Научная статья на тему 'Природа и основные характеристики факторов конкурентоспособности корпораций'

Природа и основные характеристики факторов конкурентоспособности корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
245
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА / ECONOMY / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАЦИИ / THE COMPETITIVENESS OF CORPORATIONS DUOGENNYE FACTORS / ДУОГЕННЫЕ ФАКТОРЫ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INDUSTRIAL ACTIVITY / МАКРОСРЕДА / МАРКЕТИНГ / MARKETING / ПОТРЕБИТЕЛЬ / CONSUMER / MACRO-

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Басенко Валерий Петрович, Дианова Вероника Александровна

В условиях увеличения количества деловых контактов корпорации, повышения требований к качеству ее внутренних и внешних коммуникаций, уровню их рациональности, техническому и технологическому обеспечению процесса взаимодействия составляющих корпорации между собой и с субъектами внешнего окружения управление конкурентоспособностью корпорации может быть эффективным только тогда, когда оно будет осуществляться с учетом интересов субъектов и институтов рынка, вступивших во взаимоотношения с корпорацией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Басенко Валерий Петрович, Дианова Вероника Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NATURE AND MAIN CHARACTERISTICS OF FACTORS OF COMPETITIVENESS CORPORATIONS

With the increased number of business contacts corporations improve the quality requirements of its internal and external communications, their level of rationality, technical and technological support of the interaction between the components of corporation among themselves and with entities external environment competitiveness management corporation can only be effective if it is implemented taking into account the interests of and market institutions that have entered into a relationship with the corporation.

Текст научной работы на тему «Природа и основные характеристики факторов конкурентоспособности корпораций»

Пространство хозяйственного развития

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

УДК 334 ББК 65.291.212 Б 27

ПРИРОДА И ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФАКТОРОВ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КОРПОРАЦИЙ

(Рецензирована)

Басенко Валерий Петрович,

кандидат экономических наук, профессор кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар.

Тел.: (918) 358 82 32, е-mail: basen-ko@mail.ru

Дианова Вероника Александровна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, маркетинга и предпринимательства Южного института менеджмента, г. Краснодар.

Тел.: (918) 193 38 83, e-mail Veron-a@mail.ru

Аннотация. В условиях увеличения количества деловых контактов корпорации, повышения требований к качеству ее внутренних и внешних коммуникаций, уровню их рациональности, техническому и технологическому обеспечению процесса взаимодействия составляющих корпорации между собой и с субъектами внешнего окружения управление конкурентоспособностью корпорации может быть эффективным только тогда, когда оно будет осуществляться с учетом интересов субъектов и институтов рынка, вступивших во взаимоотношения с корпорацией.

Ключевые слова: экономика, конкурентоспособности корпорации, дуогенные факторы, производственная деятельность, макросреда, маркетинг, потребитель.

NATURE AND MAIN CHARACTERISTICS OF FACTORS OF COMPETITIVENESS CORPORATIONS

Basenko Valery Petrovich,

candidate of Economic Sciences, professor of the Department of Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 358 82 32, e-mail: basen-ko@mail.ru

Dianova Veronica Alexandrovna,

candidate of Economic Sciences, senior lecturer of the Department of the Management, Marketing and Entrepreneurship of the Southern Institute of Management, Krasnodar. Ph.: (918) 193 38 83, e-mail: veron-a@mail.ru

Summary. With the increased number of business contacts corporations improve the quality requirements of its internal and external communications, their level of rationality, technical and technological support of the interaction between the components of corporation among themselves and with entities external environment competitiveness management corporation can only be effective if it is implemented taking into account the interests of and market institutions that have entered into a relationship with the corporation.

Keywords: economy, the competitiveness of corporations duogennye factors, industrial activity, macro-, marketing, consumer.

48

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

В современной экономической литературе представлено множество классификаций факторов конкурентоспособности экономических субъектов, в основу которых положены различные признаки. При этом большинство классификаций построено на базе критерия «среда формирования» того или иного фактора. Как правило, в таких классификациях выделяют две группы факторов: внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные). Последние многими исследователями разделяются на факторы косвенного и прямого воздействия. Факторы косвенного воздействия образуют макросреду корпорации, факторы прямого воздействия - микросреду. При этом микросреда корпорации представлена силами, имеющими непосредственное отношение к ней и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, а макросреда - силами более широкого плана, которые оказывают влияние как на саму корпорацию, так и на ее микросреду.

Разделение факторов конкурентоспособности корпорации на внешние и внутренние позволяет определить их природу, структуру и основные характеристики. Однако при этом не учитываются взаимоотношения составляющих корпорации между собой, а также с субъектами ее микросреды. Несмотря на то, что указанные взаимоотношения формируются под воздействием мотиваций и поведения их участников, сами взаимоотношения всегда оказывают обратное влияние на поведение субъектов. Кроме того, обозначенные взаимоот-

Пространство хозяйственного развития

ношения могут стать источником формирования факторов конкурентоспособности корпорации. Эти факторы, также как и сами взаимоотношения, определяются мотивацией и поведением субъектов взаимодействия. Однако при определенных условиях, когда взаимоотношения с каким-либо рыночным агентом необходимы для обеспечения безопасного функционирования и устойчивого развития корпорации, эти факторы конкурентоспособности сами начинают оказывать существенное влияние на ее мотивацию и поведение [1].

Учитывая двойственную природу указанных факторов, формируемых под воздействием поведения двух и более взаимодействующих субъектов, нам представляется целесообразным обозначить их как дуогенные факторы или факторы взаимоотношений. При этом субъекты, взаимодействующие с корпорацией, могут быть представителями как внешней, так и внутренней ее среды. Основными группами субъектов, взаимоотношения с которыми могут оказать существенное влияние на конкурентоспособность корпорации, являются: внутренние составляющие корпорации (персонал, структурные подразделения, бизнес-единицы, органы управления); государство и органы власти различного уровня; потребители (клиенты); партнеры (поставщики, маркетинговые посредники); конкуренты.

Среди обозначенных выше, на наш взгляд, важнейшими являются взаимоотношения между составляющими корпорации, а также с партнера-

Таблица 1

Классификация факторов конкурентоспособности корпорации [5]

Факторы конкурентоспособности корпорации (среда -формирования факторов) Источники формирования факторов конкурентоспособности корпорации

Экзогенные (внешняя среда корпорации) 1. Макроэкономическая конъюнктура 2. Государство и органы власти различного уровня 3. Территориальное образование (регион) 4. Партнеры (поставщики, маркетинговые посредники) 5. Потребители (клиенты) 6. Конкуренты 7. Отрасль

Эндогенные (внутренняя среда корпорации) 1. Управленческая деятельность 2. Трудовая деятельность 3. Производственная деятельность 4. Маркетинговая деятельность 5. Финансовая и инвестиционная деятельность 6. Инновационная деятельность

Дуогенные (внешняя и внутренняя среды корпорации) 1. Поведение корпорации, а также государства и органов власти различного уровня 2. Поведение корпорации и потребителей (клиентов) 3. Поведение корпорации и партнеров (поставщиков, маркетинговых посредников) 4. Поведение корпорации и конкурентов 5. Поведение корпорации и ее внутренних субъектов

49

Пространство хозяйственного развития

ми и потребителями, так как без них невозможно обеспечить реализацию этапов общественного производства (производство - распределение - обмен - потребление). Однако и взаимоотношения с остальными группами субъектов (государством и конкурентами) могут при определенных условиях сыграть ключевую роль в обеспечении безопасного функционирования корпорации и ее устойчивого развития. На наш взгляд, значимость дуогенных факторов в условиях роста и укрепления бизнеса, ужесточения конкурентной борьбы, а также увеличения количества деловых контактов и, как следствие, внешних и внутренних коммуникаций корпораций будет увеличиваться.

Исходя из всего вышесказанного, нами предлагается следующая классификация факторов конкурентоспособности корпорации в условиях развивающихся маркетинговых коммуникаций (табл. 1).

Учитывая многоаспектность факторов конкурентоспособности корпорации, их целесообразно разделить на подфакторы в соответствии с обозначенными источниками формирования. При этом для каждого из подфакторов необходимо сформировать интерпретирующую его систему показателей. Отметим, что определение показателя для факторов и подфакторов конкурентоспособности корпорации, носящих качественный характер, осуществлялась экспертным путем.

Итак, к эндогенным факторам, оказывающим определяющее влияние на уровень конкурентоспособности корпорации, относятся:

1. Управленческий фактор, включающий в себя такие подфакторы, как: а) эффективность системы управления; б) характеристика положения корпорации на рынке ценных бумаг.

Управляющая подсистема корпорации определяет ее миссию, цели и задачи, разрабатывает стратегию развития, в рамках реализации которой, как ответ на происходящие изменения в окружающей среде корпорации, принимаются управленческие решения, направленные на обеспечение ее успешного функционирования в средне- и долгосрочной перспективах посредством наиболее эффективного использования совокупного внутреннего потенциала корпорации.

Таким образом, конкурентоспособность корпорации во многом определяется конкурентоспособностью ее системы управления, перманентное повышение качества которой является одной из важнейших задач, стоящих перед менеджментом корпорации.

2. Трудовой фактор, в состав которого входят следующие подфакторы: а) характеристика движения рабочей силы; б) эффективность использования трудовых ресурсов.

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

Участвуя в принятии и/или реализации управленческих решений как тактического, так и стратегического характера, персонал корпорации прямо или опосредованно, в зависимости от его категории, влияет на всю совокупность бизнес-процессов, протекающих в ней. Эффективность обозначенного воздействия персонала корпорации на ее бизнес-процессы зависит от его трудового потенциала, который, в свою очередь, определяется как характеристиками самого персонала (уровнем его квалификации и образования, а также профессионализмом), так и условиями труда. Как следствие, оказывая влияние на указанные параметры, можно повысить трудовой потенциал персонала корпорации, что создаст предпосылки для своевременной и адекватной реакции корпорации на происходящие в окружающей среде изменения[4].

3. Производственный фактор включает в себя следующие подфакторы: а) уровень организации производства; б) обеспеченность основными средствами; в) характеристика уровня технологии; в) характеристика движения и технического состояния основных средств; г) эффективность использования основных средств; д) уровень использования основных средств; е) эффективность использования материальных ресурсов.

Наиболее полное и эффективное использование имеющихся производственных мощностей, материальных и сырьевых ресурсов, постоянное обновление и совершенствование техники и технологии производства может позволить корпорации улучшить финансовые результаты ее деятельности посредством снижения затрат на выпуск продукции при неизменном уровне ее качества. Как результат, корпорация получит преимущество перед конкурентами, которое увеличит ее шансы на успех в конкурентной борьбе и создаст предпосылки для ее безопасного и устойчивого развития[2].

4. Маркетинговый фактор, включающий такие подфакторы, как: а) характеристика товарной политики (уровень качества продукции; характеристика упаковки; характеристика ассортимента продукции; степень уникальности продукции; степень защищенности продукции патентами; престиж торговой марки); б) характеристика ценовой политики (степень соответствия цены качеству продукции; степень соответствия цены стадии жизненного цикла товара; гибкость ценовой политики); в) характеристика сбытовой политики (характеристика сбытовой деятельности; состояние системы логистики); г) характеристика коммуникационной политики.

Одной из важнейших составляющих рыночного успеха корпорации является ее развитая маркетинговая деятельность. Предложение потребителю

50

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

товара, не уступающего аналогам по своим качественным и ценовым характеристикам, в удобном для потребителя месте совершения покупки и с соответствующим коммуникационным сопровождением - залог сохранения и/или улучшения (в зависимости от сложившейся рыночной конъюнктуры) конкурентных позиций корпорации на рынке (в отрасли) в средне- и долгосрочной перспективах.

5. Финансово-инвестиционный фактор, в состав которого входят следующие подфакторы: а) характеристика стоимости корпорации; б) платежеспособность; в) финансовая устойчивость; г) рентабельность; д) деловая активность; е) инвестиции.

Финансовое состояние корпорации является одним из важнейших факторов ее конкурентоспособности. Происхождение и протекание в корпорации всех бизнес-процессов обеспечивается финансовыми ресурсами. Последних должно быть достаточно не только для исполнения всех обязательств корпорации перед различными агентами и институтами рынка, а также организации простого или расширенного воспроизводства, но и для формирования возможностей корпорации по использованию в конкурентной борьбе широкого спектра маркетинговых инструментов. Эффективное использование внутренних финансовых ресурсов корпорации и, как следствие, ее финансовая устойчивость, платежеспособность и рентабельность играют значительную роль при обеспечении высокого уровня инвестиционной привлекательности корпорации.

6. Инновационный фактор включает в себя такие подфакторы, как: а) характеристика инновационности продукции; б) инновационный потенциал корпорации.

В современных условиях глобализации, роста и укрепления бизнеса, а также ужесточения конкурентной борьбы значимость инноваций в обеспечении конкурентоспособности корпорации существенно возрастает. Инновации, в какой бы сфере деятельности корпорации они не осуществлялись, позволяют ей, в первую очередь, повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, что является весомым конкурентным преимуществом, способным сыграть ключевую роль в конкурентной борьбе. Кроме того, возможность законодательного закрепления за корпорацией результатов инновационного процесса в качестве объекта интеллектуальной собственности позволяет обеспечивать ей защиту от такого инструмента конкурентной борьбы, как бенчмаркинг[3].

К экзогенным факторам, определяющим уровень конкурентоспособности корпорации, относятся:

Пространство хозяйственного развития

1. Макроэкономический фактор, в состав которого входят следующие подфакторы: а) уровень инфляции; б) характеристика кредитно-денежной политики; в) характеристика налогово-бюджетной политики; г) уровень безработицы.

Сложившаяся в стране макроэкономическая конъюнктура оказывает определяющее воздействие на поведение всех агентов и институтов рынка, в первую очередь, посредством влияния на структуру их доходов и расходов.

Так, при повышении общего уровня цен в экономике страны платежеспособность населения снизится, как следствие, снизится и спрос на продукцию, производимую и реализуемую корпорацией, исключение составляет лишь тот случай, когда продукция корпорации относится к так называемым товарам Гиффена[3]. Падение спроса может быть не столь существенным, если в государстве будет систематически производиться индексация заработных плат и различных социальных выплат. Однако последняя не решит проблему полностью, так как существует временной лаг между моментом выявления роста общего уровня цен в экономике страны, принятием решения об индексации заработной платы и социальных выплат и их непосредственной индексации. Увеличение налоговой нагрузки и/или ставки рефинансирования в экономике страны также может оказать негативное влияние на деятельность корпорации.

2. Государственный фактор, включающий такие подфакторы, как: а) степень развития законодательства; б) степень развития институциональной среды; в) степень государственного вмешательства в экономику; г) степень государственного участия в развитии инфраструктуры экономики; д) степень государственной поддержки науки и инновационной деятельности.

На современном этапе развития мировой экономики в целом и экономики страны в частности значительное влияние на рыночные позиции корпорации оказывает конкурентоспособность государства, в котором она базируется. Высокий уровень конкурентоспособности страны является драйвером роста уровня доверия как отечественных, так и зарубежных инвесторов. В свою очередь, высокий уровень доверия позволяет не только сохранить российский капитал в рамках отечественной экономики, но и увеличить приток иностранного капитала, а также улучшить его структуру и условия (сроки и стоимость) привлечения.

3. Региональный фактор включает следующие подфакторы: а) обеспеченность региона ресурсами; б) степень географической близости корпорации к источникам ресурсов; в) уровень развития инфраструктуры региона; г) инвестиционная привлека-

51

Пространство хозяйственного развития

тельность региона; д) демографическая ситуация в регионе; е) экологическая ситуация в регионе; ж) соответствие климатических условий региона профилю деятельности корпорации; з) возможность лоббирования интересов корпорации в органах законодательной власти региона.

Исторические особенности развития региона и его социально-экономической политики оказывают существенное влияние на конкурентоспособность корпораций, базирующихся в регионе. При этом значимость регионального фактора конкурентоспособности корпорации возрастает с увеличением уровня дифференциации в социально-экономическом развитии различных регионов. Механизм влияния конкурентоспособности региона на конкурентоспособность корпорации, базирующейся в нем, идентичен тому, как на последнюю воздействует конкурентоспособность государства.

4. Посреднический фактор, в состав которого входят такие подфакторы, как: а) уровень концентрации поставщиков (маркетинговых посредников); б) степень дифференциации поставщиков (маркетинговых посредников); в) платежеспособность поставщиков (маркетинговых посредников); г) стоимость замены поставщика (маркетингового посредника); д) своевременность поставок (вывоза); е) качество продукции поставщиков (услуг маркетинговых посредников); ж) уровень цен на продукцию поставщиков (на услуги маркетинговых посредников); з) репутация поставщиков (маркетинговых посредников).

Являясь участниками процесса общественного производства, поставщики корпорации могут оказывать существенное влияния на уровень ее конкурентоспособности. Характеристики закупаемых корпорацией сырьевых и материальных ресурсов во многом определяют технологию производства продукции, а также ее ценовые и качественные параметры. Несвоевременность поставок обозначенных ресурсов может нарушить ритмичность производства корпорации и график отгрузки готовой продукции покупателям, что, в свою очередь, может негативно сказаться на репутации корпорации. Кроме того, в тех случаях, когда по каким-либо причинам заменить ненадежного поставщика не представляется возможным, для обеспечения ритмичности производства корпорации и своевременности выполнения взятых на себя ею обязательств она вынуждена будет создавать значительные объемы складских запасов сырья и материалов. Последнее приведет к изъятию денежных средств из оборота, что может негативно повлиять на результаты ее финансовой и инвестиционной деятельности.

5. Потребительский фактор, включающий следующие подфакторы: а) уровень концентрации по-

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

требителей; б) уровень платежеспособного спроса; в) уровень качества жизни населения.

Потребители, приобретающие товары (услуги), производимые и реализуемые корпорацией, выступают основным источником формирования ее выручки.

Для обеспечения перманентного повышения выручки, корпорации необходимо обеспечить соответствие ее товарной, ценовой, сбытовой и коммуникационной политики уровню платежеспособного спроса потребителей, а также уровню качества жизни населения территориального образования, в котором осуществляется реализация ее продукции. Кроме того, корпорации необходимо учитывать степень концентрации потребителей, характеризующей уровень их рыночной власти и, как следствие, определяющей возможность одностороннего воздействия потребителей на уровень цен.

6. Конкурентный фактор включает такие подфакторы, как: а) уровень конкуренции в отрасли (на рынке); б) уровень входных и выходных барьеров.

Конкурентоспособность корпорации, как и любого другого субъекта хозяйствования, носит сравнительный (относительный) характер, во многом зависящий от количества ее конкурентов в отрасли, агрессивности их поведения на рынке и умении эффективно использовать различные инструменты конкурентный борьбы. Как следствие, в одной конкурентной среде корпорация может быть конкурентоспособной, а в другой - нет. Помимо этого, на конкурентоспособность уже функционирующих в отрасли (на рынке) агентов оказывает существенное влияние уровень входных и выходных барьеров; чем он выше, тем в большей степени субъекты хозяйствования защищены от угрозы входа на рынок новых конкурентов.

7. Отраслевой фактор, в состав которого входят следующие подфакторы: а) инвестиционная привлекательность отрасли; б) степень стабильности отрасли; в) динамика развития отрасли; г) потенциал роста отрасли.

Для корпораций, относящихся к различным отраслям, но при этом производящих и реализующих товары-субституты, состояние отрасли, определяемое, в первую очередь, этапом ее жизненного цикла, является одним из важнейших внешних факторов, оказывающих существенное влияние на уровень конкурентоспособности корпораций, функционирующих в них. В динамично развивающейся отрасли, имеющей существенные перспективы роста, корпорация может обеспечить свое устойчивое, безопасное функционирование и развитие с меньшими затратами различных видов ресурсов. Высокий уровень инвестиционной привлекательности отрасли позволяет корпорации, осуществля-

52

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

ющей свою деятельность в ней, привлекать капитал на более выгодных для себя условиях. Последнее может способствовать активизации инновационной деятельности корпорации, что, в свою очередь, обеспечит ей темпы роста, соответствующие или опережающие темпы роста отрасли (рынка)[5].

К дуогенным факторам, оказывающим определяющее влияние на уровень конкурентоспособности корпорации, относятся:

1. Взаимоотношения корпорации с государством и органами власти различного уровня, характеризующиеся такими подфакторами, как: а) согласованность приоритетов развития государства, общества и бизнеса; б) проницаемость и восприимчивость регулирующих воздействий государства; в) договороспособность государства во взаимоотношениях с бизнесом.

На современном этапе развития отечественной экономики государственная поддержка бизнеса является важным условием его успеха в конкурентной борьбе. Объемы государственной поддержки той или иной корпорации зависят от заинтересованности органов власти соответствующего уровня в ее оказании.

В свою очередь, заинтересованность органов власти в оказании государственной поддержки конкретной корпорации определяется степенью зависимости темпов социально-экономического развития территории (страны, региона) от успешности обозначенной корпорации на рынке. Помимо этого, катализатором роста объемов государственной поддержки конкретной корпорации могут выступать формальные и неформальные связи ее стейкхолдеров с органами власти соответствующего уровня.

2. Взаимоотношения корпорации с потребителями (клиентами), характеризующиеся следующими подфакторами: а) степенью соответствия продукции корпорации потребительским предпочтениям; б) степенью лояльности потребителей; в) узнаваемостью бренда; г) репутацией корпорации.

Успех корпорации в конкурентной борьбе во многом определяется ее взаимоотношениями с потребителями, характеризующимися степенью лояльности последних к корпорации и ее продукции (услугам). Высокий уровень лояльности потребителей является необходимым условием обеспечения стабильности финансового результата деятельности корпорации в неблагоприятных условиях внешней среды. Так, если степень лояльности потребителей к корпорации и ее продукции высока, и доля лояльных потребителей в их общей массе значительна, то при вынужденном повышении цен (вызванным внешними факторами) на производимую и реализуемую корпорацией продукцию,

Пространство хозяйственного развития

уменьшение ее выручки, при прочих равных условиях, будет не столь существенным.

3. Взаимоотношения корпорации с партнерами (поставщиками, маркетинговыми посредниками), характеризующиеся такими подфакторами как: а) глубина партнерских связей; б) надежность партнерских связей; в) эффективность партнерских связей; г) динамичность развития партнерских связей; д) потенциал развития партнерских связей.

Высокий уровень взаимоотношений корпорации с ее поставщиками позволяет расширить возможности их партнерства посредством повышения степени гибкости его условий (например, предоставление льготных условий поставок), что особенно актуально в современных условиях противоречивой рыночной среды. Кроме того, партнерские взаимоотношения корпорации с ее поставщиками могут обеспечить стабильность состава и структуры последних, что, в свою очередь, позволит корпорации снизить ее транзакционные издержки, связанные с поиском новых поставщиков и заключением с ними договоров поставок.

4. Взаимоотношения корпорации с конкурентами, характеризующиеся возможностью и перспективами их сотрудничества.

В условиях происходящих в мировой и отечественной экономиках социально-экономических трансформаций, которые носят противоречивый и неоднозначный характер, существенно возрастает риск банкротства корпораций, и, соответственно, увеличивается значимость такого фактора их конкурентоспособности, как взаимоотношения с конкурентами. Для корпорации, находящейся на грани банкротства, краткосрочное сотрудничество с ее конкурентами нередко является единственным способом остаться на рынке. Основная цель корпорации в рамках такого сотрудничества - снижение интенсивности конкурентной борьбы. Указанная цель может быть достигнута за счет освобождения некоторых сегментов рынка, ранее занимаемых корпорацией, продажи определенной части активов, в том числе и нематериальных.

5. Внутрикорпоративные взаимоотношения характеризующиеся следующими подфакторами: а) состоянием организационной культуры; б) атмосферой коммуникационного взаимодействия; в) мотивационной проницаемостью и восприимчивостью субъектов взаимоотношений; г) коммуникационной проницаемостью и восприимчивостью субъектов взаимоотношений; д) проницаемостью и восприимчивостью управленческих воздействий.

Внутрикорпоративные взаимоотношения -фактор, оказывающий определяющее влияние на конкурентоспособность корпорации. Формирование единой организационной культуры корпо-

53

Пространство хозяйственного развития

Научный вестник ЮИМ №2' 2014

рации и благоприятной атмосферы коммуникационного взаимодействия между ее внутренними субъектами является одной из важнейших задач, стоящих перед менеджментом корпорации. Если обозначенная задача не решена, то это негативно сказывается на эффективности всего спектра внутрикорпоративных коммуникаций. Низкая эффективность последних не позволяет менеджменту корпорации осуществлять перманентное повышение степени мотивации ее персонала, что, в свою очередь, приводит к снижению проницаемости управленческих воздействий и их восприимчивости сотрудниками корпорации. Как результат, существенно снижается уровень производительности труда персонала корпорации. Последнее неблагоприятно влияет на эффективность протекающих в корпорации бизнес-процессов[3].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, нами выявлена группа факторов конкурентоспособности (дуогенных), которые характеризуют влияние коммуникационного взаимодействия составляющих корпорации между собой и с субъектами ее маркетингового окружения на конкурентоспособность корпорации. Это позволяет расширить представления как о самих факторах, так и об источниках их формирования. Последнее, в свою очередь, дает возможность разрабатывать и применять в конкурентной борьбе новые инструменты, методы, а также стратегии, что может стать драйвером роста уровня конкурентоспособности корпорации. Авторская классификация факторов конкурентоспособности корпорации, разработанная с учетом вновь выявленных дуогенных факторов, позволяет менеджменту корпораций учитывать факторы, которые ранее ими сколь-нибудь серьезно не рассматривались. На

основе предлагаемой классификации факторов, оказывающих определяющее влияние на уровень конкурентоспособности корпорации, может быть разработано методическое обеспечение маркетингового управления конкурентоспособностью корпорации в условиях развивающихся коммуникаций.

ИСТОЧНИКИ:

1. Жуков Б.М., Осин А.А. Роль государства в регулировании социально-экономических процессов в регионе: теоретический аспект // Экономика и предпринимательство. 2012. № 2. С. 36-40.

2. Капустина Л.М., Бабенкова А.В. Маркетинговое управление межфирменными взаимоотношениями на промышленном рынке //Российское предпринимательство. - 2010. - № 9. - Вып. 1 (166). - С. 58-62.

3. Ларкина Н. Г., Кетова Н.П. Технологии маркетинга взаимодействия: направления использования в деятельности предпринимательских структур на региональных высококонкурентных рынках. - Ростов н/Д: Изд-во «Со-действие-XXI век», 2013. - 144 с.

4. Романов А.А., Басенко В.П. Институциональные основы устойчивого развития региона // Экономика и предпринимательство. - 2013. - № 8 (37). - С. 112-116.

5. Самосудов М. В. Теория корпоративного взаимодействия. - М., 2013. -C. 46-87.

6. Хашева З.М., Дейнега В.Н. Новые формы контроля в корпорации в условиях антикризисного управления // Аудит в России в условиях кризиса: проблемы, задачи, инструменты. Материалы Международной научнопрактической конференции. Под редакцией: А.Д. Грязновой, В.Н. Дейнега, В.Ф. Лазовского, З.М.Хашевой. -2009. - С. 16-33.

7. Хашева З.М., Кушу С.О. Институциональные инструменты активизации взаимодействия системы Краснодарского края и вертикально-интегрированных корпораций // Бюллетень Владикавказского института управления. - 2009. - № 31. - С. 39-43.

8. Хашева З.М. Факторы и инструменты промышленной политики вертикально-интегрированной корпорации. -Краснодар, 2009.

54

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.