Научная статья на тему 'Приоритеты развития профессиональной образовательной организации на 2019-2023 гг. В системе сетевого взаимодействия'

Приоритеты развития профессиональной образовательной организации на 2019-2023 гг. В системе сетевого взаимодействия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ТЕХНИКУМА / ПОТЕНЦИАЛ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / ПЕРСПЕКТИВЫ ИННОВАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ТЕХНИКУМЕ / FUNCTIONING AND DEVELOPMENT OF COLLEDGE / POTENTIAL OF NETWORK INTERACTION / PROSPECTS FOR INNOVATIVE WORK IN COLLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тучин Виктор Михайлович

В статье рассматриваются предварительные общие итоги работы Южноуральского энергетического техникума в условиях инновационной площадки. Дается первоначальная оценка роли и потенциала сетевого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тучин Виктор Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR 2019-2023 IN THE SYSTEM OF NETWORK IN-TERACTION

The article discusses the preliminary general results of the work of the South Ural Energy College in an innovational platform. An initial assessment of the role and potential of networking is given

Текст научной работы на тему «Приоритеты развития профессиональной образовательной организации на 2019-2023 гг. В системе сетевого взаимодействия»

Сведения для цитирования: Тучин, В. М. Приоритеты развития профессиональной образовательной организации на 2019-2023 гг. в системе сетевого взаимодействия [Текст] / В. М. Тучин // Инновационное развитие профессионального образования. — 2019. — № 2 (22). — С. 90-94.

УДК 377 ББК 74.5

ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА 2019-2023 ГГ. В СИСТЕМЕ СЕТЕВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

В. М. Тучин

В статье рассматриваются предварительные общие итоги работы Южноуральского энергетического техникума в условиях инновационной площадки. Дается первоначальная оценка роли и потенциала сетевого взаимодействия.

Ключевые слова: функционирование и развитие техникума, потенциал сетевого взаимодействия, перспективы инновационной работы в техникуме.

Любой руководитель образовательной организации стоит перед выбором: что в первую очередь и каким образом должно быть обеспечено — функционирование или развитие организации?

Нашему техникуму на протяжении уже 65 лет удается сочетать эти процессы. Каким образом удается их совмещать, мы и сами порой затрудняемся объяснить!

Процессы функционирования и развития требуют разных подходов.

Первый требует стабильности, постоянства методов, четко определенных средств деятельности, репродуцирования (повторения) уже достигнутых позитивных результатов. Второй — новшеств, творчества, исследования, риска, а главное — все новых и новых затрат. Найти средства на эти новшества — сложная задача для директора техникума.

Возникает закономерный вопрос: а нельзя ли сочетать эти два процесса? Нельзя ли разумно и оптимально использовать средства на стабильное функционирование для стимулирования инновационного развития?

Мы пришли к выводу: можно и даже нужно.

Из опыта известно, что эти процессы взаимосвязаны. Каждый руководитель уверен, что без развития образовательная организация зачахнет, снизит эффективность функционирования. Закон диалектики гласит: движение есть условие существования любого объекта. Более того, мы считаем, что развитие может быть только инновационным. И последний год работы ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» (ЮЭТ) в инновационном режиме показал, что

функционирование и развитие становятся стабильными и успешными, если осуществляются в системе сетевого взаимодействия.

В июне 2018 г. ЮЭТ заключил договоры о сетевом взаимодействии с организациями СПО Челябинской области (ГБПОУ «Верхнеуральский агротехнологический техникум — казачий кадетский корпус», ГБОУ ПОО «Магнитогорский технологический колледж им. В. П. Омель-ченко»), Башкортостана (ГБПОУ «Белорецкий металлургический колледж») и Республики Казахстан (Учреждение «Костанайский социально-технический колледж»), наметили и реализовали программу сетевого взаимодействия. Реализация программы оказала заметное позитивное влияние на образовательную деятельность ЮЭТ: повысилась эффективность функционирования и уровень развития техникума.

Что значит «техникум эффективно функционирует»?

Это значит, что качественно выполняются все функции управления: целеполагание, планирование, организация, мотивация и контроль. В нашем техникуме этот аспект деятельности реализуется стабильно и на высоком уровне. Приведем некоторые примеры.

1. На рынке труда техникум обеспечивает удовлетворение потребностей основных групп образовательных заказчиков (работодателей, обучающихся и их родителей). По результатам опроса работодателей и родителей выявлена тенденция повышения удовлетворенности работой Южноуральского энергетического техникума; 86 % выпускников 2017/18 уч. г. трудоустроены на предприятиях Челябинской области [1].

2. Созданная в техникуме система менеджмента качества (СМК) является практическим инструментом, помогающим нашей организации определить путь к управлению качеством [2].

3. За последние три года студенты Южноуральского энергетического техникума многократно становились победителями и призерами конкурсов различных уровней: областного (72 студента), всероссийского (55 обучающихся) и международного (12 человек) [3].

4. Расширение системы социального партнерства на взаимовыгодных условиях содействует повышению конкурентоспособности выпускников и повышению рейтинга техникума [4].

5. Будучи региональной инновационной площадкой, техникум разработал и реализовал программы по работе с одаренными студентами, профилактике девиантного поведения студентов, социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и другие [5].

Что значит «техникум развивается»?

Определимся с понятием «развитие». В современной философии развитие определяется как процесс перехода объекта из одного качественного состояния в другое: от старого к новому, продвинутому; от простого к сложному; от низшего к высшему. При этом надо понимать, что только поступательного развития не бывает — этот процесс всегда сложен, противоречив, цикличен, имеет признаки как прогресса, так и регресса.

С учетом данного определения существенными признаками развития любой образовательной организации (в нашем случае техникума) являются:

- возникновение качественно нового объекта (или его состояния);

- целевая направленность, поступательность, закономерность;

- наличие позитивных количественных и качественных изменений;

- взаимосвязь всех направлений деятельности организации.

Можно с уверенностью заявить, что все приведенные признаки развития характерны для деятельности нашего техникума. Проиллюстрируем данное заключение фактами:

1) в ЮЭТ наблюдается рост конкурса на востребованные специальности и профессии, у поступающих повысилась степень осознанности и мотивированности выбора профессии;

2) с 15 марта 2018 г. техникум успешно реализует программу третьей региональной инновационной площадки на тему «Рефлексив-но-деятельностные технологии по подготовке студентов СПО к научно-исследовательской_де-ятельности» и проводит все соответствующие мероприятия;

3) в техникуме введена рейтинговая оценка работы преподавателей, что позволяет руководству не вмешиваться в распределение фондов, а лишь издавать приказы; благодаря этому повышается ответственность самих педагогов за результаты своей деятельности и создается необходимая конкурентная среда.

Таким образом, мы можем дать четкий ответ на вопрос развития — что мы получим в результате эффективного функционирования и развития техникума в условиях инновационной деятельности и сетевого взаимодействия?

Научный, учебно-методический, кадровый и материально-технический потенциал сетевого взаимодействия позволяет нам путем объединения усилий установить долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество путем организации совместной деятельности по следующим направлениям:

- профориентационная работа;

- реализация образовательных программ СПО с использованием сетевой формы;

- сотрудничество в научной, научно-педагогической и научно-производственной сферах деятельности;

- организация обучения педагогического и профессорско-преподавательского состава по дополнительным профессиональным программам;

- организация совместных научно-исследовательских работ, конференций, семинаров, круглых столов и других форм взаимодействия педагогов, ученых, преподавателей, студентов и учащихся.

Используя сетевую форму взаимодействия, ЮЭТ осуществляет:

- разработку совместных основных профессиональных образовательных программ по направлениям СПО в соответствии с лицензиями на право ведения образовательной деятельности сторон;

- использование различных инновационных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, при реализации указанных образовательных программ по различным формам обучения;

- проведение учебно-производственных и других видов практик на условиях взаимообмена, а также на условиях финансирования и материального обеспечения;

- издание совместных сборников научных работ, учебных пособий и других научных и учебно-методических материалов;

- подготовку по согласованным программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки.

К 2023 г. нами намечено достижение следующих результатов развития ЮЭТ:

1) активное привлечение работодателей к процессу профессионального образования с первых лет обучения, организация ими ознакомительных и производственных практик на реальных рабочих местах;

2) разработка совместно с работодателями программ трудоустройства и закрепления выпускников, привлечение студентов к участию в инновационных и социальных программах развития предприятий;

3) своевременное определение и оперативная корректировка содержания обучения с учетом требований социально-экономического прогресса с тем, чтобы ядро профессиональных компетенций обучающихся не утрачивало своей актуальности к моменту их выпуска из учебного заведения;

4) заключение сетевых договоров с образовательными учреждениями Челябинской области.

Таким образом, главным результатом развития техникума в ближайшие пять лет мы считаем введение системы сетевого дуального образования студентов как сочетание теоретической подготовки в стенах образовательной организации и практической подготовки в стенах профильных предприятий [6].

Что может помешать развитию техникума?

Особо хочется остановиться на противоречиях процесса развития ЮЭТ. Они выражаются чаще всего в проблемах и недостатках, касающихся деятельности техникума. Это:

- разрушение традиционных связей ЮЭТ с предприятиями;

- стремительное устаревание материальной базы;

- недостаточность сетевых форм взаимодействия при организации образовательного процесса.

Признаем, что эти проблемы надо решать, недостатки следует устранять. А директор должен возглавить эту работу.

Подведем итог.

С учетом потенциала сетевого взаимодействия ЮЭТ обеспечивает взаимосвязанное функционирование и развитие благодаря следующим факторам.

1. Лидирующая роль руководства техникума (руководство).

2. Приведение системы управления персоналом техникума в соответствие с политикой, стратегией и эффективной деятельностью путем организации управления, устойчивого развития и использования творческого потенциала на уровне отдельных сотрудников техникума (персонал).

3. Реализация системы качества подготовки будущих специалистов через использование внутренних ресурсов, организацию социального партнерства. Подготовка специалистов осуществляется в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и с учетом возрастающих требований потребителей (ресурсы и партнерство).

4. Приведение результатов деятельности техникума в соответствие с целями и задачами запланированной деятельности, т. е. требованиями и ожиданиями заказчиков, путем разработки и совершенствования планов, программ, структуры управления и реальных процессов отслеживания (результаты основной деятельности).

5. Оптимизация деятельности техникума через систему управления, обмен знаниями в рамках непрерывного образования, инноваций и совершенствования научно-методического обеспечения (непрерывное образование, инновации, совершенствование).

Библиографический список

1. Серкова, Г. Г. Банк данных мониторинга [Электронный ресурс] / Г. Г. Серкова, И. С. Николаева // Инновационное профессиональное образование : Социализация, профессионально-личностное самоопределение, развитие системы поддержки способных студентов. — Электрон. текстовые дан. — Челябинск : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2017. — 1 опт. компакт-диск (CD-ROM).

2. Тучин, В. М. Эффективные механизмы достижения современного качества образования в Южноуральском энергетическом техникуме [Текст] / В. М. Тучин, И. С. Николаева // Инновационное развитие профессионального образования. — 2016. — № 1. — С. 63-66.

3. Николаева, И. С. Повышение эффективности управления организацией СПО на основе управления инновационной площадкой [Текст] / И. С. Николаева // Общие компетенции сту-

дентов организаций среднего профессионального образования : Факторы и условия формирования и развития : сб. докладов и материалы научно-практического семинара организаций СПО. — 2018. — С. 8-11.

4. Создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации обучающихся в ГБОУ СПО (ССУЗ) «Южноуральский энергетический техникум» [Текст] // Инновационное развитие профессионального образования. — 2015. — Прил. № 1 (07). — С. 72-81.

5. Организационно-педагогические условия социализации студентов в процессе образовательной деятельности [Электронный ресурс] : отчет по реализации программы инновационной деятельности ГБПОУ «Южноуральский энергетический техникум» // Инновационное профессиональное образование : Социализация, профессионально-личностное самоопределение, развитие системы поддержки способных студентов. — Электрон. текстовые дан. — Челябинск : ГБУ ДПО ЧИРПО, 2017. — 1 опт. компакт-диск (CD-ROM).

6. Тутаева, Т. Н. О взаимодействии педагогических работников техникума и наставников предприятий в условиях дуального обучения [Текст] / Т. Н. Тутаева, Г. Х. Шамухаметова // Инновационное развитие профессиональное образования. — 2018. — № 3. — С. 78-81.

For citation: Tuchin, V. M. Priorities for the development of a professional educational organization for 2019-2023 in the system of network interaction [Text] / V M. Tuchin // Innovative development of vocational education. — 2019. — № 2 (22). — P. 90-94.

PRIORITIES FOR THE DEVELOPMENT OF A PROFESSIONAL EDUCATIONAL ORGANIZATION FOR 2019-2023 IN THE SYSTEM OF NETWORK INTERACTION

V. M. Tuchin

The article discusses the preliminary general results of the work of the South Ural Energy College in an innovational platform. An initial assessment of the role and potential of networking is given.

Key words: functioning and development of colledge, potential of network interaction, prospects for innovative work in colledge.

References

1. Serkova G. G., Nikolaeva I. S. Bank dannyh monitoringa (Monitoring databank), Innova-cionnoe professional'noe obrazovanie: Socializacija, professional'no-lichnostnoe samoopredelenie, razvitie sistemy podderzhki sposobnyh studentov, Jelektron. tekstovye dan., Cheljabinsk, GBU DPO ChIRPO, 2017, 1 opt. kompakt-disk (CD-ROM). (In Russian)

2. Tuchin V. M., Nikolaeva I. S. Jeffektivnye mehanizmy dostizhenija sovremennogo kachest-va obrazovanija v Juzhnoural'skom jenergeticheskom tehnikume (Effective mechanisms to achieve the modern quality of education in the South Ural Energy College), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2016, No.1, pp. 63-66. (In Russian)

3. Nikolaeva I. S. Povyshenie jeffektivnosti upravlenija organizaciej SPO na osnove uprav-lenija innovacionnoj ploshhadkoj (Increasing the SVE organization management efficiency through management of innovative platform), Obshhie kompetencii studentov organizacij srednego professional'nogo obrazovanija : Faktory i uslovija formirovanija i razvitija: sb. dokladov i materialy nauchno-prakticheskogo seminara organizacij SPO (General competencies of students of organizations of secondary vocational education: Factors and conditions for the formation and development: Digest and materials of the scientific-practical seminar of the SVE organizations), 2018, pp. 8-11. (In Russian)

4. Sozdanie uslovij dlja uspeshnoj socializacii i jeffektivnoj samorealizacii obuchajushhihsja v GBOU SPO (SSUZ) «Juzhnoural'skij jenergeticheskij tehnikum» (Creation of conditions for successful socialization and effective self-realization of students in the SEI of the South Ural Energy College), Innovacionnoe razvitie professional'nogo obrazovanija, 2015, Pril. No. 1 (07), pp. 72-81. (In Russian)

5. Organizacionno-pedagogicheskie uslovija socializacii studentov v processe obrazovatel'noj dejatel'nosti (Organizational and pedagogical conditions of socialization of students in the process of educational activities), otchetpo realizaciiprogrammy innovacionnoj dejatel'nosti GBPOU «Juzhnoural'skij jenergeticheskij tehnikum», Innovacionnoe professional'noe obrazovanie :

Socializacija, professional'no-lichnostnoe samoopredelenie, razvitie sistemy podderzhki sposob-nyh studentov, Jelektron. tekstovye dan., Cheljabinsk,GBU DPO ChIRPO, 2017, 1 opt. kompakt-disk (CD-ROM). (In Russian)

6. Tutaeva T. N., Shamuhametova G. H. O vzaimodejstvii pedagogicheskih rabotnikov tehni-kuma i nastavnikov predprijatij v uslovijah dual'nogo obuchenija (On the interaction of teachers of technical college and mentors of enterprises in the conditions of dual training), Innovacionnoe razvitie professional'noe obrazovanija, 2018, No. 3, pp. 78-81. (In Russian)

Тучин Виктор Михайлович, директор Tuchin Viktor Mikhailovich, director of South

ГБПОУ «Южноуральский энергетический тех- Ural Energy College, Chelyabinsk region, Yuzh-

никум», Челябинская область, г. Южноуральск, nouralsk, e-mail: director@yets.ru e-mail: director@yets.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.