Научная статья на тему 'Природопользование региона на основе логистики (на примере республики Дагестан)'

Природопользование региона на основе логистики (на примере республики Дагестан) Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
268
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ / ПРИРОДНО-ПРОДУКТОВАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ЛОГИСТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Магомедов А. М.

В статье природно-ресурсная среда рассматривается как подсистема макрологистической системы региона. Исследуются ее взаимоотношения с другими подсистемами региона, такими как население, экономика, институциональная среда. Дана характеристика модели функционирования природно-продуктовой логистической системы на основе логистической концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природопользование региона на основе логистики (на примере республики Дагестан)»

УДК 332.142

природопользование региона на основе логистики

(на примере республики дагестан)

а. м. магомедов,

кандидат экономических наук, профессор кафедры национальной и региональной экономики

E-mail: ali1955@mail. ru Дагестанский государственный университет

В статье природно-ресурсная среда рассматривается как подсистема макрологистической системы региона. Исследуются ее взаимоотношения с другими подсистемами региона, такими как население, экономика, институциональная среда. Дана характеристика модели функционирования природно-продуктовой логистической системы на основе логистической концепции.

Ключевые слова: региональная экономика, экономика природопользования, природно-продуктовая логистическая система, логистическая концепция управления природопользованием.

Регион, выступая таким элементом системы, как национальная экономика, является в то же время сложной системой, состоящей из различных подсистем, т. е. регион, являясь неким целым, делится на составные элементы, а это является первым свойством системы. В составе региона или региональной экономики в первую очередь следует выделить следующие четыре подсистемы:

- население;

- экономика;

- природно-ресурсная среда;

- институциональная среда (рис. 1).

Между элементами региональной экономики

имеются тесные связи. Они носят двусторонний характер. Наличие связей — это второй признак любой системы. Связи являются сложными, но они организованы, т. е. для региональной экономики характерно управление. А это уже третий признак системы.

Наконец, четвертый признак системы: ни одна подсистема региона не в состоянии в отдельности выполнять функцию, которая выполняется системой в целом, т. е. для региональной экономики как системы характерны свойства эмерджентности.

Таким образом, региональная экономика по всем признакам является системой. Ранее автором в ряде публикаций обосновывалась необходимость применения логистической концепции на уровне региональной экономики, а регион рассматривался как макрологистическая система [2-4]. Однако не является ли система «регион» логистической? Для логистической системы присущи потоковые процессы. Региональной экономике присущи все виды потоков: материальные, финансовые, информационные, институциональные, трудовые и потоки услуг [2, а 21].

Для каждого уровня логистики присущ свой механизм управления потоковыми процессами. Поскольку регион представляет собой социально-эколого-экономическую систему, то ее логистическая оптимизация имеет свои особенности.

Каждую подсистему можно в отдельности рассматривать как отдельную макрологистическую систему и определить особенности ее функционирования.

Природно-ресурсная подсистема занимает особое место в региональной экономике. Все другие подсистемы по отношению к ней являются вторичными, зависимыми от природы. Природа выступает глобальной естественной системой и без вмеша-

тельства человека функционирует как система еще лучше, согласно закону экологии: «Природа знает лучше».

Другой закон экологии, образно сформулированный как и предыдущий Б. Коммонером [1], гласит: «Все связано со всем». Экологическая система состоит из множества взаимосвязанных подсистем, где каждая, взаимодействуя с другими, стабилизирует ситуацию в целом. Чрезмерное же внешнее воздействие на какую-либо подсистему может вывести всю экосистему из равновесия.

Рассматривая природно-ресурс-ную среду как подсистему логистической системы «регион», следует в первую очередь выделить ее функции:

- ресурсное обеспечение населения и экономики;

- экосистемные функции;

- духовные (эстетические, этические, культурные) функции.

Указанные функции разнонаправлены и противоречивы. Максимизация первой функции без учета остальных приведет к разрушению всей природно-ресурсной системы. Отсюда вывод: относительно природно-ресурсной среды необходимо применить основную логистическую концепцию общих затрат, при которой функции логистики рассматриваются в целом, а не в отдельности.

2013 г. в России официально объявлен годом охраны окружающей среды. Вплоть до 1970-х гг. в нашей стране преобладала концепция фронтальной экономики, которая требовала «не ждать милостей от природы». Безудержный рост техногенной нагрузки на экосистему, нарастание экологической катастрофы подтолкнуло человечество к учету экологических факторов в экономике, разработке концепции устойчивого развития.

Исследуя природно-ресурсную среду (как логистическую систему), следует выделить характерные для нее потоки:

ПРИРОДА

Природные ресурсы

Природоохранные работы

Отходы и загрязнения

Рис. 2. Природно-продуктовая логистическая система

Рис. 1. Блок-схема макрологистической системы «регион»

а) выходные потоки — потоки природных ресурсов, эстетические и этические (духовные) услуги природы;

б) входные потоки — поступление отходов переработки, воздействие результатов природопользования и природоохранных мер на окружающую среду;

в) внутренние потоки — потоки саморегуляции экосистемы.

Потоки природных ресурсов в логистической системе региональной экономики должны быть совместимыми и отвечать шести правилам логистики: нужный природный ресурс необходимого качества, в необходимом количестве должен быть доставлен в нужное время, в нужное место с минимальными затратами и ущербом для природы. Модель функционирования природно-продуктовой системы представлена на рис. 2.

Затратный подход предполагает для увеличения конечного результата увеличить входной поток ресурсов, что неприемлемо относительно природных ресурсов. Так, по поголовью овец Республика Дагестан занимает 1-е место в России и к уровню 1990 г. их поголовье увеличилось в 1,5 раза. Большая часть зимних пастбищ приходится на территорию Черных земель и Кизлярских пастбищ, которые подвержены опустыниванию в силу ветровой эрозии и антропогенного воздействия. Разрушительное воздействие на эти земли оказывает также то, что происходит чрезмерный рост поголовья скота, ког-

\

ЭКОНОМИКА,

включая домашние

хозяйства

У

Конечная

продукция

да реальная нагрузка на некоторые участки пастбищ составляет 3 условных головы овец на гектар, при норме — 0,7. В республике планируют в 2020 г. получить 26,8 тыс. т шерсти, для чего следует увеличить поголовье почти в 2 раза. Между тем уже существующее поголовье (около 5 млн овец) может уничтожить всю свою кормовую базу через несколько лет.

Необходима ориентация на конечные результаты. Конечными результатами хозяйственной деятельности следует признать не только количество потребляемых человеком продуктов, но и состояние природы и природных ресурсов после выработки этих продуктов. Между тем природные ресурсы являются лишь начальным звеном в длинной логистической цепи, которая связывает природу и конечное потребление продукции.

Логистическая природно-продуктовая цепь представлена на рис. 3.

Задачей данной интегрированной логистической цепи является максимизация конечной продукции при минимизации изменения состояния природы. Рост использования природных ресурсов на входе логистической цепи приведет к росту конечной продукции на выходе этой цепи, но при этом ухудшится состояние природы. Следует делать упор на интенсивные пути роста конечного потребления. При заданных ресурсах с помощью использования новых ресурсосберегающих технологий можно увеличить выход конечной продукции.

Республика Дагестан занимает в РФ 1-е место по выращиванию овощей и обладает значительным потенциалом в садоводстве. Однако современных перерабатывающих мощностей в республике нет, а имеющиеся мощности не задействованы из-за отсутствия оборотных средств. В 1990 г. объем производства плодоовощных консервов в республике составлял около 350 млн усл. банок в год, а к 2008 г. этот объем сократился более чем в 10 раз. Поэтому лишь модернизация технологического оборудования, производство и внедрение современной тары и упаковочных материалов, использование средств хранения и транспортировки по всей логистической цепи позволят реализовать новые проекты на осно-

Рис. 3. Логистическая природно-продуктовая цепь

ве современных технологий, увеличения загрузки производственных мощностей консервных заводов более чем в 10 раз, переоборудования наладки и запуска простаивающих предприятий консервной промышленности.

В использовании природных ресурсов всегда могут быть альтернативы, и при выборе варианта социально-экономического развития всегда должна проводиться экологическая экспертиза. Можно инвестировать денежные средства в развитие туризма и отдыха, а можно вкладывать средства в разработку месторождений по добыче углеводородного сырья в прибрежной шельфовой зоне Каспийского моря. Качество и количество климато-бальнеологических рекреационных ресурсов, сконцентрированных на относительно небольшой территории, позволяет создать в республике курортно-рекреационную зону международного уровня. Развитие нефтедобычи может сегодня пополнить бюджет, но для последующего восстановления рекреационной зоны потребуются средства несоразмерные с эффектом от добычи нефти.

Как уже отмечалось ранее, в управлении при-родно-ресурсной средой региональной экономики востребованной является концепция совокупных затрат, которая выступает основополагающей концепцией логистики и означает комплексную оценку всех затрачиваемых видов ресурсов, включая природные. При этом сначала намечается цель деятельности региональной макрологистической системы, состав необходимых функций и видов деятельности, обеспечивающих ее достижение. Затем, исходя из наиболее эффективного достижения цели логистической системы, следует отрегулировать затраты отдельных ресурсов, чтобы добиться снижения их общей суммы.

Сутью данной концепции является то, что все затраты рассматриваются как осуществляемые одновременно для обеспечения требуемого уровня конечных социально-экономических результатов при сохранении приемлемой экологической ситуации. При сравнении альтернативных вариантов затраты по некоторым функциям увеличатся, по некоторым — уменьшатся или останутся на прежнем уровне. Цель состоит в нахождении оптимума, который характеризуется самыми низкими общими затратами ресурсов.

Применение концепции общих затрат логистической системы на практике осложнено, разумеется,

процессом выявления и оценки затрат. Но это не самая главная проблема. Каждое логистическое звено системы нацелено в первую очередь на оптимизацию своей работы, поскольку результат данного звена опирается на показатели его собственной деятельности. Для ориентирования на общий итог необходимо разрабатывать и вводить новейшие схемы оценки, стимулирующие восприятие отдельных функций (за которые они отвечают) как составных частей единого процесса. Иногда следует увеличить затраты в отдельных звеньях цепи ради снижения общих затрат.

Так, увеличивая затраты на реконструкцию перерабатывающей промышленности, внедрение передовых технологий производства, транспортировки и хранения, можно существенно снизить потребность в природных ресурсах и в целом увеличить конечные результаты.

В этой связи главной методологической проблемой выступает отсутствие общей концепции стоимостной оценки природных ресурсов, которая позволила бы выработать единую систему показателей оценки затрат разнообразных природообразующих компонентов, оптимальных с позиций гармонизации интересов экономики, населения и природопользования.

Гармонизация интересов участников логистического процесса осуществляется с помощью компромиссов. Критерий минимума общих затрат в логистической системе требует нахождения отдельных компромиссов между интересами всех звеньев логистической цепи в целях достижения наилучшего соотношения между затратами и полученными результатами.

Взаимозаменяемость и дополняемость факторов производства сохраняет и увеличивает выход продукции при экономии природных ресурсов. Так, на одном и том же участке земли можно выращивать разные культуры с разной урожайностью и разной эффективностью, а используя новые технологии, можно существенно повышать урожайность. Однако на практике наблюдается обратный процесс. Так, за период с 2000 по 2010 г. количество тракторов и комбайнов в сельскохозяйственных организациях в расчете на 1 тыс. га сократилось с 17,4 до 9,1 ед., а количество внесенного органического удобрения в расчете на 1 га сократилось с 600 до 400 кг. Мелкие сельхозпроизводители вообще не в состоянии делать крупные вложения, а рыночная «стихия» делает их будущее крайне туманным.

На каждого сельского жителя Республики Дагестан приходится 0,33 га пахотной земли, т. е.

в 10 раз меньше, чем в целом по стране. Еще 5 лет назад в равнинных районах республики оставались неиспользованными 20 % пахотных земель, в предгорьях — 35 %, в горных районах — менее 15 %. Общая площадь пахотной земли в республике за 10 последних лет сократилась почти на 50 % и составила 275 тыс. га.

В структуре посевных площадей по видам сельскохозяйственных культур основную долю занимают зерновые — 42,1 %, кормовые культуры — 33,1 % и овощи — 13,6 %. Для южного региона это не самая оптимальная структура. Следует существенно увеличить долю под овощные и бахчевые культуры. Однако этому препятствуют проблемы с переработкой продукции, а также сокращение орошаемых площадей. Ведь 70 % продукции растениеводства обеспечивают орошаемые земли. По причине засоления земель не используются 33,2 тыс. га орошаемой пашни, а по причине заиления и засорения оросительной и кол-лекторно-дренажной систем около 22,0 тыс. га орошаемых земель не используются. Земли нуждаются в мелиоративном улучшении, в ежегодных ремонтно-восстановительных работах гидромелиоративных систем, в комплексной реконструкции инженерных систем, в проведении промывок, в строительстве коллекторно-дренажной сети.

Горная зона занимает 40 % территории республики и в этой зоне находится 9 % пахотных земель. Однако эти земли по своему предназначению не используются. Выращивание зерновых в горах стало крайне убыточным из-за высокой доли физического труда, и горцы перестали пахать эти земли. Террасное садоводство в долинах горных рек сократилось из-за строительства каскада гидроэлектростанций. Наблюдаются изменения многовекового уклада целых народностей.

Хотя Республика Дагестан и богата водными ресурсами, но из-за их неравномерного распределения половина территории республики относится к засушливой зоне. В результате деятельности человека происходит загрязнение малых рек и родников. Горные ручейки практически превратились в канализационные стоки, куда местное население сбрасывает бытовой мусор и навоз, служивший для земледельцев, когда они обрабатывали землю, ценным и единственным видом удобрения. Заброшены и родники, источники чистой питьевой воды. Так, в Карабудахкентском районе есть родник Бекенез-Булак с дебитом свыше 500 л/с, являющийся самым крупным не только в республике, но и в России и в

Европе. В старину к этому источнику не разрешалось подъезжать на арбе, в годы советской власти он был оцеплен военизированной охраной и его чистейшая вода поступала в г. Каспийск. Сегодня земли вокруг охранной зоны родника распроданы.

Ежегодно в Каспийское море сбрасывается 1,5 км3 неочищенных сточных вод, из них около 0,1 км3 составляют хозфекальные сточные воды. Во многих городах республики вообще не работают канализационные очистные сооружения, а мощность имеющихся городских очистных сооружений не соответствует объемам формирующихся стоков.

В принципе все поверхностные воды речных систем и водоемов загрязнены и без глубокой очистки непригодны для водоснабжения. В этой связи подземные воды вообще, а артезианские воды Тер-ско-Кумского артезианского бассейна в частности, являются надежным источником водоснабжения. На территории республики пробурено около 4 тыс. артезианских скважин, эксплуатация которых практически никем не контролируется. Многие скважины пробурены в 1970-1980 гг. Чистая артезианская вода, поднимаясь с глубины по ржавому стволу, на поверхности смешивается с грунтовыми водами, которые могут быть источником загрязнения. Более половины питьевых вод артезианских скважин за последние десятилетия подверглись загрязнению канцерогенными веществами, и значительное количество скважин содержит тяжелые металлы, марганец, органические вещества, встречается и фенол. В ряде скважин обнаружен мышьяк в количестве, превышающем в 14 раз предельно допустимую концентрацию. В результате бесконтрольного излива воды происходит истощение подземного бассейна, заболачивание и вторичное засоление почвы.

Остается актуальной также проблема утилизации попутно-пластовых вод нефтегазовых месторождений, ежегодный объем которых достигает более 3 млн м3. Всякая хозяйственная деятельность, связанная с природопользованием, осуществляемая без учета воздействия на окружающую среду, вызывает нарушение равновесного состояния окружающей среды, за которым следуют и негативные экологические последствия.

В природно-продуктовой логистической системе потоку природных ресурсов должен соответствовать встречный поток природоохранных работ по сохранению и воспроизводству ресурсов (см. рис. 2).

Все, что извлекается из экосистемы человеческим трудом, должно быть возмещено природе самим чело-

веком. Ничто не дается даром — это закон экологии. Однако изымаемое из кладовой природы не может быть восполнено в полном объеме никакими природоохранными работами. Многие ресурсы являются невозобновимыми, и хищническое использование приведет к их полной утрате. По отношению к такого рода ресурсам должно быть максимально возможное замедление темпов их использования с перспективой замены в будущем возобновимыми ресурсами. Для возобновимых же ресурсов (земля, лес, вода) должен быть обеспечен режим простого воспроизводства.

Концепция устойчивого развития требует, во-первых, минимизации потоков отходов за счет применения передовых технологий на всем пути движения ресурса, а во-вторых, их утилизацию и использование в виде вторичных ресурсов.

По оценкам автора, населением республики ежегодно образуются свыше 400 тыс. т отходов (организованно собирается лишь половина отходов, перерабатывается не более 1 % отходов). Под складирование ТБО уже занято около 400 га земли. Из 196 полигонов по захоронению ТБО, находящихся на территории Республики Дагестан, 92 не имеют разрешения муниципальных властей на строительство полигона. Лишь один полигон в г. Кизляре отвечает проекту нормативов образования и лимитов размещения отходов.

Утилизация потребительских отходов не только сохранила бы природу от загрязнения, но и привела бы к экономии использования самих природных ресурсов. Так, по оценкам Минприроды Республики Дагестан, ежегодно на свалки и полигоны ТБО вывозится 200 тыс. т макулатуры, 65 тыс. т пластика, 32 тыс. т черных металлов, 6 тыс. т цветных металлов, 26 тыс. т стекла и т. д.

Весьма актуальной остается и проблема утилизации промышленных отходов. На территориях различных предприятий накопилось более 220 тыс. т опасных отходов, а также 265,5 т пришедших в негодность и запрещенных к использованию пестицидов. Из 160 официальных скотомогильников лишь 22 соответствуют экологическим и санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Что же касается загрязнения окружающей среды, то в перспективе ожидать «нулевого загрязнения» не реально. Задача состоит в минимизации загрязнения до социально и экономического приемлемого уровня.

Более 200 тыс. т загрязняющих веществ выбрасывается ежегодно в атмосферный воздух

Республики Дагестан. За 2011 г. прирост выбросов в атмосферный воздух составил 10 %. При таких тенденциях объем выбросов потоков загрязняющих веществ в атмосферу удвоится через 10 лет. Уровень загрязнения атмосферного воздуха в городах республики оценивается как высокий и повышенный. Доля проб атмосферного воздуха городских поселений вблизи автомагистралей в зоне жилой застройки с превышением гигиенических нормативов в 2010 г. составила 85 %, превысив средний показатель по России (1,4 %) в 60 раз.

Основным источником загрязнения воздуха сегодня являются не заводы и фабрики, а автотранспорт, вклад которого в суммарный выброс загрязняющих веществ в атмосферу составляет более 90 %. Причин загрязнения атмосферного воздуха в республике довольно много: резкий рост количества автотранспорта (очень много старых машин), использование низкокачественного бензина, крайне плохое состояние автодорог.

А какова будет ситуация при развитии индустрии? Оптимистический сценарий Стратегии социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 г. предусматривает высокие темпы роста индустриальных секторов экономики. Так, объем выпуска продукции на предприятиях промышленного, агропромышленного, топливно-энергетического и строительного комплексов за 2011—2020 гг. должен увеличиться в 3 раза. На предприятиях республики в 2010 г. было уловлено 3,519 тыс. т загрязняющих веществ, а это лишь 1/6 часть от отходящих газов. На многих предприятиях абсолютно не соблюдаются нормативы предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, не проводятся мероприятия по охране атмосферного воздуха. Лишь 25 % всех предприятий имеет утвержденную санитарно-защитную зону. По оценкам автора, в 2020 г. предприятиями республики, вероятно, будет выброшено в атмосферу более 60 тыс. т загрязняющих веществ.

Рост объема потока загрязняющих веществ в окружающую среду снижает качество экосис-темных услуг природно-ресурсной среды. Если какое-либо звено в логистической цепи не способно перерабатывать поступающий логистический поток, система перестает функционировать. Так и природа не справляется с чрезмерной массой загрязнения, и вследствие отравления пищи, воздуха и среды обитания резко растет заболеваемость населения.

Так, за 2000—2010 гг. общая численность впервые зарегистрированных с основными болезнями в расчете на 1 тыс. чел. в республике увеличилась на 40 %, больных с новообразованиями — на 53 %, с болезнями эндокринной системы, расстройства питания, нарушения обмена веществ и иммунитета, системы кровообращения — на 70 %.

Рост заболеваемости, ухудшение качества жизни населения требуют увеличения потоков инвестиций в сферу здравоохранения, вызывают снижение продуктивности экономики в целом. Можно наблюдать, что характер одних потоков в макрологисти-ческой системе региональной экономики зависит от характера других потоков. Однако подсистема «природно-ресурсная среда» имеет свои особенности функционирования. Если в микрологистической системе не будет поступления материала, последует прекращение функционирования системы. Если в масштабе региона сегодня не будут соблюдены требования природопользования, его последствия могут наступить через десятилетия и отразиться на наших потомках. Неопределенность во времени, многократность величины ущерба по отношению к выгоде и необратимость наступления ответных реакций от загрязнения окружающей среды усугубляют ситуацию. Отсюда возникает потребность в долгосрочном мониторинге экологической ситуации с учетом перспектив природопользования.

Многочисленные примеры нерационального природопользования свидетельствуют о системных сбоях в институциональной среде природопользования. Логистические потоки ресурсов, природоохранных работ, отходов и загрязнений регулируются с помощью экологических институтов — формальных и неформальных правил природопользования (см. рис. 1). Экологические институты — это правила, механизмы, обеспечивающие их выполнение, и нормы поведения, которые структурируют повторяющиеся взаимодействия между людьми, ограничивают и определяют спектр альтернатив по поводу природопользования.

Объему и интенсивности потоков между природно-ресурсной средой, с одной стороны, и экономикой и населением, с другой стороны, должны соответствовать институциональные потоки, регулирующие данные отношения. С ростом техногенной нагрузки на экосистему и нарастанием признаков экологической катастрофы происходит бурный рост формальных институтов — законодательных норм регулирования природопользования. Однако

быстрый рост институтов сопровождается противоречивостью природоохранного законодательства, неточностью и неприменимостью многих его норм. В результате этого снижается эффективность правотворческой и правоприменительной деятельности государства в области природопользования.

Теоретик институционализма Д. Норт отмечает, что «даже если правители захотят принимать законы, руководствуясь соображениями эффективности, интересы самосохранения будут диктовать им иной образ действий, поскольку эффективные нормы могут ущемить интересы сильных политических группировок» [5, с. 72]. Не этим ли можно объяснить то, что вслед за принятием экологических норм следуют многочисленные отступления от норм и стандартов именно от власти предержащих.

Нормы экологического законодательства подразделяются на административные и экономические. Эти нормы не являются противоречащими или заменяющими друг друга, они лишь в комплексе могут работать эффективно. Попытки государства акцентировать внимание в последнее время на усилении запретов и ограничений посредством экологического нормирования, экспертизы, лицензирования и сертификации не меняют складывающейся экологической ситуации, поскольку мощные экономические интересы генерируют все новые пути обхода существующих строгих запретов. Ограничения и запреты же, по сути, расширяют поле деятельности для коррупции природоохранных чиновников.

В условиях рыночной экономики должна возрастать роль таких экономических институтов регулирования природопользования, как планирование природопользования, финансирование охраны окружающей среды, платежи за пользование природными ресурсами и за загрязнение окружающей среды, штрафы за экологические нарушения, компенсации за ущерб природным ресурсам, внебюджетные экологические фонды, экологическое страхование, налоговые и кредитные льготы в сфере природопользования и т. д.

В сравнении с объемом производственной деятельности финансирование природоохранных работ крайне незначительно. Плата за пользование природными ресурсами или за загрязнение окружающей среды не должна выступать ценой права меньшинства загрязнять окружающую среду в ущерб здоровью большинства населения.

Мощным рычагом экологического регулирования должны выступать всякого рода компенса-

ции за ущерб природным ресурсам вследствие их уничтожения или повреждения. Однако заявленные в законах общие принципы не обеспечены конкретными механизмами по определению ущербов и компенсаций, порядка и сроков их взыскания, порядка их целевого распределения и использования.

Система налогов и налоговых льгот для при-родно-продуктовой логистической цепи должна быть построена таким образом, чтобы в первых звеньях этой цепи налоги были максимальными и далее снижались по мере приближения к конечному звену, что будет способствовать эффективному природопользованию и стимулированию высокотехнологичных производств.

В условиях общинного самоуправления и отсутствия централизованного государства эффективность неформальных институтов, регулирующих природопользование, была наивысшей. Правда, воздействия на природу также были несущественными. Бережное отношение к природе прививалось с детства. Община определяла правила пользования общинными землями, лесными угодьями и водными ресурсами. Основное место в неформальных институтах всегда занимали обычаи, различные табу и стандарты поведения.

Сильное государство должно иметь и сильную экологическую идеологию. Экологизация общественного сознания должна быть направлена на развитие экологической культуры, под которой понимается совместное сбалансированное развитие природы и общества и отношение к природе не только как к источнику материальных благ, но и как к духовной ценности. Решению указанной задачи будет способствовать и применение предлагаемой логистической концепции регионального природопользования.

Список литературы

1. Коммонер Б. Замыкающийся круг. Л.: Гид-рометеоиздат. 1974.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Магомедов А. М. Логистика регионального уровня // Логистика. 2004. № 4. С. 21-23.

3. Магомедов А. М. Оптимизация финансовых потоков в логистической системе региональной экономики // Финансы и кредит. 2005. № 5. С. 73-78.

4. Магомедов А. М. Управлению регионом -логистический подход // Управление экономическими системами (электронный научный журнал) . 2012. № 12 (48) .

5. Норт Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. 1993, вып. 2-й.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.