Научная статья на тему 'Приоритеты и проблемы в развитии новых информационных технологий в образовании'

Приоритеты и проблемы в развитии новых информационных технологий в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1108
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАЗОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Веселая Анастасия Александровна

В статье указаны важнейшие направления информатизации образования и сформулированы основные направления и проблемы создания и развития единого информационного образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и проблемы в развитии новых информационных технологий в образовании»

Раздел V. Информатика

УДК 330 ББК 65.290с51

А. А. Веселая

ПРИОРИТЕТЫ И ПРОБЛЕМЫ В РАЗВИТИИ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Аннотация. В статье указаны важнейшие направления информатизации образования и сформулированы основные направления и проблемы создания и развития единого информационного образовательного пространства.

Ключевые слова: критические технологии, базовые информационные технологии, единое информационное образовательное пространство, эффективность обучения.

A. A. Veselaya

THE PRIORITIES AND CHALLENGES IN THE DEVELOPMENT OF NEW INFORMATION TECHNOLOGIES IN EDUCATION

Abstract. The article points out the most important directions of education informatization and the main trends and problems of creation and development of integrated information educational field.

Key words: critical technologies, basic informational technologies, integrated information educational field, the effectiveness of training.

Информационные и коммуникационные технологии по признанию специалистов являются одним из приоритетных направлений науки и техники, которые в XXI веке станут решающими, критическими.

Под критическими понимают такие технологии, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок, дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем развития и прогресса.

В образовании роль критических несомненно принадлежит базовым информационным технологиям, то есть таким, которые являются основой образовательных технологий, использующих средства информационно-вычислительной техники и в совокупности образующих технологическую инфраструктуру учебного заведения.

Критические образовательные технологии обеспечивают создание на основе инфраструктуры корпоративных телекоммуникационных сетей образовательных учреждений распределенных баз образовательных технологий, которые благодаря этой инфраструктуре могут использоваться в любом месте образовательного пространства, в том числе и в процессе реализации идеологии дистанционного образования.

В этой связи важнейшими направлениями информатизации образования являются: реализация виртуальной информационно-образовательной среды на уровне учебного заведения, предусматривающая выполнение комплекса работ по созданию и обеспечению технологии его функционирования; - системная интеграция информационных технологий в образовании, поддерживающих процессы обучения, научных исследований и организационного управления; построение и развитие единого образовательного информационного пространства. По существу речь идет о решении проблемы качественного изменения состояния всей информационной среды системы образования, о представлении новых возможностей как для опережающего, развивающего образования каждой личности, так и для роста совокупного общественного интеллекта.

Важным и эффективным условием прогресса любого общества являлось и является создание и расширение единого интерактивного информационного пространства. Именно единые информационные пространства исторически в значительной степени способствовали ускорению развития всего человечества в целом, являлись решающим фактором совершенствования цивилизации во всех сферах (духовной, профессиональной, телесной, культурной и других). Обмен знаниями, объединение усилий по дальнейшему познанию природы, по развитию науки, техники, культуры - всё это способствует эффективному повышению материального уровня. Поэтому создание единого интерактивного информационного пространства можно считать стратегической целью внедрения современных и перспективных информационных технологий во все сферы человеческой деятельности.

Основные цели построения единого информационного пространства в образовании связаны с предоставлением принципиально новых возможностей для познавательной творческой деятель-

ности человека. Это может быть достигнуто благодаря современному информационному и техническому оснащению основных видов деятельности в образовании: учебной, педагогической, научно-исследовательской, организационно-управленческой, экспертной и др.

Построение единого информационного пространства в образовании позволит добиться:

- повышения эффективности и качества процесса обучения;

- интенсификации процесса научных исследований в образовательных учреждениях:

- сокращения времени и улучшения условий для дополнительного образования и образования взрослых;

- повышения оперативности и эффективности управления отдельными образовательными учреждениями и системой образования в целом;

- интеграции национальных информационных образовательных систем в мировую сеть, что значительно облегчит доступ к международным информационным ресурсам в области образования, науки, культуры и в других сферах.

Специалисты так формулируют основные направления и проблемы создания и развития единого информационного образовательного пространства:

1. Техническое оснащение учебных заведений является одной из первоочередных задач, решение которой сдерживается в основном организационно-экономическими факторами, связанными с тем, что «малая» информатизация оказывается неэффективной, а «большая» - чрезмерно дорогостоящей, не дающей сиюминутной отдачи. Все более актуальной становится проблема реализации образовательных информационных технологий в инвариантных средах и стандартах.

2. Организация подготовки специалистов. Нехватка специалистов в области новых информационных технологий (особенно - сетевых технологий) усугубляется процессами их «вымывания» из сферы образования в коммерческие и другие структуры, что особенно характерно для стран с переходной экономикой.

3. Организационные мероприятия. Создание единой системы информационных ресурсов невозможно без постоянного координирующего участия и контроля со стороны педагогической и научной общественности, выраженного в той или иной форме.

4. Перевод информационных ресурсов общества на электронные носители. Только перевод большей части накопленной человечеством информации на воспринимаемые компьютерами носители позволит создать реальные возможности доступа к этой информации всех членов общества. Совершенствование существующих технологий такого перевода остается одной их актуальных проблем развития информационных технологий.

5. Интеграция национальных информационных ресурсов в мировую информационную среду.

Еще одним перспективным направлением развития системы образования является широкое внедрение методов дистанционного обучения и самообразования на основе использования информационных и телекоммуникационных технологий и средств удаленного доступа к распределенным базам данных и знаний. Разработка соответствующих рекомендаций составляет первое направление необходимых исследований.

Второе направление исследований заключается в необходимости разработки психолого-педагогического сопровождения применения ИКТ на всех уровнях образования [1].

Вместе с тем новые информационные технологии в образовании оказывают в ряде аспектов очевидные негативные влияния: (I) различный, но неравноправный доступ; (II) неоправданно высокие ожидания; (III) утрата личного общения; (IV) эквивалентность диплома работе; (V) движение к международной стандартизации [6].

Неравномерное вложение средств и заинтересованность в участии в электронном обучении окажут заметное влияние на положение дел в высшем образовании. Помимо элитарных вузов, политическое влияние которых достаточно прочно (за счет богатых выпускников и солидных фондов), остальные учреждения высшего образования окажутся в очень уязвимой позиции. Только те вузы, которые планомерно инвестируют в электронное обучение, постоянно создают программы и вступают в партнерские отношения, успешно переживут это десятилетие [3].

Перспективная система образования должна учитывать основные вызовы XXI века и связанные с ними важнейшие проблемы человека в современном и наступающем информационном обществе. К важнейшим направлениям перехода к новой образовательной концепции, которая станет основой необходимой для условий XXI века перспективной системы образования, относятся, в частности, фундаментализация образования на всех его уровнях; реализация концепции опережающего образования; широкое использование методов инновационного и развивающего образования на основе применения перспективных информационных технологий; повышение доступности качественного образования путем развития системы дистанционного обучения и средств информационной поддержки учебного процесса современными информационными и телекоммуникационными технологиями [2].

Развитие и расширение использования образовательных информационных технологий напрямую связывается с проблемой изменения эффективности обучения. Определение эффективности какого-либо метода, технологии обучения включает - измерение достигнутого результата, затрат материальных ресурсов и времени на его достижение. Эффективность обучения измеряют либо по результатам контрольных работ в баллах, либо по результатам тестирования в процентах решенных задач. При этом обычно сравнивают группы учащихся, пользовавшихся и не пользовавшихся компьютерными средствами поддержки обучения.

Оценку эффективности методов обучения с применением информационных технологий дают обычно в сравнении с так называемыми традиционными методами и ограничиваются измерением результата обучения, иногда учитывая и затраты времени учащихся. Возможно ли применение традиционных критериев качества к ключевым аспектам дистанционного образования в технологичной учебной среде? Применение такого подхода к оценке информационных технологий в обучении подразумевает, что последние не вносят ничего нового в цели и задачи обучения. На самом деле внедрение информационных технологий влияет на качество и содержание образования.

По мнению экспертов, новые информационные технологии обучения позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественнонаучным дисциплинам не менее чем на 30 %, объективность контроля знаний учащихся - на 20-25 %. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием образовательных информационных технологий, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при пятибалльной системе оценки). В частности, скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.

Вместе с тем существует подход, предполагающий применение традиционных критериев качества и эффективности в технологичном высшем образовании. Ключевыми аспектами принято считать: (I) квалифицированный преподавательский состав; (II) педагогическое мастерство; (III) разработка курса с добавлением элементов, обусловленных применением технологичных средств обучения; (IV) работу студенческих служб.

Например, в университете Реджис, гуманитарном университете ордена иезуитов, расположенного в Денвере, штат Колорадо (США), в настоящее время разработка стандартов качества ведется в следующих направлениях:

- процесс подбора преподавателей и подготовка их к он-лайновому преподаванию;

- постоянная переподготовка и поддержка преподавателей;

- разработка технологичной учебной среды;

- техническая и академическая поддержка студентов, обучающихся он-лайн;

- технологические политики обеспечения постоянного контроля и усовершенствования;

- организация студенческих служб для дистанционного обучения [4].

Важный вклад в разработку теории оценки систем дистанционного образования внесли Д. Гуллер и Г. Рамбл.

Д. Гуллер предлагает использовать для оценки программ дистанционного образования следующие критерии:

- доступ к образованию (критерий касается возможностей для новых групп населения получить необходимое им образование);

- соответствие программ дистанционного образования общенациональным, региональным интересам и потребностям отдельных граждан;

- качество предлагаемых программ;

- степень достижения учащимися поставленных целей;

- стоимостная эффективность;

воздействие программ дистанционного образования на общество, на другие программы, учреждения и институты, отдельных граждан;

- объем новых знаний о взрослом учащимся и применяемых новых технологиях обучения.

В основу модели оценки Г. Рамбла заложены четыре показателя:

- время, затраченное на подготовку выпускника;

- доля выпускников от общего числа принятых;

- соответствие количества выпускников и уровня их подготовки целям учебного заведения, потребностям общества в образованной рабочей силе, общественным потребностям в образовании и потребностям непривилегированных слоев общества;

- экономическая и социальная эффективность [5].

Российская концепция акцентирует внимание на:

- важности создания единой национальной системы дистанционного образования;

- необходимости стандартизации курсов дистанционного образования;

- сертификации учебных заведений в системе дистанционного образования.

Оценка функционирования системы дистанционного образования или отдельного учебного заведения может проводиться на основе выработанных критериев или на нормативной базе.

Оценка на основе критериев требует, чтобы суждения качественного и количественного характера вытекали из сопоставления действительного положения вещей с неким «идеалом» (образовательным стандартом), который должен быть определен и использован в качестве своего рода эталона, по которому производится оценка.

Оценка на основе нормативной базы представляет собой альтернативный подход. Нормы, принятые для оценки открытых университетов, нередко напоминают нормы оценки функционирования традиционных университетов.

Специалисты подчеркивают исключительную сложность в определении идеальных показателей (норм) деятельности вузов и считают, что нормативный подход, при котором сопоставляется деятельность традиционного и открытого университетов, с учетом различий в социальных, культурных и экономических условиях, является наиболее приемлемым.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. - М., 1999. - С. 27-31.

2. Образование и 21 век. Информационные и коммуникационные технологии. - М., 1999. - С. 39-40.

3. Фрэнсис Келли, М. Политические последствия электронного обучения // Высшее образование в Европе. - 2002. - Т. XXVII. - № 3.

4. Хассон, У. Критерии качества дистанционного образования / У. Хассон, Э. Уотермен // Высшее образование в Европе. - 2002. - Т. XXVII. - № 3.

5. Rumble, G. Universites pour L'ensignement a distance en Europe // Higher education in Europe. - 1983.

- Vol. 8. - № 3. - P. 5-14.

6. UNESCO. World Education 2000: The Right to Education: Towards Education for All Throughout Life.

- Paris: UNESCO, 2000.

УДК 20.01.04 ББК 74.580.2

Н. И. Лященко

ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ОБУЧАЕМОГО В АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ ОБУЧАЮЩЕЙ СИСТЕМЕ

Аннотация. Основной проблемой автоматизированной обучающей системы является построение модели обучаемого, существует большое количество данных моделей, однако они слабо учитывают психофизиологические особенности и характеристики обучаемого и, как правило, не используются при формировании структуры образовательных ресурсов и их содержания, что снижает эффективность применения компьютерных обучающих систем.

Ключевые слова: компьютер, обучение, система, программа, модель, обучаемый, образование, сеть, алгоритм, граф.

N. I. Lyaschenko

CONSTRUCTION OF MODEL OF THE TRAINEE IN THE AUTOMATED TRAINING SYSTEM

Abstract. The main problem is to build the model of student; there are a lot of such models, which, however, have little regard for student's psychophysiological traits and features and are basically ignored when developing educational resources structure and content, making the use of computer-based learning systems less efficient.

Key words: computer, learning, system, software, model, student, education, net, algorithm, graph.

Развитие компьютерных технологий открывает широкий круг возможностей в сфере обучения. Современный учебный процесс сложно представить без использования компьютерных учебников, задачников, тренажеров тестирующих и контролирующих систем и других компью -терных средств обучения.

В настоящее время интенсивно развивается направление использования технологий глобальной сети интернет в системе образования. Удобство и гибкость гипертекстового представления материалов, оперативный доступ к большим объемам информации, позволяют широко применять интернет - технологии при создании систем дистанционного образования. В то же время, в среде студентов, получающих очное или заочное образование, проходя курсы повышения квалификации, обычным явлением становится наличие персонального компьютера, и значительная

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.