УДК 376.1.04 ББК Ч 430
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОЗДАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Е.Р. Теплякова
Управление образования Курчатовского района Администрации г. Челябинска
PRIORITY TRENDS IN CREATING SAFETY EDUCATIONAL AREA FOR HANDICAPPED CHILDREN
Ё. Teplyakova Education Board of Kurchatov region Administration in Chelyabinsk
Рассматриваются приоритетные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья с позиции комплексного подхода. На основе анализа практического опыта дается содержательная характеристика компонентов дидактической, информационной, социальной и психологической безопасности в системе специального (коррекционного) образования.
Ключевые слова: безопасность образовательного пространства, специальное (коррекционное) образование, дети с ограниченными возможностями здоровья.
Priority trends of creating safety educational area for handicapped children from the position of a comprehensive approach are examined. The content characteristic of didactic, information, social and psychological safety components in the system of special (correctional) education for handicapped people is given on the basis of field experience analysis.
Keywords: safety of educational area, special (correctional) education for handicapped children, handicapped children.
Проблема безопасности в современном мире стоит очень остро, в том числе и в системе образования. Созданию безопасного образовательного пространства в последнее время уделяется достаточно большое внимание. Ребенок, особенно с ограниченными возможностями здоровья, может развиваться только в образовательной среде с определенными параметрами, один из самых существенных - безопасность.
Понятие «безопасность образовательного пространства» является интегративным и представляет собой совокупность психологической, дидактической, информационной и социальной безопасности, базирующейся на нормативно-правовых и экономических основах. В специальной работе под редакцией И.А. Баевой, интегративность понятия «безопасность
образовательного пространства» рассматривается как процесс [3, с. 74]. Это и процесс комфортного, полноправного субъект-субъект-ного общения в образовательном процессе (психологическая безопасность); процесс овладения знаниями, умениями и навыками, т. е. процесс обучения (дидактическая безопасность); процесс передачи и обмена информацией (информационная безопасность); процесс взаимодействия субъектов образовательного пространства с социальной средой (социальная безопасность).
В данной работе безопасность образовательного пространства изучается и как состояние, обеспечивающее базовую защищенность его субъектов в вышеперечисленных процессах; и как свойство системы образования, характеризующее защищенность образо-
вательного пространства от деструктивных воздействий [3, с. 78],
Тема безопасности рассматривается и на уровне общества - как одна из характеристик национальной системы образования; на уровне образовательного учреждения; на уровне личности или субъекта деятельности [4, с. 78].
Определить основные направления создания безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья, как показывают наблюдения и анализ литературных источников, возможно через организацию безопасности среды, в которой реализуется процесс специального (коррекционного) обучения; безопасности ресурсного (программно-дидактического, кадрового) обеспечения учебного процесса; безопасности взаимодействия (интеракции) учителя и ученика, ученика и рефлексивно-образовательной среды.
Опираясь на исследования Е.Г. Новолодской [2], В.Д. Семенова [5] и опыт работы в качестве руководителя Психолого-медико-педа-гогической комиссии Управления образования Курчатовского района Администрации г. Челябинска нами выделены определенные компоненты системы безопасного образовательного пространства: психологический, социальный, информационный и дидактический.
Требования каждого из выделенных компонентов в той или иной мере соблюдаются как в общеобразовательном, так и в специальном (коррекционном) учреждении. Этому уделяется достаточное внимание на разных уровнях управления: управленческом, административном и практико-ориентированном. Совместные усилия представителей каждого уровня в конечном итоге способствуют повышению качественных характеристик состояния защищенности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Так, например, средовой компонент дидактической безопасности обеспечивается соблюдением требований к проектированию и оборудованию предметной развивающей среды, достаточной материально-технической оснащенностью общеобразовательного и коррекционно-педагогического процесса в соответствии с его целями и задачами, соблюдением гигиенических требований Санитарных Правил и Норм (СанПиН) к мебели, игрушкам, к книжным и журнальным изданиям для детей, созданием эстетической комфортности среды.
Отметим и то, что проектировать пространство для детей с ограниченными возможностями здоровья, по мнению О.В. Дыби-ной, следует с соблюдением следующих принципов [1, с. 12]: принцип учета особенностей и возраста ребенка; принцип удовлетворения потребностей ребенка (потребности в движении, в общении, в познании); принцип уважения личности ребенка; принцип функциональности; принцип динамичности-статич-ности среды.
Ресурсный компонент дидактической безопасности предусматривает программнометодическое оснащение учебно-воспитатель-ного процесса, соответствующее видовой направленности учреждения, реализацию «легитимных» (т. е. рекомендованных Министерством образования и науки РФ) общеобразовательных и специальных (коррекционных) программ. Это, прежде всего, соблюдение требований к дидактическому обеспечению учебного процесса, в том числе, наличие сертификатов качества и соответствия дидактических материалов и оборудования, соответствующая профессиональная квалификация педагогических кадров.
В противовес ресурсному, интерактивный компонент дидактической безопасности, который в основном базируется на человеческом факторе (профессиональном ресурсе). Он обеспечивается отбором форм, методов и приемов коррекционно-педагогического воздействия, которые учитывают психофизиологические, возрастные и индивидуально-типологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный компонент реализуется на основе требований к планированию, организации, содержанию и проведению занятий и уроков в соответствии с программами воспитания и обучения детей, организации режима дня и учебных занятий.
Особое внимание уделяется соблюдению требований безопасности учащихся, воспитанников во время учебно-воспитательного процесса, т. е. непосредственно на занятиях и уроках. С этой целью в образовательных учреждениях реализуются здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии; мероприятия по профилактике травматизма; проводится инструктирование педагогических работников по охране жизни и здоровья детей; обучение педагогического коллектива правилам поведения в чрезвычайных ситуациях; аттестация рабочих мест повышенной опасности
(кабинеты химии, физики, технологии и т. п.); испытания спортивного оборудования и оформление актов-допусков на занятия в спортивном зале и на спортивной площадке.
Опираясь на интегративность категории «дидактическая безопасность», мы выделили параметры, объединяющие её с другими видами безопасности. Безопасность учебного пространства (класса, группы) обеспечивает психологический комфорт и гарантирует психологическую безопасность. Безопасность взаимодействия субъектов образовательного процесса в учебной, воспитательной ситуации может выступать гарантом психологической и социальной безопасности.. Безопасность программно-дидактического содержания процесса воспитания и обучения является залогом информационной безопасности.
Информационная безопасность образовательного пространства, особенно в системе специального (коррекционного) образования, предполагает защиту информационного поля как минимум с двух позиций: с позиции входящего и с позиции исходящего информационного потока. Первый не должен содержать информацию, наносящую вред психическому здоровью ребенка, его нравственному и духовному развитию. Не должен он и пропагандировать насилие и жестокость, антиобщественное поведение. Второй информационный поток (так называемого внутреннего пользования), в основном содержащий сведения о ребенке с ограниченными возможностями здоровья, обязан отвечать требованиям конфиденциальности, соблюдать интересы ребенка и его семьи.
Рассмотрим, как конкретизируется каждый из компонентов этого вида безопасности. Средовой компонент информационной безопасности обеспечивается соблюдением требований к наглядным дидактическим, просветительским материалам, к информационным стендам. Такого рода информация не должна выходить за рамки возрастной компетенции ребенка, быть доступной для восприятия, отличаться хорошим полиграфическим качеством и учитывать перцептивные возможности той категории детей, на которую ориентирована (детей с нарушением зрения, слуха, интеллекта и др.).
Информационная среда специального (коррекционного) образования предусматривает дозированность учебно-дидактической информации ознакомительного, познавательного, развивающего характера и её ориенти-
рованность на разные модальности восприятия (слух, зрение, тактильные ощущения). Обязательным является учет возрастных особенностей гностических функций детей (а именно объема, способа восприятия), предупреждение так называемого «информационного перегруза».
Ресурсный компонент информационной безопасности, как показало наше исследование, должен отвечать требованиям полиграфического, акустического, художественного качества информационных материалов. Адекватное содержание должно обеспечивать защиту ребенка от негативного влияния информационных потоков, обеспечивать требования дидактической безопасности. Из регламентированного содержания образования исключаются информационные материалы, провоцирующие ребенка на агрессивные действия, вызывающие у него проявления жестокости по отношению к сверстникам и взрослым. В игровых сюжетах и ситуациях отсутствует какая-либо информация, связанная с безнравственностью и насилием, провоцирующая ребенка на пренебрежительное или негативное отношение к расовым особенностям и физическим недостаткам других людей.
Большое значение в структуре информационной безопасности отводится интерактивному компоненту, который рассматривается с точки зрения уровневого подхода. На уровне субъект-субъектных отношений информационная безопасность может быть гарантирована педагогической компетентностью педагога, выступающего как генератором, так и транслятором информации различного характера, высоким уровнем общей культуры педагога как просветителя, образца для подражания. Гарантом может выступать профессиональное мастерство учителя как оратора, носителя норм русского языка, показывающего ребенку правильный образец культуры речи, поведения, взаимодействия с окружающими людьми.
На уровне субъект-объектных отношений интерактивный компонент информационной безопасности обеспечивается регламентированным доступом к локальной и глобальной компьютерной сети, к информационным носителям, информационным базам данных. Предотвращается несанкционированный доступ к информации внутреннего пользования, в том числе конфиденциального характера. Ограничивается и дозируется влияние средств массовой информации (телевидения, радио,
прессы). Реализуется система профилактических мер по предупреждению зависимости от технико-информационных источников (телевизора, компьютера, игровых тренажеров и др.).
Но соблюдение мер информационной безопасности не должно изолировать ребенка с ОВЗ от социума, а призвано способствовать научению способам взаимодействия с социальной средой через формирование системы знаний о ней, тем самым обеспечивая социальную безопасность.
Социальная безопасность субъектов образовательного пространства, как пишет В.Д. Семенов, гарантируется защищенностью как образовательного учреждения, так и самих участников образовательного процесса (воспитанников, учащихся, педагогов) [5, с. 109].
Средовой компонент социальной безопасности предусматривает построение системы безопасности, учитывающей особенности образовательного учреждения: его тип и вид, категорию обучающихся, технические характеристики территории, здания, его наполняемость, порядок функционирования. Такие системы в муниципальной образовательной системе созданы, эффективно функционируют и представляют собой комплекс организа-ционно-технических мероприятий, включающий физическую охрану образовательного учреждения и территории с помощью служб безопасности, вневедомственной охраны, частных охранных предприятий; обеспечение инженерно-технической укрепленности, что предусматривает исправное состояние здания, капитальное ограждение территории, наличие металлических входных дверей, видеонаблюдения; обеспечение контрольно-пропускного режима; соблюдение норм пожарной, электробезопасности, норм охраны труда; предупреждение детского, дорожного травматизма; соблюдение требований к отделке и оборудованию классных комнат, групповых помещений, спортивных залов, к санитарному содержанию помещений.
Отметим и то, что безопасность образовательной среды во многом зависит от ресурсного обеспечения. Ресурсный, а это, прежде всего, материально-технический компонент социальной безопасности, предполагает разработку положений, инструкций, планов, регламентирующих режим охраны, наличие инженерно-технического оборудования: ох-ранно-пожарной сигнализации, систем видеонаблюдения и контроля доступа, систем опо-
вещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Ресурсы социальной безопасности включают и обеспеченность персонала учреждения средствами индивидуальной защиты и оказания первой медицинской помощи, а также соответствующее нормам безопасности оборудование и оснащение учебных помещений (мебель, спортивный инвентарь и др.).
Чрезвычайно важным в обеспечении социальной безопасности субъектов образовательного пространства является интерактивный компонент. Он затрагивает систему межличностных отношений и реализуется на уровне диады: ребенок - ребенок, ребенок -педагог, ребенок - родитель и родитель - педагог, ребенок - окружающий мир, ребенок и другие люди.
Создание безопасных условий взаимодействия в образовательных учреждениях возможно на основе формирования культуры безопасности всех его субъектов. Это предполагает обучение детей и педагогических работников правилам поведения в чрезвычайных ситуациях; реализацию образовательных программ по основам безопасности жизнедеятельности, в том числе детей дошкольного возраста; соблюдение культуры общения, исключающей формы насилия в межличностном взаимодействии; оказание помощи семьям, находящимся в социально опасном положении.
Очевидно, что в совокупности все компоненты безопасности обеспечивают комфортные условия пребывания ребенка в образовательном учреждении, комфортные условия обучения как процесса получения знаний и взаимодействия с педагогом. Это, в конечном итоге, обусловливает психологическую безопасность среды и личности в целом. Поэтому психологическую безопасность мы определяем как системообразующую, в которой средовой компонент обусловливается целенаправленным профессиональным влиянием каждого субъекта образовательного пространства на формирование комфортной образовательной среды. Ресурсный компонент является гарантом достаточного уровня развития психологопедагогической компетентности педагогов, управленцев, родителей, достаточный арсенал методов, приемов, технологий работы. Интерактивный - направлен на гуманизацию отношений самих участников образовательного процесса.
Таким образом, модель безопасного образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья содей-
ствует реализации основных принципов специального (коррекционного) образования; принципа активного привлечения ближайшего социального окружения; принципа педагогического оптимизма.
Грамотная организация такого пространства требует объединения управленческих решений и практического опыта учителей, воспитателей, логопедов, дефектологов, психологов, других специалистов образовательных учреждений, а также родителей воспитанников и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Изучая приоритетные направления создания безопасного образовательного простран: ства для детей с ограниченными возможностями здоровья, следует отметить необходимость дальнейшего изучения ряда направлений, которые могут быть сведены к следующим. Это доступность образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья; программное содержание обучения, которое должно обеспечивать максимальную социализацию выпускников образовательных специальных (коррекционных) учреждений; ресурсное (методическое, технологическое, кадровое) обеспечение комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с осо-
бенностями в развитии; роль семьи в социальном, эмоциональном, психологическом благополучии детей с ОВЗ.
Литература
1. Дыбина, О.В. Образовательная среда и организация самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста: методич. рек. / О.В. Дыбина. - М.: Центр психолог. образования, 2008. - 64 с.
2. Новолодская, Е.Г. Культура здоровья современного человека / Е.Г. Новолодская // Современные проблемы профессиональной и деловой культуры: сб. ст. участников Всерос. науч. -метод, конф. / под ред. Л.В. Торопова. -Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001. - 227 с.
3. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практ. рук. / под ред. И.А. Баевой. - СПб.: Речь, 2006. - 287 с.
4. Образование и безопасность: проблемы, концепции, реальность: материалы Всерос. науч.-метод, конф., 21-23 апреля 2005 г. / ред. В.В. Анисимов, О.Г. Грохольская. - М.: УрАО, 2005. - 185 с.
5. Семенов, В.Д. Педагогика среды / В.Д. Семенов. - Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1993.-207 с.
Поступила в редакцию 26 ноября 2010 г.