Научная статья на тему 'Проблема агрессия подростков в контексте детско-родительских отношений'

Проблема агрессия подростков в контексте детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
2428
267
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема агрессия подростков в контексте детско-родительских отношений»

И.И. Кириленко

ПРОБЛЕМА АГРЕССИЯ ПОДРОСТКОВ В КОНТЕКСТЕ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Агрессивность детей и подростков сегодня является одной из наиболее острых проблем не только для психологии, но и для всего общества. Увеличение детской преступности, количества детей, растущих в разных социальных условиях и демонстрирующих устойчивые формы агрессивного поведения, ставит задачу всестороннего изучения природы, источников и механизмов ее возникновения.

В психологической науке выделяется ряд основных теорий агрессии; теория инстинкта (З. Фрейд), когнитивная теория (В. Берковиц), теория фрустрации (Дж. Доллард), теория социального научения (А. Бандура). Каждая из этих теорий вносит свой вклад в исследование данного психологического феномена, но не дает исчерпывающего ответа на вопрос о том, почему подростки вдут себя агрессивно по отношению к другим. Общепринятым является положение о том, что агрессивные модели поведения являются проекцией специфики социализации и социальной дезадаптации.

Социальная ситуация развития подростков XXI века далеко неоднозначна. Наряду с расширением возможностей для становления личности наблюдается тенденция к повышению агрессивности, нравственной неопределенности, снижению статуса семьи как института социализации. На фоне увеличения свободы происходит усиление требований к жизнеспособности человека, его конкурентоспособности и успешности, что приводит к усложнению взаимоотношений в семье, в том числе, между родителями и детьми. Происходит рост неблагополучных семей, характеризующихся деструктивными взаимоотношениями. Особенно сензитивным к деструктивным влияниям оказывается подростковый возраст. В этот возрастной период с одной стороны происходит апробирование стандартов и индивидуальных моделей взаимодействия с другими, формирование имиджа и индивидуального стиля репрезентации на фоне развивающегося самосознания, а с другой стороны, подросток нуждается в постоянной защите, «психологических гарантиях» поддержки и участия со стороны взрослых. Проблема осложняется расхождением между палитрой поведенческих реакций: независимость, протест против требований и стереотипов, декларирование собственной взрослости и внутренней ранимостью, социальной некомпетентностью, неуверенностью в правильности совершаемых выборов. Неслучайно этот психологический возраст в психологии традиционно определяется как «трудный», связанный с возникновением различного рода девиаций и аддикций. Характер взаимоотношений в семье становится значимым фактором детерминации позитивных или негативных образов других и мира в целом, возникающих у подростка.

Психологический парадокс заключается в том, что родители в своем подавляющем большинстве стремятся к позитивным результатам семейного воспитания, но применяемые тактики воспитательного воздействия не всегда оказываются адекватными. Это порождает скрытую или явно демонстрируемую агрессию. Объектом агрессии могут становиться как члены семьи, так и сверстники, учителя, случайно встречающиеся на пути люди, животные или предметы. При этом как показал еще в 80-х гг. ХХ столетия И.С. Кон, немотивированная агрессия подростков является порождением жестокости и насилия по отношению к ним, проявляемых в процессе воспитания близкими.

Необходимо отметить, что трансформировалось и само оценочное отношение к воспитательным воздействиям взрослых, возникшее в результате изменения информационного, экономического и социального контекста развития современного

подростка. Все большее значение приобретают психологические проблемы восприятия, принятия и понимания требований родителей, адекватности оценки их воспитательной активности подростком. Это связано, прежде всего с тем, что высокий темп преобразований, происходящих в различных сферах Российского общества, порождает рост отличий двух субкультур: «отцы» и «дети». Сегодня остро стоит вопрос о поиске и закреплении в общественном сознании адекватных современной ситуации моделей семейного воспитания.

Анализ анкетирования подростков ряда школ г. Ростова-на-Дону показал, что в качестве приоритетных и желаемых характеристик родителей они называют: понимание своего ребенка, терпеливость, демократичность, справедливость, современность, умение помочь, социальную успешность, умение радоваться, выдержанность и тактичность, умение доверять своему ребенку, последовательность требований, надежность, умение прощать, гибкость.

В современной психологии как отечественной, так и зарубежной, обозначены психологические условия построения эффективного семейного воспитания: эмоциональная теплота и стабильность, участие в жизни ребенка, заинтересованность в его росте и развитии, уважение к потребностям и интересам ребенка; признание его прав на личное время и пространство, предоставление самостоятельности и возможности выбора, обеспечение защиты и поддержки, сотрудничество и партнерство в отношениях, обеспечение возможностей для адекватной реализации чувства взрослости, создание безопасной, фасилицирующей среды в семье, предоставление возможностей для самопрезентации, персонализации и самореализации как в семье, так и в более широком социуме.

Вместе с тем, анализ опыта семейного консультирования по проблемам детско-родительских отношений показывает, что неспособность родителей соблюдать эти условия приводит к возникновению психологических барьеров, конфликтам и в конечном итоге отчуждению и потере духовного контакта. Возрастающее количестве обращений родителей и подростков в службу семейного консультирования, наметившееся за последние пять лет говорит об актуальности исследования проблемы оптимизации взаимоотношений «Родители - дети», с учетом специфики современной среды жизнедеятельности семьи.

Как в зарубежных (А. Бандура и Р. Уолтерс, Р. Бэрон и Д. Ричардсон) [1; 2], так и в отечественных психологических исследованиях (З.А. Зималева) [3] подчеркивается наличие связи между проявлениями агрессии детей и тактиками семейного воспитания При этом продуцируют агрессию как насильственные методы воспитания, так и потакание агрессии и попустительский стиль общения.

Опрос подростков позволил выявить их представления о причинах конфликтов в отношениях с родителями, побуждающих вести себя агрессивно. Это материальные вопросы, касающиеся прежде всего карманных денег, возрастающих потребностей подростка и невозможности или нежелания удовлетворить их со стороны родителей; неготовность идти на компромисс; авторитарность родителей; отстраненность и предоставление излишней свободы («как будто ты вообще не нужен», «я делал это и ждал, что мне запретят», «я хотел, чтобы меня не пустили идти с друзьями»), игнорирование интересов подростков. Интересно, что родители, как правило, называют причины нормативного характера: позднее возвращение домой, пропуски занятий, неподчинение требованиям, невыполнение обязанностей, нарушение норм социально одобряемого поведения.

Агрессия подростка может иметь различное психологическое назначение. Это способов привлечения внимания, самоутверждения, привычный способ поведения, заимствованный у родителей, защита, завуалированная просьба о помощи, способ завоевания нового статуса и другие. Поэтому агрессия как таковая может носить

оборонительный характер или подставлять собой деструктивное поведение, наносящее ущерб окружающим. В случае, когда агрессивные реакции закрепляются как способ решения проблем, формируется агрессивная модель поведения и агрессивность может переходить в устойчивую характеристику. Поэтому важно корректировать агрессивное поведение на ранних стадиях его проявления, посредством оптимизации взаимоотношений «родители - подросток». Наряду с другими факторами, влияющими на порождение агрессии подростков, такими как модели агрессивного поведения на телеэкране, высокий уровень фрустраций, компьютерные игры, агрессивность как форма репрезентации в подростковой субкультутре, приоритет остается за особенностями семейного воспитания. Это ставит задачу расширения практики семейного консультирования, тренингов детско-родительских отношений; развития психологической компетентности родителей в вопросах воспитания.

Проводимое нами исследование дало возможность определить характеристики родителей агрессивных и неагрессивных детей. Прежде всего оказалось, что существует различие во взглядах: на цели и способы воспитания, необходимости авторитарных категорических запретов, допустимые методы наказания и поощрения. Также обозначились расхождения в оценках поведения подростков и содержании типичных тем разговоров с детьми.

Родители, оценивающие своих детей как агрессивных, больше внимания уделяют контролю и меньше разговорам на интересующие подростка темы, разговорам на «отвлеченные» темы; демонстрируют приоритет дисциплинарных воздействий над поддерживающими; их требования и запреты чаще носят импульсивный характер, непоследовательны и несогласованны; во взаимоотношениях мало позитива и оптимизма, присутствует страх, тревога и беспокойство. Это ограничивает самостоятельность и свободу подростка, побуждает его к манипулированию, избеганию и конфликтности. Как показал опрос, дети этих родителей предпочитают утаивать свои проблемы, обращаться за помощью к сверстникам.

Напротив, родители, считающие своих детей неагрессивными, предпочитают сотрудничать с детьми, формируют у них высокую самооценку, установки на успех, уверенность в своих возможностях, транслируют модели конструктивного поведения в сложных ситуациях, предпочитают поддерживать и защищать своих детей. Характерно, что дети этих родителей указывают, что в большинстве ситуаций затруднения обратятся к родителям.

Таким образом, в семьях, где дети и родители выступают как одна команда и поддерживается безопасная, развивающая среда, подросток имеет больше шансов на формирование адекватных моделей взаимодействия в микро- и макро-социуме.

Проблема состоит в том, что хорошим и успешным родителем человек не рождается. Процесс становления детско-родительских отношений достаточно сложен и зачастую требует помощи специалиста-психолога. В настоящее время наблюдается тенденция усиления интереса к психологической помощи в вопросах воспитания со стороны родителей, что делает актуальным разработку и внедрение соответствующих просветительских и развивающе-коррекционных программ. Опыт работы в системе семейного консультирования дает возможность заключить, что более эффективными являются комплексные программы. Предлагаемая программа оптимизации взаимоотношений в диаде родитель-подросток относится к этому типу и включает диагностику характера взаимоотношений; определение проблемного поля диады; планирование совместной работы; участие в тренинговой группе; создание совместного проекта «Мой дом». Основная идея программы заключается в развитии психологической компетентности родителей, повышении уровня осознания сущности, причин возникновения и возможных последствий неконструктивного взаимодействия. В качестве более частных целей определены: развитие умений и навыков

поведения в конфликтных ситуациях, способности противостоять агрессивным действиям, умений самоконтроля и саморегуляции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. М., 1999.

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб., 1997.

3. Зимелева З.А. Агрессивное поведение подростков и личность родителей // Психологическая наука и образования. 2001. № 4.

М.Н. Коныгина, Н.Ф. Лопатина

НЕПРЕРЫВНАЯ ПРАКТИКА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Социальная работа как практическая деятельность обладает чертами, отличающими ее от других видов современных профессий. Одной из основных отличительных черт является характерная специфика профессионального действия и интеракций между специалистом и клиентом. В отличие от ролевых субъект-объектных отношений, свойственных различным видам профессий, в социальной работе доминируют субъект-субъектные отношения, носящие доверительный характер, при которых клиент сохраняет за собой преимущественное право при принятии решений.

Специфика клиентуры социальных учреждений состоит в том, что за помощью обращаются преимущественно представители материально необеспеченных, социально уязвимых или маргинальных слоев общества. Эти категории населения требует особого внимания и особых профессиональных навыков в процессе оказания различных видов социально-помогающей деятельности.

К профессиональной социальной работе часто ошибочно относят услуги вспомогательного или технического персонала социальных служб, а также благотворительных организаций, занятых социально-бытовым обслуживанием, чей труд обычно не требует высокой квалификации и соответствующей подготовки. В то время как профессиональные услуги специалиста социальной работы, решающего личностные проблемы клиента на уровне консультанта-психолога или педагога, специалиста-менеджера по кадрам (персоналу) или занимающегося организационной, социально-аналитической, прогностической и другими видами социально-помогающей деятельностью, требуют основательной теоретической подготовки, закрепленной в практической деятельности и реальном взаимодействии с клиентами различных социальных учреждений.

Как в России, так и за рубежом, не существует единого подхода к определению социальной работы. Сложность рассмотрения данных феноменов заключается, прежде всего, в многоуровневом содержании социальной работы и особенностях сочетания в ней профессионального и непрофессионального статуса. Именно это определяет два основных направления, выделившихся в научном осмыслении развивающейся в российском обществе профессии и формирующейся системе подготовки специалистов.

Первое отражает так называемый «непрофессиональный» подход, характеризующий социальную работу в более широком ее аспекте, как социально-помогающий вид деятельности разных субъектов, в том числе и непрофессионалов (волонтеры, благотворители, добровольные помощники, деятели общественных организаций, церковнослужители и др.). В таком понимании современными исследователями (Т.Е. Демидова, К.В. Кузьмин, Н.Ю. Клименко, Б.А. Сутырин,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.