В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________
С
СибАК
www.sibac.mto
3.4. ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ И ДЕКОРАТИВНОПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО И АРХИТЕКТУРА
ПРИРОДА И ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ЮГРЫ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖНИКОВ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА
Демьяненко Иван Владимирович
преподаватель кафедры архитектуры, дизайна и декоративного искусства, Нижневартовский государственный университет
РФ, г. Нижневартовск E-mail: D.Ivan-84@mail.ru
NATURE AND ETHNICAL MOTIFS OF UGRA IN CONTEMPORARY KHANTY-MANSI AUTONOMOUS OKRUG ARTISTS’S WORKS
Ivan Demyanenko
lecturer of the Department of Architecture Design and Decorative Arts,
Nizhnevartovsk State University Russia, Nizhnevartovsk
АННОТАЦИЯ
Краткий обзор и анализ произведений современных художников Ханты-Мансийского округа позволяет проследить тенденции
современного искусства в регионе, неразрывно связанные
с самобытной природой и историей Югры. Большинство упомянутых художников участвовали в Международном пленэре «ART-UGRA», проходившем в 2007 г. на теплоходе, во время плавания от Ханты-Мансийска до Березово. Автор статьи, участник пленэра, имел возможность наблюдать за процессом создания произведений, тесно общаться с их авторами и посетить итоговую выставку работ.
ABSTRACT
Overview and analysis of the works of contemporary artists of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug allows to track trends of contemporary art in the region, inextricably linked with the distinctive nature and history
135
СибАК В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo_____________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г
of Ugra. Most of the mentioned artists took part in the international plein air "ART-UGRA" held in 2007 on the ship during the voyage from Khanty-Mansiysk to Berezovo. The author, a member of the plein air, had the opportunity to observe the process of creating works closely communicate with their authors, and visit the final exhibition of works.
Ключевые слова: художники; объемно-пространственное
мышление; современность; пространство.
Keywords: artists; volume-spatial thinking; modernity; space.
Югра - Древняя Земля со своим особым духовным миром, в котором переплетены древние верования урало-обских таежных угров и представления современных охотников и рыболовов, живущих в гармонии с природой.
Современная культура, безусловно, взаимосвязана с самобытными, образами древних культов неба и земли, но вместе с тем, она порождает новые образы, связанные с особенностями мировосприятия современного человека, так как стремительно меняющаяся картина мира - интернет, сотовая связь, новые технологии кардинально преобразили восприятие времени, пространства, скорости. Творческий человек субъективен в своих переживаниях, впечатлениях и стремится по-своему отразить это в своем искусстве.
Художники Югры работают во всех жанрах изобразительного искусства. На выставочных площадках можно видеть живопись и графику, скульптуру и декоративную керамику, художественный текстиль, мозаику и дизайнерские объекты. Большинство авторов обладают ярко выраженной индивидуальностью, но объединяющим свойством всех творческих людей является желание художественнообразным языком передать свое отношение к пространственному и духовному миру Югры, желание понять эту землю, питаемую древними токами.
Север имеет особую изобразительную притягательность. Пространства неба и воды, белые ночи и прозрачный колорит световоздушной среды по-разному воздействует на художников, и у каждого из них есть своя гармоническая тональность. Реализм -это извечно присущее искусству качество, состоящее в признании приоритета природы и пространства. Одни пейзажисты Югры в своих произведениях прибегают к масляной плотно-тональной живописи, другие к акварели, основанной на полутонах, передаче мягкости и воздушности форм, призванных в пейзаже выражать переходные состояния природы. В таких направлениях - работы художников
136
В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________
С
СибАК
www.sibac.mto
Александра Визеля (г. Ханты-Мансийск), Александра Александрова, Сергея Невдашева, (г. Сургут), Владимира Видинеева (г. Нижневартовск). В работах этих авторов сама жизнь природы, ее изменчивость и движение выражают чувства человека, порой едва уловимых настроений.
Другая группа художников работает в иной живописной традиции, которая предполагает смелую деформацию природных форм, перерождение их в визуальный знак, в символ. Иногда в живописи виден тот природный мотив, который лежал в основе впечатления, - таковы работы Владимира Колова (г. Ханты-Мансийск), Надежды Щетининой (г. Тюмень), но иногда художник перерабатывает этот мотив до полного растворения в цветовой композиции, и тогда лишь название отсылает зрителя к реальной ситуации. Таковы композиции Александра Новика (г. Тюмень), Александра Седова (г. Лангепас), Александра Бачурина (г. Ханты-Мансийск).
Живописная система заслуженного художника России Геннадия Райшева (г. Ханты-Мансийск) складывалась на протяжении многих лет. Обращение к символам, мифам и архетипам лежит в основе его многомерного творчества. При этом, выбранная художником условность изобразительного языка представляется как единство возможной и органичной для воспроизведения человеком родовых представлений о мироздании. Произведения Геннадия Райшева стали живописной поэмой, прочитывая условный язык которой можно черпать достоверные сведения о людях, их непередаваемых свойствах, о характерных чертах местности до космической проекции Югорской земли в пространстве.
Однако нынешние времена принесли художнику компьютерные технологии, позволяющие аудиовизуальными средствами приблизиться к показу рождения духовного из материального. К этому уровню пришел Владимир Бугаев (г. Ханты-Мансийск). В настоящее время он занимается концептуальными проектами археологической направленности, где осознание времени и пространства в визуальных образах представляется как преодоление разрыва культур прошлого и настоящего. Владимир Бугаев относится к той плеяде художников, творческая судьба которых складывалась непросто, но он всегда верен своей позиции в искусстве.
Пожалуй, наиболее «далеко» отошли от системы видимого мира художники из «зарубежья», присутствовавшие на международном пленэре «ART-UGRA». Путешествие на теплоходе от Ханты -Мансийска до Березово запечатлела в своеобразном дневнике -
137
СибАК В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии www.sibacinfo__________________________________________ЛЬ И (54). 2015 г
в оригинальном многометровом свитке Мария Мяркяля (Финляндия), а Александр Бобкин (Голландия) создал целую серию небольших рисунков в технике масляной пастели, в которых надпись и изображение играют почти равную роль.
Исследуя пространственные образы Югры в произведениях современных художников, волей-неволей задумываешься
о возможности выразить изобразительным языком всю красоту и величие мира природы. В этой ситуации неизменно приходишь к выводу, что природа включает в себя такую огромную область невыразимого, что язык искусства, к которому мы привыкли, это всего лишь условность и что существует множество новых, неведомых нам путей в создании образов.
Сильной стороной современной художественной жизни Югры является ее разнообразие. Так, например, изображения художников -прикладников в керамике должны еще соответствовать определенной функции и требованиям технологии. Большой круг художников пользуются своим излюбленным средством выразительности -росписью керамическими красками. Так, например, пейзаж стал непременной темой для В.Н. Гориславцева, образы белых ночей, он выражает путем росписи подглазурными красками.
Некоторые художники-керамисты используют пейзажные
сюжеты для декорирования утилитарных предметов быта: появляются они на поверхности чайников, сервизов, ваз, а затем постепенно начинают «выходить за пределы этих поверхностей» и обретать свою самостоятельную форму, объединяя поверхность изделий с реальным пространством. Так происходит в композиции «Лето» Савиновой Н.Г., в работе Ю.П. Леонова «Стадо».
Часто художники используют архитектурные мотивы для создания декоративных композиций в керамике.
Помимо прямых изобразительных средств образной выразительности, художники показывают в своем творчестве более свободные метафоры: так у них, например, пространственные образы могут ассоциироваться с образом птицы или женщины.
Скульптурные работы Владимира Саргсяна (г. Ханты-Мансийск) создают убедительные и законченные портретные образы, организующие вокруг себя световоздушную среду. Близка к скульптурности камерная пластика Марины Творжинской, а керамика Василисы Портновой (г. Ханты-Мансийск) глубоко содержательна в своей поэтичности. Ее сдержанная цветовая гамма в работах возвращает нас к природе растительных пигментов. Поиск синтеза неизбежно ведет к условному
138
В мире науки и искусства:
вопросы филологии, искусствоведения и культурологии № 11 (54). 2015 г__________________________________
С
СибАК
www.sibac.mto
примитивизму, то есть обращению к непосредственности восприятия и выражения образа.
Художники Югры широко используют в своем творчестве этнические мотивы, так как образ Югры неразрывно связан для них с культурой народов, населяющих ее. Тема севера является важным мотивом в творчестве Народного художника России Галины Визель (г. Ханты-Мансийск). Обобщенность форм в керамике автора -не внешний формальный прием, он основан на реальности восприятия натуры, методе ее характеристики и истолкования духовной культуры коренных народов Югры - ханты и манси. Народное творчество переосмыслено и перефразировано, но безошибочно узнаётся. Её монументальные многофигурные композиции погружают зрителя в мир легенд.
Изобразительному искусству присуща огромная эмоциональная сила воздействия на зрителя. Только то, что пережито художником, составляет ткань его произведения. Впереди у художников Югры новые мотивы и замыслы, которые требуют своего воплощения, творческого преобразования среды.
Список литературы:
1. ART-UGRA 2007: каталог работ. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2007. - 108 с.
2. Миклашевский А.И. Технология художественной керамики. Издательство литературы по строительству. Ленинград, 1971.
3. Пейзаж Югры: каталог выставки. - Ханты-Мансийск: Полиграфист, 2006. - 48 с.
4. Перевалова Е.В. Обские угры. Ханты-Мансийск 2005 г.
5. Художники Югры: каталог выставки. - Ханты-Мансийск: ОАО
«Полиграфист», 2010. - 69 с.
6. Югра художественная - искусство и пространство: каталог выставки, Ханты-Мансийск: ОАО «Полиграфист», 2010. - 157 с.
139