Научная статья на тему 'Проблема безубыточности образовательных программ бюджетных учреждений'

Проблема безубыточности образовательных программ бюджетных учреждений Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
628
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРИБЫЛЬ / РОСТ / МАРЖИНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ / БЕЗУБЫТОЧНОСТЬ / FINANCIAL PLANNING / PROFIT / GROWTH / MARGINAL ANALYSIS / PROFITABILITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панин В. А., Басовский Л. Е.

Выполнен анализ проблем финансового планирования в новых бюджетных образовательных учреждениях. Показано, что целью планирования может служить прибыль и рост масштабов деятельности. На основе маржинального анализа исследована проблема безубыточности образовательных программ на примере программ бакалавриата. Установлено, что инструментом управления достижением безубыточности и повышением доходности образовательной программы может служить управление численностью студентов, обучающихся по этой программе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Панин В. А., Басовский Л. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PROFITABILITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE BUDGETARY ESTABLISHMENTS

The analysis of problems of financial planning of new budgetary educational institutions is made. It is shown that the purpose of planning can serve as a profit and the increase in activity. On the basis of marginal analysis investigated the problem of break even by the example of the educational programs of undergraduate programs. It is established that a management tool achievement of break even and increased profitability of the educational program is the control number of students attending the program.

Текст научной работы на тему «Проблема безубыточности образовательных программ бюджетных учреждений»

УДК 336.61

ПРОБЛЕМА БЕЗУБЫТОЧНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

В.А. Панин, Л.Е. Басовский

Выполнен анализ проблем финансового планирования в новых бюджетных образовательных учреждениях. Показано, что целью планирования может служить прибыль ирост масштабов деятельности. На основе маржинального анализа исследована проблема безубыточности образовательных программ на примере программ бакалавриата. Установлено, что инструментом управления достижением безубыточности и повышением доходности образовательной программы может служить управление численностью студентов, обучающихся по этой программе.

Ключевые слова: финансовое планирование, прибыль, рост, маржинальный анализ, безубыточность

Образование как вид экономической деятельности в Российской Федерации является рентабельным, организации, действующие в сфере образования, обладают финансовой устойчивостью, о чем свидетельствуют данные Росстата, приведенные в табл. 1[1,2].

Таблица 1

Экономические и финансовые показатели российского образования

Показатель Величина показателя по годам

2007 2008 2009 2010 2011

Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг),% 7,1 6,7 7,8 6,6 4,1

Рентабельность активов, % 7,4 6,4 6,3 2,3 3,2

Коэффициент текущей ликвидности 116,2 116,6 130,4 147,2 125,1

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами 6,8 7,2 18,8 19,9 11,0

Коэффициент автономии 49,8 50,7 60,6 79,0 50,9

Прибыльность образовательных программ и услуг, активов образовательных организаций невысока, она ниже среднего уровня в экономике, но превышает показатели прибыльности многих других отраслей экономики России, например, строительства, финансовой деятельности [1,2]. В 2010-2011 годах прибыльность образовательной деятельности стала снижаться, но она, как и ранее, превышает прибыльность ряда отраслей российской экономики. Финансовая устойчивость образовательных организаций в последние годы превышает средний уровень финансовой устойчивости организаций, действующих в экономике страны [1,2].

В 2012 г. осуществлено изменение организационно-правовой формы и способа финансирования образовательных организаций в статусе государственных и муниципальных бюджетных учреждений [3.4]. Это изменение определило значительное увеличение хозяйственной самостоятельности, переход от сметного финансирования к нормированному субсидированию, что поставило новые задачи в управлении финансами бюджетных учреждений. В новой форме и при новом способе финансирования государственных и муниципальных заданий учреждения должны самостоятельно обеспечить рентабельность и финансовую устойчивость бюджетных учреждений на уровне, не ниже уровня, достигнутого в предшествующий период. С учетом необходимости дальнейшего развития учреждений образования экономическая эффективность их деятельности должна быть доведена до уровня организаций ведущих отраслей экономики.

Управление финансами, способное обеспечить достижение поставленных целей, как известно, включает, финансовое планирование и бюджетирование, основное на данных управленческого учета и анализа [5,6]. Приказ Минфина России от 28.07. 2010 г. №81н обязал государственные и муниципальные бюджетные учреждения составлять планы финансовохозяйственной деятельности и утвердил требования к содержанию планов. Приказ Минфина России №114н от 30.09.2010 г. обязал государственные и муниципальные бюджетные учреждения составлять отчеты результатах деятельности и утвердил требования к содержанию отчетов. Анализ требований к содержанию планов финансово-хозяйственной деятельности и отчетов о результатах деятельности позволил установить следующее. Данные, которые должны содержаться в планах и отчетах, в основном, предназначены для контроля и оценке достижения целей программноцелевого бюджетного планирования [7]. Для управления финансами организации данных, содержащихся в планах и отчетах, недостаточно.

Для успешного управление финансами бюджетного образовательного учреждения необходимо использовать подходы и методы финансового менеджмента, используемые коммерческими организациями. При этом бюджетным учреждением должны быть учтены различия во внутренних целях коммерческих организаций и бюджетных учреждений, которые являются некоммерческими организациями, и ограничений хозяйственной самостоятельности, наложенные на бюджетные учреждения.

Коммерческие организации - фирмы, как известно, должны руководствоваться внутренней целью, определяемой собственниками, которая заключается в максимизации ценности фирмы. Максимизация ценности влечет за собой необходимость максимизации прибыли, что достигается при определенном для конкретной фирмы темпе роста производства [8]. Рост масштабов деятельности образовательного учреждения может входить в число целей бюджетного учреждения образования. Получение прибыли, в связи ограниченностью бюджетных инвестиций, является необходимым

условием развития учреждения. Таким образом, в качестве внутренней цели бюджетного образовательного учреждения может быть принято сочетание роста масштабов деятельности и получение прибыли. Постановка внутренней цели определяет политику финансового планирования.

Существенное ограничения на финансовую политику бюджетного образовательного учреждения накладывает нормирование бюджетной субсидии на выполнение задания учредителя, например, установление определенной суммы возмещения затрат на обучение одного учащегося, одного студента. При этом нужно соблюдать требование целевого расходования бюджетных средств и исключить нанесение ущерба бюджету.

Для анализа описанного ограничения необходимо использовать маржинальный анализ [5, 6]. Маржинальный анализ для учреждения образования предполагает исчисление прямых переменных издержек, связанных с реализаций определенной образовательной программы, и определение маржинального дохода, равного разнице между валовым доходом от реализации программы и прямыми переменными издержками. Маржинальный доход обеспечивает покрытие постоянных издержек и формирование прибыли. Уровень маржинального дохода оценивается коэффициентом маржинального дохода, который определяется как отношение маржинального и валового дохода [5]. Отрицательный уровень маржинального дохода диагностирует убыточную образовательную программу, реализация которой может означать нецелевое использование бюджетных средств и нанесение ущерба бюджету.

Для исследования описанного ограничения была построена математическая модель уровня маржинального дохода типичной образовательной программы бакалавриата с четырехлетним сроком обучения. В состав прямых переменных издержек включались все основные статьи издержек, включая издержки, прямо связанные с оплатой труда профессорско-преподавательского состава, мастеров производственного обучения, лаборантов, участвующих в проведении занятий, оплату услуг сторонних организаций, связанных с проведением практик студентов. Моделирование формирования маржинального дохода образовательной программы, позволило установить, что наибольшее влияние на уровень маржинального дохода оказывают численность студентов, обучающихся на одном курсе, средний уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава, норма учебной нагрузки преподавателей, величина платы за обучение. На рис 1 и 2 представлены графики, отражающее влияние этих факторов на уровень маржинального дохода образовательной программы бакалвриата.

На рис. 1 представлены данные характерные ддя программ бакалвриата, бюджетная субсидия на реализацию которых для вузов Российской Фе -дерации установлена на минимальном уровне - в размере 60 тыс. руб. в год.

Перед вузами страны поставлена задача: обеспечить в 2012 г. оплату труда преподавателей вузов на уровне средней величины оплаты труда в

регионе. Поскольку уровень оплаты труда лиц с высшим образованием в России на 31-35% превышает средний уровень, на ближайшие годы перед вузами поставлена задача, обеспечить оплату труда преподавателей вузов на уровне в два раза превышающем средний уровень оплаты труда в регионе. Величина оплаты труда профессорско-преподавательского состава при моделировании принята в диапазоне, соответствующем диапазону, характерному для большинства регионов Российской Федерации. Данные, представленные на рис. 1, показывают, что для вузов, размещающихся в беднейших регионах страны, численность студентов, обучающихся на одном курсе, может быть при равном уровне маржинального дохода значительно выше, чем более богатых регионах.

Уровень 70 -маржинального ^о -дохода, %

50 -40 -30 -20 -10 -0 --10 --20 -

30 35 40 45 50 55 60

Численность студентов на курсе, чел.

Рис. 1. Влияние численности студентов науровеньмаржинального дохода при оплате труда преподавателей 20, 30 и 40 тыс. руб. вмесяц

(сверху вниз)

Существенное влияние, которое оказывает на уровень маржинального дохода образовательной программы численность обучающих по программе студентов, позволяет считать увеличение их численности средством повышения доходности программы.

Данные, представленные на рис. 2 показывают, что годовая норма учебной нагрузки преподавателей оказывает существенное влияние на уровень маржинального дохода. Это влияние тем большее влияние, чем ниже уровень платы за обучение.

В большинстве вузов России годовая норма учебной нагрузки преподавателей составляет до 700-800 часов, что значительно больше, чем в странах ОСЭР [9, 10]. Больший объем учебной, учебно-методической и административной работы способствует тому, что доля научной работы в общем

объеме работ, выполняемых преподавателями незначительна [10]. В связи с поставленной перед вузами страны задачей развертывания научных исследо -ваний увеличение нормы учебной нагрузки не может рассматриваться как средство повышения маржинального дохода образовательных программ.

Учебная нагрузка преподавателя, час.

Рис. 2. Влияние годовой нормыучебной нагрузки преподавателей на уровень маржинального дохода при величине платы за обучение 80 и 60

тыс. руб. в год (сверху вниз)

Моделирование позволило установить, что многие параметры образовательной программы бакалавриата, например, количество зачетов, экзаменов, курсовых работ, мало влияют на уровень маржинального дохода. Более существенным является влияние доли лабораторных и лабораторнопрактических занятий в составе аудиторной нагрузки студентов. Увеличение доли лабораторных занятий в два раза способно снизить уровень маржинального дохода на 4-5%.

Использование модели маржинального дохода позволило получить параметры безубыточной численности студентов, обучающихся по образовательной программе бакалвриата. На рис. 3 представлены наиболее важные параметры безубыточности. При величине бюджетной субсидии, или платы за обучение на минимальном уровне - в размере 60 тыс. руб. обучение менее 9 студентов на курсе при уровне оплаты труда преподавателей 20 тыс. руб. в месяц - убыточно. При уровне оплаты труда преподавателей 30 тыс. руб. в месяц убыточно обучение менее 14 студентов на курсе.

Реализация убыточных образовательных программ может иметь различное правовое значение. Если убыточная образовательная программа реализуется в составе государственного задания за счет бюджетной субсидии возможно несколько вариантов. Если в вузе все образовательные программы реализуется в составе государственного задания за счет бюджетной субсидии, то имеет место нецелевое использование бюджетных

средств, так как финансирование убыточной программы осуществляется за счет субсидий, предназначенных для реализации других программ. Если в вузе иные образовательные программы реализуется за счет средств домохозяйств обучающихся студентов - частных лиц, то имеет место неправомерное использование средств частных лиц, так как финансирование убыточной программы осуществляется за их счет.

60000 65000 70000 75000 80000

Плата за обучение, руб.

Рис. 3. Безубыточная численность студентов при оплате труда преподавателей 30 и 20 тыс. руб. в месяц (сверху вниз)

Если убыточная образовательная программа реализуется за счет средств домохозяйств обучающихся студентов - частных лиц, так же возможно несколько вариантов. Если в вузе есть образовательные программы, которые реализуется в составе государственного задания за счет бюджетной субсидии, то имеет место нецелевое использование бюджетных средств, так как финансирование убыточной программы осуществляется за счет субсидий, предназначенных для реализации программ, входящих в состав государственного задания. При этом имеет место потеря бюджетных средства, величина которой не меньше величины убытков рассматриваемой образовательной программы.

Если в вузе другие образовательные программы реализуется за счет средств домохозяйств обучающихся студентов - частных лиц, то имеет место неправомерное использование средств третьих лиц, так как финансирование убыточной программы осуществляется за их счет.

Для покрытия постоянных издержек и формирование прибыли необходимо, чтобы маржинальный доход составлял значительную часть валового дохода. Моделирование позволило установить основные ограничения, обеспечивающие получение уровня маржинального дохода типичной образовательной программы бакалавриата, величиной 50%. Они иллюстрируются данными, представленными на рис. 4.

число студентов на курсе, чел.

60000 65000 70000 75000 80000

Плата за обучение, руб.

Рис. 4. Численность студентов, обеспечивающаяуровень

маржинального дохода величиной 50% при оплате труда преподавателей 30 и 20 тыс. руб. в месяц (сверху вниз)

Выполненное исследование позволило установить, что для определения политики финансового планирования в качестве внутренней цели бюджетного образовательного учреждения может быть принято достижение определенного сочетания роста масштабов деятельности и получение прибыли. В качестве ограничений в формировании портфеля образовательных программ учреждения должно быть принято условие безубыточности каждой программы, оцениваемое на основе определения уровня маржинального дохода. В бюджетных образовательных учреждениях высшего профессионального образования на безубыточную численность обучаемых студентов наибольшее влияние оказывают величина платы за обучение, или бюджетной субсидии, уровень оплаты труда и годовая норма учебной нагрузки преподавателей. Основным инструментом управления достижением безубыточности и повышением доходности образовательной программы может служить увеличение численности студентов, обучающихся по этой программе.

Список литературы

1. Финансы России. 2011: Стат. сб. М.: Росстат, 2011. 468 с.

2. Финансы России. 2012: Стат. сб. М.: Росстат, 2012. 462 с.

3. Малиновская О.В., Скобелева И.П. Изменение типов бюджетных учреждений в рамках развития реформы бюджетного процесса в России // Дайджест-финансы. 2011. №3. С. 10-16.

4. Литвинова В.В. Правовые основы и неоднозначные положения реформы бюджетных учреждений // Вестник Финансового университета. 2012. № 5. С. 128-135.

5. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория и практика. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2013. 1104 с.

6. Этрилл П., Маклейни Э. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2012. 648 с.

7. Бескровный П.В. Совершенствование управления общественными финансами в регионе: переход от сметного бюджетного финансирования к программному методу финансирования // Финансы и бизнес. 2012. №1. С. 106-110.

8. Хэй Д., Моррис Д. Теория организации промышленности: в 2 т. / Пер. с англ. Т. 2. СПб.: Экономическая школа, 1999. 592 с.

9. Кнобель А., Соколов П., Худько Е. Влияние государственных расходов на качество образования в России. М.: Институт Гайдара, 2011. 164 с.

10. Преподаватели образовательных учреждений: трудовые практики и мотивация труда. Информационный бюллетень. М.: ГУ - ВШЭ, 2010. 40 с.

Панин Владимир Алексеевич, д-р физ.-мат. наук, проф., ректор, Россия, Тула, Тульский государственный педагогическийуниверситет им. Л.Н. Толстого,

Басовский Леонид Ефимович, д-р техн. наук, проф., зав. кафедрой «Экономика и управление», Россия, Тула, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н.Толстого

PROBLEM OF PROFITABILITY OF EDUCATIONAL PROGRAMS OF THE BUDGETARY ESTABLISHMENTS

V.A. Panin, L.E. Basovskiy

The analysis ofproblems offinancial planning of new budgetary educational institutions is made. It is shown that the purpose of planning can serve as a profit and the increase in activity. On the basis of marginal analysis investigated the problem of break-even by the example of the educational programs of undergraduate programs. It is established that a management tool achievement of break-even and increased profitability of the educational program is the control number of students attending the program.

Keywords: financial planning, profit, growth, marginal analysis, profitability

Panin Vladimir Alekseevich, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Rector, Russia, Tula, Tula State Pedagogical University Leo Tolstoy,

Basovskiy Leonid Ephimivich, Doctor of Engineering, Professor, Head of Department "Economics and Management", Russia, Tula, Tula State Pedagogical University Leo Tolstoy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.