МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
НАУКИ О ЗЕМЛЕ
УДК 908
О.А. Голованова
Аспирантка Г еографический факультет РГПУ им. А.И. Герцена г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Аннотация
Раскрывает значимость модернизации транспортно-логистического комплекса Красноярского края. Анализирует основные направления развития дорожной сети региона. Предлагает перспективные проекты по развитию транспортно-логистического комплекса края.
Ключевые слова
Красноярский край, транспортно-логистический комплекс
Красноярский край - один из «опорных» регионов в экономической системе России - традиционно является крупным экспортно-ориентированным субъектом Федерации, которому «уготована» роль важнейшего участника евразийской интеграции. С недавнего времени (особенно после объединения Красноярского края, Таймыра и Эвенкии) он стал полигоном для новых индустриальных площадок и территорией для реализации различных экономических проектов.
Среди лимитирующих экономическое развитие края факторов остается транспортная доступность новых индустриальных площадок. Транспортно-логистический комплекс региона требует неотложных экономических и управленческих решений для оптимизации в решении вопроса о доступности перевозок населения и грузов. Для эффективно действующей транспортно-логистической системы важно сочетание объектов локального, городского, регионального и государственного значения.
Обслуживая предприятия или группу предприятий, локальные объекты транспортной инфраструктуры в крае возводятся в целом стабильно, поскольку финансирование их происходит как за счет местных средств, так и силами частного бизнеса. Объекты городского значения развиты в крае в меньшей степени, что проявление особенно ярко в пределах территорий севернее г. Красноярска. Из-за суровости природных условий возведение и содержание объектов транспортной инфраструктуры на севере весьма проблематично. Важную роль среди региональных объектов транспортно-логистического комплекса края играет повсеместное создание новых логистических центров. Работа и состояние объектов транспортной инфраструктуры государственного значения в крае поддерживается на удовлетворительном уровне.
Для развития транспорта в крае разработаны и действуют долгосрочные целевые программы: «Дороги Красноярья»; «Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях Красноярского края» и ведомственные целевые программы: Развитие транспортной системы в Красноярском крае»; «Развитие воздушного транспорта в Красноярском крае» (табл. 1).
301
международный научный журнал «инновационная наука»
№9/2015
ISSN 2410-6070
Целевые программы Красноярского края по развитию транспортной инфраструктуры
Таблица 1
№ Долгосрочная целевая Период Финансирование, млн. руб.
п/п программа реализации 2013 г. 2014 г. 2015 г.
1 «Дороги Красноярья», 2012-2016 13407,5 14109,4 14556,6
в т. ч. за счет средств федерального бюджета 1661,8 2324,5 2463,5
2 «Строительство объектов коммунальной и транспортной инфраструктуры в муниципальных образованиях Красноярского 2013-2015 100,0 425,0 500,0
края»
*Составлено автором по данным: [2].
Реализация данных программ направлена на формирование системы транспортных магистралей и логистических центров. Приоритетными видами транспорта для края являются железнодорожный (большая грузоподъемность, необходимая при транспортировке природных ресурсов), автомобильный (маневренность), воздушный и внутренний водный (возможность сообщения с северными районами края).
Для края очевидно и ощутимо: отсутствие системы железных и автомобильных дорог (в т. ч. лесовозных) в Нижнем Приангарье (районе нового освоения); неудовлетворительное состояние или отсутствие дорог в Эвенкийском и Таймырском муниципальных районах; увеличение диспропорций в развитии транспортной инфраструктуры территорий края; отсутствие логистических центров для реализации северной продукции; нарастание необходимости расширения пропускной способности Южного хода Красноярской железной дороги; отсутствие метро в г. Красноярске; нарастание потребности в модернизации городской транспортной инфраструктуры краевого центра.
Основные направления развития дорожной сети региона связаны с лесосырьевой базой, месторождениями золота, свинца и цинка, редких металлов и т. д. - там, где уже работают предприятия. Пожалуй, самым труднодоступным является проект развития Нижнего Приангарья и строительство железных дорог имеет ключевое, для его развития, значение. Особенность природных ресурсов Нижнего Приангарья - сочетание большого количества месторождений и пригодного для промышленной переработки лесного фонда - требует организации железнодорожного сообщения от мест заготовки до переработки на территории края или транзита в другие регионы. Возможны два варианта развития железнодорожной сети Нижнего Приангарья - железные дороги: Карабула-Кодинск и Лесосибирск-Мотыгино. Они дополняют друг друга, поскольку упираются в противоположные границы Нижнего Приангарья: одна - в Лесосибирск, другая - в Кодинск.
Рассмотрим имеющиеся проекты.
1. Железная дорога Карабула-Кодинск (190 км). Стоимость строительства оценивается в 660 млн. долл., в т. ч. стоимость моста через р. Ангара - 300 млн. долл. В районе трассы располагается ряд перспективных месторождений и лесных массивов, инвестиционная привлекательность которых, после строительства дороги, существенно возрастет. Ориентировочно срок окупаемости капвложений в строительство дороги составит 5,2 года. Целью строительства железнодорожной ветки Карабула-Кодинск является обеспечение доступа к лесозаготовке. Сегодня конечной точкой является станция Карабула, вокруг нее весь лес уже собрали. Продлив дорогу можно добраться до участков с большим ареалом сбора продукции.
2. Железная дорога Лесосибирск-Мотыгино (ок. 140 км). Вдоль трассы располагается ряд перспективных месторождений магнезита и золота, Горевское свинцово-цинковое месторождение. Оно находится на противоположном берегу р. Ангара, но после строительства дороги транспортная схема поставок концентратов существенно упростится. Ориентировочно срок окупаемости капвложений в строительство дороги и освоение расположенных вдоль нее природных ресурсов составит 4,8 года.
3. Имеется и третий вариант подготовки инфраструктурной доступности (более целесообразный с
302
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
точки зрения экономии финансовых средств) посредством объединения рассматриваемых дорог: железная дорога Лесосибирск-Кодинск. В этом случае можно избежать строительства одного из мостовых переходов и повысить уровень развития инфраструктуры между Мотыгино и Кодинском. Ориентировочно, срок окупаемости капвложений в строительство дороги и освоение расположенных вдоль нее природных ресурсов составит 3,2 года.
4. Железная дорога Карабула-Богучаны обеспечит транспортную доступность к Нижнеангарским месторождениям (тем самым активизировав их разработку) и выход на Транссибирскую железнодорожную магистраль.
Предусматривается строительство новой ж/д линии на юге края: Кызыл-Курагино, для освоения Элегестского угольного месторождения в Республике Тыва [1].
Следующим ключевым блоком является развитие сети круглогодичных автодорог на северных территориях, призванных снизить объемы северного завоза, сэкономить бюджет, привести к интенсификации освоения лесных ресурсов и минерально-сырьевой базы. Это будет иметь и социальный аспект - на такой территории для населения должна снижаться стоимость потребительской корзины. Итак, ключевые для развития края автомобильные дороги:
1. Обход Красноярска федеральной дорогой М-53 «Байкал» с мостом через р. Енисей. Дорога является частью автодорожного коридора «Сибирь-Дальний Восток», обеспечивающего безопасность и территориальную целостность страны, интеграцию в Европейскую и Азиатскую транспортные системы. Дорога обслуживает транзитные, международные, межрегиональные и пригородно-городские связи г. Красноярска, с чем связана высокая интенсивность движения потока по ней. Благодаря своему положению, дорога де-факто входит в состав Красноярского мультимодального узла. Сегодня транспортный поток скоростной магистрали идет через центр г. Красноярска. Обход разгрузит Красноярск от транзитного транспорта, который сейчас идет через город. Движение на период до 2020 г. - 23 тыс. автомобилей в сутки, в основном грузовые автомобили. В 2004 г. на строительство дороги выделено 70 млн. руб. В 2005 г. примерно 300 млн. выделил федеральный бюджет и около 100 млн. руб. - администрация края (по результатам договоренности с Минэкономразвития РФ). В настоящее время ведутся работы по строительству обхода поселка Нижняя Пойма (км 1155 - км 1165) общей протяженностью 11,4 км [2].
2. Автодорога Кодинск-Карабула (Нижнее Приангарье). Дорога на стадии подготовки ее из категории лесовозной до дороги четвертой категории, связывающей Кодинск и Карабулу. Улучшение состояния касается всех лесовозных дорого края.
Следовательно, крупные инвестиции в базовую физическую инфраструктуру требуют четкого определения целей стратегической политики на федеральном уровне, т. к. региональный лоббизм и влияние групп интересов могут привести к принятию неэффективных решений.
Перспективными проектами по развитию транспортно-логистического комплекса края могут стать:
- скоростные автомагистрали в пределах г. Красноярска;
- развитие аэропорта «Емельяново» до уровня международного хаба;
- создание мультимодального узла в г. Красноярске;
- участие в проекте по развитию кросс-полярных перевозок.
Растущая потребность в увеличении доступности перевозок в регионе требует ускоренного развития местной транспортно-логистической системы, в том числе за счет снижения роли монополистов на транспорте и повышения конкуренции.
В заключение подчеркнем, что транспортно-логистический комплекс Красноярского края (включая Енисейскую речную систему) является одним из его конкурентных преимуществ, роль которого заметно возросла в связи с изменением геополитического положения страны, усилением ориентации на страны Азиатско-Тихоокеанского региона и на использование Северного морского пути для проводки иностранных судов в связи с потерей ряда портов Черного и Балтийского морей. Не следует также сбрасывать со счетов и возможную организацию трансполярных авиатрасс, соединяющих Юго-Восточную Азию и Северную Америку.
303
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №9/2015 ISSN 2410-6070
Список использованной литературы:
1. Инвестиционный портал Красноярского края [Электронный ресурс]. - 2014- . - Режим доступа: http://invest.krskstate.ru/, свободный. - Загл. с экрана. - На рус. яз. Дата обращения: 8.07.2014 г.
2. Официальный портал Красноярского края [Электронный ресурс]. - Красноярск, 2010- . - Режим доступа: http://www.econ.krskstate.ru, свободный. - Загл. с экрана. - На рус. яз. Дата обращения: 22.05.2015 г.
© О.А. Голованова, 2015
304