Научная статья на тему 'Проблема безопасности современного мира'

Проблема безопасности современного мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2046
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ТЕРРОРИЗМ / НАСИЛИЕ / THE SUSTAINABLE DEVELOPMENT CONCEPT / TOLERANCE / NATIONAL SAFETY / THE DEMOGRAPHIC POLICY / TERRORISM / VIOLENCE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Глотова В. В., Плохинова М. Б.

Необходимость перехода, в условиях глобализации современного мира, к новому типу социальных отношений, основанных на принципах плюрализма и толерантности, становится очевидной при анализе кризисного состояния существующей системы международных отношений, построенной на принципах господства и подчинения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SAFETY OF THE MODERN WORLD

Necessity of transition, in the conditions of globalisation of the modern world, to new type of the social relations based on principles of pluralism and tolerance, becomes obvious at the analysis of a crisis state of existing system of the international relations constructed on principles of domination and submission

Текст научной работы на тему «Проблема безопасности современного мира»

ББК 87.2

ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ СОВРЕМЕННОГО МИРА

В.В. Глотова, М.Б. Плохинова

Необходимость перехода, в условиях глобализации современного мира, к новому типу социальных отношений, основанных на принципах плюрализма и толерантности, становится очевидной при анализе кризисного состояния существующей системы международных отношений, построенной на принципах господства и подчинения

Ключевые слова: концепция устойчивого

демографическая политика, терроризм, насилие

Актуальной проблемой современности становится проблема национальной и мировой безопасности. Причины, вызывающие насилие в мировом и локальном масштабе не всегда лежат на поверхности, но все же они очевидны. Главными среди них можно назвать несимметричное развитие Запада и Востока, что неизбежно приводит к локальным и международным конфликтам. Рыночная ориентация не только на экономику, но и на духовные составляющие общества приводит к глобализации и обострению социальной напряженности.

Необходимость перехода, в условиях глобализации современного мира, к новому типу социальных отношений, основанных на принципах плюрализма и толерантности, становится очевидной при анализе кризисного состояния существующей системы международных отношений, построенной на принципах господства и подчинения.

Глобализация современного мира постоянно напоминает человечеству о том, что мир многообразен и в то же время един, что различные подходы к одним и тем же процессам неизбежны ввиду различия культур, но уже небезопасны как для конкретных социальных субъектов, так и для мира в целом. Усиление взаимозависимости человечества, осознание ответственности за его дальнейшую судьбу, четко проявившиеся в процессе глобализации современного мира, безусловно, способствуют формированию культуры

толерантности.

Однако именно процессы глобализации в немалой степени затрудняют переход к принципиально новому типу международных от ношений, базирующихся на принципе толерантности.

Современное человечество приближается к рубежу, за которым ему необходимо сделать выбор: либо избрать путь к качественно иному будущему, либо никакого будущего у него просто нет. Количественное наращивание и углубление

Глотова Валентина Васильевна - ВГТУ, канд. филос. наук, доцент, тел. (4732) 46-42-22

Плохинова Марина Борисовна - ВГТУ, ст. преподаватель, тел. (4732) 46-42-22

развития, толерантность, национальная безопасность,

сложившихся тенденций сегодня уже практически невозможно по целому ряду причин.

Во-первых, по причине экологических "пределов роста", не способности планетарных ресурсов выдержать дальнейший натиск технологии на природу. Это требует смены технологической парадигмы развития человечества, основанной на экономии ресурсов и самоограничении.

Во-вторых, по причине тяжелейшего нравственного вырождения, о котором

свидетельствуют не только показатели моральной статистики, состояние постмодернистского искусства, но и нравственная сторона принимаемых современными элитами политических,

экономических, управленческих решений. Это требует смены социокультурной парадигмы, формирующей моральные императивы

современного человечества.

В-третьих, по причине сложившейся в мире невиданной никогда ранее экономической и социальной поляризации. Проводники идеи глобализации еще недавно говорили об открывающихся новых возможностях развития для всех, о подтягивании менее развитых слоев, стран и регионов к более развитым, о единой общечеловеческой перспективе. Сегодня стало очевидным, что прогресса на всех не хватит, что позитивная общечеловеческая перспектива утрачена, что глобальный мир начала XXI века предельно асимметричен. Преимуществами глобализации в основном воспользовались одни (наиболее развитые страны), в то время как ее издержки несут другие (развивающиеся страны). Поляризация развитых и развивающихся стран становится все более явной. При этом четко прослеживается тенденция к увеличению такого неравенства: быстрее развиваются те, кто более развит. Также велик и ежегодно углубляющийся разрыв по целому ряду других социальноэкономических показателей.

Симптоматично, что целенаправленно продвигаемая на Западе политика глобализации, вызывает отторжение и на самом Западе, поскольку "погоня за перераспределением власти и богатства разъедает старые демократические общественные институты и пожирает социальную составляющую

247

своих государств даже быстрее, чем окружающую среду" /1/.

Выстраиваемая диктатура всемирного рынка демонстрирует невероятную нетерпимость к тем, кто не приспособлен жить по рыночным законам, даже если к их числу принадлежит большинство человечества. Нерентабельными объявляются социальное государство, наука, культура, образование, система социально-гуманитарных гарантий, авансирование молодого поколения, высокие образцы искусства. Мировой рыночный отбор на наших глазах превращает глобальный мир в глобальный геноцид.

Проблема обеспечения безопасного существования человека сохраняет на сегодня свою значимость. Трагические события последних лет -войны, террористические акты, межнациональные и религиозные конфликты, приводят к расширению "пространства ненависти", Никогда ранее

человечество не ощущало с такой остротой, что насилие и агрессия стали его непременными спутниками. Терроризм стоит в одном ряду с насилием, более того, он представляет собой особую форму насилия, поскольку навязывает обществу одностороннее решение, приемлемое только

преступной части общества, но не приемлемое для общества в целом. Антигуманный по своему содержанию, терроризм, является составной частью современного состояния культуры. Внутри

цивилизации скрывается слепой инстинкт

разрушения, подпитываемый ненавистью, готовый проявить себя в любой момент. Закрывать глаза на проявление ненависти просто опасно, поэтому следует понимать его причины, природу цели и формы.

Терроризм как сложный эволюционирующий феномен, не является принципиально новым для нашего времени. Он уходит своими корнями вглубь истории. Систематический анализ развития терроризма позволил сделать вывод, что по своей, сущности терроризм не претерпел качественных изменений в течение веков, трансформировались только его типы, определяемые экономическими, социально-политическими, духовными условиями и техническими возможностями того или иного исторического периода, хотя современный терроризм существенно отличается от терроризма прошлых столетий по целям, объектам, тактике и средствам борьбы.

Трансформирующий терроризм предстает как социально-политический феномен, сущностью которого является противоправное использование разных форм насилия или угрозы насилием для создания социально-психологической ситуации устрашения для достижения определенных целей социального или личного характера.

Все чаще терроризм используется на государственном уровне, при этом истинные цели -стремление к мировому господству, вуалируется борьбой с теми странами, которые определяются как носители "мирового зла". Согласно утверждениям

некоторых исследователей событий 11 сентября 2002 г. в Нью-Йорке, спецслужбы США могли сами спровоцировать эти террористические акты, чтобы иметь причину для вторжения в Ирак.

Социально-философский анализ показывает, что в условиях глобализации метода террора нарушается система международно-правовых отношений, игнорируется решение международных

организаций, в том числе СБ. ООН.

Разбираясь в сложном переплетении

глобальных проблем и роли в них насилия, на указанном этапе можно сделать вывод, что глобализация - сложное, противоречивое явление, которое включает объективные и субъективные факторы. Реализуясь преимущественно в форме американизации, глобализация способствует

активизации международного терроризма.

Возникает необходимость выдвижения

альтернативных моделей, одной из которых выступает концепция "устойчивого развития", которая была поддержана представителями более 179 государств. Альтернативой однополярной

глобализации по-американски должна стать установка на формирование многополярной модели мира, в которой более активную роль будут играть не только европейские страны, но и Китай, Индия, Россия и другие страны, обладающие значительным экономическим, интеллектуальным и военнотехническим потенциалом /2/. Главной причиной противоречивого, а отсюда нестабильного и агрессивного мирового порядка является ассиметричность его социального развития. Это обуславливается стремительной изменчивостью среды обитания человечества, а также высокой динамикой общественных процессов.

Особую роль играют США в мироустройстве современности, а также глобальная гегемония Запада, которые построили новую социальную модель - это так называемое "общество 20:80", в котором "лишними" оказываются четыре пятых человечества.

Углубленное исследование проблем безопасности миропорядка как отечественными, так и западными учеными доказывает, что апологетика "рыночного отбора" постепенно сформировала совершенно новую идейную атмосферу, носящую оттенок откровенного социал-дарвинизма. Культ ничем не сдерживаемой силы, философия успеха любой ценой означают полный отказ правленческих решений. сдерживаемой силы, философия успеха любой ценой означают полный отказ от идеалов Просвещения, которыми жила Европа в течение нескольких столетий: идеалов гуманизма,

социальной солидарности, христианского

сострадания, всеобщего права на развитие и прогресс.

Главной составляющей угроз насилия и террора, агрессивности является раскол глобального человечества на "мировую элиту" и всех остальных в идеологическом отношении принял характер откровенного расизма. Именно

расистский характер носят новые выводы культурологов о том, что медленное развитие восточных стран объясняется не внешними причинами, а неподходящим "человеческим материалом", негодной ментальностью их граждан, носящей "отсталый", "традиционалистский"

характер. В соответствии с рекомендациями культурологов в странах восточных и, прежде всего, в России, применяются меры особой социальной инженерии, призванные "исправить" менталитет, воздействовать на систему нравственных ценностей, способствовать тотальному разрушению национального сознания. Только население с искаженным национальным сознанием может принять как данность стирание собственного национального лица, утрату статуса развитого государства и превращение в питательную сырьевую среду для западных стран.

При решении проблем взаимоотношения Запада и России для современной российской власти следует рекомендовать обратить внимание на то, что предметом специальной стратегии глобализаторов является разрушение в странах Востока исторически сложившихся крупных суперэтнических синтезов. Крупнейшим подобным межэтническим образованием был советский народ. Идеологическим обоснованием дискредитации крупных межэтнических образований является, с одной стороны, объявление их империями, с другой, - доказательство архаичности, устарелости

государственных суверенитетов, несовременности и реакционности стремления отгородиться от "открытости" как неумолимого веления времени. В качестве идейного инструмента разрушения используются две идеи: прав народов на

самоопределение и идея прав личности, отвергающей тесноту национальных границ и стремящейся к свободному статусу гражданина мира.

Особенно очевидным становится, что на практике, вместо ускоренной модернизации,

происходит превращение тысячелетиями

складывавшихся суперэтнических синтезов, в приходящие в упадок, дичающие, отсталые местечки, ресурсами которых легко завладевают глобальные управленцы и, поэтому, результатом является, глобальный мировой рынок подразумевающий утрату национального

суверенитета над ресурсами страны. Принадлежат они теперь тем, кто способен их оплатить.

Сделанные выводы, полученные в ходе изучения современного этапа развития кризисного состояния мировой экономики, в которую втянута также Россия, из-за несвоевременно продуманной политики проводимой властью, говорят о том, что выстраиваемая диктатура всемирного рынка демонстрирует невероятную нетерпимость к тем, кто не приспособлен жить по рыночным законам, даже если к их числу принадлежит большинство человечества. Нерентабельными объявляются социальное государство, наука, культура,

образование, система социально-гуманитарных

гарантий, авансирование молодого поколения, высокие образцы искусства. Мировой рыночный отбор на наших глазах превращает глобальный мир в глобальный геноцид.

Неоспоримым фактом, скорее аксиомой, является то, что составляющей российской действительности является ее особая духовность. Но мы все явственнее приходим к выводу, что ХХ век, отбросив духовность, поставил в центр человека экономического - homo economicus, подчинил людей экономике и превратил экономические и технологические критерии в главное мерило людей, стран и цивилизаций, принудил расположить страны в иерархии, подобно ступеням единой лестницы, поставив на верхнюю ступень западную цивилизацию как наиболее технически и технологически развитую.

В качестве рекомендаций можно предложить другую не менее достойную схему мировой составляющей. Противостоять угрожающему всему человечеству натиску Запада способен только консолидированный Восток в культурологическом смысле. Это, прежде всего, Россия как центр реинтеграции временно рассеянного постсоветского пространства, образующего уникальную общность -Евразийскую цивилизацию. Это различные формы союзов и взаимодействий с крупнейшими государствами континента: Китаем, Индией,

Ираном. Духовные сокровищницы Востока способны дать миру спасительную идейную альтернативу.

Прогнозируемые события, можно представить так: России в новой фазе собирания своих сил предстоит уже для себя построить образ иного будущего. Предстоит смена идентичности: отказ от западного неолиберализма, навязанного стране, возвращение на прерванный путь собственного национального развития, обращение к глубочайшим культурным традициям восточного христианства и евразийства, поиск взаимопересечений традиций русской духовности и наследия цивилизаций Востока. В России специфика православия в сочетании с идеалами европейского Просвещения сохранила духовно-телеологические интенции, касающиеся высших смыслов бытия. То же мы находим и в индийской, и китайской философии. Громадный потенциал русской духовной культуры связан, прежде всего, с ее этикоцентризмом и космоцентризмом. Эти идейные основания способны выдвинуть на первый план цивилизации Востока и дать импульс для решения духовнонравственной задачи спасения мира, все глубже погружаемого в социал-дарвинистские джунгли естественного рыночного отбора /3/.

Не менее важной среди проблем национальной безопасности является

демографическая политика России. Где была осуществлена попытка доказать, что общество потребления не терпит многодетности, Конечно, демографические проблемы порождены целым

комплексом причин, среди которых и урбанизация, и падение уровня религиозности, и уровень общего образования, и многое другое. Эти причины связаны между собой, они выступают как комплекс, но переломить демографическую ситуацию можно исключительно изменив механизм общества

потребления.

За исключением небольшого числа идеологов рыночной экономики обществоведы сходятся в том, что Россия втянулась в демографическую

катастрофу, еще в конце 80-х которую никто не ждал. Поскольку считается, что после 1991 года Россия пошла, наконец, по правильному пути, т. е вслед за Западом, то спад рождаемости у нас считается признаком верности этого пути. "Низкая рождаемость - признак богатства" и этот признак Россия в ходе реформы якобы уже приобрела. По существу это демографическая

катастрофа, последствия которой можно с

очевидностью считать ужасными, а вернее всего грозящими национальной безопасности. Если же говорить о конкретном историческом моменте, т.е. о последних годах - Россия никак не напоминает Запад, мы переживаем именно катастрофу, признаки которой различимы в демографической динамике последних лет. Еще ни одна страна ни одно общество, в котором деторождение хорошо регулируется на уровне семьи, не переживало в мирное время такого кризиса. Реформы перенесли на нашу почву нечто такое, прямо не связанное с богатством или бедностью, что вызывало взрывное падение рождаемости. Нас просто обязали пробежать, догоняя Запад, этот путь за десять лет.

Утрата "материнского инстинкта" - болезнь именно среднего класса буржуазного общества, являющаяся болезнью духа, прямо не предопределяемой уровнем материального благосостояния. Эта "болезнь" среднего класса является " заразной" и распространяется среди слоев населения бедных стран, которые сами себя считают средним классом и приняли мировоззренческие установки, хотя по западным меркам их можно причислить к бедноте. Самая важная черта среднего класса в отношении деторождения - это пессимизм, его на Западе называют "антропологический пессимизм". Всякий индивидуализм направлен, прежде всего, против семьи. Пессимизм и индивидуализм подавляют веру в счастливое будущее ребенка рожденного в любви, его будущее и как только появились простые и эффективные

противозачаточные средства, число рождений пошло на убыль.

Известно, что православие - это общинное мировоззрение, радостное коллективное мировосприятие. Еще более жизнерадостным было чувство советского человека. Оно всегда было наполнено верой в лучшее будущее, "уверенность в завтрашнем дне" не сводилась только к сытости.

Нынешняя российская элита в существовании собственного народа не заинтересована. Ее благосостояние зависит от "Трубы". Для обслуживания трубы вполне хватит трех, четырех десятков миллионов, а остальные просто становятся балластом. На каждого жителя России только на отопление расходуется около трех тонн условного топлива в год. Представим себе, что при сокращении населения на один миллион человек, 3000000 тонн энергоносителей освобождается для экспорта. Современные эли ты Запада тоже не заинтересованы в поддержании численности собственных народов, хотя и по другим причинам. Именно в позиции правящих элит кроется основная причина депопуляции как России, так и Запада. Если государство действительно хочет, то оно всегда может поднять или понизить рождаемость до желаемого уровня, а методы соответствующие найдутся.

В качестве выхода из "демографической ямы" грозящей потерей национального суверенитета, невозможностью в ближайшем будущем защитить свои национальные границы, предлагаются в качестве программы следующие составляющие: содействовать наиболее широкой информативной поддержке инициатив президента РФ, направленных на решение демографических проблем, в частности на повышение рождаемости; сформировать позитивное отношение репродуктивной части населения к среднедетной модели репродуктивного поведения и среднедетной семьи.

Литература

1. Доклад о развитии человека. Программа развития ООН. - Нью-Йорк, 1999.

2. Мартин Г.П., Шуман X. Западная глобализация. Атака на процветание и демократию / Г.П. Мартин, X. Шуман. - М., 2001.

3."Видимые руки". Ответственность за социальное развитие. Доклад Исследовательского института по проблемам социального развития при ООН. По материалам форума "Женева-2000". М., 2001.

Воронежский государственный технический университет

PROBLEM OF SAFETY OF THE MODERN WORLD V.V. Glotova, M.B. Plohinova

Necessity of transition, in the conditions of globalisation of the modem world, to new type of the social relations based on principles of pluralism and tolerance, becomes obvious at the analysis of a crisis state of existing system of the international relations constructed on principles of domination and submission

Key words: the sustainable development concept, tolerance, national safety, the demographic policy, terrorism, violence

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.