Научная статья на тему 'Приоритетные направления Национального плана действий по сохранению биоразнообразия России'

Приоритетные направления Национального плана действий по сохранению биоразнообразия России Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
311
81
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления Национального плана действий по сохранению биоразнообразия России»

4. Гавршин Ю. И., Хрущ В. Т., Шинкарев С. М. Внутреннее облучение щитовидной железы жителей ряда загрязненных районов Белоруссии /Медицинская радиология. 1993. №6. С. 15 - 20.

5. Зайцев В. С., Михайлуц А. П. Гигиеническая оценка загрязнений окружающей сре-

ды при многолетней эксплуатации сосредоточенных химических предприятий. -Кемерово, 2001. - 191 с.

6. . ., . .

. // -

мышленностью: Тезисы докл. на VI городской научно-практической конф. - Кемерово, 2000. - С. 5 - 7.

7. Кожевникова О. А. Влияние состояния здоровья, биологических характеристик и занятости во вредном производстве матерей на формирование у детей синдрома дисиммуноглобулинемии. - Н. Тагил, 2000. - 8 с.

8. Косарев В. В., Лотков В. С., Жесткое А. В. Иммунологические эффекты воздейст-

// .

1999. № 6. С. 31-34.

9. . ., . . -

// ,

, , : . - , 1980. - .

150 - 151.

10. ТруновА. Н. Автореф. дисс. ...докт. мед. Наук. Новосибирск, 1997.

11. . ., . ., . . . 30

иммунологии - проблемы остаются? // Современные проблемы общей патологии . - , 2002. - . 14 - 26.

12. Черешнев В. А., Кеворков Н. Н., Бахметьев Б. А. и др. Физиология иммунной системы и экология // Иммунология. 2001. №3. С. 12 -21.

13. Allahabadia A. The different approaches to the genetic analysis of autoimmunne thyroid disease // Gough J. of Endocrinol. 1999. №163. P. 187 - 197.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РОССИИ

С.В. Попов, ОХ. Неграфонтова

В России в настоящее время существует и реализуется большое число программ и планов, связанных с сохранением биоразнообразия. Они являются как государственными программами (федеральные, региональные, отраслевые и межотраслевые), так и проектами, осуществляемыми неправительственными организациями (российские и , ).

Согласно Конвенции о биологическом разнообразии (статья 6) «Каждая договаривающаяся сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями: а) разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы, которые отражают, в частности, изложенные в настоящей Конвенции меры...». Исходя из этого, для реализации Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и достижения ее целей необходима координация существующих и разработка недостающих танов и программ. Поэтому первоочередной задачей при формировании Национального плана действий является определение его основных . -сии позволит объединить действующие программы и проекты, выявить существующие

1З3

пробелы в деятельности по сохранению биоразнообразия, оптимизировать финансовые потоки и консолидировать участие всех субъектов Стратегии в ее реализации.

Формирование Национального плана действий предполагает координацию существующих программ и проектов по сохранению биоразнообразия, разработку новых проектов и пополнение ими основных направлений. Это пополнение должно происходить за счет свободной подачи проектных заявок от любых субъектов Стратегии в Портфель проектов и их последующего отбора Такой Портфель проектов уже формируется Проектом ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» и содержит около 2 000 заявок, из которых выбраны 414 первоочередных проектов агрегированных в 161 мероприятие.

Реализация Национального Плана действий происходит за счет партнерского взаимодействия всех субъектов Стратегии. Для федеральных и региональных государственных органов власти Национальный план действий по сохранению биоразнообразия России является источником приоритетных мероприятий при формировании проектов бюджетных заявок и целевых программ. Проекты, содержащиеся в Плане действий, открыты для финансирования государственными органами или неправительственными природоохранными организациями, коммер-,

другими национальными и зарубежными партнерами.

План действий разрабатывается на краткосрочный период и его необходимо корректировать по мере изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране, возможностей финансирования работ по предложенным проектам, появления новых, более перспективных технологий и методов работ.

Для обеспечения участия разных секторов общества при подготовке рекомендаций по проектам сохранения биоразнообразия создается Координационный экспертно-консультативный совет. Он формируется из представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, научных учреждений, , , ,

.

Задачами Совета являются:

-

России и наполнение утвержденных основных направлений конкретными проектами (координация существующих планов и программ, организация сбора заявок и их конкурсный отбор).

-

взаимодействию для обеспечения сохранения биоразнообразия в России.

- -

рования в рамках российских и международных программ; представление потенциальным донорам и инвесторам предложений по финансированию проектов со.

- -

хранению биоразнообразия России и подготовка рекомендаций по их совершен.

Национальный план действий по сохранению биоразнообразия России предусматривает выполнение мероприятий по сохранению редких видов, подвидов и популяций промысловых и других эксплуатируемых видов, мигрирующих видов, редких пород животных и сортов растений, сохранению и восстановлению природ. , -рование состояния популяций и видов редких растений и животных, поддержание их численности и ареала. Для сохранения редких видов на особо охраняемых природных территориях следует обеспечить деятельность специализированных ООПТ, из

- (0 1 ) , , . -( , , , ), -

ция, в том числе за счет организмов, разводимых вне типичной среды обитания (ex situ), искусственное воспроизводство естественных популяций редких видов.

Одним из принципов неистощительного использования и сохранения биоразнообразия является правильная организация промысла биологических ресурсов, регламентирование и контроль промысла.

Правительством Российской Федерации ежегодно утверждаются общие объемы квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в моря рек, а также в районах регулирования рыболовства Российско-

( ), -

дам этих ресурсов и по направлениям их использования, с распределением по субъ-, . квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для иностранных госу-

,

.

потребностей (личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промыслах этих ресурсов; для промышленных целей; в научно-исследовательских, учетных и культурно; -, -.

Распределение рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства осуществляется на конкурсной основе. Лицензии (р^решения) на все виды промысла выдаются на основании ресурсных исследований и мониторинга. Кроме того, утверждается перечень типов судов, используемых для прибрежного рыболовства.

В Ростовской области создана Межведомственная комиссия по определению закрепляемых за заявителями долей на вылов водных биоресурсов для прибрежного рыболовства в Черном, Азовском морях и низовьях впадающих в моря рек. На 2004 г. они составляют: 56,2 тонны леща, 49,5 тонны тарани, 531,8 тонны судака, 8 712 тонн хамсы, 27 579 тонн тюльки, 1 551 тонна пиленгаса, 20 748 тонн шпрота, 1 400 тонн , 0,002 . -,

.

- 20 , - 10 , - 5 .

Ежегодно Координационным советом подводятся итоги по освоению квот, спецопераций «Путина» по предотвращению незаконного вылова и реализации вод. -

,

( ). -

ления водных объектов области нежелательными водными организмами запрещен сброс и замена балластных вод.

В области сохранения и восстановления природных систем (среды обитания) Национальным планом действий предусматривается системный подход:

-

(прекращение распашки, регулирование выпаса скота, организация лесополос и эко-

,

, , применение биологических методов борьбы с вредителями, предотвращение эрозии и т.д.);

- -

становлению (Каспийское, Азовское, Балтийское, Черное, Баренцево, Японское мо-

); , в частности в лагуне Буссе на Южном Сахалине, в районе лежбищ морских млекопитающих и птичьих базаров; использованию экологически безопасных и избирательных технологий морского промысла, развитию марикультуры; предотвращению разрушения природных экосистем в результате деятельности человека при добыче нефти и газа, водным транспортом, военными объектами и т.д., сохранению арктических пресноводных и водноболотных, горных и искусственных экосистем.

Неотъемлемой частью Национального плана является пропаганда необходимости сохранения биоразнообразия в средствах массовой информации и при проведении различных акций и кампаний, в сфере торговли и рекламы, экологическое и биологическое образование и просвещение, воспитание гуманного отношения к живой природе у детей, информирование населения о состоянии биоразнообразия и угрозах для него.

Выполнение Национального плана невозможно без развития и совершенствования законодательства в области использования природных ресурсов и охраны , -, -, -разнообразия; снижения латентности правонарушений; создания общегосударственной системы экономической оценки биоразнообразия как национального достояния; развития исследований в области биологических наук, в области мониторинга био-.

В области международного сотрудничества Национальный план действий к приоритетным направлениям относит выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии, других международных конвенций и договоров, а также участия в международных организациях в области сохранения биоразнообразия, в том числе:

-

координации деятельности по выполнению международных обязательств;

- , информирования заинтересованных национальных организаций и поддержки принятых решений и их распространения;

-

, ;

-

международных обязательств в области сохранения биоразнообразия;

-

опыта для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в России.

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ

В.Б. Митько, М.В. Минина

Экологические проблемы России носят явно выраженный геополитический

.

целом не вызывает никакого сомнения, в связи с чем развивается международное именно геополитическое сотрудничество в Арктике, основанное на совместном решении экологических проблем. Именно эти проблемы лежали в основе создания , -ной неправительственной организации «Северный Форум» также является охрана окружающей среды и реагирование на чрезвычайные ситуации. Программа «Охрана окружающей среды» нацелена на сохранение, улучшение и/или охрану окружаю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.