УДК 821.161.1.09
ПРИРОДООПИСАНИЯ В РОМАНЕ ИВАНА АКУЛОВА «КАСЬЯН ОСТУДНЫЙ»
© Р. Ф. Хасанов
Башкирский государственный университет, Бирский филиал Россия, Республика Башкортостан, 452453 г. Бирск, ул. Интернациональная, 10.
Тел./факс: +7 (34784) 4 04 55.
E-mail: [email protected]
Рассматриваются особенности изображения природного мира в романе «Касьян Ос-тудный». Отмечается, что пейзаж у И. Акулова многофункционален, обладает эстетической ценностью, является органической частью всей идейно-художественной структуры произведения.
Ключевые слова: пейзаж, природа, художественный параллелизм, психологизм, образ, персонаж.
В исследованиях по творчеству Ивана Акулова и в частности по роману «Касьян Остудный» [1] тема, вынесенная в заглавие, отдельно не рассматривалась. Критики говорили об эпическом таланте автора, отмечали, что в романе подняты глубинные пласты советской действительности, созданы самобытные характеры, многопланово изображена русская деревня на начальном этапе коллективизации [2-4]. Между тем пейзажные описания в «Касьяне Остудном» занимают значительное место и выполняют сюжетно-композиционную и смыслообразующую роль, обладают эстетической ценностью, звучат в унисон событиям, способствуют психологической характеристике персонажей.
Роман посвящен деревне, труженику-хлеборобу, поэтому тема земли и природы является центральной. В романе более тридцати развернутых природных описаний, органично вписанных в его содержательную структуру. Они расширяют проблемно-тематические границы произведения, создают образ малой родины, проливают свет на личность самого автора. Изобилие таких описаний является доказательством любви писателя к родному краю и знания им природы уральской земли. Действительно, читая роман И. Акулова, убеждаешься, что «в пейзаже и через пейзаж художник выражает свое чувство родины, свою к ней любовь» [5, с.185].
Пейзажи И. Акулова реалистичны, в них нет вычурности, писатель не ищет в природе чего-то необыкновенного, экзотического и эффектного, а видит в ней типичное, характерное. Еще И. С. Тургенев, мастер пейзажной живописи, ратовал за реалистический пейзаж, призывал писателей «говорить то, что должно прийти каждому в голову, чтобы изображение равносильно было изображаемому» [6, с. 160]. Акулову-романисту присуща сдержанность в изображении светлых сторон действительности, «редкая улыбчивость», что позволило исследователям определить одну из особенностей поэтики писателя как «художественный аскетизм» [4, с. 136]. Это относится и к его пейзажам. В них предстает картина суровой природы Урала и Сибири, с ее полями и лесами, пойменными лугами и
реками, долгой студеной зимой, коротким жарким летом, промозглой осенью. Здесь живут и действуют его герои, судьба и характеры которых во многом обусловлены этой природной средой. Акулов-ская концепция природы в ее отношениях с человеком близка идеям известного историка и этнографа Л. Н. Гумилева, говорившего о важной и благой связи народов и их культур с теми «ландшафтами», в которых они родились, сформировались и продолжают жить [7, с. 172-192].
Писатель смотрит на природу глазами сельского жителя и проводит мысль о том, что между человеком и природой существует глубокая связь, которая не сводится лишь к любованию ее красотами. И. Акулов рисует природу осмысленной присутствием и трудом человека. Уже первая фраза романа вводит читателя в крестьянский мир, заполненный повседневным трудом на земле, заботами о хлебе насущном. «В вершине лета совсем неожиданно, как потеря, откричала кукушка, и можно было поверить крестьянскому календарю, что птица подавилась ячменным колосом, потому что раньше сроков выколосились и затяжелели яровые, а озимая рожь по теплым косогорам так вылиняла, что ржаные поля лежали, словно отбеленные холсты, выстланные бабами на солнце» [1, с. 5]. Автор видит окружающий мир не глазами постороннего наблюдателя, а труженика-крестьянина, спешащего на страду или на сенокос, сообразуясь с народной мудростью - «коси, коса, пока роса, роса долой -пошли домой». Ничто не ускользает от внимания рассказчика, хозяйским взглядом земледельца он всматривается в созревшие хлебные поля, поляны и луга, ждущие косарей, видит заливающихся над хлебами жаворонков, коршуна с лениво раскинутыми крыльями, фыркающих лошадей, комаров, густым облаком качающихся над животными.
Герой романа И. С. Тургенева Евгений Базаров обронил фразу, ставшую крылатой: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Смысл ее в том, что природа для человека - это арена деятельности, сфера жизни, а не объект созерцания. Конечно, мы не можем говорить о непосредственном влиянии автора «Отцов и детей» на
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №2
413
И. Акулова, но типологическая связь, перекличка между писателями очевидна. Герои «Касьяна Остудного» большей частью живут по базаровскому принципу: для них земля - кормилица, поле деятельности, на котором они свершают свой трудовой подвиг.
С чувством уважения к крестьянину, преклонения перед его тяжелым, но праведным и подвижническим трудом пишет автор о земледельческих работах - весеннем севе, сенокосе, страде, зимних хлопотах труженика по доставке сена, соломы, дров и т.д. Вот как, например, описывается страда: «Долгие дни перекипают в немилосердном зное. Солнце, кажется, остановилось на своей лазурной дороге и палит землю с раннего утра до потемок. А закаты и восходы спеклись в одну негаснущую зарю, оттого ночи лихорадочно коротки, удушливы. Половина ночного неба высветлена, а там, где су-мерится, вспыхивают бесплотные и неугаданные зарницы, обливающие поля белым трепетным огнем, в котором чудится доверчивой крестьянской душе высокое напоминание не смыкать очей, не знать устали, припадая к ниве своей. Нету покоя мужику от хозяйских забот и неуправ, горьки его сны, как незрелая рябина, может, потому и называют по деревням эти ночи рябиновыми» [1, с. 23]. А следующие строки писателя воспринимаются как гимн крестьянину-сибиряку: «Русский крестьянин своей подвижнической судьбой заслужил великой похвалы. В далекой давности царевы слуги загнали беглых мужиков в лесные и суровые дебри, где каждый лоскуток хлебородной пашни приходилось брать надсадой не одного поколения. Та земля могла кормить только трудолюбивых и выносливых, потому что сама она на полгода уходит под снег и впадает в ледяной непробудный сон. Надо иметь неизбывную душевную стойкость, чтобы на холодных бескрайних землях с одной сохой утвердить хлебопашество. В постоянном поединке с неодолимой зимой, гибельным бездорожьем, частыми недородами, мужик учился вести хозяйство не-уронно, и в лютые морозы, когда до звона леденеет воздух и на лету замерзают птицы, под теплой крестьянской рукой телятся коровы, поросятся свиньи, в котухе петух опевает грядущую весну. В заснеженных околицах от стужи и голода дохнет зверье, а в избе мужика пахнет хмельным пивом, потому что на святки завязана свадьба.
Где мужику взять силы, чтобы все сохранить, все обогреть, чтобы плодилась живность, чтобы кошка, уютный зверек, по утрам, сидя на припечке, замывала непременных гостей? Перед лицом немилосердной судьбы русский крестьянин обречен на труд до забвения и бессилия. Иначе - не приведи господь, оборваться его многодетной семье: в бесхлебную пору никто на белом свете не пособит ему, и вымрет скоротечно весь мужицкий курень. И да простится сибиряку кровная тяга к сусеку, потому как скудное сибирское солнышко не посулит
ему два урожая, не даст самородных плодов, не угостит пряным вином» [1, с. 25].
В трудах Н. К. Гудзия, В. А. Ковалева, П. Г. Пустовойта, В. А. Недзвецкого, С. М. Петрова, Л. Г. Якименко, посвященных творчеству русских классиков Х1Х-ХХ вв., встречается понятие «социальный пейзаж». Под этим термином подразумевается включенность пейзажных описаний в социальный контекст, изображение природы как участника или немого свидетеля явлений общественной жизни, как антагониста вражды между людьми, как естества, не приемлющего крепостнический труд, любые формы насилия и гнета, барский произвол и т.п. Это характерно для «Записок охотника» И. С. Тургенева, романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого, романа «Что делать?» Н. Г. Чернышевского, стихов, поэм «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо»
Н. А. Некрасова, рассказов А. П. Чехова, «Тихого Дона» и «Поднятой целины» М. А. Шолохова, «Русского леса» Л. М. Леонова и др.
Эта традиция классиков прослеживается и в романе И. Акулова. Его пейзажи также «наполнены» социально-историческим содержанием, так как в них находят отражение тревоги времени, социальные конфликты, классовая борьба. Например, в первой главе романа говорится о засухе, палящем зное. В голосе автора слышится тревога, а герои живут в предощущении беды: «Дни стояли длинные и погожие. Солнце всходило рано, сразу ясное, горячее. Поля и дороги, не успевшие остыть за ночь, с утра дышали зноем и пылью. Высохла и трещала осока на болотах, привяли леса, и нагретый воздух просочился до мокрых низин и боровых падей. Раньше обычного изошли смолой кедровники, шишки начали осыпаться в завалы и мхи. Иссякли мелкие речки, а намытый ими песочек пророс редким побегом курослепа. Ушла от своего уреза Тура, обнажив корни кустов, замытые коряги, полусгнившие бревна-топляки.
Спалось тяжело, заботно и чутко, потому что по деревням гуляли пожары...» [1, с. 111]. Далее автор пишет о сгущенном мареве, заволакивающем солнце, нагретом воздухе, цепенеющих хлебах, пыли, выгоревших лугах, чумовых от зноя слепнях и оводах, изнуренной скотине, искусанной в кровь, душной, глухой и темной ночи. Эта картина удушливого зноя является своеобразным прологом к рассказу о драматической судьбе главных героев романа - Федота Федотыча Кадушкина, раскулаченного, опозоренного и доведенного до самоубийства, и его сына, обреченного на изгнание из родного села. Такая же функция отведена описанию страшной метели, заставшей Аркадия Оглоблина в поездке за сеном. Герой уцелел в буйстве природной стихии, однако впоследствии стал жертвой социальных катаклизмов: как кулак и «уклонист» от сдачи зерна он арестован большевистской властью и приговорен к высылке.
Некоторые литературоведы, размышляя о многообразии функции пейзажей и их классификации, вводят понятие «трудовой пейзаж» [8]. В известном смысле эта дефиниция применима и к пейзажам И. Акулова, так как большинство из них -это картины крестьянского труда на лоне природы. Это, например, сцена обмолота хлеба у Федота Ка-душкина, показ Харитона и Дуняши на сенокосе, Аркадия Оглоблина в поле и в лесу, Любавы и Марии на страде и т.д.
Пейзажи И. Акулова - это своего рода «метафора жизни», с ее радостями и печалями, любовью и ненавистью, состраданием и жестокостью. Созданию картины сложной жизни людей способствуют контрастные начала в природоописаниях, ок-сюморонные выражения, сочетание в одном контексте света и тьмы, тепла и холода. Например, холодные искры; зажженные снега; красное солнце и черная истолоченная дорога; ослепительно яркое и вдруг погасшее, словно задутое, солнце; подорожник, крепнущий от губительной потравы; снега, прокаленные стужей; холодные искры луны; солнце, которое, нежданно вникнет в белую стынь и плеснет теплом и т.п. Писатель рисует не столько красочные картины природы в покое, сколько изображает ее тревожные или пограничные состояния -«встречу» осени и зимы, зимы и весны, а также засуху, зной, холодные, проливные дожди, сильный ветер, грозу, снегопады, метели, которые будоражат людей, нарушают привычный ритм их жизни. Так природа обретает широкое обобщающее значение как символ больших изменений в жизни общества, как крутой перелом в судьбах людей. Мотив ветра, стужи, холода, вынесенный в само заглавие романа и неизменно присутствующий во многих описаниях природы, еще более усиливает трагический пафос романа.
Вот, к примеру, как описывается картина поездки сибиряков в Омск на встречу со Сталиным. Если по дороге в областной центр путников сопровождает лишь легкий морозец, то на обратном пути их настигает ураганный ветер, молнии и гроза: «Ветер усилился, деревья зашумели тревожно, и над лесом, наплывая на дорогу, появилась густая туча, с лиловыми полосами, стремнисто скошенными к земле. Потянуло прохладой, и раскаты грома подступили совсем близко. Круговой вихрь выл и рвал со всех сторон. И снова молния, с трепетным затяжным огнем, затем пауза обмирания и - падающий гром, сильный и резкий. В грохоте и судорожных всплесках молний, казалось, все раскололось на куски и с треском оборвалось и падает куда-то в прорву.» [1, с. 457]. Этот грозовой пейзаж соотносится с психологическим состоянием председателя облисполкома Баландина, с его тягостными раздумьями после речи вождя, прозвучавшей как гром среди ясного неба. Сталин говорил о жестком курсе партии на сворачивание НЭПа, о воз-
врате к временам военного коммунизма, о продразверстке, о наступлении на зажиточного мужика. В другом фрагменте романа дается описание осенней непогоды накануне бурного собрания крестьян села Устойное по вопросу создания колхозов: «Незваная (курсив наш. - Р. Х.) пришла осень. В холодной стороне будто настежь распахнули двери и забыли запереть; резво и туго потянуло студеной сыростью, валом повалили тяжелые, провисшие до лесов тучи и стали выливать дождь на дождь. Земля измокла, прозябла,- даже поля, просохшие за лето на добрую сажень, разом взялись одной лужей, и вода, вроде белая и неживая, не собиралась в ручьи, а бельмасто коченела на пролитых местах; рысистый ветер выдувал ее из занорышей и ямок, расплескивал, но она вновь копилась и вновь стояла, белая, мертвая» [1, с. 137]. Эта непогодь показана словно через потревоженное, взволнованное восприятие устоевцев, живущих в предчувствии беды, в ожидании чего-то грозного.
Как правило, писатель помещает природные описания в начале частей или глав, что привлекает внимание читателя. Такой пейзаж предвосхищает темы или мотивы главы, предваряет основные события, нередко «предсказывает» судьбу героя. Накануне смерти Федота Кадушкина дается картина ранней весны. Прибегая к сравнениям и метафорическим эпитетам, автор описывает мартовское равноденствие, что «огнем зажгло снега», отчего «они сияют, горят, переливаются, искрятся», а «сугробы точат холодную слезу, опадают, погибельно чахнут». Это время, пишет автор, когда чуткий и осторожный лесной певец - глухарь на току «хмелеет от свадебных игрищ и совсем теряет голову, поет со страстью и великой отрешенностью» и становится жертвой своих врагов. Старший Кадушкин сравнивается с лесной птицей, что во многом объясняет прошлое и настоящее героя. Когда-то сильный, как исполин-глухарь, оборотистый и жадный до всего крепкий хозяин Федот Федотыч надорвался от непомерной ноши - от своего стремления разбогатеть во что бы то ни стало, «загрести под себя» больше земли в собственность, от зависти к «жильным мужикам». Он, словно весенний глухарь, «много лет жил слепым и оглохшим, знал только свою песню. Упоенный трудом и заботами о хозяйстве, он давно не понимал мир, в котором складывались иные отношения. И вот подшибла его жизнь - теперь уж ему не встать, не подняться...» [1, с. 302]. В этом описании звучат разные ноты. Оно лирично и эмоционально и в тоже время пронизано чувством трагизма. В нем отчетливо звучит тема жизни, весеннего пробуждения природы, а подспудно - тема холода, угасания, смерти. Жаль певчую птицу, которая может погибнуть от своей самозабвенности и страсти, также вызывает жалость и сочувствие печальная участь Федота Фе-дотыча, человека, всю жизнь отдавшего земле, не-
ISSN 1998-4812
Вестник Башкирского университета. 2013. Т. 18. №2
415
устанно трудившегося, но со временем потерявшего ценностные ориентиры и превратившегося из рачительного хозяина в кулака-мироеда.
Важно также отметить характерологическую функцию пейзажа в романе. Прием психологического параллелизма позволяет автору показать соотнесенность духовного мира, настроения героя с определенным состоянием природы. Как правило, пейзаж в этих случаях окрашен в мажорные тона, светлые краски, что гармонирует с мыслями героев о счастье, о любви, с их чувством близости друг к другу. Для любимых персонажей И. Акулова природа не только мастерская, но и храм, некая тайна, символ жизни, земля-кормилица и поле деятельности. Так, в роман входит онтологическая тема связи человека и земли, человека и природы. Здесь уместно вспомнить П. А. Флоренского, который писал: «С природой крестьянин живет одною жизнью. Для него вся природа одушевлена, вся жива, и в целом, и в частях. Каждая былинка - не просто былинка, но что-то безмерно более значительное - особый мир» [9, с. 61]. Стоит отметить, что отрицательные персонажи в романе рисуются вне природы или отчуждаются от нее из-за неумения заметить и принять ее красоту. Это, прежде всего, заготовитель Борис Мошкин, председатель устоинского сельсовета Егор Бедулев и его жена.
Часто на лоне природы, в общении с ней показан один из центральных персонажей романа Харитон. Еще в начале повествования дается пейзаж, который созвучен настроению этого героя. Радостный и счастливый, с обновкой для своей любимой, он бодрым шагом идет домой после долгой разлуки. Его взору открываются родные просторы: рощи, долины, чистая, с прозрачной, как янтарь, водой речка Мурза; герой подмечает следы зверей, тропу сохатого к водопою. «Возбужденный добрыми предчувствиями, Харитон так ходко отшагивал по ведреной дороге, что последние десять верст оставил за спиной, не заметивши. Когда поднялся на Вершний увал и увидел зареченские просторы, закидные петли Туры, в повитях ивняка и черемух, и, наконец, родное село под сияющими в солнце крестами церкви, сердце у него сжалось и глаза застелило слезой» [1, с. 40-41]. Здесь пейзаж увиден как бы сторонним наблюдателем, рассказчиком, но некоторые детали, подробности описания говорят о том, что за этим стоит человек, который хорошо знает местность, некогда ловил рыбу на Мурзе, ходил на охоту. Получается, что наблюдения автора и героя совмещаются, сливаются, образуя некую общность. Не случайно с образом этого героя связан один из ведущих мотивов романа -мысль о сродненности человека с землей. И поэтому отрыв его от земли подобен подрыву корней, погибели. Харитон приговорен беднотой к выселению и вынужден тайно бежать с семьей в город, став «блудным сыном» поневоле. Проникновенно, психологически убедительно пишет автор о душев-
ном состоянии героя в переломный момент его жизни. Если на родине Харитон с умилением и трепетом всматривается в каждый кустик, в каждую травинку, то на чужбине, оказавшись на природе, он видит совсем иную картину. В унисон грустным раздумьям героя автор показывает «луг, высохший до хруста», «посеревшие кусты ивняка», «усохшие, осыпавшиеся, изреженные травы». Привыкшему оценивать, измерять жизнь и природу крестьянским взглядом, Харитону здесь все было чуждо, как будто из какого-то иного мира, пишет автор.
В ракурсе «человек и природа» примечателен рассказ о судьбе Якова Умнова. Вначале как председатель сельсовета он сух, беспощаден и жесток по отношению к зажиточным крестьянам своего села. Перелом в сознании героя начинается тогда, когда он видит разрушенные, разграбленные беднотой хозяйства Кадушкиных и Ржанова. Автор и в дальнейшем подвергает Умнова испытаниям. Арест и тюрьма, каторжные работы за утерю вверенного ему оружия, жизнь на грани смерти, долгая разлука с родными и близкими, - пройдя через это, он действительно «умнеет», по-новому смотрит на жизнь, на людей, постепенно приходит к постижению истины. Некогда черствая ко всему душа Якова сейчас откликается на звуки, запахи и цвета природы, наслаждается чувством весны, красотой весеннего цветка: «Яков, не боясь быть увиденным, опустился на колени, погладил цветок своей толстой не-гнущейся ладонью и стал нюхать его, хотя и знал, что весенние первоцветы не пахнут, но Якову все-таки чудились запахи еще студеной, но поспевающей пашни, лежалого в амбарном сусеке зерна, нажеванной на удилах конской пены - и обдало вдруг все его сердце ласковым возвращением к прошлому. Жить надо. Жить. Не ослабел зимой, значит, выдюжил. А земля, весна, цветы - все вечно, все истинно.Якову Умнову, оказавшемуся перед трудным испытанием, домашняя сорная травка была сродни. Потому он так бережно поворошил мелкие желтые лепестки, ладно и просто собранные в одну корзинку, ощупал чешуйки на коротком и сильном стебельке и вдруг понял, что в приземленности этого цветка заключена вся его могучая выживаемость и стойкая мудрая доброта» [1, с. 528-529]. Умнов, подобно цветку, тоже «приземлен», он стал ближе к людям, к природе, добрым и чутким, любящим, что и помогло ему выжить в тяжелых условиях заключения, а после возвращения начать новую жизнь.
В ряде случаев природоописания у И. Акулова выполняют сюжетно-композиционные функции, объективируя течение времени. В романе, где повествуется о человеческих драмах, а действие длится не один год, читатель постоянно чувствует так называемое «календарное» время. В романе говорится о Новом годе, о празднике Великого Октября, Крещении, Зимнем Николе, Рождестве, Покрове,
Масленице, Страстной неделе, Пасхе, бабьем лете. При этом пейзаж служит созданию сюжетного движения, обретает самодовлеющее значение, так как не «мотивирован», то есть не «пропущен» через сознание героя, а дается параллельно событиям человеческой жизни. Такой параллелизм, направленный на освещение событий внешнего мира, на создание пространственно-временных представлений, в свое время был определен исследователями как «эпический параллелизм» [10-12].
Вот И. Акулов пишет о наступлении осени: «С грустным прощанием бабьего лета ушло последнее тепло года. Но, как нередко бывает в эту пору, держалось устойчивое ведро, и накатанные дороги, обмякшие по влажным утренникам, были усыпаны соломенной натруской, мякиной, без конца разматывали версты под колесами возов» [1, с. 567]. А вот приход зимы: «Ночью выпал снег, и намело суметы в колено, однако жесткий, сыпучий и мелкий снег, падавший под холодный ветер, пока не годился в зиму; да и низкое тучевое небо сулило непременную оттепель. Зато по его следам придет коренной зимний снегопад, теплый, обильный и тихий, как сон. Земля, задремавшая с первыми утренниками, примет его с выжданным спокоем и благоговейно уснет под ним до самой весны. Хоть первая пороша и первый мороз всего лишь пугают зимою, но иногда берут так круто, что впору надеть валенки и полушубки» [1, с. 630]. Здесь мы встречаемся с подобной пушкинской вечной и «равнодушной природой», нейтральной по отношению к человеку, к его тревогам и заботам. Такие пейзажи являются звеньями сюжетного действия, даны от рассказчика и служат передаче размеренного течения жизни.
Анализ природного мира в романе «Касьян Остудный» свидетельствует, что он многофункционален, обретает различные оттенки и краски в
зависимости от идейно-эстетических задач, стоящих перед автором. Пейзажи даны не как внесю-жетные описания и не как авторские отступления, а включены в сюжетное действие и становятся органическим компонентом всей художественной структуры произведения. Основные функции природных описаний - подготовка, предварение событий и психологическая характеристика персонажей. В романе мы часто видим так называемый «субъек-тированный» пейзаж, то есть увиденный тем или иным героем, обычно взглядом труженика-крестьянина. Изображения природы вызваны не столько интересами и наблюдательностью автора, сколько обусловлены художественными задачами -они способствуют созданию картины крестьянского быта и бытия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Акулов И. И. Касьян Остудный: Роман. М., 1991. 653 с.
2. Володин Э. На чем стоит мир // Дон. 1988. №1.
3. Леонов Б. А. Утверждение. М., 1988. С. 266-279.
4. Сергованцев Н. М. Иван Акулов: Литературный портрет.
М., 1986. 176 с.
5. Галанов Б. Е. Живопись словом. Человек, пейзаж, вещь.
М., 1972. 184 с.
6. Тургенев И. С. Собр. соч. в 12 т. Т. 2. М., 1976. 333 с.
7. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1979.
С. 172-192.
8. Гринфельд-Зингурс Т. Я. Природа в художественном мире
Пришвина М. М. М., 1989. 158 с..
9. Флоренский П. А. Первые шаги в философии // Собр. соч.
в 4-х т. Т. 2. М.,1996. 877 с.
10. Бритиков А. Ф. Мастерство Михаила Шолохова. М.; Л.,
1964. 203 с.
11. Ермаков И. Эпическое и трагическое в жанре «Тихого
Дона» М. Шолохова // Ученые зап. Горьковского педин-
ститута. 1950. Т. 14. 186 с.
12. Якименко Л. Г. Творчество М. А. Шолохова. М., 1977. 527 с.
Поступила в редакцию 01.05.2013 г.