Научная статья на тему 'Привлечение студентов в роли тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов нефтяной отрасли региона как механизм формирования их психолого-педагогической компетенции'

Привлечение студентов в роли тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов нефтяной отрасли региона как механизм формирования их психолого-педагогической компетенции Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
287
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ / КОРПОРАТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ / ТЬЮТОРЫ / ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ENGINEERS' TRAINING / CORPORATIVE EDUCATION / FOREIGN-LANGUAGE IN-HOUSE LEARNING / TUTORS / PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Масалимова А. Р.

Статья посвящена механизмам формирования психолого-педагогической компетенции у студентов технического вуза посредством привлечения их в роли тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия. Автором представлены стадии и этапы дистанционной технологии внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия, а также разработано поэтапное содержание деятельности всех субъектов образовательного процесса в реализации данной технологии в рамках Электронного корпоративного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Масалимова А. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INVOLVING STUDENTS AS TUTORS INTO IN-HOUSE FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR REGIONAL OIL INDUSTRY ENGINEERS AS A MECHANISM OF THEIR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMING

The article is devoted to forming psychological and pedagogical competencies among technical high-school students via their participation as tutors in in-house foreign language teaching for engineers. The author provides stages and periods within distance technologies for engineers' in-house foreign language teaching. The paper gives content of all stages within the activities of every participant in the educational process of implementing this technology as a part of Electronic Corporative University.

Текст научной работы на тему «Привлечение студентов в роли тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов нефтяной отрасли региона как механизм формирования их психолого-педагогической компетенции»

даже в случае мембранных технологий и биотехнологий это верно, т. к. для них, во-первых, необходима соответствующая оснастка (например, пресс-формы); во-вторых, используется высокоточное и сложное оборудование, которое надо обслуживать и для которого необходима подготовка соответствующих кадров; в-третьих, в связи с требованиями промышленной экологии, особенно в части водопод-готовки и очистки воды (после прошедшего технологического процесса). Поэтому все отмеченные кластеры будут работать в едином экономическом пространстве региона. В этом будет состоять интегрирующая роль университета в рамках его программы развития.

Таким образом, наиболее эффективной

формой регионального и межрегионального сотрудничества является участие университета в работе высокотехнологичных территориальных кластеров, участниками которых является бизнес, власть и ВлГУ.

1. Ицковиц Г. «Тройная спираль». Инновации в действии. - Томск. Из-во ТУСУР. - 2010. - 238 с.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 2.09.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

3. Указ Губернатора Владимирской области № 17 от 17.09.2008 «О создании совета по развитию нанотехнологий в регионе при Губернаторе Владимирской области».

УДК / ийС 378.18:665.6 А. Р. Масалимова,

кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории исследования зарубежного опыта профессионального образования, УРАО «Институт педагогики и психологии профессионального образования», Россия, Казань, alfkazan@mail.ru

Alfiya Masalimova,

PhD in pedagogical science, associate professor, senior research assistant of professional education international experience researching laboratory, Institution of Russian academy of Education «The Institute of Pedagogics and Psychology of Professional Education», Russia, Kazan, alfkazan@mail.ru

ПРИВЛЕЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ В РОЛИ ТЬЮТОРОВ В ПРОЦЕССЕ ВНУТРИФИРМЕННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ СПЕЦИАЛИСТОВ НЕФТЯНОЙ ОТРАСЛИ РЕГИОНА КАК МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

INVOLVING STUDENTS AS TUTORS INTO IN-HOUSE FOREIGN LANGUAGE TEACHING FOR REGIONAL OIL INDUSTRY ENGINEERS AS A MECHANISM OF THEIR PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE FORMING

Статья посвящена механизмам формирования психолого-педагогической компетенции у студентов технического вуза посредством привлечения их в роли тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия. Автором представлены стадии и этапы дистанционной технологии внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия, а также разработано поэтапное содержание деятельности всех субъектов образовательного процесса в реализации данной технологии в рамках Электронного корпоративного университета.

The article is devoted to forming psychological and pedagogical competencies among technical high-school students via their participation as tutors in in-house foreign language teaching for engineers. The author provides stages and periods within distance technologies for engineers’ in-house foreign language teaching. The paper gives content of all stages within the activities of every participant in the educational process of implementing this technology as a part of Electronic Corporative University.

Ключевые слова: подготовка специ-

алистов технического профиля, корпоративное образование, внутрифирменное обучение иностранному языку, тьюторы, психолого-педаго-гическая компетенция.

Kew words: engineers’ training, corporative education, foreign-language in-house learning, tutors, psychological and pedagogical competence.

Практически во всех отраслях деятельности способность организации систематически совершенствовать технологии и качество производства является одним из важнейших жизненно необходимых факторов успеха, которые неразрывно связаны с постоянным повышением качества и профессионального уровня кадров организаций. В связи с этим сфера образования определяется и выделяется многими странами как приоритетное направление социально-экономического развития, как средство поддержания конкурентоспособности и лидирующего положения страны на мировых рынках.

На современном этапе развития профессионального образования актуализируется проблема интеграции образования, науки и производства в целях качественной профессиональной подготовки студентов и переподготовки специалистов предприятий, обновления образовательных программ, модернизации технологий и механизмов взаимодействия высшей школы, науки и производства [1]. Ярким трендом современной образовательной практики, сближающим субъектов данной триады, является корпоративное образование, идеология которого основана на рефлексивнодиалогическом взаимодействии ее субъектов, обеспечивающих самоподдержку, саморегу-лируемость и самоорганизацию всей системы внутрифирменного обучения [2].

На современном этапе развития компании ОАО «Татнефть» востребованы специалисты, обладающие профессиональными знаниями иностранного языка, так как она выполняет ряд сервисных контрактов в зарубежных странах: Иран, Вьетнам, Оман, Саудовская Аравия и др. В связи с этим на базе ОАО «Татнефть» в 2008 году утверждено положение о центральной квалификационной комиссии ОАО «Татнефть» по определению уровня владения работниками акционерного общества иностранными языками [3]. Данное положение было разработано в целях мотивации работников к изучению иностранных языков; стимулирования сотрудников к повышению эффективности, результативности и качества выполняемой работы; выявления специалистов акционерного общества, имеющих высокий уровень интеллектуального развития, способных применить знания ино-

странных языков на практике в ходе выполнения служебных обязанностей; повышения эффективности использования кадрового потенциала компании; повышения производственной и творческой активности, развития профессиональной компетентности, деловых качеств, навыков и опыта сотрудников; предоставления возможностей для профессионального роста, самореализации и развития карьеры сотрудников; привлечения в компанию высокопрофессиональных специалистов.

Действенным инструментом в решении задачи обеспечения массовости иноязычной подготовки специалистов является созданный на базе ОАО «Татнефть» Электронный корпоративный университет, который представляет собой виртуальный информационный и образовательный ресурс, направленный на решение следующих задач: групповое обучение по специальным программам и курсам; индивидуальное обучение по специальным программам и курсам; самостоятельное изучение предметов, документов и других учебных материалов; проведение видеоконференций, форумов и других дистанционных форм обмена знаниями; тестирование знаний обучающихся [4].

Дистанционный корпоративный университет предоставляет образовательные ресурсы для свободного доступа всем желающим с ограничением доступа для определенных категорий персонала. Отдел кадров компании совместно с междисциплинарной экспертной группой осуществляет мониторинг и оценку содержания учебных программ и учебно-методических материалов электронного обучения. Отделы и службы по направлениям своей деятельности осуществляют постоянное обновление размещенных на портале материалов.

На портале дистанционного корпоративного университета размещена технология внутрифирменного обучения профессионально ориентированному иностранному языку специалистов нефтяной отрасли, необходимость разработки которой была обоснована социальным заказом предприятия на организацию учебнометодического обеспечения процесса обучения специалистов ОАО «Татнефть» английскому языку в режиме он-лайн.

Представленная дистанционная технология внутрифирменного обучения профессионально ориентированному иностранному языку специалистов нефтяной отрасли была нами усовершенствована и представлена в следующих блоках: 1) блок самопрезентации, в котором указываются личные данные обучающегося, его ФИО, возраст, занимаемая должность, общественная работа, интересы; 2) блок учебных

материалов (тесты, практические задания, тексты); 3) интерактивный блок, предполагающий взаимодействие субъектов внутрифирменного обучения с помощью форума, чата; 4) блок проектно-исследовательских работ, предполагающий совместную работу представителей предприятия и студентов АГНИ (Альметьевский государственный нефтяной институт) над курсовыми, дипломными проектами, докладами конференций на иностранном языке; 5) блок зарубежных и отечественных инновационных техник и технологий в области нефтедобычи, представляющий иллюстрированное и детализированное их описание на иностранном языке; 6) блок электронной библиотеки, где ресурсы расположены максимально удобно для поиска и использования; 7) блок электронных досье (е-портфолио), в котором указываются достижения обучающихся; 8) блок рекомендаций и консультаций, предполагающий взаимное обогащение как представителей предприятия, так и студентов опытом профессиональной деятельности (для студента) и владения иностранным языком (для представителя предприятия). Сюда помещаются советы представителей предприятия, преподавателей по выполнению дипломных проектов, а также рекомендации студентов, сформулированные ими в процессе преодоления трудностей при изучении иностранного языка.

Для эффективного обучения представителей предприятия иностранному языку нами была предложена идея привлечения студентов в роли тьюторов при организации его форума в режиме он-лайн, который предусматривал дискуссии на заданные темы, в частности студентами предлагались проблемы дня, предполагающие написание специалистами предприятия комментариев к ним. Представители предприятия обращались за помощью к студентам при подготовке совместных публикаций со студентами по нефтедобыче на иностранном языке.

Наиболее успешные в обучении студенты выполняли функции модераторов в общении, что было очень важно для закладывания элементов их будущей психолого-педагогической компетенции. Данный подход, основанный на рефлексивно-диалогическом взаимодействии его субъектов, обеспечивает интеграцию образования и производства, способствующую эффективной реализации технологии дистанционного обучения иностранному языку специалистов технического профиля.

Привлечение студентов в роли тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия также было необходимым для установления более тесных связей между студентами и специалистами

структурных подразделений ОАО «Татнефть» с целью объединения их для работы над инновационными проектами на иностранном языке.

В качестве стадий и этапов представленной сетевой технологии внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и производства, нами предложены следующие:

- аналитико-прогностическая: анализ развития внутрифирменной подготовки специалистов нефтяной отрасли; анализ уровней владения иностранным языком специалистов предприятия; отбор студентов с высоким уровнем владения иностранным языком для выполнения роли тьютора - модератора при обучении иностранному языку представителей предприятия; оценка и отбор перспективных специалистов, склонных к управленческой деятельности;

- собственно-проектировочная: отбор и структурирование содержания обучения иностранному языку, включающего информационный, межкультурный и исследовательский компоненты профессиональной коммуникации представителей предприятия и студентов, единство которых (компонентов) способствует их эффективному рефлексивно-диалогическому сетевому взаимодействию на иностранном языке;

- организационно-методическая: разработка алгоритма внедрения сетевой технологии внутрифирменного обучения профессионально ориентированному иностранному языку; разработка научно-методических рекомендаций для представителей предприятия, студентов и модераторов по работе с данной технологией;

- коррекционно-внедренческая: обсуждение разработанной технологии на ученых советах, президиумах ученого совета вуза, а также на совещаниях предприятий; выявление факторов и условий, затрудняющих процесс сетевого общения на иностранном языке представителей предприятия, студентов и модераторов в режиме онлайн; ее корректировка.

Согласно вышеперечисленным стадиям и этапам нами было разработано поэтапное содержание деятельности всех субъектов образовательного процесса в реализации дистанционной технологии внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия, в ходе которой происходит соразвитие и саморазвитие субъектов образовательного процесса через формирование внутренних личностных предпосылок для построения новых альтернатив выбора индивидуальной траектории, направленной на формирование иноязычной компетенции специалистов предприятия, а также управленческой и психолого-педагоги-ческой компетенций у студентов-тьюторов.

Таблица 1

Поэтапное содержание деятельности преподавателя, тьютора и слушателя в процессе реализации технологии внутрифирменного обучения иностранному языку

специалистов нефтяной отрасли

Стадии Содержание деятельности преподавателя Содержание деятельности тьютора Содержание деятельности слушателя

я и ади ста я кая еск ч и т с О н г о р п - ко- и т и л а н Ан - Анализ тенденций развития нефтяной отрасли региона - анализ современных требований к уровню владения иностранным языком специалистов предприятия - изучение мнений специалистов предприятия о роли иностранного языка в их профессиональной деятельности - анализ уровней владения иностранным языком специалистов предприятия - отбор студентов с высоким уровнем владения иностранным языком для выполнения роли тьютора - активизация деятельности студентов и раскрытие их потенциальных возможностей в роли тьютора - роль посредника между студентами и слушателями курса - выявление противоречий и формулирование проблем для внедрения технологии - Осознание целей и задач процесса обучения иностранному языку специалистов предприятия - анализ технологий обучения иностранному языку - соотнесение своих знаний со знаниями других студентов-тью-торов, специалистов предприятия - сбор необходимой учебно-методической литературы - принятие целевых установок обучения иностранному языку взрослых - выбор оптимальных форм и методов передачи знаний специалистам предприятия - систематическая диагностика своих знаний по иностранному языку - Осознание целей и задач обучения иностранному языку - сбор необходимой литературы для изучения профессиональноориентированного иностранного языка - адаптация к новой учебно-профессиональной среде; - принятие целевых установок обучения иностранному языку студентами вуза - выявление пробелов в знаниях; - составление индивидуальных планов

Собственно-проектировочная стадия - Рассмотрение и корректировка индивидуальных планов слушателей - отбор и структурирование содержания обучения иностранному языку - подбор и разработка упражнений профессионально-исследовательского характера для совместной самостоятельной работы студентов и представителей предприятия - разработка контрольных заданий для выявления динамики сформированности иноязычной компетенции у студентов и слушателей курсов - консультация тьюторов по решению возникающих проблем в процессе обучения представителей производства как в реальном, так и дистанционном режиме - подбор соответствующих методик обучения иностранному языку с учетом специфики восприятия информации взрослым - Акцентирование внимания на проблемах успеваемости - определение краткосрочных намерений специалистов предприятия по усвоению данного курса - объяснение и обоснование присужденной оценки за знания - четкие указания к тому, как они могут улучшить свои ответы в отношении конкретных вопросов и в целом - конструктивная критика и советы - Погружение тьютора в специфику своей профессиональной деятельности - выявление своих пробелов в знаниях иностранного языка - разработка своих рекомендаций и предложений по усвоению определенных разделов - корректировка деятельности тьютора в области некоторой профессиональной иноязычной терминологии в связи с иннови-рованием техник и технологий на производстве

Организационно-методическая стадия - Организация деятельности тьюторов и слушателей в соответствии с целевыми установками - разработка методических рекомендаций для представителей предприятия и тьюторов - определение направлений совместной проектной деятельности тьюторов и представителей предприятия - проведение консультаций для тьюторов и представителей предприятия - Организация групповых обсуждений определенных проблем - подбор способов мотивации и фиксации достижений слушателей - организация совместной работы над проектами на иностранном языке по актуальным проблемам предприятия - организация тьюториалов, дневных семинаров, конференций - осуществление обратной связи в процессе выполнения заданий; - обеспечение различных форм контакта со слушателями (личные встречи, электронная почта, форум и т. д.] - Участие в групповых обсуждениях проблем, требующих совместного решения - разработка проектов на иностранном языке - систематическое посещение семинаров, тьюториалов - внесение предложений по использованию технологий обучения иностранному языку, способствующих более полному усвоению материала - составление словаря понятий и терминов инновационных техник и технологий, встречающихся на предприятии - руководство курсовыми и дипломными проектами студентов старших курсов

Окончание таблицы 1

д

е

н

е

р

р

5

- Обсуждение разработанной технологии на ученых советах, президиумах ученого совета вуза, а также на совещаниях предприятий

- разработка алгоритма внедрения технологии внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия

- корректировка предложенной технологии внутрифирменного обучения иностранному языку

- разработка перспективных направлений по изучению методических условий формирования иноязычной компетенции специалистов предприятия и тьюторов

- определение уровня сформированности управленческой и психолого-педагогиче-ской компетенции тьюторов

- Обсуждение технологии внутрифирменного обучения иностранному языку с преподавателями вуза, на студенческих конференциях

- выявление факторов и условий, затрудняющих процесс сетевого рефлексивно-диалогического взаимодействия тьюторов с представителями предприятия

- участие в разработке и корректировке технологии внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов предприятия

- Анализ содержания и технологий организуемого учебного процесса с целью предложения рекомендаций по их корректировке

- совместное обсуждение технологии внутрифирменного обучения иностранному языку с преподавателями и тьюторами

- обсуждение причин, затрудняющих поиск и освоение учебного материала

- решение различных образовательных и организационных проблем

- самооценка результатов обучения

В ходе участия в роли тьюторов у студентов в первую очередь формировалась психолого-пе-дагогическая компетенция, которая, как правило, отсутствует у обучающихся по техническим специальностям, но необходима в дальнейшем на производстве для осуществления эффективной наставнической деятельности.

Механизм привлечения студентов в роли тьюторов имел несколько целей - формирование у студентов психолого-педагогической компетенции, повышения уровня сформиро-ванности иноязычной компетенции. Однако двойственность цели заключается и в возможности при помощи тьюторства повысить уровень знаний по иностранному языку у обучающихся - специалистов ОАО «Татнефть».

В дальнейшем эти же студенты, которые были отобраны в качестве тьюторов в процессе внутрифирменного обучения иностранному языку специалистов технического профиля в Электронном корпоративном университете, выступили в качестве волонтеров при обучении студентов, владеющих недостаточным уровнем сформированности иноязычной компетенции, но изъявивших желание участвовать в Универсиаде-2013 в качестве волонтеров [5]. Обучение проходило по типу Белль-Ланкастерской системы, однако отличительной особенностью предложенного нами механизма являлось то, что и обучающие, и обучаемые принадлежали не просто к одному и тому же поколению, а являлись представителями единого информационного потока.

Таким образом, предложенная нами технология внутрифирменного обучения иностранному языку представителей ОАО «Татнефть» с привлечением студентов в роли тьюторов способствует:

- в организационном плане: интеграции

предприятия с профильными учебными заведениями профессионального образования; возможности управления процессом повышения квалификации специалистов нефтяной промышленности в режиме онлайн;

- в педагогическом плане: преобразованию традиционной модели обучения иностранному языку в инновационную мультиагентную, основанную на рефлексивно-диалогическом взаимодействии субъектов данного процесса на иностранном языке; выявлению специалистов компании, имеющих высокий уровень владения иностранным языком, способных применять данные знания на практике в ходе выполнения служебных обязанностей; выбору индивидуальной траектории обучения иностранному языку с учетом способностей;

- в личностном плане: формированию пси-холого-педагогической компетенции у будущих специалистов технического профиля; формированию иноязычной компетенции у специалистов предприятия; совершенствованию их информационной компетенции; формированию неподдельного интереса к изучению иностранного языка, предполагающее живое общение в режиме онлайн; возможности общения с зарубежными коллегами на иностранном языке; их участию в международных научно-практических конференциях, семинарах и т. д.;

- в экономическом плане: возможности получения выпускника, удовлетворяющего современным требованиям предприятия, а вследствие этого - сокращению времени и финансовых затрат на их последующую внутрифирменную подготовку; оптимизации затрат на подготовку собственных кадров для предприятия; восполнению дефицита трудовых ресурсов компании за счет осуществления обучения иностранному языку без отрыва от производства; возможности ре-

шения современных проблем производства, так как студенты часто выступают генераторами новых идей; минимизации помещений, выделяемых под учебные классы для организации процесса обучения иностранному языку.

1. Панина Т. С. Интеграция учреждений профессионального образования в образовательные учреждения и комплексы непрерывного многоуровневого профессионального образования / Т. С. Панина, Л. П. Вашлаева, С. А. Дочкин, А. Ю. Казаков, Ю. В. Клецов, А. В. Фаломкин -Кемерово: ГОУ «КРИРПО», 2007. - 181 с.

2. Шайдуллина А. Р. Подготовка специалистов технического профиля в условиях интеграции образования и

производства: региональный опыт. - Казань: Изд-во КГУ, 2009. - 184 с.

3. Положение о центральной квалификационной комиссии ОАО «Татнефть» по определению уровня владения работниками акционерного общества иностранным языком. - Альметьевск: Татнефть, 2008. - 5 с.

4. Лавущенко В. П. Корпоративный университет. Новая система взаимоотношений предприятий и вузов при подготовке специалистов. - URL: http://lavushenko.ru/ адт/1одт.Мт

5. Алексеева Л. М. Преимущества использования учебных телекоммуникационных проектов в процессе изучения иностранного языка [Текст] / Л.М. Алексеева // Наука: теория и практика. - 2011: материалы VII Международной научно-практической конференции. - Пржэмисл: Наука и студия, 2011. - С. 3-6.

УДК / UDC 371.65 Н. А. Белоусова,

кандидат культурологии, директор музея «Археология, этнография и экология Сибири» Кемеровского государственного университета, belna55@mail.ru В. А. Овчинников,

доктор исторических наук, доцент, проректор по научной работе Кузбасского регионального института развития профессионального образования, Россия, Кемерово, krirpo@krirpo.ru

Nathalia Belousova,

PhD in Culturology, docent, director of the museum «Archeology, Ethnography and Ecology of Siberia» at the Kemerovo State University, belna55@mail.ru Vladislav Ovchinnikov,

doctor of history, docent, vice rector for scientific work, Kuzbass Regional Institute of Vocational Education Development, Russia, Kemerovo, krirpo@krirpo.ru

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУЗЕЕВ УЧРЕЖДЕНИЙ НАЧАЛЬНОГО, СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

HISTORY AND CONTEMPORARY TENDENCIES OF EDUCATIONAL ACTIVITIES OF MUSEUMS OF PRIMARY AND SECONDARY VOCATIONAL AND HIGHER ACADEMIC ORGANIZATIONS OF KEMEROVO REGION

Статья посвящена истории создания и развития музеев в учреждениях начального, среднего и высшего образования Кемеровской области. Авторы предлагают собственную классификацию музеев, анализируют тенденции и проблемы образовательно-воспитательной деятельности музеев на современном этапе развития.

The paper is devoted to the history of creation and development of museums at primary and secondary vocational and higher academic organizations of Kemerovo Region. The authors suggest their own classification of museums, analyze tendencies and problems of museum educational activities at present.

Ключевые слова: музей, образовательно-воспитательный процесс, учреждения профессионального образования.

Key words: museum, educational process, professional academic organizations.

На протяжении XIX - начала XXI вв. процесс модернизации российского общества, коренным образом изменивший характеристики социокультурной среды, оказал значительное влияние на содержание и формы деятельности музеев. В целом этот период характеризуется усилением образовательно-воспитательной функции музеев.

С XVIII в. музей из собрания редкостей или

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.