Научная статья на тему 'Приоритетные направления реализации мероприятий по повышению ожидаемой продолжительности жизни населения в регионах России'

Приоритетные направления реализации мероприятий по повышению ожидаемой продолжительности жизни населения в регионах России Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
833
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ДЕМОГРАФИЯ / ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД / РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА / СМЕРТНОСТЬ / ОЖИДАЕМАЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ / DEMOGRAPHY / EPIDEMIOLOGICAL TRANSITION / REGIONAL SOCIO-ECONOMIC POLICY / MORTALITY / LIFE EXPECTANCY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Шибалков И.П., Недоспасова О.П.

Актуальность исследования состоит в определении дифференцированных мер по повышению ожидаемой продолжительности жизни в регионах России. Несмотря на увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стоящие перед страной цели (достижение уровня ожидаемой продолжительности жизни свыше 80 лет к 2030 году) и демографические особенности существенная региональная дифференциация (по данным за 2017 г. от 66,1 до 81,6 года), остается актуальным вопрос поиска эффективных механизмов повышения данного показателя. Цель работы: модификации существующего методического аппарата, применяемого для выявления и оценки наиболее значимых социально-экономических факторов, влияющих на ожидаемую продолжительность жизни, в том числе в регионах России, что позволит создать надежную основу для разработки и реализации эффективных управленческих решений. Методы исследования. В практической части исследования применяются экономико-математические методы: корреляционный, дисперсионный, факторный и кластерный анализ. Результаты. Проведенный в исследовании факторный и кластерный анализ социально-экономических показателей регионов и продолжительности жизни населения позволил выявить ряд статистических закономерностей, на основе которых субъекты Российской Федерации со схожими моделями демографического развития были объединены в несколько групп: российские форварды; догоняющие; социотрадиционные; депрессивные. Доказано, что сформированный комплекс мероприятий, дифференцированных по группам социально-экономических факторов, оказывающих влияние на продолжительность жизни населения, и этиологии причин смертности для сходных групп субъектов РФ, позволит повысить эффективность государственных мер в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Шибалков И.П., Недоспасова О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority areas for the implementation of measures to improve the expected life expectancy in the regions of Russia

The relevance of the study is to identify differentiated measures to increase life expectancy in the regions of Russia. Despite the increase in life expectancy, the country's goals (to reach the level of life expectancy over 80 years by 2030) and demographic features significant regional differentiation ( according to data for 2017 from 66.1 to 81.6 years), the question of finding effective mechanisms to improve this indicator remains relevant. Purpose: modification of the existing methodological apparatus used to identify and assess the most important socio-economic factors affecting the CSR, including in the regions of Russia, which will create a reliable basis for the development and implementation of effective management decisions. Method of research. In the practical part of the study, economic and mathematical methods are used: correlation, dispersion, factor and cluster analysis. Results. In the study conducted factor and cluster analysis of socio-economic indicators of the regions and life expectancy of the population allowed to identify a number of statistical regularities based on which the subjects of the Russian Federation with similar patterns of demographic development were combined into several groups: the Russian forwards; catch-up; azitromicina; depressing. It is proved that the formed set of measures differentiated by groups of socio-economic factors that affect the life expectancy of the population, and the etiology of the causes of death for similar groups of subjects of the Russian Federation, will improve the effectiveness of government measures in this area.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления реализации мероприятий по повышению ожидаемой продолжительности жизни населения в регионах России»

2. Federal Law "On Accounting" dated December 6, 2011 No. 402-ФЗ. Adopted by the State Duma 11/22/2011. Approved by the Federation Council 11/29/2011 (as amended on 11/28/2018 No. 444-ФЗ) // Meeting of the legislation of the Russian Federation. - 2011. - No. 50 - C.7344.

3. Order of the Ministry of Finance of the Russian Federation "On accounting reporting forms" dated 02.07.2010 No. 66n. Approved by the Ministry of Justice on 02.09.2010 (as amended on 03.03.2018 No. 41n) // Bulletin of normative acts of federal executive bodies. - 2010. - August 30th. - No. 35.

4. Belova M.V. Actual issues of accounting, analysis and audit in the context of convergence of accounting standards and auditing activities / M.V. Belova, S.A. Kasyanova, I.M. Kuznetsova, N.V. Laktionova, Z.A. Sharudina. - Krasnodar: LLC «Ecoinvest», 2016. - 112 с.

5. Zherdeva O.V.Status and problems of accounting and analytical support of small businesses in Russia / O. V. Zherdeva, M. A. Stolyarova. - Kursk: JSC «University book», 2016. - 99 p.

6. Polyakov V. E. Ways to strengthen the financial condition of the organization / V. E. Polyakov // Sat. «Russian economy: a look into the future». Mat. III international scientific.-prakt. conf.: in 2 parts. - Tambov: Tambov state University named after G. R. Derzhavin, 2017. - p. 547-553.

7. Stolyarova M. A. Methodical aspects of efficiency of use of agricultural land resources / M. A. Stolyarova, O. V. Zherdeva // Polythematic network electronic scientific journal of Kuban state agrarian University. - 2014. - № 96. - p. 269-283.

8. Sharudina Z.A. Analytical possibilities of simplified financial statements when conducting an external analysis of the financial condition of a small enterprise // Economy and Entrepreneurship. - 2016. - № 4-1 (69-1). - p. 1086-1092.

И.П. Шибалков - аспирант школы инженерного предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», shibalkov.ivan@yandex.ru,

I.P. Shibalkov - graduate student of the school of engineering entrepreneurship, National Research Tomsk Polytechnic University;

О.П. Недоспасова - доктор экономических наук, профессор школы инженерного предпринимательства ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский Томский политехнический университет», olgaeconomy@mail.ru,

O.P. Nedospasova - doctor of economic sciences, professor of the school of engineering entrepreneur-ship, National Research Tomsk Polytechnic University.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ОЖИДАЕМОЙ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ В РЕГИОНАХ РОССИИ PRIORITY AREAS FOR THE IMPLEMENTATION OF MEASURES TO IMPROVE THE LIFE EXPECTANCY OF THE POPULATION IN THE REGIONS OF RUSSIA

Аннотация. Актуальность исследования состоит в определении дифференцированных мер по повышению ожидаемой продолжительности жизни в регионах России. Несмотря на увеличение ожидаемой продолжительности жизни, стоящие перед страной цели (достижение уровня ожидаемой продолжительности жизни свыше 80 лет к 2030 году) и демографические особенности - существенная региональная дифференциация (по данным за 2017 г. от 66,1 до 81,6 года), остается актуальным вопрос поиска эффективных механизмов повышения данного показателя. Цель работы: модификации существующего методического аппарата, применяемого для выявления и оценки наиболее значимых социально-экономических факторов, влияющих на ожидаемую продолжительность жизни, в том числе в регионах России, что позволит создать надежную основу для разработки и реализации эффективных управленческих решений. Методы исследования. В практической части исследования применяются экономико-математические методы: корреляционный, дисперсионный, факторный и кластерный анализ. Результаты. Проведенный в исследовании факторный и кластерный анализ социально-экономических показателей регионов и продолжительности жизни населения позволил выявить ряд статистических закономерностей, на основе которых субъекты Российской Федерации со схожими моделями демографического развития были объединены в несколько групп: российские форварды; догоняющие; социотрадиционные; депрессивные. Доказано, что сформированный комплекс мероприятий, дифференцированных по группам социально-экономических факторов, оказывающих влияние на продолжительность жизни населения, и этиологии причин смертности для сходных групп субъектов РФ, позволит повысить эффективность государственных мер в данной сфере.

Annotation. The relevance of the study is to identify differentiated measures to increase life expectancy in the regions of Russia. Despite the increase in life expectancy, the country's goals (to reach the level of life expectancy over 80 years by 2030) and demographic features - significant regional differentiation ( according to data for 2017 from 66.1 to 81.6 years), the question of finding effective mechanisms to improve this indicator remains relevant. Purpose: modification of the existing methodological apparatus used to identify and assess the most important socio-economic factors affecting the CSR, including in the regions of Russia, which will create a reliable basis for the development and implementation of effective management decisions. Method of research. In the practical part of the study, economic and mathematical methods are used: correlation, dispersion, factor and cluster analysis. Results. In the study conducted factor and cluster analysis of socio-economic indicators of the regions and life expectancy of the population allowed to identify

a number of statistical regularities based on which the subjects of the Russian Federation with similar patterns of demographic development were combined into several groups: the Russian forwards; catch-up; azitromicina; depressing. It is proved that the formed set of measures differentiated by groups of socio-economic factors that affect the life expectancy of the population, and the etiology of the causes of death for similar groups of subjects of the Russian Federation, will improve the effectiveness of government measures in this area.

Ключевые слова: демография, эпидемиологический переход, региональная социально-экономическая политика, смертность, ожидаемая продолжительность жизни.

Key words: demography, epidemiological transition, regional socio-economic policy, mortality, life expectancy.

Тенденция повышения ожидаемой продолжительности жизни (ОПЖ) является для любой страны не только показателем качества и результативности социальной политики, но и драйвером социально-экономического развития [1]. Комплексность и многоаспектность категории ОПЖ обусловливают актуальность построения моделей, позволяющих оценивать влияющие на нее социально-экономические факторы для выбора стратегии по ее увеличению. Дополнительными аргументами, подтверждающими необходимость продолжения научных исследований в данной сфере, являются:

- демографические тенденции в Российской Федерации, в том числе в ее отдельных субъектах, где на фоне общего роста ОПЖ [2] отмечается существенная региональная дифференциация (по данным за 2017 г. от 66,1 до 81,6 года [3]). При этом, мы по-прежнему отстаем не только от большинства развитых стран (Япония -83,9 г., Швеция - 82,6 г.), но и уступаем многим странам с переходной экономикой (Грузия - 73,4 г., Литва - 74,8 г.) [4].

- наличие объективных ограничений для дальнейшего увеличения ОПЖ исключительно средствами системы здравоохранения [5]. Современные научные теории доказывают необходимость синергии достижений медицинской науки и широкого спектра социальных, экономических, технологических, экологических и других факторов, влияющих на данную категорию [6]. Мировое сообщество активно исследует возможные пути сокращения параметров неравенства связанных с определенными социально-экономическим условиями [7].

В течение последнего десятилетия в России вопросам увеличения ОПЖ и улучшения здоровья населения уделяется особое внимание как при стратегическом планировании развития страны, так и в текущей государственной политике. Среди национальных целей, достижение которых Правительству Российской Федерации необходимо обеспечить до 2024 года, вторым пунктом, после устойчивого естественного роста численности населения, указано повышение ОПЖ до 78 лет [8].

Это актуализирует задачу модификации существующего методического аппарата, применяемого для выявления и оценки наиболее значимых социально-экономических факторов, влияющих на ОПЖ, в том числе в регионах России, что позволит создать надежную основу для разработки и реализации эффективных управленческих решений.

ОПЖ рассчитывается на основе возрастных коэффициентов смертности, поэтому определяющие ее факторы тождественны факторам смертности - это факторы здоровья человека (генетические факторы, условия и образ жизни людей, в т.ч. состояние окружающей среды, медицинское обеспечение) и внешние факторы - обусловленные травматической и инфекционной смертностью, во многом являются поведенческими, но включают большой элемент случайности.

Степень влияния каждой группы факторов на ОПЖ находятся в непосредственной взаимосвязи с этапами эпидемиологического перехода, на котором находится конкретное общество, а также в значительной мере определяется уровнем его социально-экономического развития.

Вся совокупность факторов ОПЖ была разделена на три группы, в зависимости от степени управляемости в рамках региональной социально-экономической системы. Эндогенные факторы обладают различной степенью управляемости - высокой (медицинское обеспечение), средней (условия и образ жизни, в том числе состояние окружающей среды) и низкой (генетические факторы). Экзогенные факторы (инфекции и травматизм) включают в себя достаточно широкий круг опасностей, которые также в разной степени поддаются регулирующему воздействию в зависимости от их этиологии (например, возникновение стихийных бедствий не подвержено внешнему влиянию и управлению, в то время как производственный травматизм является практически полностью предотвратимым явлением).

Каждый фактор оказывает влияние на здоровье населения независимо от этапа эпидемиологического перехода, на котором находится популяция - меняются только его доминирующие элементы (т.е. те его составляющие, которые оказывают наибольшее влияние на ОПЖ при текущем уровне эпидемиологического и социально-экономического развития), в связи с чем именно на них необходимо сосредоточить управляющее воздействие.

Текущий уровень эпидемиологического развития регионов России не позволяет однозначно отнести их к нахождению на первом или втором этапе эпидемиологического перехода, но элементы этих этапов явно присутствуют в разной степени в отдельных субъектах Российской Федерации. Это позволило сделать вывод о существующей диспропорции эпидемиологического развития различных регионов России (рис.1). Обращают на себя внимание регионы, в которых общая структура смертности выглядит для начала XXI века аномально арха-

ичной: крайне высокая смертность от инфекционных и паразитарных заболеваний и внешних причин (Республике Тыва, Чукотский автономный округ) или от всех причин в целом (Еврейская автономная область).

от инфекционных и паразитарных заболеваний

8

18

от внешних причин

36

29

отклонение:

менее 10%

Ч1М

от болезней системы

кровообращения от новообразовании

22

И от 10% до 30%

■ более 30% 10

30

36

33

39

Рис 1. Распределение регионов России по уровню отклонения коэффициента смертности на 1000 населения от основных причин от среднероссийского показателя в 2016 году

Для России в целом доли умерших от причин каждого класса к настоящему времени стабилизировались на уровнях, характерных для развитых стран. Однако средний возраст смерти от основных классов причин остается в нашей стране достаточно низким. При этом потенциал для роста ОПЖ, заключается именно в повышении среднего возраста смерти, а не в изменении ее структуры.

Совокупность специфических черт эпидемиологического положения регионов Российской Федерации позволила классифицировать их в 3 основные группы:

- регионы с преобладающим «футуристическим» этапом эпидемиологического развития - высокая (выше средней по стране) ОПЖ;

- регионы с преобладанием этапа «дегенеративных заболеваний» (среднероссийская структура смертности и ОПЖ);

- регионы с архаичными элементами смертности (высокая смертность от внешних причин и/или инфекций).

Обобщая теоретические исследования и мировой опыт разработки политики по увеличению ОПЖ населения, для каждой категории эпидемиологического положения региона можно выделить свой доминирующий элемент. Классификация факторов, определяющих ОПЖ, систематизированных по уровням управляемости, с указанием доминирующих в них элементов представлено в табл. 1.

_Таблица 1. Классификация факторов, определяющих ОПЖ_

Группа эпидемиологического развития региона Доминирующие элементы факторов здоровья Доминирующие элементы случайных факторов (инфекции и травматизм)

Степень управляемости фактора высокая - медицинское обеспечение

Футуристические уровень развития и доступность высокотехнологичной помощи Внутрибольничные инфекции, пневмонии, производственный травматизм (соблюдение техники безопасности, условия труда)

Период дегенеративных заболеваний специализированная помощь (онкологическая служба, сосудистые центры и т.п.)

Архаичный первичная медико-санитарная помощь (участковая служба)

Степень управляемости фактора средняя - условия и образ жизни

Футуристические высокий уровень личной ответственности, уровень развития инфраструктуры для поддержания здорового образа жизни Социогенезисные инфекции (ВИЧ, сифилис), бытовой травматизм (удары током, падения и т.д.), самоубийства, дорожный травматизм

Период дегенеративных заболеваний уровень образования и доходов, доступность инфраструктуры для поддержания здорового образа жизни

Архаичный санитарное качество среды, благоустройство жилья, просвещенность населения о факторах риска для здоровья Санитарногенезисные инфекции, туберкулез, бытовой травматизм (драки), убийства, дорожный травматизм

Степень управляемости фактора низкая - генетические факторы

Футуристические планирование беременности, генная терапия Стихийные бедствия, эпидемии (завезенные мигрантами редкие инфекции)

Период дегенеративных заболеваний сложившийся генофонд не подвергается коррекции Стихийные бедствия, эпидемии (грипп)

Архаичный сложившийся генофонд не подвергается коррекции Стихийные бедствия, эпидемии сельскохозяйственного и санитарного генезиса

С опорой на отечественные и зарубежные научные и практические работы в данной сфере, были разработаны методические положения по оценке влияния социально-экономических факторов на ожидаемую продолжительность жизни населения в регионах России.

Методические положения включают: обоснование и формирование системы показателей, характеризующих различные аспекты образа жизни, условий жизни, медицинского обеспечения; построение факторной модели социально-экономических показателей ожидаемой продолжительности жизни населения; типологизацию исследуемых регионов на основе кластерного анализа и эпидемиологического развития. Применение разработанных методических положений позволяет отнести каждый регион к определенной группе, с характерными демографическими и социально-экономическими чертами.

Предлагаемая система социально-экономических показателей ожидаемой продолжительности жизни («СЭПОПЖ») структурирована в 3 группы факторов, влияющих на ОПЖ: образ жизни (число разводов на 1000 браков, численность занимавшихся в физкультурно-оздоровительных клубах, секциях и группах на 1000 населения, продажа алкогольных напитков и пива населению по субъектам Российской Федерации на 1 жителя чистого спирта мл, доля населения с доходами ниже прожиточного минимума (в процентах от общей численности населения), коэффициент Джини, соотношение среднедушевого дохода и прожиточного минимума, число собственных легковых автомобилей на 1000 человек населения, уровень безработицы (в процентах от численности экономически активного населения), доля занятого населения с высшим образованием (в процентах), среднедушевые месячные доходы (руб.), доля городского населения (в процентах)), условия жизни (инвестиции в основной капитал на душу населения, руб., общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя (кв. м.), удельный вес ветхого и аварийного жилищного фонда в общей площади всего жилищного фонда, удельный вес общей площади, оборудованной водопроводом, число спортивных сооружений на 10 тыс. человек, число зарегистрированных преступлений на 100 тыс. человек, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу (тонн на 1000 человек), число дорожно-транспортных происшествий на 100 000 человек населения, численность пострадавших при несчастных случаях на производстве на 1000 работающих) и медицинское обеспечение (количество посещений в поликлинику с профилактической целью на 1 чел., число больничных коек на 10 тыс. человек, число посещений в смену на 10 тыс. человек, число врачей на 10 тыс. человек, число среднего медицинского персонала на 10 тыс. человек).

Поскольку СЭПОПЖ являются корреляционно зависимыми в исследовании были применены методы факторного анализа с использованием критерия "каменистой осыпи" и критерия Кайзера. Это позволило построить 6-факторную модель, доля объясненной дисперсии которой составила 73%.

С целью определения наличия/отсутствия однородности регионов по итогам построения регрессионной модели был проведен кластерный анализ методом иерархической кластеризации с помощью правила объединения - метода Варда и мер близости Евклидово расстояние. По результатам получены 13 кластеров регионов, дифференцированных по влиянию социально-экономических факторов на ОПЖ. Значимость различий средних значений для каждого фактора по всей совокупности факторов проверялась с использованием алгоритма параметрического дисперсионного анализа.

После получения математически значимых кластеров, на основе данных о социально-экономическом, историко-географическом развитии регионов России, проведена логическая интерпретация результатов, что позволило сформировать более крупные группы регионов, обладающие не только схожими характеристиками по степени завершенности (незавершенности) эпидемиологического перехода, но и близкими социально-экономическими и историко-географическими характеристиками - рис. 2.

опж

среднероссийский уровень

Социо-традиционные (8)

республики Калмыкия Крым: Дагестан Чечня. К аб ар д и н о -В ал кар и.я Карачаево-Черкессия, Ингушетия Северная Осетия

ОПЖ и СЭПОПЖ на среднем уровне (не более 60% .показателей СЭПОПЖ демонстрируют уровень ниже среднего по России) или выше среднего

ОПЖ значительно выше средней, СХЭПОПЖ ниже среднего по России

Российские форварды (37)

Москва. Санкт-Петербург

Севастополь. республики

Башкортостан. Мордовия.

Татарстан Чувашия. Адыгея. Ханты-Мансийский, Ямало-

Ненецкий, Ненецкий а.о.. Краснодарский, Ставропольский Пермский край. Московская Белгородская, Воронежская

Калужская, Курская, Липецкая Орловская, Рязанская. Тамбовская

Тульская, Оренбургская, Самарская, Свердловская, Волгоградская, Калининградская.

Нижегородская Пензенская Саратовская Астраханская Ростовская Мурманская

среднероссийский уровень

СЭПОПЖ

Догоняющие (31)

республики Марий Эл Удмуртия Карелия. Коми, Хакасия

Приморский, Хабаровский

Алтайский, Красноярский край Брянская, Владимирская

Ивановская, Костромская

Смоленская, Тверская. Ярославская Кировская, Ульяновская

Архангельская, Вологодская

Ленинградская. Новгородская

1сков_ская. Курганская, Тюменская Челябинская, Амурская

Сахалинская, Иркутская

Кемеровская, Омская ооласти

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новосибирская Томская области

ОПЖ и СЭПОПЖ несколько ниже среднероссийских (60% и

более показателей СЭПОПЖ ниже среднего по России)

ОПЖ знач ит епьно

ниже средней[ СЭПОПЖ различен

Депрессивные (9)

республики .Алтай, Бурятия Тыва. Якутия Еврейская а о , Магаданская область. Камчатский, Забайкальский край, Чукотский а.о

Рис. 2. Тииологизация регионов по показателю ожидаемой продолжительности жизни и СЭПОПЖ

Результаты анализа социально-экономических показателей субъектов РФ послужили предпосылкой к разработке особого комплекса мероприятий для каждой группы субъектов РФ. Предложенный комплекс дифференцирован по этиологии причин смертности: смертность от инфекционных заболеваний, от хронических неинфекционных заболеваний и от внешних причин. Рекомендации структурированы по группам факторов ОПЖ.

1) Первая группа регионов - российские форварды: относительно благополучные регионы. Для них характерен более высокий или средний уровень жизни и средний уровень ожидаемой продолжительности жизни (в исключительных случаях - высокий, как в г.Москва и г.Санкт-Петербург (в 2016 г. 77,08 и 74,90 лет, соответственно). Регионы, входящие в данную группу наиболее близки к завершению эпидемиологического перехода, большая доля смертей приходится здесь на причины, сильно связанные с возрастом, т.е. рост ожидаемой продолжительности жизни должен обеспечиваться в основном за счет повышения среднего возраста смерти от различных причин - табл. 2.

Таблица 2. Приоритетные направления реализации мероприятий по увеличению ОПЖ для регионов пер-

вой группы

Образ жизни Условия жизни Медицинское обеспечение

Снижение смертности от инфекционных заболеваний

Основная причина демографических потерь: социогенезисные инфекции (ВИЧ, гепатиты, ИППП). Государственная политика направлена на снижение инфекционной заболеваемости.

1) Повышение культуры сексуаль- ного поведения 2) Образовательные программы в учебных заведениях 3) Предупреждение распространения наркотиков 1) Распространение бесплатных шприцов и средств контрацепции 2) Меры по борьбе с незаконной миграцией, программы адаптации мигрантов 1) Санитарное просвещение 2) Анонимное консультирование, те- стирование на ВИЧ и И1Д1П 3) Совершенствование методов лечения инфекционных заболеваний

Снижение смертности от хронических неинфекционных заболеваний

Основной причиной демографических потерь служит статусная, возрастная дифференциация образа жизни, соответственно, целью государственной политики - обеспечение доступности общественных благ, влияющих на продолжительность жизни населения.

1) Развитие массового спорта 2) Изменение культуры и структуры алкогольного потребления 3) Снижение распространенности потребления табака, защита от табачного дыма, помощь желающим бросить курить, борьба с коррупцией в сфере государственной антитабачной политики 4) Проведение программ популяризации ЗОЖ, в т.ч. на базе учебных заведений, коллективное самообразование 5) Снижение доли лиц, имеющих ожирение 1) Создание среды, способствующей интеграции физической активности в повседневную жизнь (ходьба, велосипед) 2) Решение экологических проблем (например, мусорных свалок) 3) Расширение доступных экологически чистых районов проживания 4) Маркировка продуктов, особые нормы питания в учебных заведениях 1) Программы диспансеризации населения, медико-социальная профилактика и реабилитация 2) Специализированные программы профилактики онкологических, сердечно-сосудистых и других заболеваний 3) Применение методологии предот- вратимой смертности 4) Совершенствование высокотехно- логичных методов лечения

Снижение смертности от травм и отравлений

Основной причиной демографических потерь является дорожный и производственный травматизм, государственная политика направлена на его снижение.

1) Снижение потребления алкоголя 2) Социальная поддержка людей и семей в трудной жизненной ситуации 3) Телефоны доверия, службы консультирования различной направленности (в т.ч. по вопросам кредитной задолженности) 4) Кампании по борьбе против травли и издевательств в учебных заведениях 1) Межведомственные программы снижения ДТП 2) Изменение конструкции дорог, организация одностороннего движения, снижение интенсивности городских транспортных потоков (включая ограничение скорости движения с использованием физических средств) 3) Снижение производственного травматизма 1) Совершенствование системы экстренной помощи

2) Вторая группа регионов - догоняющие: относительно проблемные регионы различных округов страны, которые находятся на том же этапе эпидемиологического перехода, что и регионы первой группы, но, в основном, характеризуются продолжительностью жизни ниже средней по России, а также имеют некоторое отставание в социально-экономическом развитии - относительно низкий уровень жизни.

В данных регионах выражено наличие нерешенных проблем социально-экономического развития, что во многом препятствует успешности предпринимаемых мер по увеличению ожидаемой продолжительности жизни - табл. 3.

Таблица 3. Приоритетные направления реализации мероприятий по увеличению ОПЖ для регионов второй группы_

Образ жизни Условия жизни Медицинское обеспечение

Снижение смертности от инфекционных заболеваний

Основная причина демографических потерь: социогенезисные инфекции (ВИЧ, гепатиты, ИППП). Государственная политика направлена на снижение инфекционной заболеваемости.

1) Повышение культуры сексуаль- ного поведения 2) Образовательные программы в учебных заведениях 3) Предупреждение распростране- ния наркотиков 1) Распространение бесплатных шприцов и средств контрацепции 2) Меры по борьбе с незаконной миграцией, программы адаптации мигрантов 1) Санитарное просвещение 2) Анонимное консультирование, тести- рование на ВИЧ и ИШ1П 3) Совершенствование методов лечения инфекционных заболеваний

Снижение смертности от хронических неинфекционных заболеваний

Основной причиной демографических потерь служит гендерная, статусная дифференциация, соответственно, целью государственной политики - обеспечение доступности общественных благ, влияющих на продолжительность жизни населения.

1) Содействие занятости безработных граждан 2) Инвестиционное развитие, создание новых рабочих мест 3) Снижение бедности 1) Развитие инфраструктуры для спорта 2) Повышение качества воды и продовольствия 1) Комплексное развитие медицинской помощи

Снижение смертности от травм и отравлений

Основной причиной демографических потерь является дорожный и производственный травматизм, государственная политика направлена на его снижение.

1) Снижение потребления алкоголя 2) Социальная поддержка людей и семей в трудной жизненной ситуации 3) Телефоны доверия, службы консультирования различной направленности (в т.ч. по вопросам кредитной задолженности) 4) Кампании по борьбе против травли и издевательств в учебных заведениях 1) Межведомственные программы снижения ДТП 2) Изменение конструкции дорог, организация одностороннего движения, снижение интенсивности городских транспортных потоков (включая ограничение скорости движения с использованием физических средств) 3) Снижение производственного травматизма 1) Совершенствование системы экстренной помощи

3) Третья группа регионов - социотрадиционные: республики Северо-Кавказского и Южного федеральных округов - регионы с уникальными для России природно-климатическими условиями жизни. Для них характерна высокая ожидаемая продолжительность жизни (значительно выше средней по России, в частности, в Ингушетии - 80,82 лет в 2016 году), несмотря на весьма низкий уровень жизни населения - табл. 3.

Таблица 4. Приоритетные направления реализации мероприятий по увеличению ОПЖ для регионов третьей группы

Образ жизни Условия жизни Медицинское обеспечение

Снижение смертности от инфекционных заболеваний

Основная причина демографических потерь: санитарногенезисные инфекции. Государственная политика направлена на повышение санитарной культуры.

1) Снижение бедности, повышение уровня жизни бедных слоев населения 1) Развитие городского образа жизни 2) Строительство благоустроенного жилья 1) Повышение доступности инфекционной медицинской помощи

Снижение смертности от хронических неинфекционных заболеваний

Основной причиной демографических потерь служит гендерная дифференциация, целью государственной политики - социальная модернизация

1) Снижение безработицы, особенно среди молодежи 2) Инвестиционное развитие, создание новых рабочих мест 3) Снижение бедности, неравенства, борьба с клановой системой 1) Строительство объектов культуры, социальной инфраструктуры 2) Развитие инфраструктуры для спорта 1) Комплексное развитие медицинской помощи

4) Программы трудоустройства для женщин 5) Повышение уровня образования

Снижение смертности от травм и отравлений

Основной причиной демографических потерь является бытовой травматизм. Цель государственной политики: социальная модернизация

1) Профилактика агрессивного поведения, борьба с экстремистскими проявлениями 1) Противодействие терроризму, решение политических проблем региона, этнических конфликтов 2) Применение матрицы Хэддона 1) Развитие травматологической помощи

4) Четвертая группа регионов - депрессивные: Остропроблемные регионы Сибири и Дальнего Востока, сильно отстающие в своем развитии от среднероссийского уровня. Они характеризуются низкой ожидаемой продолжительностью жизни (ниже средней по России от 1,4% (Якутия - 70,84 лет в 2016 году) до 10,6% (Тыва -64,21 года)) и незавершенностью эпидемиологического перехода, хотя уровень экономического развития субъектов РФ внутри группы существенно разнится. Во многих субъектах РФ данной группы демографический переход также не завершен (в основном, за счет коренных этносов): так, положительный естественный прирост наблюдается во всех регионах группы из Сибирского федерального округа и в некоторых регионах Дальневосточного федерального округа - Якутия (7,6 в 2016 году), Чукотский а.о. (3,6), Камчатский край (1,4) и др. - табл. 5.

Таблица 5. Приоритетные направления реализации мероприятий по увеличению ОПЖ для регионов четвертой группы

Образ жизни Условия жизни Медицинское обеспечение

Снижение смертности от инфекционных заболеваний

Основная причина демографических потерь: санитарногенезисные инфекции. Государственная политика направлена на повышение санитарной культуры.

1) Снижение бедности, повышение уровня жизни бедных слоев населения 1) Достижение санитарно-эпидемиологического благополучия территории, совместный эпиднадзор за инфекциями, которые могут передаваться от животных человеку, а также водными и пищевыми инфекциями 2) Усиление надзора за биологической безопасностью продовольственного сырья, продуктов питания, воды 3) Увеличение доли жилья, оборудованного водопроводом, благоустройство жилья 1) Развитие противотуберкулезной медицинской помощи, приближение помощи к пациентам: люди, употребляющие инъекционные наркотики, находящиеся в местах лишения свободы, алкоголики, бездомные 2) Поддержание рекомендуемого охвата иммунизацией против болезней, предупреждаемых с помощью вакцин 3) Санитарное просвещение в школах, больницах, на работе

Снижение смертности от хронических неинс >екционных заболеваний

Основной причиной демографических потерь служит гендерная, статусная дифференциация, соответственно, целью государственной политики - социальная модернизация.

1) Снижение бедности 2) Просвещение населения относительно факторов, влияющих на здоровье 1) Улучшение экологической ситуации 2) Строительство спортивных объектов 1) Комплексное развитие медицинской по- мощи 2) Развитие диагностики онкологических патологий 3) Развитие сосудистых центров 4) Расширение перечня видов оказываемой ВМП

Снижение смертности от травм и отравлений

Основной причиной демографических потерь является бытовой, дорожный травматизм, алкоголизм. Цель государственной политики: снижение потребления алкоголя.

1) Ограничение доступа к алкоголю в розничной продаже 2) Соблюдение техники безопасности, профилактика рискового поведения 1) Организация безопасных условий труда, отдыха, передвижений 2) Развитие инфраструктуры, улучшение качества автомобильных дорог 3) Снижение уровня преступности 4) Применение матрицы Хэддона 1) Развитие травматологической помощи 2) Развитие наркологической помощи, предоставление лечения по поводу расстройств, обусловленных алкоголем

3) Программы

по снижению

стресса, по раз-

витию социаль-

ных навыков и

т.п.

Для подтверждения практической применимости вышеуказанных предложений была проведена оценка государственных программ развития здравоохранения, а также стратегий социально-экономического развития 85 субъектов Российской Федерации на предмет наличия в них основных направлений реализации мероприятий увеличения ОПЖ. Анализ региональных стратегий социально-экономического развития показал, что более чем в трети (в 30) регионов России (причем такие субъекты встречаются во всех федеральных округах), показатель ОПЖ отсутствует среди целевых. Это означает, что в основном стратегическом документе таких регионов нет концептуального понимания связи развития человеческого потенциала и региональной экономики.

В то же время существуют субъекты Российской Федерации, которым удалось, по сравнению с результатами анализа СЭПОПЖ по данным за 2007 год, перейти из группы депрессивных регионов в догоняющие: это Кировская, Ивановская, Вологодская, Курганская, Иркутская области и др. Практически у всех этих регионов более 60% от общего количества рекомендуемых направлений были включены либо в программу развития здравоохранения, либо в стратегию социально-экономического развития (например, у Иркутской области - 74%, у Курганской - 71% направлений). В данных регионах большое внимание в последние годы уделяется таким важным социально-экономическим мерам повышения ОПЖ, как снижение уровня преступности, организация безопасных условий труда, отдыха, передвижений, повышение уровня жизни беднейших слоев населения, благоустройство жилищного фонда, увеличение доли жилья, оборудованного водопроводом, достижение санитарно-эпидемиологического благополучия территории, просвещение населения относительно факторов, влияющих на здоровье, развитие специализированной медицинской помощи, в частности, создание сосудистых центров.

В программных документах субъектов Российской Федерации, которые были и остаются в составе группы депрессивных (Бурятия, Тыва, Камчатский край, Чукотский автономный округ) увеличение ОПЖ не было заявлено в качестве приоритетной цели социально-экономического развития. И это несмотря на то, что на данных территориях этот показатель - один из самых низких в стране. При этом, в перечне направлений социально-экономического развития депрессивных регионов снижение неравенства предусмотрено только в трех регионах (Республики Алтай и Тыва, Забайкальский край), а повышение уровня жизни беднейших слоев населения

- в одном (Камчатский край). Увеличение доли жилья, оборудованного водопроводом, благоустройство жилья запланировано лишь в четырех регионах данной группы. Фрагментарность или полное отсутствие подобных мер

- существенное препятствие на пути социально-экономического и эпидемиологического развития данных регионов, а, следовательно, и для ощутимого роста в них ОПЖ.

Таким образом, авторская гипотеза о необходимости дифференциации направлений реализации мероприятий по увеличению ОПЖ и их потенциальной результативности получила эмпирическое подтверждение.

Благодарность. Исследование выполнено при финансовой поддержке РНФ в рамках научно-исследовательского проекта "Институты реализации ресурсного потенциала старшего поколения в экономике старения", проект № 19-18-00300.

Источники:

1. Русинова Н.Л., Панова Л.В., Сафронов В.В. Продолжительность жизни в регионах России: значение экономических факторов и социальной среды // Журнал социологии и социальной антропологии. - 2007. - Т. X. - № 1. - С. 140-161.

2. Регионы России. Социально-экономические показатели-2016: статистический сборник / Росстат. - М., 2016. -

1326 с.

3. Россия в цифрах-2016: статистический сборник. - M.: Росстат, 2016. - 543 с.

4. Андреев Е.М., Школьников В.М., МакКи М. Продолжительность здоровой жизни // Вопросы статистики. -2002. - № 1. - С. 16-21.

5. Асланов Д.И. Системные представления о здоровье как основном компоненте человеческого капитала // Фундаментальные исследования. -2011. - № 12 (1). - С. 202-206.

6. Кислицына О.А. Неравенство в распределении доходов и здоровья в современной России. - М.: РИЦ ИСЭПН, 2005. - 376 с.

7. Кислицына О.А. Социально-экономическое неравенство в состоянии здоровья: тенденции и гипотезы // Социальные аспекты здоровья населения. - 2017. - Т. 54. - № 2. - URL: http://vestmk.mednet.ru/content/view/816/27/lang,ru/ (дата обращения: 03.05.2019).

8. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Sourses:

1. Rusinova N.L., Panova L.V., Safronov V.V. Prodolzhitel'nost' zhizni v regionakh Rossii: znacheniye ekonomicheskikh faktorov i sotsial'noy sredy [Life expectancy in the regions of Russia: the importance of economic factors and social environment]. Zhurnal sotsiologii i sotsial'noy antropologii, 2007, vol. X, no. 1, pp. 140-161.

2. Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskiye pokazateli-2016: statisticheskiy sbornik [Socio-Economic Indicators-2016:

statistical compilation]. Moscow: Rosstat, 2016. 1326 p.

3. Rossiya v tsifrakh-2016: statisticheskiy sbomik [Russia in numbers-2016: statistical compilation]. Moscow: Rosstat, 2016. 543 p.

4. Andreyev Ye.M., Shkolnikov V.M., MakKi M. Prodolzhitel'nost' zdorovoy zhizni [Healthy life expectancy]. Voprosy statistiki, 2002, no. 1, pp. 16-21.

5. Aslanov D.I. Sistemnyye predstavleniya o zdorov'ye kak osnovnoy komponent chelovecheskogo kapitala [Systemic understanding of health as a major component of human capital]. Fundamental'nyye issledovaniya, 2011, no. 12 (1), pp. 202-206.

6. Kislitsyna O.A. Neravenstvo v raspredelenii dokhodov i zdorov'ya v sovremennoy Rossii [Inequality in the distribution of income and health in modern Russia]. Moscow, RITS ISEPN, 2005. 376 p.

7. Kislitsyna O.A. Sotsial'no-ekonomicheskoye neravenstvo v sostoyanii zdorov'ya: tendentsii i gipotezy [Socio-economic inequalities in health status: trends and hypotheses]. Sotsial'nyye aspekty zdorov'ya naseleniya, 2017, vol. 54, no. 2. Available at: http://vestnik.mednet.ru/content/view/816/27/lang,ru/ (accessed 03 May 2019).

8. Ukaz Prezidenta Rossiyskoy Federatsii ot 07.05.2018 № 204 «Ob osnovnykh tselyakh i strategicheskikh zadachakh razvitiya Rossiyskoy Federatsii na period do 2024 goda» [Russian Federation Presidential Decree of 07 May 2018 No. 204 «On the national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period up to 2024»].

Т.А. Шильцова - доцент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, к.э.н., Кубанский государственный медицинский университет, magadan.79@mail.ru,

T.A. Shiltsova - Associate Professor of the Department of Public Health, Health and History of edi-cine,Ph.D., Kuban State Medical University;

Ю.В. Мармулева - ассистент кафедры общественного здоровья, здравоохранения и истории медицины, Кубанский государственный медицинский университет, magadan.79@mail.ru,

Y.V. Marmulyovа - Assistant of the Chair of Public Health, Public Health and History of Medicine, Kuban State Medical University.

СНИЖЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЯ СТАРЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ КАК ФАКТОР СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ РЕГИОНА REDUCTION OF THE INDEX OF AGING POPULATION AS A FACTOR OF IMPROVING THE DEMOGRAPHIC

SITUATION OF THE REGION

Аннотация. В статье приводятся данные, характеризующие современное состояние демографической ситуации в Краснодарском крае, затрагиваются вопросы старения населения, рассмотрены демографические факторы, влияющие на социально-экономическое развитие региона. Исследование позволило авторам сделать вывод о депопуляции населения, росте миграционных процессов, увеличении продолжительности жизни, снижении темпов естественной убыли населения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. The article presents data describing the current state of the demographic situation in the Krasnodar region, addresses issues of population ageing, reviewed the demographic factors affecting socio-economic development of the region. Study authors conclude depopulation, increased migration, increased life expectancy, slowing the natural population losses.

Ключевые слова: демографическая ситуация, старение населения, миграция, депопуляция, возрастной состав населения, социально-экономическое развитие региона.

Keywords: demography, population ageing, migration, depopulation, the age structure of the population, the socio-economic development of the region.

Осложнение демографической ситуации в экономически развитых странах влечет за собой увеличение глобальных проблем человечества. Различие в уровне жизни, проблема старения населения, угроза депопуляции играют значимую роль во внешней и внутренней политике страны. Способы разрешения вышеназванных проблем неоднозначны для государства и регионов. На устойчивое развитие регионов влияют следующие основные факторы: экологические включают природно-климатические условия, техногенные загрязнения на территории региона, воздуха, воды и т.д.; финансово-экономические факторы охватывают устойчивость регионального бюджета, независимость от дотаций из федерального бюджета, участие региона в федеральных целевых программах, приоритетных национальных проектах, кредитно-денежное обращение, эффективная деятельность страховых компаний, современное состояние экономической жизни общества; промышленно-производственные определены наличием промышленной сферы производства, зависимостью региона от монополий; развитая инфраструктура это наличие и состояние автодорожной сети, железных дорог, авиационных, речных и морских портов, телекоммуникации, сеть отраслевых рынков; продовольственная безопасность региона предполагает развитое сельское хозяйство, торговые сети, перерабатывающие предприятия; региональный маркетинг направлен на интегрирование совокупности имеющихся ресурсов и инновационных возможностей их воспроизводства, бренды региона; социально-культурная сфера включает в себя наличие научных и образовательных учреждений, квалифицированных трудовых ресурсов, рабочих мест, учреждений культуры и искусства, общественных организаций. Таким образом, анализ совокупности факторов устойчивого развития регионов необходим для понимания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.