Анализ системы государственного регулирования ввоза товаров физическими лицами для некоммерческих целей в других странах ближнего зарубежья (Республике Казахстан, Украине, Узбекистане, др.) выявил:
- сопоставимую последовательность смены этапов становления данной системы;
- с некоторым временным лагом страны ближнего зарубежья повторяли российский опыт, что должно облегчить работу по организации нового единого экономического пространства в границах Таможенного Союза - 2009;
- стоимостные и количественные ограничения по ввозу товаров физическими лицами в странах СНГ, в силу известных экономических причин, ощутимо «мягче», чем в странах дальнего зарубежья.
Ввоз товаров физическими лицами для некоммерческих целей продолжает оставаться серьезным экономическим явлением во многих развивающихся странах. Для граждан этих государств т. н. «челночная» деятельность, - зачастую, не просто вопрос самозанятости, а реального выживания населения. Понятно, что по мере оздоровления экономической ситуации правила и параметры «физического» ввоза товаров будут унифицироваться и, скорее всего, приближаться к
стандартам ведущих западных стран. «Рубка с плеча» в вопросах, затрагивающих экономические интересы миллионов, может обернуться негативными последствиями. Здесь принципиально важна взвешенность государственного подхода, последовательность и продуманность действий.
1. European Parliament and Council Decision 210/99/EC adopting an action program for customs in the Community (OJ 1999 L 33).
2. European Parliament Decision 194/05/EC.
3. European Parliament and Council Decision 318/07/EC.
4. Official Journal of the European Union. 2008. June 4.
Поступила в редакцию 17.12.2009 г.
Kostyleva E.V. Foreign experience of state regulation of transboundary moving of the goods by individuals.
The article is devoted to the problem of the system of state regulation of the individual import development in the far and near abroad. The modern practice of transboundary transition of goods by individuals in different regions of the world is analyzed. The main principles of organizing the state policy in this sphere in separate countries are discovered.
Key words: state regulation; individuals; import; noncommercial purposes; cost and quantitative restrictions.
УДК 33. 332.146.2
ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЧАСТНОГО КАПИТАЛА К ПРОИЗВОДСТВУ МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ДЛЯ РОССИИ
© Д. А. Греков
В статье позиционированы продуктивные компоненты современного зарубежного опыта привлечения частных инвестиций в производство муниципальных услуг. Их учет в современной российской практике позволит расширить масштабы и повысить качество названных услуг.
Ключевые слова: муниципальные услуги; качество; доступность; инвестиции; частный капитал; концессия; сервисный контракт.
Осуществляемая в России реформа местного самоуправления повысила ответственность местных органов власти и управления за качество и уровень доступности муниципальных услуг. В то же время, как свидетельствует современная практика, малозаметны результаты в преодолении устойчиво воспроизводимого дисбаланса между рас-
ходными обязательствами органов местного самоуправления и доходными возможностями местных бюджетов. Такое положение существенно ограничивает возможности обеспечения позитивной динамики количественных и качественных характеристик муниципальных услуг.
Одним из продуктивных путей решения названной проблемы является привлечение частного капитала к производству муниципальных услуг. В этой связи актуализирована потребность в анализе современного зарубежного опыта, цель которого - выявление продуктивных компонентов, которые могут быть использованы в российской практике.
Систематизация материала, отражающего содержание и особенности организации процессов привлечения на долгосрочной основе частных инвестиций в сферы производства муниципальных услуг, позволяет выделить следующие варианты действий местных властей.
1. Привлечение частных компаний к производству муниципальных услуг посредством применения различного типа договоров [1]:
- договор, содержащий условия о выполнении работ (оказании услуг) с использованием объекта, находящегося в муниципальной собственности (сервисный контракт), при условии муниципальной собственности на активы и сроке действия 1-2 года;
- договор, содержащий условия об управлении объектом, находящимся в муниципальной собственности (договор на управление), при условии муниципальной собственности на активы и сроке действия 3-5 лет;
- договор, содержащий условия аренды объекта, находящегося в муниципальной собственности (договор аренды), при условии муниципальной собственности на активы и сроке действия 8-15 лет;
- договор концессии по модели «строительство - эксплуатация - передача» или наоборот «строительство - передача - эксплуатация» (договор подряда), при условии муниципальной собственности на активы;
- договор концессии по модели «строительство - владение - передача», при условии частной собственности на активы и сроке действия 20-30 лет;
- договор концессии, при условии муниципальной собственности на активы и сроке действия 25-30 лет.
Особого внимания заслуживают концессионные соглашения, поскольку они предусматривают, что концессионеры за счет собственных инвестиций обеспечивают строительство новых или модернизацию действующих производств на базе новейших тех-
нологий и тем самым создают условия для оживления и подъема муниципальной экономики, улучшения социального положения местного населения (снижение безработицы, увеличения поступлений в бюджеты разных уровней).
Заметим, что в современной западной экономической науке концессия рассматривается как важная форма демуниципализации в контексте новой концепции экономического партнерства местных органов власти и частного сектора. Местные органы отказываются от неэффективных форм ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор, который привносит с собой в производство организационный опыт, знания, ноу-хау, осуществляет инвестиции, минимизирует риски предпринимательской деятельности.
Если приватизация передает право собственности от местного самоуправления инвестору бессрочно, то современная концессия является лишь уступкой права пользования этой собственностью на жестких условиях и на определенный срок. При организации концессии формы пользования и распоряжения муниципальной собственностью на время закрепляется за концессионером, а форма владения сохраняется за нынешним собственником, что служит теоретической предпосылкой получения им вознаграждения от концессионера.
Следует учитывать, что доля частного сектора в финансировании производства местных услуг зависит от двух факторов. Во-первых, от того, предоставит ли федеральное и местное законодательство значительные налоговые и иные льготы для такого рода сделок, во-вторых, от того, сумеют ли частные фирмы и местные органы власти разработать такой проект, который обеспечит существенную экономию затрат, справедливую прибыль инвесторам и достаточную степень контроля со стороны местных властей.
Концессии широко распространены во Франции в сфере водо-, газо- и энергоснабжения, общественного транспорта, строительных работ и т. д. В большинстве случаев срок концессии составляет 12-24 года. Контракт о концессии может быть прерван местными властями и досрочно, даже если не были нарушены его условия (в этом случае
часть затрат концессионера подлежит возмещению). Местные власти имеют право контролировать деятельность предприятия, отданного в концессию, могут фиксировать тарифы на услуги, предоставляемые концессионером. По окончании срока контракта все оборудование, используемое для их производства, безвозмездно возвращается местным органам власти [2].
Напротив, в других западноевропейских странах концессия пока используется в ограниченных масштабах. Так, в Великобритании объектом концессии является лишь пассажирский транспорт, в Ирландии - строительные работы и отдельные коммунальные услуги, в Бельгии - туристские зоны, автостоянки, в Нидерландах - некоторые предприятия местной промышленности и торговли, в Италии -предприятия сферы культуры [3].
2. Заключение местными органами власти контрактов с частными структурами на предоставление различных местных услуг.
В оценке этого варианта следует учитывать, что его основное предназначение состоит в экономии финансовых средств местных бюджетов. Первоначально такая экономия достигалась за счет передачи частным структурам работ, имеющих сезонный характер. В дальнейшем сфера контрактов стала охватывать осуществление проектов, которые не могли быть реализованы лишь собственными усилиями работников, занятых в муниципальном секторе. В последнее десятилетие XX в. местные органы власти стали активно заключать контракты с частными фирмами на оказание достаточно широкого спектра услуг (сбор мусора, хранение твердых отходов, полицейская и пожарная охрана и т. д.). Некоторые местные правительства заключают контракты с частными организациями на сбор платежей в местный бюджет.
Главным, что определяет принятие решения о заключении таких контрактов, является вопрос о затратах на оказание услуг. В частности, требуется установить, что обойдется муниципалитету дешевле - оплачивать услугу частному сектору или производить ее за счет городских ресурсов.
Практика заключения контрактов отличается разнообразием. Так, например, в США при заключении контрактов используются три основных метода проведения торгов: конкурентные закрытые торги
(Competitive sealed bidding), конкурентные переговоры (Competitive negotiation), многоступенчатые торги (Multistep bidding).
Выбор метода заключения контракта во многом зависит от того, что является в данный момент более важным для местных властей - качество предоставляемых услуг или их цена.
В некоторых случаях местное правительство заключает т. н. контракты с единственным источником (Sole source contracting). Это происходит в том случае, если документально установлено, что только один подрядчик может обеспечить предоставление услуг требуемого качества. В зависимости от метода установления цены на предоставляемые услуги выделяют несколько типов контрактов: контракт с твердо фиксированной ценой (fixed-price contract), контракт с фиксированной скользящей ценой (fixed-price escalator contract), контракт с фиксированной ценой плюс поощрительное вознаграждение (fixed-price incentive contract), контракт с возмещением издержек плюс фиксированное вознаграждение (cost-plus-fixed-fee contract), контракт по затратам времени и материалов (time-and-materials contract), контракт по доле в доходе (percentage of revenue contract) и др. [4].
3. Создание компаний со смешанным капиталом.
Следует отметить, что такие компании создаются, как правило, по инициативе местных органов власти и позволяют им, во-первых, осуществлять контроль над производством услуг общественного пользования, во-вторых, обеспечить их качественное и эффективное выполнение.
Так, во Франции смешанные компании создаются для благоустройства территории, выполнения промышленных и торговых услуг. Местные власти могут иметь незначительную долю в капитале такой компании, но предоставляют гарантии по финансированию работ, что дает им возможность контролировать деятельность компании.
В Бельгии акционерами смешанных компаний обычно являются расположенные поблизости друг от друга коммуны и частные предприятия. Коммуны имеют большинство голосов в органах управления смешанной компании, независимо от их доли в капитале. Смешанные компании занимаются газо-,
водо- и электроснабжением, переработкой бытовых отходов, санитарным контролем.
Подобные компании встречаются во многих других странах. Помимо оказания коммунальных услуг, они занимаются автостоянками, гостиницами (Ирландия), общественным транспортом (Великобритания), театрами, туризмом, сферой отдыха (Греция) и т. д. [5].
В Канаде действуют корпорации экономического развития, созданные вне муниципальных властей на принципах частно-общественного партнерства. Их основное финансирование осуществляется муниципалитетом. В то же время для реализации программ развития местных сообществ они привлекают средства бизнеса [6].
Одним из преимуществ таких корпораций является то, что их горизонтальная организационная структура (в противоположность иерархической) позволяет быстро принимать решения. Эти корпорации действуют в привычной для бизнеса деловой атмосфере, в рамках культуры, ориентированной на клиента. Другим положительным моментом является предоставленная членам сообщества возможность принимать участие и делиться знаниями и ресурсами с организацией.
Полагаем, что осуществленная нами селекция продуктивных компонентов зарубежной практики привлечения частных инвестиций в производство муниципальных услуг позволит развить представления о необходимом содержании и алгоритмах такого процесса. Их учет способен улучшить теорети-
ческое и методическое обеспечение деятельности местных органов власти, связанной с расширением объема и повышением качества названных услуг.
1. Пронина Л. Концессия // Местное самоуправление. 2004. № 3 (90). С. 8-14.
2. Социально-экономические аспекты деятельности местных органов управления Франции // Местные органы власти: социально-экономические аспекты деятельности. М., 1993. С. 36-69.
3. Демидова Л. Пути повышения эффективности государственного сектора (опыт стран Запада) // Проблемы теории и практики управления. 1998. № 4. С. 54-67.
4. Гончаров В. Руководство для высшего управленческого персонала: в 3 т. М., 2001. Т. 3.
5. Емельянов Н. Местное самоуправление: проблемы, поиски, решения. Москва; Тула, 2000.
6. Стратегическое планирование экономического развития: 35 лет канадского опыта / под ред. Дж. Бэйтера, Б.С. Жихаревича, Н.А. Лебедевой. СПб., 2004. С. 52.
Поступила в редакцию 3.12.2009 г.
Grekov D.A. Attraction of private capital to production of the municipal services: foreign experience for Russia.
Productive components of the modern foreign experience of private investments attraction in production of the municipal services are positioned in article. Their account in modern Russian practice will allow increasing the scales and raising the quality of the named services.
Key words: municipal facilities; quality; accessibility; investments; frequent-whine capital; concession; service contract.
7Q