4. Гавршин Ю. И., Хрущ В. Т., Шинкарев С. М. Внутреннее облучение щитовидной железы жителей ряда загрязненных районов Белоруссии /Медицинская радиология. 1993. №6. С. 15 - 20.
5. Зайцев В. С., Михайлуц А. П. Гигиеническая оценка загрязнений окружающей сре-
ды при многолетней эксплуатации сосредоточенных химических предприятий. -Кемерово, 2001. - 191 с.
6. . ., . .
. // -
мышленностью: Тезисы докл. на VI городской научно-практической конф. - Кемерово, 2000. - С. 5 - 7.
7. Кожевникова О. А. Влияние состояния здоровья, биологических характеристик и занятости во вредном производстве матерей на формирование у детей синдрома дисиммуноглобулинемии. - Н. Тагил, 2000. - 8 с.
8. Косарев В. В., Лотков В. С., Жесткое А. В. Иммунологические эффекты воздейст-
// .
1999. № 6. С. 31-34.
9. . ., . . -
// ,
, , : . - , 1980. - .
150 - 151.
10. ТруновА. Н. Автореф. дисс. ...докт. мед. Наук. Новосибирск, 1997.
11. . ., . ., . . . 30
иммунологии - проблемы остаются? // Современные проблемы общей патологии . - , 2002. - . 14 - 26.
12. Черешнев В. А., Кеворков Н. Н., Бахметьев Б. А. и др. Физиология иммунной системы и экология // Иммунология. 2001. №3. С. 12 -21.
13. Allahabadia A. The different approaches to the genetic analysis of autoimmunne thyroid disease // Gough J. of Endocrinol. 1999. №163. P. 187 - 197.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО ПЛАНА ДЕЙСТВИЙ ПО СОХРАНЕНИЮ БИОРАЗНООБРАЗИЯ РОССИИ
С.В. Попов, ОХ. Неграфонтова
В России в настоящее время существует и реализуется большое число программ и планов, связанных с сохранением биоразнообразия. Они являются как государственными программами (федеральные, региональные, отраслевые и межотраслевые), так и проектами, осуществляемыми неправительственными организациями (российские и , ).
Согласно Конвенции о биологическом разнообразии (статья 6) «Каждая договаривающаяся сторона в соответствии с ее конкретными условиями и возможностями: а) разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия или адаптирует с этой целью существующие стратегии, планы или программы, которые отражают, в частности, изложенные в настоящей Конвенции меры...». Исходя из этого, для реализации Национальной стратегии сохранения биоразнообразия России и достижения ее целей необходима координация существующих и разработка недостающих танов и программ. Поэтому первоочередной задачей при формировании Национального плана действий является определение его основных . -сии позволит объединить действующие программы и проекты, выявить существующие
1З3
пробелы в деятельности по сохранению биоразнообразия, оптимизировать финансовые потоки и консолидировать участие всех субъектов Стратегии в ее реализации.
Формирование Национального плана действий предполагает координацию существующих программ и проектов по сохранению биоразнообразия, разработку новых проектов и пополнение ими основных направлений. Это пополнение должно происходить за счет свободной подачи проектных заявок от любых субъектов Стратегии в Портфель проектов и их последующего отбора Такой Портфель проектов уже формируется Проектом ГЭФ «Сохранение биоразнообразия» и содержит около 2 000 заявок, из которых выбраны 414 первоочередных проектов агрегированных в 161 мероприятие.
Реализация Национального Плана действий происходит за счет партнерского взаимодействия всех субъектов Стратегии. Для федеральных и региональных государственных органов власти Национальный план действий по сохранению биоразнообразия России является источником приоритетных мероприятий при формировании проектов бюджетных заявок и целевых программ. Проекты, содержащиеся в Плане действий, открыты для финансирования государственными органами или неправительственными природоохранными организациями, коммер-,
другими национальными и зарубежными партнерами.
План действий разрабатывается на краткосрочный период и его необходимо корректировать по мере изменения экологической и социально-экономической ситуации в стране, возможностей финансирования работ по предложенным проектам, появления новых, более перспективных технологий и методов работ.
Для обеспечения участия разных секторов общества при подготовке рекомендаций по проектам сохранения биоразнообразия создается Координационный экспертно-консультативный совет. Он формируется из представителей федеральных органов исполнительной и законодательной власти, научных учреждений, , , ,
.
Задачами Совета являются:
-
России и наполнение утвержденных основных направлений конкретными проектами (координация существующих планов и программ, организация сбора заявок и их конкурсный отбор).
-
взаимодействию для обеспечения сохранения биоразнообразия в России.
- -
рования в рамках российских и международных программ; представление потенциальным донорам и инвесторам предложений по финансированию проектов со.
- -
хранению биоразнообразия России и подготовка рекомендаций по их совершен.
Национальный план действий по сохранению биоразнообразия России предусматривает выполнение мероприятий по сохранению редких видов, подвидов и популяций промысловых и других эксплуатируемых видов, мигрирующих видов, редких пород животных и сортов растений, сохранению и восстановлению природ. , -рование состояния популяций и видов редких растений и животных, поддержание их численности и ареала. Для сохранения редких видов на особо охраняемых природных территориях следует обеспечить деятельность специализированных ООПТ, из
- (0 1 ) , , . -( , , , ), -
ция, в том числе за счет организмов, разводимых вне типичной среды обитания (ex situ), искусственное воспроизводство естественных популяций редких видов.
Одним из принципов неистощительного использования и сохранения биоразнообразия является правильная организация промысла биологических ресурсов, регламентирование и контроль промысла.
Правительством Российской Федерации ежегодно утверждаются общие объемы квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов во внутренних морских водах, в территориальном море, на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, в Азовском и Каспийском морях и низовьях впадающих в моря рек, а также в районах регулирования рыболовства Российско-
( ), -
дам этих ресурсов и по направлениям их использования, с распределением по субъ-, . квот на вылов (добычу) водных биологических ресурсов для иностранных госу-
,
.
потребностей (личного потребления) коренных малочисленных народов и этнических общностей Севера, Сибири и Дальнего Востока, образ жизни, занятость и экономика которых традиционно основываются на промыслах этих ресурсов; для промышленных целей; в научно-исследовательских, учетных и культурно; -, -.
Распределение рыбопромысловых участков для прибрежного рыболовства осуществляется на конкурсной основе. Лицензии (р^решения) на все виды промысла выдаются на основании ресурсных исследований и мониторинга. Кроме того, утверждается перечень типов судов, используемых для прибрежного рыболовства.
В Ростовской области создана Межведомственная комиссия по определению закрепляемых за заявителями долей на вылов водных биоресурсов для прибрежного рыболовства в Черном, Азовском морях и низовьях впадающих в моря рек. На 2004 г. они составляют: 56,2 тонны леща, 49,5 тонны тарани, 531,8 тонны судака, 8 712 тонн хамсы, 27 579 тонн тюльки, 1 551 тонна пиленгаса, 20 748 тонн шпрота, 1 400 тонн , 0,002 . -,
.
- 20 , - 10 , - 5 .
Ежегодно Координационным советом подводятся итоги по освоению квот, спецопераций «Путина» по предотвращению незаконного вылова и реализации вод. -
,
( ). -
ления водных объектов области нежелательными водными организмами запрещен сброс и замена балластных вод.
В области сохранения и восстановления природных систем (среды обитания) Национальным планом действий предусматривается системный подход:
-
(прекращение распашки, регулирование выпаса скота, организация лесополос и эко-
,
, , применение биологических методов борьбы с вредителями, предотвращение эрозии и т.д.);
- -
становлению (Каспийское, Азовское, Балтийское, Черное, Баренцево, Японское мо-
); , в частности в лагуне Буссе на Южном Сахалине, в районе лежбищ морских млекопитающих и птичьих базаров; использованию экологически безопасных и избирательных технологий морского промысла, развитию марикультуры; предотвращению разрушения природных экосистем в результате деятельности человека при добыче нефти и газа, водным транспортом, военными объектами и т.д., сохранению арктических пресноводных и водноболотных, горных и искусственных экосистем.
Неотъемлемой частью Национального плана является пропаганда необходимости сохранения биоразнообразия в средствах массовой информации и при проведении различных акций и кампаний, в сфере торговли и рекламы, экологическое и биологическое образование и просвещение, воспитание гуманного отношения к живой природе у детей, информирование населения о состоянии биоразнообразия и угрозах для него.
Выполнение Национального плана невозможно без развития и совершенствования законодательства в области использования природных ресурсов и охраны , -, -, -разнообразия; снижения латентности правонарушений; создания общегосударственной системы экономической оценки биоразнообразия как национального достояния; развития исследований в области биологических наук, в области мониторинга био-.
В области международного сотрудничества Национальный план действий к приоритетным направлениям относит выполнение обязательств Российской Федерации, вытекающих из Конвенции о биологическом разнообразии, других международных конвенций и договоров, а также участия в международных организациях в области сохранения биоразнообразия, в том числе:
-
координации деятельности по выполнению международных обязательств;
- , информирования заинтересованных национальных организаций и поддержки принятых решений и их распространения;
-
, ;
-
международных обязательств в области сохранения биоразнообразия;
-
опыта для сохранения и устойчивого использования биоразнообразия в России.
ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ КОНЦЕПЦИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОЗДОРОВЛЕНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО РЕГИОНА РОССИИ
В.Б. Митько, М.В. Минина
Экологические проблемы России носят явно выраженный геополитический
.
целом не вызывает никакого сомнения, в связи с чем развивается международное именно геополитическое сотрудничество в Арктике, основанное на совместном решении экологических проблем. Именно эти проблемы лежали в основе создания , -ной неправительственной организации «Северный Форум» также является охрана окружающей среды и реагирование на чрезвычайные ситуации. Программа «Охрана окружающей среды» нацелена на сохранение, улучшение и/или охрану окружаю-