Научная статья на тему 'Приоритеты инновационнои стратегии металлургической промышленности'

Приоритеты инновационнои стратегии металлургической промышленности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
362
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / INNOVATION STRATEGY / METALLURGICAL INDUSTRY / THE FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляков С. А.

Активизация инвестиционного процесса металлургического комплекса представляет собой актуальную макроэкономическую проблему. Важной составляющей этой проблемы является разработка стратегии инновационной деятельности предприятий и эффективное управление ресурсами, направленными на реализацию проектов. Стратегия инновационной деятельности металлургических предприятий это совокупность стратегических решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов. В статье рассматриваются некоторые практические аспекты формирования инновационной стратегии развития инвестиционной деятельности металлургических предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Беляков С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF INNOVATIVE STRATEGIES METALLURGICAL INDUSTRY

Enhancing the investment process metallurgical complex is a current macroeconomic problem. An important component of this problem is to develop a strategy for innovation activities of enterprises and efficient management of resources aimed at implementing projects. The strategy of innovation smelters a set of strategic decisions that determine how to attract, accumulation and utilization of financial resources. This article discusses some practical aspects of the formation of innovative development strategy for investing activities of metallurgical enterprises.

Текст научной работы на тему «Приоритеты инновационнои стратегии металлургической промышленности»

но потеряться или быть скомпрометированным неадекватным сетевым окружением; дают их авторам возможность монетизировать внимание посетителей.

Такие проекты могут носить имиджевый или (и) коммерческий характер. То есть работать на повышение статуса лидера, реализацию его социальных задач и (или) приносить ему материальную прибыль. Компании, оказывающие социально-сетевые услуги, в этом случае, получат возможность зарабатывать, создавая и обслуживая лидерские сети. Им могут платить за это сами лидеры в случае некоммерческих имиджевых проектов. Но наиболее перспективным направлением социально-сетевого бизнеса должны стать коммерческие лидерские сети. Эти проекты будут направлены на монетизацию внимания к персонам и контенту лидеров большого числа пользователей.

По нашим оценкам подобные сети могут привлечь многочисленных долгосрочно лояльных к продукту пользователей. А значит, смогут приносить существенный доход компаниям-организа-торам за счет продажи рекламы на ресурсе и различных сетевых услуг для пользователей. Именно за развитием лидерских сетей, по моему мнению, будущее социально-сетевого бизнеса.

Пользователи смогут с помощью подобных сетей общаться со звездами и лидерами, наблюдать за событиями в их жизни и работе. Кроме того, у них будет возможность получать качественную информацию по разным сферам человеческой жизнедеятельности в прямом диалоге с лучшими специалистами. Немаловажно и то, что пользователи смогут демонстрировать собственные творческие и социальные достижения рефератным для них лицам (владельцам ресурсов узлов внимания). И благодаря этому получат шанс на социальное продвижение в реальном мире.

Пользователям-лидерам такие сети позволят с помощью создания персональной сети сторонников и интересантов решать имиджевые и социальные задачи. Кроме того, владельцы лидерских ресурсов смогут также монетезировать общественное внимание к собственной персоне. Например, получать по согласова-

нию с компанией-организатором часть доходов сети. А также зарабатывать на продаже поклонникам напрямую через ресурс собственной творческой продукции.

Организаторы лидерских сетей должны не только «завлечь» в сеть интересных персонажей, но и помочь им сделать собственный привлекательный ресурс. Задача компании создать лидерские ресурсы, подкрепляющие своим высоким технологическим и художественным уровнем интерес публики к их владельцам.

Лидеры, чтобы сделать свой ресурс популярным, должны постоянно в режиме он-лайн общаться с пользователями. Без посторонней помощи эта задача не реализуема. Для обеспечения ее решения предусматривается постоянная контент-поддержка лидерских ресурсов со стороны компаний-организаторов. Централизованная поддержка гораздо эффективнее и экономичней работы отдельных персональных помощников. В рамках социально-сетевых компаний могут быть созданы коллективы контент-менеджеров, работающих в тесном контакте с владельцами лидерских ресурсов. С их помощью может осуществляться оперативная поддержка коммуникаций значительного числа лидерских ресурсов в сети.

Наиболее яркий пример - персональная сеть президента США Барака Обама. Участники его сети самостоятельно организовывают различные мероприятия в поддержку Обамы, активно поддерживают своего лидера. Персональная социальная сеть во многом помогла Обаме мобилизовать потенциал сторонников и успешно провести избирательную кампанию.

Но вообще распространение лидерских сетей только начинается. Потенциал этого формата интернет-ресурсов огромен. За ним будущего. Есть все основания предполагать, что экономический кризис сделает такие ресурсы еще более востребованными. Ведь в тяжелых условиях кризиса люди, оставленные государством наедине со своими проблемами, будут еще в большей степени мотивированы на социальную кооперацию и взаимопомощь в сети, на получение ценной информации, внимания и поддержки со стороны «сильных мира сего».

ПРИОРИТЕТЫ ИННОВАЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Беляков С.А., соискатель Международной академии оценки и консалтинга (МАОК)

Активизация инвестиционного процесса металлургического комплекса представляет собой актуальную макроэкономическую проблему Важной составляющей этой проблемы является разработка стратегии инновационной деятельности предприятий и эффективное управление ресурсами, направленными на реализацию проектов. Стратегия инновационной деятельности металлургических предприятий - это совокупность стратегических решений, определяющих способы привлечения, накопления и расходования финансовых ресурсов.

В статье рассматриваются некоторые практические аспекты формирования инновационной стратегии развития инвестиционной деятельности металлургических предприятий.

Ключевые слова: инновационная стратегия, металлургическая промышленность, финансовые ресурсы.

PRIORITIES OF INNOVATIVE STRATEGIES METALLURGICAL INDUSTRY

Belyakov S., The applicant, International Academy of evaluation and consulting

Enhancing the investment process metallurgical complex is a current macroeconomic problem. An important component of this problem is to develop a strategy for innovation activities of enterprises and efficient management of resources aimed at implementing projects. The strategy of innovation smelters - a set of strategic decisions that determine how to attract, accumulation and utilization of ^financial resources.

This article discusses some practical aspects of the formation of innovative development strategyfor investing activities of metallurgical enterprises.

Keywords: innovation strategy, metallurgical industry, the financial resources.

При формировании инновационной стратегии следует учитывать результаты развития конкурентной ситуации в отрасли. «Старые» металлургические корпорации, весьма ограниченные в финансовых возможностях и уязвимые в экологическом отношении, вынуждены уступать свои рыночные позиции динамичным и экологически чистым предприятиям «новой» металлургии, которые побеждают их в инновационной гонке.

Одним из основных направлений инновационного развития металлургического комплекса в последние два десятилетия был курс на ресурсосбережение. По оценке экспертов, этот период характеризуется снижением темпов роста, опережающим развитием прогрессивных

производств на основе достижений НТП, повышением качественных характеристик продукции. В металлургии довольно высока доля крупных компаний, ориентированных на массовое производство унифицированной однотипной продукции. Производство отличается сравнительно высокой капиталоёмкостью вследствие применения сложного дорогостоящего оборудования, вспомогательных мощностей, энергоёмких технологических режимов, большеразмерных зданий и сооружений для переработки огромных объёмов сырья.

Переход к инновационной модели экономического развития, который характеризуется в металлургии индивидуализацией спроса и ускоренным ростом наукоёмких производств. Он совпал с моральным

и физическим старением основного капитала многих компаний, что явилось объективной предпосылкой эффективности реализации на металлургических предприятиях крупных инновационно-инвестиционных проектов. В последние годы в России и за рубежом получили распространение различные правительственные и корпоративные программы рационализации производства, помощи предприятиям, нацеленным на повышение конкурентоспособности, рентабельности, стимулирование инвестиций в активизацию инновационных процессов.

За рубежом, в экономически развитых странах, крупные корпорации проводили сокращение «избыточных» мощностей по выпуску многих видов традиционной ресурсоёмкой продукции, что в условиях насыщения рынка и накопления устаревшего оборудования явилось важным фактором оптимизации воспроизводственных пропорций. За последние 20 лет в США в чёрной металлургии ликвидировано 30% мощностей по выплавке стали, в Японии - 20%, в Германии - 33%. Производство первичного алюминия в США снизилось на 15%, в Японии -в 5,3 раза. В этих странах также существенно сократились мощности по производству меди, цинка, олова и некоторых других цветных металлов.

Анализ прогнозов технико-экономического развития металлургии показывает, что в перспективе сохранят свою роль малоотходные, ресурсосберегающие технологии, непрерывные производства (непрерывное литьё стали и других металлов), расширенная комплексная переработка сырья в цветной металлургии. Усиленное проведение мероприятий по ресурсосбережению и охране окружающей среды будет ограничивать рост единичной мощности основных агрегатов и установок. Реализация инновационной модели экономического роста в металлургическом комплексе базируется на опережающих темпах развития наукоёмких производств, усилении диверсификации предложения и спроса на материалы с новыми, зачастую уникальными потребительскими характеристиками.

В общем объёме промышленного производства доля продукции чёрной и цветной металлургии в перспективе несколько сократится, хотя сталь сохранит своё значение как основной конструкционный материал.

Чёрной металлургии после полосы болезненных структурных изменений, связанных с кризисом, предстоит осуществить серьёзное техническое перевооружение основных переделов на пути к более компактному, экологически эффективному производству, основанному на использовании инновационных разработок.

Высокий инновационный потенциал чёрной металлургии в России определяется тем, что производственный аппарат многих предприятий морально и физически устарел. Так, в производстве стали в значительных объёмах сохраняется архаичный мартеновский процесс (более 40%), удельный вес электростали около 20% (почти в 3 раза ниже, чем в США), доля непрерывного литья составляет не более 45% (в мире в среднем более 80%). Из-за отставания технического уровня производства ежегодный перерасход энергоресурсов достигает 1 млрд. долларов. По организационно-техническому уровню производства современным требованиям соответствуют лишь 5 сталеплавильных цехов с кислородными конверторами и установками непрерывного литья. В прокатном и трубном переделах дефицит необходимого отделочного оборудования существенно ограничивает возможности заводов в повышении качества и расширении сортамента металлопродукции.

Недостаточной эффективностью характеризуется сложившаяся в России производственная структура чёрной металлургии, в которой преобладают крупные комбинаты с высокой концентрацией производства и весьма мало современных специализированных мини-заводов. Конкурентоспособность российской металлопродукции на мировом рынке достигается за счёт сравнительно низкой оплаты труда на российских заводах по сравнению с компаниями экономически развитых стран. Для выхода в перспективе на требуемый уровень ценовой конкурентоспособности по техническим параметрам в отрасли необходимо осуществить радикальную модернизацию производства на базе инновационной техники и технологии.

Проекты реконструкции на инновационной основе охватывают более половины всех действующих предприятий, на которых выявлены возможности модернизации. Примерно треть мощностей оцениваются экспертами как безнадёжно устаревшие и подлежащие ликвидации или замене. В «Федеральной отраслевой программе структурной перестройки металлургии РФ» ставится задача повысить долю прогрессивных производств в сталеплавильном переделе с 60 до 80%, удельный вес непрерывного литья - с 40 до 75%. При этом доля металлопродукции, конкурентоспособной на мировом рынке, по оцен-

кам может возрасти с 18 до 40%.

Не менее актуально стоят задачи инновационного обновления производства в цветной металлургии. Основной проблемой развития металлургического комплекса является хронический недостаток инвестиций для осуществления проектов реконструкции и модернизации предприятий. На эти цели, по имеющимся расчётам, требуется до 150 трлн. рублей (в ценах 1996 г.), в том числе, около 80 трлн. рублей - для чёрной металлургии. Половину этих инвестиций предполагается профинансировать за счёт собственных средств предприятий (в т.ч. - около 40% за счёт амортизационных отчислений), а остальное - из заёмных средств, включая иностранные инвестиции и из бюджетов всех уровней.

Следует отметить, что привлечение инвестиций из зарубежных источников требует развития системы проектного финансирования, при которой гарантированное обслуживание займа расчётно обосновывается за счёт прибыли, генерируемой конкретным предприятием. Дополнительным гарантом погашения кредита выступает либо государство, либо крупный банк.

Анализ причин медленного развития инновационного процесса показывает, что его активизация требует усиления мотивации собственников предприятий. Формы стимулирования использования предприятиями инноваций требуют специальной разработки. По нашему мнению, они могли бы включать снижение налоговых ставок на прибыль для предприятий, выделивших определённую часть чистой прибыли на финансирование инновационной программы, участие государства в частичной компенсации кредитных ставок по займам на реализацию инноваций и др.

Особенность инновационного процесса в металлургии состоит в том, что протекает он в двух автономных секторах экономики: в машиностроении, на предприятиях которого разрабатывается и производится технологическое оборудование для металлургических заводов и непосредственно в металлургии. Металлургические заводы как конечные потребители продукции машиностроения могут лишь опосредованно влиять на инновационную стратегию машиностроительных предприятий. Хотя именно эта стратегия в значительной мере определяет инновационный потенциал металлургии.

Повышение в современных условиях технико-экономического уровня оборудования связано с огромными затратами на проведение НИОКР. Действующие в этой сфере российские предприятия весьма ограничены в своих возможностях финансировать эти работы и без поддержки государства не в состоянии решить эту задачу, что осложняется длительными сроками перехода на производство современного высокопроизводительного оборудования. В этих условиях металлургические предприятия в своих инновационных программах при выборе вариантов развития производства вынуждены ориентироваться на закупку необходимого оборудования у зарубежных фирм Германии, Австрии, Италии и др.

Что касается возможностей металлургических заводов перехода на инновационные виды продукции, то в этой области они более самостоятельны, ориентируясь на рыночный спрос и изменение покупательских предпочтений.

При рассмотрении проблем формирования инновационной стратегии в металлургии следует учитывать, что одним из основных направлений активизации инновационного процесса в промышленности большинство специалистов считают развитие малого предпринимательства в этой сфере. Однако до сих пор доля малых инновационных предприятий в России составляет примерно 1% от общего количества малых фирм. Малые инновационные предприятия в экономически развитых странах активно выступают в качестве связующего звена между наукой и производством. Эти фирмы часто принимают на себя основной риск при разработке новых продуктов, нового оборудования и новых технологий, превращения знаний в инновационный товар. Из-за высокого риска своей деятельности их состав в отрасли постоянно меняется: одни фирмы поглощаются более мощными корпорациями, другие стабильно функционируют, третьи исчезают, четвёртые создаются заново.

Проведённый анализ свидетельствует о том, что для развития малого инновационного предпринимательства необходимо решить целый ряд проблем, мешающих этому процессу.

В первую очередь следует улучшить финансирование малых инновационных фирм. Российская венчурная компания (РВК) медленно увеличивает финансирование так называемых старт-апов, то есть малых фирм, которые уже располагают новыми технологиями и образцами инновационной продукции, готовыми для внедрения в производство. Сегодня потенциальный объём венчурных инвестиций в

России оценивается в 43 млрд. руб.

Анализ показывает, что недостаточно финансируются мелкие инновационные предприятия, которые находятся на самой ранней, «посевной», стадии развития технической идеи, которую нужно воплотить в опытный образец, способный привлечь внимание потенциального инвестора. Общий объём инвестиций в мелкие инновационные фирмы на «посевной» стадии разработки новшеств составляет всего 2,5 млрд. рублей - почти в 20 раз меньше, чем в предприятия, находящиеся на завершающих стадиях разработки.

Для решения проблемы финансирования малых фирм на «посевной» стадии Национальное содружество бизнес-ангелов России в 2008 году создало совместно с Microsoft и Intel добровольное объединение организаций - Инновационно-технологический альянс (ИТА). К нему присоединился Венчурный фонд Oradell Capital и Агентство инновационного предпринимательства Москвы. Главной целью партнёров стало объединение усилий, направленных на ускорение и повышение эффективности процессов коммерциализации российских технологий и оказание конкретной помощи малым фирмам, в т.ч. и тем, что функционируют в системах металлургических корпораций.

По нашим оценкам, государству следует увеличить инвестиционную поддержку инновационного процесса, направив часть бюджетных средств на поддержку «посевных» инноваций. Минэкономразвития РФ включило в план работы Российской венчурной компании финансирование компаний на самых ранних стадиях разработки инноваций в размере 1 млрд. рублей, хотя, по оценке экспертов, необходимая сумма на эти цели примерно в 100 раз больше.

Ещё одним барьером на пути становления малого инновационного бизнеса является их недостаточная информационная поддержка. По мнению представителей регионов, большинство руководителей региональных администраций и местных органов готовы организовать бизнес-инкубаторы и технопарки (тем более что под них можно получить бюджетное финансирование). Участникам уже работающих структур подобного типа очень не хватает информации о том, что происходит в других регионах, какие инновационные проекты реализуются там.

Главным же тормозом развития малого инновационного бизнеса многие специалисты считают разобщённость действий государства, науки и бизнеса. Одним из центральных вопросов является координация многофакторного и многоступенчатого инновационного процесса. В настоящее время ответственность за его развитие распределено между четырьмя ведомствами, каждое из которых ограничено узким кругом вопросов, Министерство образования и науки РФ занимается инициированием инновационных проектов, управление фондом РИ-ФИКТ находится в ведении Министерства связи и массовых коммуникаций РФ. Часть работы осуществляет Минэкономразвития РФ, отвечающее за РВК, а конкретными предприятиями управляет Министерство промышленности РФ. Несогласованность их действий, как это видно на примере металлургического комплекса, снижает эффективность деятельности инновационных фирм. При этом ни одна из существующих структур (государственных, частных) не в состоянии выстроить слаженную систему координации этого процесса.

В этой связи представляется целесообразным создание межведомственной специальной группы, которая могла бы на федеральном уровне координировать деятельность всех участников инновационного процесса на принципах государственно-частного партнёрства. Этой группе (комиссии) следует поручить оказание содействия предприятиям в решении таких вопросов, как: формирование единой программы разработки наиболее перспективных инновационных проектов и их инвестиционной поддержки; разработку предложений по совершенствованию законодательно-правового обеспечения инновационной деятельности; разработку предложений по системе экономического стимулирования применения инновационных технологий; разработку предложений по формированию системы инвентаризации интеллектуальной собственности и её защиты; разработку предложений по формированию системы введения в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности.

Координирующие структуры могли бы сосредоточить свою деятельность на работах, финансируемых из бюджета. Оказывая помощь в решении таких сложных задач, как: формирование системы общественной экспертизы инновационных проектов, их отбора и оценки; формирование системы сертификации инновационных предприятий и их продукции с целью продвижения на внутренний и зарубежный рынки; разработка и реализация форм и способов государственно-частного партнёрства для предприятий промышленности, а также для инновационных предприятий среднего и малого бизнеса.

Анализ опыта управления инновационным процессом в экономически развитых странах свидетельствует о возможности повышения роли малого бизнеса путём создания в регионах бизнес-инкубаторов, что подтверждается и российской практикой. Например, Нижегородский инновационный бизнес-инкубатор, созданный в рамках реализации областной комплексной целевой программы развития малого предпринимательства. Бизнес-инкубатор предоставляет услуги по сервисной и маркетинговой поддержке инновационных проектов, информационному обеспечению, оказывает поддержку стартовому и льготному финансированию и др. Отбор заявок на пользование услугами бизнес-инкубатора осуществляет конкурсная комиссия, куда входят представители областного правительства, общественных организаций и объединений предпринимателей. Очевидно, металлургическим компаниям следует проявить инициативу в создании таких бизнес-инкубаторов в районах своего размещения, способствовать размещению в них малых инновационных предприятий, которые взаимодействуют с этими компаниями в инновационной сфере, участвовать в формировании их планов.

Рассматривая формирование инновационной стратегии в металлургии, следует учитывать и такое важное направление как переход к экономике знаний, ко всё более эффективному использованию накопленных и создаваемых знаний. Это, безусловно, общий для всех отраслей промышленности фактор развития инновационного процесса, отражающий тенденцию превращения знаний в основной стратегический ресурс.

Введение этого фактора в практику управления инновациями предполагает систематическое выявление, сбор, хранение, обобщение, распространение и использование корпоративных знаний, современных технических средств работы с информацией. Корпоративные знания основаны на разнообразии научной, производственно-технической, коммерческой информации, но не сводятся только к ней. Эта информация должна трансформироваться в соответствии с целями, задачами, ценностными установками предприятий, переводиться в плоскость практического применения.

В управлении знаниями важен системный подход, сочетающий организационные, личностные и технологические компоненты. На основе этого подхода раскрываются возможности использования результатов исследований, проводимых фундаментальными науками, укрепления взаимодействия между академической наукой и промышленностью.

Существует длительная история партнёрских связей между университетами и промышленностью в осуществлении исследований и разработок. Особенно ярко они проявились в США как катализатор НИОКР в период Второй мировой войны при разработке инновационных военных технологий. В США руководство университетов и исследовательских организаций требует от своих учёных тесно сотрудничать с частным сектором и рассматривает такие отношения как ключевую составляющую в получении доходов.

Достижения металлургической науки во всё большей мере используются в проектировании и в машиностроении для создания компактных технологических линий, агрегатов и устройств новых поколений. Проектные организации и предприятия по созданию металлургического оборудования становятся непосредственными участниками процесса инновационного развития металлургии. Используя современные методы выполнения НИОКР, они способны снижать затраты на металлургических предприятиях.

Литература:

1. Биженова М.И., Гераева Н.С., Гамидов Г.Г. Модель стимулирования инновационной деятельности экономических систем // Инновации, № 2. 2009

2. Борисова И., Замараев Б., Киюцевская А., Назарова А. Риски внешнего финансирования российской экономики // Вопросы экономики, № 2. 2008

3. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия - М.: Изд-во «Дело» АНХ. 2008

4. Кривцов А.И. Проблемы минерально-сырьевого обеспечения в условиях сбалансированного развития - М.: Известия ФГУП ЦНИГ-РИ. 2008

5. Криони Н.К., Старцева Ю.А. Инновационный подход стратегического управления инвестиционным потенциалом предприятия на основе диверсификации производства // Инновации № 12. 2008

6. Трифилова А.А. Оценка эффективности инновационного развития предприятия - М.: Финансы и статистика. 2005

7. Харгаде Э. Управление инновациями. Пер. с англ. - М.: Экономика. 2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.