Научная статья на тему 'Приоритетные направления реализации государственной политики занятости в регионе'

Приоритетные направления реализации государственной политики занятости в регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3036
341
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СО ДЕЙСТВИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ / ОЦЕНКА ЭФФЕК ТИВНОСТИ ПРОГРАММ СОДЕЙСТВИЯ / POPULATION EMPLOYMENT / REGIONAL AND GOVERNMENT EMPLOYMENT POLICY OF ASSISTANCE TO THE POPULATION EMPLOYMENT / PERFORMANCE EVALUATION OF THE PROGRAMS OF EMPLOYMENT ASSISTANCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупова Ирина Валерьевна

С 2007 года приоритетом реализации го сударственной политики занятости выступает передача полномочий в области содействия за нятости населения в регионы. Основные зада чи и механизмы политики занятости в регионе разрабатываются на основе особенностей со циально-экономического развития каждой тер ритории, с учетом концепций развития рынка труда и программ содействия занятости феде рального центра, при участии органов местного самоуправления. В каждом регионе существует своя специфика, накоплен опыт по реализации мероприятий государственной политики заня тости, цель которой обеспечение эффектив ной занятости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priority directions in realization of government employment policy in the region

Starting with the year of 2007 the prior tendency in realization of government employment policy became the transfer of authority in the sphere of assistance to the population employment to the regions. Main tasks and mechanisms of the employment policy in the region are being developed on the basis of specifications of social-economical development of every particular territory taking into account the ideas of labour market development and the programs of employment assistance from the federal centre with participation of local authorities.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления реализации государственной политики занятости в регионе»

Как видно из таблицы, даже в гипотетических условиях отсутствия дефицита финансовых средств у учреждений профессионального образования, что, по мнению господина Никонова, не реально, есть проблемы, которые могут быть разрешены только при наличии государственно-частного партнерства.

Для развития ГЧП, повышения его роли в совершенствовании системы профессионального образования Российской Федерации и решения вопросов трудоустройства выпускников необходимо создать в стране адекватную нормативную правовую базу.

1. Трудовой кодекс Российской Федерации. — Новосибирск: Сиб. ун-т, 2010. — 189 с.

2. О долгосрочной государственной экономической политике: указ Президента Российской Федерации № 596 от 07.05.2014.

3. О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на пери-

од до 2020 года: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 08.08.2009).

4. Большой экономический словарь / под ред. А. Н. Азри-лияна. — 5-е изд. доп. и перераб. — М.: Институт новой экономики, 2002. — 1280 с.

5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: Т. 1—4. — М.: Рус. яз., 1989.—Т. 1: А-З.

6. Кадровый дефицит в промышленности // Нефть и жизнь. — 2014. — № 1 (85). — С. 14—17.

7. Кашин В., Нещадин А., Тульчинский Г. Методика оценки эффективности корпоративной социальной политики (социальных инвестиций и социального партнерства] // Человек и труд. — 2009. — № 5 — С. 20.

8. Отличный стимул быть отличником // Уголь Кузбасса. — 2013. — № 6 (032). — С. 18.

9. Отраслевое образование // График движения. Вестник железных дорог. — 2014. — № 3 (24). — С. 7—19.

10. Резцова Л. Уже не студент, еще не специалист // Металлы Евразии. — 2013. — № 5 (105). — С. 52—53.

11. Самигуллин Г. Х. Газораспределение, первый курс // Газ России. — 2014. — № 1. — С. 82.

12. Человеческий фактор // График движения. Вестник железных дорог. — 2013. — № 11 (20). — С. 6—17.

УДК / uDC 331.5(470.13) И. В. Юсупова

I. Yusupova

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАцИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ЗАНЯТОСТИ В РЕГИОНЕ PRIORITY DIRECTIONS IN REALIZATION OF GOVERNMENT EMPLOYMENT POLICY IN THE REGION

С 2007 года приоритетом реализации государственной политики занятости выступает передача полномочий в области содействия занятости населения в регионы. Основные задачи и механизмы политики занятости в регионе разрабатываются на основе особенностей социально-экономического развития каждой территории, с учетом концепций развития рынка труда и программ содействия занятости федерального центра, при участии органов местного самоуправления. В каждом регионе существует своя специфика, накоплен опыт по реализации мероприятий государственной политики занятости, цель которой — обеспечение эффективной занятости.

Starting with the year of 2007 the prior tendency in realization of government employment policy became the transfer of authority in the sphere of assistance to the population employment

to the regions. Main tasks and mechanisms of the employment policy in the region are being developed on the basis of specifications of social-economical development of every particular territory taking into account the ideas of labour market development and the programs of employment assistance from the federal centre with participation of local authorities.

Ключевые слова: занятость населения, региональная и государственная политика содействия занятости населения, оценка эффективности программ содействия.

Keywords: population employment, regional and government employment policy of assistance to the population employment, performance evaluation of the programs of employment assistance.

Политика государства на рынке труда направлена на достижение рациональной струк-

туры занятости, обеспечение воспроизводства трудовых ресурсов, сбалансированности рабочих мест и рабочей силы, регулирование уровня безработицы, создание новых рабочих мест, развитие кадрового потенциала, совершенствование системы обучения, переобучения, переподготовки и повышения квалификации кадров, рост мобильности трудовых ресурсов.

Устойчивое состояние экономики предполагает решение проблем согласованного развития основных факторов производства. Такое согласование должно привести к сбалансированности между спросом на рабочую силу и ее предложением, к совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров, к формированию занятости и ее структурных характеристик с учетом демографического развития.

Динамика уровня занятости зависит от решений, принимаемых в области экономической политики, инвестиций, политики доходов и т. д., которые должны быть взаимоувязаны с состоянием занятости населения в отраслевом и региональном аспектах, что даст возможность проводить активную и результативную политику занятости.

Современная политика занятости — это многоуровневый процесс, который реализуется на общенациональном, региональном и муниципальном уровнях. Значение регионального аспекта политики занятости постоянно возрастает, что в первую очередь обусловлено региональной дифференциацией в темпах экономического развития, уровне занятости и безработицы, а также качестве жизни населения.

Последовательное проведение государственной политики в области содействия занятости является одним из приоритетов социально-экономического развития регионов.

Объектом региональной политики занятости являются региональные неравенства в уровне и структуре занятости и незанятости населения, а основной целью ее реализации — минимизация региональных различий в сфере занятости для сокращения имеющегося разрыва в социально-экономическом развитии регионов и, как следствие, сохранение стабильной, прогнозируемой и управляемой ситуации на рынке труда.

Решение проблем обеспечения полной и эффективной занятости предполагает разработку соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и реализации государственной политики.

Важность регионального аспекта политики занятости обусловлена тем, что именно на региональных рынках труда в основном происходит процесс реализации и согласования общегосударственных, региональных и частных интересов в социально-трудовой сфере. Достижение баланса этих разнонаправленных интересов требует разработки концептуальной модели политики занятости региона.

Выбор приоритетных направлений реализации государственной политики занятости в регионе предполагает необходимость формирования алгоритма эффективности инструментария государственного регулирования рынка труда. Предлагаемый алгоритм включает оценку факторов возникновения тенденций на региональном рынке труда, определение эффективности реализации программ занятости населения, SWOT-анализ системы управления занятостью, разработку прогноза баланса трудовых ресурсов региона и определение соответствующих инструментов регулирования сферы занятости (т. е. состоит из 5 основных этапов).

1. Оценка факторных условий возникновения устойчивых тенденций на рынке труда в регионе.

На этом этапе анализируются сложившиеся макроэкономические, демографические и миграционные процессы, данные по которым получены путем:

— анализа изменения демографической ситуации и факторов, оказывающих свое влияние на названные процессы;

— ежемесячного мониторинга по проблемам занятости, проводимого Федеральной службой государственной статистики, о численности экономически активного населения, уровне занятости и безработицы в регионе;

— анализа фактических данных о среднесписочной численности занятых в экономике по видам экономической деятельности в Республике Коми за последние годы;

— изучения ведомственной статистики региональной службы занятости и др.

Анализ перечисленных факторов позволяет провести оценку условий, влияющих на сферы занятости и безработицы в регионе, определить устойчивые тенденции, происходящие на региональном рынке труда, а также выявить проблемы, на которые необходимо обратить первоочередное внимание при реализации государственной политики занятости.

2. Определение эффективности реализации мероприятий программ содействия занятости населения.

При разработке проекта Государственной программы Республики Коми «Содействие занятости населения» (далее — Программа) автором была предложена методика оценки эффективности Программы с учетом объемов ресурсов, направленных на ее реализацию, и социально-экономических эффектов, оказывающих влияние на изменение сферы занятости региона.

Методика оценки эффективности Программы учитывает необходимость проведения оценок:

1) степени достижения целей и решения задач Программы.

Оценка степени достижения целей и решения задач Программы может определяться путем сопоставления фактически достигнутых значений показателей (индикаторов) Программы и их плановых значений по формуле:

Сдц = (Сдп1 + Сдп2 + Сдпп)/|\1, где:

Сдц — степень достижения целей (решения задач); Сдп — степень достижения показателя (индикатора); N — количество показателей (индикаторов).

Степень достижения показателя (индикатора) Программы может рассчитываться по формуле:

Сдп = Зф/Зп, где:

Зф — фактическое значение показателя (индикатора) Программы; Зп — плановое значение показателя (индикатора) Программы (для показателей (индикаторов), желательной тенденцией развития которых является рост значений);

или по формуле: Сдп = Зп/Зф (для показателей (индикаторов), желательной тенденцией развития которых является снижение значений);

2) степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета региона.

Оценка степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств республиканского бюджета региона может определяться путем сопоставления плановых и фактических объемов финансирования Программы по формуле:

Уф = Фф/Фп, где:

Уф — уровень финансирования реализации Программы; Фф — фактический объем финансовых ресурсов, направленный на реализацию Программы; Фп — плановый объем финансовых ресурсов на соответствующий отчетный период.

Эффективность реализации Программы может рассчитываться по формуле:

Эгп = Сдп х Уф, где:

Сдп — степень достижения показателя (индикатора) Программы; Уф — уровень финансирования реализации Программы.

Вывод об эффективности (неэффективности) реализации Программы может определяться на основе критериев, представленных ниже.

Оценка эффективности реализации Программы

Эффективность реализации Программы Критерии оценки эффективности программы, Эгп

Неэффективная Менее 0,5

Уровень эффективности удовлетворительный 0,5—0,79

Эффективная 0,8—1

Высокоэффективная Более 1

3. Применение Б'^ОТ-анализа системы управления занятостью населения в регионе с целью выявления ее слабых и сильных сторон, резервов и возможностей, а также выявления проблем и точек роста, а также приоритетных факторов, определяющих возможности развития систем эффективной занятости и государственной поддержки незанятого населения.

SWOT-анализ государственной политики занятости населения позволяет выявить, какие в регионе существуют реальные возможности для эффективного развития и функционирования рынка труда. Факторами развития выступают: наличие институциональных структур с более чем 20-летним опытом реализации государственной политики занятости населения; самостоятельность региона в определении параметров и мероприятий реализации политики занятости; эффективная политика занятости; уровень мотивации населения к самозанятости и трудовой мобильности; возрастающий интерес работодателей к квалифицированным рабочим кадрам с высокой мотивацией к труду. В то же время имеются ограничения эффективного развития рынка труда: недостаточный уровень квалификации рабочей силы и низкие зарплатные характеристики предлагаемых рабочих мест; недостаточные возможности по созданию, поддержке и сохранению эффективных рабочих мест; сложность воздействия государства на работодателей; несовпадение интересов работников и работодателей; несо-

вершенство законодательства о занятости; недостаточная проработанность мер поддержки самозанятости и малого бизнеса со стороны государства.

4. Разработка прогноза баланса трудовых ресурсов региона.

Неполное использование производственных возможностей общества поддается не только статистике, но и прогнозированию. Прогноз баланса трудовых ресурсов региона, содержащий текущую и прогнозную оценки трудовых ресурсов, сформированный в разрезе видов экономической деятельности с учетом изменения демографической ситуации и структуры занятых, служит базой для детального прогноза спроса и предложения на рынке труда.

Баланс трудовых ресурсов является основным носителем актуальных и обоснованных данных о текущем и прогнозном состоянии трудовых ресурсов в регионе. Источниками информации для его построения являются, в том числе, данные отраслей, формирующих занятость в регионе. Таким образом, баланс трудовых ресурсов может выступать в качестве наиболее прогрессивного механизма согласования потребностей рынка труда и интересов различных отраслей, формирующих занятость

в регионе, и обеспечить политику их эффективного взаимодействия.

Целью разработки баланса трудовых ресурсов региона является определение степени соответствия между потребностью региона в кадрах и ожидаемым их наличием на данной территории, а также в изыскании внутренних резервов рабочей силы, возможностей ее перераспределения как внутри региона, так и за его пределами.

5. Определение соответствующих инструментов регулирования сферы занятости и механизмов реализации государственной политики занятости, представленной в активной и пассивной формах.

Таким образом, государственная политика занятости в регионе должна базироваться на оценке факторных условий возникновения устойчивых тенденций на рынке труда в регионе; оценке состояния трудовых ресурсов, текущей и прогнозной информации о численности экономически активного населения, составе трудовых ресурсов, распределении занятых по отраслям экономики, данных анализа рынка труда, показателей занятости и безработицы, а также мониторинге эффективности реализации программ занятости.

УДК / uDC 377(571.17)

А. В. Сьянов, А. А. Степанов A. Syanov, A. Stepanov

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ КЕМЕРОВСКОГО ФИЛИАЛА МЭСИ) MODERN FORMS OF STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP IN EDuCATION (THE EXAMPLE OF MESI KEMEROVO BRANCH)

Принципиально новое значение в большинстве образовательных учреждений (в первую очередь вузов) приобретают повышение качества образовательных услуг и трудоустройство выпускников. В сложившихся экономических реалиях вузы сталкиваются с многополярной конкуренцией. Государственно-частное партнерство (ГЧП) позиционируется как дополнительный механизм в решении комплекса вузовских проблем и задач. Авторы в рамках статьи предлагают рассмотреть

«природу» государственно-частного партнерства (ГЧП) в сфере образования, обнародовать инновационные формы ГЧП в данной области, познакомиться с практикой внедрения таких форм.

Essentially new relevance in the majority of educational institutions (first of all higher education institutions) is accepted by improvement of educational services quality and graduates finding employment. In present-day economic realities higher

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.