Научная статья на тему 'Проблема антисемитизма во внутренней и внешней политике Франции в годы президентства Франсуа Олланда и пути ее решения'

Проблема антисемитизма во внутренней и внешней политике Франции в годы президентства Франсуа Олланда и пути ее решения Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
376
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. Олланд / М. Вальс / Государство Израиль / Государство Палестина / Германия / еврейская диаспора / антисемитизм / антисионизм / алия

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Полина Борисовна Градусова, Ивановский Государственный Университет Иваново, Россия

Рассматривается политика президента Франции Франсуа Олланда (20122017) по борьбе с проблемой антисемитизма. Описываются меры, предпринятые внутри страны (сотрудничество с еврейской диаспорой) и за рубежом (развитие отношений с Израилем). Деятельность правительства Олланда демонстрируется по временным периодам, что позволяет увидеть изменение политического курса и положения диаспоры. Делается вывод о преобладающем влиянии экономических факторов и фактора политической неоднородности правительства на политику президента. Предлагаются возможные пути решения проблемы антисемитизма во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема антисемитизма во внутренней и внешней политике Франции в годы президентства Франсуа Олланда и пути ее решения»

DOI 10.23859/2587-8344-2017-1-3-4 УДК 94(4)

HISTORIA

Provinciae

Полина Борисовна Градусова

Ивановский государственный университет

Иваново, Россия gradlin@mail.ru

Василий Львович Черноперов

Доктор исторических наук, профессор Ивановский государственный университет

Иваново, Россия vlchernoperov@rambler.ru

Проблема антисемитизма во внутренней и внешней политике Франции в годы президентства Франсуа Олланда и пути ее решения

Аннотация. Рассматривается политика президента Франции Франсуа Олланда (20122017) по борьбе с проблемой антисемитизма. Описываются меры, предпринятые внутри страны (сотрудничество с еврейской диаспорой) и за рубежом (развитие отношений с Израилем). Деятельность правительства Олланда демонстрируется по временным периодам, что позволяет увидеть изменение политического курса и положения диаспоры. Делается вывод о преобладающем влиянии экономических факторов и фактора политической неоднородности правительства на политику президента. Предлагаются возможные пути решения проблемы антисемитизма во Франции.

Ключевые слова: Ф. Олланд, М. Вальс, Государство Израиль, Государство Палестина, Германия, еврейская диаспора, антисемитизм, антисионизм, алия

Введение

Еврейская диаспора во Франции является второй по величине после американской - к 2012 г. она составляла 480 000 человек, что тождественно менее чем 1 % населения страны1. Как и другие национальные диаспоры, еврейская

1Weiner R. France Virtual Jewish History Tour // The Virtual Jewish World. 2017. URL: http://www.jewishvirtuallibrary.org/france-virtual-jewish-history-tour (дата посещения -22.05.2017)

имеет своих представителей в законодательных и исполнительных органах власти. Трудно определить влияние диаспоры в экономике - государство не предоставляет статистические данные подобного рода, систематизированные по национальному признаку. Однако учитывая то рвение, с каким израильское правительство приглашает в страну европейских специалистов-евреев (особенно - французских), мы можем предположить, что их вклад в исследование, развитие и разработки не стоит недооценивать. Сплоченность диаспоры способствует развитию сотрудничества с гражданами и властями на уровне частных организаций, преследующих различные цели, в том числе - цель снижения уровня межнациональной напряженности.

Но до конца устранить нетерпимое отношение к себе евреи не могут. В обществе все еще бытуют стереотипы и теории заговора, рисующие евреев зловещими манипуляторами-кукловодами, подмявшими под себя все сферы общественной жизни. Ранее существовавшие эти взгляды приняли более агрессивную форму за последние годы, ознаменованные правлением Франсуа Олланда.

Цель данной работы - рассмотреть проблему антисемитизма во внутренней и внешней политике Франции в годы президентства Франсуа Олланда и выявить такие ее аспекты, как причины проблемы и пути решения, предлагаемые представителями диаспоры.

Основная часть

Мартовский теракт в Тулузе, унесший жизни трех школьников и учителя еврейской школы, не мог не повлиять на настроения внутри еврейской диаспоры и на электоральную ситуацию 2012 г. Президент Николя Саркози, инициировавший антитеррористическую операцию, многочисленные аресты подозреваемых и усиливший охрану иудейских учреждений, получил поддержку в лице многих евреев. Свою роль сыграли предыдущие меры кандидата по улучшению франко-израильских отношений. Но это не означало, что представители диаспоры совсем отвернулись от социалистов. Одна из крупнейших еврейских организаций страны - Представительный совет еврейских институтов Франции (СМБ) (нынешний глава - Роже Кукерман) - организовала встречу с национальным секретарем партии Пьером Московиси, который убедил евреев в дружественном отношении к ним со стороны кандидата социалистов, Франсуа Ол-2

ланда .

Однако он, как оказалось, сделал основные ставки на электорат других непрошедших кандидатов от «Левого фронта» и «Партии зеленых», которые в

2Silberman Z. French voters moving on from Toulouse, but Jews can't let it go // JTA. 19.04.2012. URL: http://www.jta.org/2012/04/19/news-opinion/world/french-voters-moving-on-from-toulouse-but-jews-cant-let-it-go (дата посещения - 22.05.2017)

прошлом участвовали в акциях антисионистского характера (например, призывали бойкотировать израильские товары).

Оба кандидата сошлись на необходимости поддержания дружественных отношений с Израилем. Однако Олланд пошел дальше, заявив о поддержке международного признания Палестинского государства. По его мнению, Иерусалим должен стать общей столицей двух государств3. Это положение привлекло сторонников левых партий, а также французских мусульман, представляющих большинство среди иммигрантов.

Возможно, поэтому Олланд был поддержан не только левыми и зелеными, но и большим количеством мусульман: из 2 млн последователей ислама, принявших участие в голосовании, 93 % (1,8 млн) отдали голос лидеру Партии социалистов4. Противоположная картина наблюдалась в еврейской диаспоре, большая часть голосов которой достались Саркози5.

Победа социалиста вызвала неоднозначную реакцию у представителей диаспоры. Некоторые были всерьез взволнованы возможностью усиления левых партий и движений, враждебно настроенных против Израиля. Часть исследователей обратила внимание на то, что Олланд предпочитает не связывать развитие франко-израильских отношений с палестино-израильским конфликтом6. Все же большая часть евреев сошлись на том, что диаспора не имеет ничего против Олланда-президента. Все зависит от его окружения: если ведущие члены Социалистической партии займут враждебную по отношению к Израилю позицию, это отрицательно скажется на общественном мнении.

Как мы видим, проблемы политики Олланда в рассматриваемом вопросе обозначились уже на момент предвыборной кампании. Новый президент стремился совместить малосовместимое (мультикультурализм и секуляризацию) и разграничить взаимосвязанное (отношение Израиля и Франции, Израиля и Палестины). Эти проблемы не преминули проявить себя в последующие четыре года президентства.

Тем не менее, сразу после вступления в новую должность Олланд отметил, что он заинтересован в углублении франко-израильских отношений. Как и по-

3France's Hollande calls for shared Jerusalem, halt to settlement building // JTA. 18.11.2013. URL: http://www.jta.org/2013/11/18/news-opinion/israel-middle-east/hollande-calls-for-shared-jerusalem-halt-to-settlement-building (дата посещения - 22.05.2017)

AKern S. Muslim Voters Change Europe // Gatestone Institute. 17.05.2012. URL: https://www.gatestoneinstitute.org/3064/muslim-voters-europe (дата посещения 22.05.2017)

5MacDonald K. Muslims decide the French election // Occidental Observer. 19.05.2012. URL: http://www.theoccidentalobserver.net/2012/05/19/muslims-decide-the-french-election/ (дата посещения - 22.05.2017)

6GerstenfieldM. Hollande's presidency: France, Israel and the Jews // Arutz Sheva. 19.05.2016. URL: http://www.israelnationalnews.com/Articles/Article.aspx/18897 (дата посещения -22.05.2017)

сле любой другой президентской кампании, французы обратили внимание на состав команды новоиспеченного главы государства. Как оказалось, среди левых есть достаточное количество граждан, так или иначе связанных с диаспорой. Тем не менее, мало кто из них выставляет их напоказ, тем более - борется за права евреев по этой причине. Значимыми в этом плане для евреев стали назначения Мануэля Вальса министром внутренних дел (затем - премьер-министром) и Арлема Дезира министром по европейским делам. Депутатом Национального собрания, представляющим интересы французских граждан Средиземноморья, была выбрана женщина из Тель-Авива (БарИпа Ро2папБкь ВепИашои). Ранее она выступала против антисемитских проектов и, вступая на пост, пообещала содействовать решению подобных проблем .

Однако позитивные действия по отношению к диаспоре внутри страны не находили отражения во внешней политике. Осенью 2012 г. европейские еврейские группы активно выступали за то, чтобы ЕС объявил ливанскую организацию «Хезболлу» террористической. Но инициативу продвинуть не удалось, отчасти из-за позиции Франции, выступившей против данной меры. Предполагается, что французские власти пошли против инициативы, чтобы сохранить благоприятные отношения с Ливаном, политика которой находится под влиянием «Хезболлы»8.

Но год спустя позиция Франции претерпела изменения: президент Олланд выступил за внесение «Хезболлы» в список террористических организаций. Но, как отметил министр иностранных дел Франции Л. Фабиус, главной причиной действий властей явилась поддержка, оказанная организацией режиму Б. Асада в Сирии9. Это событие демонстрирует нам истинную степень приоритетности развития отношений с Израилем для французских властей, неизбежное ее рассмотрение в связке с другими более важными внешнеполитическими проблемами.

Как уже было сказано выше, президентская борьба была выиграна Оллан-дом во многом благодаря массовой поддержке мусульман. При этом он остался верен идеалам секуляризма и обещаниям бороться с экстремизмом. Поэтому в 2013 г. Олланд продолжил политику Саркози по ограничению государственно-

1Lipshiz C. French expats elect Israeli woman to France's National Assembly // JTA. 18.06.2012. URL: http://www.jta.org/2012/06/18/news-opinion/world/french-expats-elect-israeli-woman-to-frances-national-assembly (дата посещения - 22.05.2017)

8Lipshiz C. Europe's Jewish and pro-Israel groups pushing EU to classify Hezbollah a terrorist group // JTA. 24.08.2012. URL: http://www.jta.org/2012/08/24/news-opinion/politics/europes-jewish-and-pro-israel-groups-pushing-eu-to-classify-hezbollah-a-terrorist-group (дата посещения -22.05.2017)

9France wants Hezbollah added to terror blacklist // The Local. 23.05.2013. URL: https://www.thelocal.fr/20130523/france-want-hezbollah-added-to-terror-blacklist (дата посещения - 22.05.2017)

го финансирования организаций, считающихся религиозными. Но применение данного закона затронуло еврейские организации, не имеющих отношение к

10 -г,

религиозной деятельности: детские сады, спортивные ассоциации ... В некоторых случаях власти обещали продолжать выплачивать субсидии при условии, что организации поменяют названия на «нееврейские». Запрет в основном коснулся еврейских и мусульманских организаций. Как утверждают представители диаспоры, евреи и основанные ими учреждения оказались жертвами борьбы государства против исламского экстремизма. Добавим, что эта ситуация также стала доказательством недостаточной компетентности местных властей, которые не стали рассматривать каждый случай по отдельности, а предпочли лишить финансирования все организации, прямо или косвенно относящиеся к какой-либо конфессии.

Тем не менее, в 2013 г. диаспора по большей части положительно оценивала политику президента по отношению к сообществу. С момента его вступления в должность было возбуждено сотни уголовных дел против граждан, уличенных в совершении антисемитских актов. Диаспора положительно отреагировала на решение Франции отвергнуть компромиссное соглашение по ядерной программе Ирана, заключенное мировыми державами11. По этой проблеме французские власти разделили позицию Израиля, руководство которого считало, что соглашение не обеспечивает защиту их государства от ядерной угрозы12.

В том же 2013 г. президент Олланд посетил Израиль. Его сопровождали французские бизнесмены - явный показатель того, что главной темой обсужде-

13

ния станет экономическое сотрудничество . И действительно, Олланд был намерен заключить с Израилем новые соглашения, способствующие развитию двусторонних торговых отношений. Это стремление качественно отличало его от предыдущих лидеров Франции, которые ограничивали экономическое сотрудничество, чтобы сохранить хорошие отношения с арабскими странами.

Однако позиция президента по еврейскому вопросу не являлась единственным фактором, определяющим отношение представителей диаспоры к его политике. Напомним, что уже к концу 2013 г. Олланд стал наименее популярным

10Lipshiz C. In southern France, Jews paying a price for the government's effort to curb extremism // JTA. 02.01.2013. URL: http://www.jta.org/2013/01/02/news-opinion/world/in-southern-france-jews-paying-a-price-for-the-governments-effort-to-curb-extremism (дата посещения -22.05.2017)

nLipshiz C. Deeply unpopular at home, French president embraced on Israel trip // JTA. 18.11.2013. URL: http://www.jta.org/2013/11/18/news-opinion/israel-middle-east/in-israel-frances-unpopular-president-gets-praises-sung (дата посещения - 22.05.2017)

nRettman A. France blocks Iran nuclear deal // EUobserver. 11.11.2013. URL: https://euobserver.com/foreign/122056 (дата посещения - 22.05.2017)

13Lipshiz C. Deeply unpopular at home, French president embraced on Israel trip // JTA. 18.11.2013. URL: http://www.jta.org/2013/11/18/news-opinion/israel-middle-east/in-israel-frances-unpopular-president-gets-praises-sung (дата посещения - 22.05.2017)

президентом Франции за всю историю Пятой республики14. На тот момент его непопулярность в основном определялась бедственным положением французской экономики. Кризис коснулся большей части французских граждан. Можно сказать, что представители еврейской диаспоры пострадали от экономического кризиса и прямо, и косвенно. Связь между экономическим кризисом и расцветом радикализма, какой бы опосредованной она ни была, все же прослеживается. Рост уровня безработицы при Олланде в первую очередь сказался на работниках иностранного происхождения: в их среде наблюдалось повышение доли безработных на 1,4 % (за это же время тот же показатель у коренных французов возрос на 0,3 %)15. К 2015 г. показатель коэффициента участия иностранных граждан во Франции обеспечил ей предпоследнее место в ЕС (последнее место досталось Бельгии).

Показатели среди граждан до 30 лет демонстрируют большую поляризацию: молодые люди с иммигрантскими корнями в два раза больше подвержены безработице, чем их сверстники - коренные французы16. А именно молодежь представляет наиболее питательную среду для радикальных идей. Как полагают исследователи, не найдя достойное место на рынке труда (и во французском обществе в целом), молодые иммигранты (особенно - их потомки) обращаются к радикальным идеям - гиперболизированным представлениям о культуре их предков.

На смену относительно спокойному 2013 пришел 2014 г., ознаменованный ростом антисемитских выступлений. Проведенные в 2014 г. исследования показали, что количество антисемитских актов во Франции удвоилось по сравнению с предыдущим годом с 423 до 851. В 2013 г. страну покинули около 3 000 евреев, а в 2014 г. в Израиль вернулись 7 000. С года основания государства Изра-

17

иль это - рекордное число . Не стоит забывать, что цифры, которые были приведены выше, имеют отношение к евреям, переехавшим в Израиль. Трудно сказать, сколько представителей диаспоры эмигрировали в другие страны. Например, представители диаспор различных крупных североамериканских горо-

14Llana S. Hollande's popularity hits new lows after a year at France's helm // The Christian Science Monitor. 06.05.2013. URL: http://www.csmonitor.com/World/Europe/2013/ 0506/Hollande-s-popularity-hits-new-lows-after-a-year-at-France-s-helm (дата посещения -22.05.2017)

15 OECD Data - официальный сайт. URL: https://data.oecd.org/ (дата посещения -22.05.2017)

16Ethnic minorities in France: An edgy inquiry // The Economist. 4.04.2015. URL: http://www.economist.com/news/europe/21647638-taboo-studying-immigrant-families-performance-fraying-edgy-inquiry (дата посещения - 22.05.2017)

17Hollande appeals to Jews, "France is your homeland"//Deutsche Welle. 27.01.2015. URL: http://www.dw.com/en/hollande-appeals-to-jews-france-is-your-homeland/a-18217796 (дата посещения - 22.05.2017)

дов (Монреаль, Майами и др.) отметили количественный рост французских евреев в их сообществах18.

Особенностью антисемитских выступлений являлось то, что они проводились под прикрытием демонстраций против внутриполитических преобразований или внешнеполитических событий. К первому виду можно отнести так называемый День Гнева, протест против политики Франсуа Олланда, запомнившийся антисемитскими слоганами («Евреи, убирайтесь из Франции!» и т.д.).

Выступления второго вида не ограничились вербальными угрозами. Большая их часть пришлись на июль - время активных военных действий Израиля в секторе Газа. В свете данных событий сторонники Палестины во Франции (большая часть из которых мусульмане) провели несколько антиизраильских демонстраций, некоторые из которых закончились атаками на евреев и их религиозные учреждения. Наиболее масштабным стало нападение на парижскую синагогу «Дон Исаак Абраванель», которое обернулось осадой храма. Полицейских сил было недостаточно, чтобы разогнать протестующих, подкрепление подоспело лишь 10 минут спустя. В это время поддержку представителям правопорядка оказали члены еврейских служб безопасности, радикальных движений (Лига защиты евреев и др.). Это событие убедило представителей диаспоры в том, что еврейские движения впредь должны содействовать работе полицейских.

Во избежание повторения подобного инцидента французские власти временно запретили демонстрации и протесты против политики Израиля. Несмотря на очевидно отрицательное отношение правительства к выступлениям подобного рода, оно продолжило внешнюю политику, фактически подогревающую антиизраильские настроения. В ноябре 2014 г. Фабиус заявил, что Франция продолжит свою деятельность по продвижению международного признания Палестинского государства в рамках ООН. Если же действия властей не возымеют успеха, Франция в индивидуальном порядке признает Палестину в 2016 г19.

Лидеры диаспоры не могли не ответить на нарастающую напряженность. Еще в начале года Р. Кукерман встретился с президентом и предложил ему объявить борьбу с расизмом и антисемитизмом «делом государственной важ-

nLiphshiz C. 5774: For Europe's Jews, a year of upheaval and uncertainty // JTA. 16.09.2014. URL: http://www.jta.org/2014/09/16/news-opinion/world/5774-for-europes-jews-a-year-of-upheaval-and-uncertainty (дата посещения - 22.05.2017)

19French FM: Recognition of 'Palestine' in 2016 if talks fail // JTA. 28.11.2014. URL: http://www.jta.org/2014/11/28/news-opinion/world/french-fm-recognition-of-palestine-in-2016-if-talks-fail (дата посещения - 22.05.2017)

П|р I и 1\1 А внешних и внутренних политических процессов

РПМШае ИССЛЕДОВАНИЯ

ности»20. «Дело национальной важности» - определяемая премьер-министром проблема, освещение которой проводится бесплатно в государственных СМИ.

Похоже, французские власти прислушались к просьбам представителей диаспоры. Своеобразным ответом руководства на нарастающий в обществе кризис можно считать назначение Мануэля Вальса премьер-министром. Именно в нем многие представители диаспоры видели защитника своих интересов. Он одним из первых высказался по поводу антисионизма, признав его скрытой формой антисемитизма. Будучи министром внутренних дел, он активно поддерживал кампании, направленные против нетерпимого отношения к евреям в СМИ. Вскоре после вступления в должность Вальс ответил на просьбы диаспоры: он объявил борьбу с расизмом и антисемитизмом делом государственной важности 2015 г.

Но перетасовка кадров в правительстве оказалась несколько запоздалой: в марте 2014 г. правящая партия продемонстрировала неудовлетворительные результаты на муниципальных выборах. Правые партии, наоборот, заняли более благодатные позиции. В то время как «Национальный фронт» набрал 26 % и занял лидирующее положение по сравнению с другими партиями, Социалистической партии пришлось довольствоваться 14 % и третьим местом (после

21

«Союза за народное движение») . Проведенные опросы показали, что на момент 2014 г. «Национальный фронт» пользовался поддержкой примерно 12 %

22

евреев . Это значительная цифра, если принять во внимание тот факт, что у партии антисемитские корни (подобных взглядов придерживался основатель партии, Жан Мари Ле Пен - отец нынешнего лидера партии Марин Ле Пен). Объяснение такого всплеска популярности партии среди евреев следует искать в ее обещаниях. Марин Ле Пен в последнее время работала над тем, чтобы избавить «Национальный фронт» от репутации антисемитской партии - для этого пришлось исключить из партии собственного отца. При этом она осталась беспристрастной в этноконфессиональных вопросах: так, Ле Пен предложила распространить запрет на ношение религиозных символов на символы католиче-

23

ские и иудейские . Известно, что «Национальный фронт» занимает жесткую

20Anti-racism should be national cause, French Jewish leader tells Hollande // JTA. 05.03.2014. URL: http://www.jta.org/2014/03/05/news-opinion/world/anti-racism-should-be-national-cause-french-jewish-leader-tells-hollande (дата посещения - 22.05.2017)

21The National Front's victory: France in shock // The Economist. 26.05.2014. URL: http://www.economist.com/blogs/charlemagne/2014/05/national-fronts-victory (дата посещения - 22.05.2017)

22 Liphshiz C. Why Jews in France might give right-wing populist Francois Fillon a chance // JTA. 29.11.2016. URL: http://www.jta.org/2016/11/29/news-opinion/world/why-jews-in-france-might-give-a-right-wing-populist-a-chance (дата посещения - 22.05.2017)

23Le Pen says as French president she would ban all religious symbols, including kippot // JTA. 18.10.2016. URL: http://www.jta.org/2016/10/18/news-opinion/world/le-pen-says-as-french-

president-she-would-ban-all-religious-symbols-including-kippot (дата посещения - 22.05.2017)

позицию по отношению к исламу. Поэтому часть представителей диаспоры готова пойти на такие жертвы, если они гарантируют установление жесткого контроля над деятельностью мусульман и создаваемых ими организаций.

2015 г. принес еврейской диаспоре новые испытания. Январские теракты в редакции сатирического журнала "Charlie Hebdo" и кошерном магазине «Гипер Кашер» в Париже унесли жизни чеверых евреев. Ответная реакция властей последовала незамедлительно: на обеспечение безопасности режимных объектов (среди которых - синагоги) было направлено 10 000 военнослужащих. Около 4 700 бойцов было поставлено на защиту 717 еврейских школ24.

Но, как отметили представители диаспоры, государственная поддержка безопасности сообщества не встретила отклика в общественном мнении. В то время марш Республики, посвященный памяти погибших карикатуристов, собрал миллионы людей со всего мира, заупокойную службу по жертвам среди евреев посетили около 2 000 человек. Правда, среди немногочисленных присутствующих были замечены первые лица - Олланд и Вальс.

В дальнейшем каждый из политиков неоднократно комментировал террористические атаки. В то время как оба политических деятеля признали опасное положение, в котором находились евреи Франции, они не смогли сойтись в идентификации исполнителей терактов. Вальс обозначил происходящее термином «исламофашизм», недвусмысленно говорящем об источнике антисемитизма. Но в представлении Олланда, содеянное было делом рук «фанатиков», конфессиональная или этническая принадлежность которых не имела значения25. Как мы видим, в стремлении остаться политкорректными часть политикой Франции (включая главу государства) предпочли не указывать на возможный источник проблемы. Тем не менее, многие евреи оценили оказанную правительственную поддержку. Однако, как было справедливо замечено одним из

представителей диаспоры: «Правительства меняются каждые несколько лет,

26

антисемитизм остается на месте» .

Отсутствие должного внимания к трагедии обнажило важную проблему, тревожащую сообщество: сохранение недружелюбной атмосферы в обществе, которую сложно определить с помощью статистики или исправить выставлением патрулей и финансовыми вливаниями. Ввиду роста числа недружественных

24Sokol S. France sends security forces to protect Jewish schools // The Jerusalem Post. 12.01.2015. URL: http://www.jpost.com/Diaspora/France-deploys-5000-security-forces-to-protect-Jewish-schools-throughout-France-387465 (дата посещения - 22.05.2017)

25El-Mouchan A. The Twilight of French Jewry, the Twilight of France // Mosaic. 07.10.2015. URL: https://mosaicmagazine.com/essay/2015/10/the-twilight-of-french-jewry-the-twilight-of-france/ (дата посещения - 22.05.2017)

2<6Liphshiz C. Among some Jews, little faith in French authorities // Jewish Telegraphic Agency.

11.01.2015. URL: http://www.jta.org/2015/01/11/news-opinion/world/supermarket-vigil-paris (дата посещения - 22.05.2017)

по отношению к евреям общественных элементов, поддерживаемых радикальными представителями левых партий, евреи стали вытесняться за пределы французской идентичности. В некоторых докладах, подготовленных диаспорой,

27

эта ситуация получила название «одиночества» сообщества .

Чувство отчуждения побудило многих евреев покинуть страну. В 2015 г. та-

28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ковых оказалось около 8 000 человек, т.е. был побит «рекорд» 2014 г . Рост этих показателей встревожил власти. Осмелимся предположить, что их беспокойство отчасти имело экономический мотив.

Евреи Франции находятся на особом счету у правительства Израиля: в отличие от представителей диаспор из других стран, французские евреи, как правило, поддерживают тесные связи с Израилем, имеют там собственность. То есть они более приспособлены к жизни в государстве и по приезде на «родину» с большей легкостью адаптируются.

Переезд в Израиль (алия) - недешевое предприятие. Обычно на реэмиграцию идут обеспеченные граждане. Как правило, они имеют высшее образование (по некоторым подсчетам, около половины прибывших имеют ученую сте-

29

пень) . Даже граждане пожилого возраста, традиционно считающиеся дополнительной нагрузкой на сферу социального обеспечения, в данной ситуации таковой являться не будут: согласно соглашению об экономической ассоциации, Франция обязуется выплачивать пенсию гражданам, совершившим алию30. Согласно некоторым источникам, в 2015 г. Францию покинули 10 000 миллионе-

31

ров, 20-25 % которых были евреями, эмигрировавшими в Израиль .

Другая причина роста показателей алии - бытующее среди представителей диаспоры мнение о том, что в Израиле безопаснее. Как утверждал один из оли-мов (вновь прибывший в Израиль еврей), во Франции отрицательно относятся к ужесточению мер безопасности: в Республике право на неприкосновенность личной жизни ценится выше, нежели соображения безопасности. Поэтому

21Schimmel N. The "Loneliness" Of French Jews: French Responses To Anti Jewish Racism, Bigotry, And Discrimination // Shifting Paradigms/ edited by Johannes Lukas Gartner. New York: Humanity in Action Press, 2016. Pp. 88-99.

22,Liebermann O. Au revoir and shalom: Jews leave France in record numbers // CNN. 25.01.2016. URL: http://edition.cnn.com/2016/01/22/middleeast/france-israel-jews-immigration/ (дата посещения - 22.05.2017)

29Zeff M. Aliya from France great for economy, Bar-Ilan profs say // The Jerusalem Post. 19.12.2016. URL: http://www.jpost.com/Israel-News/Aliya-from-France-great-for-economy-Bar-Ilan-profs-say-475785 (дата посещения - 22.05.2017)

30Там же.

31Lowe J. Millionaires Flee France amid Religious Tensions // Newsweek. 31.03.2016. URL: http://www.newsweek.com/france-paris-jewish-israel-millionaires-442684 (дата посещения - 22.05.2017)

французские граждане столь резко реагируют на введение режима чрезвычай-

32

ного положения, в то время как граждане Израиля считают его нормой .

Какими бы ни были причины действий властей, они продолжили активную проеврейскую политику. Заключалась она в проведении программы сроком на 3 года, на которую было выделено 100 млн евро. Программа состоит из 40 пунктов, среди которых - проведение информационной кампании против антисемитизма и расизма, ужесточение наказаний за акты расизма и разжигание ненависти.

Беспрецедентные террористические акты мотивировали правительство на проведение жесткой политики в сфере безопасности. Был введен режим чрезвычайного положения. Он продолжается до сих пор: в декабре 2016 г. он был в

33

пятый раз продлен . Режим чрезвычайного положения позволяет проводить обыски и подвергать граждан домашнему аресту без обязательного судебного надзора.

Было задействовано тысячи военнослужащих и служителей правопорядка, охраняющих объекты особой важности. Офицерам полиции больших городов и муниципалитетов будут предоставлены расширенные права ношения и использования оружия. Число полицейских будет увеличено примерно на 5 000, что приблизит их количество к уровню 2007 г.34

Теракты заставили истэблишмент задуматься об опасности радикализации. С декабря 2015 г. власти инициировали закрытие примерно 20 культовых сооружений (из 120, находящихся под подозрением у правительства), проповедо-

35

вавших фундаменталистскую форму ислама - салафизм .

Встал вопрос о сомнительном финансировании мест богослужения. От министра Вальса поступило предложение ввести запрет на зарубежное материальное обеспечение строительства мечетей во Франции. Альтернативой иностранным средствам, по словам Вальса, должна стать поддержка, осуществляемая

32Sales B. Paris attacks leave French-Israelis reeling, relieved to be out // JTA. 17.11.2015. URL: http://www.jta.org/2015/11/17/news-opinion/israel-middle-east/french-israelis-reeling-from-attacks-relieved-to-be-out (дата посещения - 22.05.2017)

33France votes to extend state of emergency for fifth time // France 24. 14.12.2016. URL: http://www.france24.com/en/20161214-france-votes-extend-state-emergency-fifth-time (дата посещения - 22.05.2017)

34Brundsen J. Hollande outlines tough new laws in response to attacks // Financial Times. 16.11.2015. URL: https://www.ft.com/content/a05a5178-8c8b-11e5-a549-b89a1dfede9b (дата посещения - 22.05.2017)

35Serhan Y. France's Disappearing Mosques // The Atlantic. 01.08.2016. URL: https://www.theatlantic.com/news/archive/2016/08/french-mosques-islam/493919/ (дата посещения - 22.05.2017)

П|р I и 1\1 А внешних и внутренних политических процессов

РПМШае ИССЛЕДОВАНИЯ

мусульманским сообществом во Франции36. В то время как идея о запрете финансирования была отвергнута из-за своей непрактичности, часть мусульманского сообщества поддержала предложение о создании французского фонда для строительства мечетей.

Как мы можем наблюдать, профилактика радикализации проходит не так гладко, как хотелось бы. Да и в случае задержанных террористов и их сообщников применение превентивных мер неуместно. Для разрешения подобных проблем было решено открыть так называемые центры по дерадикализации (официально - Центры по предотвращению, интеграции, гражданству). Осенью 2016 г. был открыто первое учреждение, всего в планах властей устроить 12 подобных центров, в рамках которых предусматривалось приобщение к ценностям Республики молодых людей, предпринявших поездку на Ближний Вос-

37

ток .

Власти намерены бороться с радикализацией в тюрьмах: на данный момент приняты меры по изолированию заключенных-радикалов. Правительство обратило внимание на недостатки системы разведки и принялось за их исправление. Во-первых, разведслужбы расширят свой состав (2 680 человек, а также около

38

113 разведчиков в тюрьмах ). Во-вторых, будут выделены средства на закупку более совершенного оборудования. В-третьих, правительства Бельгии и Франции заявили, что впредь будут работать над улучшением качества обмена информации о потенциальных террористах.

Какой бы всеобъемлющей ни была программа, работать она будет только в том случае, если ей будут содействовать местные власти. До многих городков и поселений она едва ли дошла. Регулярно раввины Марселя, города со значительной еврейской диаспорой, призывают евреев временно отказаться от ношения кипы, чтобы избежать нападений. В некоторых населенных пунктах мэры удостоили почестями осужденных за теракты палестинцев. Известна история предоставления почетного гражданства палестинскому террористу Марвану

39

Баргути со стороны Городского совета парижского пригорода Обервиль . Хотя

36Serhan Y. France's Disappearing Mosques // The Atlantic. 01.08.2016. URL: https://www.theatlantic.com/news/archive/2016/08/french-mosques-islam/493919/ (дата посещения -22.05.2017)

31McAuley J. France to open first of 12 'deradicalization' centers for at-risk youths // The Washington Post. 14.09.2016. URL: https://www.washingtonpost.com/world/europe/france-to-open-first-of-12-deradicalization-centers-for-at-risk-youths/2016/09/14/d596d7fe-7a78-11e6-8064-c1ddc8a724bb_story.html?utm_term=.c11db53164bd (дата посещения - 22.05.2017)

38McPartland В. What has France actually done to fight terrorism? // The Local. 19.07.2016. URL: https://www.thelocal.fr/20160719/what-has-france-done-to-fight-terrorism (дата посещения - 22.05.2017)

39Flatow S. Paris attacks show France's appeasement of Palestinians and Islamists failed // JNS. 07.01.2015. URL: http://www.jns.org/latest-articles/2015/1/7/paris-attack-shows-frances-appeasement-of-palestinians-and-islamists-failed#.WSL5q-vyiUk= (дата посещения - 22.05.2017)

предоставление почетного гражданства, признанное превышением полномочий муниципальных властей, и было аннулировано судом, оно является хорошим показателем настроений, царящих на местном уровне.

Следует отметить, что подобные политические меры обычно предпринимались представителями левых партий - чаще всего коммунистов. Однако представители социалистов также «отметились» в проведении предвзятой политики. Так, в 2016 г. власти Бонди, коммуны на севере Парижа, возглавляемой мэром-социалистом, внесли предложение о бойкотировании израильской продукции40. Несмотря на то, что предыдущие меры подобного рода были подвергнуты запрету в других населенных пунктах, Совет Бонди выступил против них, указав на то, что принятие продукции в зависимости от страны-производителя является гражданским правом.

Трудно продвигать борьбу с антисемитизмом в стране, когда во внешней политике власти предпринимают меры, рассматриваемые руководством Израиля и евреями в качестве враждебных. В апреле 2015 г. CRIF послал Фабиусу письмо. В нем руководство организации предупредило министра иностранных дел, что проводимая Францией внешняя политика бьет по дружественным отношениям между государством и Израилем41. Имелись в виду действия французских представителей в Совете Безопасности ООН, где Франция выступала за введение ограничения во времени в переговорах между Израилем и Палестиной. Антиизраильскими в письме были признаны действия Франции в ЮНЕСКО по признанию части исторических памятников (например, Пещеры Патриархов и Гробницы Рахели) преимущественно мусульманским и палестинским культурным наследием, несмотря на их значимость для евреев/иудеев. Враждебная по отношению к Израилю позиция, говорилось в письме, ведет к росту антисионизма, а вместе с ним - и антисемитизма.

Можно предположить, что предпринятые меры были рассчитаны на внутреннего потребителя. Первые годы президентства были отмечены определенными мерами в экономике, которые (ввиду сильной степени ее интеграции в европейскую) Олланду приходилось отстаивать на международной арене. Можно предположить, что первые шаги главы государства, имеющие отношение к межнациональным отношениям, шли в комплексе с требованиями экономического плана.

Для того чтобы убедить другие государства в «правильности» политического курса Франции, президенту пришлось «играть на публику», примеряя давний

40Municipality near Paris declares boycott of Israeli settlement goods // JTA. 26.06.2016. URL: http://www.jta.org/2016/06/27/news-opinion/world/municipality-near-paris-passes-motion-declaring-boycott-of-israeli-settlement-goods (дата посещения - 22.05.2017)

41French Jews call out FM on policies seen as endangering France-Israel ties // JTA. 02.06.2015. URL: http://www.jta.org/2015/06/02/news-opinion/world/french-jews-warn-fm-on-policies-seen-as-endangering-france-israel-ties (дата посещения - 22.05.2017)

образ «политического» лидера Европы. Отсюда - нетипичная для «нормального» президента Олланда внешнеполитическая активность и апеллирование к своему (на деле незначительному) авторитету.

Для демонстрации авторитета Олландом был выбран Ближний Восток, в прошлом - зона влияния Франции, регион, который когда-то был частично ею колонизирован. Помимо стремления Франции воспользоваться историческими связями в качестве рычагов влияния в пользу Ближнего Востока выступил фактор США. Президент Обама сам пытался повлиять на политику в данном регионе, но у него это не получилось, и президенту пришлось оставить это направление. Проводя активную политику там, где это не удалось Штатам, Франция, несомненно, подняла бы свой международный авторитет.

В этом стремлении продемонстрировать значимость на международной арене кроется еще одна причина, по которой 2015 г. оказался рекордным по количеству еврейских эмигрантов. Именно в это время беженцы с Ближнего Востока стали подступать к границам Европы. Германия решила сделать первый шаг и заявила об открытости своих границ42. Франция, не желая оставаться в стороне от крупномасштабных внешнеполитических проектов, выдвинула схожую позицию. В этих мерах можно усмотреть стремление президента удовлетворить требования сторонников по партии и других представителей левого движения, поддержки которых главе государства недоставало.

Но проблема притока беженцев привнесла новые конфликты в уже разрозненное общество. Будучи выходцами из исламских стран Ближнего Востока, некоторые беженцы были враждебно настроены по отношению к представителям диаспоры. В то время как в терактах беженцы по большей части не участвовали, их присутствие не лучшим образом повлияло на атмосферу, царящую в обществе, усилило чувство отчужденности у евреев. Поэтому уже к концу 2015 г. главы государств поумерили пыл. 2016 г. характеризовался дальнейшим дистанцированием тандема от проблемы беженцев.

Как известно, к любым выборам политики готовятся заранее. Проведение подобной политики по отношению к Израилю можно также рассматривать как желание Олланда и его команды привлечь на свою сторону другие левые партии и движения, чтобы воспользоваться их поддержкой на предстоящих президентских выборах. Заигрывание с правыми силами во главе основного европейского партнера - Германии - привело к формированию новой команды, состоящей из более умеренных политиков, что не понравилось представителям

42 Lichfield J. Germany opens its gates: Berlin says all Syrian asylum-seekers are welcome to remain, as Britain is urged to make a 'similar statement' // Independent. 24.08.2015. URL: http://www.independent.co.uk/news/world/europe/germany-opens-its-gates-berlin-says-all-syrian-asylum-seekers-are-welcome-to-remain-as-britain-is-10470062.html (дата посещения -22.05.2017)

некоторых левых партий и движений. Левые неоднозначно оценили ужесточение миграционной политики - результат радикализации части граждан и учащения террористических актов на территории Франции. Теперь, в преддверии выборов, Олланд из нескольких групп электората выбрал более многочисленную и влиятельную и стал предпринимать меры по привлечению ее на сторону своей партии.

Подтверждение этой точки зрения можно усмотреть в проведенной Францией в 2016 г. мирной конференции. На ней присутствовали представители мировых держав, но Израиль и Палестина отказались от участия. Итогом конференции стало заявление, в котором государства призвали заинтересованные стороны приступить к переговорам43. Израиль отказался участвовать в конференции из-за того, что мероприятие не предполагало прямых переговоров между сторонами. Гендиректор МИД Израиля Дори Голд сравнил мирную конференцию с соглашением Сайкса-Пико - соглашением 1916 г. между мировыми державами о разделе сфер влияния на Ближнем Востоке44. Это сравнение ярко демонстрирует отношение израильских властей к чрезмерной вовлеченности мировых держав в этот региональный конфликт.

Каким бы сложным ни было положение внутри Франции или за ее пределами, 2016 г. отметился снижением числа евреев, переехавших в Израиль: в то время как в 2015 г. Францию покинуло около 8 000 евреев, в 2016 г. рассматриваемый показатель достиг примерно 4 00045. Были сделаны расчеты, согласно которым это число упадет до 2 000 в 2017 г46. Исследователи находят этому явлению несколько объяснений. Во-первых, многих представителей диаспоры обнадежили преобразования в сфере безопасности Франции. Были ли они эффективны или нет - другой вопрос, главным в этой ситуации было то, что правительство Олланда символически перешло к решительным мерам, продемонстрировало готовность вести жесткую политику. Во-вторых, ситуация в Израиле не столь благоприятна, как хотелось бы эмигрантам, особенно в сфере экономики. Исследователи советуют израильскому правительству обратить внимание на сферу занятости. Многие молодые олимы банально не могут найти работу на новом месте. Их друзья и знакомые, оставшиеся во Франции, но продолжающие поддерживать тесные контакты с ними, видят, как тяжело новоприбывшим устроиться на работу, и это отрицательно влияет на их мотивацию покинуть страну в поисках лучшей жизни. В-третьих, к 2016 г. правительство Олланда отошло от политики «открытых дверей», проводимой под влиянием Гер-

43Paris peace summit issues statement less harsh than Israel feared // JTA. 03.06.2016. URL: http://www.jta.org/2016/06/03/default/netanyahu-asked-kerry-to-soften-tone-of-paris-peace-summit-statement (дата посещения - 22.05.2017)

44Там же.

46 Zeff M. Op. cit.

46 Там же.

мании. Ограничение приема беженцев способствовало снижению уровня напряженности в обществе.

В таких случаях, когда руки государства не доходят до всех уголков Франции, сами представители диаспоры проявляют инициативу. Еврейские общества можно условно разделить на два вида: те, которые работают в сфере культуры, и те, которые направлены на обеспечение безопасности представителей диаспоры. К первым можно, например, отнести Общество иудейско-мусульманской дружбы (AJMF), частная организация, занимающаяся установлением понимания между представителями двух конфессий47.

Одна из организаций, которую можно отнести ко второй группе, - Jewish Community Security Service (SPCJ) - проводит сбор информации об антисемитских актах и на ее основе готовит отчеты. Ежегодные доклады организации рассматриваются в Министерстве внутренних дел, что помогает государственным органам спланировать меры по борьбе с данной формой дискриминации48. Французские власти также оказывают помощь SPCJ: государственные органы и руководство организации проводят регулярные консультации, благодаря которым SPCJ определяет, на каком уровне необходимо поддерживать защиту еврейских учреждений. Организация не делится информацией о своих структурах и бюджете. Согласно президенту CRIF, организация располагает «широкой сетью лояльных волонтеров»49. Известно, что SPCJ содействует охране заведений, которые имеют отношение к диаспоре. Организация также занимается оповещением еврейских сообществ о правилах безопасности после террористических атак. SPCJ, как и многие другие организации, действует под «зонтиком» CRIF, который, как мы смогли убедиться, используется в качестве рупора в общении с правительством.

Заключение

Ознакомившись с событиями, имевшими место в годы президентства Ол-ланда, мы можем понять, что у социалистического правительства и еврейской общины сложились непростые отношения. Ростки возникших позже проблем можно было заметить в ходе предвыборной кампании 2012 г., когда Олланд в стремлении завоевать поддержку разных политических сил одновременно занял

47Amitié judéo-musulmane de France - официальный сайт. URL: http://www.ajmfparis1. com/index.php?option=com_content&task=view&id=1348&Itemid=737 (дата посещения 22.05.2017)

48Liphshiz C. Mali incursion raises risk to French Jews, community says // JTA. 18.01.2013. URL: http://www.jta.org/2013/01/18/news-opinion/world/mali-incursion-raises-risk-to-french-jews-community-says (дата посещения - 22.05.2017)

A9Liphshiz C. In Europe, big gaps among security precautions at Jewish institutions // JTA. 19.11.2012. URL: http://www.jta.org/2012/11/19/news-opinion/world/in-europe-big-gaps-among-security-precautions-at-jewish-institutions (дата посещения - 22.05.2017)

компромиссную позицию по многим вопросам вместо того, чтобы обозначить целостную стратегию.

Первые два года президентства прошли относительно благополучно, хотя именно тогда дали о себе знать первые проявления несовместимости некоторых предвыборных обещаний Олланда. В результате наступления государства на пользующиеся его субсидиями религиозные организации пострадали некоторые еврейские учреждения. Улучшение отношений с Израилем шли рука об руку с нежеланием портить отношения с арабскими странами, проводящими открыто враждебную политику по отношению к евреям и их государству.

С 2014 г. французское руководство начало испытывать трудности в следовании заданному политическому курсу. Осложнение возникло по нескольким причинам. Во-первых, ухудшились отношения между Израилем и Палестиной. Как это часто бывает, конфликт был «экспортирован» на территорию Франции, что обернулось значительным увеличение количества антисемитских актов. Во-вторых, социально-экономическая ситуация во Франции достигла того предела, при котором власти начали стремительно терять поддержку населения. Чтобы вернуть утраченную популярность, а заодно завоевать доверие основного европейского партнера - Германии - Франция решила пойти на активизацию своей внешней политики. Одним из приоритетных направлений стал Ближний Восток. Повышенное внимание к данному региону способствовало дальнейшему росту напряженности внутри страны. В-третьих, постепенное ухудшение положения в экономике повлияло на радикализацию части населения. Добавим к этому отрицательное влияние кризиса, вернувшего к жизни скрытые во французском обществе центробежные тенденции.

Эти отрицательные факторы перекочевали в 2015 г. Тогда активизация внешней политики обернулась усилением поддержки Палестины и дальнейшим укреплением позиций дуэта Мерколланд. Возвращение к обещанию поддержки международного признания Палестины можно объяснить желанием Олланда заручиться поддержкой представителей левого движения, которые не были довольны экономической политикой президента и «поправением» его правительства с вступлением Вальса в должность премьер-министра. Можно предположить, что следование политическому курсу Меркель являлось следствием стремления команды Олланда поправить экономическую ситуацию в стране путем улучшения отношений с основным партнером в Европе. Таким образом, президент Франции оказался в ловушке: главе государства необходимо вновь завоевать доверие левых партий и восстановить экономику страны, но последнее можно сделать в тесном сотрудничестве с Германией, которое не оценивалось положительно левыми.

Так или иначе, обе тенденции отрицательно сказались на положении еврейской диаспоры в обществе. Пропалестинские меры правительства вели к росту

напряженности как внутри страны (между правительством и еврейской диаспорой), так и за рубежом (между Израилем и Францией). Результатом следования курсу Меркель стало открытие страны для беженцев, присутствие которых создавало дополнительную нагрузку на сферу безопасности и обостряло напряженность между мусульманским сообществом и еврейской диаспорой.

2015 г. был ознаменован крупными терактами, которые ко всему прочему явились дополнительным стимулом для евреев покинуть Францию, чтобы перебраться в более безопасный, с их точки зрения, Израиль. События этого года позволили Олланду посмотреть на происходящее с другой точки зрения. Последовало разочарование Германией и ее политикой «открытых деверей». К концу года президент Франции всерьез занялся реформированием системы безопасности. В ответ на беспрецедентные теракты были предприняты беспрецедентно жесткие меры. Параллельно активизировалась борьба с расизмом и антисемитизмом, на которую были потрачены значительные средства.

В 2016 г. президент преимущественно занимался вопросами безопасности. Если раньше по соображениям политкорректности Олланду приходилось расплывчато обозначать природу террористической угрозы, то теперь президент признал, что терроризм имеет исламские корни. В 2016 г. уровень террористической угрозы во Франции несколько спал. К этому же времени к представителям диаспоры в стране пришло осознание того, что экономическая ситуация в Израиле не так благополучна, как им бы хотелось думать. Поэтому и количество евреев, уезжающих из Франции, пошло на спад. Однако команде Олланда пришлось провести мирную конференцию по палестинскому вопросу - как нам кажется, по инерции: власти с 2014 г. обещали провести указанное мероприятие. Тем более, как оказалось, заявление, подготовленное по результатам конференции, было более мягким, чем предполагалось израильскими властями50.

Проблема состоит в том, что мы не можем сказать наверняка, насколько перемены в политическом курсе Олланда были подвержены влиянию еврейской диаспоры. Как мы можем видеть, к концу президентского срока политика приобрела те формы и содержание, которые были наиболее выгодны ее представителям.

Неопределенность политического курса Олланда не сводится к одному лишь еврейскому вопросу: она просматривалась и в сфере безопасности, и в социальной сфере. Мы можем выделить несколько причин. Во-первых, к этому располагает личность президента - с самого начала он зарекомендовал себя как «нормальный» президент, «технократ», призванный иметь дело со стандартными вопросами, но не обладающий достаточной политической волей, чтобы

50Paris peace summit issues statement less harsh than Israel feared // JTA. 03.06.2016. URL: http://www.jta.org/2016/06/03/default/netanyahu-asked-kerry-to-soften-tone-of-paris-peace-summit-statement (дата посещения - 22.05.2017)

справиться с форс-мажорными ситуациями. Отсюда - нерешительность и стремление следовать за своими предполагаемыми партнерами (Германией). Во-вторых, электорат, принесший Олланду победу на президентских выборах, оказался шаткой платформой. Союз левых сил терял прочность и единство при всяком намеке на кризис. Да еще и потеря народной поддержки вызывала недовольство в правительственных рядах.

Как мы выяснили, власть во Франции не настолько централизована, чтобы обеспечить реализацию намеченных «сверху» решений: часть из них элементарно «гасились» местными властями. Поэтому в росте антисемитизма можно в какой-то степени обвинить французское правительство, состоящее из представителей разнообразных левых сил. Оно так и не смогло достигнуть единства в рассмотрении еврейского вопроса и справиться с наиболее радикальными элементами в своих рядах. Олланд начал следовать за своими сторонниками, а не наоборот. Однако плодотворное влияние еврейской диаспоры на политику Ол-ланда заметно. В первую очередь оно проявилось в способности диаспоры обратить внимание общественности и властей на свои проблемы. А в современной политике способность привлечь внимание властей к проблемам своей социальной группы является важным фактором.

Еврейская диаспора осуществляет деятельность в нескольких направлениях. Она активно сотрудничает с властями посредством различных организаций, мероприятий, ими устраиваемых, а также через политиков, имеющих прямое или косвенное отношение к диаспоре. Когда же государственного контроля недостаточно, чтобы урегулировать ситуацию на местах, или когда проблема требует более мягкого, частного, подхода, представители диаспоры сами проявляют инициативу. Помимо культурного влияния они создают разного рода службы, обеспечивающие защиту евреев на местах.

Возможный выход из сложившейся ситуации предполагает комплексный подход к рассматриваемой проблеме. Во-первых, необходимо решить вопросы социально-экономического характера, которые зачастую толкают граждан на путь нетерпимости и радикализма. Во-вторых, истэблишменту нужно предпринять усилия по поддержанию целостности во властных кругах. В-третьих, Франции следует, наконец, обрести собственный голос во внешней политике, самостоятельный непротиворечивый курс. И в-четвертых, властям в независимости от их политической принадлежности стоит продолжить поддерживать тесные связи с еврейскими организациями.

Список литературы

1. Brundsen J. Hollande outlines tough new laws in response to attacks // Financial Times. 16.11.2015. URL: https://www.ft.com/content/a05a5178-8c8b-11e5-a549-b89a1dfede9b (дата посещения - 22.05.2017)

2. El-Mouchan A. The Twilight of French Jewry, the Twilight of France // Mosaic.

07.10.2015. URL: https://mosaicmagazine.com/essay/2015/10/the-twilight-of-french-jewry-the-twilight-of-france/ (дата посещения - 22.05.2017)

3. Ethnic minorities in France: An edgy inquiry // The Economist. 4.04.2015. URL: http://www.economist.com/news/europe/21647638-taboo-studying-immigrant-families-performance-fraying-edgy-inquiry (дата посещения - 22.05.2017)

4. Flatow S. Paris attacks show France's appeasement of Palestinians and Islamists failed // JNS. 07.01.2015. URL: http://www.jns.org/latest-articles/2015/1/7/paris-attack-shows-frances-appeasement-of-palestinians-and-islamists-failed#.WSL5q-vyiUk= (дата посещения - 22.05.2017)

5. Gerstenfield M. Hollande's presidency: France, Israel and the Jews // Arutz Sheva.

19.05.2016. URL: http://www.israelnationalnews.com/Articles/Article.aspx/18897 (дата посещения - 22.05.2017)

6. Kern S. Muslim Voters Change Europe // Gatestone Institute. 17.05.2012. URL: https://www.gatestoneinstitute.org/3064/muslim-voters-europe (дата посещения -22.05.2017)

7. Liebermann O. Au revoir and shalom: Jews leave France in record numbers // CNN. 25.01.2016. URL: http://edition.cnn.com/2016/01/22/middleeast/france-israel-jews-immigration/ (дата посещения - 22.05.2017)

8. Liphshiz C. Among some Jews, little faith in French authorities // Jewish Telegraphic Agency. 11.01.2015. URL: http://www.jta.org/2015/01/11/news-opinion/world/supermarket-vigil-paris (дата посещения - 22.05.2017)

9. Liphshiz C. Deeply unpopular at home, French president embraced on Israel trip // JTA.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

18.11.2013. URL: http://www.jta.org/2013/11/18/news-opinion/israel-middle-east/in-israel-frances-unpopular-president-gets-praises-sung (дата посещения - 22.05.2017)

10. Liphshiz C. In southern France, Jews paying a price for the government's effort to curb extremism // JTA. 02.01.2013. URL: http://www.jta.org/2013/01/02/news-opinion/world/in-southern-france-jews-paying-a-price-for-the-governments-effort-to-curb-extremism (дата посещения -22.05.2017)

11. Liphshiz C. Why Jews in France might give right-wing populist Francois Fillon a chance // JTA. 29.11.2016. URL: http://www.jta.org/2016/11/29/news-opinion/world/why-jews-in-france-might-give-a-right-wing-populist-a-chance (дата посещения - 22.05.2017)

12. Liphshiz C. 5774: For Europe's Jews, a year of upheaval and uncertainty // JTA.

16.09.2014. URL: http://www.jta.org/2014/09/16/news-opinion/world/5774-for-europes-jews-a-year-of-upheaval-and-uncertainty (дата посещения - 22.05.2017)

13. Llana S. Hollande's popularity hits new lows after a year at France's helm // The Christian Science Monitor. 06.05.2013. URL: http://www.csmonitor.com/World/Europe/2013/0506/ Hol-lande-s-popularity-hits-new-lows-after-a-year-at-France-s-helm (дата посещения - 22.05.2017)

14. MacDonald K. Muslims decide the French election // Occidental Observer. 19.05.2012. URL: http://www.theoccidentalobserver.net/2012/05/19/muslims-decide-the-french-election/ (дата посещения - 22.05.2017)

15. McPartlandВ. What has France actually done to fight terrorism? // The Local. 19.07.2016. URL: https://www.thelocal.fr/20160719/what-has-france-done-to-fight-terrorism (дата посещения - 22.05.2017)

16. Sales B. Paris attacks leave French-Israelis reeling, relieved to be out // JTA. 17.11.2015. URL: http://www.jta.org/2015/11/17/news-opinion/israel-middle-east/french-israelis-reeling-from-attacks-relieved-to-be-out (дата посещения - 22.05.2017)

17. SchimmelN. The "Loneliness" Of French Jews: French Responses To Anti-Jewish Racism, Bigotry, And Discrimination // Shifting Paradigms/ edited by Johannes Lukas Gartner. N.Y.: Humanity in Action Press, 2016. Pp. 88-99.

18. Serhan Y. France's Disappearing Mosques // The Atlantic. 01.08.2016. URL: https://www.theatlantic.com/news/archive/2016/08/french-mosques-islam/493919/ (дата посещения - 22.05.2017)

19. The National Front's victory: France in shock//The Economist. 26.05.2014. URL: http://www.economist.com/blogs/charlemagne/2014/05/national-fronts-victory (дата посещения - 22.05.2017)

20. Zeff M. Aliya from France great for economy, Bar-Ilan profs say // The Jerusalem Post. 19.12.2016. URL: http://www.jpost.com/Israel-News/Aliya-from-France-great-for-economy-Bar-Ilan-profs-say-475785 (дата посещения - 22.05.2017)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.