Научная статья на тему 'Признаки мусульманской погребальной обрядности в Обь-Томском междуречье'

Признаки мусульманской погребальной обрядности в Обь-Томском междуречье Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
289
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЬ-ТОМСКОЕ МЕЖДУРЕЧЬЕ / МУСУЛЬМАНСКИЙ ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД / OB TOMSK RIVER REGION / MUSLIM BURIAL RITE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Зайцева Ольга Викторовна, Водясов Евгений Вячеславович

На основе статистического анализа погребального обряда средневековых некрополей Обь-Томского междуречья авторы выделяют в двух из них (Астраханцевский курганный могильник и могильник Тоянов Городок) группы захоронений с элементами мусульманского погребального обряда: с отсутствием в могилах инвентаря и с обращением лица покойного в сторону Мекки. В статье наглядно показано, как археологические данные могут быть использованы для решения актуальной проблемы времени проникновения ислама в Западную Сибирь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of muslim burial rite in Ob Tomsk river region

In article on the basis of the statistical analysis of a funeral ceremony of medieval necropolises Ob-Tomsk River region is made attempt of allocation of group of burials with elements of a Muslim funeral ceremony. Two major signs of a Muslim funeral ceremony can be authentically archaeological testified: lack of stock in a grave and observance qiblah, that is the address of the face of the dead towards Mecca. Considering a geographical position of Ob-Tomsk region, placement of a body of the dead with observance qiblah has to be the following: orientation of the dead by the head to southeast sector, thus the head has to be surely turned on the left side. At such pose the dead will be turned facing the Kaaba. Groups of burials with signs of Islamic funeral ceremonialism managed to be allocated in two necropolises. The first the Astra-khantsevsky burial ground cemetery is located on Ob and is dated the developed Middle Ages. The second cemetery Toyanov Gorodok -is located on Tom and is dated the late Middle Ages. On the Astrakhantsevsky burial ground 44 burials with Muslim lines of a funeral ceremony that makes 44,8% from all studied burials are allocated. Thus every sixth is buried strictly on a canon: without stock and with observance qiblah. For a burial ground Toyanov Gorodok wasn't succeeded to carry out the full statistical analysis in connection with a condition of data base. Nevertheless, on a burial ground burials without stock are allocated and burial in which orientation is observed qiblah. Burial ground dating Toyanov Gorodok isn't beyond the late Middle Ages, and is defined by different researchers within the XV-XVI centuries, XV century, the XVI-XVII centuries, XVII century. Noted above line of a funeral ceremony speak about penetration at this time Islam around Tatars-eushtintsev. Existence of burials with signs of Muslim ceremonialism in the Astrakhantsevsky burial ground cemetery dated on the XIII-XV centuries and the Islamic world located, in fact, on the most remote periphery, in a taiga zone of Priobya that does this burial ground by a unique and basic monument in a context of further research of stages of Islamization of local population looks even more interesting.

Текст научной работы на тему «Признаки мусульманской погребальной обрядности в Обь-Томском междуречье»

Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)

УДК 904

О.В. Зайцева, Е.В. Водясов

ПРИЗНАКИ МУСУЛЬМАНСКОЙ ПОГРЕБАЛЬНОЙ ОБРЯДНОСТИ В ОБЬ-ТОМСКОМ

МЕЖДУРЕЧЬЕ

На основе статистического анализа погребального обряда средневековых некрополей Обь-Томского междуречья авторы выделяют в двух из них (Астраханцевский курганный могильник и могильник Тоянов Городок) группы захоронений с элементами мусульманского погребального обряда: с отсутствием в могилах инвентаря и с обращением лица покойного в сторону Мекки. В статье наглядно показано, как археологические данные могут быть использованы для решения актуальной проблемы времени проникновения ислама в Западную Сибирь.

Ключевые слова: Обь-Томское междуречье, мусульманский погребальный обряд.

Время проникновения ислама в Западную Сибирь - одна из сложнейших и интереснейших проблем в истории региона. Отсутствие надежных письменных свидетельств оставляет широкое поле для научных дискуссий и гипотез [1, 2, 3, 4, 5]. Как показывают исследования в других регионах, ценными источниками по истории распространения ислама, наряду с историческими и этнографическими, являются и археологические данные по погребальной обрядности [6, 7]. Достоверно археологически могут быть засвидетельствованы два важнейших признака мусульманского погребального обряда: отсутствие инвентаря в могиле и соблюдение киблы, то есть обращение лица покойного в сторону Мекки [6. С. 44-49; 8. С. 123-124; 9]. Учитывая географическое положение Обь-Томского междуречья, размещение тела покойного с соблюдением киблы должно быть следующим: ориентация умершего головой на юго-восточный сектор, при этом голова обязательно должна быть повернута на левую сторону. Именно при такой позе покойный будет обращен лицом к Каабе.

Авторами были проанализированы наиболее исследованные и полно опубликованные средневековые некрополи Обь-Томского междуречья на предмет присутствия признаков исламской обрядности (Басандайский курганный могильник, Усть-Мало-киргизский курганный могильник, Астраханцевский курганный могильник, Козюлинский курганный могильник, могильник Тоянов Городок) [10, 11, 12, 13]. Результаты проведенного статического анализа оказались весьма неожиданными. Группы погребений с признаками исламской погребальной обрядности удалось выделить в двух некрополях. Первый - Аст-раханцевский курганный могильник - расположен на Оби и датируется развитым Средневековьем [12. С. 115-116]. Второй - могильник Тоянов Городок -располагается на Томи и датируется поздним Средневековьем [13. С. 16].

Астраханцевский курганный могильник исследовался Л.М. Плетневой в 1982, 1983 и 1986 гг. Всего на его территории зафиксировано 127 курганных насыпей, 66 из которых раскопаны. Данные о положении скелета четко удается установить в 98 случаях. Поскольку планы погребений публиковались лишь выборочно, а такая важная деталь, как положение головы, не всегда указывалась в тексте, нами были проанализированы также все имеющиеся отчетные материалы по результатам раскопок могильника [14, 15]. Всего на могильнике обнаружено 27 безынвентарных захоронений (27,5 % от общего числа исследованных на могильнике), а соблюдение киблы прослежено в 33 погребениях (33,6 % от общего числа исследованных). По сочетанию этих признаков можно выделить две группы погребений: погребения, полностью соответствующие канону мусульманского погребального обряда, и погребения с чертами мусульманской обрядности.

1. Погребения, соответствующие канону мусульманского погребального обряда (16,3 % от общего числа исследованных на Астраханцевском могильнике погребений). В эту группу вошли захоронения, сочетающие оба важнейших признака мусульманского погребального обряда: отсутствие инвентаря в могиле и соблюдение киблы. Семь погребений безынвентарны, умершие сориентированы головой на юго-восток, череп повернут на левый висок (курган 4, погребения 1, 2; курган 5, погребение 2; курган 8; курган 28; курган 41; курган 47, погребение 1, костяк 2). В эту же группу мы включаем еще девять захоронений, где также отсутствовал инвентарь, умершие ориентированы головой на юго-восточный сектор, однако положение черепа невозможно установить из-за плохой сохранности (курган 19; курган 26, погребение 1; курган 47, погребение 1, костяк 1; курган 67; курган 69, погребение 1 (коллективное -3 умерших); курган 94; курган 100).

2. Погребения с чертами мусульманской обрядности (28,5 % от общего числа исследованных на Астраханцевском могильнике погребений.) В данной группе захоронений мы выделяем две подгруппы. Погребения, не содержащие инвентаря, но без соблюдения киблы (11,2 % от общего числа исследованных на Астраханцевском могильнике погребений.) Таких захоронений всего 11, что составляет 11,2 % от общего числа исследованных (курган 3, погребение 1; курган 5, погребение 3; курган 20; курган 24; курган 33, погребение 1; курган 38, погребение 2; курган 59; курган 60, погребение 1; курган 122, погребения 1, 2; курган 123, погребение 2. При этом в четырех случаях зафиксирована северо-восточная ориентация головы без поворота черепа. В трех случаях - юговосточная ориентация без поворота черепа. По одному случаю: северо-восточная ориентация с положением черепа на левом виске; западная ориентация с положением черепа на левом виске; юго-восточная с положением черепа на правом виске. В одном случае ориентация головы умершего не определена. Погребения с соблюдением киблы, но содержащие инвентарь (17,3 % от общего числа исследованных на Астраханцевском могильнике погребений.) Эта подгруппа более многочисленная. Всего исследовано 17 таких захоронений, что составляет 17,3 % от общего числа (курган 3, погребение 2; курган 5, погребение 1; курган 16; курган 17; курган 30; курган 32; курган 33, погребение 1; курган 42; курган 44; курган 45; курган 46; курган 63; курган 64, погребения 1, 2; курган 68; курган 92, погребения 1, 2). Интересны положения рук в некоторых погребениях этой группы. В трех случаях (в курганах 3, 45, 92) левая рука лежала вдоль тела, правая - на костях таза. В двух случаях (в курганах 45, 46), наоборот, правая рука - вдоль тела, левая - на костях таза. Д.В. Васильев, исследователь мусульманского погребального обряда в Золотой Орде, объясняет такое положение рук поворотом спеленатого саваном тела на один из боков [7. С. 103].

Все эти 17 захоронений содержат инвентарь самых различных категорий. Однако среди них необходимо выделить шесть захоронений, где найдены лишь единичные вещи или предметы, которые могли и не являться погребальным инвентарем в строгом смысле (детали одежды, украшения, находившиеся на умершем в момент смерти, и т.д.). Например, в погребении 1 кургана 17 захоронена женщина около 25 лет. Головой умершая ориентирована на юго-восток, череп повернут на левый висок, руки вытянуты вдоль тела, а весь инвентарь представлен только двумя брон-

зовыми серьгами, притом, что могила не разграблена [12. С. 15]. В курганах 5, 30 лица двух покойных женщин также обращены к Мекке, а из всех находок обнаружено только по одному ножу. Подобная ситуация характерна и для погребения 1 кургана 64, где поза умершего также соответствует мусульманскому обряду, а инвентарь представлен одним железным наконечником стрелы. В погребении 2 кургана 92 из вещей обнаружены лишь одна бусина и обломок зеркала.

Такая малочисленность погребального инвентаря в сочетании с каноническим выполнением киблы достаточно часто встречалась и в могильниках Золотой Орды ХШ-Х1У вв. [7. С. 94]. И. Измайлов, анализируя мусульманский погребальный обряд, полагает, что «находки вещей в погребениях, особенно на раннем этапе внедрения исламской обрядности (не только в Поволжье, но и вообще в исламской ойкумене), являются местной особенностью мусульманской джаназы, а не свидетельством «пережитков» язычества» [9.

С. 25]. К тому же прямого категорического запрета на помещение в могилу вещей нет ни в шариате, ни в хадисах [9. С. 23]. Следует также всегда учитывать, что синтез различных верований, выраженный в вариативности погребального обряда, - закономерный этап в истории распространения любой религиозной доктрины.

Таким образом, на материалах Астраханцев-ского могильника выделяется 44 захоронения с мусульманскими чертами погребального обряда, что составляет 44,8 % от всех исследованных. Распределены они по территории некрополя достаточно равномерно и не составляют отдельную планиграфически выделяющуюся группу. По половозрастным характеристикам эта группа также особо не выделяется: в нее входят и мужские и женские погребения разных возрастных категорий, а также детские.

Астраханцевский курганный могильник был включен Л.М. Плетневой в круг памятников ба-сандайской культуры. Однако она также справедливо отмечала, что этот памятник «по ряду признаков хронологического порядка» и «большому проценту безынвентарных погребений» отличается от других могильников Томского Приобья развитого Средневековья и датируется «ХШ-Х1У, а возможно, и XV вв.» [12. С. 116]. Несмотря на всю сложность датировки безынвентарных погребений, мы склонны считать их в целом синхронными остальным датированным комплексам по ряду причин. Во-первых, в планиграфии могильника безынвентарные захоронения распространены относительно равномерно по всей его территории,

О.В. Зайцева, Е.В. Водясов

13б ------------------------------------------------------------------------------

что может косвенно указывать на одновременность заполнения пространства некрополя как курганами, содержащими многочисленные находки в погребениях, так и безынвентарными комплексами. Во-вторых, нередки случаи, когда под одной насыпью на одном уровне находились могилы с датирующим инвентарем ХШ-ХУ вв., и захоронения из обеих выделенных выше групп: это курганы 3, 33, 42, 63, 64, 69, 92 [12. С. 115116]. Предметов, датируемых ХУІ-ХУІІ вв., в инвентаре могильника не выявлено, полностью отсутствуют и предметы русского импорта. Однако даже все это не отрицает возможности нахождения на территории некрополя отдельных, более поздних, чем ХІІІ-ХУ вв., комплексов.

Второй памятник, где выделяется группа погребений с чертами мусульманской обрядности, -могильник Тоянов Городок. К сожалению, мы не располагаем столь полными данными для статистического анализа, как в предыдущем случае. За более чем вековую историю исследования могильника так и не был снят его общий план. Часть материалов оказалось безвозвратно утерянной, еще часть не содержит необходимых для нашего анализа сведений. Так, весьма запутанной оказалась ситуация с ориентировкой погребений, раскопанных Ф.Р. Мартином в 1891 г. Ориентировка погребений на схемах совершенно не соответствует их текстовому описанию [13. С. 24-26]. В связи с этим нами учтено только 48 курганов, раскопанных М.П. Грязновым в 1924 г. [10]. Безынвентар-ные захоронения встречены в 10 случаях (курганы 9, 10, 15, 16, 20, 25, 30, 31, 33, 37). В половине случаев в безынвентарных погребениях умершие были ориентированы головой на юго-восточный сектор. К сожалению, информация о положении черепа отсутствует. Ещё в пяти курганах погребения содержали лишь по одной вещи (ножи, наконечник стрелы, перстень).

Всего в двух случаях четко фиксируется соблюдение киблы при наличии инвентаря: умершие ориентированы на юг, юго-восток, череп повернут налево (курган 28, 36). Таких случаев, вероятно, было больше, но информация о положении черепа чаще всего не приведена. Авторы понимают, что и безынвентарность погребений, и их юго-восточная ориентировка далеко не всегда напрямую могут быть связаны с мусульманским обрядом погребения. То, что мы имеем дело именно с распространением ислама, доказывает сочетание безынвен-тарности погребений и ориентировки лица покойного на Мекку. Датировка могильника Тоянов Городок не выходит за рамки позднего Средневековья и определяется разными исследователями как

XV-XVI вв., ХУ в., XVI-XVII вв., XVII в. [13. С. 16]. Отмеченные выше черты погребального обряда говорят о проникновении в это время ислама в среду татар-эуштинцев.

Ещё более интересным выглядит наличие погребений с признаками мусульманской обрядности в Астраханцевском могильнике, датируемом XIII-XV вв. Как было показано выше, половина из всех исследованных погребений этого могильника имеют признаки мусульманского погребального обряда, а практически каждый шестой погребен строго по канону: без инвентаря и с соблюдением киблы. Приведенные данные подтверждают одну из существующих версий о достаточно раннем проникновении ислама в Сибирь: «Миссионерская деятельность наиболее активной части среднеазиатских проповедников, вероятно, имела место в Сибири и ранее XIV в., и в XIV в., а особенно в XV-XVI вв.» [5. C. 101]. Другое дело, что такой высокий процент погребений с признаками мусульманского обряда для средневекового некрополя, расположенного, по сути, на самой отдаленной периферии исламского мира, в таежной зоне Верхнего Приобья, и датируемого при этом XIII-XV вв., делает Астраханцевский могильник уникальным и опорным памятником в контексте дальнейшего исследования этапов исламизации местного населения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Катанов Н. Ф. О религиозных войнах шейха Багаудди-на против инородцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. Тобольск, 1905. Вып. 14. С. 1-28.

2. Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья (этническая история, быт и духовная культура). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1983. 216 с.

3. Белич И.В. О начале исламизации сибирских татар // Проблемы этнографии и социологии культуры. Омск, 1988. С. 103-108.

4. Валеев Ф.Т. Сибирские татары: культура и быт. Казань. 1992.

5. Селезнев А.Г., Селезнева И.А. Некоторые аспекты изучения народного ислама в Сибири в свете исторических и этнографических данных (к постановке проблемы) // Этногра-фо-археологические комплексы: Проблемы культуры и социума. Омск: Изд. дом «Наука», 2004. С. 96-123.

6. Халикова Е.А. Мусульманские некрополи Волжской Булгарии X - начала XIII в. Казань, 1986. 159 с.

7. Васильев В.Д. Мусульманский погребальный обряд в Золотой Орде. Астрахань, 2007. 201 с.

8. Смирнов Ю.А. Лабиринт: Морфология преднамеренного погребения. Исследования, тексты, словарь. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1997. 279 с.

9. Измайлов Искандер. Мусульманин на пороге вечности: представления о смерти и особенности джаназы в Волжской Булгарии // Минбар, 2008. № 1. С. 4-34.

10. Грязнов М.П. Дневник раскопок Тоянова Городка, произведенных в 1924 г. // Из истории Сибири. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1976. Вып. 19. С. 73-89.

11. Плетнева Л.М. Томское Приобье в позднем средневековье (по археологическим источникам). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1990. 134 с.

12. Плетнева Л.М. Томское Приобье в начале II тыс. н.э. (по археологическим источникам). Томск: Изд-во Том. ун-та, 1997. 350 с.

13. Яковлев Я.А. Могильник Тоянов Городок: Каталог коллекции Ф.Р. Мартина 1891 г. из фондов Государственного

Исторического музея (г. Стокгольм). Томск; Сургут: Изд-во Том. ун-та, 2009. 348 с.

14. Плетнева Л.М. Отчет об археологических исследованиях томского отряда Археологической экспедиции Томского университета в 1982 году. Томск, 1983.

15. Плетнева Л.М. Отчет об археологических исследованиях томского отряда Археологической экспедиции Томского университета в 1986 году. Томск, 1987.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.