12.4. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СРЕДЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Борщ Александр Александрович, к.ю.н. E-mail: [email protected]
Аннотация: В статье рассмотрены приоритетные направления формирования среды обеспечения национальной безопасности в условиях глобализации для сфер общественной жизни: международных, политической, экономической, оборонной (военной), государственной и общественной безопасности, техногенной, экологической, научно-технической, информационной, культуры, морально-психологической (духовной), образовательной, социальной.
Ключевые слова: среда обеспечения национальной безопасности, приоритетные направления, сферы общественной жизни.
PRIORITY AREAS OF AN ENVIRONMENT OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION
Borshch Alexander Alexandrovich, PhD at law. E-mail: [email protected]
Annotation: The article deals with the priorities of an environment of national security in the context of globalization for spheres of public life: international, political, economic, defense (military), state and public security, technological, environmental, scientific, technical, information, culture, moral and psychological (spiritual), educational, and social.
Keywords: national security environment, priority, areas of public life.
В процессе формирования среды обеспечения национальной безопасности существенное значение имеет определение направлений, точнее области деятельности, где должны быть сосредоточены усилия общественных сил, участвующих в политических процессах внутри государства. Среди значительного количества этих направлений необходимо выделить приоритетные, то есть те, которые должны осуществляться в первую очередь, не отвергая, конечно и другие, менее значительные направления.
Для определения приоритетных направлений автор предлагает использовать следующую методику. Сначала, на основе результатов предыдущих исследований, необходимо определить исходя из целевой направленности, возможное количество направлений в формировании среды обеспечения национальной безопасности государства, а затем, на основе определенных критериев, выделю из них главные, то есть приоритетные.
При исследовании приоритетных направлений формирования среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в условиях глобализации автор основывается на тех же сферах общественной жизни, но учитывая условия глобализации, автор предлагает включить не только оборонную (военную) сферу для рассмотрения приоритетных направлений, но и та-
кие сферы как государственная и общественная безопасность. За основу определения указанных направлений автор использует следующие выработанные практикой критерии: объективная необходимость, важность, возможность осуществления в условиях глобализации, соответствие нормам международного и внутреннего права, готовность государственного механизма к их осуществлению.
На основе всестороннего учета указанных критериев и учета целевого предназначения автор, предлагает следующий перечень возможных направлений формирования среды обеспечения национальной безопасности.
В сфере международных отношений: обеспечение равноправного положения России среди ведущих государств мира; упрочнение ключевых механизмов многостороннего управления мировыми, политическими и экономическими процессами под эгидой Совета Безопасности ООН; создание эффективных условий для экономического и социального развития России в системе мирового сообщества; укрепление отношений России с государствами-участниками Содружества Независимых Государств и другими дружественными организациями; защита прав и интересов российских граждан за рубежом; содействие урегулированию конфликтов, включая миротворческую деятельность, под эгидой ООН и других международных организаций; достижение прогресса в сфере паритета и контроля над ядерными вооружениями, поддержание стратегической стабильности в мире на основе выполнения государствами своих международных обязательств в этой сфере; выполнение взаимных обязательств в области сокращения и ликвидации оружия массового уничтожения, обычных вооружений, осуществление мер по укреплению доверия и стабильности, обеспечение международного контроля за экспортом товаров и технологий, а также за оказанием услуг военного и двойного назначения; адаптацию существующих соглашений по контролю над вооружениями и по разоружению к новым условиям международных отношений, а также разработку при необходимости новых соглашений, в первую очередь по мерам укрепления доверия и безопасности; содействие созданию зон, свободных от оружия массового уничтожения; развитие международного сотрудничества в области борьбы с транснациональной преступностью и терроризмом; введение, расширение, укрепление или отмена различных международных мер доверия, транспарантности (открытости) и т.д.
В политической сфере (внутри государства): недопущение обострения политического противостояния социальных групп (классов), создающего опасность возникновения политических кризисов; снижение остроты межнациональных отношений; усиление борьбы с терроризмом и экстремизмом; обеспечение приоритета федерального законодательства и совершенствование на этой основе законодательства субъектов Российской Федерации; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов Российской Федерации; постепенная ликвидация социального неравенства различных слоев населения; выработка и реализация региональной политики, обеспечивающей оптимальный баланс федеральных и региональных интересов; совершенствование механизма, препятствующего созданию политических партий и общественных объединений, преследующих сепаратистские и антиконституционные цели, и пресечение их деятельности; введение или отмена чрезвычайного, военного положения в госу-
дарстве или отдельном ее регионе в случае внутренних угроз национальной безопасности государству; принятие или отмена законодательных актов с целью снятия проведения необходимых мероприятий связанных с внешними и внутренними угрозами национальной безопасности государства; создание государственного контроля над средствами массовой информации, искажающими внутреннее положение России.
В экономической сфере: подъем экономики государства постепенный отход ее от ориентации только на нефть и газ, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса; восстановление оборонно-промышленного комплекса на основе новых технологий; преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников; создание благоприятных условий для международной интеграции российской экономики; преодоление отрицательного влияния вступления России в ВТО; расширение рынков сбыта российской продукции; формирование единого экономического пространства с государствами - участниками Содружества Независимых Государств; правовое обеспечение реформ и создание эффективного механизма контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации; усиление государственного регулирования в экономике; принятие необходимых мер по преодолению последствий экономического кризиса, сохранению и развитию научно-технического, технологического и производственного потенциала, переходу к экономическому росту при снижении вероятности техногенных катастроф, повышению конкурентоспособности отечественной промышленной продукции, подъему благосостояния народа; недопущение зависимости основных областей экономики от иностранного капитала; совершенствование структуры производства и экспорта, антимонопольное регулирование и поддержка конкурентной политики; развитие национальной инновационной системы в целях реализации высокоэффективных проектов и приоритетных программ развития высокотехнологичных секторов экономики; укрепление финансовых рынков; сокращение неформальной занятости и легализация трудовых отношений, повышение инвестиций в развитие человеческого капитала; обеспечение баланса интересов коренного населения и трудовых мигрантов с учетом их этнических, языковых, культурных и конфессиональных различий, включая совершенствование миграционного учета, а также на обоснованное территориальное распределение трудовых мигрантов исходя из потребностей регионов в трудовых ресурсах; организация спецлагерей для нелегальных мигрантов; формирование системы научного и технологического прогнозирования и реализацию научных и технологических приоритетов, усиление интеграции науки, образования и производства; создание условий для развития конкурентоспособной отечественной фармацевтической промышленности; развитие индустрии информационных и телекоммуникационных технологий, средств вычислительной техники, радиоэлектроники, телекоммуникационного оборудования и программного обеспечения; создание экономических региональных союзов, которые могут способствовать укреплению взаимной безопасности; заключение или денонсация договоров по военно-экономическому и военно-техническому сотрудничеству, целенаправленные изменения в области внешних закупок вооружения и военной техники; увеличение выпуска продукции двойного назначения; изменения в области инвестиций и темпов создания инфраструктуры, которая может быть
использована в целях обороны; мобилизационные мероприятия (например, полный или частичный перевод предприятий военной промышленности на режим работы, характерный для военного времени); сужение или расширение поставок оборудования, сырья, стратегических материалов, продовольствия, научно-технической информации, введение ограничений или даже эмбарго на такие поставки; защита внутреннего рынка (таможенная политика, предоставление льготных условий торговли национальным предприятиям, налоговая политика, борьба с инфляцией и т.д.); изменение цен на мировых рынках, (например, цен на нефть, природный газ, металлы), другие акции в международной торговле, чреватые крупным ущербом для страны-инициатора агрессии и ее союзников; совершенствование кредитно-финансовых отношений (отказ от предоставления кредитов по ранее заключенным соглашениям или, наоборот, предоставление льгот в этой области, отказ от выплаты долгов и т.п.); контроль за торгово-экономическими связями третьих стран с государством-инициатором агрессии, вплоть до прямого применения силы к экипажам морских и воздушных судов под предлогом нарушений международного права (морского или воздушного), не выполнения требования резолюций Совета Безопасности ООН и другое; полный или частичный разрыв железнодорожных, морских, воздушных, почтовых, теле-, радио и других сообщений со страной-инициатором применения военной силы в международных отношениях.
В оборонной (военной) сфере: укрепление оборонного потенциала; совершенствование законодательства в области обороны российского государства; совершенствование управления вооруженными силами и другими силовыми структурами государства; улучшение подготовки кадров для силовых структур России; сотрудничество в укрепление системы противовоздушной и проти-вокосмической обороны, для обеспечения неприкосновенности границ государства и его суверенитета с зарубежными государствами [1]; организация действий по четкой правовой регламентации порядка и правил применения вооруженных сил, ношения и применения оружия; эффективное взаимодействие и сотрудничество с государствами - участниками Содружества Независимых Государств и других дружественных международных организаций; осуществление или снятие блокады воздушных, наземных и морских границ; совершенствование системы постоянной боевой готовности частей и соединений российской армии; контроль организационно-мобилизационных мероприятий (формирование новых соединений и частей или их сокращение, в зависимости от ситуации); проведение крупных учений и маневров с привлечением войск и сил флота, командно-штабных учений и игр внутри России и международных; перекрытие каналов поступления оружия в районы возникновения военных конфликтов, по установлению пограничного режима вокруг зоны конфликтов; изъятие оружия у гражданского населения, ликвидация незаконных вооруженных формирований; системные исследования в интересах решения стратегических задач национальной обороны, государственной и общественной безопасности, а также устойчивого развития страны.
Автор в исследовании предлагает уделить внимание к сферам государственной безопасности и общественной безопасности.
В сфере государственной безопасности: активизация борьбы с разведывательной и иной деятельностью спецслужб иностранных государств; повышение эффек-
тивности борьбы с терроризмом и экстремизмом; борьба с акциями психологических операций иностранных государств; усиление борьбы с коррупцией и организованной преступностью; борьба с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и наркотических средств; укрепление охраны государственной границы России; совершенствование подготовки кадров для органов государственной безопасности; улучшение технического оснащения оперативных подразделений.
В сфере общественной безопасности: участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; активизация борьбы с коррупцией и организованной преступностью; борьба с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и наркотических средств; предотвращение и ликвидация массовых беспорядков; борьба с уголовной преступностью; поддержание общественного порядка, прежде всего в период проведения массовых мероприятий; обеспечения безопасности дорожного движения в условиях чрезвычайного и военного положения.
В техногенной сфере: контроль за силами и средствами предупреждения чрезвычайных ситуаций, экономических и правовых механизмов при регулировании рисков; совершенствование единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (ЕГЧС), в том числе дальнейшая интеграция ее с аналогичными системами иностранных государств; совершенствование международного сотрудничества в данной области; обеспечение благоприятных условий для техногенного развития страны, с целью сохранения глобальной и региональной стабильности.
В экологической сфере: совершенствования законодательства; рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф; экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций; безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия; создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации.
В научно-технической сфере: освоение в промышленности, в том числе в оборонно-промышленном комплексе нанотехнологий; проведение испытаний новых систем оружия (испытательных пусков межконтинентальных баллистических и крылатых ракет и т.п.) или, наоборот, демонстративный отказ от таких испытаний; принятие масштабных планов и программ создания или модернизации вооружения и военной техники; изменения в областях финансирования оборонных НИОКР, подготовки кадров научно-технических специалистов, военно-технического сотрудничества и другое; контроль в области конверсии (или реконверсии) оборонно-промышленного комплекса; ускоренное формирование научно-технического потенциала и национальной технологической базы, привлечение частного капитала, в том числе путем создания фондов и использования
грантов, реализацию программ развития территорий, обладающих высоким научно-техническим потенциалом; создание при поддержке государства инфраструктуры, обеспечивающей коммерциализацию результатов научно-исследовательских разработок с одновременной защитой интеллектуальной собственности внутри страны и за рубежом; совершенствование государственной инновационной и промышленной политики в качестве безусловного приоритета инновационного развития национальной экономики фундаментальная и прикладная наука, образование, совершенствуется федеральная контрактная система и система государственного заказа на подготовку высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров; развитие государственно-частного партнерства в сфере науки и технологий; активизация исследований для интеграции науки, образования и промышленности.
В информационной сфере: систематическое выявление угроз (кибератак) и их источников, структуризация целей обеспечения информационной безопасности в сфере обороны и определение соответствующих практических задач [2]; проведение сертификации общего и специального программного обеспечения, пакетов прикладных программ и средств защиты информации в существующих и создаваемых автоматизированных системах управления силовых структур и системах связи, имеющих в своем составе элементы вычислительной техники; постоянное совершенствование средств защиты информации от несанкционированного доступа, развитие защищенных систем связи и управления войсками и оружием, повышение надежности специального программного обеспечения; совершенствование структуры функциональных органов обеспечения информационной безопасности в сфере обороны, правоохранительной сферы и координация их взаимодействия; совершенствование приемов и способов стратегической и оперативной маскировки, разведки и радиоэлектронной борьбы, методов и средств активного противодействия информационно-пропагандистским и психологическим операциям вероятного противника; формирование стратегии построения в России информационного общества; подготовка специалистов по обеспечению информационной безопасности во всех сферах жизнедеятельности государства сфере обороны.
В сфере культуры: государственная поддержка мероприятий по сохранению и возрождению культурного наследия народов и народностей России; создание социально-экономических условий для осуществления творческой деятельности и функционирования учреждений культуры; активизация влияния государственных структур на основные средств массовой информации в целях недопущения материалов, способных подтолкнуть угрозы в данной сфере; контроль (воспрещение деятельности, в рамках закона) некоторых средств массовой информации или программ на телевидении, лишение аккредитации отдельных корреспондентов зарубежных средств массовой информации, если публикуемые ими материалы носят провокационный характер, объективно инициируют угрозы национальной безопасности России; обеспечение доступа к информации о ходе политической борьбы для государственных средств массовой информации, а также тех средствах, которые объективно освещают события в России; создание условий для опережающего информирования общественности и распространения в средств массовой информации материалов, подготовленных государственными информационными службами; поиск и пресечение провоцирующих информационно-психологических акций, осу-
ществляемых через Интернет; подготовка и проведение на государственном уровне информационно-психологических акций по противодействию информационно-психологическим операциям иностранных государств, создающим направленные на создание угроз национальной безопасности России; определение особенностей государственной политики в сфере культуры в условиях глобализации; проведение прикладных исследований, связанных с реализацией проектов по сохранению и изучению историко-культурного наследия народов России; сотрудничество с государствами Содружества Независимых Государств в целях сохранения единого культурного и информационного пространства Содружества Независимых Государств, сохранение и укрепление информационного присутствия России на пространстве Содружества Независимых Государств и стран Балтии; осуществление деятельности (в свете подписанного Соглашения о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств, а также в развитие Декларации о гуманитарном сотрудничестве государств-участников Содружества Независимых Государств) по созданию таких новых институтов многостороннего взаимодействия в гуманитарной сфере, как учреждение Совета по гуманитарному сотрудничеству государств-участников Содружества Независимых Государств, проведение на постоянной основе форума творческой интеллигенции государств-участников Содружества Независимых Государств; взаимодействие с Европейским союзом и Советом Европы по реализации дорожной карты в области создания единого пространства в сфере культуры, создание Постоянного совета партнерства Россия - Европейского союза в области культуры, а также активизация работы в рамках проекта «Создание культурного капитала»; развитие и использование современных информационных технологий для дальнейшей интеграции культурных связей и формирования позитивного образа России за рубежом; сотрудничество с такими авторитетными международными организациями, как ЮНЕСКО, Шанхайская организация сотрудничества, Арктический Совет, АРС-Балтика, участие в работе Конференции министров культуры стран региона Баренцева моря, Конференции министров культуры стран региона Балтийского моря в рамках программы «Северное измерение», а также в деятельности Аудиовизуальной обсерватории и Всемирной сети по культурному наследию; сотрудничество в рамках Форума славянских культур по вопросам пропаганды российской культуры, сохранения материального и нематериального культурного наследия, сохранения культурного многообразия [3].
В морально-психологической (духовной) сфере: создание в России устойчивого морально-психологического общества; выработка у граждан морально-психологической устойчивости к подрывным акциям психологических операциях иностранных государств; формирование в обществе духовных ценностей, отвечающих национальным интересам страны, воспитанием патриотизма и гражданской ответственности за ее судьбу; совершенствование законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в области конституционных прав и свобод человека и гражданина и его участия в обеспечение национальной безопасности государства; повышение правовой культуры граждан в интересах противодействия сознательному или непреднамеренному нарушению этих конституционных прав и свобод в сфере духовной жизни; разработка действенных организационно-правовых
механизмов доступа средств массовой информации и граждан к открытой информации о деятельности органов власти и общественных объединений, обеспечение достоверности сведений о социально значимых событиях общественной жизни, распространяемых через средства массовой информации; разработка специальных правовых и организационных механизмов недопущения противоправного морально-психологического воздействия на массовое сознание общества, неконтролируемой коммерциализации культуры и науки, а также обеспечивающих сохранение культурных и исторических ценностей народов и народностей России, рациональное использование накопленных обществом информационных ресурсов, составляющих национальное достояние в сфере духовной жизни; введение запрета на использование эфирного времени в электронных средствах массовой информации для проката программ, пропагандирующих насилие и жестокость, антиобщественное поведение; противодействие негативному влиянию иностранных религиозных организаций и миссионеров; формирование государственной системы защиты от деструктивного влияния антиобщественных сил на индивидуальное, групповое и массовое сознание; сохранение единого информационного и культурного пространства России посредством использования потенциалов национальных патриотически ориентированных средств массовой информации; законодательное определение и внедрение в практическую деятельность вооружённых сил, правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации средств и методов защиты общественного сознания; создание социально-политических, экономических условий для реализации творческих потенциалов каждого гражданина России; организация общероссийского патриотического движения с участием деятелей науки, искусства, представителей традиционных для России религиозных организаций и национально ориентированных общественных светских объединений; подготовка специалистов для государственных учреждений и органов, институтов гражданского общества в области обеспечения духовной безопасности; охрана исторического наследия народов России, памятников национальных культур и государственности.
В образовательной сфере: обеспечение в России всеобщего среднего образования с постепенным переходом к обязательному высшему образованию; создание в России системы обеспечения квалифицированными кадрами всех сфер деятельности государства, в том числе в области обеспечения национальной безопасности; постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно- воспитательного процесса; развитие системы беспрерывного образования и обучения на протяжении жизни; расширение евроазиатского образовательного пространства; обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств; обеспечение экономических и социальных гарантий для профессиональной самореализации педагогических, научно-педагогических работников, повышения их социального статуса; развитие дошкольного, внешкольного, общего среднего образования в сельской местности и профессионально-технического образования; органическое объединение образования и науки, развитие педагогической и психологической науки, дистанционного образования; внедрение образовательных инноваций, информационных технологий; создание индустрии современных средств обучения и воспитания, полное обеспечение ими учебных заведений; создание рынка образовательных услуг
и его научно-методическое обеспечение; интеграция отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство; усиление внимания государства к фундаментальной науке (в частности включение ее в число приоритетных направлений развития науки, технологий и техники), Российской академии наук, ее институтов, лабораторий, полигонов и создание условий для нормального воспроизводства кадрового потенциала; возрождение отечественной прикладной науки, в том числе на основе использования эффективных форм государственно-частного партнерства в инновационной сфере, различных методов стимулирования трансфера научных результатов в производство (государственные закупки, налоговые льготы, лизинг, поддержка малого и среднего наукоемкого бизнеса и другое); становление вузовской науки как мощной составляющей национальной инновационной системы, усиление вклада научно-исследовательской базы вузов в удовлетворение спроса экономики на квалифицированные кадры; активизация междисциплинарных, межотраслевых и межсекторальных исследований, консолидацию научного сообщества как значимой социальной силы, углубление внутренней и внешней кооперации в научно-инновационной сфере.
В социальной сфере: снижение и ликвидация социальных противоречий; обеспечение прожиточного минимума для неимущих слоев населения; гарантированное обеспечение населения высококачественными лекарственными препаратами; создание условий для роста рождаемости, охраны материнства, отцовства и детства; усиление профилактической направлений здравоохранения; укрепления семьи как ячейки гражданского общества и ее государственная поддержка; завершение пенсионной реформы с целью обеспечения нормального образа жизни ветеранов труда и военной службы.
Как видно из изложенного, перечисленные направления формирования среды обеспечения национальной, если не абсолютно, то относительно, представляет собой субъект приложения определенных усилий государства в данной области. Но реализовать их одновременно практически невозможно.
Поэтому автор предлагает для дальнейшего исследования проблемы к выделению из всего множества названных направлений только приоритетные, то есть первоочередные, которые позволяют создать основу формирования среды обеспечения национальной безопасности. Примером в данном варианте такой подход рекомендуют использовать и ряд российских ученых (Э.С. Иззатдуст, В.И. Костин, А.В. Костина, В.А. Литвинов, В.В. Красинский и ряд других) [4]. Особенность подобного подхода в том, что он ориентирует политологов и научную общественность на необходимость решения безотлагательных проблем, которые непосредственно сказываются на состоянии национальной безопасности государства. Кроме того, используя подобный метод, автор предлагает объективный задел для более полной реализации формирования среды национальной безопасности в обозримом будущем.
Но чтобы определить и обосновать приоритетные направления в данной области автор определят критерии, как мера оценки, которыми необходимо руководствоваться, выбирая их из общей массы рассмотренных направлений.
Для этого мы должны прежде всего всесторонне оценить военнополитическую обстановку в мире и в Российской Федерации, использую следующие: определения возможного характера угроз Российской Федера-
ции, внешних и внутренних, в обозримом бедующем; выявление реальных возможностей государства по реализации мер, заложенных в каждом приоритетном направлении формирования среды обеспечения национальной безопасности; оценка состояния элементов государственной власти, которая будет непосредственно участвовать в формировании данной среды.
И еще одна особенность в подходе и исследовании приоритетных направлений в данной области государственной деятельности. Это сужение сфер общественной жизни (сфере национальной безопасности государства), в которых будет осуществляться формирование указанной среды. Но сужение только до определенного предела, ниже которого национальная безопасность потеряет всякий смысл.
Опираясь на предложенную методику решения данной проблемы и определенные наработки политологов и ученных в данной области, автор пришел к двум, взаимосвязанным выводам [5].
Первый. Приоритетные направления в формировании среды обеспечения национальной безопасности следует предполагать в следующих сферах общественной жизни: политической; экономической; военной; обеспечения государственной и общественной безопасности; морально- психологической(духовной); образовательной.
Второй. В качестве критериев оценки приоритетных направлений следует избрать такие, которые в обозримом будущем обеспечат Российской Федерации отражение непосредственных угроз и существование ее как миролюбивого демократического государства. Таким критериям требуемой степени, ориентируясь на приобретаемый опыт в данной области, следует считать: реальность и степень внешних и внутренних угроз; наличие политической воли у руководства государства, возможности экономики; способность силовых структур в эффективном обеспечении национальной безопасности государства; уровень морально-психологического состояния общества.
Если названные критерии применить в избранных автором сферах общественной жизни (сфере деятельности государства), то есть выбрать приоритетные направления из предложенного автором перечня, то это будет выглядеть следующим образом.
Приоритетными направления формирования среды обеспечения национальной безопасности Российской Федерации должны быть:
В сфере международных отношений: упрочнение международного авторитета России в рамках ООН; поддержание и укрепление дружеских отношений с государствами- участниками СНГ, ОДКБ, ШОС, БРИКС; улучшение отношений с НАТО, ЕС и прежде всего с США.
В сфере политики: недопущения обострения политического противостояния социальных групп(классов) и националистических элементов и организаций; усиления борьбы с терроризмом и экстремизмом; разработка организационных и правовых механизмов защиты государственной целостности, обеспечение единства правового пространства и национальных интересов Российской Федерации; постепенная ликвидация социального неравенства различных слоев населения.
В экономической сфере: подъем экономики государства, постепенный отход от ее ориентиров только на нефть и газ, проведение независимого социального ориентированного экономического курса; восстановление оборонно-промышленного комплекса на основе новых технологий; увеличение выпуска продукции двойно-
го назначения; недопущение зависимости основных отраслей экономики от иностранного капитала; формирование единого экономического пространства с государствами- участниками СНГ.
В оборонной (военной) сфере: укрепление оборонного потенциала Российской Федерации путем завершения военной реформы и перевооружение вооруженных сил современными видами боевой техники; совершенствование законодательства в области обороны российского государства (внесения изменений и дополнений в существующие документы и разработка новых); совершенствование управления вооруженными силами и другими силовыми структурами государства; укрепление военного сотрудничества с государствами-участниками СНГ, ОДКБ, ШОС; улучшение подготовки кадров для силовых структур Российской федерации.
В сфере государственной безопасности: активизация борьбы с разведывательной и иной деятельности спецслужб иностранных государств; повышение эффективности борьбы с терроризмом и экстремизмом; борьба с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и наркотических средств; борьба с акциями психологических операций иностранных государств.
В сфере общественной безопасности: участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; предотвращение и ликвидация массовых беспорядков; борьба с незаконным оборотом оружия, взрывчатых веществ и наркотических средств; поддержание общественного порядка, прежде всего в период проведения массовых мероприятий.
В морально-психологической (духовной) сфере: создание в Российской Федерации устойчивого морально психологического общества; выработка у граждан России морально-психологической устойчивости к подрывным акциям психологических операций иностранных государств; воспитание у граждан патриотизма и гражданской ответственности за судьбу Российской Федерации; ограничение и запрещение деятельности средств массовой информации, проповедующих антиконституционные настроение у российских граждан; законодательные определение и внедрение в практическую деятельность вооруженных сил, правоохранительных органов и специальных служб Российской Федерации средств и методов защиты общественного сознания.
В образовательной сфере: обеспечение в Российской Федерации всеобщего среднего образования с постепенным переходом к обязательному высшему образованию; создание в Российской Федерации системы обеспечения квалифицированными кадрами всех сфер общественной жизни (сфер деятельности государства) в том числе в области обеспечения национальной безопасности государства; развитие фундаментальной и прикладной науки, в том числе связанной с общей теорией национальной безопасности; активизация научных исследований в ведущих отраслях науки, в том числе в обороной(военной) сфере.
Таким образом, рассмотренные автором приоритетные направления формирования среды обеспечения национальной безопасности государства в условиях глобализации представляют собой первоочередные объекты приложения усилий политической власти, победившей в политической борьбе, и способной мобилизовать все материальные, духовные и организационные ресурсы государства для обеспечения его самостоятельного существования в условиях глобализации.
Успех этой деятельности в значительной степени будет зависеть от того, насколько политическая власть,
независимо от характера общественно-экономического строя государства, сумеет достигнуть консолидации и направлять необходимые силы и средства для формирования среды обеспечения национальной безопасности.
Несомненное преимущество в данной области будет иметь та политическая власть, которая сумеет своевременно создать наиболее эффективный механизм реализации необходимых мер на приоритетных направлениях формирования среды обеспечения национальной безопасности.
Список литературы:
1. Лукашенко А.Г. Магистральным направлением сотрудничества в военной сфере является взаимодействие с Россией. URL: http//news.rambler.ru/18989317/
2. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 9 сентября 2000 года № Пр-1895 // Российская газета. № 187. 2000. 28 сентября.
3. Основные направления государственной политики по развитию сферы культуры и массовых коммуникаций в Российской Федерации до 2015 года и план действий по их реализации. URL: http://mkrf.ru/document/ 581/detail.php?ID=61208
4. Иззатдуст Э.С. Национальная безопасность России: институциональный контекст и человеческое измерение. М. : Асаёегша, 2010; Костин В.К, Костина А.В. Национальная безопасность современной России: Экономические и социокультурные аспекты. Изд. Либроком. 2013; Литвинов В.А. Основы национальной безопасности России. Изд. Ленанд. 2011; Красинский В.В. Правовое обеспечение избирательного процесса в интересах национальной безопасности России : М. : Новый индекс. 2010.
5. Александров А.К, Ковалевский С.С., Коровников
A.В., Сурков К.В. Проблемы законодательного обеспечения национальной безопасности Российской Федерации / под общ. ред. С.В. Степашин : Изд. дом «Финансовый контроль», М. : 2003; Барышев А.П. Современная стратегия США и НАТО (в контексте проблем национальной безопасности России). М. : ОГИ, 2011; Бжезин-ский 3. Выбор. Мировое господство, или глобальное лидерство. М. : Межд. отношения, 2004; Гайдар Е.Т. Гибель империи: уроки для современной России // Российская политическая энциклопедия. 2-е изд. М., 2006; Глазьев С. Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. М. : Экономика, 2010; Зюганов Г.А. Глобализация: тупик или выход? М., 2001; Кефели И.Ф. Судьба России в глобальной геополитике. СПб. : Северная звезда, 2004; Косов Ю.В. Мировая политика и международные отношения. СПб. : Питер, 2012; Маруев А.Ю. Геополитические основы формирования современной геостратегии России : монография. М. : Граница, 2008; Мовчан С.Н., Золотарев
B.В., Яремчук Н.В. Бюджет как зеркало экономики : монография. М. МПА-Пресс, 2012; Общая теория национальной безопасности : М., РАГС. 2005; Примаков Е.М. Мысли вслух. М. : Изд. «Российская газета», 2011; Сорос Дж. О глобализации. М., 2002; Шаклеина Т.А. Россия и США в мировой политике. М.: Аспект Пресс, 2012; Штоль В.В. Армия нового мирового порядка. М.: ОГИ, 2010.