированы на прогнозирование будущего, что их и сближает, но в то же время и разнит.

Сам термин «фантастика» был введен в обиход в начале XIX века французским романтиком Шарлем Нодье, автором работы «О фантастическом в литературе». В современной науке фантастика широко трактуется. Как правило, под фантастикой (в переводе с греческого «искусство воображать») подразумевают «специфический метод художественного отображения жизни, использующий художественную форму-образ (объект, ситуацию, мир), в котором элементы реальности сочетаются несвойственным ей, в принципе, способом, - невероятно, «чудесно», сверхъестественно» [1, с. 887].

Человеческая потребность к воплощению утопического идеала находит свое отражение в фантастических мирах. Системы фантастических образов эволюционируют, так как характер противоречия понятий «возможное» / «невозможное» исторически меняется. Так, «первобытное мышление и есть, по сути, фантастический образ, не расчлененный на предметы и явления. С развитием мифологического мышления с присущей ему персонификацией природных и общественных сил в фантастических образах приводит к формированию устойчивой, внутренне непротиворечивой и всеобъемлющей системы мифологической фантастики, по мере распада которой отдельные образы утрачивают практический ритуальный смысл и переходят в волшебную сказку и героический эпос» [2, с. 14].

В свою очередь религиозный характер приобретают фантастические сюжеты Средневековья, где реальные предметы и явления выступают не как живые воплощения божественных сущностей (как в мифологии), так как божество уже мыслится как символ потустороннего. Поэтому воплощение высшей сущности носит характер исключительного и символического в основе чуда.

«И в древности, и в средневековье, - пишет В. Коровин, -мир представлялся исполненным тайн и загадок, и человек объяснял сложные, противоречивые, катастрофические явления природы исторической и общественной жизни вмешательством роковых, потусторонних сил или Божественным Промыслом. В его обычной жизни фантастические представления - таинства и чудеса загробной жизни, пугающий грешников адский пламень, сожжение еретиков, будто бы заключивших союз с дьяволом, народные поверья о колдунах, о добрых и злых духах - тоже занимали большое место» [3, с. б].

Новый сдвиг в содержании и формах научной фантастики наметился на рубеже Х1Х-ХХ веков, что было обусловлено становлением и развитием научного мышления и отказ от религиозности. Функцией фантастики становится художественное воплощение социальных противоречий, разрешение которых происходили в пределах действительности. Фантастика начинает предлагать свой мир как единственно возможную реальность, что особенно заметно в литературных утопических произведениях. «Система их образов подчеркнуто рационалистична, они сознательно «конструируются» в соответствии с представлениями о желаемом и должном. Утопический образ из категории «невозможного» сдвигается в более узкую категорию «несуществующего», но потенциально возможного» [4, с. 894].

В эпоху преобладания научного мышления на роль ведущего типа фантастики выдвигается так называемая научная фантастика. Здесь на первый план выходят художественные образы, в основе которых лежат научные гипотезы и представления. Научная фантастика широко представлена утопическими и антиутопическими произведениями. В западной научной фантастике распространен мрачный вариант антиутопии (например, О. Хаксли), изображающий будущее с позиции неизбежного торжества тоталитарной системы над индивидуальность и личностью.

Формирование и развитие фантастики проходило преимущественно под эгидой поиска темы и формы. Первой с хронологической точки зрения фантастической повестью в России является произведение «Холодный город» Н. Комарова, увидевшее свет в 1918 году и основанное на изображении глобальной катастрофы, преодолеваемой с помощью технических средств. В это же время появляются утопия и антиутопия социально-философской направленности (Е. Замятин, Я. Окунев, М. Шаги-нян), где значительное место отводится теме революции.

В XX веке, как отмечает В.А. Чаликова, в утопии всё больше преобладает «технический уклон, в центре оказывается не столько социально-политическая организация будущего, сколько прогнозирование научных достижений и - главное - их социальные и психологические последствия» [5, с. 5].

В современной отечественной литературе утопия рассматривается среди жанров научной фантастики. Заметная роль в утопических проектах отводится научно-техническому прогрессу. Утописты, предлагая устранить тяжёлую работу с помощью всевозможных фантастических машин (как у В. Одоевского,

Е. Замятина и др.), ограничиваются только назначением несуществующих машин, не останавливаясь на их технических характеристиках. Это отделяет социальную утопию от научной фантастики. Для утопистов, как правило, новые изобретения являются необходимостью, они их не увлекают сами по себе, с их помощью писатели-утописты отправляют своих персонажей в далекое будущее, необычную обстановку, изменяя обычные пропорции мира.

Утопическое государство невозможно рассматривать отдельно от фантастических экспериментов, изобретений и идей. Утопии отражают философию описываемого времени, выражают опасность прогресса научного мышления над прогрессом норма морали. В то же время фантастика в середине XX века по своей направленности была преимущественно утопической. Авторы произведений главной задачей ставят изображение торжества коммунизма и объединенного человечества. Ярким примером подобного всепланетного коммунистического общества стала утопия И.А. Ефремова «Туманность Андромеды», породившая прямых и косвенных подражаний.

Утопические модели будущего 60-70-х годов XX века были ориентированы на достижения технического прогресса, что не могло не сказаться на содержании произведений. Тем не менее, технологические прогнозы в 70-е годы оказались непродуктивными. Наука развивалась быстрее, чем писались произведения. Зачастую «научные открытия» утопий оказывались не новы и неинтересны. Обозначился кризис литературного жанра. В обществе появляются насущные философские проблемы: видовое изменение человека, существование человека на Земле и пр. - что решить с помощью технического прогресса не представлялось возможным.

Утописты конструируют некую «вторую действительность», противопоставленную окружающей реальности и содержащую острую критику современности. Утопическая литература переживает свой расцвет во времена культурного кризиса в жизни общества. Корни утопического творчества уходят в архаические мифы и в жанр народной сказки, где особое место отводится волшебным странам, победе добра над злом и пр. Таким образом, устойчивые сюжетные линии, обеспечивающие перемещения литературных персонажей из мира обыденного в мир ирреальный, вырабатывались в процессе культурно-исторического развития. Утопический мир, подобно сказочному, располагается вне пространства и времени. Утопия уносит героев за пределы обыденной реальности: в другой конец Земли, на другую планету в прекрасное будущее.

Утопия, как форма социальной фантазии, в своей основе опирается на воображение, а не на научно-теоретические методы познания действительности. Отсюда можно определить следующие особенности утопий: отрыв от реальности, переход от реального к ирреальному, построение идеальной действительности. Утопия уделяет внимание культурно-историческим и моральным факторам: науке, духовному началу, искусству, законодательству, воспитании.

Большое значение со временем приобретает критическое отношение к обществу, прежде всего к буржуазному, которое выражает антиутопия - новый тип утопии второй половины XIX века.

Элементы антиутопии находят свое отражение в романах «Война миров» и «Война в воздухе» Гербера Уэллса. Е.И. Замятин, говоря о творчестве Уэлласа, отмечал, что его «социально-

Библиографический список

фантастические романы отличаются от утопий так же, как плюс от минуса; в большинстве своем это не утопия, а социальный памфлет в форме фантастического романа» [6, с. 43].

Авторы утопических романов в своем творчестве смело используют фантастическое описании, вследствие чего можно говорить о неотъемлемости фантастики и утопии. В то же время литературная фантастика, будь то социальная или научная, далеко не всегда строит возможный образ будущего, чем, несомненно, отличается от утопической литературы. Отсюда следует, что основное отличие утопии от фантастики связано с различением по линии социальной темы. Поскольку фантастика -явление неоднородное, и внутри нее тоже есть своя классификация, по которой, как признают сейчас многие фантастоведы, наряду с научной фантастикой и фэнтези, выделяется социальная фантастика, а это и есть утопия/антиутопия, то речь должна идти о различении научной и социальной фантастики и фэнтези. Внутри соотношений утопия - фантастика и антиутопия - фантастика есть свои различия. В утопии фантастика проступает в основном лишь через воображаемое пространство будущего. Фантастика антиутопии изощрена, виртуозно изобретательна, почти безгранична в разнообразии сюжетов, особенно в переходных формах, сочетающих научную и социальную фантастику [7, с. 13].

Фантастический вымысел на основе научного открытия -основной признак научной фантастики. При этом сюжет в научно-фантастическом произведении строится с установкой на достоверность, то есть читатель воспринимает описанный мир как возможный в реальной действительности. Утопия же и антиутопия же в свое время строит сюжет, основанный на научном вымысле, и ориентирует его на привлечение читателя к образу прекрасного будущего или предостережения такого будущего, в котором могут оказаться условия, неприемлемые для жизни человечества.

Несмотря на несомненное сходство жанров научной фантастики и утопии, существует и ряд отличий:

- научная фантастика в переводе с английского означает научно-художественную литературу, авторы которой в своих фантазиях фактически не ограничены ничем, лишь бы фантазия была оригинальной, а изложение захватывающим. Утопией же называют искусственные конструкции общества, которые с точки зрения их авторов решали бы те проблемы и противоречия, которые видны в реальном обществе;

- фантастика в большинстве случаев ориентирована на изображение «сверхъестественных картин Вселенной», утопия же в основном показывает желаемые социальные преобразования общества, истоки которых лежат в неудовлетворенности автора окружающей действительностью;

- фантастика несёт в себе приключенческое начало, а именно представляет собой странствия по вымышленным мирам, в основном за пределами познанного мира. В утопии и антиутопии действие происходит в государстве, прототипом которого является реальный общественный строй;

- в фантастической литературе авторы отводят особое место техническим характеристикам изобретений с научной точки зрения. Для утопических и антиутопических проектов это не является важным. Главное - показать социальное устройство общества и место человека в нём.

1. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А.А. Сурков. - М., 1972.

2. Античная литература / под ред. А.А. Тахо-Годи. - М., 1986.

3. Коровин, В.И. Увлекательный жанр // Нежданные гости. Русская фантастическая повесть эпохи романтизма. - М., 1994.

4. Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А.А. Сурков. - М., 1972.

5. Утопия и утопическое мышление: антология зарубежной литературы / сост., общ. ред. и предисловие В.А. Чаликовой. - М., 1991.

6. Замятин, Е. Герберт Уэллс. - Пб., 1922.

7. Воробьева, А.Н. Русская антиутопия XX века в ближних и дальних контекстах. - Самара, 2006. Bibliography

1. Kratkaya literaturnaya ehnciklopediya / gl. red. A.A. Surkov. - M., 1972.

2. Antichnaya literatura / pod red. A.A. Takho-Godi. - M., 1986.

3. Korovin, V.I. Uvlekateljnihyj zhanr // Nezhdannihe gosti. Russkaya fantasticheskaya povestj ehpokhi romantizma. - M., 1994.

4. Kratkaya literaturnaya ehnciklopediya / gl. red. A.A. Surkov. - M., 1972.

5. Utopiya i utopicheskoe mihshlenie: antologiya zarubezhnoyj literaturih / sost., obth. red. i predislovie V.A. Chalikovoyj. - M., 1991.

6. Zamyatin, E. Gerbert Uehlls. - Pb., 1922.

7. Vorobjeva, A.N. Russkaya antiutopiya XX veka v blizhnikh i daljnikh kontekstakh. - Samara, 2006.

Статья поступила в редакцию 12.11.12

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.