Научная статья на тему 'Приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения Украины'

Приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения Украины Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
479
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Чернецкий В. Ю.

В статье проанализировано состояние сферы здравоохранения Украины и на основе этого анализа определены основные приоритетные направления по ее совершенствованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF HEALTH CARE OF UKRAINE

The paper analyses the state of health care and on the basis of this analysis, the main priority directions for its improvement are defined.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления совершенствования системы здравоохранения Украины»

УДК 352.614.1:312.6 (477)

В.Ю. Чернецкий* ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

В статье проанализировано состояние сферы здравоохранения Украины и на основе этого анализа определены основные приоритетные направления по ее совершенствованию.

Ключевые слова: система здравоохранения, государственное обеспечение системы здравоохранения, кадровое обеспечение системы здравоохранения, медико-санитарная помощь, медицинские услуги.

Современный этап социально-экономического развития Украины сопровождается сложными условиями функционирования системы здравоохранения. Кризисные явления в экономике, расслоение общества по уровню жизнеобеспечения, социальная и политическая нестабильность привели к ухудшению состояния системы здравоохранения. За последние 10 лет сеть учреждений здравоохранения после уменьшения их количества 1996—1998 гг. снова возросла и стабилизировалась. Все это сопровождалось определенной нагрузкой на государственное управление в сфере здравоохранения, что и стало причиной выделения приоритетных направлений его развития.

Теоретическими и практическими вопросами в сфере государственного управления здравоохранением занимались и занимаются такие ученые, как Я. Радиш, В. Лобас, Д. Карамишев, И. Хо-жило, М. Шутов, Е. Петряева и другие.

Цель данной статьи — проанализировать современное состояние сферы здравоохранения на Украине и на основе этого анализа определить приоритетные направления ее совершенствования.

Стабилизация и рост количества учреждений сферы здравоохранения повлекли за собой значительное увеличение количества самостоятельных поликлиник и амбулаторий, которые предоставляют наибольший объем медицинских услуг. Система учреждений здравоохранения построена на основе действующего административно-территориального разделения Украины и согласно требованиям приближения медицинской помощи к людям, которые проживают в селах, поселках и городах. В селах и поселках функционируют фельдшерско-акушерские пункты, сельские участковые больницы, врачебные амбулатории, районные больницы.

В поселках и городах — административных центрах районов — расположены центральные районные больницы, поселковые и городские больни-

цы, поликлиники, диспансеры, амбулатории. В городах — административных центрах областей — размещены ряд областных больниц (областная больница, больница для лечения матерей и детей, лиц, пострадавших от последствий Чернобыльской аварии, инвалидов Отечественной войны), госпиталей для ветеранов и инвалидов войны и труда, областные диспансеры, центры здоровья, городские больницы и поликлиники, а также научно-исследовательские медицинские институты, которые проводят диагностическую и лечебную деятельность. Самая большая и самая густая сеть заведений здравоохранения размещена в столице — городе Киеве, где действует ряд специализированных (бывших республиканских) больниц, основная часть научно-исследовательских институтов медицинского профиля, осуществляющих диагностику, лечебно-реабилитационную деятельность на своих клинических базах, Киевский государственный медицинский университет, Киевский государственный университет последипломного образования, городские и районные больницы, поликлиники, диспансеры, амбулатории, медико-санитарные части, учреждения здравоохранения отдельных министерств и ведомств, предприятий, учреждений, организаций, многочисленные частные медицинские центры, больницы и кабинеты.

В других странах система здравоохранения по-разному обеспечена и организована государством и отличается как по степени зависимости от последней, так и по степени финансовой поддержки. Это определяется, прежде всего, степенью государственного регулирования деятельности и долей ВВП, выделяемой на финансирование здравоохранения. Например, Великобритания характеризуется хорошо развитой Национальной службой здравоохранения, на которую тратит 6,6 % ВВП, что составляет более 1,2 тыс. долл. США на душу населения: по показателю продолжительно-

* © Чернецкий В.Ю., 2012

Чернецкий Вадим Юрьевич (mns_15@mail.ru), кафедра менеджмента непроизводственной сферы Донецкого государственного университета управления, 83005, Украина, г. Донецк, ул. Челюскинцев, 163а.

сти жизни страна занимает 14 место среди стран мира. США занимают 18 место по показателю продолжительности жизни и тратят на здравоохранение 15 % ВВП, что составляет почти 4 тыс. долл. США на душу населения. На Украине затраты на здравоохранение составляют 2,8 % ВВП, или 65—133 грн. на одного гражданина, и по этому показателю Украина занимает 96 место среди 176 стран мира, охваченных мониторингом ВОЗ.

Таким образом, не подлежит сомнению, что степень участия государства в организации и обеспечении системы здравоохранения определяет место этой социальной институции в обществе [1].

Украинская система здравоохранения страдает от непоследовательной социально-экономической политики, отсутствия единых условий для всех субъектов хозяйствования, неблагоприятного инвестиционного климата, несовершенной налоговой политики и т. д. Однако в связи со стабилизацией экономики Украины ситуация стала в последнее время несколько улучшаться. Начиная с 2000 г. параллельно с процессами экономической стабилизации начали увеличиваться ассигнования государственного бюджета на нужды здравоохранения, стало возможным впервые за прошедшее десятилетие осуществить централизованную закупку в необходимом объеме вакцин и некоторых жизненно важных препаратов [2].

Ситуация в здравоохранении Украины в настоящее время оценивается как сложная. Выступая на 2-й научно-практической конференции «Здравоохранение: Украина и мир», министр здравоохранения отметила, что текущее состояние отрасли как таковой характеризуется:

— низким уровнем здоровья населения;

— неэффективным и громоздким управлением на всех уровнях;

— раздробленным медицинским пространством;

— конфликтом законодательных и нормативных документов по социально-экономическому развитию в стране;

— нерациональным использованием имеющегося государственного бюджета и диспропорцией в финансировании уровней медицинской помощи;

— недостаточным учетом и отсутствием механизмов обеспечения оптимального использования общих расходов на здравоохранение (на Украине не развиты и существенно занижаются внебюджетные поступления).

Потребность в здравоохранении, характер и объем медицинской помощи определяются состоянием и динамикой здоровья населения и условиями их формирования, а также возможностью их удовлетворения — юридическим, финансовоэкономическим, кадровым и материально-техническим обеспечением. Сейчас на Украине действует достаточно мощная общегосударственная система

здравоохранения, сформированная преимущественно за годы социалистического строительства. В 2010 г. на Украине насчитывалось 28,4 тыс. медицинских учреждений государственной, коммунальной и частной форм собственности (из них

24.2 тыс. медицинских учреждений системы Министерства здравоохранения), среди которых

3.2 тыс. больниц на 639 тыс. коек и 7,4 тыс. амбулаторно-поликлинических учреждений на 966 тыс. посещений в смену, 1064 станции скорой медицинской помощи, 324 самостоятельные стоматологические поликлиники и 4676 стоматологических отделений в составе медицинских учреждений, 555 санаториев, 855 учреждений государственной санитарно-эпидемиологической службы и почти 200 высших медицинских учебных заведений, заведений последипломного образования и научно-исследовательских учреждений, а также 198 ведомственных лечебных учреждений и 3475 учреждений здравоохранения негосударственных форм собственности [4].

Что касается кадрового обеспечения, то во всех учреждениях и заведениях здравоохранения Украины на сегодня занято примерно 1,3 млн человек, из них в системе Министерства здравоохранения Украины — 1,1 млн работников. Среди всех работающих 196,6 тыс. врачей и 470,4 тыс. младших специалистов с медицинским образованием, которые занимают соответственно 224,7 тыс. врачебных и 462,7 тыс. должностей младших специалистов с медицинским образованием. Показатель обеспеченности врачами, которые непосредственно занимаются лечением больных, — 26,7 на 10 тыс. населения, а в целом по отрасли — 41,1. Высок этот показатель в Харьковской, Тернопольской, Черновицкой областях, АР Крым, низкий — в Николаевской, Херсонской, Кировоградской, Сумской областях. Обеспеченность младшими специалистами с медицинским образованием — 98,4 на 10 тыс. населения.

Медицинские работники отрасли имеют надлежащий уровень квалификации — 125,9 тыс. (64,1 %) врачей и 223,5 тыс. (47,5 %) младших специалистов с медицинским образованием аттестованы на квалификационные категории. В районных, участковых больницах и сельских врачебных амбулаториях работает 44304 врача, занимающих 51832 должности: в центральных районных больницах из 42491 штатной врачебной должности занято 39941, в районных больницах из 3212 врачебных должностей занято 2959, в участковых больницах из 3801 занято 3372, в сельских врачебных амбулаториях из 6697 занято 5560 врачебных должностей. В педиатрической службе работает более 29 тыс. врачей-педиатров, из них более

8,5 тыс. — в первичном звене.

Обеспеченность врачами-психиатрами составляет 1,9, а врачами всех педиатрических специ-

альностей — почти 3,5 на 1000 чел. детского населения, что усиливает профилактическое направление медицинской помощи детям. Ежегодно высшее образование получают около 9 тыс. врачей и провизоров и 21 тыс. младших специалистов; повышают квалификацию соответственно около 40 тыс. и 65 тыс. медицинских работников.

На начало 2010 года в системе Министерства здравоохранения Украины функционировало 6496 учреждений, оказывающих амбулаторно-поликлиническую помощь, в т. ч. 2469 в составе больниц разного типа, 395 диспансеров, 3166 самостоятельных поликлиник и амбулаторий, 148 врачебных здравпунктов, 318 стоматологических поликлиник. Плановая мощность из года в год растет и в 2010 году составила 873410 посещений в смену, или 183 на 10 тыс. населения.

В течение последних лет почти вдвое увеличено количество учреждений здравоохранения, работающих на принципах семейной медицины. На сегодня их количество составляет 1167 (около 80 % находятся в сельской местности). Численность штатных должностей семейных врачей увеличилась с 1264 до 2230 (из них 63 % в сельской местности).

Основными типами лечебно-профилактических учреждений являются больничные учреждения, в которых объединено предоставление как амбулаторно-поликлинической, так и стационарной медицинской помощи, а также самостоятельные поликлиники и амбулатории, в которых предоставляют только амбулаторно-поликлиническую помощь [5].

Стационарная медицинская помощь в учреждениях системы Министерства здравоохранения Украины оказывается достаточной сетью больниц (2850 заведений) с общей мощностью коечного фонда 426758 коек. Уровень госпитализации составляет 20,3 на 100 жителей, в т. ч. 20,9 для городских и 19,1 для сельских. Сейчас приоритетным на Украине является предоставление медицинской помощи детям. Для этого создана и функционирует широкая сеть лечебно-профилактических учреждений: 27 областных и 115 городских (в том числе 11 специализированных) больниц, Украинская детская специализированная больница «Охматдет», 43 поликлиники, 3,3 тыс. медицинских учреждений, имеющих детские отделения или кабинеты, 47 домов ребенка.

Почти 50 % населения Украины составляют жители сельской местности. Обеспечение этой категории требует значительных материальных и интеллектуальных затрат. Медицинскую помощь сельскому населению оказывают в 25 областных, 486 центральных районных, 127 районных, 889 участковых больницах, почти 2,6 тыс. сельских врачебных амбулаторий, около 16 тыс. фельдшерско-акушерских пунктов, а также областных, го-

родских и ведомственных лечебно-профилактических заведениях. Эффективно используется коечный фонд: увеличилось среднее число дней занятости койки и сократились сроки пребывания больного на койке. Среднее число дней занятости койки составляет 328 дней, срок среднего пребывания больного на койке — 14,4 дня. Количество дневных стационаров за последние три года увеличилась с 2,8 тыс. до 3,6 тыс., количество мест в них — с 36 тыс. до 47 тыс.

Обеспечение лекарствами населения и лечебных учреждений осуществляется разветвленной сетью аптек, аптечных пунктов и киосков разных форм собственности (14,5 тыс.). Ассортимент зарегистрированных на Украине лекарственных средств составляет 7127 наименований, из которых 2739 — отечественного производства. Доля отечественных лекарств в объемах внутреннего потребления составляет около 40 %.

Согласно инвентаризации санаторно-курортных и оздоровительных заведений Украины, проведенной Советом министров АР Крым, областными, Киевской и Севастопольской городскими государственными администрациями, оздоровительной деятельностью на Украине занимаются более 3 тыс. субъектов предпринимательской деятельности, из них 626 находятся в Крыму. В сфере здравоохранения функционирует 192 санатория, из них 97 — туберкулезного профиля (на 13973 кровати). На 1 санаторно-курортную кровать приходится

7,6 больных активным туберкулезом. В подчинении Министерства здравоохранения Украины находится 38 специализированных санаториев: 21 детский санаторий на 6476 коек (в том числе 8 противотуберкулезных санаториев на 2415 коек), 3 подростковых противотуберкулезных санатория на 440 коек и 14 противотуберкулезных санаториев для взрослых на 2210 коек.

Помимо этого в стране функционируют ведомственные (министерств обороны, внутренних дел, транспорта, Службы безопасности, пограничных войск и др.), частные и другие медицинские учреждения.

В системе здравоохранения важное место занимает подсистема «медицинская помощь», которую рассматривают как комплекс специальных мероприятий и средств, способствующих сохранению и укреплению здоровья, повышению санитарной культуры населения, предотвращению заболеваемости и инвалидности, обеспечивающих диагностику заболеваний, лечение лиц с острыми и хроническими болезнями, реабилитацию больных и инвалидов. Среди ее подсистем (отраслей) следует выделить как лечебно-профилактическую помощь, охрану здоровья матери и ребенка, так и санитарно-эпидемиологическую службу, а также медикаментозную помощь, медико-социальную экспертизу, медицинское образование и науку,

санаторно-курортную помощь и т. д. Сегодня существует более 30 сформированных медицинских служб в системе здравоохранения. Их деятельность регулируется рядом законодательных актов, среди которых главное место занимают подзаконные нормативно-правовые акты, которые разрабатываются и утверждаются Министерством здравоохранения Украины.

Так, приказом Министерства здравоохранения Украины № 422 от 19.11.2002 г. «О дальнейшем развитии клинической иммунологии в Украине» утверждена структура службы клинической иммунологии, которая построена на пятиотраслевой системе и включает в себя: Главный научно-практический медицинский центр клинической иммунологии и иммунопрофилактики; региональные, областные (городские) медицинские центры клинической иммунологии, отделение клинической иммунологии (иммунотерапии) стационаров; кабинеты клинической иммунологии поликлиник; лаборатории иммунологии. Важнейшей функцией системы здравоохранения является предоставление медицинской помощи, которая обеспечивает население всеми видами профилактической, лечебно-диагностической помощи и восстановительного лечения.

Согласно ст. 33 Основ законодательства Украины о здравоохранении лечебно-профилактическую помощь населению оказывают поликлиники, больницы, диспансеры, клиники медицинских научно-исследовательских институтов и другие аккредитованные учреждения здравоохранения, служба скорой медицинской помощи, а также отдельные медицинские работники, имеющие соответствующее разрешение (лицензию). Процесс развития и дифференциации лечебно-профилактической помощи обусловил создание учреждений здравоохранения разных видов и типов, которые помимо общей предоставляют также специализированную медицинскую помощь. Служба крови — одна из главных отраслей системы здравоохранения — построена по регионально-территориальному принципу и состоит из 68 станций переливания крови, из них 1 республиканская, 24 областных, 2 областных центра крови, 1 городской центр крови, 40 городских станций переливания крови и 600 отделений трансфузиоло-гии, которые входят в структуру лечебных учреждений [6].

Санитарно-эпидемиологическая служба включает 855 санитарно-эпидемиологических станций разного уровня (областные, городские, районные, транспортные, других ведомств), в которых работает около 55 тыс. человек, из них почти 11,5 тыс. врачей. Формирование здорового образа жизни возложено на 73 центра здоровья, более 100 кабинетов санитарного просвещения и 580 отделений профилактики заболеваний. Ежегодно гигиенической подготовкой охватывают около 5 млн

человек, декретированных групп населения, факультативными формами — почти 6,5 млн (в том числе 365 тыс. беременных, 366 тыс. рожениц).

Проблемам здорового образа жизни посвящено 17 тыс. телепередач, 90 тыс. радиопередач, 36 тыс. публикаций, выдается 1,5 тыс. наименований санитарно-просветительной литературы тиражом 1,8 млн экземпляров.

Внедряются международные проекты по укреплению здоровья, проводятся рекомендованные ВОЗ «дни здоровья». Соответствующими приказами министерства утверждены схемы и структуры других медицинских служб (неонато-логичной, педиатрической, гинекологической, акушерской, хирургической и др.). Разработка новой социальной стратегии, обусловленной реализацией современной концепции рыночной экономики, требует оценки социальной сферы, выявления причин кризисной ситуации в ней, формирует пути выхода из тяжелого состояния. При этом она стимулирует не только развитие здравоохранения, но и его реформирование. Такое сочетание особенно важно в здравоохранении, отрасли, которая является не только потребительской, но и производственной сферой экономики. Ее продукт

— человеческий капитал — потенциал любой производственной и духовной деятельности [7].

Формально, как видно из приведенного анализа, обеспеченность медицинской помощью достаточно высока: только в системе Минздрава (без ведомств) количество врачей составляет 43,8 на 10000 населения (в экономически развитых странах — около 25), коек — 88,5 на 10000 (в странах Европейского Союза — 72,7, а в странах с эффективными системами здравоохранения — 47—60). Например, в Японии значительно меньше врачей в расчете на 10000 жителей, меньше и емкость больничной сети (в таком же расчете), но японцы меньше болеют, а продолжительность жизни у них

— самая высокая в мире [8]. Это объясняется тем, что в этой стране медицинская служба действует в основном как профилактическая и концентрирует внимание и практическую деятельность не на лечении заболеваний, а на их предотвращении.

На Украине недостаточно эффективно используются имеющиеся ресурсы. В условиях крайне ограниченного финансирования отрасли в структуре медицинской помощи преобладают относительно дорогие ее виды — стационарное лечение и специализированная амбулаторная помощь.

Все это приводит к еще большему обострению проблем доступности и своевременности медицинского обслуживания, вызванных нерегулируемой платностью медицинской помощи при низкой платежеспособности населения.

Таким образом, проанализировав состояние здравоохранения на Украине, можно определить приоритетные направления дальнейшего совершенствования оказания медицинской помощи, а именно:

— переориентация на первичную медико-санитарную помощь с развитием дневных стационаров и стационаров на дому, института семейного врача;

— сохранение равномерного по удельному весу покрытия учреждениями здравоохранения государственного пространства, особенно на селе;

— совершенствование специализированной медицинской помощи;

— преобразование части медицинских учреждений в социальные;

— расширение социальной базы медицинских учреждений путем привлечения на партнерских началах объединений граждан;

— финансирование не сети лечебных учреждений, а объемов медицинской помощи, которую они предоставляют.

Что касается негосударственного сектора оказания медицинской помощи населению Украины, то он в настоящее время рассматривается как основа здравоохранения цивилизованного общества и активно развивается, положительно оценивается большинством населения и региональными органами управления здравоохранением, определяет высокие стандарты медицинской помощи благодаря механизмам конкурентной рыночной экономики, разгружает государственные расходы на здравоохранение.

Библиографический список

1. Жаліло Л., Солоненко І., Скуратівський В. Охорона громадського здоров’я як соціальна інституція // Вісник Української Академії державного управління. 2003. № 2. С. 74.

2. Чикал Адам. Як охороняти українську систему охорони здоров’я // Голос України. 2003. 27 червня.

3. Перспектива—2010: програма реорганізації медичної допомоги в Україні. Київ: Пульс України, 1999. С. 3.

4. Діяльність галузі охорони здоров’я у першому півріччі 2003 року: довідка до розширеного засідання колегії МОЗ України. К., 2003. С. 11.

5. Панорама охорони здоров’я населення України / А. В. Підаєв [та ін.]. К.: Здоров’я, 2003. С. 100.

6. Новак В.Л., Гриза П.В. Служба крові в Україні: структура та шляхи реформування // Охорона здоров’я в Україні. 2002. № 3-4 (6-7). С. 81.

7. Москаленко В.Ф. Програма діяльності Кабінету Міністрів України: завдання охорони здоров’я на межі століть // Вісник соціальної гігієни та організації охорони здоров’я України. 2000. № 17.

8. Петряева О.Б. Регіональний підхід до реорганізації екстреної медичної допомоги в Донецькій області / Проблемы и опыт внедрения современных подходов к обеспечению населения экстренной медицинской помощью в Донецкой области: тези доповіді на з’їзді, м. Житомир, 11-12 жовтня, 2012 р.

V.Ju. Chernetskiy* PRIORITY DIRECTIONS OF IMPROVEMENT OF THE SYSTEM OF HEALTH CARE OF UKRAINE

The paper analyses the state of health care and on the basis of this analysis, the main priority directions for its improvement are defined.

Key words: system of health care, state guaranteeing of health care, staffing of health care, health care, health services.

* Chernetskiy Vadim Yurievich (mns_15@mail.ru), the Dept. of Management of Manufacturing Sphere, Donetsk State University of Management, Donetsk, 83005, Ukraine.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.