Научная статья на тему 'Проблема бедности в России и ее экономические истоки'

Проблема бедности в России и ее экономические истоки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
716
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
безработица / причины безработицы / средняя заработная плата в Пензенской области / unemployment / causes of unemployment / average wages in Penza region

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыжкова Юлия Анатольевна, Поликашина Валерия Андреевна, Шиганова Мария Александровна

Актуальность и цели. Сегодня проблемы социальной сферы являются в России одними из наиболее острых. Среди них больше всего выделяется проблема бедности. Возможно, ее актуальность связана с недавним экономическим кризисом 2008 г. Проблема бедности относится к числу наиболее широко обсуждаемых в российской политике и науке. Цель работы: проанализировать ситуацию на рынке труда Пензенской области, рассмотреть социальную политику России и выработать пути решения проблемы бедности. Материалы и методы. Реализация исследовательских задач в отношении Пензенской области была достигнута на основе анализа статистических данных об уровне безработицы Пензенской области в сравнении с другими регионами России, изложенных в экономическом исследовании РИААналитики. По этим данным рассмотрена динамика изменения тренда безработицы анализируемой области в сравнении с другими регионами России. В дальнейшем были рассмотрены более подробные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, которые позволили выявить позитивные изменения уровня безработицы в регионе. Также были рассмотрены основные направления социальной политики России как один из наиболее результативных методов борьбы с безработицей. Методологический потенциал включает методы сравнительного правового анализа, которые позволяют сопоставить показатели безработицы как в соотнесении регионов страны, так и различных данных по Пензенской области, таких как уровень безработицы, заработная плата и др. Результаты. Изучена ситуация в социальной сфере России и Пензенской области в особенности. Проанализирована динамика уровня безработицы по Пензенской области. Выявлена ситуация на региональном рынке труда. Рассмотрены направления социальной политики Российской Федерации. Выводы. Безработица приводит к бездеятельности определенной части трудоспособного населения, как следствие, к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам. А современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных работниках, способных творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей. Перспективная социальная политика РФ будет направлена на устойчивое и динамичное повышение качества жизни, решение демографических и социальных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POVERTY IN RUSSIA AND ITS ECONOMIC ORIGINS

Background. Nowadays, the problems of the social sphere are one of the sharpest in Russia. The poverty problem is the most outstanding of them. Probably, its relevance is connected with the economic crisis of 2008. The problem of poverty is the most widely discussed in the Russian politics and science. The goal of the study is to analyze a situation on the labor market of the Penza region, to consider the social policy of Russia and to develop solutions to the poverty problem. Materials and methods. Realization of the research objectives concerning the Penza region was achieved on the basis of the analysis of unemployment rate’s statistics of the Penza region in comparison with other regions of Russia, reflected in the economic research by RIA-Analytics. According to these data the authors studied the dynamics of the unemployment trend’s changes in the Penza region in comparison with other regions of Russia. Then the researchers took a detailed consideration of the data by the State Statistics Service on the Penza region which allowed to identify positive changes of the unemployment rate in the region. Also the main directions of the social policy of Russia were considered as one of the most productive methods of fighting unemployment. The methodology includes the methods of comparative analysis which allow to compare unemployment indicators as comparing regions of the country, and various data on the Penza region, such as the unemployment rate, salary, etc. Results. The situation in the social sphere of Russia and especially of the Penza region was studied. The unemployment rate dynamics across the Penza region was analysed. The situation on the regional labor market was revealed and the directions of the social policy of the Russian Federation were considered. Conclusions. Unemployment leads to inactivity of a certain part of employable population, leading to qualification loss, decline of moral foundations, family disintegration, public and political disorders. And the modern market economy needs highly skilled workers who are creative in their duties, can take extraordinary decisions and bear responsibility for them, as well as can search for new constructive ideas. The prospective social policy of the Russian Federation will be aimed at steady and dynamic improvement of life quality, solution of demographic and social problems.

Текст научной работы на тему «Проблема бедности в России и ее экономические истоки»

УПРАВЛЕНИЕ В ЭКОНОМИКЕ

УДК 330.1

Ю. А. Рыжкова, В. А. Поликашина, М. А. Шиганова

ПРОБЛЕМА БЕДНОСТИ В РОССИИ И ЕЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИСТОКИ

Аннотация.

Актуальность и цели. Сегодня проблемы социальной сферы являются в России одними из наиболее острых. Среди них больше всего выделяется проблема бедности. Возможно, ее актуальность связана с недавним экономическим кризисом 2008 г. Проблема бедности относится к числу наиболее широко обсуждаемых в российской политике и науке. Цель работы: проанализировать ситуацию на рынке труда Пензенской области, рассмотреть социальную политику России и выработать пути решения проблемы бедности.

Материалы и методы. Реализация исследовательских задач в отношении Пензенской области была достигнута на основе анализа статистических данных об уровне безработицы Пензенской области в сравнении с другими регионами России, изложенных в экономическом исследовании РИА-Аналитики. По этим данным рассмотрена динамика изменения тренда безработицы анализируемой области в сравнении с другими регионами России. В дальнейшем были рассмотрены более подробные данные Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области, которые позволили выявить позитивные изменения уровня безработицы в регионе. Также были рассмотрены основные направления социальной политики России как один из наиболее результативных методов борьбы с безработицей. Методологический потенциал включает методы сравнительного правового анализа, которые позволяют сопоставить показатели безработицы как в соотнесении регионов страны, так и различных данных по Пензенской области, таких как уровень безработицы, заработная плата и др.

Результаты. Изучена ситуация в социальной сфере России и Пензенской области в особенности. Проанализирована динамика уровня безработицы по Пензенской области. Выявлена ситуация на региональном рынке труда. Рассмотрены направления социальной политики Российской Федерации.

Выводы. Безработица приводит к бездеятельности определенной части трудоспособного населения, как следствие, к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам. А современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных работниках, способных творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей. Перспективная социальная политика РФ будет направлена на устойчивое и динамичное повышение качества жизни, решение демографических и социальных задач.

Ключевые слова: безработица, причины безработицы, средняя заработная плата в Пензенской области.

Yu. A. Ryzhkova, V. A. Polikashina, M. A. Shiganova POVERTY IN RUSSIA AND ITS ECONOMIC ORIGINS

Abstract.

Background. Nowadays, the problems of the social sphere are one of the sharpest in Russia. The poverty problem is the most outstanding of them. Probably, its relevance is connected with the economic crisis of 2008. The problem of poverty is the most widely discussed in the Russian politics and science. The goal of the study is to analyze a situation on the labor market of the Penza region, to consider the social policy of Russia and to develop solutions to the poverty problem.

Materials and methods. Realization of the research objectives concerning the Penza region was achieved on the basis of the analysis of unemployment rate's statistics of the Penza region in comparison with other regions of Russia, reflected in the economic research by RIA-Analytics. According to these data the authors studied the dynamics of the unemployment trend's changes in the Penza region in comparison with other regions of Russia. Then the researchers took a detailed consideration of the data by the State Statistics Service on the Penza region which allowed to identify positive changes of the unemployment rate in the region. Also the main directions of the social policy of Russia were considered as one of the most productive methods of fighting unemployment. The methodology includes the methods of comparative analysis which allow to compare unemployment indicators as comparing regions of the country, and various data on the Penza region, such as the unemployment rate, salary, etc.

Results. The situation in the social sphere of Russia and especially of the Penza region was studied. The unemployment rate dynamics across the Penza region was analysed. The situation on the regional labor market was revealed and the directions of the social policy of the Russian Federation were considered.

Conclusions. Unemployment leads to inactivity of a certain part of employable population, leading to qualification loss, decline of moral foundations, family disintegration, public and political disorders. And the modern market economy needs highly skilled workers who are creative in their duties, can take extraordinary decisions and bear responsibility for them, as well as can search for new constructive ideas. The prospective social policy of the Russian Federation will be aimed at steady and dynamic improvement of life quality, solution of demographic and social problems.

Key words: unemployment, causes of unemployment, average wages in Penza region.

Сегодня проблемы социальной сферы являются в России одними из наиболее острых. Среди них больше всего выделяется проблема бедности. Возможно, ее актуальность связана с недавним экономическим кризисом 2008 г. Проблема бедности относится к числу наиболее широко обсуждаемых в российской политике и науке.

Бедность рассматривают как характеристику экономического положения индивида или группы, при котором они не могут сами оплатить стоимость необходимых благ. Бедность - неспособность поддерживать определенный приемлемый уровень жизни [1]. Бедность - это состояние, при котором насущные потребности человека превышают его возможности для их удовлетворения [2].

Различные эксперты в области экономики выделяют множество причин возникновения бедности в обществе, ниже перечислены основные из них:

- экономические, составляют такие факторы, как безработица, низкая заработная плата, низкая производительность труда, неконкурентоспособность отрасли;

- социально-медицинские, включают инвалидность, старость, высокий уровень заболеваемости;

- демографические, вызваны существованием неполных семей, большим количеством иждивенцев в семье;

- социально-экономические, возникают при низком уровне социальных гарантий в стране;

- образовательно-квалификационные, т.е. низкий уровень образования, недостаточная профессиональная подготовка;

- политические, возникают вследствие военных конфликтов и вынужденной миграции;

- регионально-географические, вызваны неравномерным развитием регионов.

Однако существует не только научный взгляд на причины возникновения бедности. Общественное мнение, на наш взгляд, является также объективным источником информации. Одним из способов получения сведений об отношении жителей страны к тем или иным значимым проблемам является опрос населения.

Участникам опроса предложили перечислить все возможные, с их точки зрения, причины бедности [3]. Более трети опрошенных главной причиной назвали, с одной стороны, низкие зарплаты и пенсии, а с другой - высокие цены на коммунальные услуги и продукты (34 %). 26 % видят причину бедности в высоком уровне безработицы. 22 % участников опроса убеждены, что в бедности граждан в первую очередь виновато государство и коррумпированные чиновники. 4 % респондентов причиной бедности граждан называют "нестабильную экономическую обстановку в стране", "развал хозяйства". 24 % опрошенных обвиняют не государство и не объективные обстоятельства, а самих бедных, утверждая, что последние ленивы и безынициативны, склонны к пьянству. Кроме того, некоторые люди полагают, что к бедности приводят проблемы со здоровьем, не позволяющие человеку много работать, возраст (3 %), "личные обстоятельства" (3 %), а также низкий уровень образования и низкая квалификация (2 %) [3].

Бедность возникает из таких факторов, как общий уровень производства и производительность, из структуры рынка труда и ассоциируется с трудовыми процессами. Неравенство в доступе к рынкам труда необходимо понимать как часть процесса социальной и экономической стратификации, одним из результатов которого является бедность. Дифференциация и неравенство на рынке труда первичным образом обусловливают дифференциацию в уровне жизни - сами по себе важные определители общего уровня бедности. В широком смысле бедность отражает превалирование на рынке труда низкооплачиваемых работ и процессов, нестабильную, часто граничащую с безработицей занятость, которые толкают людей в безработицу и экономическую неактивность. Реальный уровень безработицы по оценке значительно выше за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю. В настоящее время потенци-

альный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет примерно 20 % экономически активного населения. Реальный уровень безработицы может быть и ниже за счет лиц, занятых в неформальной экономике. Ненаблюдаемая экономика охватывает незарегистрированные операции юридических лиц и деятельность сектора домашних хозяйств, не поддающихся прямому статистическому наблюдению вследствие различных причин. Человек может включаться в сферу занятости и создавать материальные ценности, вовсе не появляясь на рынке труда. Это труд в домашнем хозяйстве по производству продукции сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства. Влияние безработицы на бедность самое большое, когда глава семьи лишается рабочего места, особенно если это - единственный источник семейного дохода. Потеря занятости грозит чем-то большим, нежели потерей дохода - выпадением из сети привычных сообществ. В рыночной экономике «полная занятость» постоянно сопровождается безработицей, когда часть работоспособного населения временно или постоянно не имеет работу. Добиться того, чтобы было занято все трудоспособное население, практически невозможно. Одни вступают в рабочую силу, другие выходят из ее состава, третьих увольняют, четвертые находятся в поисках рабочего места, т.е. происходит нормальное, объективное движение рабочей силы, часть которой остается без работы на какой-то промежуток времени. Чрезмерная безработица влечет за собой большие экономические и социальные издержки. Безработица приводит к бездеятельности определенной части трудоспособного населения, как следствие, к потере квалификации, упадку моральных устоев, распаду семьи, к общественным и политическим беспорядкам. А современная рыночная экономика нуждается в высококвалифицированных работниках, способных творчески подходить к выполнению своих функций, принимать неординарные решения, нести ответственность за них, осуществлять поиск новых конструктивных идей [1].

Рассмотрим нынешнюю ситуацию на рынке труда в Пензенской области. Численность экономически активного населения к концу января 2013 г. составила 713,5 тыс. чел., в их числе 677,6 тыс. чел., или 95,0 %, экономически активного населения были заняты в экономике и 35,9 тыс. чел. (5,0 %) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной Организации Труда они классифицируются как безработные). В органах государственной службы занятости зарегистрировано в качестве безработных 6,83 тыс. чел., или 0,96 %, экономически активного населения (табл. 1).

По данным табл. 2, приведенной ниже, мы определили уровень безработицы.

К концу января 2013 г. в органах государственной службы занятости состояло на учете 7,4 тыс. не занятых трудовой деятельностью граждан, из них 6,8 тыс. чел. имели статус безработного (табл. 3).

Очевидно, что количество безработных по Пензенской области медленно сокращается, что подтверждается также рейтингом Пензенской области среди регионов России по уровню безработицы. Однако в I квартале 2011 г. Пензенская область занимала 76 место среди российских регионов (табл. 4), то уже во II квартале этого же года поднялась на 64 (табл. 5), что говорит о том, что другие регионы проводят более эффективную социально-экономическую политику.

гп о

о о

3

о' (л О

го'

о

о

о <0 ГО

3

ГО 3

ГО о

о о

Таблица 1

Динамика численности экономически активного населения [4]

Месяц Экономически активное население в том числе:

тыс. чел. в %к соответствующему периоду предыдущего года занятые безработные безработные, зарегистрированные в службах занятости

тыс. чел. в % к соответствующему периоду предыдущего года тыс. чел. в %к соответствующему периоду предыдущего года тыс. чел. в % к соответствующему периоду предыдущего года

2012 г.

Ящарк 696,4 103,4 659,7 103,5 36,7 100,5 7,73 87,5

Февраль 673,5 100,4 637,8 100,5 35,7 98,1 7,73 86,4

Март 670,8 99,6 635,9 99,8 34,9 96,4 7,73 86,7

Апрель 671,5 101,8 635,9 101,$ 35,5 99,4 7,69 87,8

Май 685,3 102,4 6:50,5 102,8 34,8 596,1 7,66 88,7

Июнь 694,9 103,5 660,2 103,8 34,7 97,2 7,46 90,2

Июль 715,2 104,3 679,1 104,1 36,1 99:2 7,28 89,0

Август 747,4 109,3 710,0 109,7 37,4 103,3 7,18 88,0

Сентябрь 748,7 106,3 711,0 106,6 37,7 101,1 7,04 88,а

Октябрь 745,0 105.5 707,6. 105,8 37,4 100,0 6,91 86,4

Ноябрь 72.2,0 101,1 685,9 101,3 36,1 97,8 6,83 85,5

Декабрь 707,5 99,7 672,4 100,1 35,1 93,1 6,83 88,3

2013 г.

Январь 713,5 102,5 677,6 102,7 35,9 97,8 6,83 88,3

ю

N0 О

О) *

0

1

0 §

с ■с

ГО

с

ГО

1

о ^

с

43

0 §

ГО

1 с

ГО <»

0

1

о

ю

с

Л:

го

о

Уровень безработицы

Таблица 2

Месяц Экономически актит-оо население, тыс. чел. Безработные, тыс. чел. Безработные^ ^регистрированные в службах занятости, тыс. чел. Общее число безработных, тыс. чел. Уровень безработицы, %

2012

Январь 696,4 36,7 7,73 44,43 6,38

Февраль Щ,5 35.7 7,73 43,43 6,45

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Март 670,8 34,9 7,73 42,63 6,36

Апрель 671,5 35,6 7,69 43,29 6,45

Май 685,3 34,8 7,6| 42,46 6,20

Июнь 694,9 34,7 7,41 42,.1:6 6,07

Июль 715,2; 36,1 7,28 43,38 6,07

Ашуст 747,4 37,4 7,18 44,58 5,97

Сентябрь 748,7 37,7 7,04 44,74 5,98

Октябрь 745 37,4 6,91 44,31 5895

Ноябрь 722 36,1 6,83 42,93 5,95

Декабрь 707,5 35,1 6,83 41,93 5,93

2013

Январь 713,5 35,9 6,83 42,73 5,99

5 <»

п> о

3 §

о; о

Е §

■с

П> £

О"

><

0 <»

П> О, П>

1 С Сс

О <»

§ N

о *

с Сс ТЗ П> со С

0

1

С 2 п>

тз

о

о п>

П>

о. <о

<5" о

п> <3 о'

3

Таблица 3

Динамика числа незанятых граждан, состоящих на учете в службе занятости на конец месяца [4]

Из них имеют статус безработного

Число незанятых в % к:

Месяц граждан, состоящих соответствую-

на учете в службе чел. предыдущему щему месяцу

занятости, чел. месяцу предыдущего года

2012 г.

Январь 8296 7735 100,0 87,5

Февраль 8145 7735 100,0 86,4

Март 8251 7727 99,9 86,7

Апрель 8205 7688 9,5 87,8

Май 8159 7665 99,7 88,7

Июнь 7819 7460 97,3 90,2

Июль 7723 7277 97,5 89,0

Август 598 7182 98,7 88,0

Сентябрь 7553 7041 98,0 88,0

Октябрь 7258 6906 98,1 86,4

Ноябрь 7324 6832 98,9 85,5

Декабрь 7109 6828 99,9 88,3

2013 г.

Январь 7405 6827 100,0 88,3

Таблица 4

Уровень безработицы по итогам I квартала 2011 г. по регионам [5]

Место Регион Уровень безработицы, % Изменение уровня безработицы с начала года, п.п. Количество безработных, тыс. чел. Тренд безработицы

1 Республика Ингушетия 48,8 -2,8 119,1 i

76 Пензенская область 5,4 -1,2 36,2 i

77 Магаданская область 5,3 -0,4 5,4 i

82 г. Санкт-Петербург 2,4 -0,2 65,7 i

83 г. Москва 1,8 0,1 112 Î

По данным выборочных обследований населения по проблемам занятости в среднем за сентябрь-ноябрь 2013 г. уровень безработицы в Пензенской области составил 4,7 [8].

Безработица не является единственной экономической причиной бедности. Заработная плата также влияет на уровень жизни населения.

Таблица 5

Рейтинг регионов по уровню безработицы по итогам II квартала 2011 г. [6]

Место Регион Уровень безработицы, % Изменение уровня безработицы по сравнению со II кв. 2010 г., п.п. Количество безработных, тыс. чел. Тренд безработицы

1 Республика Ингушетия 48,5 -2,1 118,5 т

64 Пензенская область 5,3 -1,2 35,7 4

65 Красноярский край 5,3 -0,8 83,1 4

82 г. Санкт-Петербург 1,8 -1,0 48,5 4

83 г. Москва 1.5 -0,3 93,9 4

Средняя номинальная заработная плата, начисленная за январь 2013г., в крупных, средних и малых организациях составила 18138,0 руб. По сравнению с декабрем 2012 г. она уменьшилась на 22,2 %, по сравнению с январем 2012 г. увеличилась на 12,4 %. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в январе 2013 г. составила 17951,3 руб., или 77,0 %, к уровню декабря 2012 г. и 105,6 % - к уровню января 2012 г. По предварительным данным Минобразования среднемесячная заработная плата учителей за январь 2013 г. составила 19074,0 руб., по сравнению с декабрем 2012 г. уменьшилась на 12,1 % (на 2622,0 руб.). По данным Мин-здравсоцразвития среднемесячная заработная плата врачей за январь 2013 г. составила 20770,0 руб., по сравнению с декабрем 2012 г. уменьшилась на 37,9 % (на 12661,0 руб.). По данным Министерства культуры и архива среднемесячная заработная плата работников культуры за январь 2013 г. составила 10470,0 руб., по сравнению с декабрем 2012 г. уменьшилась на 5,6 % (на 620,0 руб.) [4].

Однако средняя заработная плата не показывает реальную ситуацию на рынке труда. Возьмем в качестве примера зарплаты педагогов. Как выяснилось, самые обеспеченные преподаватели работают в ПГУАС. В Пензенском государственном университете архитектуры и строительства наставники будущих строителей и архитекторов получают в полтора раза больше средней по региону зарплаты - 30 тыс. руб. По нашему мнению, это сравнительно высокая заработная плата. К примеру, в Сердобском филиале Пензенского государственного университета в среднем расписываются в ведомости за 13 тыс. руб. По словам Александры Покровской, «педагоги... учебных заведений, видимо, работают на чистом энтузиазме. У них зарплата ниже средней по региону. Среди «счастливчиков» сельхозакадемия - 17 тыс. 200 руб., Каменский технологический институт и Зареченский технологический институт -по 16 тыс. руб. Пензенский институт технологий и бизнеса - 17 тыс. 100 руб.» [7].

Основной способ борьбы с бедностью - это такая политика, которая была бы направлена на экономический рост. В России социальная политика несколько слабее, чем в развитых странах, поэтому бедный в России получает значительно меньше помощи, чем бедный в других странах [8].

В соответствии с Основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 г. в предстоящем периоде предстоит обеспечить устойчивое и динамичное повышение качества жизни, решение демографических и социальных задач.

В связи с этим работа Министерства в среднесрочный период будет направлена на решение следующих основных задач:

• совершенствование трудового законодательства;

• актуализация квалификационных требований к работникам, предъявляемым рынком труда;

• повышение заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы;

• поэтапный переход к системе «эффективного контракта»;

• развитие пенсионной системы, обеспечивающей повышение пенсий, сбалансированное с финансовыми источниками;

• принятие дополнительных мер по стимулированию рождения в семьях второго и третьего ребенка;

• модернизация системы социальных гарантий и социальной поддержки граждан;

• внедрение современных механизмов реабилитации инвалидов, содействующих их возвращению к трудовой жизни;

• создание для инвалидов доступной среды жизнедеятельности;

• полное обеспечение инвалидов современными техническими средствами технической реабилитации;

• повышение доступности занятости инвалидов, в том числе на создаваемых для них специализированных рабочих местах [9].

Приоритетные задачи Министерства определены в Государственных программах Российской Федерации:

• «Содействие занятости населения» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2012 г. № 2149-р);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• «Социальная поддержка граждан» (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2012 г. № 2553-р);

• «Доступная среда» на 2011-2015 г. (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. № 2181-р);

• «Развитие пенсионной системы» (в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2013 г. № ОГ-П12-681 проект государственной программы будет представлен в Правительство Российской Федерации до 1 сентября 2013 г.) [9].

В 15 субъектах Российской Федерации (республиках Северного Кавказа, республиках Адыгея, Алтай, Бурятия, Калмыкия, Марий Эл и Тыва, Алтайском и Забайкальском краях, Курганской области), отнесенных к территориям с напряженной ситуацией на рынке труда, реализовывались дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, включающие в себя:

• опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, включая работников, находящихся под риском увольнения (простой, введение режима неполного рабочего времени, проведение мероприятий по высвобождению работников);

• стажировку выпускников учреждений профессионального образования, в том числе в других субъектах Российской Федерации;

• профессиональное обучение и аттестацию ищущих работу граждан с целью получения документа, удостоверяющего профессиональную квалификацию;

• стимулирование работодателей, осуществляющих деятельность в субъектах Российской Федерации с уровнем регистрируемой безработицы ниже среднероссийского показателя, к замещению свободных рабочих мест (вакантных должностей) признанными в установленном порядке безработными гражданами и гражданами, ищущими работу, проживающими в субъектах Российской Федерации с напряженной ситуацией на рынке труда;

• содействие трудоустройству безработных граждан на дополнительные рабочие места, созданные гражданами из числа безработных, открывших собственное дело в рамках региональных программ по снижению напряженности на рынке труда [9].

Список литературы

1. Давыдова, Н. М. Депривационный подход в оценках бедности / Н. М. Давыдова // Социологические исследования (Социс). - 2003. - № 6. - С. 88-96.

2. Словарь гендерных терминов / под ред. А. А. Денисовой // Региональная общественная организация «Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты». - М. : Информация XXI век, 2002. - 256 с.

3. Всероссийский опрос городского и сельского населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республик всех экономико-географических зон. - М. : Фонд «Общественное мнение», 2004.

4. URL: http://pnz.gks.ru/

5. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/unemployment.pdf

6. URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/unemployment_2.pdf

7. Покровская, А. Зарплату педагогов посчитали / А. Покровская // Любимая газета. - 2012. - № 49, 5 декабря.

8. Федеральная служба государственной статистики. - URL: http://www.gks.ru

9. URL: http://www.rosmintrud.ru/ministry/budget/reports/2013-2015

References

1. Davydova N. M. Sotsiologicheskie issledovaniya (Sotsis) [Sociological research]. 2003, no. 6, pp. 88-96.

2. Regional'naya obshchestvennaya organizatsiya «Vostok-Zapad: Zhenskie Inno-vatsionnye Proekty» [Regional public organization "East-West: Women's unnivative projects"]. Moscow: Informatsiya XXI vek, 2002, 256 p.

3. Vserossiyskiy opros gorodskogo i sel'skogo naseleniya v 100 naselennykh punktakh 44 oblastey, kraev i respublik vsekh ekonomiko-geograficheskikh zon [All-Russian survey of urban and rural population in 100 settlements of 44 regions and republics in all economic-geographic zones]. Moscow: Fond «Obshchestvennoe mnenie», 2004.

4. Available at: http://pnz.gks.ru/

5. Available at: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/unemployment.pdf

6. Available at: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/unemployment_2.pdf

7. Pokrovskaya A. Lyubimayagazeta [Favourite newspaper]. 2012, no. 49, 5 Dec.

8. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Federal service of state statistics]. Available at: http://www.gks.ru

9. Available at: http://www.rosmintrud.ru/ministry/budget/reports/2013-2015

Рыжкова Юлия Анатольевна

кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономической теории и мировой экономики, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: ulya_01@list.ru

Поликашина Валерия Андреевна

студентка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: valeriyapolikashina@yandex.ru

Шиганова Мария Александровна

студентка, Пензенский государственный университет (Россия, г. Пенза, ул. Красная, 40)

E-mail: masha1234_94@mail.ru

Ryzhkova Yuliya Anatol'evna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and world economy, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Polikashina Valeriya Andreevna Student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

Shiganova Maria Aleksandrovna Student, Penza State University (40 Krasnaya street, Penza, Russia)

УДК 330.1 Рыжкова, Ю. А.

Проблема бедности в России и ее экономические истоки /

Ю. А. Рыжкова, В. А. Поликашина, М. А. Шиганова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Экономические науки. - 2014. -№ 1. - С. 45-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.