Научная статья на тему '«Привычка вдумываться в язык. » роль этимологии в изучении правописания слов'

«Привычка вдумываться в язык. » роль этимологии в изучении правописания слов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
2054
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Кивило С. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Привычка вдумываться в язык. » роль этимологии в изучении правописания слов»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

C.B. Кивило

«ПРИВЫЧКА ВДУМЫВАТЬСЯ B ЯЗЫК...»

РОЛЬ ЭТИМОЛОГИИ В ИЗУЧЕНИИ ПРАВОПИСАНИЯ СЛОВ

На уроках русского языка изучаются многие разделы лингвистики: фонетика, морфемика,

морфология, синтаксис, орфография, пунктуация и другие.

Но в школьной программе почти не изучается этимология - наука о происхождении и истинном значении слов. На мой взгляд, это несправедливо: роль этимологии в изучении русского языка, литературы, речи и культуры общения огромна. Профессор Лев Владимирович Щерба утверждал: «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно в широком смысле слова, т.е. правильно строить фразы и подбирать такие слова, которые наилучшим образом выражают данную мысль». И чем раньше наши ученики начнут изучать этимологию, тем прочнее у них закрепится «привычка вдумываться в язык».

В 2005 году мною был разработан и в сотрудничестве с учениками осуществлён учебнометодический проект «К истокам слова...» (Роль этимологии в словесности.) Хотя в названии заявлена предметная область - словесность (филология), проект носит интегрированный характер, так как объединяет большинство школьных предметов гуманитарного цикла: русский язык, речь и культуру общения, литературу, иностранные языки, историю, обществознание, мировую художественную культуру.

Участниками проектной деятельности могут быть обучающиеся 1 - 11 классов, педагоги, родители.

Данный проект целиком или частично может быть реализован

У на занятиях элективного курса,

У в рамках культурологической программы «Истоки»,

У при профильной (гуманитарной) подготовке обучающихся,

У как самостоятельная (или групповая) научно - исследовательская работа обучающихся при подготовке к «Неделе науки», научно-практическим конференциям и др.

С.В. Кивило - учитель русского языка и литературы MOV гимназии № 108 г. Екатеринбурга

Если этих возможностей нет, учитель - словесник сможет найти время на уроке, чтобы обратить внимание на этимологический анализ.

Одна из главных целей проекта - помочь учащимся осознать необходимость изучения этимологии. (Основополагающий вопрос: «Нужно ли изучать этимологию - науку о происхождении и истинном значении слов?»)

Все проблемные вопросы и исследования направлены на выявление роли этимологии в русском языке, речи, литературе:

У Помогает ли этимология орфографии (правописанию слов)?

У Нужно ли знать этимологию фразеологизмов?

У Какова роль этимологии в художественной литературе?

1. Помогает ли этимология орфографии

(правописанию слов)?

Работу по этому направлению можно (и нужно!) начинать с начальной школы. В нашем проекте участвовали группы учеников (по 4 - 5 человек) из второго, седьмого и одиннадцатого классов. Перед ними был поставлен вопрос, уже содержащий противоречие: «Можно ли проверить написание непроверяемой гласной в корне слова?»

Для изучения предложена справочная литература: ученикам начальной и средней школы -Волина В. «Откуда пришли слова. Занимательный этимологический словарь». М., 1996; Сарае -ва А.Н. «Как проверить «непроверяемое» слово. Занимательный словарь - помощник для школьников и учителей». М., 2004; старшеклассникам

- Шанский Н.М., Боброва Т.А. «Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов». М., 2002; Фасмер М. «Этимологический словарь русского языка» в 4-х томах. М., 1986. (Могут быть рекомендованы и другие источники с учётом возрастных особенностей учащихся.)

Результаты исследования были представлены в разных формах. Второклассники создали словарик «Проверяем непроверяемые гласные» с объяснением этимологии 23 слов и яркими рисунками. Ученики 7 и 11 классов оформили мультимедийные презентации, содержащие слайды с объ-

яснением этимологии более 70 слов. Вот фрагменты этих работ.

«Написание непроверяемой гласной в корне слова нужно запомнить», - гласит правило. Но, изучив этимологический словарь, мы нашли слова, в которых правописание непроверяемых гласных в корне можно объяснить (проверить):

АВТОМОБИЛЬ. Сложное слово образовано от греческого - Автос - «сам», и латинского mobilis - «двигающийся», «подвижный».

Однокоренные слова: автопилот, мобильный, перпетум-мобиле - «вечный двигатель» (может служить проверочным словом)

АГРОНОМ. - Слово образовано от греческих корней

У агрос - «поле, пашня»;

У номос - «закон», т.е. агроном - «специалист по земле, по сельскому хозяйству, знающий законы земли». БАГРОВЫЙ. БАГРЯНЫЙ. В древнерусском языке существовало прилагательное - багр -«темно-красный». Однокоренные слова - багрец, обагрить.

БАЛКОН. Слово образовано от латинского слова balcus - «балка».

БИНОКЛЬ. Слово образовано от латинских корней

У bini - «по два, пара»;

У oculus - «глаз»;

Однокоренным является слово окулист БРАСЛЕТ. Украшение на руке (от французского bras - «рука»).

ВЕЛИКАН. В славянском языке корень вель означал «большой». Однокоренными являются слова великий, величество, величие, вельможа.

Великан.

В славянском языке корень вель означал большой. Однокоренными являются слова великий, величество, величие, вельможа.

У динос - «огромный, ужасный»;

У заурус - «ящерица».

КАРНАВАЛ. Первоисточником являются два латинских слова carnis - «мясо», vale - «прощай», т.е. - карнавал - «праздник прощания с мясом» - устраивается в европейских странах и Латинской Америке обычно весной, соответствует русской масленице.

КАРТИНА. Слово образовано от латинского -carta - «бумага».

КОМАР. Слово образовано от славянского корня

- ком - «гудеть».

КОМЕТА. Слово образовано от греческого корня kome - «волосы, хвост».

В переводе - «хвостатая» (звезда).

ЛАУРЕАТ. Слово происходит от латинского laurus - «лавр».

Буквально - «увенчанный лавровым венком». ЛЕГЕНДА. От латинского слова Lego - «читаю». Легенда - то, что должно быть прочитано. НАСЕКОМОЕ. Слово является калькой с латинского insecto. На - приставка, - сек - корень (рассечь, сечь)

НЕДЕЛЯ. ПОНЕДЕЛЬНИК. Слово известно в древнерусском языке с XI века, восходит к старославянскому неделя - воскресенье, седмица. Образовалось от сочетания частицы НЕ + глагол Делать, т.е. «день отдыха, день неделания». Понедельник - день после недели (после воскресенья) НЕДОСЯГ АЕМЫЙ. Древнерусский корень - сяг

- со значением «доставать, дотягиваться» сохранился в словах присяга (клятва, прикосновение к общему делу), посягать.

ОБАЯНИЕ. Означает «очарование». От древнерусского глагола баять - «говорить». ОЖЕРЕЛЬЕ. Слово образовано от древнерусского жерло - «горло». (О - выполняет роль приставки). Буквально - «то, что надевается на горло, на шею».

ОРНАМЕНТ. Буквально переводится как «украшение», образовано от латинского орне -«украшать».

ПЕРЧАТКА. Исконно русское слово, образованное от перст - «палец». Буквально - «варежка с пальцами».

СОЛДАТ. Происходит от итальянского слова soldo - «монета, деньги, жалованье». Буквально -«получающий жалованье».

И многие другие слова.

ВЫВОД: во многих словах непроверяемую гласную в корне можно проверить, если узнать происхождение (этимологию) слов.

ГЕРБАРИЙ. Латинский корень НвтЬа означает «трава».

ДИНОЗАВР. Слово образовано путём сложения греческих слов

Другая группа семиклассников (3 человека) исследовала этимологию заимствованных морфем (корней и приставок). Результаты работы были оформлены в информационном бюллетене.

Международные словообразовательные морфемы.

В русском языке есть слова, в состав которых входят общие словообразовательные морфемы, взятые из древнегреческого и латинского языков.

Авиа (лат. Avis — птица) — авиация, авиасвязь. Авто (греч. Avto — сам) — автомат, автограф, автобус.

Агро (греч. Agros — поле) — агроном, агротехника.

Аква (лат. Agua — вода) — аквариум, акварель, акваланг.

Ауди (лат. Audire — слушать) — аудитория, аудиокассета.

Аэро (греч. Aer — воздух) — аэроплан, аэровокзал.

Библио (греч. Biblion — книга) — библиотека.

Био (греч. Bios — жизнь) — биология, биография.

Гео (греч. Ge — земля) — география, геология. Графо (греч. Grapho — пишу) — автограф, биография, орфография.

Демо (греч. Demos — народ) — демократия.

Лабор (лат. Labor — труд) — лаборатория, лаборант.

Лог (греч. Logos — слово, учение) — филолог. Микро (греч. Micros —малый) — микроскоп, микрофон.

Моно (греч. Monos —один) — монолог, монография.

Пери (греч. Peri — около, вокруг) — периферия. Поли (греч. Poly — много) — поликлиника.

Пре (лат. Prae — перед) — президиум, президент.

Прото (греч. Protos — первый) — прототип.

Псевдо (греч. Pseudos —ложь) — псевдоним, псевдонаучный.

Сан (лат. Sanare —лечить) — санитар, санаторий.

Теле (греч. Tele — далеко) — телевидение, телефон.

Терм (греч. Therme —теплота) — термометр.

Фил (греч. Philos — друг, любящий) — филолог, философ.

Фон (греч. Phone —звук) — фонетика.

Фот (греч. Photos — свет) — фотография, фото-

2. «Помогает ли знание этимологии орфографии?»

Чтобы ответить на этот вопрос, мы провели эксперимент во 2, 7 и 11 классах. (Примеч. Эксперимент проводился в классах, не задействованных в проектных исследованиях)

Ученикам второго класса были предложены для запоминания 10 слов: из них 5 слов с объяснением этимологии (великан, динозавр, комета, перчатка, солдат) и 5 слов без объяснения этимологии (картина, комар, маяк, собака, бинокль).

Ученикам седьмого класса мы предложили для запоминания 20 слов: из них 10 слов с объяснением этимологии (великан, легенда, недосягаемый, обаяние, ожерелье, орнамент, перчатка, санаторий, солдат, термометр) и 10 слов без объяснения этимологии (возражение, гирлянда, дистанция, калитка, комендант, конверт, период, сатира, фантазия, чемпион).

Ученикам одиннадцатого класса были предложены для запоминания 30 слов: из них 15 слов с объяснением этимологии (аудитория, багровый, беллетристика, дебаты, демократия, дискуссия, лаборатория, лауреат, псевдоним, президент, прототип, обаяние, филологический, эксперимент, эпилог) и 15 слов без объяснения этимологии (аплодировать, аргумент, галактика, гротеск, инженер, конфликт, мораль, мемуары, памфлет, парламент, рефлексия, стратегия, тенденция, титанический, эпизод).

Во всех классах были представлены фрагменты мультимедийных презентаций (см. выше). А через несколько дней мы провели в этих классах словарные диктанты.

Результаты исследования представлены в диаграмме № 1.

Как видно из диаграммы, знание этимологии слов сокращает процент орфографических Ошибок в 3 - 5 раз.

аппарат.

Эпи (греч. Epi — после, над) — эпилог, эпиграф.

Вывод: во многих словах непроверяемую гласную в корне можно проверить, если узнать происхождение (этимологию) заимствованных морфем.

После словарного диктанта мы попросили учеников ответить на вопрос: «Какие слова вам было легче запоминать: с объяснением происхождения (этимологии) или без объяснения (этимологии)?»

Опрос учащихся убедительно доказывает, что этимология помогает запомнить правописание слова.

Вывод: знание этимологии помогает орфографии (правописанию слов).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проведённая работа настолько увлекла ребят, что исследование продолжается, список «непроверяемых» гласных, «проверяемых этимологией», пополняется постоянно. И это не может не радовать учителя - словесника, потому что закрепляется «привычка вдумываться в язык».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.