Известия ТРТУ
Специальный выпуск
ББК 88.4
Н.А. Лызь ПРОБЛЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ
1. Безопасность человека мы определяем как его физическое и психологическое здоровье «плюс» его развитие в направлении гармонизации отношений с окружающими людьми, природой, самим собой. При этом человек рассматривается с точки зрения единства материальной, энергетической и информационных структур.
2. Традиционно в обучении безопасности жизнедеятельности основное внимание уделяется обеспечению безопасности человека в аспекте целостности и нормального функционирования его анатомо-физиологической структуры, что само по себе является необходимым, но не может быть достаточным условием развития личности безопасного типа. Не менее важным в этом процессе представляется обеспечение безопасности информационно-психологической структуры человека.
3. Необходимость отражения данного компонента в содержании образования обусловлена рядом факторов. Во-первых, современная наука рассматривает любой живой организм, в том числе и человека, как открытую систему, то есть существующую в потоке вещества, энергии и информации.
,
обеспечить посредством упорядочивания внешних и внутренних воздействий лишь на часть его подструктур. Во-вторых, информационное воздействие, хотя и являясь энергетически слабым, способно нанести человеку несоизмеримо больший вред по сравнению с физическим воздействием (разрушение целостности личности, «зомбирование»). В-третьих, с развитием информационных и психотехнологий, расширяются возможности информационного воздействия на человека.
4. « » .
Объем и качество воспринимаемой информации зависит от пропускной способности фильтра восприятия, которая согласно В.А. Непомнящему, обуславливается тремя факторами: пропускной способностью органов восприятия, неосознанными управляющими воздействиями, осознанными
.
5. В качестве одной из задач развития личности безопасного типа необходимо рассматривать формирование у обучающихся мотивов, а также
, -пускания фильтра восприятия и собственной реакцией на внешние инфор-
.
УДК 002.63:159.9
..
ВИРТУАЛИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ
Понятие «сознание» остается в ряду тех неопределенностей, о которых в естественных науках до сих пор идет спор и осуществляется непрерывный поиск адекватных моделей и соответствующих определений их