Научная статья на тему '«Признать полезным поселить колонистов для развития хозяйственной деятельности»: из истории создания иностранных поселений на Северном Кавказе в XIX в'

«Признать полезным поселить колонистов для развития хозяйственной деятельности»: из истории создания иностранных поселений на Северном Кавказе в XIX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
206
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОЛОНИЗАЦИЯ / ИНОСТРАННЫЕ ПОСЕЛЕНИЯ / СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ / СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Цориева Инга Тотразовна

В статье рассматривается проблема создания иностранных поселений на Северном Кавказе в процессе его включения в социально-экономическое и политическое пространство Российской империи в XIX в. Подчеркивается позитивный характер деятельности иностранных колонистов в решении задач экономического освоения региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Признать полезным поселить колонистов для развития хозяйственной деятельности»: из истории создания иностранных поселений на Северном Кавказе в XIX в»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»

№11/2015

ISSN 2410-700Х

стороны [2, с. 50]. В большинстве случаев преподаватели во французских лицеях основное внимание уделяли на составление «редакций», где учащимся предоставляется возможность в письменном виде изложить урок, опираясь на учебные пособия.

В целом Д.И. Иловайский положительно оценивал французскую систему исторического образования, но отмечал и ее недостатки. Он соглашался с одним из преподавателей в том, что курс предмета распределен на десять классов и является довольно растянутым. Кроме того, недостатком можно считать отсутствие времени на повторение всего исторического курса. Вследствие этого, учащиеся забывали все, что прежде учили. Однако даже при некоторых недостатках системы, учитель, по мнению исследователя, может своими знаниями предоставить учащимся широкий спектр возможностей для получения качественных знаний, многое зависит от личности самого преподавателя [2, с. 52-53]. Главной особенностью преподавания истории во французских лицеях являются еженедельные письменные работы учеников - «редакции». Такой вид работы, по мнению исследователя, «заставляет учеников напрягать свои мыслительные способности, приучают их схватывать сущность услышанного и прочитанного, толково излагать эту сущность и способствуют утверждению в памяти». Но этот метод, отмечает автор, является обременительным как для учеников, так как им приходится компилировать содержание учебников, так и для учителей, так как им приходится проверять эти записи [2, с. 53].

Если сравнить между собой две системы исторического образования - немецкую и французскую, то можно прийти к следующим выводам: во-первых, в берлинских и дрезденских школах преобладал, так называемый, репетиционный метод, смысл которого заключался в заучивании фактов и хронологии. Достоинство этого приема в том, что ученики находятся в состоянии напряжения и получают одинаковые знания. К недостаткам можно отнести сухость, однотипность изложения, без привлечения других источников, где все необходимые знания уже собраны в одном учебнике, на который опирается учитель. Во французских лицеях ситуация была другой и подходы к изучению истории более разнообразны, поскольку учащимся предлагалось составлять «redactions», в которых должна содержаться основная суть урока. Учащийся при выполнении данного письменного задания должен был выделять главное из того, что говорит наставник и обретать навык работы с разными учебными пособиями. В старших классах ученику предлагалось самостоятельно разработать и провести урок вместо учителя. Таким образом, в первом случае система преподавания направлена на простое механическое заучивание материала учебника, а во втором -на анализ прочитанного и рассказанного учителем на уроке со стимуляцией самостоятельности учащегося.

Список использованной литературы:

1. Иловайский Д.И. Заметки о немецких школах // Иловайский Д.И. Мелкие сочинения, статьи и письма. 1857-1887 гг. М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1888. С. 31-42.

2. Иловайский Д.И. Французское преподавание истории сравнительно с русским // Иловайский Д.И. Мелкие сочинения, статьи и письма. 1857-1887 гг. М.: Типография М.Г. Волчанинова, 1888. С. 43-60.

© Худолеев А.Н., Довнарович М.Н., 2015

УДК 94 (470.65)

Цориева Инга Тотразовна,

канд. ист. наук, старший научный сотрудник СОИГСИ, г. Владикавказ, РФ

E-mail: tsorin@mail.ru

«ПРИЗНАТЬ ПОЛЕЗНЫМ ПОСЕЛИТЬ КОЛОНИСТОВ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»: ИЗ ИСТОРИИ СОЗДАНИЯ ИНОСТРАННЫХ ПОСЕЛЕНИЙ

НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XIX в

Аннотация

В статье рассматривается проблема создания иностранных поселений на Северном Кавказе в процессе его включения в социально-экономическое и политическое пространство Российской империи в XIX в.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

Подчеркивается позитивный характер деятельности иностранных колонистов в решении задач экономического освоения региона

Ключевые слова

Гражданская и экономическая колонизация, иностранные поселения, Северный Кавказ, Северная Осетия

Вхождение Северного Кавказа в административно-политическое и экономическое пространство Российской империи в XIX вв., особенно после окончания Кавказской войны вывело на первый план задачи экономического освоения Северного Кавказа. К гражданской колонизации края российские власти привлекали представителей разных народов России. Проявляя интерес к опыту социально-экономической организации жизни иностранцев, они всемерно поддерживали их в переселенческих устремлениях на Кавказ.

Одним из первых иностранных поселений на Северном Кавказе в начале XIX в. стала колония Каррас-Шотландская. Ее основали в 1802 г. члены Эдинбургского миссионерского общества на обезлюдевших после эпидемии холеры землях. В последующие десятилетия вплоть до начала XX в. на территории Северного Кавказа возникли десятки иностранных, главным образом, немецких поселений (Александровская, Константиновская, Николаевская, Орбелиановская, Форстендорф, Каново и др.). В подавляющем большинстве они создавались переселенцами из Поволжья, куда на протяжении двух столетий после известного указа Петра I от 1710 г. о переселении немцев из Швеции, Эстляндской, Лифляндской и Курляндской губерний во внутренние районы России, стекались немецкие переселенцы. Наряду с немцами в переселенческом движении на Кавказ участвовали итальянцы, поляки, швейцарцы, чехи и др. [2, л.9, 20]

На территории современной Северной Осетии во второй половине XIX в. был заложен ряд иностранных поселений, в том числе Владикавказская немецкая колония (ныне Михайловское). Ее создание было непосредственно связано с преобразованием в 1860 г. крепости Владикавказ в город. В связи с изменением статуса Владикавказа командующий войсками Терской области генерал -адъютант, граф Н.И. Евдокимов признал поселение немецких колонистов в его окрестностях «в высшей степени полезным для примера к развитию в крае усовершенствованного сельского хозяйства» [3, л.7].

В апреле 1861 г. на северной окраине города поселились 19 семейств колонистов из Саратовской губернии, до того момента проживавшие по временным паспортам в Александровской и других колониях Пятигорского округа Ставропольской губернии. В последующие несколько лет разновременно переселились из Саратовской, Самарской и Нижегородской губерний еще два десятка семейств. В 1867 г. в колонии проживал 291 человек: 148 мужчин и 143 женщины. Среди них семьи Конрада Найбергера, Петра Майера, Генриха Миллера, Иакова Лаука, Христофа Ридля, Готлиба Шейфера и др. Семейство Августа Бренца прибыло из заграницы [4, л. 45].

Но расположение выделенной под поселение территории оказалось крайне неудобным. Как отмечалось в документе того времени, «во-первых, - потому что на отведенной им земле находится часть городских строений: Петро-Павловская солдатская слободка, и во-вторых, потому что через их земли пролегает несколько проселочных дорог, по которым следуют значительные обозы и прогоняется множество скота; преимущественно стада овец весной и осенью при следовании в горы и из гор, от чего происходят разрушительные потравы, или колонисты обременяются излишними и нередко тяжелыми заботам: поставкою денных и ночных караулов о сбережении принадлежащих им угодий» [4, л. 33 об.].

Отмеченные обстоятельства вынудили в июне 1866 г. общество Владикавказской немецкой колонии обратиться в Комиссию по личным и поземельным правам туземного населения Терской области с просьбой переселить их в другое место. Их просьбу поддержало Владикавказское городское управление. В рапорте от 25 июля 1866 г. начальнику Терской области городское общество просило при этом, «чтобы при переселении с колонистов в виде вспомоществования» был снят числившийся за ними долг «в городские суммы в количестве 2200 рублей, которые им были выданы при первоначальном водворении в этой колонии». В январе 1867 г. немецкие колонисты получили разрешение Наместника на Кавказе о поселении у бывшего Потемкинского поста в 9 верстах севернее от Владикавказа на правом берегу реки Терек «с наделением их количеством земли, равным оставленному (1250 десятин)» [4, л. 34, 43, 44 об.].

Колонисты довольно скоро оценили преимущества нового места поселения. Теперь они могли не

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

опасаться потрав полей и с большим успехом исполнять задачу, ради которой были призваны: формировать «образцовые хозяйства» и показывать «окружающему туземному населению улучшенные способы земледелия». Они сеяли зерновые культуры: пшеницу, гречиху; выращивали подсолнечник; разводили фруктовые сады, создавали «примерные и образцовые животноводческие фермы» [5, л. 1].

С переменой местоположения изменилось и название колонии. В традициях того времени 28 мая 1876 г. жители обратились к Начальнику Терской области с просьбой ходатайствовать перед Главным управление Наместника Кавказского о переименовании их колонии в честь Наместника Великого князя Михаила Николаевича. Вскоре «соизволение Великого князя» было получено, и колония стала именоваться Михайловкой [6, л.1, 7].

Жизнь на новом месте со временем налаживалась. В июле 1903 г. в Михайловской колонии проживало 773 поселянина, более чем в 2,5 раза больше первоначального количества [2, л.18]. Немецкие колонисты со свойственным им тщанием и аккуратностью обустраивали свое жизненное пространство. Строили добротные дома. Успешно занимались земледелием, огородничеством и садоводством. Разводили домашнюю птицу и скот. Их труд, энергия и аккуратность вознаграждались по достоинству. Материальное благосостояние колонистов росло. А хозяйства служили образцом организации для жителей соседних казачьих станиц и осетинских селений.

Но история не всех иностранных поселений складывалась столь благополучно. В 1882 г. в местности Скуд-Кох, бывшем владении осетинского помещика Муссы Кундухова, было заложено поселение немецких колонистов. После отъезда в 1865 г. М. Кундухова в Турцию эта часть его земель была дарована «на вечное и потомственное владение» ушедшему в отставку начальнику Военно-Осетинского округа генерал-майору А.Ф. Эглау. Генерал в свою очередь пригласил 24 семьи немецких колонистов и поселил их в своих владениях, отдав им земли в долгосрочный кредит. Население колонии в абсолютном большинстве состояло из немцев. Здесь обосновались немецкие переселенцы из Олешанской волости Саратовской губернии, из Гнаденбергской колонии 1 -го участка Сунженского отдела, владикавказские и гудаутские мещане, а также германские и австрийские подданные. Среди колонистов жил и один русский Иван Соколовский, женатый на немке [2, л.19].

Колония не имела своего общественного правления и в административно-полицейском отношении была причислена к Заманкульскому сельскому обществу. Однако отношения с соседями и особенно сельским старшиной не ладились с самого начала. Колонисты не желали мириться с постоянными претензиями и вмешательством в дела колонии со стороны Заманкульского старшины. В течение многих лет они ходатайствовали перед начальством Терской области разрешить им иметь свое правление, своего писаря и шульца (старшину). Они также просили разрешения на официальное переименование колонии из Скуд -Коха в Эммаус, что в переводе с немецкого языка означало «святое место». С названием колонии дело решалось просто, но просьба об учреждении самостоятельного общества и общественного управления была удовлетворена только в 1900 г. [7, л. 2]

Природно-климатические условия благоприятствовали хозяйственной деятельности. По количеству ясных солнечных дней в году Эммаус был очень схож с Кисловодском. Эммаусцы добивались хороших результатов, используя прогрессивные для своего времени методы земледелия. Занимались огородничеством и садоводством. Выращивали помидоры, огурцы, яблоки, сливы, черешню, малину, смородину и пр. В Эммаусе - единственном во Владикавказском округе поселении, имелись виноградники. Колонисты построили кирпичный завод, который обеспечивал потребности жителей, а отчасти и некоторых соседних поселений, в строительном материале.

Но жизнь поселенцев часто омрачалась из-за разрушительных набегов абреков и других «беспокойных банд». Криминальная обстановка держала их в постоянном напряжении и ожидании нападения недружественно настроенных соседей, и в 1905 г. колонисты приняли решение продать землю богатому соотечественнику, предпринимателю Дицману (к тому времени она перешла в их собственность) и переселиться на Кубань [7, л.24].

Тем не менее, основание иностранных поселений в конце XIX и начале XX вв. в Терской области продолжалось. В 1880-е гг. были заложены Итальянский хутор, хутор Джанхотов-Ларс и другие. В 1900-1902

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_

гг. в Моздокском отделе было основано 10 немецких поселений - Матиса, Фаммана, Фишера, НовоНемецкое и др. Под свои поселения иностранцы не только покупали земли. Они арендовали ее у казны, а также у местных помещиков [1, с. 212]. И при этом, везде, с присущим им усердием и аккуратностью они обустраивали и облагораживали свое жизненное пространство, показывая соседям пример умелого и рационального ведения хозяйства.

Таким образом, создание иностранных поселений в XIX - начале XX вв., являвшееся результатом целенаправленной политики колонизации Северного Кавказа, имело важные позитивные последствия для социально-экономического и культурного развития региона. Колонисты использовали прогрессивные формы организации и ведения хозяйства, современные для своего времени сельскохозяйственные орудия. Внедряли новые сельскохозяйственные культуры. Миграция иностранных колонистов меняла этническую и культурную картину региона. Северный Кавказ превратился в арену цивилизационного взаимодействия многих народов Российской империи. Эта встреча способствовала взаимопроникновению и взаимообогащению культурных систем. Под влиянием исторических, социально-экономических, природно-климатических и иных условий жизни формировались этнокультурные особенности этих народов, находившие отражение в быту, обрядовой культуре, трудовой практике. Список использованной литературы:

1. История Осетии. В 2-х тт. Владикавказ: ИПЦ СОИГСИ, 2012. Т.2. 448 с.

2. Центральный государственный архив Республики Северная Осетия-Алания (далее ЦГА РСО-А). Ф. 11. Оп. 7. Д. 432.

3. ЦГА РСО-А. Ф. 12. Оп. 6. Д. 778.

4. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 49. Д. 8.

5. ЦГА РСО-А. Ф. 11. Оп. 52. Д. 1.

6. ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп. 52. Д. 118.

7. ЦГА РСО-А. Ф.11. Оп. 6. Д. 10.

© Цориева И.Т., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.