Научная статья на тему 'Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Реализация на территории Чувашской Республики'

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Реализация на территории Чувашской Республики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
277
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». Реализация на территории Чувашской Республики»

С .А. ЕНИЛИНА

ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «РАЗВИТИЕ АПК».

РЕАЛИЗАЦИЯ НА ТЕРРИТОРИИ ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Включение сельского хозяйства в число приоритетных национальных проектов явилось результатом существенных изменений на селе за последние годы.

Агропромышленный комплекс стал более привлекательным для российских и зарубежных частных инвесторов. Объем иностранных инвестиций, накопленных в сельском хозяйстве и перерабатывающей промышленности России с 1999 г., составил порядка 10 млрд долл. США. Произошла психологическая адаптация всех, кто живет и трудится на селе, к рыночным условиям. Сегодня люди меньше надеются на решения сверху, а больше рассчитывают на себя, понимают, что успех зависит, прежде всего, от действий конкретного человека и конкретного предприятия.

Стало меняться отношение власти к сельскому хозяйству. Закончился период «экономического дарвинизма», когда село приравнивалось ко всем другим отраслям и сферам, а модная либеральная доктрина утверждала, что при рынке все должно отрегулироваться само собой без участия государства.

Пришло понимание того, что сельское хозяйство для российского общества не только экономическая часть жизни - это ее уклад. Это - сохранение генотипа, культуры, социального, геополитического контроля над территорией, обеспечение ее целостности и независимости и многое другое, что трудно оценить в деньгах, трудно понять, сколько за это надо платить, но платить надо.

Все эти факторы создали объективные и субъективные предпосылки для того, чтобы сельское хозяйство впервые за последние 15 лет стало приоритетом национального развития.

Решение включить сельское хозяйство в число приоритетных национальных проектов Президент РФ Путин В.В. озвучил 5 сентября 2005 г. на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами Президиума государственного Совета. Президент обратил внимание на то, что сегодня в сельском хозяйстве доля лиц, получающих зарплату ниже прожиточного минимума, наиболее высока. Бедность и отсутствие работы ведут к потере жизненных ориентиров. Отмечалась необходимость дополнительной поддержки сельскохозяйственных предприятий, в том числе крестьянских и личных подсобных хозяйств граждан, особое внимание следует уделить созданию условий для развития животноводства.

Уже через полтора месяца, в октябре 2005 г. на расширенном заседании коллегии Минсельхоза России были рассмотрены конкретные меры, утверждены разработанные по поручению Председателя Правительства Российской Федерации План и Сетевой график, где определены мероприятия, объемы их финансирования, контрольные показатели, сроки и ответственные исполнители.

Характеризуя приоритетный проект развития АПК, нужно отметить, что его главная цель - повышение качества жизни, как в городе, так и на селе.

Проект основан на принципах рыночной экономики и основывается на сигналах рынка. Акцент сделан на развитии мяса и молока - наиболее ценных видов продовольствия, потребление которых сократилось за годы реформ в полтора раза. Животноводство выступает своеобразным локомотивом развития отрасли, потребляя значительные объемы растениеводческой продукции. Рынок мяса и мясопродуктов является чрезвычайно перспективным и социально значимым. Потребление мяса на душу населения в России составляет 55 кг, в развитых странах - 80-100 кг.

Главные аспекты, которые легли в основу формирования модели проекта «Развитие АПК»:

1) мотивирование прихода в сельское хозяйство крупного частного капитала, способного создать современное конкурентоспособное сельскохозяйственное производство;

2) организация цивилизованной системы функционирования малых форм бизнеса - это и личные подсобные хозяйства граждан, и крестьянско-фермерские хозяйства.

Национальный проект не предполагает использование прямых государственных инвестиций в сферу АПК. Предусмотрено субсидирование процентных ставок, когда используются либо банковский капитал, либо собственные средства аграриев.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» включает в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» и «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе».

По направлению «Ускоренное развитие животноводства» основными целевыми показателями являются: увеличение производства мяса на 7%, молока на 4,5% при стабилизации поголовья крупного рогатого скота (КРС), в том числе коров, на уровне не ниже уровня 2005 г.

Основные мероприятия по направлению:

1. Расширение доступности дешевых долгосрочных (до 8 лет) кредитных ресурсов на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм), что позволит повысить рентабельность отечественного животноводства, ускорить процесс технического перевооружения действующих животноводческих комплексов (ферм), ввести в эксплуатацию новые мощности.

Основным механизмом привлечения инвестиций является субсидирование процентной ставки в размере 2/3 ставки рефинансирования Банка России по кредитам коммерческих банков на срок до 8 лет на строительство и модернизацию животноводческих комплексов (ферм).

На эти цели из федерального бюджета выделено 3,45 млрд руб. в 2006 г. и 3,18 млрд руб. в 2007 г.

Ежегодно планировалось привлекать по 40 млрд руб. (фактически привлечено за 11 месяцев около 100 млрд руб.).

2. Увеличение поставок по системе федерального лизинга племенного скота, техники и оборудования для животноводства.

Основным механизмом является увеличение уставного капитала ОАО «Росагролизинг». На эти цели из федерального бюджета будет выделяться 4 млрд руб. ежегодно, 3 млрд руб. из которых будут направлены на закупку скота и 1 млрд руб. - на закупку оборудования.

Ежегодно планируется поставлять 50 тыс. голов племенного скота, а также оборудование для создания 65 тыс. скотомест.

При этом предусмотрено снижение ставки за использование средств уставного капитала ОАО «Росагролизинг» по поставкам племенной продукции до 0% годовых, что удешевит лизинг в среднем на 20%, и увеличение срока лизинга техники и оборудования для животноводческих комплексов до 10 лет, что позволит уменьшить расходы товаропроизводителей по лизинговым платежам в среднем на 5-6%.

3. Обеспечение прогнозируемости государственной таможенно-тарифной политики в части регулирования импортных поставок мяса и технологического оборудования для животноводства.

Основным механизмом является утверждение объемов квот и таможенных пошлин на мясо в 2006-2007 гг. и вплоть до 2009 г. согласно имеющимся

межправительственным договоренностям, отмена ввозных таможенных пошлин на технологическое оборудование для животноводства, не имеющее отечественных аналогов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 г. № 168 «О временных ставках ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов технологического оборудования» снижены ввозные таможенные пошлины на современные виды техники и оборудования для животноводства, аналоги которых не производятся отечественной промышленностью.

Федеральным законом от 03.11.2006 г. № 180 - ФЗ с 01.01.2007 г. освобождается от НДС стоимость ввоза на территорию России племенного скота.

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным целевым показателем является увеличение к 2008 г. объема реализации продукции личными подсобными и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (лПх и КФХ) на 6% (к 2008 г. прирост объема реализации продукции составит до 7 млрд руб.).

Основные мероприятия по направлению:

1. Увеличение и удешевление привлекаемых кредитных ресурсов ЛПХ и КФХ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, что позволит повысить товарность хозяйств и доходы занятых в них граждан.

Основной механизм - субсидирование процентной ставки по кредитам, полученным ими в коммерческих банках, в размере 95% ставки рефинансирования Банка России.

На эти цели федеральным бюджетом выделено - 2,9 млрд руб. в 2006 г., 3,67 млрд руб. - в 2007 г., что позволит привлекать ЛПХ и КФХ кредиты на сумму 20 млрд руб. ежегодно.

В 2006 г. средний размер кредита по прогнозным данным Минсельхоза России и ОАО «Россельхозбанк» на КФХ должен быть 2 млн руб. (число кредитуемых хозяйств - 8000), на ЛПХ - 100 тыс. руб. (число кредитуемых хозяйств -

197.5 тыс.), на сельскохозяйственный потребительский кооператив - 3 млн руб. (число кредитуемых сельскохозяйственных потребительских кооперативов -1500).

2. Модернизация и развитие инфраструктурной сети заготовительных, снабженческо-сбытовых сельскохозяйственных потребительских кооперативов (в 2006 г. их будет создано 400, в 2007 г. - 600), сельскохозяйственных потребительских кооперативов по переработке сельскохозяйственной продукции (в 2006 г. их будет создано 200, в 2007 г. - 350), сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов (в 2006 г. их будет создано 600, в 2007 г. - 400).

Это позволит повысить объем реализации в секторе малых форм хозяйствования путем налаженного гарантированного сбыта и переработки сельскохозяйственной продукции, а также расширить доступность дешевых кредитных ресурсов для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

На эти цели из федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» будет выделено в 2006 г. 3,6 млрд руб. и в 2007 г. -

4.5 млрд руб.

За счет выделенных средств ОАО «Россельхозбанк» будет оказывать кредитную поддержку создаваемым и действующим сельскохозяйственным потребительским кооперативам, а также информационную и методическую поддержку, в том числе предоставление юридического и финансового консалтинга филиалами банка и дополнительно открытыми офисами. Кроме того, в сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативах предусмотрено участие ОАО «Россельхозбанк» в качестве ассоциированного члена.

3. Формирование инфраструктуры земельно-ипотечного кредитования позволит повысить доступность кредитных ресурсов для сельхозтоваропроизводителей за счет развития кредитования под залог земельных участков. Запланировано принятие ряда федеральных законов, необходимых для создания системы земельно-ипотечного кредитования.

Из федерального бюджета на пополнение уставного капитала ОАО «Россельхозбанк» будет выделено в 2006 г. 0,1 млрд руб., в 2007 г. - 1,2 млрд руб. Это позволит к началу 2008 г. вовлечь в систему земельно-ипотечного кредитования 5 тыс. хозяйств со средним наделом земли в 100 га.

По направлению «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» основными целевыми показателями являются: ввод 1392,9 тыс. м жилья и улучшение жилищных условий не менее 31,64 тыс. молодых специалистов (или их семей) на селе.

Основные мероприятия по направлению:

Предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на финансирование мероприятий по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе.

Основным механизмом является осуществление хозяйствующими субъектами (работодателями) строительства (приобретения) жилья за счет субсидий из федерального бюджета (не более 30%), бюджетов субъектов Российской Федерации (не менее 40%) и собственных (заемных) средств работодателя (30%) и предоставление жилья молодым специалистам (или их семьям) на селе по договору коммерческого найма. Это создаст условия для формирования эффективного кадрового потенциала агропромышленного комплекса, развития рынка труда, роста уровня жизни граждан России, проживающих в сельской местности. На эти цели из федерального бюджета будет выделено в 2006 г. 2,0 млрд руб., в 2007 г. - 2,0 млрд руб.

Для Чувашской Республики, в которой почти 40% населения проживает в сельской местности, реализация приоритетного национального проекта «Развитие АПК» имеет важнейшее социально-экономическое значение.

В Чувашской Республике приняты все необходимые нормативные акты, проведена организационная работа по выполнению всех направлений приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

Между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и Кабинетом Министров Чувашской Республики 20.02.2006 г. заключено Соглашение о сотрудничестве по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК». В Соглашении определены следующие целевые контрольные показатели:

- по направлению «Ускоренное развитие животноводства» увеличение к 2005 г. производства молока в 2006 г. на 2,1% и в 2007 г. на 4,7%, мяса соответственно на 3,7% и 7,5%;

- по направлению «Стимулирование малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» создать в 2006 г. 31 сельскохозяйственный кооператив и в 2007 г. - 44;

- по направлению «Обеспечение жильем молодых специалистов (или их семей) на селе» в 2006 г. обеспечить жильем 260 молодых специалистов (их семей) на селе, ввод 13,1 тыс. кв. м жилья, в 2007 г. соответственно 300 семей и 15,1 тыс. кв. м.

Для реализации мероприятий, предусмотренных приоритетным национальным проектом «Развитие АПК», в республике принят ряд нормативных документов, обеспечивающих достижение целевых контрольных показателей к 2008 г.: республиканская целевая программа «Развитие агропромышленного комплекса Чувашской Республики на 2006-2010 годы» и к ней подпрограммы

«Развитие производства молока в Чувашской Республике (2006-2010 годы) и «Развитие свиноводства в Чувашской Республике (2005-2010 годы)».

Кроме того, во исполнение поручения Президента Российской Федерации В.В. Путина, данного на совещании по вопросам развития агропромышленного комплекса Российской Федерации 21 июня 2006 г., Президентом Чувашской Республики принят Указ (от 27 июля 2006 г. № 61), который предусматривает оказание государственной поддержки сельскохозяйственным организациям, использующим в производстве энергосберегающую технику и оборудование, внедряющим современные технологии производства продукции растениеводства и животноводства, взаимодействующим с сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, фермерскими и личными подсобными хозяйствами.

За время реализации приоритетного национального проекта в Чувашской Республике фактические показатели выполнения основных направлений проекта следующие.

Индекс производства продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, по данным Чувашстата, в январе-ноябре 2006 г. составил 102,4% (РФ - 102,2%), в сельскохозяйственных организациях - 108,9%.

В соответствии с принятыми Президентом Чувашской Республики нормативными актами в этом году сохранены все виды государственной поддержки агропромышленного комплекса. Кроме того, в рамках реализации приоритетного национального проекта для софинансирования мероприятий из республиканского бюджета выделены дополнительные средства.

С начала года на государственную поддержку сельского хозяйства из федерального и республиканского бюджетов выделено 810,5 млн руб. (1,3 раза к уровню прошлого года).

Включение новых форм государственной поддержки в рамках реализации приоритетного национального проекта и сохранение существующих позволило организациям агропромышленного комплекса, крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам населения за 11 месяцев 2006 г. привлечь льготных кредитов на сумму 4,1 млрд руб., что в 2,7 раза больше уровня прошлого года. Эти инвестиции позволили привлечь инновационные технологии, приобрести современную производительную технику и оборудование для обновления материально-технической базы отрасли, обеспечили рост объемов производства по зерну, картофелю, молоку и мясу.

Валовой сбор зерна после доработки составил во всех категориях хозяйств 426,1 тыс. т, или 107,2% к 2005 г., картофеля - 792,8 тыс. т, или 102,3%.

За 11 месяцев 2006 г. валовой надой молока в хозяйствах всех категорий составил 432,9 тыс. т, или 106,4% к аналогичному уровню прошлого года (РФ -100,3%), в том числе в сельскохозяйственных организациях - 109,4 тыс. т, или 102,1% (по РФ - 101,3%).

Сохранилась тенденция роста продуктивности коров в сельскохозяйственных организациях, средний надой молока на одну корову превысил прошлогодний уровень на 14,3%, или на 406 кг (по РФ на 8,2%).

В хозяйствах всех категорий в январе-ноябре 2006 г. произведено мяса

86,5 тыс. т, или 103,0% к соответствующему периоду предыдущего года (РФ -104,2%), в том числе в сельскохозяйственных организациях - 104,9% (по РФ -109,0%), в фермерских хозяйствах увеличение в 2,2 раза.

Увеличение производства скота и птицы на убой во всех категориях хозяйств вызвано ростом объемов производства мяса свиней, который составил к уровню 2005 г. 106,5% , мяса птицы - 105,5%, а также мяса КРС - 101,6%.

Продолжается наращивание объемов производства в птицеводстве: производство мяса птицы в птицеводческих хозяйствах возросло по сравнению с аналогичным периодом 2005 г. на 21,2%, яиц - на 19,6%, поголовье птицы - на 2,7%.

По состоянию на 1 декабря 2006 г. поголовье крупного рогатого скота во всех категориях хозяйств увеличилось на 2,9% (по РФ снижение на 2,7%), свиней - на 20,7% (по РФ рост на 10,7%). Рост производства мяса обеспечен не только за счет увеличения поголовья, но и роста продуктивности животных за счет соблюдения и внедрения новых технологий, улучшения кормовой базы.

Устойчивое развитие животноводства возможно только на основе внедрения селекционных достижений, улучшения качества стада. Для улучшения племенных и продуктивных качеств разводимого скота хозяйствами республики с начала 2006 г. было закуплено крупного рогатого скота в 2,7 раза (1385 голов) больше, чем в предыдущем году, овец в связи с увеличением спроса на баранину - в 2,4 раза (447 голов).

За 11 месяцев 2006 г. 28 хозяйствами оформлены долгосрочные кредиты на строительство и реконструкцию животноводческих помещений (ферм) на сумму 546,9 млн руб. (по РФ 45,9 млрд руб.).

Сформирована заявка на инвестиционные кредиты на 2007 г. с суммой кредитов около 2 млрд руб.

По направлению «Стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе» основным мероприятием является расширение доступности кредитных ресурсов для личных подсобных и фермерских хозяйств.

По состоянию на 01.12.2006 г. в республике выданы кредиты 12354 заемщикам - гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства, и фермерским хозяйствам на сумму 17059,7 млн руб., или в среднем 138 тыс. руб. на одного заемщика.

В кредитовании малых форм хозяйствования участвуют 2 банка и республиканский сельскохозяйственный кредитный кооператив «Согласие». По объему кредитов из общей суммы выданных кредитов на долю Чувашского отделения Сберегательного банка РФ приходится 60,4% (10312,1 млн руб.), Чувашского регионального филиала ОАО «Россельхозбанк» - 38,4% (644,9 млн руб.), РСПКК «Согласие» более 1%.

Работа по привлечению кредитов мелкотоварным сектором продолжается. На рассмотрении в кредитных организациях находятся еще более 600 заявок на сумму более 80 млн руб.

Рост производства сельскохозяйственной продукции в личном секторе неизбежно приведет к проблеме ее сбыта и переработки, задача состоит в том, чтобы создать условия для ее реализации.

В целях обеспечения реализации и хранения произведенной хозяйствами населения и фермерскими хозяйствами продукции и сырья в 2006 г. в республике по плану реализации приоритетного национального проекта должен быть создан 31 сельскохозяйственный потребительский кооператив (кредитных - 23, перерабатывающих - 5, заготовительных и снабженческо-сбытовых - 3).

С момента реализации проекта в республике создано 92 сельскохозяйственных потребительских кооператива, что в 3,0 раза больше запланированного (22 кредитных, или 96% к плану, 25 перерабатывающих, или в 5 раз больше запланированного, 43 заготовительных и снабженческо-сбытовых, или в 14,3 раза. Кроме того, в республике создано 2 сельскохозяйственных потребительских животноводческих кооператива).

Для оказания помощи в становлении вновь созданных сельскохозяйственных потребительских кооперативов, обеспечения их оргтехникой и технологическим оборудованием в республиканском бюджете Чувашской Республики в 2006 г. выделены средства в сумме 13,4 млн руб. для реализации в каждом сельском районе пилотных проектов.

Пройден этап регистрации кооперативов, подбора кадров, т.е. организационный период. В настоящее время стоит задача приведения сети кооперативов в стабильно действующую систему, работающую на развитие сельских территорий и повышение доходов сельского населения.

Для обеспечения доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе предусмотрены следующие целевые показатели по обеспечению доступным жильем молодых специалистов (или их семей) на селе: ввод жилья за 2 года не менее 28,2 тыс. кв. м; улучшение жилищных условий молодых специалистов (или их семей) - 560 человек.

По состоянию на 01.12.2006 г. выданы 116 свидетельств молодым специалистам (и их семьям), что составляет от контрольно-целевых показателей 44,6% на сумму 15,6 млн руб. на строительство 9,9 тыс. кв. м. жилья (75,5% от плана). Основными причинами низкого выполнения контрольных показателей за 11 месяцев 2006 г. стало позднее принятие нормативных правовых актов на уровне Российской Федерации, регулирующих предоставление субсидий молодым гражданам. Документы приняты в середине года, когда в бюджетах субъектов уже все средства были распределены и не было источников для софинансирования. 9 субъектов РФ, включая Московскую, Орловскую и Белгородскую области, из-за недостатка средств на софинансирование вышли с предложениями по снижению целевых показателей по данному направлению. В Чувашской Республике, несмотря на трудности, показатель по введению жилья будет выполнен. Кроме того, очень сложная процедура оформления документов для получения субсидий, не на должном уровне в сельских поселениях находится учет молодых граждан, нуждающихся в жилых помещениях. Выполнение контрольных показателей по вводу жилья переходит на 2007 г., в связи с поздним получением молодыми семьями и молодыми специалистами субсидий, предназначенных для покупки материалов и оборудования.

Приоритетный национальный проект «Развитие АПК» - большая и разносторонняя программа, и задача состоит в том, чтобы все выделенные средства сработали с максимальной эффективностью и привели к повышению инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности животноводства; увеличению потребления основных продуктов питания на душу населения; росту вклада АПК в решение задачи по увеличению ВВП.

Поэтому стратегические ориентиры агропромышленного комплекса Чувашской Республики, включая финансово-кредитную политику, в ближайшей перспективе будут направлены на выполнение целевых контрольных показателей приоритетного национального проекта «Развитие АПК», инновационное развитие отрасли с ориентацией на качественный экономический рост, увеличение объемов производства конкурентоспособной продукции, создание рабочих мест и условий труда для жителей сельских территорий.

Литература

1. Гордеев А.В. О мерах по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК» // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2006. № 3. С. 4-6.

2. Гордеев А.В. Проект работает, набирает темп, дает положительные результаты // Специальный информационный выпуск «Приоритетный национальный проект «Развитие АПК». 2006. Издательский дом МКТС. С. 2-9.

3. Костяев А.И. Проблемы территориальной неоднородности условий агробизнеса: теория вопроса и пути решения // Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социально-экономической стабильности России: Материалы Второго Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2006. С.19-23.

4. Торопов Д.И. Обеспеченность жильем молодых специалистов на селе // Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социально-экономической стабильности России: Материалы Второго Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2006. С. 51-54.

5. Трушин Ю.В. Кредитование агробизнеса // Устойчивое развитие агропродовольственного сектора как важнейший фактор социально-экономической стабильности России: Материалы Второго Всероссийского конгресса экономистов-аграрников. М.: ФГНУ «Росинформагротех». 2006. С. 47-51.

ЕНИЛИНА СВЕТЛАНА АЛЕКСАНДРОВНА родилась в 1973 г. Окончила Чувашский государственный педагогический институт и Чувашский государственный университет. Заместитель министра сельского хозяйства ЧР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.