Научная статья на тему 'Природа социально-экономических противоречий по линии "север — Юг" в хозяйственном комплексе Кыргызстана'

Природа социально-экономических противоречий по линии "север — Юг" в хозяйственном комплексе Кыргызстана Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1491
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЫРГЫЗСТАН / "СЕВЕР — ЮГ" / СЕВЕРНЫЙ КЫРГЫЗСТАН / ЮЖНЫЙ КЫРГЫЗСТАН / ДИСПРОПОРЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Галиев Андрей

Региональный хозяйственный комплекс следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, в рамках которой каждому элементу принадлежит четко определенное место и функции. "Хозяйственный комплекс региона — это функционирующая система, а следовательно, обладающая определенной устойчивостью и одновременно система развивающаяся, изменяющаяся". Цель данной статьи — показать, что региональному хозяйственному комплексу Кыргызстана свойственны исторически обусловленные противоречия по линии "Север — Юг", серьезно мешающие успешному развитию экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Природа социально-экономических противоречий по линии "север — Юг" в хозяйственном комплексе Кыргызстана»

ПРИРОДА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОТИВОРЕЧИЙ ПО ЛИНИИ «СЕВЕР — ЮГ»

В ХОЗЯЙСТВЕННОМ КОМПЛЕКСЕ КЫРГЫЗСТАНА

Андрей ГАЛИЕВ

старший преподаватель университета «Туран», магистр преподавания английского языка (МТЕ) и магистр делового администрирования (МВА) (Алматы, Казахстан)

Введение

Региональный хозяйственный комплекс следует рассматривать как совокупность взаимосвязанных элементов, в рамках которой каждому элементу принадлежит четко определенное место и функции. «Хозяйственный комплекс региона — это функционирующая система, а следовательно, обладающая определенной устойчивостью и одновременно система развивающая-

ся, изменяющаяся»1. Цель данной статьи — показать, что региональному хозяйственному комплексу Кыргызстана свойственны исторически обусловленные противоречия по линии «Север — Юг», серьезно мешающие успешному развитию экономики.

1 Розанова Т.Г. Региональная экономическая система. М., 2005. С. 3.

История вопроса

Территория современного Кыргызстана в прошлом не составляла единого целого, Юг и Север развивались в неодинаковых условиях, в рамках различных государственных объединений2. После установления советской власти традиционные социальные структуры кыргызов были сознательно разрушены большевиками, боровшимися с «пережитками прошлого». Постепенно областное и районное деление начало вытеснять племенное и родовое деление в качестве источника самоидентификации кыргызов, особенно во взаимоотношениях общества с правящей коммунистической номенклатурой. В силу особенностей советской системы, основанной на централизованном перераспределении ресурсов, каждое кыргызское сообщество было заинтересовано в том, чтобы лидер республики происходил из их конкретной области и мог бы помочь развитию своей «малой родины». Таким образом, областное деление становится политически и социально важным.

С исторической точки зрения 1930-е годы были поворотным моментом в социальной, экономической и культурной истории Кыргызстана. На эти годы пришелся перелом в традиционном укладе жизни и начало современной индустриализации. Коллективизация, усовершенствования в ирригации и аграрном секторе в целом глубоко изменили сельские районы. Но это был одновременно и период самых сильных изменений в соотношении численности отдельных этнических групп и возникновения обособленности городов от сельской части страны.

В самом начале Великой Отечественной войны советское правительство поставило задачу в кратчайшие сроки превратить братские республики в тылу в мощный военнопромышленный арсенал. Была разработана стратегическая программа, согласно которой Урал, Западная Сибирь, Казахстан, Средняя Азия должны были стать тыловыми узлами производства техники и вооружения, промышленной продукции и продовольствия, зонами эвакуации населения.

В годы войны в Кыргызстане вступило в строй 36 крупных промышленных предприятий, возникли новые отрасли. За эти годы численность промышленных рабочих возросла с 36 тыс. до 46 тыс., а доля промышленности в народном хозяйстве Кыргызстана — с 50,2% в 1940 году до 67,5% в 1945 году3. Эвакуированные из европейской части СССР предприятия размещались в основном в Северном Кыргызстане (Чуйской области и г. Фрунзе)4. В послевоенные годы благодаря созданным в республике новым предприятиям валовой объем промышленной продукции вырос в несколько раз. Быстрыми темпами росли электроэнергетика, станкостроение, производство шелковых тканей, кожаной обуви, консервов и т.д. В годы послевоенной пятилетки было сдано в эксплуатацию более 20 крупных предприятий, реконструировано множество заводов и фабрик. Валовой объем продукции промышленности в 1950 году по сравнению с 1940 годом вырос в 4,2 раза.

Среди динамично развивающихся в Кыргызстане отраслей были машиностроение (такие заводы, как Киргизавтомаш, Фрунзенский автосборочный завод, завод сельскохозяйственного машиностроения им. Фрунзе, Торгмаш, Ошский насосный завод и т.д.); электротехническая промышленность (Каиндинский кабельный завод, Киргизэлектро-двигатель, Тяжэлектромаш, Иссык-Кульское объединение электротехнических заводов); приборостроение (завод «Оргтехника» в Минкуше, завод контрольно-измерительных приборов).

2 См.: Мадалиев H.A. История археологического изучения Южного Кыргызстана (региональный источниковедческий анализ). Автореф. дис. канд. ист. наук. Санкт-Петербург, 2003.

3 См.: Керимбаев C.K. Советский Киргизстан в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Фрунзе, 1985; Allworth E. Central Asia. A Century of Russian Rule. New York: Columbia University Press, 1990. P. 57.

4 См.: История Киргизской ССР. Т. 2. Фрунзе, 1968. С. 101.

По уровню развития машиностроения Кыргызстан, производя более 200 видов продукции, занимал второе место в Средней Азии после Узбекистана, а по производству грузовых автомобилей, насосов, газовых плит — лидирующую позицию. Продукция, производимая в республике, экспортировалась не только по Союзу и соцстранам, но и закупалась Францией, ФРГ, Великобританией. При этом в принципе сырьевые отрасли уравновешивались перерабатывающей промышленностью и машиностроением. Это была довольно эффективная структура, позволяющая добиться стабильности экономики. По многим видам выпускаемой продукции Кыргызстан был настоящим «монополистом» в СССР: пресс-подборщики, паровые котлы, многие радиодетали и т.д. производились только в Кыргызстане. Удельный вес городского населения республики составил в 1979 году 39%5.

Однако в развитии промышленности был допущен ряд ошибок. Предприятия и средства транспорта зачастую простаивали или работали неэффективно. Планы-задания по производству многих видов продукции и улучшению их качества не выполнялись. Промышленность росла в основном за счет механического увеличения числа предприятий и работников. Для продолжения развития промышленности республики теми же темпами необходим был постоянный приток квалифицированных кадров. Но основная часть населения Кыргызстана проживала в сельской местности, что мешало наращивать численность и профессиональный уровень рабочих коренной национальности. В результате начался интенсивный процесс миграции рабочих из промышленных районов СССР в Кыргызстан6.

Всего за годы советской власти в Кыргызстане было построено более 500 крупных предприятий7. Существенные изменения произошли в территориальном размещении промышленности. В дореволюционный период немногочисленные кустарные предприятия располагались в основном на юге страны. В послевоенные годы сложилось два крупных индустриальных района — Северный и Юго-Западный. Северный район производил 2/3 промышленной продукции, выделялся довольно развитым машиностроением, металлообработкой, производством электроэнергии, стройматериалов, легкой и пищевой промышленности. Юго-Западный регион давал 1/3 промышленной продукции, отличался развитой цветной металлургией, топливной, текстильной (хлопчатобумажной и шелковой) промышленностью.

Северный Кыргызстан — это один из двух экономико-географических регионов республики, отличающийся от Южного Кыргызстана более высоким уровнем урбанизации, индустриализации, социально-экономического развития и значительной долей русского и русскоговорящего населения, которое до 1990 года преобладало. По традиции в состав Северного Кыргызстана еще со времен Российской империи и СССР включают расположенные на севере страны Чуйскую область, город Бишкек и Иссык-Кульскую область. Две другие области: Таласскую область и Нарынскую — иногда также включают в состав Северного Кыргызстана по географическому принципу, а также потому, что проживающие там кыргызы причисляют себя к так называемым северным кланам, хотя по большинству показателей эти области сегодня больше напоминают Юг. Особенно это касается Нарынс-кой области. Еще в советское время разница в социально-экономическом развитии и демографических тенденциях двух регионов республики достигла значительных масштабов. Более равнинные северные территории были в значительной степени заселены русскими, украинцами, немцами и др., имеющими более высокую профессиональную подготовку и более стабильную демографическую структуру (умеренный естественный прирост, высокую

5 См.: Абусеитова М.Х. и др. История Казахстана и Центральной Азии: Учеб. пособие. Алматы: Бтм, 2001. С. 579.

6 См.: Аттокуров С. Промышленность Киргизии в послевоенные годы (1946—1955). Фрунзе, 1975. С. 77—80.

7 См.: История Кыргызстана: XX век. Учебник для вузов. Бишкек, 1998.

долю работоспособного населения и т.д.). К тому же на севере страны располагается ее столица — город Фрунзе (Бишкек) и многие хотели жить и работать здесь.

Южные кадры в советское время всегда как бы незаслуженно ущемлялись, на Юг направлялось меньше финансовых и материальных ресурсов. Из-за удаленности от столицы страны и труднопроходимого хребта южный регион Кыргызстана оказался на периферии.

Известный эксперт С. Кара-Мурза, говоря о структуре советского государства, пишет: «Это был производственный организм совершенно иного типа, не известного ни на Западе, ни в старой России. Западные эксперты до сих пор не понимают, как было устроено советское предприятие, почему на него замыкались очистные сооружения или отопление целого города, почему у него на балансе находились поликлиника, жилье, детские сад, пионерский лагерь. В экономическом, технологическом и социальном отношении раздел этой системы означал национальную катастрофу, размеров и окончательных результатов которой, мы еще не можем полностью осознать»8.

Однако при всем этом принцип организации народного хозяйства СССР был весьма противоречивым, так как его развитие в первую очередь диктовалось идеологическими мотивами, а не экономической целесообразностью. Сознательно игнорировался принцип регионализма, не учитывались вековые традиции хозяйственного мышления конкретного народа. В Кыргызстане складывалась противоречивая ситуация: в республике, имевшей богатейшую сырьевую базу для развития легкой и пищевой промышленности, искусственно насаждались отрасли машиностроения и металлообработки при полном отсутствии металлургии и сырьевой базы для нее, традиции и навыков индустриального труда у коренного населения.

Сырье для машиностроения Кыргызстана добывали в Белоруссии, перерабатывали в Украине, изготовляли отдельные детали в России, а собирали самосвалы в Кыргызстане; затем все это распределял Госплан СССР в Москве. В то же время из самого Кыргызстана большая часть сельскохозяйственного сырья вывозилась в непереработанном виде. Например, 87% мехового сырья, 74% хлопка-волокна, 76% мытой шерсти, 88% шерстяных и хлопчатобумажных тканей. Все это, естественно, сопровождалось огромными финансовыми, транспортными и многими другими издержками. (Материалы Госплана СССР за 1978—1984 гг.).

Но главным в концепции единого народнохозяйственного комплекса СССР было то, что нигде в союзных республиках советское государство сознательно не создавало производств с полным технологическим циклом: сырье — переработка — готовое изделие. Экономисты подсчитали, что все союзные республики были связаны между собой более чем 5 млрд экономических связей, в основном искусственных.

Сырье и кадры квалифицированных рабочих и инженеров для машиностроительных заводов Кыргызстана завозились из других регионов СССР ввиду намеренного отсутствия на местах целенаправленной и продуманной системы вовлечения коренного населения в промышленное производство, особенно в отрасли, определяющие научно-технический прогресс. В результате на многих машиностроительных заводах удельный вес рабочих коренной национальности составлял 5—8%. А в целом во всей промышленности республики рабочих и служащих кыргызов в 1977 году было 15,5%9.

В 1970 году кыргызы среди всего населения республики составляли 43,8%, из них только 14% проживало в городах. Прирост городского населения в значительной мере происходил за счет внешней миграции. Прибывавшие в Кыргызстан из различных регионов СССР квалифицированные кадры обеспечивались жильем и другими благоприятны-

8 Цит. по: Кожемякин С. Липовая независимость // Правда, 25 мая 2009.

9 См.: История кыргызов и Кыргызстана. Бишкек, 1999.

ми условиями для социальной адаптации в первую очередь, что, естественно, создавало определенную базу для межнациональных противоречий. Аграрные Ошская и Джалал-Абадская области Кыргызстана и северные районы страны представляют собой абсолютно различные в хозяйственно-культурном плане территории. Эти различия четко проявлялись и в советское время. Так, Север в большей степени тяготеет к казахским степям, образуя с ними, по мнению Г. Ситнянского, «евразийскую общность» в противовес остальной оседло-мусульманской Средней Азии10.

На фоне развития тяжелой промышленности особенно заметно стало отставание легкой промышленности. Из-за недостаточного внимания к реконструкции предприятий массовая продукция легкой промышленности не отличалась высоким качеством.

К началу 1980-х годов возможности экстенсивного развития промышленности были исчерпаны. Сельское хозяйство также продолжало развиваться экстенсивным путем, основное внимание уделялось не качеству произведенной продукции или эффективности производства, а валовому объему. В результате себестоимость сельскохозяйственного производства увеличивалась.

Несмотря на обретение политической самостоятельности в начале 1990-х годов, Кыргызстан в экономическом отношении продолжал оставаться зависимым от других государств11, поскольку промышленность республики в общесоюзном комплексе народного хозяйства в основном специализировалась на производстве сырья и полуфабрикатов. С распадом СССР отработанные экономические связи были нарушены, республика оказалась в тяжелейшем материальном и финансовом положении12.

Кыргызская Республика (КР), наряду с Таджикистаном, занимает наименее выигрышное географическое положение в Центральной Азии (ЦА) и имеет весьма ограниченную минерально-ресурсную базу. Это, наряду с неэффективной экономической политикой и социальной нестабильностью, поставило хозяйственную систему в сложное положение.

Хозяйственный комплекс и вызовы независимости

Производство в Кыргызстане в 1992 году снизилось на 27% по сравнению с 1989 годом, при этом резко возросла безработица, ухудшилась жизнь людей. Для улучшения социально- экономической ситуации в стране было принято решение провести приватизацию. Законодательной основой приватизации в Кыргызстане был закон «Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства Республики Кыргызстан», принятый 20 декабря 1991 года13. По мнению подавляющего большинства экспертов, все доходы от приватизации пошли прямиком в карманы президентского окружения14.

В результате приватизации 67 предприятий машиностроения были проданы по средней цене в 1,1 млн сомов, хотя их балансовая стоимость была в сотни раз больше! Например, угольный разрез в Таш-Кумыре вместе со всем оборудованием: экскаваторами, бульдозерами и т.д. — приватизируется за 1,3 млн сомов, хотя стоимость только одного экскаватора превышала 2 млн сомов! Имущество, которое служило всему народу и со-

10 См.: Ситнянский Г. Евразийская общность [http://www.postsoviet.ru/print.php?pid#179].

11 См.: Акунов А.А. Государственное управление Кыргызстана в транзитный период. Бишкек, 1999.

12 См.: Асанканов А.А., Осмонов О.Дж. История Кыргызстана (с древнейших времен до наших дней). Бишкек, 2002. С. 474.

13 См.: Чотонов У. Суверенный Кыргызстан: выбор исторического пути. Бишкек, 1996. С. 83—87.

14 См.: Шанс для Максима, Адиля и Айдара // АИФ Казахстан, 2010, № 38.

здавалось десятилетиями, которое должно было обеспечить нормальную жизнь людям в республике и потомкам, было по дешевке продано кучке мошенников15.

Но даже вырученные от приватизации мизерные средства (реальная стоимость приватизированных объектов, по оценке экспертов, достигала 24 млрд долл.) до казны государства так и не дошли. Согласно данным Госимущества, оценочная стоимость приватизированных за первые пять лет объектов составила порядка 14 млрд сомов. При этом в казну поступило лишь 0,3 млрд сомов.

В дальнейшем ценнейшее оборудование вывозилось как металлолом. Новые хозяева заботились не о продолжении производства или его модернизации, а о моментальной прибыли. Само производство же либо останавливалось вовсе, либо было резко сокращено. Если, к примеру, в 1990 году было произведено 48 тыс. центробежных насосов, то в 2000 году — только 74 штуки, электромашин — 1 263 и 26 соответственно. Если в 1980 году на долю промышленности республики приходилось 55,6% общей валовой продукции, то в 2008 году — только 14%. Причем наибольший урон понесло именно высокотехнологичное производство — приборостроение и машиностроение16. Положение усугублялось и тем, что кастовый подход управленческой элиты исключил участие аналитиков и экспертов, представляющих негосударственные структуры в разработке и реализации программ.

Многие эксперты считают, что властвующая элита страны до нынешнего дня не смогла «поймать попутный ветер», определиться с целями и путями развития страны. Об этом свидетельствуют многочисленные и по большей части неудачные попытки реализации государственных программ после обретения независимости17. Во многом это объясняется отсутствием в составе управляющей элиты независимого Кыргызстана стратегически мыслящей части, способной разработать собственный проект стратегии развитии страны на длительную перспективу и варианты его реализации. На это обратил внимание эксперт Аналитического консорциума «Перспектива» С. Слепченко: «Исторически сложилось так, что последние сто лет у Кыргызстана не было возможности формировать полноценный социальный слой, несущий на себе стратегическое видение будущего, соразмерного стране. В самостоятельное плавание страна вошла без стратегического слоя. К сожалению, в последние годы кардинальных изменений не произошло, ситуация возможно стала еще более сложной»18.

Кыргызстан — преимущественно аграрная страна, где две трети трудоспособного населения занято в сельском хозяйстве, дающем 40% валового национального продукта. Сельское хозяйство играет значительную роль в экономике страны на протяжении очень длительного исторического периода. Поэтому анализ социально-экономического положения в сельском хозяйстве исключительно важен19. Общая земельная площадь страны составляет 19,6 млн га, из них 10,6 млн га, или 55,8%, пригодны для ведения сельского хозяйства. Из пригодных земель (учитывая огороды) 12,3% используются под пашню, на целину приходится 0,1%, под многолетние растения отводится 0,4%, под сенокосы — 1,7%; естественные пастбища составляют 85,6%20.

Начало упадка сельского хозяйства относится к 1990-м годам, когда колхозносовхозная система была разрушена. Начиная с президента Акаева кыргызские власти уже

15 См.: Приватизировали все или еще что осталось? // Эпоха, 5 мая 2004.

16 См.: Там же.

17 См.: Кудабаев 3. Некоторые итоги становления свободной экономики в Киргизской Республике // Мировая экономика и международные отношения, 2005, № 2.

18 Современные преобразования на просторах СНГ // Деловая газета, 23 мая 2008.

19 См.: Общие сведения об аграрном секторе Кыргызстана [http://www.centralasia-biz.com/cabiz/ kirgizstan/agramy/abt_agramy_kg.htm].

20 См.: Состояние сельского хозяйства Кыргызстана [http://www.kazakh-zemo.kz/mdex.php?optюn=com_ content&view=article&id=27647:2010-12-04-04-12].

выполняли «рекомендации» западных финансовых институтов по созданию фермерских хозяйств. За это стране были выделены многомиллионные кредиты и гранты, которые, по мнению большинства кыргызстанцев, до рядовых фермеров не дошли, а осели в карманах высшего чиновничества. В результате сельское хозяйство превратилось в пестрый конгломерат из более чем 300 тыс. мелких хозяйств, которым трудно нормально функционировать. Широкомасштабное развитие сельского хозяйства невозможно без капитальных кредитно-финансовых инвестиций. С началом реформы государство через общества «Дыйкан ордо» и «Дыйкан банк» начало распределять многомиллионные кредиты, однако они повсеместно расхищались промежуточными инстанциями, до сельских производителей доходила лишь незначительная их часть.

Когда журналисты спросили в 2007 году известного политолога, профессора А. Князева: «Насколько реальны ожидания, что в Кыргызстан будут инвестировать?», он ответил: «Здесь получается замкнутый круг. С одной стороны, инвестиции — это тот якорь, с помощью которого можно остановить кризис экономики и начать работу по улучшению ситуации. С другой стороны, крупные инвестиции невозможны, поскольку налицо несостоятельность кыргызского правительства, неспособность дать гарантии под них, очевидная слабость, неуверенность, бессистемность в его работе. То же самое наблюдается и у президентского окружения. Плюс ко всему непредсказуемость парламента и его низкий профессионализм. Все это не привлекает в нашу страну инвесторов. Замкнутый круг? Да. А без инвестиций кыргызская экономика не поднимется»21. Западные эксперты оценивают инвестиционный климат в стране как неблагоприятный прежде всего из-за коррумпированности властей и социальной нестабильности22.

Новая власть, прежние проблемы

Новые власти, пришедшие после марта 2005 года, ничего не стали менять. Во время предвыборной поездки в Нарынскую область теперь уже бывший президент К. Бакиев заявил, что по сравнению с 2005 годом финансирование сельского хозяйства увеличилось в семь раз23. Это заявление плохо согласовывалось с реальной действительностью. Впрочем, в любом случае об эффективности того или иного действия говорят не затраченные на него средства, а конечный результат. А он далек от положительного. Давно известно, что существует прямое соотношение между величиной хозяйства и его производительностью. Чем мельче хозяйство, тем меньше у него возможностей иметь современную сельскохозяйственную технику, удобрения, проводить мелиоративные работы.

Между тем средний размер фермерского хозяйства в Кыргызстане составляет 3 га (для примера, в США — около 200 га). Вот и скатывается большинство фермеров к примитивному ведению хозяйства. Возвращаются от тракторов и комбайнов к тягловым животным. А о грамотной обработке земли и вовсе речи не идет. В итоге урожайность, по данным специалистов, снизилась на 40—60%. Значительная часть хозяйств вернулась к натуральному хозяйству, а тысячи молодых людей, не находя работы на селе, мигрируют в города, где пополняют ряды маргиналов и бродяг.

21 Князев А. Национальная идеология Киргизии вообще не может быть придуманной [http://www.centrasia. ru/newsA.php?st=1186519620], 8 августа 2007.

22 См.: Страны и регионы мира в современных международных отношениях / Под ред. М.С. Ашимбаева, А.Ж. Шоманова. Алматы: Инст. мировой экономики и политики при Фонде Первого Президента РК, 2006. С. 432.

23 См.: Сделано много // Общественный рейтинг, 2009.

При этом, по словам руководителя Национального секретариата Инициативы стран Центральной Азии по управлению земельными ресурсами К. Кулова, «ежегодно в республике остаются неиспользованными около 100 тыс. га. Пашня... становится каменистой и непригодной для высаживания растений. Кроме того, более половины всех пахотных земель засолены, подтоплены или подвергались ветровой эрозии»24. Одной из причин был тот же уход государства из села, сбрасывание всех проблем на мелкого фермера, который просто не в состоянии справиться с ними.

На наш взгляд, руководство Кыргызстана совершило в свое время большую ошибку при вступлении в ВТО. Оно обязалось не превышать порог в 5% в бюджетном субсидировании сельского хозяйства, хотя всем развивающимся странам при вступлении в Организацию этот порог устанавливается в 10%. Помимо этого кыргызские власти установили нулевую ставку экспортных субсидий в сельском хозяйстве. Теперь Кыргызстан оказался заложником необдуманных решений своих бывших правителей, и ему будет крайне тяжело вытаскивать сельское хозяйство из затяжного кризиса.

В Кыргызстан завозится продукция из Ирана и Китая, которая оказывается дешевле, чем произведенная в Кыргызстане. Согласно обязательствам по ВТО, препятствовать этому импорту нельзя. По мнению ряда кыргызских экспертов, Кыргызстан стал страной, паразитирующей на экономиках других стран. Ни одна отрасль нормально не рабо-тает25. Бывший министр сельского хозяйства КР А. Ногоев утверждал, что «если бы у истоков земельно-аграрной реформы стояли сведущие люди, то сегодня мы имели бы развитое сельское хозяйство. .На первый взгляд, все сделано как будто правильно: земли отданы в частные руки, появился новый класс — фермеры. Но без системной государственной поддержки он оказался наедине со своими проблемами»26. Правда, дальше министр вступает в противоречие с самим собой и с фактами, утверждая: «Хочу подчеркнуть, что продовольственной безопасности Кыргызстана ничего не угрожает.»27

Впрочем, многие эксперты полагают, что надежды наладить сельское хозяйство и на этом поднять экономику в целом — абсолютная блажь и ошибка.

■ Во-первых, никакая мировая экономика не строит развитие на сельском хозяйстве — напротив, большинство развитых государств дотируют эту отрасль из госбюджета.

■ Во-вторых, культура работы с землей в Кыргызстане практически отсутствует. Никакие международные гранты и кредиты не могут изменить менталитет в том, что касается работы с землей.

■ В-третьих, отсутствует четкая концепция развития сельского хозяйства в стране.

■ В-четвертых, нет квалифицированных менеджеров, агрономов, фермеров и отсутствует внятная маркетинговая стратегия Кыргызстана в области сельскохозяйственной продукции.

Из-за нарастающих противоречий в сельском хозяйстве, ставшем главным сектором экономики страны, нарастает проблема бедности. Большинство экспертов сходятся во мнении, что бедность угрожает устойчивости развития государства и что она является следствием плохого госуправления, тотальной коррумпированности чиновников всех рангов. Однако бывший советник бывшего президента А. Акаева А. Ослунд считает: «Кыргызстан — одна из наиболее привлекательных стран и единственно свободная стра-

24 Кулов К. Проблемы землепользования в Кыргызстане // Dе-факто, 28 апреля 2009.

25 См.: Ниязов М. У нас острый дефицит политических сил, способных вывести страну из кризиса // Репортер-Бишкек, 15 мая 2009, № 16. С. 4.

26 Там же.

27 Там же.

на на постсоветском пространстве. В Кыргызстане радушное население, хорошо образованные представители гражданского общества и открытость процветает как нигде на территории бывшего Советского Союза». Далее Ослунд говорит: «В начале посткомму-нистического переходного периода Кыргызстан удивил наблюдателей благодаря А. Акаеву, который занимал должность президента с 1990-го по 2005 год. Упрощенная система налогообложения послужила взлету для малого бизнеса. Своевременные земельные реформы и низкие фиксированные налоги для мелких крестьян послужили росту сельского хозяйства. Кроме того, Кыргызстан стал первой страной СНГ, вступившей в ВТО в 1998 году, что способствовало активной торговле с Китаем. Благодаря превосходной реформе здравоохранения продолжительность жизни мужчин увеличилась на четыре года, и эти показатели намного лучше, чем в Казахстане»28.

В 2009 году бывший президент К. Бакиев совершил рабочую поездку по регионам Кыргызстана. Основной темой его выступлений стали грядущий рост промышленности, стабильность экономической ситуации в стране, а также необходимость подъема жизненного уровня населения. Как пишет пресса, в целом Бакиев остался доволен увиденным. Однако рассчитывать на помощь из-за рубежа не переставал. Он заявил: «Несмотря на определенные трудности, связанные с мировым экономическим кризисом, экономика нашей страны развивается стабильно. Согласно данным статистики на этот год (2009 г.) по показателям роста экономики нашей страны, она занимает второе место среди стран СНГ». Эту фразу Бакиев повторял неоднократно в разных селах, по которым ездил в течение недели. Он часто повторял обещание облегчить жизнь предпринимателям, уменьшить количество проверок, а также «прижать коррупцию к ногтю». Все это будет делаться для улучшения жизни населения29. Однако в реальности, как утверждают эксперты, ВВП Кыргызстана более чем на 50% формируется за счет торгово-посреднической деятельности и оказания услуг.

Таким образом, в ходе реформы был допущен ряд просчетов и недостатков, появились новые трудности и противоречия:

■ обескровлена материально-техническая база сельского хозяйства, разрушены и расхищены техника, оборудование, сельскохозяйственные здания и сооружения;

■ катастрофически снизилось производство, в результате упала рентабельность и доходность сельского хозяйства;

■ образовался большой дефицит средств на приобретение сельскохозяйственных машин и оборудования, семян, удобрений, горюче-смазочных материалов и т.п.;

■ заброшены ранее использовавшиеся плодородные земли;

■ в сельской местности широко распространились безработица и бедность, в особенности среди молодежи;

■ появились трудности в реализации выращенной продукции.

Остро стоит проблема малых городов. В условиях переходного периода в силу неравных стартовых возможностей и условий обострились диспропорции в развитии малых городов и поселков городского типа. Несмотря на принятые Концепцию государственного регулирования политики и Программу социально-экономического развития малых городов КР, где были определены цели и задачи, общие проблемы и пути их преодоления, при-

28 Новый шанс выстроить кыргызскую демократию, 30 апреля 2010 [http://diesel.elcat.kg/lofiversion/ index.php?t3884618.html].

29 См.: Михайлов Г. Экономика Киргизии охвачена кризисом, однако власти обещают неминуемое процветание // Независимая газета, 29 октября 2009.

оритетные направления социально-экономического развития малых городов на период 1998—2000 годов, многие проблемы развития малых городов только обострились30.

При этом возможности реформирования малых городов и поселков городского типа, связанные с использованием льгот, дотаций, грантов и спонсорских средств, в основном исчерпаны. Болевыми точками практически всех малых городов и поселков Кыргызстана являются высокий уровень безработицы и падение жизненного уровня населения ниже черты бедности, что усиливает миграцию.

Серьезные противоречия образовались в гидроэнергетике. По своему гидроэнергетическому потенциалу Кыргызстан занимает третье место в СНГ после России и Таджикистана. Однако гидроресурсы используются только на 8% , причем довольно бездарно. В стране, имеющей огромный потенциал для производства электроэнергии, ощущается энергетический кризис, иногда свет отключают по 10 часов в сутки. Естественно, предприятия не могут работать стабильно. В то же время в 2009 году при недостатке электроэнергии для внутренних нужд Кыргызстан экспортировал в Казахстан около 12 млн кВтч в сутки.

Энергетическая система Кыргызстана долгое время строилась на беспощадной эксплуатации одной Токтогульской ГЭС без вложения средств в ее реконструкцию и поддержание в рабочем состоянии. В итоге возросли потери в энергосистеме. Большой проблемой стали долги за потребленную энергию. Попытка реформировать энергетику (разделить сектор на несколько самостоятельных структур и приватизировать их) привела к еще большему обострению ситуации. В настоящее время, по оценке экспертов, потери доходят до 45%, а долги энергетиков перед бюджетом приблизились к 2 млрд сомов. Одной из главных причин неудач реформирования этого сектора называют коррупцию.

Износ оборудования на некоторых гидроэлектростанциях доходит до 80%. Отключение в Кыргызстане Токтогульской ГЭС 15 апреля 2009 года привело к тому, что Алматы и часть Алматинской области остались без электроэнергии на многие часы. Все это говорит о больших проблемах и противоречиях в энергетике Кыргызстана31. Как отмечает аналитик по Центральной Азии Э. Марат, «из-за детально разработанных пирамидных схем, приносящих пользу только немногим избранным в этом секторе, Кыргызстан собирает только 30% выплат за производимую электроэнергию, тогда как, даже по грубым подсчетам, более 40 млн долл. прибыли ежегодно присваивается путем мошенничества»32. Р. Отунбаева в ходе донорской конференции в июле 2010 года в Бишкеке заявила: «Обеспечение прозрачности в энергетической отрасли, которая была наиболее коррупционной при прежних руководствах страны, — дело архиважное»33.

Стоит отметить, что географическое положение Кыргызстана существенно повлияло на разделение энергосистемы на две части: Юга и Севера. По балансам мощности северная часть энергосистемы является дефицитной, а южная — энергоизбыточной. Реальная пропускная способность высоковольтной линии Токтогульской ГЭС (ВЛ 500 кВ) не может обеспечить прогнозируемого прироста электропотребления севера страны, что блокирует возможности развития экономики34. Исследования показывают, что при росте экономики страны с приростом электропотребления 4% в год на перспективу до 2020 года потребуется соорудить около десяти новых линий электропередачи с напряжением 220— 500 кВ для передачи избыточной электроэнергии с юга на север Кыргызстана.

Кроме гидроресурсов Кыргызстан имеет достаточные запасы угля. В советское время шахтеры Кыргызстана добывали 7—8 млн т. Кыргызстан был на 4 месте по запасам в

30 См.: Малые города Кыргызстана [http://municipalg.narod.ru/cc.htm].

31 См.: Авария в Кыргызстане парализовала Алматы // Караван, 17 апреля 2009, № 16 (089).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32 Центр Джеймстоун Фаундейшн [http://www.rursor.ru/article.aspx?id=8281].

33 Что еще нам нужно сделать? // Лица, 29 июля 2010.

34 См.: Пращаева А. Энергетические проблемы Кыргызстана и пути их решения // Независимый обозреватель стран Содружества, 2010, № 5.

СССР (после РФ, Казахстана и Украины). Запасы угля насчитывают до 1,3 млрд. Сегодня кыргызские шахты добывают в среднем 400 тыс. т в год. Остальной потребляемый уголь (более 1 млн т) завозится из Казахстана.

Диспропорции регионального развития как основа социальной конфликтности

Наиболее остры социально-экономические противоречия в Южном Кыргызстане. Особую тревогу у всех без исключения экспертов, аналитиков, политиков вызывает Ферганская долина — перманентный очаг нестабильности и узел множества противоречий. Ферганская долина отличается высокой перенаселенностью, растущей безработицей, усиливающимися исламистскими настроениями. На территории долины проживает более 7,5 млн человек, из них 75% в сельской местности. Плотность населения в ней в некоторых местах достигает 500—600, а в отдельных населенных пунктах — до 1 000 человек на 1 кв. км. По этому показателю Ферганскую долину превосходит лишь один район во всем мире, расположенный в южном Китае. Роль мощного конфликтогенного фактора играет проживание на территории Долины (в том числе на территории Кыргызстана) различных этнических общин. Большую часть населения во всех ее районах составляют узбеки.

Российский ученый И. Артемов говорил: «Жизненные пространства Центральной Азии ограничены пустынями и горами, поэтому дальнейшая «демографическая революция» может привести на рубеже XX и XXI веков к борьбе за перераспределение сфер национального влияния внутри региона и экспансии вовне, где «единственный вектор движения направлен на север», то есть — в Казахстан»35.

На территории Кыргызстана в Баткенской области расположены анклавы Сох, Шахимардан, Калача, Джангайл. В Ферганской области Узбекистана расположились кыргызский анклав Барак и таджикский анклав Сарван. В Баткенской области находятся и два таджикских района — Ворух и Западная Калача36. «Анклавы в силу своей географической расположенности и отрезанности от материковой части являются достаточно существенным источником напряжения, — говорит сотрудник госадминистра-ции Баткенской области Мамажан Бердишев. — Местные жители вынуждены по нескольку раз в день пересекать пограничные и таможенные посты, что изматывает людей, а во время проверок контролирующие органы требуют с них мзду, что приводит к противоречиям, которые усугубляют ситуацию в анклавах»37. Жители анклавов сетуют на нехватку пахотной земли и пастбищ. Это приводит к столкновениям между жителями соседних сел.

Всего же в Кыргызстане, в основном на юге, проживает свыше 700 тыс. узбеков — 18% населения страны. Как правило, это торговцы, предприниматели, то есть социально активная группа людей.

Южный Кыргызстан (включая Ферганскую долину) — регион крайне сложный, противоречивый и взрывоопасный. Бывший председатель службы национальной безопасности Кыргызстана К. Иманкулов 18 января 2005 года заявил: «Экстремисты могут ангажировать кандидатов в депутаты, чтобы через них лоббировать законы и превратить Кыргызстан в базу для завоевания всей Ферганской долины». По его словам, имеется

35 Артемов И. Россия и Средняя Азия // Наш современник, 1992, № 7. С. 142.

36 См.: Ферганская долина // Экспресс — Казахстан, 17 октября 1994.

37 Салиев Э. В «мертвой петле» // Оазис, 2010, № 11.

«информация, что кое-кто из числа еще недостаточно «раскрученных» политиков не исключает варианта организации беспорядков». А единственные революционеры, на которых может ставить оппозиция, — это люмпенизированная молодежь, которая не может назвать ни одной политической партии, но за деньги готова участвовать в демонстрациях, и «достаточно пары-тройки провокаций, чтобы пролилась кровь»38.

Очень четко срабатывает фактор «свой — чужой» (северянин — южанин). Те, кто рвется к власти, в первую очередь стремятся использовать людей из своего региона (земляков). «Посмотрите на самого Бакиева и его окружение. Это абсолютно некомпетентные, безответственные личности с очень провинциальной, торгашеской в худшем смысле этого слова психологией. Они решили, что власть дана для того, чтобы заработать деньги исключительно для себя»39.

Численность населения столицы Кыргызстана — Бишкека, несмотря на массовый исход русскоязычного населения, с 1999-го по 2009 год выросло более чем в два раза40. Это говорит о том, что это главное место в стране, где можно жить достаточно благополучно. Вообще население Бишкека составляет примерно 20% от общего населения страны. Еще З. Бжезинский характеризовал Среднюю Азию как «Евразийские Балканы», констатируя, что «вследствие разного этнического состава они (страны Центральной Азии. — А.Г.) уязвимы для внутренних и внешних конфликтов, что в совокупности делает их привлекательными для вмешательства со стороны более могущественных сосе-дей»41. Как говорит казахстанский политолог Д. Сатпаев, «ни А. Акаев, ни К. Бакиев не занимались такой важной проблемой, как экономика. В стране, где уровень бедного населения всегда доходил до критического, еще и диспропорция между регионами в экономическом развитии колоссальная. И, по сути, в Кыргызстане есть только один центр более-менее нормального экономического развития — это Бишкек, который словно государство в государстве»42.

В Бишкеке уровень бедности составляет 22,4%, по Чуйской области — 46,3%, по Ошской — 67,2% (по данным Национального статистического комитета за 2007 г.). При этом уровень безработицы на юге страны в среднем составляет 80%. На жизненный уровень существенное влияние оказывает состояние природных ресурсов, уровень развития промышленности, сельского хозяйства и торговли. Отсюда следует, что самыми бедными являются отдаленные села в высокогорных или предгорных районах со слаборазвитой экономикой и культурой и перенаселенные южные области. На 2008 год в Чуйской области было произведено потребительских товаров по 5 тыс. сомов в расчете на душу населения, в Нарынской области — 857 сомов, по Иссык-Кульской — 1 434 сома, по Ошской — 725 сомов, по Джалал-Абадской — 629 сомов, по Бишкеку — 2 700 сомов. Как видно, разница огромна43. Доходы на душу населения по областям в 2006 году варьировались незначительно: от 1 023,8 сома (11%) в Джалал-Абадской области до 1 932,9 сома (20%) в Чуйской области. Таким образом, жители «самой доходной» Чуйской области зарабатывают в среднем на 809,1 сома (9%) больше, чем в малодоходной Джалал-Абад-ской области. Если доходы рассматривать в долларовом выражении, то разница между самой доходной и самыми малодоходными областями составляет 24 долл. Доходы на

38 Айып Н. Кыргызстан может быть использован экстремистами как база для завоевания всей Ферганской долины // Kyrgyz Weekly, 19 января 2005.

39 Князев А. Знакомые моменты власти // АИФ Казахстан, 21—27 апреля 2010, № 16. С. 7.

40 См.: Бишкек как Ноев ковчег // Dе-факто, 22 октября 2009.

41 Бжезинский 36. Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2000. С. 156.

42 Байтелова Ж. Бунт толпы или воля народа? // Информационно-аналитический портал «Республика», 9 апреля 2010.

43 См.: Статистический ежегодник Кыргызской Республики. 2008. В кн.: Национальный Статистический Комитет КР. Бишкек, 2008.

душу населения в Джалал-Абадской и Нарынской областях — по 27 долл., в Чуйской области — 51 долл. Средний доход на человека по Кыргызстану составляет всего 1 417,3 сома в месяц, или 37 долл.44

Некогда благополучная и даже по кыргызским меркам процветающая Иссык-Куль-ская область из-за «революционных потрясений» также постепенно превращается в бедный регион. По словам Токтагула Кокчекиева, экс-советника местного МВД, когда опрашивали народ, то 99% сказали: «Когда тут была русская власть, мы жили как в раю. А теперь голодаем». Я предложу, чтобы в октябре 2010 года на первой же сессии нового парламента, депутаты поставили вопрос о срочном присоединении Киргизии к РФ».

В Иссык-Кульской области, как и по всей республике, ситуация тоже сложная — 17,4% безработных. Эта область уникальна тем, что она является курортной зоной страны, популярной среди жителей многих стран СНГ. В курортный сезон в течение 3—4 месяцев местные жители стараются заработать на весь год. В другие сезоны большая часть населения не получает постоянного дохода.

В целом лидерство по масштабу безработицы принадлежит югу страны. Высокая рождаемость, характерная для Ошской, Джалал-Абадской и Баткенской областей, обуславливает быстрый рост населения. Доля южан составляет 51% от общей численности населения Кыргызстана. Отсутствие промышленных предприятий в этом регионе определило основное занятие жителей — орошаемое земледелие при постоянном недостатке воды для полива.

По итогам 2007 года, самый низкий показатель индекса развития человеческого потенциала — 0,650 зафиксирован в Баткенской, Нарынской и Ошской областях. А самый высокий в столице — Бишкеке (0,828)45. Состояние экономики южных областей Кыргызстана оставляет желать лучшего. Низкий уровень жизни, тотальная безработица гонят людей из родных мест. Согласно статистике, огромное количество жителей Кыргызстана трудятся в качестве трудовых мигрантов в России и Казахстане (90% из них — жители южных областей). Только в 2007 году они направили в Кыргызстан более 1,5 млрд долл.46 Основная часть миграции из Кыргызстана приходится на долю России, где численность кыргызских мигрантов достигает почти 500 тыс. человек. Их трансферты ежегодно составляют около 1,5 млрд долл., что равно почти половине бюджета республики. За последние пять лет (2004—2009) гражданство России получили около 100 тыс. кыргызстанцев. Особо следует отметить, что трудовые мигранты из Кыргызстана стремятся не просто получить временную работу в России, но и прочно обосноваться там.

Противоречия резко обострились с конца 2008 года, после начала экономического и финансового кризиса в России и Казахстане. Мигранты лишались работы и были вынуждены возвращаться к себе на родину. Только в городе Ош, по данным городского отдела Госкомитета миграции и занятости населения, к середине 2009 года насчитывалось более 4,5 тыс. безработных, возвратившихся из России и Казахстана. Но, как говорят многие эксперты, реальная картина намного серьезнее официальной статистики. «В случае их массового возвращения домой нас ждут социальные потрясения», — считает известный политолог Нур Омаров. — Армия потенциальных безработных привезет с собой проблемы, которые государственные структуры не готовы, а точнее, не знают, как решать»47.

«Немецкая волна» отмечает, что проблема безработицы в Кыргызстане официально признается. Ссылаясь на свои источники в Кыргызстане, издание утверждает: «С каждым

44 См.: Осмонбетова Д.К. Бедность в Кыргызстане и ее отражение в показателях водопотребления //

Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 2010, № 3. С. 66.

45 См.: Доклад ПРООН в Кыргызстане, 2010.

46 См.: Есеналиева Б.Б. Современный рынок труда и трудовая миграция в Кыргызстане // Вечерний

Бишкек, 20 июня 2009.

47 Мигранты возвращаются в Кыргызстан, который не готов их принять // Лица, 4 мая 2009.

днем их [возвращающихся трудовых мигрантов] все больше и больше. Очевидцы даже упоминают целые вагоны, переполненные мигрантами, которые едут назад на родину в Кыр-гызстан»48. В южных регионах Кыргызстана, где проблема безработицы стоит особенно остро, ситуация на рынке труда начинает приобретать катастрофический характер.

Из-за девальвации сома и экономических проблем Кыргызстан стал беднейшей страной СНГ — ВВП на душу населения по итогам 2009 года составил лишь 630 долл. Слабость экономик главных соседей — России и Казахстана — не дает Кыргызстану развиваться. Рост безработицы и желание правительства сократить бюджетные расходы, переложив их на граждан, стали благодатной почвой для недовольства. Накапливающиеся долгое время противоречия привели к «очередной революции» — апрельской 2010 года.

По мнению экспертов, «подобные революции будут повторяться до тех пор, пока к власти не придет человек, который будет решать проблемы страны, а не заниматься передачей рычагов управления страной и экономикой своему клану49. Заместитель директора Института стран СНГ В. Жарихин заявил: «Бакиев пытался сохранить баланс между традиционно враждующими в Киргизии Севером и Югом страны. Но потом все пошло вразнос. На то, что сейчас происходит в Киргизии, люди решаются, когда затрагивают их экономические интересы. Спусковым крючком могла стать программа приватизации гидроэнергетики. Ее у северян начали отбирать. Второй фактор — стремление Бакиева сохранить власть на долгие годы. Это заявление, что Курултай, а не народ должен решать, кто будет президентом»50.

Противоречия и соперничество между Севером и Югом красной нитью проходят через всю историю независимого Кыргызстана. А. Акаев соглашается с мнением А. Князева, что среди причин, послуживших детонатором мартовского 2005 года государственного переворота, было обострение межрегиональных противоречий. «Город Ош был мною, как президентом, объявлен второй столицей республики, к руководству страной были привлечены многие выходцы с Юга, южная молодежь получила широкий доступ к образованию. Социально-экономическая политика выстраивалась с приоритетным вниманием к нуждам Юга. Но не хватало времени, чтобы все это принесло плоды, в то время как трудности, особенно с безработицей, на Юге нарастали»51. А после свержения Бакиева в апреле 2010 года его сторонники предлагают ему «переиграть» ситуацию, объявив столицей республики один из южных городов — Ош или Джалал-Абад.

Большинство экспертов едины во мнении, что главными предпосылками негативных событий в Кыргызстане стали диспропорции в региональном развитии страны, противоречия в самих регионах и между ними, серьезные недостатки в решении социальноэкономических проблем, а также неэффективность применявшихся механизмов для обеспечения устойчивости экономики, установления долгосрочных отношений с основными торговыми партнерами.

Этнический конфликт, разгоревшийся 11 июня 2010 года на юге Кыргызстана, угрожает стабильности всего Центрально-Азиатского региона. Фактически развалившееся кыргызское государство не в состоянии справиться с ситуацией и уповает только на помощь извне52. Являясь традиционно классом торговцев в этих районах, узбеки обычно живут богаче, чем кыргызы, которые исторически являются кочевым народом, зарабатывающим на жизнь сельским хозяйством и неквалифицированным трудом. Экономическое неравенство между двумя этническими группами — одна из причин многих трений, противоречий и конфликтов.

48 [http://wwwxentrasia.ru/newsA.php?st=1239680820].

49 См.: Чем закончится бунт в Киргизии // Комсомольская правда, 9 апреля 2010. С. 3.

50 Горький опыт соседей // Казахстанская правда, 14 апреля 2010.

51 Князев А. Государственный переворот 24 марта 2005 года в Киргизии. Бишкек, 2007. С. 161.

52 См.: Мирзаян Г. Кто потушит Ферганскую долину? // Эксперт, 21 июня 2010, № 24.

У этой напряженности присутствует и экономическая компонента. На протяжении советской эры узбеки, жившие исторически в южном Кыргызстане, процветали, используя старые торговые сети, традиционно недоступные кочевым кыргызам, которые были в основном чабанами. После распада советского государства каждое из сменявших друг друга кыргызских правительств поощряло силовой, основанный на этническом признаке национализм53. Президент РФ Д. Медведев на пресс-конференции по итогам переговоров с Б. Обамой в Вашингтоне заявил: «По сути, страна (Кыргызстан) разделена де-факто на части, продолжаются гражданские столкновения, в том числе, что особенно печально, на этнической почве, погибло много людей, власти оказались неспособны предотвратить то, что произошло»54.

Сепаратисты призывают разделить Кыргызстан на две демократические республики: Южную со столицей в Оше и Северную со столицей в Бишкеке с делегированием им равных полномочий. Временное правительство считает эти идеи «опасными тенденциями», а экс-премьер КР Ф. Кулов уверен: «Народ никогда не поддержит подобное заявле-ние»55. Премьер-министр Кыргызстана А. Атамбаев 24 января 2011 года заявил: «Тенденции к распаду Кыргызстана действительно существуют. Правительство Кыргызстана должно вести разумную, трезвую политику. Разумные, конструктивные силы, которых, думаю, в нашей стране больше, понимают, что речь уже идет не только об экономической ситуации, а о целостности Кыргызстана, его существовании и независимости. Некоторые зарубежные и местные эксперты говорят, что есть тенденции к распаду республики. И на самом деле это так. Экономика, конечно, база для всего. Но без стабильности, межэтнического согласия, трудно развивать ту же экономику»56.

Выводы

Бессистемное, хаотичное развитие за годы суверенитета при отсутствии четко разработанной и поддержанной всем обществом стратегии движения породило массу противоречий и проблем, которые, как правило, пытались решить путем конфронтации. Отсюда и постоянная нестабильность, создавшая Кыргызстану имидж одного из самых неустойчивых государств на постсоветском пространстве. Ее источником на системном уровне было и остается углубляющее противоречие между традиционным характером общества и вызовами глобализации, нивелирующими национальные особенности кыргызского народа. Это противоречие сказывалось на Кыргызстане и в советский период, когда народ, едва ли вышедший из стадии родоплеменного общества, пытались, минуя феодализм и капитализм, протащить в социализм.

Проблемы Кыргызстана напрямую связаны и с противоречиями между Севером и Югом. Более благополучные регионы Севера: Бишкек, Чуйская область и Иссык-Куль-ская области. Менее благополучные, а точнее, депрессивные — это регионы Юга: Ошс-кая область, Джалал-Абадская область, Баткенская область. Поэтому говорить о едином, слаженно функционирующем хозяйственном комплексе Кыргызстана пока не приходится. Как представляется, это плохо взаимодействующие части одной страны, и противоречия между ними только усиливаются, что в дальнейшем, если не принимать

53 См.: Между Узбекистаном и безвыходным положением [http://www.zpress.kg/news/news_only/7/21543/ 324.ру].

54 Независимая газета, 26 июня 2010.

55 [http://kara-balta.ru/forum/archive/index.php/t-1004.html].

56 [http://www.kgmfo.org/mdex.php?newsid=1909].

системных и интегрирующих мер, может вести к еще большему осложнению социальноэкономической ситуации в Кыргызстане со всеми вытекающими политическими последствиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.