Научная статья на тему 'Приоритеты китайско-американских отношений в Восточной Азии'

Приоритеты китайско-американских отношений в Восточной Азии Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
544
781
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты китайско-американских отношений в Восточной Азии»

А. В. Болятко'

ПРИОРИТЕТЫ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЙ В ВОСТОЧНОЙ АЗИИ

Несмотря на обоюдное стремление развивать двусторонние отношения на всеобъемлющей основе, в позитивном ключе и в духе сотрудничества, выраженное в опубликованном в апреле 2009 г. совместном заявлении председателя КНР Ху Цзиньтао и президента США Б. Обамы, наследие длительного периода взаимных недопониманий и подозрений, сопровождавшихся прямым конфликтом национальных интересов, продолжает препятствовать установлению более тесных связей между двумя странами и использованию новых возможностей для конструктивного взаимодействия.

В последнее время, особенно после прихода к власти в США администрации Б.Обамы, усилия ученых и специалистов ряда стран, в первую очередь самих США и КНР, направлены на анализ проблем отношений двух стран, выявление возможностей их кардинального улучшения, составление соответствующей «дорожной карты».

* Болятко Анатолий Викторович, д. воен. н., проф., г. н. с. Центра стратегических проблем Северо-Восточной Азии и ШОС ИДВ РАН.

Статья подготовлена при поддержке РГНФ, проект № 09-03-00781а/р.

Общая оценка современных политических отношений КНР и США

Несмотря на значительный прогресс в китайско-американских отношениях, достигнутый в последнее десятилетие, ряд проблем продолжает их осложнять. Американский исследователь А.Лифф отмечает, что стабильные двусторонние отношения КНР и США важны не только для этих двух стран, но и для всего мира, и призывает оба правительства принять «стратегическое решение с тем, чтобы не позволить ряду острых политических вопросов осложнить их конструктивное взаимодействие» в достижении общих целей. Предлагается интенсивнее сотрудничать в новых областях, таких, как защита окружающей среды, чтобы сдвинуть фокус взаимодействия с «надоевших» вопросов и облегчить достижение большего взаимного доверия. Эксперт сформулировал пять руководящих принципов в области двусторонних политических отношений, предложил меры по контролю над планетарным климатом, по реформам в международных институтах в качестве направлений расширенного сотрудничества и выдвинул 14 политических предложений по активизации взаимодействия двух стран. Он рассмотрел тайваньский вопрос и проанализировал проблемы прав человека и политической системы в КНР как источников длительных политических трений в отношениях США и КНР. Исследователь предложил пути конструктивного обсуждения этих проблем, которое могло бы способствовать лучшему взаимопониманию Вашингтона и Пекина1.

В перспективе КНР и США могут достичь желаемой цели по установлению стабильного и прочного партнерства на достаточно широкой основе, при котором ни спорность некоторых вопросов, ни превратности глобальных событий не оказывали бы негативного воздействия на состояние двустороннего сотрудничества.

На протяжении вот уже 30 лет расширение экономических связей служило главным стимулом развития китайско-американских отношений как таковых, однако в последние годы число «чувствительных» вопросов в двусторонней повестке дня бы-

стро растет. Одновременно с этим расширяется и спектр общих интересов двух стран, что предвещает углубление взаимодействия в ближайшей перспективе. В контексте «мирного возвышения» Китая, которое касается множества параметров национальной мощи (дипломатического статуса, военного и хозяйственного потенциала, глобального политического и экономического влияния), стабильность политических связей между двумя странами имеет первостепенное значение. Со времени нормализации дипломатических отношений в 1970-х годах состояние политических отношений между Пекином и Вашингтоном определялось успешностью сотрудничества в других областях. Особенно в сфере безопасности, в которой китайское правительство демонстрировало приверженность совместным политическим обязательствам и общим принципам. Вопреки всей кажущейся аморфности этих принципов и обязательств, Пекин придавал их соблюдению особое значение, усматривая в нем непременное предварительное условие последующего конкретного доверительного взаимодействия. Во многих случаях даже кажущийся отход США от этих обязательств препятствовал дальнейшему конструктивному сотрудничеству.

Несмотря на заметный прогресс в китайско-американских отношениях за последнее время, политические «нестыковки» продолжают замедлять расширение связей между странами. Долго откладываемая сделка по продаже американского оружия Тайваню, решение США освободить 17 китайских мусульман, удерживаемых в Гуантанамо, и крупные расхождения по проблеме поведения на море (в частности, Южно-Китайском) — вот лишь несколько вопросов, которые осложняли политический диалог за последний год.

А. Лифф сформулировал ключевые принципы развития политических отношений КНР—США2:

1. Рассматривать двусторонние политические отношения в глобальном контексте. Многое на мировой арене указывает на то, что США и Китай будут осуществлять глобальное лидерство в XXI в.

2. Минимизировать политизированность двусторонней повестки. Попытки спекулировать на страхе или раздувать нацио-

налистические чувства друг против друга подрывают усилия по устранению взаимных подозрений и укреплению доверия.

3. Признать, что Вашингтон искренне стремится к сотрудничеству с Пекином. Хотя лидеры США учитывают фактор неопределенности будущего курса Китая, они не пытаются сдерживать растущее влияние КНР. Вопрос больше не в том, «позволит ли США быть Китаю великой державой», а в том, «до какой степени Китай готов сотрудничать с США».

4. Признать, что Китай не стремится подорвать глобальную систему, возглавляемую США (в результате чего он оказался бы в наибольшем выигрыше), или установить гегемонию в Восточной Азии. Несогласие Пекина с некоторыми аспектами внешней политики США отнюдь не означает ведение Китаем каких-либо «ревизионистских интриг».

Путем расширения масштабов отношений и распространения сотрудничества на новые области две страны смогли бы снизить свою «зацикленность» на некоторых спорных вопросах, что в свою очередь помогло бы повысить доверие и создать возможности по выстраиванию более многоплановых и конструктивных отношений. В первую очередь это касается ключевых политических проблем двустороннего взаимодействия:

Изменение климата. Китай и США — первый и второй по значимости мировые эмитенты парниковых газов (в общей сложности на две страны приходится 42 % всего их объема). Интересно отметить, что в 2007 г. 8%-ный рост эмиссии этих газов в Китае составил 2/3 мирового роста. Приход администрации Обамы и повышение внимания к проблеме глобального изменения климата благоприятствуют двустороннему взаимодействию в этой области. Однако различия во взглядах на степень серьезности проблемы и стремление переложить работу по снижению уровня парниковых газов на плечи другого партнера являются помехой в политических связях КНР и США. Особенно явственно это обстоятельство проявилось в июне 2009 г. с принятием американского закона о чистой энергии и безопасности (American Clean Energy and Security Act), предусмат-

ривающего наложение торговых санкций на те страны, которые отказываются ограничить эмиссию углерода.

Борьба с изменением климата — это одна из сфер, в которой существует несовпадение интересов сторон. Если США и Китай смогут сосредоточиться на том, что их объединяет, а не на различиях в позициях, то, возможно, политика защиты окружающей среды станет одним из важных импульсов расширения американо-китайского сотрудничества. При этом обеим странам следует продолжать интенсивные двусторонние и многосторонние переговоры, принимать участие в нарождающемся международном сотрудничестве в области энергоэффективности и попытаться добиться от других партнеров, особенно Японии, участия в поисках повышения энергетической эффективности. Также важно осуществлять совместную разработку энергосберегающих технологий.

Реформа многосторонних институтов. Китай и США находятся в благоприятном положении для того, чтобы возглавить усилия по превращению глобальных и региональных многосторонних институтов в более представительные по составу, более активные по своим действиям и лучше отструктурированные международные образования, более полно соответствующие вызовам XXI века. В быстро развивающейся Восточной Азии расширение многостороннего политического дискурса и сотрудничества в области безопасности укрепит доверие среди региональных держав, что в свою очередь будет благоприятствовать стабильности в регионе.

Обеим странам следовало бы настроиться на масштабное преобразование международных институтов, таких, как ООН, ВТО и МВФ, в более представительные и полномочные организации, которые смогли бы рассматривать глобальные проблемы прагматично и по существу, на идеологически нейтральной основе.

Отношения в зоне Тайваня. Самым большим препятствием на пути углубления политических связей и взаимодействия двух стран в области безопасности всегда была проблема Тайваня. Правда, отношения в зоне Тайваня значительно улучшились с приходом к власти на острове президента Ма Инцзю (май

2008 г.), который снизил накал полемики по вопросу независимости Тайваня. Одновременное позитивное развитие американо-китайских отношений и ситуации в зоне Тайваньского пролива могут способствовать качественному сдвигу в отношениях между КНР и США.

Специалисты считают, что КНР и США следует воздерживаться от увязки чувствительных проблем, связанных с Тайванем, с прочими вопросами взаимоотношений двух стран. В частности, переговоры по военной линии очень важны для диалога и не должны быть политизированы. Военные проблемы таят в себе риски ошибок в расчетах каждой стороны, поэтому регулярный обмен мнениями по этим вопросам крайне важен для стабильности во всей Восточной Азии. Во всяком случае, регулярные переговоры должны проводиться именно по причине систематических поставок американского оружия Тайваню.

Права человека/Политическая система. Вопросы прав человека в течение длительного времени были источником напряженности в отношениях КНР и США. Со стороны Запада критика раздавалась в адрес политики китайского правительства по отношению к этническим меньшинствам (в частности, в Тибете и Синьцзяне). Часто упоминалась судьба политических диссидентов и активистов. В сочетании с хронической коррупцией эти вопросы вызывают серьезную озабоченность Запада состоянием и перспективами политической системы Китая. В большинстве случаев даже благожелательная, мягкая критика со стороны западных правозащитных инстанций провоцирует в Китае националистические выступления, усугубляет подозрения Пекина относительно намерений США и наносит ущерб политическому диалогу двух стран в целом.

Отношения КНР и США в области безопасности

В идеальном варианте к 2020 г. США и КНР в качестве глобальных стратегических сверхдержав достигнут зрелых отношений в области безопасности. Сферы совместных интересов двух

стран будут иметь большее значение, чем области пересечения

3

их национальных интересов .

Руководящие принципы развития отношений в области безопасности:

• уважать коренные интересы друг друга, даже если имеется очевидное несогласие. Две страны являются великими державами и должны со всей серьезностью учитывать взаимные интересы;

• отдавать приоритет связям и дискуссиям по наиболее важным вопросам. Избегать сведения счетов по малозначительным, скорее символическим или просто неподъемным вопросам;

• нести такую ответственность за обеспечение безопасности «общественного достояния», которая была бы пропорциональна не только его выгодности для страны, но и значимости для всей международной системы.

Отношения в области безопасности складываются под влиянием китайско-американских латентных трений в этой сфере. В обозримом будущем эти отношения будут подразделяться по двум направлениям — в сферах традиционной и нетрадиционной безопасности. Традиционная безопасность связана с такими явлениями, как война между государствами и распространение ядерного оружия; реалии нетрадиционной безопасности обусловлены такими обстоятельствами, как болезни, нищета, изменения климата и энергетическая безопасность. В контексте американо-китайских отношений масштаб сотрудничества в этих сферах может быть глобальным, региональным и двусторонним.

Сфера традиционной безопасности

Нераспространение ядерного оружия в КНДР. Китай и США, действуя совместно с Южной Кореей, Японией и Россией, должны разработать «дорожную карту» для ситуации на Корейском полуострове. Эта карта отличается от той, которая создается в рамках 6-сторонних переговоров, тем, что ее конечной целью является не просто достижение безъядерного статуса Ко-

рейского полуострова, но и обеспечение безопасности КНДР в обмен на ее очевидное, безусловное, миролюбивое, конструктивное поведение в соответствии с международными нормами в области нераспространения ядерного оружия.

Безопасность на море. Хотя все еще существует ряд препятствий на пути полномерного китайско-американского сотрудничества в деле обеспечения морской безопасности, обе страны уже добились значительных успехов в таких областях, как поиск и спасение на море, а также в соблюдении режима рыболовства. Достаточно позитивная реакция Китая на новую морскую стратегию США свидетельствует о возможности расширения гуманитарного сотрудничества двух стран и в других областях обеспечения безопасности: в ликвидации последствий болезней, в области экологии моря, а также кооперации в сферах энергетической безопасности и борьбы с терроризмом.

Обеим странам следовало бы воспользоваться новым «кодексом поведения», создаваемым на основе успешных наработок советско-американского соглашения 1989 г. о предотвращении опасной военной деятельности. В этом соглашении особо подчеркивалась роль скорейшего обеспечения связи между военными объектами (самолетами, кораблями, наземными пунктами управления) в эпоху передовых коммуникационных технологий и средств обнаружения объектов.

Необходимо создать политические и практические предпосылки и условия для стратегического сотрудничества военных и гражданских моряков. В то же время стороны не должны допускать попыток использования сотрудничества на море для спекуляций и сведения счетов из-за различных политических противоречий, что неизбежно скажется на всем комплексе двусторонних отношений. Следует избегать сокращения контактов по военной линии, несмотря на вероятность обострения политических трений. Ограничение диалога наносит ущерб долго-срочности взаимодействия.

Контакты по военной линии. Укрепление военных контактов между Китаем и США значительно уменьшит вероят-

ность эскалации двусторонних кризисов. Кризис 2001 г., вызванный ситуацией с самолетом ЕР-3, продемонстрировал недостаточность уровня контактов, из-за которой сложилась потенциально опасная ситуация для обеих стран. Необходимо строить двусторонние связи таким образом, чтобы получить твердую уверенность в намерениях друг друга и уменьшить риск ошибок.

По мнению американских специалистов, диалог военных должен включать широкий диапазон вопросов. Кроме проблем внутренней обстановки, главной причиной ограничения военных контактов с США является обеспокоенность Китая тем, что в результате открытости в военной области ситуация окажется не в его пользу.

Сложности могут возникнуть в определении тех областей взаимодействия, где необходима абсолютная взаимность обменов, и сфер, где фактический диспаритет в обменах в перспективе все же может быть скомпенсирован конструктивной готовностью к сотрудничеству.

Контроль над вооружениями. США, как наиболее крупная военная держава, и Китай, как страна с быстро развивающейся военной структурой, имеют серьезные стратегические интересы. Они в высшей мере ценят возможность быть в курсе истинных намерений и реальных потребностей друг друга. Жизненно важным условием будущих отношений двух государств является уменьшение рисков опасных политических просчетов и расширение диапазона сотрудничества. Это привело бы к более ясному взаимопониманию в сфере контроля над вооружениями и поиска зон консенсуса. Обеим странам следует использовать уже существующую систему китайско-американских диалогов в стратегической и экономической областях для разработки специфических инициатив в области контроля над вооружениями, таких, как формирование согласованных электронных баз данных по «чувствительным» технологиям и экспортному контролю. Необходимо поручить соответствующим службам составление двуязычных словарей по всей проблематике обеспечения безопасности и военному делу.

Сфера нетрадиционной безопасности

Гуманитарная помощь и служба спасения. США и Китай в рамках АТР должны координировать усилия по ликвидации последствий катастроф и стихийных бедствий, обеспечивать взаимодействие в очагах событий, а также обмениваться соответствующим опытом. Необходимо организовать совместные тренировки служб береговой охраны и проводить многосторонние учения с привлечением сил США, Китая, Японии, Южной Кореи и Австралии.

Инфекционные болезни. В этой области взаимодействие двух стран может быть особенно эффективно при участии вооруженных сил США и Китая, располагающих значительными ресурсами и опытом работы в кризисных ситуациях. Ключевые области сотрудничества включают слежение и информирование о болезнях, а также разработку и производство вакцин. Малозатратная, но при этом крупномасштабная фармацевтическая инфраструктура Китая могла бы хорошо дополняться передовыми возможностями и научными достижениями США в этой области.

Терроризм и соответствующий обмен информацией. Обе стороны должны взаимодействовать в названной сфере, несмотря на различные толкования понятия «терроризм». Хотя США не до конца согласны с принятым в Китае расширенным определением этого термина, включающим политическую деятельность, существует широкая база для двустороннего сотрудничества. Нужно расширить взаимодействие антитеррористических ведомств и усилить координацию их деятельности.

Энергетическая безопасность. Обе страны должны обмениваться опытом в управлении стратегическими резервами нефти и создать объединенную систему учета нефтепродуктов. Необходимо бороться с кризисами на морях за пределами Китая и США (например, с пиратами Сомали). Целесообразно создать объединенную базу данных по угрозам на важнейших морских коммуникациях.

Китайско-американские отношения в области торговли и финансов

По согласованному мнению китайских и американских специалистов, в этой области отношения Китая и США долж-

4

ны развиваться на основе следующих ключевых принципов :

• американо-китайские торговые отношения не должны рассматриваться в отрыве от динамики ситуации в АТР;

• торговые переговоры должны использоваться для решения широкого круга проблем — как средство для продвижения институциональных реформ, повышения энергетической безопасности, внедрения технологических инноваций (особенно в отношении изменения климата) и укрепления режима прав интеллектуальной собственности;

• в формировании своей политики в отношении Китая США должны учитывать, что китайское правительство имеет полное право на поддержание экономического роста своей страны;

• в рамках МВФ США должны координировать трехстороннее сотрудничество с КНР и ЕС с тем, чтобы оптимизировать и свою политику компенсаций в отношении ЕС и использование Китаем приобретенных им прав заимствования. В свою очередь ЕС и КНР должны уважать экономические приоритеты США.

Реалии китайско-американских отношений 2010 года

Как уже неоднократно случалось в прошлом, подъем и эйфорию в отношениях КНР и США (в 2009 г.) сменил спад (с начала 2010 г.). Причиной этому была позиция американской стороны. Сначала Вашингтон поддержал крупного американского провайдера Google, обвиняемого Пекином в использовании Интернета для извлечения информации о китайских диссидентах. Потом США было принято решение о продаже Тайваню некоторых видов вооружения и военной техники на сумму 6,4 млрд долл. Среди них — зенитно-ракетные комплек-

сы «Патриот», боевые вертолеты «Блэк хоук», ракеты «Гарпун» наземного и морского базирования, а также средства связи для тайваньских истребителей Б-16. В КНР, где считают Тайвань неотъемлемой частью Китая и стремятся вернуть остров в лоно родины, это было воспринято как серьезное оскорбление. Тем более что в последнее время произошло определенное улучшение отношений между Пекином и Тайбэем. Пекин предупреждал Вашингтон, что продажа оружия Тайбэю станет посягательством США на суверенитет Китая и на процесс объединения страны. Однако администрация Б. Обамы проигнорировала это предупреждение и пошла на сделку.

Более того, почти одновременно с этим лично Б. Обама предпринял «атаку» на Пекин, обвинив его в том, что он удерживает курс юаня на «нереально низком уровне». Сразу после начала острой фазы финансового кризиса этот курс был закреплен на уровне 6,83 юаня за доллар. Из-за этого, по мнению Обамы, в Соединенных Штатах страдают производители. В 2009 г. китайский экспорт в США достиг 266 млрд долл., тогда как объем американских поставок в КНР составил лишь 143 млрд. В связи с этим президент США пообещал начать «торговую войну» в отношении Китая с целью притормозить его развитие5.

В довершение ко всему в американской столице приняли далай-ламу, который в США олицетворяет собой силу, противостоящую политике КНР в отношении Тибета. При этом в Вашингтоне заявляют, что «считают Тибет частью Китая, но испытывают обеспокоенность по вопросу о соблюдении (там) прав человека». Отсюда и требование, адресованное Пекину, о защите культурной и религиозной самобытности Тибета, и выделение в бюджете США 7,4 млн долл. на «сохранение традиций и тибетской культуры в Тибетском автономном районе и других частях Китая»6. Несмотря на незначительный размер суммы, данный шаг явственно сигнализирует о намерении Белого дома оказывать поддержку тибетским общинам.

Пекин на все эти выпады американской стороны отреагировал незамедлительно и жестко. Так, было объявлено о замораживании контактов с США по военной линии. «Учитывая вред и крайне негативные последствия предполагаемых поста-

вок американского оружия на Тайвань, Китай принял решение приостановить договоренности о визитах в рамках военного сотрудничества с США»7, подчеркивается в заявлении Министерства обороны Китая по этому поводу. А официальный представитель МИД КНР Ма Чжаосюй отметил, что Китай намерен применить санкции против тех компаний, которые, несмотря на протест Пекина, решились поставлять оружие на Тайвань8.

Пока нет ясности, каковы будут эти санкции, однако можно предположить, что в данной ситуации Китай может пойти и на отказ от контрактов с американскими компаниями. Это в первую очередь коснется «Боинга» — производителя «Пэтрио-тов» и основного поставшика Китаю гражданских самолетов. На данный момент гражданский авиационный флот Китая на 53 % состоит из самолетов этой компании. Известно также, что китайские авиакомпании разместили заказы еше на 57 самолетов «Боинг-787». Тем не менее, они готовы, как пишет газета «China Daily», поддержать решение правительства о санкциях9.

Столь же резкой была реакция Пекина на критику Б.Оба-мой торговой и валютной политики КНР. По словам Ма Чжаосюя, среди лидеров Китая нарастает недовольство в связи с необходимостью выслушивать лекции по экономической политике от своего главного должника. Китай, располагая государственными облигациями США на сумму в 800 млн долл., выступает крупнейшим американским кредитором, а валютные резервы КНР, являюшиеся крупнейшими в мире, на конец 2009 г. составили рекордные 2,4 трлн долл. «На данный момент, с учетом международного платежного баланса, а также спроса и предложения на рынке Forex, курс юаня можно назвать разумным и сбалансированным, и не он является причиной торгового дефицита США. Обвинения и давление не помогут решить эту проблему», — заявил Ма Чжаосюй10.

Наконец, сепаратизм в Тибете — очень болезненная тема для китайских властей. И всякое публичное появление далай-ламы, тем более в Белом доме, используется оппонентами КНР как повод для обсуждения проблемы Тибета, а также порицания Пекина и поошрения сепаратистов. В связи с этим МИД КНР распространил заявление, в котором говорится, что

Китай решительно протестует как против поездок далай-ламы в США, так и против того, чтобы глава государства встречался с ним под любым предлогом и в любой форме. В заявлении напоминается, что еще во время визита Обамы в Китай в ноябре 2009 г. председатель КНР Ху Цзиньтао «разъяснил ему жесткую позицию Китая, который выступает против встреч руководителей каких-либо государств или правительственных чиновников с далай-ламой»11.

Таким образом, налицо серьезный кризис в отношениях двух держав. А ведь еще в 2009 г. шла речь об их возможном союзе, о создании, по выражению 3. Бжезинского, «группы двоих, способной изменить мир», «Кимерики» с тесно связанными экономиками. В какой-то мере эту идею поддерживали и в Китае. Например, премьер Госсовета КНР Вэн Цзябао, говоря в 2009 г. об

отношениях с США, заявил: «Переправляясь через реку, не сто-

12

ит воевать, потому что все находятся в одной лодке» .

Действительно тесное взаимодействие КНР и США в области экономики имеет полное право на существование. Китай сделал возможным американское потребление, покупая долговые обязательства США, а Америка помогла модернизации и реформированию китайской экономики, открыв свои рынки китайским товарам. Washington Post писала: «Китаю нужна Америка, чтобы экономический рост не упал ниже 7,5 %, что будет угрожать политической стабильности, а Штатам нужен Китай, чтобы балансировать свои дефициты и не допустить инфляции»13. И не случайно Вашингтон в 2009 г. неоднократно и открыто заявлял, что для него критически важно, чтобы Китай продолжал приобретать американские обязательства. После этого и заговорили, что «в 1989 г. капитализм спас Китай, а в

2009 г. Китай спас капитализм»14.

В этом плане весьма знаменательным представляется выступление генерального директора Комиссии по банковскому регулированию КНР Ло Пина на съезде Глобальной ассоциации риск-менеджмента, который проходил в феврале 2009 г. в Нью-Йорке. Он заверил присутствующих, что Китай продолжит покупать долговые обязательства США, поскольку на сегодняшний день это единственная возможность для вложения

средств. В то же время Китай беспокоят те разрушительные последствия, которые может оказать стремительный рост национального долга на экономику США и, соответственно, на возможности Америки по возврату этого долга в полном объеме или хотя бы частично15.

В Китае очень скоро пришли к выводу, что США, предлагая глобальное взаимодействие, в действительности хотели бы таким образом приобщить его экономические возможности к своим планам вывода страны из кризиса, а политические — к разрешению ситуации в Иране, Афганистане, а также проблемы разработки ядерных программ Ирана и Северной Кореи, и таким образом восстановить позиции Америки в Азии. Но у Китая свои подходы к этим проблемам и свои интересы в Азии. Например, КНР выступает против появления у Северной Кореи ядерного оружия, но не желает идти на жесткие меры, поскольку, по мнению наблюдателей, еще в большей степени боится краха северокорейского режима и воссоединения Севера и Юга на Корейском полуострове. Точно так же Пекин выступает за решение иранского ядерного вопроса дипломатическим путем и не поддерживает принятия санкций против Тегерана16.

Весьма критически Пекин отнесся и к многостороннему регулированию процесса борьбы с глобальным потеплением, который поддерживал Вашингтон. Представители КНР, выступая на конференции в Копенгагене, утверждали, и не без оснований, что радикальное сокращение углеродных выбросов приведет к срыву планов экономического развития страны, и поэтому Пекин не намерен его поддерживать17.

Двигаясь по пути реформ, намеченных Дэн Сяопином, Китай за 30 лет смог создать такую модель развития, которая соединила в себе преимущества планирования с частной инициативой и конкурентным рынком, и превратиться в ведущую мировую экономическую и политическую силу. Сегодня Китай успешно использует сложившуюся из-за финансово-экономического кризиса обстановку и растущие в Азии антиамериканские настроения для усиления своего влияния в регионе.

Так, в начале 2009 г. состоялось официальное открытие зоны свободной торговли «Китай—АСЕАН». Она охватывает

почти дюжину стран с общим населением 1,9 млрд человек. Китай и 10 членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии, в том числе Индонезия, Вьетнам и Филиппины, снизят пошлины на 90 % товаров. Китайцы надеются, и это не скрывают в Пекине, что соглашение о свободной торговле с АСЕАН обеспечит приток ресурсов государств-членов Ассоциации в производственный сектор КНР, способствуя ее экономическому росту, а

вместе с тем и повышению роли Китая в Азиатско-Тихоокеан-

10

ском регионе10.

Это, естественно, не устраивает Соединенные Штаты, которые заинтересованы в сохранении статус-кво в Азии. Вызывает тревогу в США и все нарастающая экономическая и военная мощь Китая. Американским бизнесменам и политикам непривычно видеть, как их страна все больше зависит от решений, принимаемых на другом конце света. «Мы чувствуем горячее дыхание этого экономического дракона у себя за спиной», — заявила профессор С. Шерк, бывшая заместителем помощника госсекретаря в администрации Клинтона19. А газета Washington Daily пишет, что в Вашингтоне весьма болезненно воспринимают то, что Китай испытывает чувство триумфа по поводу того, что страна, исповедующая альтернативную политическую и экономическую доктрину, успешно преодолевает финансовый кризис, тогда как США и Запад в целом движутся к упадку20.

Еще одним фактором, раздражающим США, явилось расширение масштабов учений и маневров НОАК, в частности его военно-морских сил. В апреле 2010 г. соединение боевых кораблей ВМС КНР провело учения на всем прибрежном пространстве Китая — от Южно-Китайского моря до залива Бохай. Далее группа китайских кораблей вышла из внутренних вод через пролив Мияко и провела различные элементы военно-морских учений в зоне Тихого океана. Американские специалисты отмечают не только географический размах маневров, но и то, что участие в них принимали сразу три флота ВМС Китая — Северный, Восточный и Южный, в отличие от регулярных учений, когда указанные флоты действуют в пределах приданных им Юньнаньского, Нанкинского и Гуанчжоуского военных округов соответственно и редко взаимодействуют между собой21.

Американские аналитики считают, что лучше не упускать шанс сдержать рост китайской мощи мирными методами, чем потом противопоставлять КНР силу. По оценкам влиятельной RAND Corporation, на решение этой задачи у США есть еще максимум 10 лет. После этого не только в экономике, но отчасти и в военной сфере КНР начнет опережать Соединенные Штаты, а борьба за лидерство двух стран в АТР станет еще более ожесточенной. Отсюда и нынешний «мягкий», как назвала его China Daily, конфликт с Пекином, направленный на «сдерживание» Китая с помощью уже отработанных, а также новых 22

механизмов .

Анализ складывающейся ситуации подводит к выводу о том, что конфликты и трения между КНР и США будут становиться все более частыми и, вероятно, более глубокими. И это может привести к возникновению новой области острой напряженности на мировой арене.

Примечания

1 Liff Adam. US-China Political Relations //Pacific Forum CSIS. 2009. Vol. .9. № 6. P. 1.

2 Ibid. P. 1-2.

3 Erickson Andrew, We He. US-China Security Relations //Pacific Forum CSIS. 2010. Vol. 9. № 16. P. 7-11.

4 Chaoyi Chen, Hartley Scott. US-China Trade and Finance Relations // Pacific Forum CSIS. 2010. Vol. 9. № 16. P. 13.

5 См. Кузаръ В. США—КНР: вызов на дуэль?// Красная звезда. 10.02.2010.

6 Cossa Ralph. US-China Relations on a Downward Slide. Pacific Forum CSIS // PacNet.4A. February 10, 2010. URL: http://csis.org/files/publication/ pac1004a.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7 http://www.rosbalt.ru/2010/02/01/708868.html.

8 Кузаръ В. Указ. соч.

9 Приводится по URL: http://www.redstar.ru/2010/02/10_02/4_04.html.

10 http://www.redstar.ru/2010/02/10_02/4_04.html.

11 Там же.

12 Там же.

13 Красная звезда. 10.02.2010.

14 Там же.

15 http://www.redstar.ru/2010/02/10_02/4_04.html.

16 Там же.

17 Там же.

18 Красная звезда. 10.02.2010.

19 Там же.

20 Приводится по URL: http://www.rosbalt.ru/2010/02/03/709562.html.

21 Cheng Dean. Yo-Ho-Ho and a Bottle of... Mao Tai. Heritage Foundation. Web Memo. May 3, 2010. URL: http://www.heritage.org/Research/Reports/ 2010/05/ Yo-Ho-Ho-and-a-Bottle-of-Mao-Tai.

22 Приводится по: Красная звезда. 10.02.2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.