Научная статья на тему 'Problem situations in management activity'

Problem situations in management activity Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
285
1183
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ / РАНЖИРОВАНИЕ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ / СИТУАЦИИ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ / PROBLEM SITUATIONS / RANK CORRELATION OF PROBLEM SITUATIONS / GENDER DISTINCTIONS / MANAGEMENT ACTIVITY / MANAGEMENT DECISION MAKING / SITUATION OF UNCERTAINTY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — N.A. Dubinko

This article reviews contemporary methodological and theoretical approaches to the problem situations in management activity. Revealed and analyzed the types of problem situations managers dealing with in their activity. Rank correlation of problem situations shows distinctions depending on management work experience. Revealed gender distinctions in the managers' ideas of management problems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Problem situations in management activity»

5) равномерно распределенные по выборке характеристики отражают особенности конструирования образа России в любой формальной группе старшеклассников. Кроме того, в представлениях, определяющих у них образ России, встречаются и такие характеристики, которые относятся к субкультуре отдельного класса или к субкультуре неформальных групп;

6) проведенное исследование позволило установить связь между условиями социализации и характеристиками образа России у молодежи и выявить некоторые особенности данной связи, а именно, гуманитарное и естественнонаучное образование способствует формированию более сложного и адекватного требованиям культуры образа России у молодежи.

Примечания

1 ВыготскийЛ.С. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1. C. 160.

2 Петренко В. Ф. Основы психосемантики. 2-е изд., доп. СПб., 2005.

3 ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. М., 1983. Т. 2.

4 ЛеонтьевА.А. Психология общения. 2-е изд., испр. и доп. М., 1997.

5 Цит. по Леонтьев А.А. Л.С. Выготский: Кн. для учащихся 9-11 кл. сред. шк. М., 1990. С. 136.

6 Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М., 1988. 365 с.

УДК 159.9 359(042.3)

Н.А. ДУБИНКО

Академия управления при Президенте Республики Беларусь, кафедра психологии управления E-mail: nata_dub@mail.ru

Проблемные ситуации в управленческой деятельности

В статье рассматриваются современные теоретико-методологические подходы к изучению проблемных ситуаций в управленческой деятельности. Выявлены и проанализированы типы проблемных ситуаций, с которыми чаще всего сталкиваются руководители в своей деятельности. Ранжирование проблемных ситуаций отражает различия у руководителей с различным стажем управления. Выявлены тендерные различия в представлениях руководителей об управленческих проблемах.

Ключевые слова: проблемная ситуация, ранжирование проблемных ситуаций, тендерные различия, управленческая деятельность, принятие управленческого решения, ситуации неопределенности.

N.A. DUBINKO Problem Situations in Management Activity

This article reviews contemporary methodological and theoretical approaches to the problem situations in management activity. Revealed and analyzed the types of problem situations managers dealing with in their activity. Rank correlation of problem situations shows distinctions depending on management work experience. Revealed gender distinctions in the managers' ideas of management problems.

Key words: problem situations, rank correlation of problem situations, gender distinctions, management activity, management decision making, situation of uncertainty.

К важным теоретическим и практическим задачам психологии управления относят обеспечение оптимального соотношения между требованиями к личности управленца и его возможностями, обеспечивающими высокую социальную эффективность профессиональной деятельности. Развитие личности управленца и его профессиональные успехи во многом определяются наличием объективных и субъективных про-

тиворечий, среди которых необходимо выделить:

- противоречие между стремлением личности максимально реализовать свой потенциал в профессиональной деятельности и наличием внутренних ресурсов для преодоления непредвиденных жизненных трудностей;

- на уровне управленческой деятельности важную роль играет противоречие между

© H.A. Дубинко, 2009

требованиями профессии к личности и ее возможностями.

В управленческой деятельности руководитель практически ежедневно принимает решения в ситуациях риска и неопределенности. Одно из важнейших требований, предъявляемых к современному руководителю, заключено в умении принимать оптимальные решения в проблемных ситуациях. Понятие «проблемность» использовалось различными исследователями при изучении процессов мышления1 и принятия решений для обозначения психологических трудно-стей2 и оценки сложности задач3, предполагали существование непрерывной шкалы «проблемности», охватывающей область от хорошо определенных формальных задач до плохо определенных задач, признавая размытые границы между ними. И если эти исследователи считали понятия «проблемность» и «трудность» синонимами, то Г.А. Балл разделяет эти понятия4. При этом «трудность» в его понимании отражает меру объема психической активности, необходимой для решения задачи, а «проблемность» показывает, в какой мере для этого требуется выйти за пределы известных субъекту алгоритмов.

Л.М. Фридман при изучении вопросов моделирования мышления оперировал двумя понятиями: проблемная ситуация и проблемность. Проблемные ситуации он рассматривал как главный источник возникновения задач5. Проблемность определялась им как особое эмоциональное состояние, возникающее после того, как субъект заметил противоречие между потребностью и возможностью удовлетворения этой потребности, то есть после того, как субъект вошел в проблемную ситуацию.

При анализе процессов мышления А.В. Брушлинский использует два понятия: проблемная ситуация и проблемность мыслительной задачи6. При этом проблемность определяется как неполная заданность результата, или конечной стадии, процесса мышления. Во многом аналогичной позиции в своих исследованиях мышления и познавательной мотивации придерживается М.И. Во-ловикова7. Проблемная ситуация является общим условием, вызывающим активность мыслительной деятельности, которая возникает при выделении несоответствия известных способов действия наличным условиям. Проблемность мыслительной задачи как раз и выступает в качестве этого несоответствия,

несовпадения, различия, противоречия и т.д. между исходными условиями (наличными средствами) и требованиями задачи.

Подробный анализ понятия «проблемная ситуация» проведен в работе В.Е. Никифорова8. Автор отмечает, что в понимании проблемной ситуации существует два подхода: проблемная ситуация рассматривается либо как объективный феномен, внешняя задача, препятствие для достижения человеком поставленной цели, либо как некое психическое явление, возникающее в случае затруднений в процессе деятельности. В.Е. Никифоров считает, что проблемная ситуация как нечто объективное возникает в процессе человеческой деятельности и на уровне сознания фиксируется как проблема.

А.М. Матюшкин рассматривает проблемную ситуацию как специальный вид взаимодействия субъекта и объекта, главным элементом которого является некая неизвестность9. При этом задача, решаемая субъектом, характеризуется степенью сложности, а проблемная ситуация - степенью трудности как мерой обобщенности раскрываемого неизвестного. Я.А. Пономарев соотносит с понятием «проблема» сложную познавательную творческую задачу10.

В то же время, по определению Б.Ф. Ломова, проблемная ситуация представляет собой ситуацию, включающую неопределенность, требующую принятия решения и возникающую на всех уровнях отражения и регуляции деятельности11. Общим во всех этих подходах является то, что проблем-ность рассматривается через механизмы возникновения и преодоления субъективно значимого несоответствия между объективной реальностью и психическим отражением.

Таким образом, понятия «проблемности», «проблемной ситуации» и «проблемы» применяются для характеристики как сложности задач, так и тех трудностей, неопределенностей, неизвестностей и эмоциональных состо-яниий которые возникают у человека при их решении. Данные теоретические подходы рассматривают процессы отражения как механизмы, лежащие в основе преодоления противоречий ситуации и принятия решений, но они не дают ответа на вопрос: в чем индивидуальные различия в способности решать практические проблемы.

Под проблемной ситуацией в нашем исследовании будем понимать ситуацию,

включающую в себя противоречие, цель разрешения которой необходимо сформулировать и на ее основе из совокупности различных возможных решений с использованием разработанных критериев эффективности осуществить выбор оптимального решения. На базе Академии управления при Президенте Республики Беларусь было проведено исследование по данной проблеме. В исследовании приняло участие 196 слушателей - руководителей с различным стажем управленческой деятельности - до 3 лет (76 испытуемых), со стажем управленческой деятельности до 5 лет (55), свыше 10 лет (65).

Цель исследования: группировка и ранжирование проблемных ситуаций, выявление гендерных различий в представлениях руководителей об управленческих проблемах. Для достижения цели исследования испытуемым предлагалось ответить на вопросы анкеты, включающей 37 вопросов о проблемных ситуациях, чаще всего встречающихся в их деятельности.

Слушателей просили выделить проблемные ситуации, которые связаны с принятием ответственных решений, полагая, что именно эти ситуации субъективно значимы.

Результаты исследования. По результатам анкетирования были выделены следую-

щие группы типовых проблемных ситуаций в управленческой деятельности (см. таблицу).

Было осуществлено ранжирование типовых проблем управленческой деятельности (рис. 1).

Проанализируем некоторые из полученных результатов: на первом ранговом месте расположены проблемные ситуации, связанные с выводом предприятия из кризиса. Они испытуемыми определяются как «ошибка» в функции управления, которая связана с организацией и планированием на предприятии.

Отмечаются нарушения взаимоотношений между подразделениями и исполнителями, решаются только узкотактические задачи и не прогнозируются организационно-стратегические. Второй ранг занимает принятие решений в экстремальных ситуациях. В этих случаях отмечается недостаточность опыта персонала и несформированность психологической готовности принимать оперативные решения, брать руководство и ответственность на себя. Третий ранг - управление человеческими ресурсами. Сложность при решении такого типа проблем связана с отсутствием компетентности в области мотивации персонала, знаний индивидуально-типологических особенностей людей.

Результаты проведенного анализа управленческих проблем позволяют сделать вывод

Характеристики проблемных ситуаций

Тип проблемной ситуации Характеристика содержания проблемной ситуации

Управление человеческими ресурсами Поиск и подбор персонала. Безответственность подчиненных, нарушение трудовой дисциплины. Перераспределение трудовых ресурсов. Увольнения, сокращения. Мотивация персонала на сверхурочную работу. Сопротивление подчиненных проводимым организационным изменениям

Вывод предприятия из кризиса Проблемы, связанные с повышением рентабельности предприятия, выводом из кризиса, включающие в себя решение большого спектра задач. Перераспределение финансовых и сырьевых ресурсов. Проблемы, возникшие в результате структурной реорганизации. Конфликты внутри организации

Взаимодействие с руководством и контролирующими органами Проблемы, возникшие в результате расхождения мнений с вышестоящим начальством о необходимости решения или способах выполнения задач. Отсутствие разрешений контролирующих органов на выполнение деятельности определенным образом. Ригидность нормативно-правовых актов

Принятие решений в экстремальных ситуациях Проблемы, возникшие в результате аварий, сбоя оборудования, поломок, приведшие к возникновению экстремальных ситуаций и требующие оперативных решений; проблемы, которые возникли в результате ранее допущенных ошибок, брака, требующие срочного исправления ситуации

Взаимодействие с партнерами (клиентами) Проблемные ситуации, требующие урегулирования отношений, спорных вопросов во взаимодействии с партнерами (клиентами), выработки договорных обязательств, разрешения конфликтных ситуаций

Недостаток информированности Данные проблемные ситуации выходили за рамки привычных обязанностей и требовали ориентации в проблеме, поиска информации, необходимой для ее разрешения. Невозможность прояснения ситуации

120

100

80

60

40

20

□ Частота проявления

Д

Рис. 1. Показатели частоты проявления типовых проблем в управленческой деятельности

Типы проблемных ситуаций: А - управление человеческими ресурсами, Б - вывод предприятия из кризиса, В - взаимодействие с руководством и контролирующими органами, Г - недостаток информированности, Д - взаимодействие с партнерами, Е - принятие решений в экстремальных ситуациях.

о том, что большая часть типичных проблемных ситуаций носит социально-психологический характер и связана с недостаточным уровнем развития у руководителей управленческих компетенций, то есть знаний, умений и навыков, необходимых при решении задач эффективного взаимодействия между людьми. Управленческие ситуации являются функцией двух взаимосвязанных факторов: экономического и социально-психологического. Даже в ситуациях, связанных с аварийными

сбоями в работе оборудования, имеет место так называемый «человеческий фактор», без учета которого невозможно принять оптимальное управленческое решение.

Следующим этапом исследования стал сравнительный анализ проблемных ситуаций, встречающихся в деятельности руководителей с различным управленческим стажем. Для решения данной задачи были выделены две группы руководителей: со стажем управления до 5 лет и со стажем более 10 лет (рис. 2).

Рис. 2. Показатели выраженности проблемных ситуаций у руководителей с различным управленческим стажем

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

Типы проблемных ситуаций

Управленческий стаж до 5 лет, %

Управленческий стаж до 10 лет, %

А Б В Г Д Е

Примечание. Расшифровку типов проблемных ситуаций см. на рис.1.

0

А

Б

В

Г

Е

Молодых руководителей в большей степени, чем опытных, волнуют проблемы, требующие установления и урегулирования отношений, спорных вопросов во взаимодействии с партнерами (клиентами), выработки договорных обязательств, разрешения внешних конфликтных ситуаций (см. рис. 2). Возможно, это связано с желанием создать себе определенный имидж делового партнера, зарекомендовать себя во внешней среде. Руководители со стажем больше сосредотачивают свое внимание на урегулировании отношений и конфликтов внутри организации. Их больше волнуют проблемы необходимости увольнения и сокращения сотрудников. Как видно, отношение к персоналу, осознание его ценности для организации к руководителю приходит с опытом.

Можно также отметить, что зрелые руководители намного чаще упоминают в своих отчетах экстремальные ситуации, связанные со сбоем оборудования, авариями. Возможно молодые руководители, в силу небольшого опыта, мало сталкивались со столь серьезными проблемами. Но, возможно и другое объяснение этим различиям: то, что для начинающего руководителя является проблемной ситуацией, для зрелого руководителя таковой не является, особенно если сравнивать с серьезностью и сложностью экстремальных ситуаций. Именно они зафиксировались в памяти у опытных руководителей как наиболее проблемные.

На следующем этапе исследования решалась задача выявления гендерных различий в представлениях руководителей об управленческих проблемах. Для ее решения был сделан сравнительный анализ проблем, встречающихся в управленческой деятельности у мужчин-руководителей и у женщин-руководителей.

Женщин-руководителей больше волнуют проблемы, требующие от них принятия решений о мерах наказания подчиненных, допустивших нарушение трудовой дисциплины, либо безответственно относящихся к работе. Кроме того, женщины-руководители больше внимания уделяют урегулированию отношений, спорных вопросов, как во внешнем взаимодействии (деловые партнеры, клиенты),

так и при разрешении конфликтных ситуаций между сотрудниками. Проблема поиска и подбора квалифицированных кадров, формирования сплоченной команды женщин-руководителей волнует в два раза чаще, чем мужчин-руководителей.

Для мужчин более важными являются проблемы, в результате которых возникла необходимость срочно изыскивать средства, перераспределять ресурсы, менять ценовую политику, тарифы, сроки, объемы. Поскольку задача руководителя заключается в том, чтобы в условиях непрерывных изменений сохранять единство и целостность управляемой ими системы, то грамотное руководство будет осуществляться тогда, когда разрешение проблемной ситуации приведет к новому, более высокому витку в развитии организации.

При разрешении проблемных ситуаций, наиболее важным является формирование образа желаемого результата. Более эффективные решения принимают те руководители, у которых в образе сформированной цели присутствуют две составляющие: социально-психологический и экономический факторы.

Основным результатом данного этапа исследования выступает детальный анализ выделенных руководителями проблемных ситуаций, возникающих в их управленческой деятельности, группировка их по сходству, описание типовых проблемных ситуаций и ранжирование их по частоте упоминания в анкетах респондентов. Выявлены различия в представлениях испытуемых об управленческих проблемных ситуациях в зависимости от пола и стажа на руководящих должностях.

Данное исследование позволит в дальнейшем изучить, в чем состоят различия в принимаемых руководителями решениях, когда они сталкиваются со схожими проблемными ситуациями; каким образом они формируют образ-цель, вырабатывают варианты решений и определяют критерии выбора наиболее оптимального, с их точки зрения, решения. На основе проведенного исследования разработан банк управленческих ситуаций, который может быть компьютеризирован и использован в диагностических и обучающих целях.

Примечания

1 См.: Дубинко Н.А. Психология профессиональной деятельности руководителя: Пособие. Минск, 2008.

2 См.: Дубинко Н.А. Психолого-акмеологические особенности определения профессионально важных качеств руководителя // Акмеология. 2007. № 3 (23). С. 92-96.

3 См.: Голиков Ю.Я. Проблемность в профессиональной деятельности: теория и методы психологического анализа // Проблемы исследования психической регуляции в триаде «деятельность - личность - состояние» / Под ред. Л.Г. Дикой. М., 1999.

4 См.: БаллГ.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопр. психол. 1970. № 6. С. 75-85.

5 См.: Фридман Л.М. Моделирование в психологии и психология моделирования // Вопр. психол. 1977. № 2. С. 15-28.

6 См.: БрушлинскийА.В. Проблемы психологии субъекта. М., 1994.

7 См.: Воловикова М.И. Мышление как процесс и познавательная мотивация // Мышление: процесс, деятельность, общение. М., 1982. С. 50-79.

8 См.: Никифоров В.Е. Проблемная ситуация и проблема: генезис, структура, функции. Рига, 2000.

9 См.: МатюшкинА.Н. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.

10 См.: ПономаревЯ.А. Психология творчества: перспективы развития // Психол. журн. 1994. № 6. С.38-50.

11 См.: Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1999.

УДК 159.9

ПВ. ВЕРЖИБОК

Минский государственный лингвистический университет, кафедра психологии E-mail: galina_minsk@mail.ru

Гендерные различия активности и лидерства

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Перестройка всей системы отношений (социальных, экономических, политических, семейных и т.д.) создает новые возможности для становления растущего человека и актуализирует проблему личностной активности. Представлены результаты исследований основных детерминантов и вариантов активности с выделением гендерных различий. В связи с характерным для современного общества процессом изменения традиционных представлений о социальных ролях мужчин и женщин можно реализовать индивидуализацию в обучении, стимулировать активность, способствовать раскрытию резервных возможностей личности.

Ключевые слова: активность, личностная и социальная активность, лидерство, гендерные различия.

G.V. VERGIBOK Gender Distinctions of Activity and Leadership

Reorganization of all attitude system (social, economic, political, family and so on) creates new opportunities for development of a man, who is growing up, and actualizes personal activity problem. Research results of main determinants and activity variants with gender distinction singling out are presented here. Because of the distinctive process of traditional notions about men and women social roles for modern society we can realize individualization in education, stimulate activity in full power, promote reserve opportunities opening of a personality.

Key words: activity, personal and social activity, leadership, gender distinctions.

Происходящие в социально-экономической и культурной жизни изменения убедительно показывают, что кризисные явления в обществе невозможно преодолеть без решения проблем образования и воспитания человека и гражданина. Гуманизация общества и образования непосредственно связана с изменениями и модернизацией идеологии субъекта образования и предполагает новый подход к воспитательному процессу, предъявляет особые требования к будущему специалисту, к его социальной и профессиональной компетентности. Личностно-ориен-тированный подход в образовании, активно утвердившийся в стране в последние годы, предполагает в качестве цели обучения развитие личности как субъекта познания, труда и общения. Психологическое решение

данной проблемы связано с познанием и раскрытием его индивидуальности, творческого потенциала (А. Асмолов, Е.Д. Божович, Е.С. Романова, Э.В. Сайко, Д.И. Фельдштейн и др.). Инновационные идеи и технологии, внедряемые в практику обучения и воспитания на разных уровнях и этапах, позволяют включать в структуру внутренней организации разнообразные формы и средства учебно-воспитательного процесса.

В концепции модернизации образования в Республике Беларусь сказано, что основная цель образования - подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного

© Г.В. Вержибок, 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.