А.Г. Вахтель, В.М. Швецова, Е.П. Белоглазова
Природосообразные инновации -для качества лицейского образования
Дан анализ опыта использования природосообразных технологий, гармонизирующих функциональные системы организма учащихся. Показаны результаты использования инновационных площадок: «Параллельно-раздельное воспитание и обучение», «Гендерная модель реализации ФГОС», «Интегративные методы обучения и воспитания». В результате инновационной деятельности повышено качество обученности школьников с разным уровнем способностей при условии сохранения их физического и психического здоровья.
Ключевые слова: природосообразные технологии, гармонизация функциональных систем организма, инновационные площадки, параллельно-раздельное воспитание, интегративные методы обучения и воспитания, физическое и психическое здоровье.
NATURAL INNOVATIONS - FOR QUALITY OF LYCEUM EDUCATION
The analysis of experience of the use of natural technologies harmonizing the functional systems of organism of students is Given. The results of the use of innovative grounds are shown: «In-separate education and educating», «Gender model of realization of EDU. Standard», «Integrative methods of educating and education». As a result of innovative activity improved quality train of schoolchildren with the different level of capabilities on condition of maintenance of their physical and psychical health.
Keywords: natural technologies, harmonization of the functional systems of organism, innovative grounds, in-separate education, integrative methods of educating and education, physical and psychical.
Вступление
Инновационная деятельность в «Лицее «Эврика» — отлаженная и целенаправленная форма работы. Педагогический коллектив Лицея всегда находится в творческом поиске новых идей,
технологий, методик, способствующих модернизации процесса обучения школьников. У педагогов большая практика получения полезного педагогического опыта в выездном режиме и внедрения интересных авторских методик.
Природосообразные технологии, гармонизирующие функциональные системы организма учащихся
Первый этап инновирования в лицее связан с внедрением предлагаемых технологий в образовательный процесс. В этой связи был создан ряд инновационных площадок: «Параллельно-раздельное воспитание и обучение», «Гендерная модель реализации ФГОС», «Интегративные методы обучения и воспитания» и др. Целью инновационной деятельности стала, прежде всего, возможность повышения качества обу-ченности всех школьников с разным уровнем способностей при условии сохранения физического и психического здоровья детей.
Для сохранения правильной осанки и функционального состояния позвоночника обучающихся в кабинетах лицея стала использоваться специальная ростовая мебель, рекомендованная д.м.н. В.Ф. Базарным. В течение урока проис-
Сведения об авторах
Анна Гоигорьевна Вахтель,
директор МБОУ «Лицей «Эврика»,
Вера Михайловна, Швецова,
заместитель директора по учебной работе
Елена Павловна Белоглазова,
заместитель директора по инновационной работе
г. Саяногорск, р.п. Черёмушки,
Республика Хакасия
Тел.: +7 (39042) 3 31 98
E-mail: [email protected]
Anna G. Vakhtel, director
Vera M. Shvetsova, deputy director,
Elena P. Beloglazova, deputy director,
Lyceum «Eureka»
Sayanogorsk, Russia
Tel.: +7 (39042) 3 31 98
E-mail: [email protected]
Раздел II. Ноосферные принципы в педагогической культуре и деятельности
ходит смена динамических поз для снятия напряжения и нагрузки с позвоночника. Чтобы убрать статичную нагрузку на мышцы глаз применяется гимнастика для глаз, а дидактический материал располагается на специальных сенсорных крестах. Во время физкультурных минуток на уроке проводится точечный массаж по А.Уманской, суставная гимнастика.
В адаптационный период для учащихся 1-х, 5-х классов, а также для учащихся старших классов при подготовке к экзаменам внедрена БОС-терапия. Детей с повышенным состоянием тревожности или проблемами в поведении педагоги-психологи привлекают к посещению комнаты психологической разгрузки (сухой бассейн, пескотерапия).
Учащиеся школы в течение года употребляют кислородный коктейль для насыщения мозга кислородом.
Режим дня Лицея также направлен на благоприятное включение организма ребёнка в режим обучения. Утро начинается с танцетерапии для девочек и построения для мальчиков — кадет. Такое начало дня позволяет всем детям проснуться к первому уроку и плодотворно включиться в работу.
Для развития интеллекта школьников, активизации их внимания и мышления на уроках были введены методы скорочтения, орфографического проговаривания, письмо по памяти, кубики Зайцева.
Инновационные мероприятия дали заметный эффект в повышении качества обученнос-ти и физическом здоровье детей, экспериментальные площадки продолжают свою работу.
В наш век компьютерных технологий любая информация доступна практически всегда. И педагог не должен нести функцию передатчика определенной информации, его универсальная задача — учить детей осмысливать информационный пласт и целостно воспринимать его. Второй этап инновирования в лицее «Эврика» соотносится с изучением и внедрением технологии ноосферного образования как природосообраз-ного способа работы учащихся с информацией на уровне уже не отдельных функциональных систем, а всего организма как метасистемы.
В педагогической системе ноосферно-го образования целостно собраны, обобщены и внедрены все известные науке теоретические, методологические, мировоззренческие, методические и практические аспекты природосо-образной и здоровьесберегающей педагогики. В таком образовании участвуют одновременно ученик, учитель и родители. Ноосферное образование — это синтез достижений квантовой физики, нейрофизиологии, синергетики, квантовой интегративной психологии, эргономики, физиологии и других наук. Труды И.Р. Приго-жина, Б.А. Астафьева, Н.В. Масловой, К. Приб-рама, Ю.А. Урманцева, О.Л. Кузнецова и других учёных стали базовыми. Их интеграция с луч-
Рис. 1. динамика качества обученности за 2014—2015 учебный год
шими педагогическими концепциями Я.А. Ко-менского, А.С. Макаренко, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Н.К. Смирнова способствовала разработке целостной научно-образовательной концепции.
Коллектив лицея оценил в ноосферном образовании, а именно в биоадекватной методике (Н.В. Маслова), возможность организовать гармоничное, экологичное мышление детей с помощью позитивных природных образов, которые воссоздаются самим ребенком на основе его личного опыта по ассоциативной рекомендации педагога. Изучение нового материала связано обычно с фактором стресса, так как активизируются ß-волны головного мозга. В данном случае подача нового материала урока происходит в режиме учебной релаксации, где школьники получают возможность познавать в состоянии гармонии и психофизического расслабления.
В 2014 г. в «Лицее «Эврика» была организована инновационная площадка по теме «Биоадекватная методика преподавания как технология качества образования». В экспериментальную работу включились 15 педагогов лицея: учителя-предметники, воспитатели группы продленного дня и учителя начальных классов (большее количество).
За 2014—2015 учебном году в начальной школе было проведено всего 144 биоадекватных урока, которые обеспечили повышение качества образовательного процесса.
Наибольшая динамика качества обученнос-ти выражена в классах девочек — 27%. Среднее значение прироста в классах девочек составило 14,5%, в классах мальчиков — 6,6%.
Вывод
Повышение качества обученности школьников показывает, что инновационная работа по ноосферному образованию ведётся в правильном направлении. В условиях гендерного обучения появляются новые цели инновирования:
1. Исследование гендерных различий биоадекватного преподавания учебных дисциплин.
2. Разработка методических рекомендаций для биоадекватного преподавания уроков для детей и подростков в условиях параллельно-раздельного обучения.