Научная статья на тему 'Приоритеты развития промышленного комплекса региона в условиях импортозамещения'

Приоритеты развития промышленного комплекса региона в условиях импортозамещения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
766
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ / ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ИНТЕГРАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ / НАЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ / РАЗВИТИЕ КЛАСТЕРОВ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ / IMPORT SUBSTITUTION / PRODUCTION / INTEGRATION OF ENTERPRISES / A NATIONAL CENTER TO SUPPORT IMPORT SUBSTITUTION / THE DEVELOPMENT OF INDUSTRY CLUSTERS ORENBURG REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лапаев Сергей Петрович

Важную роль в организации импортозамещающих производств играет промышленный комплекс региона, который представляет собой совокупность предприятий промышленности, расположенных на одной территории и тесно взаимодействующих между собой. Основой стратегии развития промышленного комплекса региона являются национальные технологические приоритеты. В условиях импортозамещения определение приоритетов развития промышленности должно определяться необходимостью производства той продукции в России, которая раньше поступала из-за границы. Для развития импортозамещающего производства необходимо наладить работу с предпринимательским сообществом, обеспечить набор стимулов, предусмотреть оказание финансовой помощи таким предприятиям и снять различные административные барьеры. Кроме того, необходимо провести анализ рынка импортируемой продукции в каждой отрасли экономики с целью налаживания производства продукции в регионе. Здесь могла бы сыграть активную роль «Корпорация развития Оренбургской области». Важно также создать в регионе институты которые способствовали бы организации импортозамещающих производств, например, организация регионального центра поддержки импортозамещения (РЦПИ), в котором будет создана база данных поставщиков и заказчиков. Эти подразделения будут оказывать помощь поставщикам отечественной продукции искать выгодные заказы, разрабатывать бизнес-планы, проводить технологическую и финансово-экономическую экспертизы, организовывать финансирование. Важным направлением повышения конкурентоспособности регионального промышленного комплекса является углубление промышленной и торговой специализации, внедрение инноваций и формирование региональной инновационной системы. Следующее важнейшее направление развития промышленного комплекса кластеризация промышленности. В Оренбургской области развиваются нефтегазохимический, машиностроительный, металлургический, пищевой кластеры. В регионе эффективно действует «Корпорация развития Оренбургской области», деятельность которой направлена на реализацию приоритетных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лапаев Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF INDUSTRIAL COMPLEX OF THE REGION IN THE IMPORT SUBSTITUTION

An important role in the organization of import-substituting production plays an industrial complex in the region, which is a set of industrial enterprises located in the same area and work closely together. The basis of the development strategy of the industrial complex of the region are the national technology priorities. In terms of import prioritization of industrial development should be determined by the need for the production of the products in Russia, which previously came from abroad. For the development of import-substituting production should be established to work with the business community, to provide a set of incentives, provide financial assistance to such enterprises and to remove various administrative barriers. In addition, it is necessary to analyze the market of imported products in each sector of the economy with a view to establishing production in the region. It could play an active role «Corporation of the Orenburg region.» It is also important to create regional institutions that contributed to the organization of import-substituting industries, such as the organization of a regional support center for import substitution (RTSPI), which will create a database of suppliers and customers. These units will assist the providers of domestic products look favorable orders, develop business plans, c. nduct technological and economic and financial expertise to organize the financing. An important area of improving the competitiveness of the regional industrial complex is to deepen industrial and trade specialization, innovation and the formation of a regional innovation system. Another important direction of development of industry industrial clustering. In the Orenburg region develop oil and gas chemical, machine building, metallurgy, food processing clusters. The region effectively operates «Corporation of the Orenburg region», which seeks to implement the priority projects on the basis of public-private partnership.

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития промышленного комплекса региона в условиях импортозамещения»

УДК 330 (075.8)

Лапаев С.П.

Оренбургский государственный университет E-mail: [email protected]

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ

Важную роль в организации импортозамещающих производств играет промышленный комплекс региона, который представляет собой совокупность предприятий промышленности, расположенных на одной территории и тесно взаимодействующих между собой. Основой стратегии развития промышленного комплекса региона являются национальные технологические приоритеты. В условиях импортозамещения определение приоритетов развития промышленности должно определяться необходимостью производства той продукции в России, которая раньше поступала из-за границы. Для развития импортозамещающего производства необходимо наладить работу с предпринимательским сообществом, обеспечить набор стимулов, предусмотреть оказание финансовой помощи таким предприятиям и снять различные административные барьеры. Кроме того, необходимо провести анализ рынка импортируемой продукции в каждой отрасли экономики с целью налаживания производства продукции в регионе. Здесь могла бы сыграть активную роль «Корпорация развития Оренбургской области». Важно также создать в регионе институты которые способствовали бы организации импортозамещающих производств, например, организация регионального центра поддержки импортозамещения (РЦПИ), в котором будет создана база данных поставщиков и заказчиков. Эти подразделения будут оказывать помощь поставщикам отечественной продукции искать выгодные заказы, разрабатывать бизнес-планы, проводить технологическую и финансово-экономическую экспертизы, организовывать финансирование. Важным направлением повышения конкурентоспособности регионального промышленного комплекса является углубление промышленной и торговой специализации, внедрение инноваций и формирование региональной инновационной системы.

Следующее важнейшее направление развития промышленного комплекса - кластеризация промышленности. В Оренбургской области развиваются нефтегазохимический, машиностроительный, металлургический, пищевой кластеры. В регионе эффективно действует «Корпорация развития Оренбургской области», деятельность которой направлена на реализацию приоритетных проектов на основе механизмов государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: импортозамещение, промышленный комплекс, интеграция предприятий, национальный центр поддержки импортозамещения, развитие кластеров промышленности Оренбургской области.

В период перехода к рыночным отношениям в Оренбургской области в отраслевой структуре промышленности увеличилась доля добычи нефти и газа, производства электроэнергии, металла и металлообработки (более 60%). В современных условиях, когда западные страны применяют санкции против российской экономики, необходимы глубокие эффективные преобразования в реальном секторе экономики, прежде всего в промышленности. Промышленный комплекс играет особо важную роль в экономике региона. В нем создается материальная основа для инновационных и инвестиционных процессов. От уровня развития промышленного комплекса зависят темпы научно-технического прогресса и экономического роста.

Различные теоретические аспекты развития промышленных комплексов нашли отражение в работах А.Н. Авдулова, с.Я. Бабаскина, А.Г. Гранберга, А.М. Кулькина, А. Шахназарова и др. В трудах западных экономистов, таких как Дж. Бернал, Ф. Бродель, П. Самуэльсон,

Дж. Стиглиц, Э. Тоффлер, А. Хоскинг, Й. Шум-петер и др. исследованы вопросы совершенствования методов и механизмов стимулирования развития инноваций в различных сферах экономики. Промышленный комплекс представляет собой совокупность предприятий промышленности, которые расположены на одной территории и тесно взаимодействуют между собой. Промышленный комплекс региона ограничивается пространством региона. Можно выделить следующие факторы, влияющие на развитие промышленного комплекса:

- научно-технический прогресс;

- экономическая политика государства;

- обеспеченность ресурсами;

- исторически сложившаяся специализация;

- отраслевая структура капиталовложений.

Основой стратегии развития промышленного комплекса региона являются национальные технологические приоритеты. В условиях импортозамещения определение приоритетов развития промышленности должно определять-

ся необходимостью производства той продукции в России, которая раньше поступала из-за границы. При организации импортозамещающих производств необходимо руководствоваться следующими критериями:

- производить продукцию высокого технологического уровня (относящейся к пятому или шестому технологическому укладу);

- продукция должна соответствовать перспективным технологическим потребностям России;

- формировать отечественный фундаментальный научный, изобретательский задел;

- продукция должна иметь высокий уровень социально-экономической эффективности.

Импортозависимые отрасли промышленности представлены в табл.1.

Важно подчеркнуть, что стратегия импор-тозамещения реализуется во многих отраслях нашей страны уже 25 лет. Например, доля импортных составляющих в некоторых отраслях оборонной промышленности составляет 7-12%, в большинстве секторов ОПК эта проблема уже решена. То же самое можно сказать о некоторых отраслях химической промышленности. Наша страна в значительной степени самообеспечена в области птицеводства и пивоварения и в других подотраслях сельского хозяйства. В России организовано много видов конечной сборки (например, в автомобилестроении), но многие узлы и агрегаты, в основном, импортные. В производстве некоторых товаров (бытовая техника, одежда, мебель) доля импорта достигает 60-70%. В условиях санкций, если речь идет о товарах первой необходимости, то следует поторопиться с развертыванием производства таких товаров. Перспективным можно считать

станкостроение, приборостроение, производство сплавов. Больший потенциал заложен в отрасли строительных материалов - от шурупов и мебельной фурнитуры до лаков, красок, инструментов. Задача государственных органов -создать условия для предприятий, опираться на бизнес - инициативу, помогать предприятиям, которые хотят расти и производить импортозамещающую продукцию.

Для развития импортозамещающего производства необходимо наладить системную работу с предпринимательским сообществом, обеспечить набор стимулов, предусмотреть оказание финансовой помощи таким предприятиям и снять различные административные барьеры. Для налаживания системы импортозамещения необходимо провести анализ рынка импортируемой продукции в каждой отрасли экономики с целью налаживания производства продукции в регионе. С предприятиями-импортерами необходимо обсудить вопрос: готовы ли они закупать отечественную продукцию примерно такого же качества и по более низкой цене. Если импортеры согласны на закупку российских аналогов, то с ними подписывается протокол о намерениях. В нем подтверждается потенциальный спрос на соответствующую отечественную продукцию после налаживания ее производства в регионе. Для совместного финансирования импортозамещающих проектов можно привлекать средства предприятий - производителей, импортеров, банков, а также иностранных производителей соответствующих товаров. Это даст им возможность хотя бы частично избежать убытков в случае полной потери российского рынка. Здесь могла бы сыграть активную роль «Региональная корпорация развития».

Таблица 1. Импортозависимые отрасли российской промышленности [4]

Отрасль Доля импорта в потреблении продукции в целом по отрасли с учетом полных затрат,%

Легкая промышленность 82

Машины и оборудование 27

Химия и нефтехимия 21

Пищевая промышленность 20

Производство стройматериалов 18

Производство сельхозпродукции 12

Мы согласны с выводами Ж.А. Ермаковой, которая считает, что научно-техническое развитие промышленности Оренбургской области может осуществляться в виде формирования технологических цепей на основе внутри- и межотраслевой интеграции предприятий с использованием производственной кооперации. При этом технологические цепочки могут формироваться среди предприятий следующих отраслей: металлургия - машиностроение - энергетика; коксохимия - ТЭК - газохимия; ТЭК - машиностроение; агропромышленный комплекс - машиностроение - электроэнергетика [2]. Важно также создать институты, которые бы способствовали организации импортозамещающих производств.

Ассоциация «Деловая Россия» предложила создать специализированный департамент в рамках Минпромторга или Минэкономразвития, который бы занимался консультационной и организационной деятельностью, охватывающей всю российскую экономику, в том числе импор-тозамещение. В Министерстве экономического развития и торговли своевременно было бы организовать отдел по содействию импортоза-мещению. Работники этого отдела должны проводить работу с директорами и собственниками предприятий, обсуждать проблемы импортоза-мещения, готовить предложения по преодолению выявленных проблем на управленческом и законодательном уровнях. Бизнес-сообщество сможет активно взаимодействовать с региональными властями и преодолевать с их помощью различные трудности, возникающие в реализации импортозамещающих проектов [1].

В законе «О промышленной политике в Российской Федерации» один раздел посвящен реализации государственной информационной системы промышленности (Национальный центр поддержки импортозамещения - НЦПИ). На Центр возлагается решение еще одной проблемы в области содействия импортозамеще-нию. Дело в том, что многие отечественные предприятия - поставщики продукции не зная всех потенциальных заказчиков. Заказчики сотрудничают с привычными (часто зарубежными) поставщиками продукции, не зная об альтернативе. Предлагается в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности описывать деятельность не при помощи

только одного кода, а всесторонне, чтобы потенциальные заказчики могли легко увидеть спектр возможностей предприятия. В каждом регионе предлагается создать отдельный информационный центр поддержки импортозамещения. В нем будет создана база данных поставщиков и заказчиков. Возможно, эти подразделения будут оказывать помощь поставщикам отечественной продукции искать выгодные заказы, разрабатывать бизнес - планы, проводить технологическую и финансово-экономическую экспертизы, организовывать финансирование.

Структура НЦПИ представлена на рис. 1.

Если предприятие желает расширить круг своих заказчиков и наиболее полно представить предприятие на рынке, оно должно направить в Национальный центр поддержки импорто-замещения информацию о текущем производстве товаров, имеющихся потенциальных производственных мощностях; об используемых технологиях; о возможности участии в тех или иных тендерах.

Если предприятие нуждается в продукции или услугах, то необходимо сообщить, какие товары ему необходимы, почему не устраивает тот или иной товар, который оно сейчас закупает, в какие импортных цепочках оно задействовано и на каких условиях могло бы перейти на потребление российских аналогов продукции. В ближайшие годы государственную информационную систему планируется превратить в электронный портал. Тогда достаточно будет заполнить формуляр на сайте и предприятие будет автоматически отнесено к соответствующей категории. Но на госзаказы смогут претендовать только те предприятия, данные о которых будут в базах нЦпИ [з].

Нами предлагается создание регионального центра поддержки импортозамещения при «Региональной корпорации развития». Создание вертикально интегрированной торговой сети позволит многим российским производителям, включая производителей сельскохозяйственной продукции, войти в крупные торговые сети. Для этого российским производителям необходимо объединиться по принципу вертикальной интеграции. Эта цепочка включала бы производство, переработку, упаковку и реализацию продукции. Главной задачей этой агрологистической цепочки было бы не получение максимальной при-

были на финальной торговой фазе при продаже товара по завышенным ценам, а равномерное распределение дохода по всей цепочке. В таком случае компании - участники цепочки смогли бы сами решать, на какой стадии производства можно и нужно оптимизировать прибыль. Такую вертикально интегрированную цепочку необходимо создать в Оренбургской области, в которую нужно интегрировать и мелких товаропроизводителей (фермерские и личные подсобные хозяйства). Тогда их продукция будет попадать на прилавки магазинов. На фазе торговли можно будет снизить цены, так как прибыль можно будет получить в другом звене этой цепочки. Тогда эта вертикально интегрированная корпорация сможет выиграть конкуренцию у монопольных торговых сетей благодаря низким ценам и качеству отечественной продукции. Конечно, при создании такой структуры в Оренбургской области необходимо решить вопрос о формах ее финансовой поддержки. Возможно, это будет субсидирование процентной ставки за кредит, обеспечение государственных гарантий по кредитам или создание регионального фонда развития промышленности и др. Это вопросы важно решить в ближайшее время, тем более что Правительство РФ выделяет для поддерж-

ки сельского хозяйства в 2015 г. 10 млрд. руб., 5 млрд. руб. - на кредитные субсидии предприятиям.

В мировой экономике сложилась определенная специализация стран. Россия также имеет высокую специализацию исследований и разработок. Около 70% инновационно-активных предприятий сосредоточены в машиностроении (37%), пищевой (18%) и химической промышленности (13%). Самый большой объем исследований и разработок проводится крупными предприятиями, более половины инновационно-активных предприятий имеют численность более 1 тыс. человек.

Обычно доля крупных и средних (свыше 200 работающих) инновационно-активных предприятий превышает 80% от их общего числа. 10% конечной продукции, производимой в промышленности России, соответствует мировым стандартам.

В экономике Российской Федерации высокотехнологичный комплекс оказывает существенное влияние на социально-экономическое положение страны и во многом определяет общий промышленно-технологический уровень и конкурентоспособность отечественной продукции. Доля высокотехнологичного комплекса в

Рисунок 1. Структура национального центра поддержки импортозамещения

производстве наукоемкой и высокотехнологичной продукции как военного, так и гражданского назначения составляет от 70% до 100%.

Но все-таки наша страна импортирует достаточно большой объем зарубежных технологий, поэтому необходимо изменить стратегию технологического развития России. Важно использовать технологические достижения развитых стран, и стремиться к максимально широкой кооперации и участию в международном разделении труда. Хотя в настоящее время в условиях санкций это сделать нелегко, т. к. существует запрет на поставку нашей стране технологий, особенно двойного назначения. На заседании Госсовета Президент РФ В.В. Путин отметил: «Введенные в отношении нас ограничения - отказ от базовых принципов ВТО, нарушается принцип равенства условий доступа к рынкам товаров и услуг, игнорируется принцип свободной конкуренции, делается это политизировано.. .За 1,5-2 года надо сделать рывок в повышении конкурентоспособности реального сектора. Сделать то, на что раньше может быть потребовались годы » [4].

Условием конкурентоспособности и устойчивости России на мировом рынке является углубление промышленной и торговой специализации. Значительное расширение направлений экономического развития и невозможность достичь высоких позиций на мировом рынке по всем товарным позициям определяет необходимость выбора каждой страной своей ниши в сочетании с жесткой установкой на достижение высоких конкурентных позиций. Это предполагает селекцию промышленных видов экономической деятельности, появление новых производств, позволяющих определить направление концентрации интеллектуального потенциала региона.

Региональной специализацией объясняется ускорение в несколько раз процесса технологической диффузии между предприятиями, производящими одинаковую продукцию, чем в условиях диверсифицированного регионального производства. Региональная специализация предполагает наличие соответствующего направления образовательных услуг в регионе, многие предприятия специализируются на производстве материалов и оборудовании в рамках региональной специализации, накапливается

опыт управления производством в рамках этой специализации и внедрения товаров на рынок. Все это сокращает издержки на освоение новых технологий предприятиями региона.

Важной причиной усиления роли регионального инновационного развития является то, что инновационная экономика предполагает процессы «изучать действуя» и «изучать взаимодействуя». Успех инновационной деятельности зависит от того, насколько новые знания формируются в связи с характером задач при реализации планов социально-экономического развития региона и насколько тесно взаимодействуют местные элиты (ученые, предприниматели, региональные власти).

Оренбургская область по структуре экономики является индустриально-аграрной с достаточно высокой концентрацией промышленности и развитым сельским хозяйством. В 2013 г. прирост ВРП составил 2, 2% по сравнению с 2012 г., объем ВРП 709523,7 млн. руб. получен за счет динамичного развития добычи полезных ископаемых, металлургии и обрабатывающих производств. За годы реформ проявилась тенденция изменения структуры экономики области в пользу машиностроения и металлообработки, легкой и пищевой промышленности.

Промышленную деятельность на территории области осуществляют более 2000 предприятий, в т.ч. около 250 средних и крупных. Большая часть предприятий находится в частной собственности. В Оренбургской области производится более 40% доменных и сталеплавильного оборудования, 38% технологического оборудования для цветной металлургии.

Значительная часть продукции, созданной в промышленности региона, направляется на экспорт. На долю региона приходится: 3,35% добычи природного газа; 100% производства гелия; 3,7% добычи нефти; 15% добычи меди; 17% добычи цинка; 6% добычи золота.

Машиностроительный комплекс насчитывает более 70 предприятий электротехнического, сельскохозяйственного и тяжелого машиностроения, предприятия нефтепереработки ежегодно изготавливают более 4 млн.т. нефтепродуктов, ОАО «Уральская сталь» производит 6% общероссийского объема черных металлов, высококачественных марок чугуна, стали и проката, крупнейший в Европе Оренбургский

газохимический комплекс ежегодно добывает около 20 млрд. куб. природного газа, производит 1 млн. т газовой серы, добыча сырой нефти составляет 17 млн. т.

В регионе развиты следующие промышленные отрасли экономики: химическая и нефтехимическая промышленность, газопереработка, цветная и черная металлообработка, легкая и пищевая промышленность, деревообрабатывающее и мебельное производство, производство стройматериалов, гидро- и теплоэнергетика, производство цемента и асбеста, соляная промышленность.

Лидерами промышленности Оренбуржья являются: ООО «Газпром добыча Оренбург»; ОАО НК «Роснефть»; ОАО «Стрела»; ОАО «Уральская сталь»; ОАО «Гайский ГОК»; ОАО «Завод бурового оборудования».

В настоящее время через Оренбургскую область строится международная трасса «Западный Китай - Европа», протяженность оренбургского участка - 200 км. При строительстве этой трассы и дорог в Оренбургской области внедряются новые технологии в дорожном строительстве: щебеночно-мастичные смеси и фиброасфальто - бетон.

Региональными приоритетами являются развитие металлургии в виде расширения ассортимента продукции и улучшения качества производимых марок стали и машиностроения в виде модернизации производства и выхода на мировой рынок, а также нефтегазодобычи в виде углубленной переработки добываемого сырья. Предусматривается развитие АПК за счет производства качественных продуктов питания и выхода на мировые рынки, строительства, биотехнологий, биоматериалов с акцентом на медицину, фармацевтику, внедрение энергосберегающих технологий в сфере ЖКХ и в других отраслях, а также альтернативных источников энергии, разработка и внедрение нанотехноло-гий, развитие туризма в виде создания крупных туристических комплексов. Особое внимание уделяется машиностроительному, нефтегазохи-мическому, строительному и др. кластерам.

В машиностроительном кластере ядро составляет предприятия: МК «Ормето-ЮУМЗ; Орский завод строительных машин; Орский машиностроительный завод.

Целью кластера является формирование инновационной промышленной системы, реализа-

ция инвестиционных программ по направлениям: металлопрокат, станкостроение, промышленный инжиниринг, инструментальное производство, производство сельскохозяйственной техники, вагоностроение, производство промышленного оборудования (сталеплавильного, литейного, кузнечно-прессового, металлургического).

В нефтегазохимическом кластере ядром являются: ОАО «Роснефть»; ОАО «Газпром-нефть»; ООО «Газпром добыча Оренбург».

Цель кластера - развитие новых производств и научной инфраструктуры, внедрение инноваций, переход к более глубокой переработке нефти, расширение рынка газомоторного топлива и газовых автозаправок.

В Оренбургской области эффективно действует «Корпорация развития Оренбургской области», деятельность которой направлена на реализацию приоритетных проектов на основе механизмов государственно - частного партнерства. Она является единым государственным оператором по развитию индустриальных кластеров.

В настоящее время корпорацией реализуются следующие проекты:

- «Строительство печной линии по переработке отходов горного и металлургического производства с целью получения строительных материалов». Объем производств цемента при полном освоении проектных мощностей составит 2,6 млн. т цемента в год, (ООО «ЮжноУральская горно-перерабатывающая компания» г. Новотроицк).

- «Строительство электрофильтров вращающихся печей №1 и №2». Реализация проекта позволит снизить негативные воздействия выбросов в атмосферу, уменьшить их количество, улучшить экологическую ситуацию в регионе, (ОАО «Новотроицкий цементный завод»).

- «Изготовление новых грузовых вагонов разных типов в объеме 4800 вагонов в год, будут выпускаться образцы вагонов и думпкары грузоподъемностью 105 и 66 т, («Орский вагонный завод»).

- «Строительство комплекса по глубокой переработке высокопротеиновых масличных культур в городе Сорочинск Оренбургской области. Он рассчитан на выпуск до 160 тыс. т растительного масла, (ООО «Сорочинский мас-лоэкстракционный завод»).

- «Системы автоматического газопорошкового пожаротушения на базе модуля ВКопе». Они не имеют аналогов в мире и подавляют очаг возгорания в момент его возникновения, (ОАО «Механический завод» г. Орск).

- «Строительство завода по производству почвообрабатывающего, посевного и опрыскивающего оборудования». Выпуск 15 моделей почвообрабатывающего, посевного и опрыскивающего оборудования, изготовление комплектующих будет размещено на машиностроительных и металлообрабатывающих предприятиях г. Оренбурга, ООО «Джон Дир Русь» [15].

В области осуществляется государственная поддержка инвестиционных проектов, разработана нормативно-правовая база, предоставляются льготы инвесторам по налогообложению,

аренде, кредитам, и государственные гарантии, выделяются гранты ученым на научно-инновационную деятельность при реализации инвестиционных проектов.

Таким образом, приоритетами развития промышленного комплекса региона в условиях импортозамещения являются повышение научно-технического уровня промышленности с использованием инноваций в виде формирования технологических цепей на основе внутри- и межотраслевой интеграции, производства импортозамещающих товаров, формирования институциональных структур для поддержки импортозамещения, углубление промышленной и торговой специализации, а также образование промышленных кластеров.

03.08.2015

Работа выполнена при финансовой поддержке Правительства Оренбургской области,

областной грант №26.

Список литературы:

1. Данилов - Данильян А. Импортозамещание в России - 2015: чем обернется кризисная политика для компаний [Электронный ресурс] / 2015 - Режим доступа: www/oleloros.ru.- 28.09.15.

2. Ермакова, Ж. А. Газохимический кластер Оренбургской области: перспективы и проблемы организации и функционирования / Ермакова Ж. А. // Вестник Оренбургского государственного университета , 2013. - №8 (157) . - с. 96-101.

3. Закон РФ «О промышленной политике в Российской Федерации» от 31 декабря 2014 г. №488 -ФЗ

4. Импортозамещение: хотеть недостаточно [Электронный ресурс] // Российская газета // экономика и жизнь, 2015. URL: http:// www/eg-online.ru / article /261445 / .- 28.09.15

5. Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М: ИНФРА - М. - 2013. - 624 с.

6. Лапаев С.П. Регион как основное звено формирования инновационной экономики: монография / О.В. Буреш, с.П. Лапаев; Мин. обр. и науки Рос. Федерации, Оренбургский гос. ун-т. - Москва: Экономика, 2012. 237 с.

7. Лапаев С.П. Методологические основы инновационного развития региона: монография / с.П. Лапаев. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2012. 272 с.

8. Лапаев С.П. Управление формированием региональной инновационной системы: монография / с. П. Лапаев // Оренбург: Университет, 2014. - 474 с.

9. Лапаев С.П. Отраслевая специфика инновационного развития Оренбургской области / с.П. Лапаев // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2011. №5(124). с. 53 - 58.

10. Лапаев С.П. Формирование инновационного образования в регионе / М.Г. Лапаева, с.П. Лапаев // Экономические науки. 2012. №1 (86). - с. 89 - 92.

11. Лапаев С.П. Регион как пространственная социально-экономическая система государства / М.Г. Лапаева, с.П. Лапаев // Вестник Оренбургского гос. ун-та. 2012. №8(144). с. 133-143.

12. Морковкин Д.Е. Инновационные аспекты развития промышленного комплекса региона (на примере Санкт-Петербурга) / Д.Е. Морковкин // Экономика и право, 2011.- №1.

13. Стратегия развития экономики России до 2020 года на федеральном и региональном уровнях: монография / Под общ. ред. д.э.н., проф. Цыпина И.С. - Москва: ВГНА Минфин России, 2011. - 481 с.

14. Россия в цифрах. 2013: крат. стат. сб. / Федеральная служба государственной статистики (Росстат). - М., 2014.

15. Оренбургская область. Стат. сборник. Оренбург, 2014.

Сведения об авторах:

Лапаев Сергей Петрович, доцент кафедры региональной экономики Оренбургского государственного университета, доктор экономических наук 460018, Россия, г. Оренбург, пр-т Победы, д. 13, ауд. 6404, тел (3532)372447, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.