Научная статья на тему 'Природа символической политики'

Природа символической политики Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
547
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛАСТЬ / ЭЛЕКТРОННЫЕ МАСС МЕДИА / ВЛАСТВОВАНИЕ / СИМВОЛ / ЗНАК / ОБРАЗ / СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / ЧЕЛОВЕК / ВИРТУАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / POWER / ELECTRONIC MASS MEDIA / RULING / SYMBOL / SIGN / IMAGE / VIRTUAL REALITY / PERSON / SYMBOLIC POLITICS / SOCIETY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Прилукова Екатерина Григорьевна

Цель статьи: осмысление и раскрытие природы символической политики и власти. Новизна: Информационное общество и развитие электронных средств коммуникации приводят к развитию семиотической сферы и формированию символической политики, в основе которой лежат медийные образы представителей политической власти. Основные выводы: В настоящее время политика визуализируется за счет производства образов-симулякров. Политика приобретает не просто символический характер, а симулятивный. Яркие визуальные образы электронных средств массовой информации подменяют собой реальных политиков и политическую деятельность. Кроме того, знаковая деятельность превращает сферу политики в сферу производства симулякров по всем правилам зрелищных шоу: победу одерживают идеи и фигуры, которые чаще и более убедительно представлены на экранах телевизора и монитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE OF SYMBOLIC POLITICS

The article is aimed at comprehension of symbolic politics and power and its nature disclosure. Novelty: the information-oriented society and the development of electronic communication facilities lead to the growth of semiotic system and form symbolic politics, which is based on media figures of political authority members. Summary: The current politics is visualized at the expense of simulacrum images production. Politics gains simulative type rather than just symbolic. Real politicians and political activities are substituted by bright visual imagery of electronic mass media. Furthermore, the symbolic activity transforms the sphere of politics into the sphere of simulacra production in spectacular show fashion: the victory goes to that ideas and figures which are more frequent and more persuasively presented on TV screens and monitors.

Текст научной работы на тему «Природа символической политики»

УДК 001.1:316 ПРИРОДА СИМВОЛИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

Прилукова Е.Г.

Цель статьи: осмысление и раскрытие природы символической политики и власти. Новизна: Информационное общество и развитие электронных средств коммуникации приводят к развитию семиотической сферы и формированию символической политики, в основе которой лежат медийные образы представителей политической власти. Основные выводы: В настоящее время политика визуализируется за счет производства образов-симулякров. Политика приобретает не просто символический характер, а симулятивный. Яркие визуальные образы электронных средств массовой информации подменяют собой реальных политиков и политическую деятельность. Кроме того, знаковая деятельность превращает сферу политики в сферу производства симулякров по всем правилам зрелищных шоу: победу одерживают идеи и фигуры, которые чаще и более убедительно представлены на экранах телевизора и монитора.

Ключевые слова: власть, электронные масс медиа, властвование, символ, знак, образ, символическая политика, человек, виртуальная реальность, общество.

NATURE OF SYMBOLIC POLITICS

Prilukova E.G.

The article is aimed at comprehension of symbolic politics and power and its nature disclosure. Novelty: the information-oriented society and the development of electronic communication facilities lead to the growth of semiotic system and

form symbolic politics, which is based on media figures of political authority members. Summary: The current politics is visualized at the expense of simulacrum images production. Politics gains simulative type rather than just symbolic. Real politicians and political activities are substituted by bright visual imagery of electronic mass media. Furthermore, the symbolic activity transforms the sphere of politics into the sphere of simulacra production in spectacular show fashion: the victory goes to that ideas and figures which are more frequent and more persuasively presented on TV screens and monitors.

Keywords: power, electronic mass media, ruling, symbol, sign, image, virtual reality, person, symbolic politics, society.

В современном мире средства массовой коммуникации и информации оказывают существенную роль на повседневную жизнь людей, на их мысли и поступки. Несмотря на свою «молодость» они приучили человечество измерять свою жизнь на «до и после» той или ленты новостей. В обществе сформировался даже образ «электронного паноптикума», где со всех сторон «всевидящее око» камеры «смотрит» на человека. Политику настоящего времени принято называть символической, потому что масс медиа превратились в один из мощных политических институтов любого общества вне зависимости от уровня его социально-экономического развития.

Классическая политико-философская мысль предложила основные положения в осмысления политики, указав на ее социальный характер, следовательно, изменения в политической сфере будут определяться изменениями социальности. Вторая половина XX в. в развитии социальности ознаменовалась революционным переворотом: сформировалось

информационное общество, главной характеристикой которого являются появление глобального информационного пространства и виртуальной реальности [3, с. 232]. Эти изменения есть естественный результат расширения сфер деятельности человека, развития его научной мысли и проявления

творчества. Процессы, происходящие в обществе, привели к тому, что изменились классические представления о мире и человеке. Появились многочисленные «сценарии» их развития, описанные в зарубежной (Д. Белл, Ж.Бодрийяр, П. Вирильо, С. Жижек, Й. Масуда, Э. Тоффлер и др.) и отечественной (О.Н. Астафьева, Е.Г. Дьякова, А.И. Ракитов, М.М. Шевченко и др.) литературе. При этом авторы всегда обращали внимание, что воздействие медиа на человека и общество зависит не столько от их содержания, сколько от того мировидения, которым обладает человек, т. е. от его пола, возраста, образования, политической позиции, от того, что думают рядом другие и множества других опосредующих факторов.

Описывая современное общество как виртуальное, где информационные технологии и масс медиа не просто средства коммуникации и информации, а системно образующие и преобразующие механизмы общества и человека, следует обратить внимание, что сам термин «виртуальность» далеко не нов в научной литературе. Его первоначальная семантика (нечто, что может или должно проявиться) [2, с. 141] менялась постепенно, и сегодня он ассоциируется в основном с практически безграничными возможностями компьютерных технологий. Мы предлагаем эту реальность рассматривать как частный случай проявления бытия человека [6, с. 10-11]. Возникло новое социальное пространство, в котором уже нет традиционных пространственновременных границ (все здесь и сейчас); сформировались новые социальные группы (хотя и сетевые, но реальные); все открыто и просматриваемо; царит безграничная свобода и бесконтрольность (анонимность ников); человек всемогущ (жизнь можно всегда начать сначала - на новом уровне). Финансово-экономические операции ведутся в виртуальном пространстве с использованием электронных денег; труд становится более интеллектуальным, автоматизированным и роботизированным, а его результаты уже не столько результаты производства, сколько результаты моделирования и конструирования.

Политическая сфера превращается в мощную коммуникационную стратегию и становится зрелищной, подчиняясь все больше правилам жанра шоу («звезды» шоу-бизнеса и спортивных зрелищ - политики, а политики -«звезды» различных шоу). Социально-политические процессы переносятся в киберпространство - пространство телевидения и Интернет. Политика превращается в сферу «производства политики»: не интересы социальных групп и не опора на ценности политики, а критерии узкого круга профессионалов (имиджмейкеры, консультанты, технологи и т. п.) определяют ее. Политика - сфера дизайна, конструирования и моделирования: «создание имиджа», «политический дизайн», «моделирование выборов», «дизайн партийной системы», «политическая конструкция» и т. п. Если раньше создание имиджа исходило от личности претендента на политическую власть, то теперь оно исходит от ожиданий электората, которые во многом заданы средствами массовой информации. Политика «творится» внутри самой себя, внутри элит, владеющих капиталом властного давления - связями с силовыми структурами и структурами управления, возможностью формирования, управления, манипуляции и контроля общественным мнением.

Фактически происходит репрезентация политики, в основе которой лежит медийный образ: он репрезентирует ее, но сам не является ею, он всего лишь «являет» политику. Образы политики создаются высокотехнологичными средствами подачи презентуемого объекта - цифровыми технологиями, которые в ряде случаев берут на себя роль «творцов первообразов».

В истории науки описано, что способ представления начинает наделять смыслами то, что должно быть представлено и как результат, представляемое (репрезентируемое) становится представленным и, наоборот, представленное есть представляемое. Фактически значение и означаемое не совпадают, потому что презентуемое «подстраивается» под презентацию, изменяется в соответствии с требованиями представления (репрезентации). Еще Платон высказал мысль, что способ репрезентации играет важную роль, но, тем не

менее, он не делает тождественным представляемое с представляемым з образ идеи и идея не одно и тоже, идея есть первобораз [5], репрезентируемый мир отличен от презентируемого. Репрезентация - это процесс замены оригинала, образца, подлинника, своего рода демонстрация репродукции чего-либо, но никак не самого оригинала, т. е. это представление одного в другом и посредством другого. Следовательно, у репрезентанта может быть некий дополнительный свой смысл по отношению к оригиналу. В процессе «развертывания» (раскрытия) репрезентация приобретает собственное

значение, которое частично являет представляемое и дополняет его своим смыслом в зависимости от способа репрезентации. В этом как раз и заключается «тайна» символической политики.

Репрезентация сегодня оказалась лишенной своего фундаментального основания - присутствия первообраза, о котором говорила классическая наука. Поэтому один из виднейших теоретиков постмодернизма - Ж. Бодрийяр предложил термин «репрезентация» заменить на - «симуляцию» [1], потому что в ней знак и значение идентичны. При этом то, что передает знак, не обязательно должно быть реальным. Общество он назвал обществом симуляции или обществом не вещей, а их образов.

Попытаемся приоткрыть тайну образа: репрезентация происходит при помощи сознания, что есть сочетание знания и чувств, когда в результате всевозможных комбинаций образов «переплетаются» знания и чувственные переживания, что оказывает существенное влияние на формирование содержательной составляющей образа политики и власти. Воспринимающий даже не задумывается о том, что между изображением на экране и им есть посредники: поставленная в определенном месте кем-то камера, технические изменения «картинки» в процессе передачи, человеческое вмешательство (сценарист, режиссер, монтажер, комментатор и т. д.). Кроме того, нейропсихологическая составляющая - гипертрофия глаза и скорость передачи информации в мозг - играет существенную роль в создании видимого образа.

Также следует учесть эффект симультанности, когда в процессе восприятия одним из органов чувств к нему подключаются другие и в мозг поступает сигнал уже от нескольких органов чувств («теплая/холодная» музыка, тревожные звуки, «добрый взгляд» и т. п.). Все это ведет к тому, что масс медийные образы более привлекательны и даже более реалистичны, чем сами их прототипы.

Следовательно, непосредственным инструментом создания образа выступает человеческий мозг на уровне ментально-логически-операциональном. Поэтому власть и создает гигантские семиотические машины: она постоянно нуждается в специальном означающем механизме. В условиях всеобъемлющего охвата огромной аудитории и разрастания экранной культуры создаются условия для символизации политики. Экранные образы эмоционально убедительны и как результат, события встраиваются для воспринимающего их в картину его повседневной жизни, лишая его способности к рациональному анализу социальных ситуаций. Облик политики складывается как мозаика и в силу того, что он демонстрируется для всех (показывают потому что значимо), принуждает человека поступать, так или иначе.

Сообщения масс медиа или информация стали основной формой символической политики. Они перестали быть просто сообщениями, они стали носителем всевозможных смыслов, формирующих политический дискурс. События перестали быть просто событиями, они превратись в маркеры, поводы новых сообщения и действий. Власть легитимизирует себя сегодня не обращением к божественному, а «деланием» своих образов и через них обращением к народу. Она инсценирует себя не при помощи статуй, медалей и триумфальных арок, а посредством телевидения и компьютера, используя возможность СМИ охватывать огромные массы населения, напрямую обращаясь к сознанию миллионов. Лавинообразный (захлестывающий обыденное сознание) рост электронной информации, передаваемой со

скоростью света, все это ведет к многократному увеличению возможностей символической политики. Символы поддерживают социальный порядок: статус подлинности переходит к экранам, к искусственному. Сообщение стало важнее события - событие существует потому что о нем сообщили. Мир заполнило общение, требующее высокотехнологичных средств и принципов организации, мир «попал» в сеть. Он превратился в огромный калейдоскоп - «мозаику», состоящую из фрагментов, «целые социальные группы потеряли свое место в иерархии культурных и социальных институтов, превратились в массу, для которой их бывшая территория - это канва траекторий, серия улиц, по которым они бродят без цели, подверженные полицейской репрессии, направленной на контроль их блужданий» [7, с. 4]. Страны, независимо от уровня своего развития оказались заключены в мировую «паутину» коммуникаций и внутри ее ячеек - это событие всемирного масштаба. Мир стал прозрачным и хрупким, его наводнили символы, не имеющие оснований ни в какой реальности, мир превратился в мир симулякров, точных копий той реальности, которой никогда не существовало. Сформировалась иная социальная реальность - реальность «всевидящего ока» и «большой игры» [5]. Система массовой коммуникации провоцирует человека «фабриковать реальность». Информация превратилась в самостоятельную сущность, а средства массовой информации -политический институт.

Список литературы

1. Бодрийяр Ж. Злой демон образов // Искусство кино. Искусство кино, 1992. №10. С. 64-70.

2. Виртуальный // Словарь иностранных слов. М., 1954. 856 с.

3. Любутин К.Н., Пивоваров Д.В. Диалектика субъекта и объекта. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1993. 416 с.

4. Платон Тимей // Платон. Соч. в 4 т. Т. 3. Ч. 1 /Под общ. ред. А.Ф. Лосева и В.Ф. Асмуса; Пер. с древнегреч. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та; «Изд-во Олега Абышко», 2007. С. 495-587.

5. Прилукова Е.Г. Игра власти или власть игры / /Игровые практики культуры: Научные доклады и сообщения / Отв. редактор Н.Х. Орлова. СПб.: Издательский дом СПбГУ, 2010. С. 64 - 67.

6. Прилукова Е.Г. Теле-виртуальная реальность: гносеологический аспект: Монография. Челябинск: ЧГАКИ, 2004. 142 c.

7. Virilio P. Speed and Politics. Essay on dromology. N.Y., 1996. 262 p.

References

1. Baudrillard J. Vlast obrazov. no. 10 (1992): 64-70.

2. Slovar inostrannef slov [On-line Dictionary of Foreign Words]. Moscow, 1954. p. 856.

3. Lyubutin K.N., Pivovarov D.V. Dialektika subekta I obekta [The dialectics of subject and object]. Ekaterinburg, 1993.

4. Platon. Temey [Timaeus]. V. 3. P. 1. Saint-Petersburg, 2007. pp. 495-587.

5. Prilukova E.G. The science reports ”Igra vlasty ili vlast igre” [The science reports "The game of power or power of a game"]. Saint-Petersburg, 2010, pp. 64-67.

6. Prilukova E.G. Tele-virtualnay realnost: onto-gnoseologicheskiy aspekt [Tele-Virtual Reality: the epistemological aspect of]. Chelabinsk, 2004.

7. Virilio P. Speed and Politics. Essay on dromology. N.Y., 1996.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Прилукова Екатерина Григорьевна, доцент кафедры «Международного

менеджмента», к. филос. н., доцент

Южно-Уральский государственный университет

пр. Ленина, 76, г. Челябинск, 454080, Россия

eg_prilukova@rambler. ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Prilukova Ekaterina Grigorevna, senior lecturer of the International Management Department, candidate of philosophical science, senior lecturer

South Ural state university

76, Lenina, Chelyabinsk, 454080, Russia

eg_prilukova@rambler. ru

Рецензент:

Русаков В.М., д. филос. наук, профессор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.